Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
28.05.2018
06:31
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [885]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [68]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [74]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальские Торговые ряды (Гостинный двор)

Суздальские Торговые ряды (Гостинный двор)



Южные Торговые ряды

Восточные Торговые ряды/Гостинный двор


Восточные Торговые ряды/Гостинный двор

Западные Торговые ряды

Западные Торговые ряды


Рядом с Западными Торговыми рядами расположены Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви.

Торговые ряды построены в 1806—1811 гг. по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского.


Центральная часть города. Слева – Гостиный двор (Торговые ряды). Фото А.А. Соболева. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Торговые ряды являются первым городским сооружением в стиле ампир. В центре фасадной части расположены высокие портальные ворота, увенчанные шпилем с позолоченным соколом, гербом древнего великокняжеского города Суздаля. Северная часть галереи, от ворот, была одноэтажной, а южная заканчивалась двумя этажами. В здании располагалось более ста купеческих лавочек, которые позже были перестроены в отдельные магазины. Южная часть была разобрана в 1924 г.

В 1941-м году в Гостином дворе и соседних домах был размещено Винницкое военно-пехотное училище. Училище, готовившее младших офицеров - артиллеристов в Виннице, на западной границе, с началом войны было срочно эвакуировано с запада на восток. Так как отопления в Рядах тогда почему-то не было, то курсанты с трудом пережили суровую зиму 1941-42 года (Записано со слов офицера запаса И. И. Новицкого, которому довелось беседовать с одним из бывших курсантов Винницкого училища - Генрихом Ивановичем Чернецким. Он также вспоминал, что Торговые ряды были заколочены досками, а через дыры в крыше шел снег.). Они сооружали печки - каменки из глины и речных камней; было чуть теплее, но зато очень угарно. С едой тоже было плохо.
Скорее всего, отопление рядов было разрушено в годы военного коммунизма (1918-21 годы). В начале XX века прогрессивные деятели (к которым относились и местные купцы) - переделывали локальное печное отопление на центральное водяное; а такую систему при отсутствии дров легко заморозить. Про отсутствие дров в 1918 году в Суздале писал Юрий Белов. Восстанавливать же ряды в 20-е и 30-е годы смысла не было, поскольку торговать там все равно было нечем. Пайковой хлеб, пайковая же селедка из Норвегии или сушеная вобла с Каспия, керосин по карточкам, дрова в лесу, прочее растет на огороде.
Но, однако же, и в тех суровых условиях училище подготовило и отправило на фронт (в 1943-44 годах) 2000 младших командиров (Подготовка младших офицеров занимала, в зависимости от специальности, три-четыре месяца; за год училище делало три - четыре выпуска.) из 2500 курсантов. Куда девались остальные 500, не сказано (По утверждениям Чернецкого, к концу 1943 года недостатка в офицерах-артиллеристах на фронте уже не было, и курсантов последних призывов перебросили доучиваться (точнее, говоря, переучиваться) в десантное училище, в подмосковный Нарофоминск. А они так уже устали от муштры, голода и первобытных условий жизни, что мечтали попасть скорее на фронт - не понимая, что эта отсрочка сохранит многим из них жизнь.).
Кстати, курсанты изрядно хулиганили здесь - например, обучаясь стрельбе, стреляли по звездам на куполах Рождественского собора (это поведение юных комсомольцев не противоречило официальному лозунгу «Религия - опиум для народа»). После этих развлечений в соборе текла крыша, и директор музея (Варганов) писал слезные докладные...
В 1970-е гг. по проекту О.Г. Гусевой и под руководством реставратора М.М. Шаронова была полностью восстановлена восточная галерея и выстроена симметрично ей западная, со стороны Каменки, где раньше был только складской двор.
В 90-е годы здесь, кроме магазинов, находились и учреждения: выставочный зал, детская библиотека, редакция газеты «Суздальская новь».

См. Вязниковский гостиный двор
Владимирские Торговые ряды
Торговые ряды Юрьев-Польского

О суздальских базарах (из книги «Память прошлого. Очерки В.М. Снегирева по истории Суздаля»)

Бывшая Владимирская улица, а теперь Ленина, выходит на Хлебную базарную площадь. Эта площадь, как и вся иак называемая Большая дорога от Владимирской заставы до Ярославской, в минувшее время были выложены булыжником, и дождевая вода сходила с них по обочинам в реку Каменку или просачивалась в землю, поэтому на них грязи не бывало.
Каждую субботу на Хлебной (сейчас Торговая пл.) площади собиралось до 500 и более подвод. Возы с товарами устанавливались на площади в известном порядке. При входе на Хлебную площадь с Большой улицы налево по направлению к церкви Царя Константина в четыре и более ряда, а иногда и вокруг церкви располагались возы с «хлебом» (так суздаляне называли зерно и муку), привозимым главным образом крестьянами из Ополья. Особенно много его доставляли из сёл, расположенных около Гавриловского Посада, например, Шихобалово и Шекшово и т.д. Здесь можно было купить в молотом виде и зерном рожь, овес, яровую пшеницу, вику, чечевицу, горох, гречневую крупу и разную посыпку. Цена ржаной муки до первой немецкой войны была в среднем 60 коп. за пуд; озимая рожь – 50 коп. за пуд, мука ржаная – 80 коп., овёс – 40 коп. за пуд. Озимой пшеницы, проса, ячменя почти не было. Ячмень сеяли в северо-восточных частях уезда за Нерлью. С «хлебом» приезжало до 200 и более возов. Особенно бойко шла торговля «хлебом» зимой. Главными поставщиками зерна и муки являлись селения с безлесной стороны, т.е. находящиеся по правую сторону Нерли, покупателями – крестьяне из заречной стороны уезда. Можно сказать, что Суздальский уезд сам прокармливал себя упомянутыми продуктами и даже вывозил их в Шуйский и Ковровский уезды. Овёс в большом количестве покупался скупщиками.
Так называемые масляники из сёл Санино, Ляховицы и других, где находились маслобойни, обычно становились со своими бочками ближе к Владимирской улице. У них можно было купить или обменять на льняное семя льняное масло и колоб молотый или в плитах.
По направлению от Васильевской улицы к Кремлю стояли возы со льном разных сортов, который в большом количестве возделывали почти во всех селах уезда. Лён скупали скупщики в свои суздальские склады для фабрик Шуи, Кохмы и других. Можно сказать, что фабрики Вязников работали исключительно на суздальском льне.
На торговле льном в Суздале следует остановиться особо. Лён для крестьян Суздальского уезда составлял существенную необходимость. Его пряли на нитки, ткали из ниток домашний холст, бранные скатерти, утиральники (полотенца), холст набивали рисунком (с Михайловской стороны). Всё это делали ручным способом. Были такие искусницы в ткачестве, что работали на домашних станах с 8 подножками. Наконец, на деньги, вырученные от продажи излишков, главным образом льна, производились все необходимые в домашнем хозяйстве крестьян покупки, в частности, покупался сельхозинвентарь. Льняное масло было почти единственным растительным маслом, оно употреблялось суздальскими крестьянами в пищу и для окраски крыш и деревянных построек. Ближе к домам располагались возы из Коврова с обожженной известью, которую раскупали крестьяне, строившие себе каменные житницы и дома из самодельного кирпича.
Все перечисленные виды товаров – «хлеб», известь, лен – взвешивали на специальных весах, единицей веса служили пуды, фунты и даже лоты (фунт равнялся 32 лотам).
По южной стороне ограды Казанской церкви стояли возы с картофелем, луком, огурцами, капустой, репой, брюквой, а после праздника Преображения – с яблоками, рябиной, тут же продавался толчёный хрен. Картофель славился из селений по левую сторону Нерли, например, из села Урусобино. Летом и осенью, а зимой, особенно перед Масленицей, здесь торговали мороженной и сухой рыбой, клюквой и привозными грибами.
Ближе к ограде Воскресенской церкви на базаре устанавливали временные палатки лоскутницы из Шуи, Тейкова, Иванова, Кохмы. Из остатков, обрывков ткани, из бракованной мануфактуры с фабрик можно было подобрать и купить за мизерную цену материал для пошива белья и детской одежды.
По северной стороне ограды Казанской церкви располагался Гончарный ряд, в котором торговали как суздальцы, производившие крынки, горшки, плошки, цветочницы из красной глины, так и приезжие гончары из дальних северных сел уезда (например, из Якимова), предлагавшие корчаги, печные трубы из томленой серо-синей глины. За гончарами расставляли свои товары сельские столяры и плотники, изготовлявшие для крестьян обеденные столы, стулья, табуретки, шкафчики, горки и пр.
В юго-западной части площади располагался Щепной ряд. Здесь торговали вениками, исключительно березовыми, деревянными лопатами, коромыслами, тележными осями, лаптями и бахилами. Ближе к Крестовской церкви раскладывали свои изделия прямо на земле слесари из сел Торчино, Тетерино, Сокатово. Здесь можно было купить необходимые крестьянину инструменты: буравы, сверла, железки для рубанков и шерхебелей, долота и т.п., рядом так же на земле коробейники торговали лубочными товарами, картинами и копеечными книжками.
В северо-западном углу площади недалеко от Крестовской церкви находился съестной ряд базара. Здесь осенью ставились возы с грибами, белыми и черными, мочёными и солёными: рыжиками, груздями, подгруздями, волнушками, сыроежками и т.п. Грибы продавали в кадочках, чаще вместе с тарой. В зимнее время здесь стояли розвальни с мороженой свежей рыбой, главным образом из Нерли, а также розвальни с лесными мочёными ягодами: клюквой, брусникой из болотистых лесных мест за Нерлью…
Ежегодная Преподобенская (Евфросиньевская) ярмарка начиналась с подторжья, примерно с 23 сентября, когда шёл торг лошадьми. Флаг самой ярмарки поднимали после молебна 25 сентября, и ярмарка продолжалась целую неделю. На неё съезжались торговцы местные и иногородние. Из Ярославля обязательно приезжал кондитер Петров; из Ростова привозили огородные семена, зелёный горошек и сладкий лук, которые в Суздале не выводили; из Гуся – стеклянную посуду и лампы; из Павлова Посада – ножи и замки; из Кольчугина – медную посуду, колокольчики, бубенцы; из Нижегородской губернии – деревянную посуду; из Иванова, Кохмы, Тейкова – мануфактурные изделия; с волжских пристаней – арбузы, виноград, фрукты. Пасечники устраивали на ярмарке свои ларьки, скоморохи давали народные представления, действовали карусели, качели, райки, фокусники и другие народные развлечения.

Торговая площадь

На торговой площади расположены церковь Казанской иконы Божьей Матери/Казанская церковь и Воскресенская церковь/Церковь Воскресения на торгу.


Воскресенская церковь

Главная новогодняя елка Суздаля на Торговой площади

Улица Ленина. Слева Воскресенская церковь, справа Казанская церковь

См. Международный фестиваль-конкурс «Праздник топора».

Кресто-Никольская церковь/Церковь Николая Чудотворца


Кресто-Никольская (Крестовская) церковь

Суздаль. Крест с изображением распятья и двумя предстоящими в Кресто-Никольской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С. А.

Церковь расположена на небольшой площадке в конце торговых рядов.
В 1654 г. в Суздале свирепствовало «моровое поветрие», унесшее за короткий срок много жизней. По древнему обычаю, суздальцы решили отслужить молебен в городе на средокрестии (пересечении) дорог. Крестом дороги сходились в этом месте: одна шла по теперешней Старой улице и берегом реки, другая, пересекающая ее, от Царевской церкви под Кабацкую гору. В знак избавления от «морового поветрия» была поставлена часовня Крест в 1654 г.
При нахождении епископа Геннадия II на Суздальской архиерейской кафедре в 1770 г. вместо часовни Крест, была построена усердием суздальцев каменная церковь в честь Креста с приделом Николая Чудотворца. Кресто-Никольская и, как не имеющая прихода, распоряжением епископа Геннадия была причислена к Васильевскому монастырю.
Церковь эта небольшая, кубообразной формы с барочными наличниками, перекрытая на четыре ската, с одной главкой.
В XIX в. западная часть Кресто-Никольской церкви в Суздале была перестроена, к ней пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем.
Первоначально здание было окрашено в красный цвет, наличники и карнизы - в белый.


Колокольня Кресто-Никольской церкви

Кресто-Никольская церковь/Церковь Николая Чудотворца

Архитектурная особенность этой церкви заключается в том, что с противоположных сторон она выглядит по-разному.
Адрес: ул. Ленина, 65а


Кресто-Никольская церковь/Церковь Николая Чудотворца

Центральная часть города. Слева – Гостиный двор (Торговые ряды). Прямо в центре - дом купцов Жинкиных. Фото А.А. Соболева. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Дом купцов Жинкиных. Ул. Ленина д. 65

Дом купцов Жинкиных, постройки 1813 года, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. В настоящее время в здании находится Отдел внутренних дел.
История Суздаля и Суздальского района.
Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви.
Златоустовская церковь.
Воскресенская церковь, Торговая площадь.
Казанская церковь. Торговая площадь.
Музей восковых фигур.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (18.05.2015)
Просмотров: 1633 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика