В одном из краеведческих залов Вязниковского историко-художественного музея до недавних пор экспонировался подлинный план Вязников 1790 года. Композиционным ядром предполагавшейся застройки городского центра двухсотлетней давности должны были стать в соответствии с этим планом торговые ряды. В XVIII веке, и особенно к началу века XIX-го, с неудержимым ростом числа мелких и средних промышленников, купцов визитной карточкой каждого провинциального городка становится уже не помпезный собор с золочеными куполами, а торговые ряды с бойкими приказчиками и буйством рекламы.
По плану 1790 года Вязники должны были украситься вместо пестрых деревянных лавчонок, скопившихся на площади Казанского собора, зданием, как мы сейчас бы сказали, торгового центра. Юго-западная часть его (ныне «Раймаг) была построена. По неизвестным причинам запланированное каре торговых рядов осталось недостроенным. Только в начале XX века стараниями энергичных вязниковцев Сизяковых с северного торца классических рядов было пристроено двухэтажное сооружение красного кирпича (теперь универмаг № 1), но уже в другом архитектурном стиле,
Фото Франтова. На снимке слева виден гостиный двор до постройки здания ГУМа.
Кто же автор Вязниковских торговых рядов? Сделаем небольшой экскурс в историю архитектуры. Первая половина и середина XVIII века — расцвет витиеватых форм барокко: Зимний дворец в Петербурге, императорские дворцы в Петергофе и Царском Селе, усадьба Кусково... Ухтомский, Растрелли, Зарудный, Коробов… В 1738 году итальянцы неожиданно обнаружили древний город, погибший когда-то под пеплом Везувия, о нем помнили, но архитектурные формы вскрытых строений, искусство античного мира поразило всех. Изумленные архитекторы увидели образец для подражания. Началась эпоха классицизма, последний период которого от французского слова «империя» получил название «ампир». …Все было несомненно сложнее в истории и не так «прямо». Как всякое искусство, архитектура имела разные ответвления стиля из-за ограниченности средств, поправки на квалификацию строителей... Однако в общих чертах путь архитектуры к ампиру был именно таким. Вязниковские торговые ряды, гостиный двор относятся к этому позднему периоду классицизма. Иногда его еще называют эпохой высокого классицизма. Интересно, что «Раймаг» пока единственное здание города, у которого удалось установить имя автора, это Петров Евграф Яковлевич (1787-1839). В 1812 году двадцатишестилетний Евграф Яковлевич определяется во Владимир губернским архитектором. С 1836 года он руководит работами по строительству мужской гимназии в губернском центре. Тяжелая болезнь не дала завершить начатое: в 1839 году Евграф Яковлевич Петров умер.
Если с более или менее основательной степенью ясности предположить, что Вязниковские торговые ряды оказались недостроенными также из-за болезни и смерти Е.Я. Петрова (в былые времена строители работали под непосредственным наблюдением архитектора — автора проекта), то можно датировать «магазин под столбами» — как назвали вязниковцы творение зодчего, 1826 — 1836 годами.
Улица Советская, д. 35. Торговые Ряды, южная линия.
Здание Универмага. Нач. ХХ века.
С архитектурной точки зрения ряды очень интересны. Если в XVIII веке торговые постройки имели арочные галереи (вспомним Суздаль), то теперь галерея украшается колоннадой. Несмотря на то, что поздние наслоения асфальта перед зданием рядов уменьшили цоколь, колоннада, тем не менее, величественна. Стопятидесятилетний возраст дает основание надеяться, что памятник позднего классицизма все-таки предстанет в первозданной белизне, освободится от штукатурки типа «шуба», не свойственной ампирным постройкам, искажающей замечательные пропорции здания. Сейчас магазин страдает от переизбытка товаров и посетителей при минимуме торговых площадей, но это результат поздних перестроек. Сооружения подобного типа и времени предусматривали анфиладную систему залов, то есть, войдя в одну дверь, вы двигаетесь вдоль торговых прилавков из одного зала в другой, и, не возвращаясь обратно, выходите на боковую или противоположную улицу. Если исправить эту ошибку временных перестроек, то торговые работники получают дополнительную площадь без особых затрат, а город — прекрасный памятник архитектуры первой половины XIX века в том виде, в каком он был задуман талантливым зодчим. Владимир ЦЫПЛЁВ, краевед. Материал был опубликован в Вязниковской газете «Маяк» 14 декабря 1985 года.
Суздальские Торговые ряды (Гостинный двор). Владимирские Торговые ряды Торговые ряды Юрьев-Польского Город Вязники Памятники города Вязники Памятники гражданской архитектуры Вязников.