Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
04:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Епископ Геннадий II Суздальский

Епископ Геннадий II Суздальский

Епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий II занимал Суздальскую кафедру в 1761-1775 гг.
Владыка Геннадий, в миру Григорий Драницын, родился в семье причетника удельного селе Большие Всегодичи Владимирского (с 1778 г. – Ковровского) уезда. Образование получил в Славяно-Греко-Латинской академии в Москве, где и был оставлен для преподавания. В 1746 г. Григорий, прослушав только один год богословие, определен был учителем фары. В 1748 г. он назначен учителем грамматики и инфы, в 1752 г. – синтаксимы, а в 1753 г. – пиитики.
В 1753 г. ректор академии архимандрит Варлаам писал о Григории Драницыне и его коллеге учителе Афанасии Пельском: «сии учители, хотя бельцы, однако люди весьма надежные и как жития, так и учения изрядного». В 1754 году по совету начальства, предвзято относившегося к учителям – не монахам, Григорий Драницын принял иночество с именем Геннадия и был назначен учителем философии. Кажется, с него было взято обещание уже при определении на учительскую должность о последующем принятии иноческого сана. Характерно, что по поводу того же Афанасия Пельского в 1754 г. ректор академии архимандрит Иоасаф доносил в Св. Синод: «риторику обучал Афанасий Пельский исправно, но понеже он монашества прияти не желает, а за тем, что не все учители монахи, бывает в предиктах остановка, того ради не повелит ли Св. Синод, откуду пристойно, взять на его место монаха».
В феврале 1755 г. иеромонаха Геннадия назначили префектом академии, а в сентябре того же года – учителем богословия. В мае 1757 г. о. Геннадий был назначен ректором академии и настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря в сане архимандрита. В 1758 г. его перевели настоятелем в Иосифо-Волоколамский монастырь «для облегчения и отдохновения от школьных трудов».

13 декабря 1761 г. архимандрит Геннадий был посвящен в епископа Суздальского и Юрьевского, и 31 марта 1762 г. в Вербное воскресение прибыл в Суздаль. Там его встречали от Воскресенской церкви «с крестным хождением и с вербою» и шли до соборного храма.
Владыка Геннадий заботился о благолепии своей соборной церкви, где устроил «место архиерейское резное». Он много сделал для благоустройства Суздальской семинарии: упорядочил семинарское хозяйство, перевел ее из тесного помещения при архиерейском доме в Спасо-Евфимиев монастырь, «подвергнул пересмотру весь продовольственный строй» и дал подробную инструкцию назначенному для заведования семинарскими делами комиссару.
«В подаваемых Владыке консисторских докладах,- писал историк Владимиро-Суздальской епархии Н. Малицкий,- он многократно усматривал, что в выписку вносятся правила, вовсе к тому не относящиеся, что, по мнению Геннадия, ни от чего другого происходило, как только от простоты присутствующих».
Епископ Геннадий старался замещать должности в епархии образованными и способными людьми, всячески поощрял своих ставленников и сквозь пальцы смотрел на некоторые их слабости. Но достойных людей не хватало, да и сам Владыка не очень хорошо, по-видимому, разбирался «в кадрах». В Епархии процветало пьянство, часто случались пьяные дебоши и прочие неустройства. Покровительствуемый Геннадием префект семинарии Субботинский под влиянием «пьянственной» страсти «ни в чем другом обращался, как только в одних побоях, которые он без всяких правильных причин из своих рук налагал на своих учеников бесчеловечным образом». В конце концов, он допился до белой горячки и вообразил, что «ему Бог купину явил». Зажегши фунт свечей перед иконой, он едва не спалил всю семинарию. Другой префект, Семен Быстрицкий, попался на корчемстве. Третий префект игумен Арсений Изографов «будучи под немалым куражом, сек учеников по обнаженным телам плетьми» и «весьма непристойные в отношении их малолетства чинил нападения», которые несчастные семинаристы даже не смели «изъяснить» владыке. Особенно любимый епископом Геннадием архимандрит ректор Соломон Доброгорский, хотя уже после смерти владыки Геннадия, под влиянием алкоголя впал в «гипохондрическую болезнь» и наделал самых «необыкновенных поступков».
Официально епископ Геннадий не мог оставить без внимания «непристойных префектовских» и иных поступков и даже наряжал строгие следствия. Но стоило провинившемуся преподавателю «припасть к стопам владыки» и «всерабски просить архипастырского милосердного прощения», а особенно подать «надежду монашества» (т.е. пообещать владыке принять иноческий сан), Преосвященный Геннадий тотчас сменял гнев на милость и предписывал «начатое следствие оставить и в учиненных прегрешениях архипастырское прощение объявить и, дабы впредь таковых непристойных поступков не чинил, обязать в силу указов подпискою». Субботинский, не исполнив даже обещания принять «монашеский образ», получил место протопопа сначала в Кинешме, а потом – в Юрьеве-Польском, где натворил новых дебошей. Игумен Арсений, всего лишь через несколько месяцев после своих «непристойных» поступков с учениками, был рекомендован владыкой Геннадием в качестве кандидата в архимандриты Спасо-Евфимиева монастыря. Вообще при епископе Геннадии Суздальская семинария, как писал Н. Малицкий, «представляла типичный образец дореформенной школы со всеми ее недостатками и крайностями». Преподавание в ней стояло на низком уровне и даже ученики философии могли только «тупо» прочесть латинский отрывок и после по распоряжению преемника Геннадия переводились из философии обратно в риторику. Кроме пьянства, бичом семинарии являлись побеги учеников, которых укрывали их же родители. Не строгий и «всещедро правительствоваший» епископ Геннадий вынужден был прибегнуть к строгим мерам против беглецов и укрывателей. По его резолюциям отцов бежавших семинаристов не только штрафовать, но и ссылали в «монастырские труды» и даже вместе с сыновьями «при собрании семинаристов под колокольцом били в две плети».
В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II произошла секуляризация церковных имений. Суздальская епархия была отнесена к епархиям 3-го класса и ее содержание, положенное от казны, оказалось много меньше против прежнего.
14 июня 1764 г. к Суздальской епархии были приписаны города Юрьев-Польский (из Нижегородской епархии) и Лух с Кинешмой (из Владимирской епархии). Всего, таким образом, в 1764 г. в состав Суздальской епархии вошли города: Суздаль (343 церкви в городе и округе); Юрьев-Польской (126 церквей); Юрьевец-Повольский (78 церквей); Шуя (28 церквей); Лух (24 церкви) и Кинешма (20 церквей). Очень долго тянулось дело о разграничении Суздальской и Костромской епархий на границах Кинешемского уезда. 23 декабря 1767 г. владыка Геннадий доносил Св. Синоду, что по росписи 1764 г. город Кинешма с уездом отписан к его епархии. Но не все церкви Кинешемского уезда поступили в Суздальскую епархию. 6 церквей оказались в ведении епископа Костромского и Галицкого Дамаскина (Аскаронского): в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хреновке Вичугской волости; во имя св. Николая Чудотворца в селе Вичуге; Троицкая в селе Жирятине на реке Лопше; Никольская в селе Есиплеве Мериновской волости; Сретенская в Сендене слободе на Волге; Воздвиженская в селе Меринове и Богоявленская в селе Богоявленском на Волге Владычинской волости. Епископ Геннадий просил приписать эти храмы к Суздальской епархии. Но прошло более 2-х лет, прежде чем Синод занялся этим делом. Преемник епископа Костромского Дамаскина, уже умершего к тому времени, епископ Костромской Симон II (Логов) сообщил, что все спорные села входят в состав Плесского духовного правления, а к Кинешме не относятся. До Суздаля от этих сел было по 150-180 верст, а от Плеса – всего от 12 до 27 верст (да и то порой кружным путем, а через Волгу – короче). Решение дела клонилось в пользу костромского владыки. Но 15 июня 1770 г. Геннадий Суздальский сделал дополнение: все названные села к его епархиальным селам Углецу и Уракову состоят в 8-10 верстах. Как ни странно, но этот аргумент оказался решающим. 8 марта 1771 г. Св. Синод отписал спорные церкви к Суздальской епархии.
В 1765 г. на Суздальское архиерейское подворье в Москве временно был переведен Богословский класс Славяно-Греко-Латинской академии и там же предоставлено временное помещение ректору архимандриту Геннадию (Броницкому).
При нахождении епископа Геннадия II на Суздальской архиерейской кафедре в 1770 г. вместо часовни Крест, устроенной еще в 1654 г. в память от избавления Суздаля от моровой язвы, была построена усердием суздальцев каменная церковь Кресто-Никольская и, как не имеющая прихода, распоряжением епископа Геннадия была причислена к Васильевскому монастырю. По благословения епископа Геннадия II была выстроена в 1764-1773 гг. и освящена каменная суздальская церковь в честь св. Царевича Димитрия. вплоть до нач. ХХ века в этом храме сохранялись два старых антиминса. На первом из них сказано: «священнодействован Московской Св. Правительствующего Синода конторы членом преосвященным Геннадием, епископом Суздальским и Юрьевским лета 7280 (1772) месяца февраля», а внизу на нем написано: «положен сей освященный антиминс 1773 года, месяца августа 18 дня». Такое же время освящения престола указано и на водруженном кресте: «освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей во храм Святого Великомученика Димитрия Мироточца… благословением … Преосвященнейшего Геннадия Епископа в лето 7281 (1773) августа в 18 день».
В том же году был освящен и престол придельного храма во имя Царевича Димитрия. На антиминсе сего престола сказано: «священнодействован Московской св. Синода конторы членом Преосвященнейшим Геннадием, епископом Суздальским и Юрьевским лета 7281 (1773) июля 22 дня».
27 сентября 1771 г. епископ Геннадий был назначен членом Московской Синодальной конторы.
15 октября 1774 года переносил мощи князя-мученика Михаила Черниговского в Архангельский собор Московского Кремля, во вновь устроенную раку.
В 1774 г. Преосвященный Геннадий II Суздальский участвовал в работе комиссии при осуждении Емельки Пугачева. 17 февраля 1775 г. владыка Геннадий получил назначение постоянно присутствовать в той же Московской конторе Святейшего Синода. Находясь в Москве, он и умер 12 апреля того же 1775 года в первый день Пасхи в 9 часов пополудни (по другим данным – 11 апреля).

13 апреля 1775 г. Суздальского архиерейского дома духовник иеромонах Порфирий представил рапорт в св. Синод, что «Синодальный член Преосвященный Геннадий, епископ Суждальский сего апреля против 12-го числа в исходе 9-го часа пополудни скончался, а собственное Его Преосвященства имение перенесено в кладовую ризничную палату, в которой и хранится запечатано». Синод приказал: «Учинить следующее:
1-е. Тело оного покойного Пеосвященного Геннадия епископа Суждальского из того дому в коем оный Преосвященный жительство имел, вынести сего апреля 14 дня Московского Чудова монастыря в Архангельскую церковь, в которой и надгробное пение отправить, для каковой церемонии находящихся ныне здесь синодальных членов пригласить, а протчим ставропигиальных монастырей архимандритам понадлежащем объявить, от синодальных экзекуторских дел московских же монастырей архимандритам и игуменам и некоторых церквей священнослужителям наряд учинить оставляется на рассмотрение синодального члена Преосвященного Платона архиепископа Московского.
2-е. По отправлении погребальной церемонии гроб с телом покойного Преосвященного положа в нарочно зделанной на то ящик и, засмоля, отправить в Суждаль под смотрением из находящихся здесь тамошних духовных одного иеромонаха и одного иеродиакона с тамошними служителями на наемных подводах, истребовав от главной полициймейстерской канцелярии надлежащий билет.
3-е. Оной Суждальской духовной консистории предписать, чтоб находящиеся в Суждальской епархии архимандриты и градские священники означенное покойного Преосвященного тело в некотором от города разстоянии с звоном встретили, и когда в город привезено будет, то оным архимандритам там с протчим тамошним духовенством не синя вторично надгробного пения, но по отправлении точно единой панихиды, погрести в таком месте, где и протчие оного Преосвященного антецессоры погребались.
4-е. На здешния все принадлежащия к погребению расходы и на отправку того тела из Москвы в Суждаль выдать из наличной синодальной суммы нащет оставшегося оного покойного Преосвященного имения Московской синодальной типографии директору надворному советнику Пелскому пятьсот рублев, и выданы, а сколько тех денег издержано будет и на что именно подать ему Пелскому Святейшему Синоду репорт.
5-е. Оставшееся здесь на Суждальском подворье оного Преосвященного имение описать ставропигиального Донского монастыря архимандриту Феофилакту с синодальным экзекутором, и ту опись подать в Святейший Синод, а имение, запечатав для хранения, отдать в синодальную ризницу.
6-е. Оставшееся в Суждальском архиерейском доме собственное оного Преосвященного имение отписать Суждалськой духовной консистории, и ту опись прислать в Святейший Синод при репорте, а именно запечатав до указа хранить в целости.
7-е. В Суждальской духовной консистории присутствующим быть тем же, кои от оного покойного Преосвященного Феогноста определены и ныне действительно находятся и решить им в силу Святыя Отцов правил духовного регламента и Ея Императорского Величества указов, а о делах же архиерейского разсуждения и решения требующих и о ставленниках представлять Преосвященному Иерониму, епископу Владимирскому и Суждальской духовной консистории чинить о том по сему Ея Императорского Величества указу, а о том же и куда надлежало указы из Святейшего Синода посланы, апреля 13 дня 1775 года».
Суздальская консистория в свой черед приказала:
«1. … Тому телу встреча учинена в селе Михайловой Стороне, куда и должно будет следовать монастырским настоятелям да приходским священникам с диаконы по одному человеку… прочим же градским священнослужителям сию процессию велеть в облачении ожидать у Васильевского монастыря, егда же оная процессия приближатца имеет, ко оному монастырю, тогда во всех монастыря и при всех церквах начав от собору продолжать колоколенной звон, ожидая оному окончания от собору, в коем при отправлении по Его Преосвященстве панихиде и погребении всем оным священноцерковнослужителям неотлучно находиться и к погребению Его Преосвященства тела в соборной церкви приготовить место, где прежде все преосвященные погребены были…
2. Оставшееся в Суждальском архиерейском доме собственное Его Преосвященства имение описать консисторскому присутствующему соборному протопопу Иоанну да ключарю иерею Алексию, а для писма быть при том канцеляристу Алексею Оборину…
3. По погребении тела Его Преосвященства о надлежащем Его Преосвященства в церковных священнослужениях и получению о том указов трехгодичное время поминовения во все монастыри игуменам и настоятелям, а в соборы к протопопам с братиею и для объявления о том Суждальской епархии всех церквей священно- и церковнослужителям… послать указы…».
Консистория сообщила, что епископ Геннадий уехал в Москву 10 октября 1771 г. для присутствия в Московской синодальной конторе, а руководство архиерейским домом было возложено на члена Суздальской духовной консистории настоятеля Юрьевского Архангельского монастыря архимандрита Кирилла.
Тело почившего Владыки было привезено в Суздаль и погребено в Рождественско-Богородицком кафедральном соборе близ гроба митрополита Ефрема Суздальского, скончавшегося еще в 1719 году.

/Фролов Н.В., Фролова Э.В. Памяти пастыря. Архимандрит Дионисий (Михайлов) и село Большие Всегодичи./

Суздальские и Юрьевские

Суздальская Епархия
48. Сильвестр (Гловатский) 10 октября 1755 – 20 мая 1760 гг.
49. Геннадий II Суздальский (Драницын) 13 декабря 1760 - 12 апреля 1775 гг.
50. Тихон (Якубовский) 19 мая 1775 - 4 апреля 1786 гг. Поступил из Воронежа в Суздаль 19 мая 1775 г.; управлял епархией около 11 лет; скончался 4 апреля 1786 г. и погребен в соборной церкви.
В 1788 г. при епископе Владимирском и Яропольском Викторе (Онисимов) Суздальская и Переславская епархии были присоединены к Владимирской.
Владимирская епархия.

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.11.2016)
Просмотров: 1718 | Теги: Суздаль, епископ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru