В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря по инициативе Епископа Ефрема - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Епископ Ефрем передает монастырю села: «...юже бе далъ Ефрем и с селы». Села, по-видимому, принадлежали самому Ефрему, который происходил, судя по сведениям Киево-Печерского патерика, из знатной, возможно княжеской, семьи («каженик некто от княжа дома»). Наиболее вероятным представляется, что села, которые дал Ефрем Дмитриевскому монастырю, находились вблизи Суздаля и, возможно, сам монастырь располагался на земле одного из принадлежавших ему сел.
В пределах суздальского кремля времени Владимира Мономаха в земляных валах было проделано двое проездных ворот, соединявшихся между собой позднее Кремлевской, Рождественской улицей. Восточные напольные ворота выводили на посад и носили название Ильинских (по расположенной вблизи церкви Ильи Пророка). Юго-западные проездные ворота носили название Дмитриевских. Они выводили к р. Каменке, на древнюю дорогу, ведущую к р. Клязьме, ко Владимиру, в землю вятичей. Именно на этой дороге и возник древнейший суздальский монастырь, давший впоследствии всей заречной застройке наименование «Дмитровской стороны».
Летописные источники упоминают монастырь Димитрия в Суздале под 1096 годом.
В летописном рассказе под 1096 годом говорится: «Олегъ прииде къ Суждалю, повелеле зажещи Суждаль городъ; токмо остася дворъ Почерьскаго монастыря и церкы, яже тамо есть Святаго Дмитрея, юже бе далъ Ефремъ». Олег Черниговский овладел городом Суздалем и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль. Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.
В дальнейшем с Дмитриевским монастырем была тесно связана семья суздальского тысяцкого Юрия Долгорукого - Георгия Симоновича. Видимо, именно к этой обители относится свидетельство Киево-Печерского патерика о том, что «правнуци его (Симона) любовь имеъютъ къ святому Дмитрею, ту бо имеъють мъсто свое в нем, и иже кто ихъ лишитися, и сии под клятвою суть своих прародитель и отець иже своею волею отмещутся молитвы святого и благословениа и объта преподобного отца Феодосия».
Дальнейшие письменные свидетельства о Дмитриевском монастыре относятся уже к XIII в.
Епископ Кирил II Ростовский был посвящен в епископы в 1216 г. из иноков Дмитриевского монастыря. Под 1228 г. Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лет Кирилъ епископъ Ростовьския и оставивъ епископью приде в Суждаль к святому Дмитрию в свою келью хотя лечити свою немочь». В 1228 г. он оставил епископскую кафедру и, возвратившись в монастырь, принял схиму.
В 1230 г. он скончался и был погребен в Дмитровском монастыре. В 1713 г. при копании рвов для фундамента церкви найдена была могила с гробом, в котором положено тело еп. Кирилла, покрытое пеленою, под которой видна была одежда. После постройки церкви, была сделана на стене над самой могилой надпись: «изъ игуменовъ Кириллъ Дмитриевскаго монастыря посвященъ былъ въ гор. Ростовъ епископомъ въ лето 6724 (1216 г.), и потомъ принялъ схиму въ ономъ монастыре въ Суждале въ лето 6737 (1229 г.) и преставился въ лето 6738 (1230 г.), и погребенъ на месте семъ при храме Кириллъ епископъ».
В 1238 г. монастырь при взятии Суздаля татаро-монгольскими отрядами был сожжен: «татарове взяша Суждаль… разграбиша и двор княжь огнемь пожгоша и манастырь святаго Дмитрия пожгоша, а прочии разграбиша...».
Видимо, роль Дмитриевского монастыря в городской жизни Суздаля была значительной, если летописец отмечает разрушение его наряду с такими достопримечательностями города, как кафедральный собор и княжеский дворец. Сожженная церковь св. Дмитрия в то время была деревянной. В 1551 г. Московский митрополит Макарий пожаловал Дмитриевскому монастырю, «въ видахъ увеличения его материальныхъ средствъ», деревню Мжары со всеми ее угодьями, «что съ етой деревни по тягло исстари слесы и слуги и со всеми угодьи по старине, где ходилъ плугъ, соха и коса и топоръ». В 1564 г. Московский митрополит Афанасий дал монастырю подтвердительную грамоту на право владения деревней Мжары со всеми угодьями. «… Афанасiй Митрополитъ всеа Руси по сей грамоте пожаловалъ Дмитрiевскаго Игумена Феофила съ братiею, сiю у нихъ грамоту рушить не велелъ, да и закащикомъ своимъ и десятникомъ и всемъ послушникомъ своимъ велелъ ходить отъ все потому, какъ всей грамоте писано и подписано, семь тысячъ семдесятъ втораго (1564) 20 Iюля. Подписалъ дьякъ Илья Ивановъ». В 1571 г. грамоту дал монастырю митрополит Кирилл. 1. «Государь Преосвященный Кириллъ Митрополитъ всеа Руси по сей грамоте пожаловалъ Дмитрi евскаго Игумена Нифонта съ братьею, сей грамоты рушить не велелъ, а велелъ ходить потому, какъ въ сей грамоте писано, а подписана грамота эта лета семь тысячь семдесятъ девятаго (1571) 2 Августа въ день; а подписалъ льякъ Илiя Царегородковъ». 2. «Лета 7079 (1571), Великий Государь Филипп Митрополит пожаловалъ велелъ и подписалъ въ Суждаль написать въ Дмитрiевскiй монастырь новую грамоту съ старой грамоты слово въ слово и приписано къ новой вотчиной грамоте Мжарской къ Пресвятой Пречистыя Богородицы Московскiя домовую отчинную землю отъ Дмитрмевскаго монастыря отнимать ли, отсвоить или какою хитростiю отпишутъ вотчину или въ поместья отдадутъ, и о томъ насильстве будетъ судъ на страшномъ нелицемерномъ Христова пришествiя Праведнаго Судiи Христа Бога нашего Iисуса Христа» (год грамоты показывает, что она писана при Митрополите Кирилле; Митрополит Филипп II проходил свое высокое служение с 1565 по 1568 год.). Эта деревня находилась вблизи гор. Суздаля, «при глубокомъ въ старину потоке, который и доныне именуется Мжары. Земля, принадлежавшая деревне Мжары, была смежна съ землей села Михайловой Стороны». Дальнейшие исторические известия о Дмитриевском монастыре встречаются в описных книгах гор. Суздаля. В описи Суздаля 1617 г., составленной после «смутного времени» по приказу царя Михаила Романова князем Ю.И. Шаховским и подъячим А. Строевым, указан: «на Дмитриевской стороне церковь Дмитрия Селунскаго древяна вверхъ, да съ трапезою Страстотерпца Христова Георгия, строение приходскихъ людей».
Писцовые книги 1628-1629 гг. указывают: «по реке Каменке по берегу по Дмитровской стороне... монастырь Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всеа Русии ружной, а въ немъ церковь Дмитрея Селунскаго древяна вверхъ, другой храмъ теплой Страстотерпца Христова Георгия; въ келье игуменъ Феодосий, две кельи братцихъ».
В 1690 г. митрополит Суздальский Илларион вместо обветшалой церкви поставил новую, также деревянную Димитриевскую, «Церковь сия была весьма огромная, высокая и превосходная, съ двухъ сторонъ оныя папертьми и внутреннимъ благолепиемъ старинной искусной Греческой работы святыми иконами преизрядно была украшена. Оный монастырь весь вокругъ обнесенъ былъ деревянною оградою съ башенками и воротами, въ которомъ напоследокъ были уже монахини. Въ томъ же бывшемъ по левую сторону настоящей церкви на берегу къ реке Каменке была прежде церковь деревянная же теплая Воздвижения Честнаго Креста Господня, которая отъ древности обветшала и упразднилась». Суздальский летописец Анания Федоров так описывает монастырь: «за городомъ, на посаде, прежде имелся монастырь мужский, за рекою, Димитрия Муроточца, въ которомъ былъ начальствующий Игуменъ и братии довольно; ныне же приходская церковь. Въ томъ монастыре настоящая церковь Свят. Великомученика Дмитрия Муроточца каменная, весьма прекрасная и внутреннимъ благолепиемъ преизрядно украшена. Въ ней приделъ, по правую сторону, св. Благовернаго Князя Димитрия Иоанновича, Московскаго и всея России, Чудотворца; близъ его, по правую сторону, церковь теплая, каменная, Св. Великомученика Георгия Победоносца; по левую сторону настоящей церкви – церковь деревянная, теплая Воздвижения честнаго креста Господня».
«У того монастыря вотчинъ нетъ; токмо пашенной земли имелось довольное количество, за которую тоя церкви свищеннослужители получаютъ изъ дома преосвященнаго хлебную ругу, понеже та пашенная земля ихъ имеется въ доме архиерейскомъ ведомстве». Историч. собр. о гр. Сужд., стр. 63.
Иеромонах Иоасаф в своем исследовании церковно-исторических достопамятностей Суздаля приводит выписки из Казенного приказа 1721 г., из которого видно, что при суздальском епископе Иоакиме в Дмитровском монастыре не было уже ни игумена, ни братии, а проживали десять инокинь, причем служил в церкви приходской священник с причтом.
В период реформы Екатерины II, в 1764 г., монастырь был закрыт, а церковь Димитрия обращена в приходскую.
Дмитриевский приход
Теплый каменный храм Георгия Победоносца, с придельным престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери, был построен и освящен в 1751 г. Придельный престол в ней был устроен и освящен в 1803 г.
Деревянная Дмитриевская церковь простояла до 1773 г. и была разобрана за ветхостью. Вместо нее была построена каменная летняя св. Дмитрия Солунского церковь.
Дмитриевская церковь (1773 г.) с колокольней (1812 г.)
Летняя Дмитриевская церковь, по письменным записям, сохранившимся от бывшего священника этой церкви Георгия Стефанова, построена неподалеку от места прежде существовавшей деревянной церкви, иждивением прихожан и пожертвованиями других доброхотных дателей. Ее строительство было начато в 1764 г., окончено и освящено в 1773 г., по благословению преосвящ. Епископ Геннадий II, епископа Суздальского и Юрьевского, при священнике Стефане Иванове. На первом антиминсе было сказано: «священнодействованъ Московской Св. Правительствующаго Синода конторы членомъ преосвященнымъ Геннадиемъ, епископомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ лета 7280 (1772) месяца февраля», - внизу на нем написано: «положенъ сей освященный антиминсъ 1773 года, месяца августа 18 дня». Тоже время освящения престола указано и на водруженном кресте: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водруженъ бысть сей во храмъ Святаго Великомученика Димитрия Муроточца… благословениемъ… Преосвященнейшаго Геннадия Епископа въ лето 7281 (1773) августа въ 18 день».
О. Стефан Иванов священствовал при Дмитриевской церкви с 1757 г. по 1796 г. Его сын, священник Георгий Стефанов служил при Дмитриевской церкви с 1796 г. по 4 февраля 1853 г.
В 1773 г. был освящен и престол придельного храма во имя Царевича Димитрия. На антиминсе этого престола сказано: «священнодействованъ Московской Св. Синода конторы членомъ преосвященнейшимъ Геннадиемъ, Епископомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ лета 7281 (1773) июля 22 дня». На водруженном кресте написано: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и водруженъ бысть крестъ сей во храмъ св. Благовернаго Царевича Князя Димитрия Московскаго, Чудотворца… благословениемъ господина нашего Преосвященнаго Тихона, Епископа Суздальскаго и Юрьевскаго въ лето 7281 (1773) месяца октября въ 12 день».
Церковь была высокая, имела продолговатую форму. Глава на ней одна, покрыта белым железом. Крест на главе железный четырехконечный, вызолоченный, с четырьмя железными цепями; поверх креста небольшая корона, а внизу – полулуние. В соединении с Дмитриевским храмом, при входе в него, была устроена каменная колокольня, строительство которой было начато в 1809 г. и окончено в 1813 г., иждивением Московского купца Титова. Колокольня была покрыта железом, глава – белым железом; крест железный восьмиконечный. Колокольня окрашена красной краской. Оба храма были обнесены каменной оградой в 1813 г., на средства купца Титова.
«1) Летний храм во имя св. Великомученика Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь, по наружному и внутреннему благолепию, можно сказать, одна из лучших приходских в городе Суздале. Она значительно высока, имеет форму продолговатую. Глава на храме одна, крыта белым железом. Крест на главе четвероконечный, железный прорезной, вызолоченный (в 1861 г. иждивением церковного старосты сузд. купца Алексея Петрова Устинова), с четырьмя железными цепями, поверх креста – небольшая корона, а внизу – полулуние. Стены храма снаружи окрашены желтой краской (возобновленной в последний раз в 1868 году), на них, со времени построения храма, 9 живописных изображений: во фронтонах, с восточной стороны 1) Господа Саваофа, с южной 2) Преображения Господня, с западной 3) происхождения честных древ – Креста Господня, с северной 4) Знамения Божией Матери; поверх фронтонов в трех глухих окнах – с восточной стороны 5) распятие Господня, с юго-восточной 6) Великомученика Димитрия, с северо-восточной 7) Великомученика Георгия; на алтарных стенах с южной стороны 8) преподобного Алексия человека Божия, и с северной 9) Царевича Московского Димитрия. Письмо возобновлено было в 1836 году стараниями церковного старосты Космы Егорова Зубкова на пожертвованную прихожанами сумму, и в 1861 году стараниями и иждивением церковного старосты Алексия Петрова Устинова. В западном входе в храм устроены железные двери двойные. Железные же двери устроены и в двух входах – северном и южном, но они, со времени построения в 1812 году колокольни, затворены и заставлены изнутри киотами; бывшие снаружи при них каменные ступеньки и боковые стенки разобраны, и вход в храм через эти двери с того времени закрыт. Внутри храма, алтари – без разделений. На престоле настоящего храма антиминс со св. мощами, атласный желтый, освящен преосвященным Виктором, Епископом Суздальским и Владимирским, 25 сентября 1799 года. Иконостас настоящего храма – столярной работы с резьбой, 4-х ярусный, вышиной в средине 17 ½ арш., а по краям, против клиросов 15 арш., шириной 13 ¼ арш. Царские врата – резные, с 6-ю живописными изображениями, устроены вновь в 1868 г.; в этом же году старанием церковного старосты Алексея Петрова Устинова, на пожертвованную им и частью прихожанами сумму, вновь окрашен и вызолочен иконостас. В тоже время перед иконостасом устроена железная посеребренная решетка. Против царских врат, над заамвонным местом повешено на длинной, от самой главы простирающейся, железной цепи паникадило медное, посеребренное, 3-х ярусное (по 8 вместилищ для свеч в ярусе, всего 24), пожертвованное Московским купцом, бывшим прихожанином Дмитриевской церкви, Михаилом Ивановым Титовым. Им же пожертвованы и 4 лампады, медные посеребренные, находящиеся перед местными образами. Киоты за клиросами, окрашенные и вызолоченные, устроены в 1820 году. На престоле придела во имя Царевича Димитрия антиминс со св. мощами холщовый белый, освящен преосвященным Геннадием, Епископом Суздальским и Юрьевским, 22 июня 1773 г. Иконостас столярный прямой с резьбой, 3-х ярусный, вышиной 4 арш. и шириной 3 арш. Царские врата столярные, гладкие, с 6-ю священными изображениями. Иконостас и киоты в приделе вновь покрыты красками и золотом в 1859 году, усердием того же церковного старосты Устинова. Стены алтарей и храма расписаны живописью, начатой в 1820 году, а оконченной в 1822 г., работа известного живописца Медведева. Пол выстлан лещедью, вместо прежнего кирпичного, в 1830 году, иждивением Московского купца М. Титова.
2) Зимний храм во имя св. Великомученика Георгия Победоносца. Близ Дмитриевского храма, по правую сторону, устроен зимний, того же прихода, каменный храм во имя св. Великомученика Георгия Победоносца. Время построения его определяется указом об освящении «новоустроенного зимнего каменного храма Великомученика Георгия». Указ этот последовал 25 октября 1751 года. И Суздальский летописец ключарь Анания Феодоров, в собрании исторических сказаний о г. Суздале, в 1754 г. упоминает о существовании зимнего каменного Георгиевского храма. Над папертью Георгиевского храма была небольшая колокольня, которая в 1812 году была упразднена, а устроена колокольня вновь на другом месте. В соединении с Георгиевским храмом, с правой стороны, в 1803 году устроен небольшой каменный придел во имя Тихвинской иконы Богоматери. Время устроения этого придела видно из: а) двух грамот, данных от Преосвященного Ксенофонта на построение о освящение сего придела, которые хранятся в церковной ризнице, б) надписей на антиминсе и водруженном кресте, на которых год устроения придельного храма этого указан 1803-й. Наружные стены обоих храмов – и Георгиевского и придельного Тихвинского гладкие, беленые известью. Внутри храма – алтари без разделений. На престоле Георгиевского храма антиминс со св. мощами, холщовый белый, освящен Преосвященным Виктором, Епископом Суздальским и Владимирским, 25 сентября 1799 года. Иконостас этого храма столярный – прямой с резьбой, 3-х ярусный, вышиной в средине 6 арш. и 5 вер., а по краям – 4 ¼ арш., шириной 9 арш. Царские врата резные, с двумя малыми св. изображениями. Иконостас этот снова был покрыт краской и золотом в 1856 году старанием и иждивением церковного старосты Алексея Васильева Устинова. Против царских врат, посредине храма, повешено паникадило, медное посеребренное, пожертвовано в 1856 году прихожанкой, купецкой женой, Натальей Феодоровой Устиновой. Киоты за клиросами устроены вновь – за правым, в 1818 г. церковным старостой Гаврилом Дмитриевым Хрустовым, а за левым в 1837 г. церковным старостой Космою Флоровым Зубковым, покрыты золотом и краской (кармином) в 1847 г. церковным старостой Василием Михайловым Устиновым, на пожертвованную прихожанами сумму. На престоле придельного храма Тихвинского антиминс со св. мощами атласный, белый, освященный Преосвященным Ксенофонтом, Епископом Владимирским и Суздальским, 16 августа 1803 г. Иконостас столярный прямой с резьбой, 2-х ярусный. Царские врата столярные с прорезью. мПри соединении с настоящим храмом Дмитриевским, при входе в него, устроена каменная колокольня, начатая постройкой в 1809 году по благословению Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, и оконченная в 1813 году, иждивением Московского купца М. Титова. Высокая, отличающаяся особенной красотой – колокольня эта, со времени построения своего, имеет довольно заметную наклонность к юго-западу, напоминая, таким образом, собою известную Пизанскую башню. Колокольня крыта железом, глава – белым железом; крест восьмиконечный, железный. Кирпичные стены ее (не штукатуренные) окрашены были в первый раз, со времени построения, в 1868 году краской красной под цвет кирпичный, старанием и иждивением церковного старосты Алексея Петрова Устинова. Звон в 7 колоколов.
Оба храма с колокольней обнесены каменной оградой, устроенной в 1813 году иждивением Московского купца М. Титова. Ограда занимает в пространстве 84 сажени с 39 столбами, вышиной каждый 3 ¼ арш.; между столбами на каменных стенах, возвышающихся от земли на 1 ¼ арш., деревянная решетка; для входа в ограду устроены 4 ворот. В 1824 году прихожанином, Гаврилом Дмитриевым Хрустовым, посажены были по всей ограде березы, но так как они от времени довольно разрослись и тем причиняли вред кровлям храмов, а тенью уменьшали свет в храмах, то в 1867 году они срублены; оставлены только 4 березы на память.
Несмотря на глубокую древность, к которой относится начало Дмитриевской церкви, и столь продолжительное существование ее, к сожалению, в этой церкви не сохранилось древних принадлежностей из священных сосудов, одеяний или святых икон. Имеющиеся в ней теперь св. вещи восходят, по-видимому, не далее начала настоящего столетия (ХIX-го). Есть, правда, некоторые св. вещи, обращающие на себя внимание особенностью своего украшения; но время приобретения их не известно. Таковы, в особенности, воздух и 2 покрова. На воздухе изображено погребение И. Христа,- при Нем Богоматерь, Иосиф и Никодим, и два ангела. По углам воздуха – четыре херувима. Все эти изображения украшены жемчугом различной величины (мелкого более 5000 зерен, среднего около 570 зерен, а крупного 5 зерен). Длина воздуха 1 арш., ширина 11 верш. На одном покрове – изображение Агнца Божия на престоле; по сторонам Его – два ангела с рипидами в руках; на углах покрова – четыре херувима. Эти изображения также украшены жемчугом разной величины (мелкого до 2500 зерен и среднего более 500 зерен). На другом покрове – изображение Божией Матери с предвечным младенцем (благословляющим). По углам покрова – четыре херувима. Изображения украшены жемчугом разной величины (мелкого до 2000, среднего до 800 и крупного 13 зерен). Оба покрова одинаковой меры, по 9 вершков в длину и ширину. Таким же образом украшена плащаница Дмитриевской церкви, пожертвованная прихожанином, Суздальским купцом, Иваном Ивановым Фирсовым 26 марта 1836 г. Отсюда можно с некоторой достоверностью заключать, что и означенные выше св. вещи, имеющие одинаковые с плащаницей украшения, не представляют собой особенной древности. Из св. икон Дмитриевской церкви особенно чтимая и украшенная – Тихвинская икона Божией Матери. Мера иконы в длину 10, в ширину 8 вершков. Письмо греческое, впоследствии возобновленное и покрытое слюдой. Венцы на Богоматери и Спасителе украшены камнями и жемчугом; риза Божией Матери вся унизана жемчугом; на венце повешены две лопасти малинового бархата, шитые жемчугом. Всего на иконе 10 камней и жемчуга – крупного 48, среднего 4700 и мелкого 5700 зерен. Прихожане Дмитриевской церкви имеют особенно благоговейное уважение к этой иконе, так что, когда желают принять образа из церкви в свои дома, то в числе прочих принимают непременно и эту икону, а большей частью – ее одну. Такое уважение объясняется отчасти тем, что эту икону считают явленной. По свидетельству прежде бывшего священника Дмитриевской церкви Георгия Стефанова, икона эта приложена в церковь прихожанином, Суздальским купцом, Гаврилом Матвеевым Охлониным, который будто бы нашел ее в земле при перестройке своего дома. Из числа многих опытов благодатной помощи от этой иконы нынешний священник Н. Покровский указывает на один – из его семейной жизни. В 1869 году жена этого священника сделалась больна и по-видимому – безнадежно, так как все врачебные пособия оказывались не действительными. Ввиду такой явной опасности, священник обратился к местной святыне: 25 августа он принял тихвинскую икону в дом и отслужил перед ней молебен Божией Матери с водосвятием. Больная приняла капли три (более принять и не могла) освященной воды, и после того почувствовала облегчение, к удивлению всех, окружающих ее. Затем уже стали оказывать благодетельное действие и лекарства, и больная получила наконец совершенное выздоровление» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть, № 5, 1 марта 1874 год).
Гор. Суздаля Дмитриевской церкви священник Николай Покровский 14 апреля 1884 г. умер. Из Св. икон прихожанами особенно почиталась икона Божией Матери. «Мера иконы в длину 10, в ширину 8 вершков. Письмо Греческое. Венцы на Богоматери и Спасителе украшены камнями и жемчугом; на венце повешены две лопасти малинового бархата, шитые жемчугом. Всего на иконе 10 камней и жемчугу – крупного 48, среднего – 4700 и мелкого 5700 зерен». [1] Причт-штат священник и псаломщик. Приход 37 дворов, 127 душ мужского пола и 103 души женского пола. [1] Диакон—псаломщик Дмитриевской г. Суздаля церкви Михаил Некрасов, перемещен 9 марта 1904 г., в погост Старинский на штатное диаконское место. Псаломщик г. Суздаля Блохинской Богадельной церкви Михаил Дитин, перемещен 16 марта 1904 г. к Дмитриевской церкви города Суздаля.
Церковь просуществовала до 1930 г. и была разобрана для строительства городской бани в 1936 - 1937 гг., резной иконостас пошел на табуретки и столы красноармейцам.
В настоящее время на месте древнего монастыря располагается музей деревянного зодчества Владимирской земли. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М. Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря.
Церковь Димитрия Солунского
Сюда были свезены из районов области избы, хозяйственные постройки, колодцы, мельницы и пр. Находятся здесь и два деревянных храма, своими очертаниями напоминающие древние монастырские постройки. Удачно выбранное место для традиционных деревянных построек воссоздает утраченный элемент исторической топографии Суздаля.
Перед созданием музея деревянного зодчества на месте древнего монастыря были проведены археологические исследования с целью выяснения характера культурных напластований и времени возникновения жизни на этом месте. Раскопки велись в 1968 г. (руководитель В.В. Седов) и в 1971-1972 гг. (руководитель В.П. Глазов). Раскоп 1968 г. (площадь 52 кв. м.) находился в 124 м от юго-восточного угла деревянной Преображенской церкви XVII в. Культурный слой толщиной 0,3-0,4 м. весьма насыщен древнерусской керамикой и вещевыми находками (стеклянные браслеты, шиферные пряслица, ножи, ключи). К XII в. относится полуземлянка, открытая в процессе раскопок. Размеры ее котлована 3,5 х 3,5 м., глубина 0,5 м. По углам котлована прослежены ямки от столбов, видимо, опор крыши и плетневых стен. Вырез для входа располагался с западной стороны, развал глинобитной печи - с противоположной.
В 1971 г. обнаружена была еще одна полуземлянка и большая домница с кузницей. От кузницы остались только столбовые ямы, а также скопления шлаков и крицы, найденные за пределами домницы. Устьем домница ориентирована на север. Размеры ее по оси север-юг - 4,2 м., по оси запад-восток (загрузочная полость) - 4 м. Основание вырезано в материке. К загрузочной части подходят три ступени, по краям спуска к домнице - столбовые ямы для навеса. Во время раскопок найдены обломки стеклянных браслетов, керамика XII-XIII вв., крицы и болотная железная руда, каменный молот для дробления руды, зубильце и просадка кузнечная, ножи. Вокруг домницы имеется слой (0,2 м.) горелой земли с окалиной железа. В северной части раскопа обнаружен ров глубиной 2,36 м. Сама домница находилась в трех метрах от края рва.
Раскопки 1972 г. исследовали тот же производственный кузнечный комплекс XII-XIII вв., доведя количество изученных помещений до четырех. Выявлено производственное помещение с остатками горна. Обнаружены лепешковидные крицы, лежавшие на дне горшков. Среди находок выделяется бронзовая ажурная привеска в виде петушка, аналогичная найденной в раскопках Н.Н. Воронина в Суздале в 1936 г., Е.А. Рябинин считает подобные шумящие привески характерным для Владимиро-Суздальской Руси типом. Датируются они XII - сер. XIII в. Интересной находкой является камень-оселок с нанесенным рисунком. На одной его стороне процарапано изображение человеческого лица в профиль в островерхом уборе. На другой стороне геометрический узор из лесенок и горок. На донцах гончарных сосудов часто изображались клейма в виде «птичьей лапки», свастики, креста в круге и др. По материалам весь производственный комплекс датируется XII-XIII вв. Очевидно, он связан с монастырской слободой, располагавшейся у стен Дмитриевского монастыря. Приведенный выше летописный текст под 1096 г. упоминает «дворъ монастырьскыи Печерьскаго манастыря и церковь юже тамо есть святого Дмитрияю юже бе далъ Ефрем и с селы». По-видимому, одно из этих «сел», располагавшихся у стен монастыря, и было частично раскопано.
На территории музея деревянного зодчества на месте вновь установленной Преображенской церкви при строительных работах была сделана необычная находка. По устному свидетельству суздальского краеведа В.М. Снегирева, на глубине 0,6-0,8 м. был обнаружен белокаменный саркофаг трапециевидной формы с выделенным полукруглым оголовьем. Саркофаг был пустой. По-видимому, саркофаг был идентичен белокаменному же саркофагу, обнаруженному А.Ф. Дубининым в южном притворе Рождественского собора и приписываемого им сыну Юрия Долгорукого - князю Святославу (ум. в 1174). Такой же саркофаг был обнаружен Н.Н. Ворониным в Боголюбове. Белокаменные саркофаги подобной формы явились новшеством на Руси в XII в., в них хоронились лишь представители знати. На территории Дмитровского монастыря в Суздале мог быть захоронен один из представителей рода Георгия Шимоновича, ибо по заключению составителя Киево-Печерского Патерика: «Сего ради правнуци его (Симона) любовь имъють к святому Дмитрию, ... ту бо имъють место свое в нем...».
Историческая судьба одного из древнейших русских монастырей сложилась не совсем удачно; он не стал знаменитым центром духовной, культурной жизни, как Спасо-Евфимиев, Покровский или Ризположенский монастыри Суздаля. Однако на раннем этапе своего существования, в XI-XIII вв., по-видимому, он играл значительную роль в становлении христианства в Суздальской земле. Монастырь рисуется как крупный культурный центр, своего рода «северная Киево-Печерская лавра». Скорее всего, здесь велось и летописание.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Храмы и монастыри города Суздаля. Князь Ярослав Владимирович Мудрый. ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский.
МОНАСТЫРИ Владимирской области