Ефрем Печерский (умер ок. 1098) — епископ Киевской митрополии, митрополит Переяславский.
Канонизирован в лике преподобных. Память 28 января (10 февраля), 28 сентября (11 октября) — в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).
Святитель Ефрем Переяславский. Икона у мощей святого в Киево-Печерской лавре
Будущий митрополит Ефрем, по ряду источников, являлся выходцем из боярского рода. В житии же сказано, что он приехал на Русь из Византии и был греком.
До своего пострижения в монашество был казначеем и заведовал хозяйством при дворе старшего сына Ярослава Мудрого, великого князя киевского Изяслава Ярославича (1054—1068). Был известен современникам как «известный и родовитый человек, весьма отличаемый князем Изяславом и заведовавший у него всем».
Тяготясь шумной и суетливой жизнью и пожелав принять монашество, он получил благословение святого Антония Печерского и был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.
Инок Ефрем был вынужден удалиться. Он уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Будучи в Константинополе, святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввёл его в своем монастыре.
Классик отечественной историографии Сергей Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» писал о разделе отцовского владения сыновьями Ярослава Мудрого так: «Ярославичи так распорядились своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое — на юге: Изяслав — в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле… Что касается отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева, …Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье — от князей Переяславских».
Ростово-Суздальская земля, именовавшаяся в старину Залесьем, в конце XI столетия оказалась уделом князя Всеволода I Ярославича (Князь Ростово-Суздальский - 1057 - 1093 гг.), получившим его в придачу к своему основному Переяславскому княжеству (с центром в Переяславле-Русском, нынешнем Переяславле-Хмельницком Киевской области Украины).
Великий князь Всеволод I Ярославич. Портрет из «Царского титулярника», 1672 год
Церковный историк XIX века митрополит Макарий (Булгаков) называет владыку Ефрема в числе виднейших иерархов Киевской Руси своего времени и пишет о нем так: «Святой Ефрем. О происхождении его преподобный Нестор не говорит, а говорит только, что в мире он… служил при дворе великого князя Изяслава и «бе зело любим князем, придержа у него вся», потом один из первых принял пострижение в пещере преподобного Антония и чрез несколько времени переселился в Константинополь, где и подвизался в какой-то неизвестной обители. Там списал он, по поручению преподобного Феодосия, устав Студийский и переслал к нему около 1063 г. Когда кафедра Переяславская сделалась праздною, Ефрем вызван был из Константинополя и хиротонисан на эту кафедру. Как пишет Нестор, «изведен бысть в страну сию и поставлен бысть митрополитом в городе Переяславли».
Епископ Переяславский Петр скончался в 1082 году. Ефрем Печерский вернулся на Русь.
Поставление Ефрема на Переяславскую кафедру митрополитом Киевским и всея Руси Иоанном II состоялось между 1072 и 1089 гг. после кончины епископа Переяславского Петра. Как гласит житие, «В то время преставился блаженный епископ Переяславский Петр; по благословению Божию и общему решению, и по желанию великого князя Всеволода Ярославича, преподобный отец наш Ефрем был поставлен преосвященным митрополитом Киевским Иоанном в епископа Переяславского».
В конце правления Всеволода I на великом киевском княжении, в Переяславле Русском была открыта титулярная митрополия.
Митрополит-историк Макарий считал, что владыка Ефрем мог использовать для обустройства епархии не только доходы Переяславской кафедры, но и свои личные средства вельможи и княжьего милостника. Преосвященный Ефрем украсил Переяславль тремя каменными храмами, обнес город каменной же стеной.
«Повесть временных лет» легендарного летописца Никона под 1090 годом подробно упоминает о владыке Ефреме: «В се же лето священа бысть церкы святаго Михаила Переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды. Сий бо Ефрем бе скопец, высок телом. Бе бо тогда многа зданья въздвиже: докончав церковь святаго Михаила, заложи церковь на воротех городных во имя мученика Феодора, и посемь святаго Андрея у церкве от ворот и строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси. И град бе заложил камен от церкве святаго мученика Феодора, и украси город Переяславьский здании церковными и прочими зданьи».
Ефрем Переяславский. Рисунок XIX столетия
Пресловутое «банное строение» — подобие крестильни, специальное здание с купелью, которых прежде на Руси не видали, очевидно, было возведено по греческому образцу.
14 августа 1091 года владыка Ефрем участвовал вместе с другими архиереями в перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского. Считается, что митрополит Ефрем Переяславский ввел на Руси в том же 1091-м праздник перенесения мощей св. Николая Мирликийского на 9 мая — день Николы Вешнего, или Мокрого, почитаемый в народе до сих пор.
В 1093 году князь Всеволод I Ярославич умер. Залесская земля перешла к старшему сыну — князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1093 - 1125 гг. - князь ростово-суздальский).
Помимо Переяславля митрополит Ефрем был самым тесным образом связан с Суздалем — тогдашним церковным и административным центром нынешнего Владимирского края. Владыка пожаловал Киево-Печерской обители в Суздале двор (подворье) с церковью святого Димитрия и селами.
Позже при этом храме возник Дмитриевский Печерский монастырь. В советское время последняя по времени постройки Дмитриевская церковь была разрушена, а теперь на том месте находится Музей деревянного зодчества.
Церковь Димитрия Солунского, построенная на месте храма, возведенного святителем Ефремом. Фото С. Прокудина-Горского
В 1096 г. вместе с другими городскими строениями деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы была предана огню Олегом Святославичем, сыном вел. кн. Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским, а потом Ростовским. Об этом печальном событии препод. Нестор так повествует: «Олег приде к Суждалю (в 1096 г.) и слышав, яко идет по нем Мстислав, повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор монастырский Печерскаго монастыря и церквы, яже тамо есть Св. Димитрия, юже бе дал Ефрем и селы».
В Лаврентьевской летописи есть еще одно известие, указывающее на пребывание Ефрема в Суздальской земле, куда, очевидно, этот архипастырь приезжал регулярно. В летописном рассказе за 1222 год о постройке великим князем Владимирским Юрием II Всеволодовичем новой соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, летописец подчеркивает, что предшествующий храм поставили там прадед великого князя Владимир Мономах и владыка Ефрем:
«В лето 6728 Великъии князь Гюрги заложи церковь каменьну святая Богородица в Суждали на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже оучала бе рушитися старостью и верх ея впал бе, та бо церковь создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным Ефремом».
Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале. Реконструкция
В Киево-Печерском патерике рассказывается, что первоначальный Суздальский Успенский собор был построен по образцу Успенского собора Киево-Печерской лавры при активном участии епископа Ефрема, а исследователи предполагают, что владыка непосредственно участвовал в выборе архитектурного типа суздальского храма.
Таким образом, по мнению российского и советского историка Михаила Присeлкова (чудом выжившего в Соловецких лагерях), суздальская и ростовская кафедра в конце XI — первой трети XII веков управлялась напрямую переяславским митрополитом. С этой точкой зрения согласились и наши современники — польский профессор-историк Анджей Поппэ и академик Ярослав Щапов.
Известно, что митрополит Ефрем был человеком хорошо образованным, отличался строгостью жизни и опытностью. Современники называли его «мужем дивным, чудотворным и многодобродетельным».
Год кончины владыки Ефрема точно неизвестен. По одной из версий, митрополит Ефрем управлял Суздальской епархией в 1090-1119 гг. и, таким образом, в 2019-м исполнилось ровно 900 лет со времени его кончины. По другой версии, он умер почти на десять лет раньше.
В его житии говорится, что он был погребен в Переяславле в кафедральной церкви Архангела Михаила, которую сам же преподобный и построил. Однако потом мощи святителя Ефрема были положены в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря и сохраняются в лавре до сих пор. Именно поэтому в церковной традиции он известен, как Ефрем Печерский. Но для нас он все равно самый первый митрополит из числа духовных владык Владимиро-Суздальской Руси.
Источник: Источник: Николай Фролов. Первый владимирский митрополит правил из Переяславля: [Электронный ресурс] // Газета «Призыв»: [сайт]. – 2019. – URL: https://www.prizyv.ru/2019/01/pervyj-vladimirskij-mitropolit-pravil-iz-pereyaslavlya/
Город Суздаль Епископы Ростовские.