Анания Федоров, сын священника Воскресенской церкви в г. Суздале Федора Тихоновича. Школьного образования не получил. Еще в детстве начал служить церковным чтецом. Впоследствии - иподиакон (младший дьякон при архиерее) в Суздальском кафедр. соборе. В кон. 1740 г. был взят епископом Симоном (21 ноября 1739 — 15 декабря 1747 гг.) в Санкт-Петербург, где провел полтора года. По возвращении в Суздаль получил сан священника и был назначен ключарем Богородице-Рождественского собора.
В кон. 1740-х гг. по поручению епископа Порфирия (Крайского) (1748-1755 гг.) занимался изысканием известий о суздальских святых Феодоре и Иоанне в связи с возникшими среди прихожан сомнениями в их святости.
В 1760 г. произведен в архимандриты Васильевского монастыря и избран членом Сузд. дух. консистории.
По сведениям П. Строева, в 1764-67 гг. - архимандрит Николо-Шартомского монастыря.
Похоронен в суздальской Казанской церкви.
Оставил сочинение в 3-х частях «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале, о построении и именовании его и о бывшем прежде в нем великом княжении и о прочем к тому потребном ради любопытных, собранное из различных показаний вкратце» (1754). Труд создан на основании многочисленных источников: летописей, Степенной книги, Киево-Печерского патерика, Синопсиса, Четьи-Миней, Пролога, писцовых книг, грамот, надписей на гробницах и др. Охватывает период от первых известий о Суздале до сер. XVIII в. Содержит сведения об истории города, его топографии и топонимике, церквах и монастырях, князьях и церковных иерархах, населении, соборных некрополях и городских кладбищах; краткие справки о гг. Юрьеве-Польском, Шуе и Шуйск. уезде, а также о припис. к сузд. епархии гг. Темникове (позднее - Тамбов. губ.), Киренске, Верхнем и Нижнем Ломове (позднее - Пензенск. губ.).
В 1825 г. рукопись Ф. была затребована в АН, где с нее сняли две копии: для Академии и Румянцевского музея. Извлечение из «Исторического собрания» напечатано в 19 т. «Древней Российской Вивлиофики».
В более полном виде сочинение опубл. в 22 т. «Временника Об-ва истории и древностей Российских» (М., 1855) по списку, принадлежавшему священнику сузд. Смоленской ц. И. Грацилевскому. Текст Ф. дополнен рядом известий, относящихся ко времени после 1754 г.
В рукописном отделе ВСМЗ хранятся 4 списка “Исторического собрания» Федорова.
Федоров Анания. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Владимир, 2012. - 304 с.
«В 1753 году в Суздале получен был указ Св. Синода о соблюдении в всех церквах чистоты, о содержании оных в должном благолепии и о исправлении ветхостей. Преосв. Порфирий, бывший тогда епископом Суздальским, по получении этого указа распорядился послать по церквам Суздальской епархии нарочито определенных для этой цели «духовных персон. Эти ревизоры имели осмотреть все церковные книги и в случае, если бы нашли где старонаречныя печатныя и письменные древния книги, должны были, описав их и запечатав своею печатью, возвратить священно-церковно-служителям, но с таким наказом, чтобы те не выдавали этих книг никому ни читать, ни осматривать, и хранили их в целости до указа, каковой имеет воспоследовать». Указ воспоследовал очень скоро после этой генеральной описи. Им предписывалось все старопечатные книги, усмотренные в церквах епархии, а равным образом и имеющиеся в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре собрать в консисторию и, запечатав консисторскою печатью, сдать ключарям собора на хранение. При этом имелось главным образом в виду предохранить православных от чтения этих книг и от исправления по ним богослужения. В ризнице соборной, где отобранные книги помещены были в сундуках, им суждено было пролежать недолго. Чрез 16 лет по случаю какого-то осмотра обнаружилось, что печать на одном сундуке была сорвана, доска вынута и значительная часть книг из этого сундука исчезла неизвестно куда. Запросили ключаря собора. Но тот сослался на своего предшественника Ананию Феодорова, которого к этому времени уже не было в живых. По его словам, Анания Феодоров получил от консистории эти сундуки под расписку и имел за ними наблюдение; следовательно, и ответственность ближайшим образом падает на него. Возможно, что это обвинение и имело некоторое основание. Ключарь Анания Феодоров был первым историком Суздальской епархии; после него нам осталось обстоятельное историческое исследование о граде Суздале. Как человек, знавший цену старинным документам и предвидевший их гибель в запечатанных консисторскими печатями сундуках, он и извлек оттуда часть содержимых документов и книг, и может быть, они и дали ему некоторый материал для его ценного исторического труда» (см. Уничтожение письменных памятников старины в Суздале в 1790 г.).