С 1864 г. для детей мастеровых Гусевской хрустальной фабрики открыта начальная школа. Гусевское двухклассное мужское училище в 1875 г. преобразовано из сельского в образцовое двухклассное министерское училище. Из него вышло, по окончании полного курса, 2 мальчика со свидетельствами. Учащихся в нем было 80 человек. «При Гусевском хрустальном заводе и бумаго-прядильной фабрике Ю. Ст. Мальцова существуют две отдельные школы, помещающиеся в разных зданиях; причем в одной из них обучаются исключительно одни только мальчики, а в другой — девочки. Первая состоит из трех отделений, а вторая — из одного. Классные комнаты не тесны и достаточно светлы. Школа снабжена вполне всеми необходимыми учебными пособиями. Обучаются в ней исключительно одни только не работающие дети» (Санитарное исследование фабричных заведений Вязниковского уезда. Владимир на Клязьме. Типо-Литография Губернской Земской Управы. 1884.). Учащихся в училище в 1896 г. было до 450 мальчиков и девочек.
Высокопреосвященнейший Владыко! Если, исполненная радостного ожидания, с благоговением и духовным торжеством встретила Тебя, своего Архипастыря, Гусевская церковь: то с не меньшей радостью и блогоговением встречает Тебя ныне и сия малая и юная часть церкви. И если вожделенно и блогодетельно Архипастырское посещение Твое для возрастных членов церкви: то не менее вожделению и блогодетельно и для сих юных чад ее. Школа и Церковь — это две нераздельные части единого тела, одушевляемого единым духом, с единым упованием живота вечного. И если, по слову Апостола, всеблагой воле небесного Владыки принадлежит возращение в нас плодов истинной Веры,— то духовной матери нашей, святой Церкви, принадлежит напоете нас глоголами живота вечного, а православной школе — первоначальное насаждение в юных умах и сердцах непреложных истин святой Православной Веры. Таково высокое назначение православной школы, такова ее священная обязанность! И с Божией помощью, по мере сил своих, исполняет юная русская школа свое высокое назначение, свою священную обязанность — научать питомцев своих прежде всего вере во Единого, Истинного, Триупостасного Бога, во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь, и поселять в них правила доброй христианской нравственности,— а потом уже обогащать их и другими сведениями, необходимыми и полезными в общественном и семейном быту. Правда, слаба еще силами, потому что юна, наша русская начальная школа; много еще предстоит преодолеть ей затруднений на пути к своему развитию, и далеко отстала она от своей старшей сестры и соперницы — западной начальной школы. Лишь в том, что для человека всего важнее — в искании царства Божия и правды Его — она имеет высокое преимущество пред западной школой: ибо в сем деле, говоря словами одного Вселенского учителя, она «стоит на прямом, царском пути». В самом деле, если в западных школах мы видим высокое развитие наук мирских и великие в них успехи учащихся, — то, с другой стороны, замечаем в них постепенный упадок наук религиозных, как следствие издавна ложного направления в их преподавании. Так в школах католических преподаватели Закона Божия, при внушении детям истин Бого-откровенной религии, намеренно закрывают от них самый источник истинной Веры, не дозволяя читать священное Писание ни на каком другом языке, кроме латинского, непонятного для большинства и взрослых, — развивают чрез то привязанность к букве, забывая изречение св. Писания, что «буква мертвит, а животворит только духу»,— и внушают по преимуществу измышленные человеческим самомнением и не утвержденные вселенскими соборами учения. Школы протестантские впадают в другую крайность: при внушении высоких истин Христовой Веры еще неокрепшим детским умам, учители стараются объяснить детям преимущественно смысл Писания, но объясняют его совершенно произвольно и более философскими выводами, нежели учением Церкви, как бы намеренно забывая, что наставление Вере должно состоять не «в препретельных человеческия премудрости словесех». И скорбны бывают плоды сего научения, особенно в тех школах, где по местным условиям сходятся дети обоих этих веровании! Там уже с ранних лет поселяются в питомцах и сомнение в истинах Веры, и взаимное недоверие и враждебные отношения. Там уже нет и не может быть единого тела с единым духом, как нет единого стада с единым Пастырем! Не от того ли и явилось на Западе отрицательное направление? Не отсюда ли — сомнение в Вере и безбожие? Благодарение Богу! Совсем другое мы видим в русской православной школе.Здесь святые истины Христовой Веры преподаются юным умам в том виде, как они содержатся во святом Евангелии,— в том духе, в каком они перешли к нам от первых служителей вечного Слова — Апостолов, через постепенный ряд их преемников Епископов, — в тех определениях, кои благодатию Св. Духа даны им святыми Отцами и Учителями Церкви и утверждены семью Вселенскими соборами. Таким способом воспитываются у нас дети в духе истинной веры и блогочестия! И, верим, не оскудеет сей блогодатный дух в русских православных школах, — не затмит его и не прельстит юные сердца никакая «философия и тщетная лесть по стихиям мира»: ибо наставниками Закона Божия поставлены в этих школах сами служители вечного Слова, или готовящиеся быть ими, люди испытанной веры и добрых убеждений, основательно изучившие самые источники Божественного Откровения — священное Писание и Предание. А что всего важнее, за преподаванием Закона Божия и нравственным направлением в наших школах наблюдают Иерархи православной Церкви, которые руководят самих законоучителей в деле законоучительства и низводят на школу благословение Божие. Благослови же, Архипастырь, сих юных чад Святительским благословением Твоим, и испроси нам у Источника премудрости наставляющую благодать Св. Духа, да укрепляемые ею возрастут сии чада истинными сынами святой Православной Церкви, верными слугами своего Государя, добрыми и полезными гражданами своего Отечества! Законоучитель Гусевского начального училища, студент Семинарии, Виктор Тихонравов. Источник: «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 6 (15 марта 1875 года)
Предложение «Совета Братства св. благоверного Великого Князя Александра Невского» об открытии бесплатных чтений для народа встречено было горячим сочувствием как со стороны местного духовенства, так и со стороны управления Гусевской фабрики. К духовенству в этом добром деле примкнули и учители местного двухклассного училища, из коих В.В. Тихонравов, получивший богословское образование, и сделавшийся в этом году членом «Братства», принял на себя все хлопоты по предварительной подготовке к предполагаемым чтениям и изъявил желание быть постоянным чтецом. Решено было: местом для публичных чтений избрать одну из комнат местного училища, могущую вместить 150—200 человек, на что изъявили свое согласие как почетный блюститель училища, так и директор училищ. Для приобретения фонаря и его принадлежностей устроена была между прикащиками фабрики подписка, давшая 127 руб., пятая часть коих пожертвована Управляющим фабрикой М.М. Гайдуковым. Значительное участие в этой подписке приняли также служащие на фабрике Англичане. На означенную сумму приобретен был от торгового дома Фену и K° в С.-Петербурге волшебный фонарь, устроен очень удобный экран, величиною в 9 квадратных аршин, и заказаны тому же торговому дому Фену и К° картины к нескольким историческим чтениям. Картины же духовного содержания получались от «Братства Св. Александра Невского», от конторы фабрики сделаны были бесплатно скамьи для посетителей (на 150 человек) и бесплатно же были устроены различные приспособления, необходимые при действии с фонарем (напр. заставки для окон и проч.). Программа чтений составлена была Гусевскими членами «Братства Св. Александра Невского» — священником настоятелем Альбицким, священником Казанским и учителем Тихонравовым и утверждена Преосвященнейшим Феогностом 3 февраля 1882 года. Самые чтения начаты были с первого воскресенья великого поста и закончены пятницею Светлой недели. Пред началом чтений совершен был в зале чтений молебен Спасителю о ниспослании благословения свыше на начинаемое доброе дело. За сим чтецом В.В. Тихонравовым предложена была беседа о Св. Благоверном Князе Александре Невском, как подвижнике и защитнике земли русской, об основавшемся во Владимире в честь Его православном Братстве и об устройстве сим последним народных чтений. После сего свящ. Казанским прочитано было очередное чтение. Начало чтений почтили своим присутствием управляющий Гусевской фабрикой, М.М. Гайдуков и все почетные лица фабрики. Устройство публичных народных чтений на Гусевской фабрике принято было ее поселением с большим сочувствием. При каждом из бывших чтений все места, назначенные для посетителей, были всегда заняты. Тишина при чтениях со стороны посетителей соблюдалась полнейшая. Для предупреждения тесноты и толкотни, публика допускалась на чтения по бесплатным билетам, коих выдавалось каждый раз 150. Имеющие билеты сидели. Часть посетителей допускалась и без билетов; но таким приходилось уже стоять. Чтения производились только по воскресеньям (исключая неделю Пасхи) и начинались всегда ровно в 3 часа пополудни, а оканчивались около 5 часов. Каждый раз производилось по два чтения: первое без картин, а второе с картинами. Первое чтение большей частью читал В.В. Тихонравов, а второе неочередной священник, при чем В. В. Тихонравов управлял волшебным фонарем. В назначенные для чтений 9 дней прочитано было 18 чтений, при чем священник Альбицкий читал 4 раза; священник Казанский 4 раза; учитель Тихонравов 8 раз, диакон Зверев 1 раз и учитель Зарудский тоже 1 раз. Прочитаны были следующие статьи: 1) Св. Александр Невский — подвижник и защитник земли Русской и устроенное в честь его Братство; 2) Уничижение Иисуса Христа; 3) Чему учил Иисус Христос; 4) Слава Господа Иисуса Христа; 5) Жизнь Божией Матери и праздники, установленные в честь Ее икон (2 чтения); 6) Жизнь Св. Николая Чудотворца в связи с событиями Его времени (2 чтения); 7) Первые века христианства и распространение его в России (4 чтении); 8) Верба я ее символическое значение; 9) Богослужение Страстной Седмицы; 10) О бессмертии души и воскресении мертвых; 11) Последние дни земной жизни Иисуса Христа (по священной истории); 12) Богослужение Светлой Седмицы; 13) Артос и обычай дарения красных яиц в дни Святой Пасхи.
В 1898 году по проекту архитектора Покровского Владимира Александровича (1871-1931) в Гусь-Хрустальном построены два здания мужского училища. B.А. Покровский - помощник Л.Н. Бенуа при возведении знаменитого храма Георгия-Победоносца. Здание спроектировано в едином ансамбле окружения собора. Строительство здания велось на средства владельца Гусевского хрустального завода, известного мецената и благотворителя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова.