Посещение Гусевской фабрики Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским, в июле 1881 г.
Посещение Гусевской фабрики Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским, в июле 1881 года
Дни 8-го и 9-го июля 1881 г. надолго останутся памятными для жителей Гусевской фабрики, как дни посещения фабрики Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским. Счастливая сравнительно с другими местностями Епархии на посещения своих верховных пастырей, Гусевская паства тем с большим нетерпением ждала Преосвященнейшего Феогноста, что слухи об его посещении носились еще с начала весны; но только с первых чисел июля стал достоверно известным день его прибытия именно 8-е июля. Когда наступил этот давно ожидаемый день, то со стороны управления фабрики приняты были все меры, чтобы все население фабрики могло встретить своего высшего Пастыря: с 3 часов пополудни всякие работы на фабрике были прекращены, и все ее семитысячное население вышло на встречу столь давно ожидаемому дорогому Гостю. Преосвященный Феогност прибыл на фабрику в 6 часов вечера, и между двумя живыми стенами встречавшего его народа проследовал прямо в церковь. После обычной церковной встречи Преосвященный с церковного амвона обратился с кратким наставлением к Гусевской пастве, указав в жизни Богородицы, чествованию Которой церковь посвящает этот день, тот образец, которому должен следовать христианин в своей жизни, и тот нравственный идеал к достижению коего он должен стремиться, вполне надеясь при этом на благодатную помощь Самой Пресвятой Девы. Безыскусственная, сердечная, дышащая теплотой веры и глубиною христианского чувства, понятная и бесхитростному уму простолюдина, но вместе с тем и могущая действовать на высокомудрствующий «по стихиям мира» ум современного «интеллигента», речь Архипастыря выслушана была трехтысячною, наполнявшею церковь, толпою с глубоким вниманием, и, — мы уверены, — заставила многих посмотреть внимательнее на свою духовную жизнь. Обозрев церковь (см. Собор Георгия Победоносца) и ее замечательно — богатую ризницу и побеседовав с священно-служащими, Преосвященный Феогност поспешил посетить местную двухклассную школу, которая есть одна из самых многолюдных в Епархии, так как заключает в себе более 250 учащихся, — мальчиков и девочек. Для встречи Преосвященного вся эта масса детей, несмотря на каникулярное время, собрана была почти сполна и расположена была в большом зале Училища такт, что занимала места вдоль передней и двух боковых стен зала, оставляя свободными средину и заднюю сторону зала. Преосвященный прибыл в школу в сопровождении сопутствующего ему о. протоиерея Виноградова, местного благочинного о. Миртова и управляющего Гусевской фабрикой г-на Гайдукова (20.11.1874 г. у Гайдукова родился сын - Гайдуков Николай Михайлович — советский ботаник-альголог.), который с тем вместе есть и почетный блюститель Училища. Вслед за Преосвященным все свободное пространство зала быстро наполнилось местною публикою. Встреченный пением входного: «Достойно есть» и обычным греческим приветствием, Преосвященный от заведующего училищем и вместе преподавателя Закона Божия Виктора Тихонравова приветствован был следующею речью: «Преосвященнейший Владыко! Некогда Божественный Учитель, благословляя окруживших Его Еврейских детей, сказал ученикам Своим следующие знаменательные слова: «оставьте детям приходить ко Мне и не запрещайте им: ибо таковых есть царство Божие. Истинно говорю вам: если кто не примет царствия Божия, как дитя, тот и не войдет в него». В этих словах своего Божественного Основателя Святая Церковь всегда видела особенный завет Его — иметь о детях преимущественное попечение, и первым долгом своим всегда считала приведение детей к познанию Бога. С самого дня рождения допуская их к принятию благодати Святого Духа во святых таинствах, Она особенно заботится о сохранении в них той простоты и незлобия, той доверчивости и откровенности, которые составляют отличительные, всегда присущие детям свойства, Самим Спасителем указанные как средства, облегчающие путь к конечной цели христианина — небесному блаженству. Но в православном государстве, каковым благодатиею Божиею есть государство Русское, часть обязанностей церкви по духовно-нравственному воспитанию детей принимает на себя православная школа. Становясь чрез это в ближайшее и теснейшее общение с Церковью, русская православная школа, преподавая питомцам своим спасительное учение Христовой веры, научает их искать прежде всею царства Божия и правды Ею, искренно и несомненно веруя, что с тем вместе, и тем с большим успехом, питомцам ее приложатся и прочие практические знания, которые должна доставить детям школа, чтобы они были не только право-верующими и добрыми членами Церкви, но и деятельными и полезными гражданами своего отечества. Призванная к жизни и поставленная мудростью Царя-Освободителя на незыблемых началах православия, с широкою задачею — содействовать духовному и гражданскому преуспеянию русского народа, русская православная начальная школа, в лице своих скромных деятелей, всегда старается добросовестно выполнить свое назначение, указанное ей волею Царя-Законодателя. Но она успешно выполняет его только тогда, когда по мысли Самого Законодателя ей содействуют в том лучшие и просвещеннейшие люди русского общества. Здесь, Преосвященнейший Владыко, как исполнение мудрой мысли мудрого Царя, Ты видишь школу, устроенную ревностью русского вельможи о просвещении народном. Здесь пред Тобою, как некогда пред Христом, толпы учащихся детей, с радостью Тебя встречающих, жаждущих услышать Твое пастырское слово, стремящихся принять Твое святительское благословение. Здесь пред Тобою и делатели этой малой части нивы Господней сеющие пшеницу добрую на вверенном их возделыванию поле. Благослови же, Владыко, сие малое поле и его делателей, и испроси у всемощного и всевозращающего небесного Господина жатвы, дабы посеяваемыя на сем поле семена учения возросли в добрый плод веры во Христа, верности Престолу и любви к Отечеству».
Выслушав, как было заметно, с глубоким вниманием произнесенную речь, и благословив в заключение оной учащих и учащихся, Преосвященный приступил к испытанию детей в знании Закона Божия. Простота и приветливость обращения, совершенная естественность и практичность предлагаемых Преосвященным вопросов, делали то, что фабричные дети, очень редко видящие посторонних лиц и потому застенчивые, в настоящем случае держали себя очень свободно и удовлетворительно отвечали на большую часть предлагаемых Преосвященным вопросов. А когда Преосвященный лично одарил крестиками и брошюрками религиозного содержания всех спрошенных им детей, число коих было весьма значительно, то радости и восхищению одаренных им детей едва можно было положить пределы. Окончив испытание и поблагодарив обоих Законоучителей, местных Священников — Альбицкого и Казанского, за занятия с детьми Законом Божиим, Преосвященный милостиво расспрашивал заведующего училищем о состоянии школы, интересуясь и входя во все подробности ее положения. Получив на все свои вопросы должные ответы, Преосвященный принял от заведующего училищем рапорт о состоянии училища за истекший учебный год, и вслед за тем, прослушав молитву оставил училище, сопровождаемый обычным приветствием. Посещение училища Преосвященным Феогностом произвело на всех присутствовавших при нем, а особенно на родителей учащихся, самое отрадное впечатление, и мы уверены, что его внимательность к делу народного просвещения высоко поднимет значение школы в глазах местного населения.
Посвятив остаток вечера необходимому отдохновению, Преосвященный на другой день, 9-го июля прежде всего удостоил своим посещением обоих местных священников и церковного старосту; потом обозревал все обширное Гусевское хрустальное производство, со свойственною ему любознательностью входя во все его интересные подробности, предупредительно объясняемые ему управляющим фабрикой, г. Гайдуковым. Особенно заинтересовали Преосвященного изделия, приготовленные для будущей мануфактурной выставки, в числе коих есть вещи, действительно редкие по своей художественной отделке, долженствующие занять на выставке первенствующее место, по крайней мере среди изделий русских.
Посетив еще обширную Гусевскую больницу и обрадовав всех страждущих своим теплым участием и сочувствием к их положению, Преосвященный после легкого завтрака, в 12 ч. дня оставил Гусевскую фабрику. Торжественный колокольный звон и общие благожелания всего населения Гусевской фабрики сопровождали доброго и глубокоуважаемого Пастыря в его дальнейший путь по Епархии. Очевидец местный житель
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 3 (1 февраля 1882 года)/
Посещение Гусевской фабрики г. Нечаева-Мальцева Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, 22 июня 1886 года
22-го июня 1886 года, Его Высокопреосвященство, Архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, при обозрении своей епархии в числе прочих селений Меленковского уезда посетил и известную Гусевскую хрустальную и бумагопрядильную фабрику действительного статского советника Ю. С. Нечаева-Мальцева. Высокопреосвященный Архипастырь прибыл на фабрику в 11 часов утра и был встречен населением фабрики, свободным от работ по случаю Воскресного дня, далеко за пределами фабрики. Посещение Архипастыря, всегда желательное и полезное для всякой православной местности, в настоящую пору особенно желательно и полезно для таких местностей, как фабрики, в виду переживаемого ими известного кризиса. Здесь слово высшего Пастыря церкви, обращенное к рабочему люду, терпящему разные невзгоды от застоя торговых дел и происходящих от сего и понижения заработной платы и часто даже неимения самой работы, может много влить утешения в наболевшие сердца и придать бодрости ослабевающим в своем терпении рабочим для пережития настоящего, трудного и для них и для самих хозяев их, времени. Преосвященный Феогност так и сделал. Прибыв прямо в церковь и выслушав краткое молебствие, он обратился к собравшимся и до тесноты наполнявшим довольно обширную церковь фабричным рабочим с речью, в которой учил их «страху Божию», как основному началу христианской жизни и христианской нравственности, «послушанию, терпению и необходимости труда», не только как средства для существования, но и как Божьего назначения человеку, которого, поэтому, не должно стыдиться, как бы он ни был низок по установившимся человеческим понятиям, лишь бы не был он преступен и противен закону Божию и собственной совести каждого. Хотя население Гусевской фабрики, благодаря известному филантропическому настроению ее почтенного владельца и сообразно оному принимаемым администрацией фабрики разным мерам, клонящимся к обеспечению материального быта рабочих, и не испытывает тех бедствий, каким в настоящее время подвергаются рабочие многих других фабрик (Администрация фабрики, согласие воле ее владельца, а) не сокращает производства, и вследствие сего никого не увольняет от работ; б) понижает заработную плату в меньшей степени, чем другие однородные с ней фабрики; в) для естественного прироста рабочих изобретает новые отрасли труда, лишь бы дети оставались при отцах, вследствие чего население Гусевской фабрики не только не уменьшается, но постоянно возрастает. Если и бывают редкие увольнения рабочих с фабрики, то они производятся на основании непреложного и освященного правила: «измите злаго от вас самих».), тем не менее настоящий тяжелый фабричный кризис отразился в некоторой мере и здесь, и поэтому речь Архипастыря, примененная и ко всегдашнему быту и к теперешнему положению фабричного люда, и растворенная любовию и сочувствием в трудному его положению, была чрезвычайно уместна и, смеем быть уверенными, весьма благотворно повлияла на его нравственное настроение. Осмотрев подробно церковь, уже второй раз посещаемую, Высокопреосвященный должен был еще более часа уделить народу, желавшему получить его Архипастырское благословение, и затем все свое внимание отдать обширной двуклассной школе М. Н. П. для мальчиков и девочек (До 300 учащихся мальчиков и девочек при 9-ти учащих, из коих, кроме двух местных священников, еще два учителя преподают закон Божий (студенты духовной Семинарии и отдельном учителе пения — он же и регент местного хора). Сверх этой школы существует еще отдельная фабричная школа на 100 человек с отдельным учителем.), содержимой г. Нечаевым-Мальцевым исключительно на свои средства, но вполне подчиненной исключительному же ведению дирекции народных училищ, как местному органу М. Н. П., наравне со школами, открываемыми им на свои средства. Здесь Архипастырь встречен был Заведующего училищем следующей речью:
«Высокопреосвященнеший Владыко! Божественный Учитель — Господь наш Иисус Христос, учреждая на земле Свою церковь, дал ей, в лице первых ее руководителей — Св. Апостолов, заповедь: иметь особенное попечение о маловозрастных членах ее. «Блюдите», говорил Он, указывая Апостолам на детей, «да не презрите единого от малых сих. Глаголю бо вам, яко ангели их ни небеси выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф. ХVIII гл.). И Святая Церковь неуклонно соблюдает святой завет Его. Она с самых первых времен своего существования принимает детей в число своих членов, и полнота Божественной благодати, воспринимаемая детьми в таинстве св. крещения, нередко оказывала в них, как в истинных членах церкви, свою чудодейственную силу. История первенствующей церкви, и в частности — история христианских мучеников, представляет нам многие примеры высоких нравственных подвигов, совершенных детьми-христианами, и в частной жизни и среди мучений, коим подвергались они во времена гонений на церковь от язычников. Когда же гонения на церковь прекратились и образовались государства, в коих христианское вероисповедание сделалось господствующим, тогда и пастыри церкви и благоверные государи, помня завет Спасителя, прилагали особые заботы о воспитании детей в духе исповедуемой ими христианской веры. Они устраивали для детей обширные и многочисленные Училища, где вместе с грамотностью христианские дети получали первоначальное наставление в истинах православной веры и во всем том, что ведет «к животу и благочестию». Отечество наше, приняв святую веру от Церкви Греческой, приняло вместе с нею и сохранило и все установления этой церкви. И в нем, как и в царстве Греческом, немедленно, по принятии христианина, и Пастыри духовные и Благоверные Князья постоянно заботились о воспитании детей в истинах православной веры, устрояя для них Училища преимущественно там, где была кафедра епископская. Из истории нашей известно, например, что мудрый Князь Ярослав и доблестный сподвижник его, — митрополит Иларион, нередко сами посещали основанные ими Училища, испытывая детей и «в книжном учении» и в усвоении ими правил веры и нравственности христианской. В Отечестве нашем школа издревле была в неразрывном союзе с церковью! И в наши дни, при широком распространении грамотности среди всего народа Русского, богопросвещенною волею Благоверного и Благочестивейшего Государя нашего, как и «в лета древния», началом всяких знаний поставлено в наших школах прежде всего научение детей святым истинам Христовой веры, правилам доброй нравственности, верности Престолу, любви к Отечеству и к священным преданиям древней доблестной жизни предков наших, — и исполнение сего священного долга вверено преимущественно Пастырям церкви и служителям Слова Божия. Небесный Промысел благоволил избрать отечество наше хранилищем чистоты христианского вероучения и верности Апостольским преданиям. Возвышая его «от силы к силе» именно в то время, когда духовная матерь наша, Церковь Греческая, подпала игу иноверных, Премудрость Божия даровала ему и потребные силу и мощь исполнять высокое его назначение. Но милость и покровительство Божии и зависящие от них сила и могущество государства делаются всегдашним достоянием народа (как учит нас история) только тогда, когда потомки следуют доблестям предков, когда oт поколения к поколению передается ненарушимо живой дух веры и благочестия, когда во всем народе и в руководящих им неизменно сохраняется сознание той цели, для служения коей избрал его Небесный Промысел. Но возбуждение, развитие, укрепление и охрана таковых начал жизни и деятельности народной есть дело по преимуществу пастырей и учителей народных. Отсюда видно, какой великий долг лежит на лицах, принявших на себя дело духовного воспитания народа, и какая ответственность падает на них не только за нравственное состояние народа, но и за неразрывно-связанное с ним благосостояние самого государства. Благий Архипастырь! Под твоим священным и верховным руководительством совершаем мы, «кийждо во своем чину», избранное нами служение наше. Моли же Отца небесного, да сии юныя и «во мнозе» еще дикия ветви, чрез благое возделывание наше, неразрывно привьются к единой доброй Маслине — Господу Иисусу Христу, и — благослови нас, «труждающихся в слове и учении», да осеняемые Святительским благословением твоим исполнимся благодатных сил на неленостное прохождение служения нашего во благо Святой Церкви, Пpестола и Отечества».
Выслушав внимательно и благосклонно эту речь, Высокопреосвященный более часа экзаменовал мальчиков в девочек по Закону Божию и всем опрошенным Им подарил по крестику и по книжечке, чрезвычайно обрадовав детей своим ласковым с ними обхождением. Приняв затем предложенную управляющим фабрикою трапезу в доме гостеприимного владельца оной (живущего постоянно в Петербурге), Архипастырь пред своим отъездом слушал еще пение как общего, содержимого Нечаевым-Мальцевым Гусевского хора певчих, так и особого школьного хора из мальчиков и девочек (в 60 персон), поющего иногда в церкви (преимущественно в школьные праздники) и на публичных чтениях для народа производящихся на фабрике. Выслушав несколько церковных песнопений и гимн: «Боже, Царя храни», Высокопреосвященный одобрительно отозвался о пении того и другого хора, подарил каждому из певчих по крестику, каждого из них отдельно удостоил своего святительского благословения, а хор малолетних наградил еще значительным денежным подарком. Уже к вечеру этого дня, сопровождаемый благожеланиями собравшегося народа, Архипастырь отправился в дальнейший путь по своей епархии, оставив своим посещением самое приятное впечатление во всем населении фабрики, и сам видимо довольный добрым порядком найденным Им в церкви и в различных местных учреждениях, с нею связанных, что и не замедлил высказать при своем прощании с местными священнослужителями и лицами, Его провожавшими.
В. Т. (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 17)
Речь Антонию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, произнесенная при посещении им 26 сентября 1874 г., Гусевского начального училища.
Город Гусь-Хрустальный.