Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
23:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре

Церковь Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре


Христорождественская (крестовая) церковь. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.
Северный фасад (со стороны улицы) двухэтажного каменного здания с тремя двускатными кровлями и главкой на граненом барабане (XVII в. В перестройке 1866, архит. Н.А. Артлебен). По бокам здания - двухэтажные пристройки, несколько ниже церкви, с арочными входами, правый оформлен килевидным арочным фронтоном с главкой (ныне левый вход заложен). К левой пристройке примыкает подобный же фронтон, далее за ним келейный корпус и угловая северо-восточная башня монастыря. Справа - каменная ограда с бойницами.
Перед корпусом группа мужчин; вдоль улицы столбики ограждения.


Церковь Рождества Христова

В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря находилась каменная надвратная церковь с примыкающей трапезной. Время первоначального построения этой церкви неизвестно, но судя по архитектуре ее, бывшей до перестройки, она сооружена, может быть, на месте прежней деревянной, не ранее XVII века. Впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в некоторых документах она именуется крестовой.
К юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания XVII в. существовали на месте Архиерейских палат.
В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Святой Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный».
Лета 1720 февраля в день по указу в. г. и по приказу преосв. Игнатия дан сей указ из патр. казен. приказу города Володимира церкви Рождества Христова попу Федору Никитину потому, что бил челом он, а в челобитной его написано: в гор. Володимире, что внутри города, церковь во имя Рождества Христова из древних лет строение де было Царского Величества в богомолий ружная и в прошлом 1719 г. октября против 1 числа от воли Божией град Владимир сгорел, в то время и вышеписанная церковь Рождества Христ. сгорела-ж, а вновь построить некому, приходу и вкладчиков нет, и ныне обещание у него на то церковное строение сбирать, а без указу де в. г. сбирать не смеем и в. г. пожаловал бы велел на то церковное строение в Москве в городех и в уездех, и в селех и в деревнях и по ярмаркам сбирать не возбранно и о том дать ему в. г. указ и по указу в. г. ему попу Федору Никитину в Москве и в городех и в селех и в деревнях и по ярморкам где пристойно с сим в. г. указом ходить с сего вышеписанного числа без образа год и на то церковное строение просить всякого чина и возраста у православных христиан во имя Христово и кто что подаст за спасение души своей и то ему принимать с любовию и тихостию в то подаяние записывать в сборную книгу, а та сборная книга была б за его попову рукою, а самому ему попу, или кто сборщик будет тем подаянием не корыствоватся и ничего не таить, а что у него у попа, или у сборщика какого что в сборе подаяния будет и тот сбор держать ему на то вышеписаное церковное строение, а на иные расходы не держать, а как год минет и ему с сим в. г. указом для сбору не ходить и сборныя книги за своею рукою объявить в патр. казен. приказе, при сем в. г. указе патриарша домовая печать.
1720 г. сентября в день церкви Рождества Христова поп Федор Никитин в патр. казен. приказ писал: «во граде Володимире, что внутри города, церковь во имя Рождества Христова из древних лет была ружная и в прошлом 1719 г. октября против 1 числа в ночи божиим изволением от великого пожарного заполения св. церковь вся без остатку сгорела и в том же 1719 г. в ноябре месяце бил челом в Москве в патр. казен. приказе подал челобитную я о строении той церкви Божии вновь и по тому моему челобитью велено мне тое церковь Божию по прежнему построить, а ныне из Володимерского уезда из вотчины окольничего кн. Никиты Михаиловича Жироваго Засекина из села Суходола дана старая деревянная церковь, что была во имя св. ап. Андрея Первозванного на построение сгорелой помянутой церкви во имя Рождества Хр., а в той церкви престол соединением и на престоле св. антиминс тверд, царския двери и в депсусах св. иконы в целости, а без указу тое церковь перевести и строить не смею и прошу дать о строении и освящении тое церкви во имя Рождества Христова благословенную грамоту Владимирского Рождественского монастыря архимандриту Гедеону.
Подписано: 1720 г. ноября в 28 день отпустить указ против челобитья.
1720 г. декабря 2 запечатан указ о строении церкви по челобитью города Володимира церкви Рождества Хр. попа Федора Никитина велено из Володимерского уезда из вотчины окольничего князь Никиты Михайловича Жировского Засекина из села Суходола древянную церковь во имя Андрея Первозванного буде он князь Никита тою церковью поступился перевесть в город Владимир и на вышеписанном Рождественском погорелом погосте построить вновь церковь во имя Рождества Христова, и построя освятить, пошлин гривна.
1736 г. июля 12 церкви Рождества Христова поп Федор Никитин подал в Владимирское духовное правление прошение: «во граде Владимире, что внутри города, церковь Рождества Хр. имеется изстари и дани с тое цекви положено и с накладными деньгами по 1 р. по 20 коп. на год, да из древних же лет подле тое церкви Рождества Христова застроена была каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня и волею Божию не состроилася и была впусте и в прошлом во 184 г. бил челом блаженныя памяти свят. Иоакиму патр. Московскому и всея россии больнишной нищий Тихон Степанов ложно, а в челобитье своем написал будто в Володимире церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня от разорения стоит впусте, а церковною землею никто не владеет и лежит впусте, дани и оброку никто не платит и против оного его нищаго ложного челобитья спорить было не кому по неже при оной церкви Рождества Христова священника не было и оное пустовое церковное Воздиженское место отдано было по указу свят. патриарха из казенного приказу ему нищему во владение из оброку и с пошлинами по 10 ал. на год и повелено было огородить тое церковную землю кругом по 5 сажень на стране и тое церковную землю кругом по 5 саж. городить нечего, понеже мерою толикаго числа не будет, и та церковная земля смежна с землею показанной церкви Рождества Христова и пришли кругом дороги; а по переписным книгам 186 г. написана церковь Рождества Христова, да храм Воздвижения Честного Креста Господня и той земли меры, как Рождественской, так и Воздвиженской не показано, потому что стала против дорог в устье, и тем Воздвиженским церковным местам напредь того нищаго ни кто не владели и ни в каких данных и оброчных книгах, прежде оного нищего челобитья, та Воздвиженская земля не написана, потому что оная Рождественская и Воздвиженская земли имеются вообще, а других земель никаких к тем церковным землям не пришло и после того нищего Тихона тое церковною Воздвиженскую землю владел Владимирского уезда, Синодального села Богослова, безтяглый крестьянин Михайло Устинов сын Пипин без указу и без отдачи из синод. казен. приказа лет с 30 и больше, и на той церковной земле построил двор и хоромное строение, а мне оного Пипина строения в той церковной землю стала быть многая обида и утеснение, а в прошлом 735 г. оной крестьянин Пипин на оной церковной земле то свое хоромное строение продал города Володимира Успенского собора протодьяконице вдове Афимье Федоровой дочери, которая вдова и поныне живет на той Воздвиженской земле, и прошу сие мое прошение в Володимере в духовном правлении принять и записать в книгу и для осмотру оного церковного Воздвиженского места из оного духовного правления послать кого надлежит и учиня оной осмотр сие мое прошение и оной осмотр послать в Москву в синод. казен. приказ при доношении, чтоб оное пустовое церковное место повелено было отдать во владение к той церкви Рождеству Христову мне впредь без перекупки, а положенныя с оного пустового церковного Воздвиженского места оброчныя деньги повсягодно я платить буду бездоимочно.
Под прошением помета: «о показанной земле для осмотру церковного Воздвиженского места из оного духовного правления послать подканцеляриста Ивана Максимова по наказу взять ему с собою бывшаго старосту Воскресенского попа Стефана и оную землю осмотра измерять». Досмотр за подписью Рождественного архимандрита Павла прислан при дополнении в синод. каз. приказ, в котором показано: «Воздвиженские место имеется к церкви Рождества Христова в близости и оная земля с двором, в котором имеет жительство показанный поп Федор подлинно смежна, а помере самого того места, на котором Воздвиженская церковь имелась в длину 5 сажень, поперег 3 сажени, да вкруг тогож места с 3-х сторон имеется земля церковного погосту на восток в длину 5 саж., да к полуденной и к полунощной стране по обе стороны от оного места поперечнику по о саж., итого 10 сажень, а от западной страны пришли в самому тому месту дороги.
В синод. казен. приказе определено: «после состоявшихся февраля 27 дня 702 г., июня 26 дня 723 г., ноября 12 дня 725 г. указов в Москве по градским воротам учинить надлежащую публикацию с барабанным боем, а в Володимер в духов. правление о таковой же публикации послать указ и ежели по тем публикам кто для взятия ее с отдачею в оброк явится, учинить указную записку с приложением рук, а у протодиаконицы вдовы Евфимии на оной двор взять с купчей за ее рукою точную копию и оную торговую записку и с купчей вопию прислать при обычайном доношении в синод. каз. приказ в немедленном времени».
Указ послан.
1737 г. марта 29, из Владимирского духовного правления прислано доношение, что публикация с барабанным боем об отдаче в оброк Воздвиженской церков. земли охочим людем учинена и ко взятью оного места охочих людей не явилось, церкви же Рождества Христова поп Федор Никитин просил об отдаче ему имеющейся близ оной Рождественской церкви пустовой Воздвиженской земли из оброка и пошлин 30 коп. в год. При доношении приложена копия с купчей на проданное Пипинным хоромное строение и дворовую и огородную городьбу и иное яблонное и вишенное деревье за 5 р. протодиакона Володимирского Успенского собора Якова Максимова жене его вдове Афимье Федоровой.
В протоколе Москов. синод. правления концелярии августа 18 дня 1738 г. написано: означенную Воздвиженскую землю по наддачи оного попа Феодора приписать платежем к Рождественской церкви из оброку и пошлин 35 коп. в год и об отдаче той земли во владение учинить определение в казенном приказе, а о дворовом строении и о дворовой и огородной городьбе разсмотрение и решение учинить в Володимирском духовном правлении.
При церкви Рождества Христова: 715 г. поп Федор Никитин.
1729 г. сентября 29 дня дана первая патрахельная память города Володимера церкви Рожества Христова что внутри города вдовому попу Федору Никитину на три года, пошлин 15 алтын (п. пр. кн. 314, л. 100).
1733 г. генвяря 18 дана вторая патрахельная память по заручной челобитной ему же попу Федору Никитину на три года, пошлин 15 ал. нужнейших денга.
164 г. по книгам писма и дозору Семена Извольского при было вновь.
В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской церкви 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский». В описи 1805 г. Рождественской церкви упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи». В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество - Богородицком соборе.

В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери.
Устроение придела в честь иконы Иверской Божией Матери произошло после 1812 года, по следующему случаю, рассказанному очевидцем, участвовавшим в молебствиях церковных в 1812 году. «1812 год, достопамятный для всякого русского, как година тяжкого искушения любезного отечества нашего, памятен особенно для нас, жителей города Владимира, отрадным, среди военных тревог, событием. В этом году Божия Матерь в честной и чудотворной своей иконе - Владимирской, той самой, которая со дней св. князя Андрея Боголюбского до 1395 года находилась в здешнем кафедральном соборе и отсюда, по повелению великого князя Василия Димитриевича, перенесена в Москву для защиты ее от нашествия Тамерлана, - неожиданно посетила и утешила нас, находившихся в опасности от угрожавшего нам нашествия неприятеля. Государь Император Александр, решив уступить Москву без боя, дал повеление вывезти оттуда все драгоценности церковные и государственные. Вследствие этого, Московский викарий епископ Августин, отправивши предварительно сокровища ризницы патриаршей и соборной в Вологду, сам в ночи на 2 число сентября, взявши с собой чудотворные иконы Богоматери: Владимирскую и Иверскую, отправился во Владимир. Владимирский епископ Ксенофонт предложил преосв. Августину остановиться в Рождественском монастыре и упросил его здесь остаться со святыми иконами до 8-го сентября (Преосвященный Августин прибыл во Владимир 5-го сентября, во время литургии, которую совершал Влад, епископ Ксенофонт в кафедральном соборе, по случаю тезоименитства Императрицы Елизаветы Алексеевны и переодевшись с дороги тотчас отправился в собор к литургии и молебствию.). В этот день - день храмового праздника в Рождественском монастыре, епископ Ксенофонт, по прибытии обычного крестного хода из Успенского собора, взял, с согласия преосвященного Августина, святые иконы Владимирскую и Иверскую и с ними совершил новый крестный ход около кремля по валу, как это здесь бывает в день преполовения праздника Пятидесятницы; духовная процессия продолжалась более часа, при бесчисленном стечении народа. Утром 10 сентября преосвященный Августин отправился с иконами в Муром, и проживал там в Благовещенском монастыре.
По совершенном очищении Москвы от неприятеля, московский викарий Августин, получив приказание возвратиться, 20 октября - воскресный день, совершил торжественное молебствие в Муромском соборе и прямо из храма отправился в путь. Муромцы провожали его с крестным ходом, в коем несли на себе Владимирскую и Иверскую иконы более трех верст и затем уложили их в дорожные киоты.
В среду 23-го октября, епископ Августин прибыл во Владимир и преосвященный Ксенофонт снова упросил его остановиться здесь на несколько дней, святые же иконы внести в кафедральный собор, что и совершено 24-го числа, с торжественным ходом пред литургией. Святая икона Владимирская, совершенно одинакового размера с здешней копией ее, постановлена была в киоте сей последней, а Иверская на приготовленном для нее месте, подле местного образа Успения Божией Матери. Литургию совершил сам архиерей, с соборным духовенством. Стечение граждан было чрезвычайное; все молившиеся с особенным чувством взирали на светлый лик Богоматери и с умилением повергались на колена пред святою иконою Владимирскою, переносясь мыслью в те давние времена, когда сия св. икона здесь занимала этот же киот; все были вне себя от радости, что она в горестную пору, по неисповедимому всеблагому промыслу оказалась на старом своем месте, на коем зрели и пламенно лобызали ее наши предки, слишком два века. По окончании литургии, во весь день отворены были двери соборного храма и граждане один за другим непрестанно приходили лобызать драгоценную святыню, бывшую некогда у нас. На 25-е число св. иконы из собора торжественно перенесены в Успенский Княгинин девичий монастырь, где совершено всенощное бдение, а наутро божественная литургия, после коей также на весь день оставались тут иконы; на 26-е число они перенесены в Дмитриевский собор, где в этот день был храмовый праздник в честь св. Димитрия Солунского. Здесь и в девичьем монастыре литургии совершены были самим преосвященным. На 27-е число (воскресенье) св. иконы перенесены в Рождественский монастырь и отправлено всенощное бдение. Утром поранее обыкновенного началась божественная литургия, которую совершал преосвященный Ксенофонт с избранным духовенством, и потом молебен Божией Матери, а затем прямо из храма с крестным ходом сопровождал сам же св. иконы до соборной часовни. Тут разоблачившись и со слезами облобызавши святые иконы, он поручил сопроводить их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской церкви, что в Ямской слободе, на выезде к Москве. Дворяне и купцы попеременно несли на себе святые иконы, несмотря на снежную, ненастную погоду. В Казанской церкви иконы уложены и все сопровождавшие их, поклонясь пред ними в последний раз, возвратились в город, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь.
Во время пребывания св. икон во Владимире, с Иверской сняты тогда две копии в размере подлинной; одна находится в Успенском соборе, а другая - в Рождественском монастыре. Здесь, пред этою иконою, в то же время установлено петь акафист Божией Матери каждую субботу пред вечернею, что совершается и доныне, а впоследствии устроен придельный храм в честь чудотворной иконы Богоматери Иверской, икона же украшена богатою серебряною вызолоченною ризою, жемчугом и дорогими камнями».

После значительной перестройки храма по проекту архитектора Артлебена Владимирский архиеп. Феофан Затворник освятил церковь 2 февраля 1866 г. 3-го февраля было совершено освящение придела в честь Иверской иконы Божией Матери. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым.
«Христорождественская церковь устроена просто, без особых украшений, но благообразием своим, высотою плана и искусства она не оставляет желать лучшего. Особенно дорого то, что св. алтарь устроен по отношению к предстоящим так соразмерно, что от самого входа в церковь видим всеми. Вообще церковь устроена так изящно, открыто и поместительно, что одной внешностью своей располагает быть и искренно молиться в ней. После освящения, в сырную неделю и особенно на вечернях первой недели Великого Поста, мы каждый раз видели в ней не менее двух тысяч богомольцев, которые не из любопытства только, но именно по благолепию ее собирались молиться в св. и великие дни» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 4, 15 февраля 1866 года).

Памятники древности, хранившиеся в Рождественском монастыре

1. ИКОНЫ
В храмах и ризнице монастырской много сохранилось из утвари церковной крестов, евангелий и других принадлежностей богослужения, восходящих, как свидетельствуют надписи на них, до XVI века. Из икон есть даже более древние; в особенности замечателен по значению и сохранности от позднейших поправок образ Знамения Божией Матери греческого письма, богато украшенный ризою серебряною вызолоченною с эмалью, разноцветными камнями и жемчугом; на полях, с обеих сторон оклада, по два изображения святых, с правой стороны: Георгия и Макария, а с левой: Якова и Ануфрия. Сим образом благословила Александра Невского крестная мать его пред походом против шведов; потом был этот образ при великом князе до кончины его, а по принесении тела из Городца во Владимир, находился при мощах св. угодника Божия в храме Рождества Пресвятыя Богородицы; после перенесения их в С.-Петербург хранился в ризнице, ныне же помещен снова в этом храме, на особо устроенном аналое, пред ракой св. Александра Невского, знаменующею место пребывания здесь мощей сего угодника. В 1858 году, Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Александровна, обозревая во время пребывания во Владимире монастырскую ризницу, обратила особенное внимание на древность иконы Знамения Божией Матери и пожелала иметь список с нее. По распоряжению преосвященного епископа Иустина в то же время исполнена была для Ее Величества точная с иконы копия, иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Здесь уместно упомянуть, что с 1866 года пред святым ликом Александра Невского, изображенным на верху раки, в память избавления жизни Государя Императора от руки злодея, 4 апреля, установлено преосв. епископом Феофаном петь акафист св. угоднику, каждый понедельник пред вечернею, что и совершается доныне.
Образ св. Александра Невского в схимническом одеянии искусного старого письма в чеканной серебряной ризе; в венце два зеленых камня. На серебряной пластинке наведена чернью надпись вязью, «преподобный князь великий Александр Невский». Образ этот был в средине складней, на створах коих образа св. князей Бориса и Глеба; прежде хранился в ризнице; ныне помещен в соборной Рождество-Богородицкой церкви у северных алтарных дверей, а створы остались в ризнице.
Образ Александра Невского в княжеском одеянии, в него врезан ковчежец с частью св. мощей его. Образ этот уже нового письма, после перенесения мощей в Петербург, так как до того времени св. Александр Невский на всех иконах изображался в схиме.
Образ св. Александра Невского шитый по шелковой материи золотом и серебром; лик святого преподобнический. По сторонам лика по полям вышит золотом вязью тропарь в честь св. князя, а внизу также вязью летопись: «лета 7121-го (1613) приложила сию пелену церкви великаго князя Александра Ярославича всея Руси царица Парасковия». Царица Парасковия Михайловна из рода Соловых, вторая супруга царевича Ивана Ивановича, второго сына Ивана Грозного, после насильственного развода постриженная в монастыре на Беле озере, а оттуда переведенная в женский монастырь во Владимире; скончалась она уже в 1620 году, в Московском Ивановском монастыре, а погребена в Вознесенском. Шита ли эта пелена во время нахождения царицы во Владимире, или послана сюда позже из Москвы, в память пребывания здесь, предания не сохранилось.
Запрестольный каменный образ выносный (ходовый), в деревянной раме с рукоятью, длиною 1 арш. 2 верш.; на нем с лицевой стороны написано Рождество Пресвятой Богородицы в том самом виде, как оно изображено во святых вратах, а на обратной стороне вверху Спаситель и пред ним в молитвенном положении слева Иоанн Златоуст, Фотий и Аникита, а справа Владимирские чудотворцы: Аврамий, Георгий и Андрей Боголюбский. Образ этот хранится в ризнице.

2. КРЕСТЫ И СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ
1) Крест серебряный, чеканный, позолоченный, напрестольный, на нем на исподней стороне надпись: «при державе Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии сделан бысть сей святый Животворящий Крест Господень по благословению Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии в богоспасаемый пресловущий град во Владимер в Рождественной монастырь и Великаго князя Александра Ярославича Невскаго и Владимирскаго чудотворца при архимандрите Афопасье Киевлянине з братьею из монастырские казны, лета 7140 (1632) году марта в 25 день». В подножии литого распятия с лицевой стороны находятся мощи под стеклом. До рукоятия Крест обнизан в одну нитку средним жемчугом, как видно из вкладной книги, пожертвованным Ионою митрополитом Ростовским и Ярославским.
2) Крест серебряный же, вызолоченный, благословенный; на нем распятие чеканное, в венце семь искр яхонтовых, в подножии распятия чеканные Антоний и Феодосии Печерские и Петр митрополит; по всей задней стороне вычеканено, что в кресте находятся: часть самого животворящего креста Господня, камень от гроба Господня, часть верви с кровию ею же Господь наш Иисус Христос пострада; млеко Пресвятыя Богородицы; мощи Луки евангелиста, персть святого вертепа Вифлеемского. Затем перечисляются части мощей семидесяти святых. Крест этот приложен в 1709 году 2 октября окольничим Никитой Ивановичем Акинфовым. Внизу на рукояти креста вырезано: «7192 (1684) июля 12 милостию Божею сей крест Господень в Переславле построил думный дворянин Никита Иванович Акинфов на службе великих государей будучи воеводою и наместником Юрьева Польскаго на благословение дому Богом дарованному ему и в радость верным во веки».
3) Крест серебряный вызолоченный также с мощами разных святых; в подножии распятия образ св. князя Владимира; до рукоятия Крест обнизан по краям в одну нитку средним жемчугом; на задней доске кроме перечисления мощей вырезано: «лета 7192 (1684) июня состроен сей святый крест Христов во град Володимер в общежительную обитель Рожества Пресвятыя Богородицы и святаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго во иноцех Алексия Володимерскаго чудотворца тщанием тоя же обители архимандрита Иосифа монастырскою церковною казною, а обнизь жемчужная вклад боярина князя Михаила Яковлевича Черькасского и княгини его и чад, им же даруй Боже Богородицею нетленный венцы в Царствии Небесном. Аминь».
4) Крест серебряный чеканный с изображением Николая чудотворца в подножии распятия; внизу на рукояти надпись: «положил сей Крест на гроб великому чудотворцу Александру Невскому раб Божий, имя ему Бог весть». Когда приложен этот крест года не показано.
Потир серебряный, вызолоченный; внизу на поддоне в шести клеймах вырезано: «лета 7112 (1604) году декабря в 15 день помяни Господи грешнаго раба своего инока Иону». На дискосе в клеймах та же самая надпись. Во вкладной книге записано: «в лето 7115 (1607) и в иные годы, преосвященный Иона митрополит Ростовский и Ярославский, прежде бывый архиепископ Вологодский, дал в дом Пречистыя Богородицы и чудотворцу великому князю Александру во святую церковь восемь крестов напрестольных обложены сребром с каменьем да сосуды сребряные служащие, цена 60 рублёв, 12 образов миней месячных, налойных, на золоте, цена 30 рублёв».
Потир деревянный в 1/4 арш. вышины, окрашенный темно-зеленою краской; на нем в кругах изображены благословляющий Спаситель с Божией Матерью и Иоанном Крестителем по сторонам его, - а на противоположной стороне тоже в кругу восьмиконечный крест с орудиями страданий Христовых. Судя по очертанию букв в надписях над изображениями, потир этот должно отнести к XVII веку.

3. ЕВАНГЕЛИЯ, СТАРОПЕЧАТНЫЕ КНИГИ И РУКОПИСИ.
1) Евангелие обложено серебром, в среднике Спаситель сидящий на престоле, по краю кругом вырезана надпись: «Лета 7105 (1597) месяца марта в 16-й день почато делать святое евангелие, при державе Царя и великаго князя Василия Ивановича всея Руси по приказу преосвященнаго Ионы Вологодскаго и Великопермскаго а потом был в Ростове митрополит. Зделано ж бысть сие святое евангелие в лето 7124 месяца апреля в 20-й день при державе Государя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси в третие лето царства его тщанием старца Серапиона Маркова».
2) Евангелие напрестольное в десть выхода 152 (1644) года, на александрийской бумаге, обложено зеленым бархатом; средник и евангелисты серебряные с позолотою; на нем по листам надпись: «лета 7207 (1699) июля в 17 день великий господин преосвященный Иларион митрополит Суждальский и Юрьевский приложил сию книгу евангелие напрестольное печатное в десть домовых казенных книг выходу прошлово 152 году на александрийской бумаге обложено зеленым бархатом, евангелисты серебряные золоченые чеканные большие. Да с сею книгою приложил двенадцать миней месячных печатные в десть выходу 200 и 201 годов в церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна что на его на архиерейском Московском дворе у пушечнаго двора. Да с сею книгою приложил шесть книг: книгу требник печатной в десть новый 206 году, книгу Минею общую печатную в десть 158 году с праздниками, книгу Триодь цветную цветоносные недели, да недели всех святых печатную в десть 138 году, две книги октоя осми гласов печатные в десть 147 году, Триодь постную в десть Киевской печати лета 1657 году, два паникадила медныя посторонния весом три пуда пятнадцать фунтов, да в средине паникадило медное домовое весом четыре пуда слишком. Да к той же церкви Иоанна Предтечи приложил четыре колокола, первый большой колокол весом двадцать один пуд тридцать шесть фунтов, другой колокол девять пуд дватцать пять фунтов, третей колокол шесть пуд один фунт, четвертый колокол три пуда двадцать фунтов. А куплены сии книги и паникадилы и колокола на его архиерейския келейньи деньги и тем книгам и паникадилам и колоколам быть у той церкви неотъемлемо вечнаго ради помяновения родителей ево, а буде кто дерзнет которую книгу или что иное из тоя церкви вынести и того суди Бог на втором своем Христове пришествии и да будет на нем архиерейская клятва неотъемлема». Это Евангелие поступило во Владимирский архиерейский дом с того времени, как Суздальская епископская кафедра переведена во Владимир.
3) Евангелие на александрийской бумаге, в аршин длины, выхода 1689 года, листы окаймлены бордюрами, искусно разрисованными красками; доски без средника и наугольников обложены по краю латунью; евангелие это остается без употребления и хранится в ризнице.
В библиотеке архиерейского дома, богатой книгами и рукописями, хранится Минея печатная в лист, месяц июль, без выхода, на ней по листам следующая надпись: «7200 (1692) месяца марта в 6 день приложил сию книгу глаголемую месяц июлий в пречестную и великую Лавру Пресвятей Владычицы нашел Богородицы и Приснодевы Марии и святаго благовернаго Великаго князя Александра во иноцех Алексия Невскаго и Владимирскаго и всея России чудотворца, что в славном Владимире граде в велицей архимандритии тое ж святыя Лавры при архимандрите Иосифе з братиею Московскаго большаго собора протодиакон Борис во иноцех крайняго великаго архиерея Божия ризничей хранитель Боголеп Владимирец во свое обещание ввечное помя- новение по супруге своей по протодиаконице Анне и по себе, аще и впредь кто сия великия Лавры архимандриты будут, чтоб и их преподобство во приношении святых своих молитвах в помяновение любовь святая не заманула, а кто каким злым умышлением восхощет сию книгу взяв от дому Божия Матери усвоити якоже Ахар сын Армиев, или утаити якож Алания и Сапфира, да отъимет от него Господь Бог святую свою милость и затворит двери святых щедрот своих и да придет на него не благословение а клятва и казнь Божия душевная и телесная в нынешнем веце и в будущем вечная мука. А подписал ризничей Боголеп своею рукою». Ризничий, а потом архимандрит Рождественского монастыря Боголеп, как видно из вкладной книги, очень много жертвовал в этот монастырь деньгами, ризами, утварью и книгами. Им же на свой счет устроена рака серебряная для мощей св. благоверного великого князя Александра Невского.
Служба и житие св. Александра Невского; уставная рукопись в лист, на ней следующая надпись: «В лето от создания мира 7180, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1672, индикта 11, месяца септемврия, написана сия книга служба и житие святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго и Владимирскаго чудотворца, в дому Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея рождества, убогим Викентием архимандритом тояжде святыя обители».
Вкладная книга Рождествена монастыря, 1б85 года; писана она уставом на александрийской бумаге, в лист, с золотым обрезом, в кожаном переплете. После предисловия, первые два ее листа разрисованы акварелью с золотом, иноком Симеоном; заглавный лист украшен фигурами цветов и птиц, а заглавные буквы наведены золотом с особенным искусством. После предисловия в изображении равноконечного креста вписано: «Сия книга именуемая вкладная Владимирскаго Рождественнаго монастыря. Писана же при настоятеле тоя святыя обители при архимандрите Иосифе з братьею 193 года». Под крестом начинается эта книга так, «книга глаголемая Вкладная. Писано в ней, котораго года, и месяца, и числа, кто имянем, сколько чево дал, в дом Пречистыя Богородицы и чудотворцу великому князю Александру Невскаму вкладом, или кто что построил во святую церковь». Сбоку приписка: «тщание и радение Владимирскаго Тождественнаго монастыря архимандрита Иосифа. Писавый убогий монах Симеон златоцисец 193», т.е. 1685 года.

4. РАЗНАЯ ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ, ПЛАЩАНИЦА, САККОС, МИТРЫ И ПОСОХИ
Чаша водосвятная серебряная вызолоченная весом 13 фунтов 30 золотников; вокруг ее вычеканена вязью следующая надпись: «лета 7118 (1600) месяца декабря в 25 день сия чаша зделана бысть в пречистую и великую обитель Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Рожества и преподобнаго отца нашего Александра Невскаго чудотворца, церковныя ради потребы на освящение воды, повелением князя Ивана Шуйскаго и за то пожаловать поминать во святых своих молитвах о здравии его, а как Бог по душу пошлет и его поминать по преставлении его и в синодики написать».
Блюдо большое серебряное, местами вызолоченное, овальной формы. На нем по краям в клеймах шесть грудных изображений императоров Римских, обронной работы; вокруг каждого из них вырезаны вглубь латинские подписи: 1. Galba Sergius, 2. 0tto Silvius, 3. Avlus Vitellius, 4. Flavius Vespasianus, 5. Titus Vespasianus, 6. Domician. Caesar. Посредине блюда обронной же работы изящно изображены: по правую сторону мужчина в чалме, по левую царица и над ней три женские фигуры держат зонт. Между мужчиною и царицею, пониже изображен человек, кроящий ремни из буйловой кожи; по сторонам вычеканены деревья тропических стран. Сюжет для картины взят из Карфагенской истории. Илиса, более известная под именем Дидоны, Тирская принцесса вышла замуж за брата Тирского царя Пигмалиона, Сихея. Пигмалион умертвил брата своего Сихея, в намерении завладеть большим его богатством. Но Дидона, со всем богатством мужа своего, ушла тайно из Тира и после долгого странствования по Средиземному морю пристала к берегу Африки, где, купив у местного владетеля или царя участок земли, построила на нем город или крепость Карфаген. Говорят, что Дидона употребила в этом случае хитрость; она просила у местного владельца такого пространства земли, какое может захватить воловья кожа. Владелец согласился, но Дидона приказала раскроить кожу на самые тонкие ремешки и таким образом охватила ими значительное пространство земли для своего поселения. Это сказание, признаваемое критикою за баснословное, не могло помешать художнику начертить картину, изображенную на помянутом блюде.
Блюдо небольшое круглое, серебряное, вызолоченное, с поддонком, употреблявшееся прежде при освящении хлебов. На нем в средине изящной чеканной работы изображена женщина, держащая в правой руке ветвь; пред женщиною дымящийся жертвенник, а ниже его группы овец, рыщущий волк и гонящиеся за ним собаки. По краям блюда вырезана вглубь латинская надпись: «S. Р. Q. А. Ioanni Petgrom ob egregiam operam in sapiendis dissidiis, quae Religionis ergo ingruebant gratitudinem». На нижней стороне блюда вырезано полууставом: О. Д. Д. Н. И. А. Монограмму эту объясняет вкладная книга, из коей видно, что блюдо это приложено окольничим, думным дворянином Никитою Ивановичем Акинфовым и принадлежало к числу его домашней утвари.
Рипиды красной меди густо вызолоченные с резными изображениями Рождества Христова и Пресвятой Богородицы и прорезным вокруг сиянием посеребренным; на них по краям с обеих сторон вырезаны вязью: Тропарь Рождеству Пресвятыя Богородицы и летопись: «лета 7098 (1590) декемврия 25 на Рождество Господа нашего Иисуса Христа зделаны бысть сия святыя рипиды в монастырь Пресвятыя Богородицы в Володимер Российскаго государства в самодержавие боговенчаннаго благочестиваго Царя и Государя Великаго князя Федора Иоанновича всея русии самодержца и при благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Ирине в шестое лето государства его и при отце и богомольце святейшем Иове патриархе Московском и всея Руси повелением великаго господина Преосвященнаго Ионы архиепископа Вологодскаго и Велико-Пермскаго на обещание». Кроме тропаря вырезаны еще: «Искупил ны еси от клятвы» и «Достойно есть» и пр.
Панагия серебряная вызолоченная, в средине вырезанный выпукло на камне темно-красного цвета образ Спасителя; в возглавии литое изображение Нерукотворенного Спаса; на исподней стороне по краям панагии выпуклыми словами вычеканена надпись: «лета 7139 (1631) ноября в 26 день при державе благовернаго Царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси и при Святейшем Патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси по повелению их государскаго богомольца Верейскаго митрополита Аверкия». Верное изображение и описание этой панагии находится в древностях Российского государства.
Кадию серебряное, ложчатое, в виде храма с одною чешуйчатою главою, над нею восьмиконечный крест; по краю крышки вырезана надпись: «лета 7171 (1663) при державе благочестиваго Государя Царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и бельм России самодержца» и на самом кадиле тоже по краю окончание надписи: «пределано сие кадило Владимирсково Рожественого монастыря от ветха на ново при архимандрите Филарете з братиею».
Из архиерейских облачений замечательны саккос золототравчатый, дар царя Федора Алексеевича Суздальскому митрополиту Илариону пред возведением его в этот сан; по оплечью, рукавам и подолу на саккосе вышито золотом: «лета 7190 (1682) марта в 25 день возведен первый, на митрополию Преосвященный Иларион архиепископ Суждалю и Юрьеву в царствующем граде Москве, в соборе Благовещения Пресвятыя Богородицы, что на сенех у Государя». В этом самом саккосе митрополит Иларион изображен на современном ему портрете, находящемся ныне в Суздальском Рождество-Богородицком соборе пред гробницею святителя.
Кроме того хранятся в ризнице старинные архиерейские митры, но уже переделанные вновь. Из них особенно замечательна митра богато украшенная жемчугом с древними финифтевыми по золоту образами вокруг греческого дела - спереди Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечею, по сторонам св. апостол Петр и на обратной стороне Алексий человек Божий; вверху образ Успения Божией Матери окруженный восемью херувимами также на финифти. На самой средине образа Успения отверстие для вставления креста. Из вкладной книги видно, что в 1607 году Преосвященный Иона митрополит Ростовский и Ярославский, в числе разных вкладов дал в монастырь «пять шапок служащих с камением и с жемчугом»,- не к этим ли шапкам принадлежит и описанная митра?
Из хранящихся в ризнице разных посохов особенно замечателен не богатством украшений, а изяществом работы, древний архимандричий деревянный посох, искусно расписанный разными узорами и цветами. Есть и другой деревянный посох, но уже позднейшей работы.

Описав здесь все памятники старины, сохранившиеся в храмах и ризнице бывшего Рождественского монастыря, восходящие впрочем, кроме нескольких икон, не далее конца XVI века, остается упомянуть о шитой плащанице, которая хотя приложена уже в начале прошлого столетия, но замечательна по искусству работы и по имеющейся на ней надписи. Плащаница эта 3 ½ арш. длины 2 1/4 арш. ширины, вышита шелками, серебром и золотом; на одной стороне ее следующая шитая золотом летопись: «Лета от сотворения мира 7218, а от Рождества Христова 1710 году месяца декабря в 22 день, при державе благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия, малыя и белыя России Самодержца и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче всея России, меж патриаршества, при митрополите Стефане Рязанском и Муромском построили сию плащаницу Ближний Стольник Иван Иванович Большой Бутурлин и жена его Анилина Петровна по обещанию своему в Володимер в обитель Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рождества при архимандрите Боголепе». На поле вышито: «Помяни Господи души усопших раб своих схимонаха Илариона, Иоанна».
В палатке под колокольнею хранится несколько железных небольших пушек XVII века, бывших прежде на осадном монастырском дворе, в кремле Владимирском.
К.Н. Тихонравов (1869).


8 февраля 1876 года под теплой церковью архиерейского дома была открыта Владимирская епархиальная библиотека.
Публичные чтения для народа производились в первый год деятельности Братства (1879 г.) по воскресным и праздничным дням во Владимире, в читальной зале Братской библиотеки, помещающейся под большой Крестовой церковью Архиерейского Дома. Таких чтений в первый год было 32.
В 1881 году чтения эти производились в том же помещении, почти на тех же основаниях и лишь с некоторым изменением их программы; но интерес их заметно возвысился тем, что многие из чтений сопровождались туманными изображениями, объясняющими текст и вообще придающими содержанию рассказа более наглядности.
Ввести такого рода чтение Братству представилась возможность, благодаря как содействию г. Председателя комиссии народных чтений в Москве Семену Сергеевичу Подгорецкому, изъявившему готовность доставлять Совету Братства каждые две недели статьи с относящимися к ним прозрачными изображениями, так и почтеннейшему сочлену нашему Сергею Михайловичу Ушакову, принявшему на себя все хлопоты по пересылке прозрачных картин из Москвы во Владимир и обратно.
Такое нововведение настолько увеличило число слушателей, что читальная зала при библиотеке часто не вмещала всех желавших присутствовать на чтениях. Значительное препятствие к удобному размещению слушателей представляла низкая арка, разделявшая залу на две почти отдельные комнаты, и так что слушатели, сидевшие за аркой, дальше от кафедры не могли также хорошо слушать и видеть, как слушатели, помещавшиеся в первой комнате. Несмотря на это неудобство, зал нередко переполнялся настолько, что значительной части посетителей приходилось стоять. Особенно увеличивали тесноту воспитанники учебных заведений. Входя в читальную залу, они занимали все промежутки между скамьями и лишали таким образом возможности сидящих не только видеть туманные изображения, но и слышать чтение.
Чтобы невозможности устранить такие неудобства, Совет Братства определил производить два чтения сряду: первое от 2 1/2 до 4 часов для воспитанников учебных заведений, а второе с 4 ½ до 6 ½ часов, по билетам, для взрослых. При этом женщинам отводились места на передних скамьях. В зале присутствовал распорядитель чтений, наблюдавший за порядком и исполнением установленных правил. Правила были напечатаны и распространены по городу. Билеты для входа на чтения раздавались безвозмездно во многих местах города.
Но и эти меры не устранили вполне сказанных неудобств: публика не подчинялась всем установленным правилам, воспитанники учебных заведений не выходили из залы после первого чтения — и ожидали второго — а во время второго чтения производили опять прежнюю тесноту.
Все эти обстоятельства побудили Совет воспользоваться производившимися, в сем году летом, в домовой церкви Его Преосвященства работами, и выломать стеснявшую зал стену. В настоящее время в читальной зале, имеющей в длину 21 аршин, а в ширину 10 аршин, размещаются, без особых неудобств, до 300 человек. Конечно и это помещение может скоро оказаться недостаточным, но им необходимо довольствоваться, так как более обширного помещении в распоряжении Братства не имеется. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 15 ноября № 3-й. 1881 г.).
С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII в.- вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарет, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром,- вклад 1612-1613 г. Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в монастырь 1710 г. (ныне в ГРМ).
После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 декабря 1896 г. состоялось освящение храма.
В 1918 году он был закрыт для богослужений. До 1927 года в помещении бывшей церкви располагался «Клуб Ильича» местного отделения ГПУ.
В 1927 году Художественная Галлерея переведена в помещение бывшей Крестовой церкви Рождественского монастыря.
«Художественная галерея в новом помещении. Еще весной 1926 года горсовет поднимал вопрос о переводе картинной галереи из прежнего здания в центральный клуб. Но это оказалось неприемлемым, так как по закону помещение для художественных ценностей должно быть изолировано и безопасно в пожарном отношении. Наконец, подыскали подходящее помещение — быв. «Клуб Ильича» местного отделения ГПУ. Губисполком, в порядке обмена на старое здание, предложил новое помещение музею и обязался, произнести необходимый ремонт. Сейчас художественная галерея в новое здание уже переведена. Перевезены туда и картины Васнецова, находившиеся ранее в соборе, а также картины и фарфор из старого музея. Благодаря тому, что новое помещение просторное и светлое, а специальное оборудование придало ему вид настоящей галереи, — все художественные ценности в нем чрезвычайно выигрывают. Мало заметные в прежнем здании, скульптурные произведения производят здесь большое впечатление. Фарфор, который хранился раньше частью в музее, а частью в галерее, здесь сосредоточен в одной комнате. К сожалению, развертыванию художественного отделения в новом помещении мешает то обстоятельство, что до сих пор еще не получено разрешение от Главнауки на использование всего помещения новой галереи под экспонаты из старого здания музея, остающиеся там без всякой связи с историческим красным материалом. Галерея будет открыта к 20 февраля. Вход — рядом с комендатурой ОГПУ» («Призыв», 19 февр. 1927).
Здесь картинная галерея размещалась на втором этаже и занимала до 1932 года восемь комнат.
До 1968 года Городской Дом Физкультуры им. Дзержинского находился на территории бывшего Богородице-Рождественского монастыря (ул. III Интернационала, 68). На верхнем этаже бывшего храма был устроен спортивный зал.
Впоследствии здесь располагалось хранилище Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В бывшей крестовой церкви в 1966-1984 гг. размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб.


Трапезный храм Рождества Христова



Вход в музей Александра Невского

Усилиями Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, священноархимандрита Богородице-Рождественского монастыря, народных депутатов России, глав областной и городской администраций были освобождены и занимаемые КГБ помещения. Соответствующие документы были подписаны 11-13 июля 1992 года. В 1992 году, осенью, в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии окончательно была передана вся территория обители.
Первым наместником возрожденной обители стал архимандрит Юстиниан (Саган). Горстка первых насельников разместилась в голых стенах. Позднее здесь же расположились и воспитанники духовного училища. Надо было организовать нормальную жизнь нескольких десятков людей и, конечно, совершать богослужения.
С октября 1992 г. литургию служили на переносном престоле в разных углах храма (по мере подготовки). Администрация и жители города поддержали возрождение монастыря - была оказана материальная помощь, благодаря которой удалось приобрести церковную утварь, паникадило, подсвечники, фанеру для временного иконостаса. Местный музей передал монастырю гробницу Александра Невского.
В 1993 году была осуществлена предварительная реконструкция Христорождественского храма: пробиты заложенные кирпичом проемы. В 1994 году храм был приведен в относительно приличное состояние и вновь освящен.

Церковь Рождества Христова с трапезной - пример представительного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. В первом этаже сохраняются части построек XVII в., в том числе старой надвратной церкви.

Главными Святынями Богородице Рождественского монастыря являются:
- чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
- святые мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.
15 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого Афанасия Ковровского, которые 29 октября крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий монастырь Владимира.
Ежегодно на день памяти святителя Афанасия у его мощей, совершаются праздничные торжества. В 1920 году будущий Святитель Афанасий был назначен наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря и на 20 января (12 февраля) 1920 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, возведен в сан архимандрита.


Мощи Афанасия Ковровского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира


Могила Афанасия Ковровского на Князь-Владимирском кладбище

С июля 2001 года наместником Богородице-Рождественского монастыря стал архимандрит Нил (Сычев), ранее настоятельствовавший в Зосимовой пустыни. Братия Зосимовой пустыни перенесли в монастырь чудотворную икону Тихвинской Божией Матери.


Интерьер Христо-Рождественского храма

Престол Собора Рождества Христова освящен 6 января 2004 года Правящим Архиереем Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в честь Рождества Христова. Престольный праздник – Рождество Христово – 25 декабря (7 января).
Службы проходят в двунадесятые праздники и воскресные дни, а также в храме ежедневно проводится малое повечерие (вне Великого поста) с чтением монашеского правила.

В монастыре находятся частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, свт. Феофана Затворника, святых, подвизавшихся в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии - преподобных Зосимы и Германа, старца Алексия, священноисповедника пресвитера Петра Чельцова (Великодворского).

Притвор-Часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская»

В храме имеется придел, освященный в честь Иверской иконы Божией Матери, престольный праздник 13 (26) октября.

Устроен в 2003 году при входе в Христорождественский храм как место молитвенного поклонения Владимирским святым и иконе Божией Матери «Иверская», в честь пребывания в монастыре ее чтимого Московского списка в 1812 году. Список иконы, написанный в иконописной мастерской монастыря, в 2003 г. помещен в западной части притвора - часовни. На стенах помещены фресковые иконы Святых земли Владимирской, составляющие единую композицию «Древо Владимирских святых».
В притворе-часовне проводятся водосвятные молебны, в том числе и великое освящение воды на Крещение Господне, а также служатся молебны в ходе проведения крестных ходов. Часовня открыта для посещения верующими ежедневно с 9.30 до 18.30, дежурство осуществляют насельники обители. Там же читается Псалтырь с поминовением о здравии и о упокоении.



Икона Божией Матери «Знамение»

«Здесь, в Богородице-Рождественском Кремлевском мужском монастыре, в ноябре 1263 года был погребен Александр Ярославин Невский».
Мемориальная доска из белого камня установлена на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского мужского монастыря взамен прежней мраморной доски, установленной в декабре 1953 г. согласно решению исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся № 472 от 25.04.1952 г.

Еще одна мемориальная доска в честь Александра Невского на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского монастыря.

В октябре 2020 г. в Богородице-Рождественском монастыре закончен ремонт стен Христорождественского собора. Состояние стен монастыря и сам процесс ремонта привлекали к себе внимание общественности и средств массовой информации города Владимира. Вместе с тем, ремонт прошёл в запланированные сроки - до конца октября. Штукатурка и покраска собора осуществлялись с использованием материалов, разрешённых госинспекцией, в том же цветовом исполнении, что и до ремонта.
Второй этап - ремонт стен самой обители и башен - планируется завершить к концу 2021 года, приемку будет осуществлять комиссия государственной инспекции по охране культурного наследия.

Воскресная школа Богородице-Рождественского монастыря

Воскресная школа Богородице-Рождественского монастыря открыта в 2007 году.
Воскресная школа Богородице-Рождественского монастыря открывает свои двери для детей от 5 до 18 лет.
Каждое воскресенье в 11.30.
Руководитель воскресной школы: иерей Владимир Торгов
Адрес: ул. Большая Московская, д. 68.
В Контакте: https://vk.com/club106667093


Музей Александра Невского

12 мая 2021 года в Богородице-Рождественском монастыре в церковном древлехранилище под Христо-Рождественским храмом открыли церковно-исторический музей святого благоверного князя Александра Невского.

Символическую красную ленточку на открытии музея перерезали губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, сенатор Сергей Рябухин, председатель Законодательного Собрания Владимир Киселёв и митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.
В экспозиции — книги и вещи, информационные стенды и архитектурные макеты, раскрывающие этапы жизни великого русского полководца, связанные с Владимирской землёй - 1252-1263 годы.
Во Владимирской области в 2021 году запланирован целый ряд мероприятий, приуроченных к 800-летию со дня рождения Александра Невского. В регионе пройдут международная научная конференция «Государство. Церковь. Общество», межрегиональная краеведческая конференция на площадке областной научной библиотеки, межрегиональная акция «Венок славы Александра Невского», Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне» в Суздале, постановка Владимирского академического областного театра драмы «Прибытие в Каракорум», выставка во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Кроме того, запланировано освящение храма в честь равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского и великих князей Владимирских.
1. Богородице-Рождественский монастырь до революции
2. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
3. Собор Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре
4. Закрытие и возрождение Богородице-Рождественского монастыря
Монастыри и храмы Владимирской области.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.05.2018)
Просмотров: 2452 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru