Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
22:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Собор Рождества Пресвятой Богородицы во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре

Собор Рождества Пресвятой Богородицы во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре

22 августа 1191 г. был основан Богородице-Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский храм был заложен в 1191 году, при епископе Иоанне I. При заложении церкви присутствовал сам великий князь и весь двор его, при собрании вельмож и бояр.
Летописец инок Лаврентий живший в XIV в. говорит: «В лето 6699 (1191) заложи благоверный и великий Князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородица в граде Володимери, почата же бысть здати месяца Августа в 22 день, на память святаго мученика Христова Агафоника и дружины его, при блаженном епископе Иоанне» («Тое же осени» говорит летописец, «в лето 6704 освящена бысть церкы Рожество святое Богородица, юже создал великый Князь Всеволод, месяца Октября в 27 день, … на память святое мученицы Капетолины».). Построена церковь в 1196 г. и освящена 27 октября.

Собор по своему типу четырехстолпного одноглавого храма был схож с Димитриевским собором, но он разительно отличался от него предельной строгостью своего внешнего оформления. Его широкие фасады были обнажены и суровы, узкие щелевидные окна выступали на их глади подобно крепостным бойницам. Аркатурно-колончатый пояс уступил место сухому и колючему пояску зубчатых треугольников-городков. Резьба была допущена лишь для архивольтов порталов и капителей.
Подобно Дмитриевскому собору, он был связан со зданиями игуменского двора и, видимо, имел галереи и лестничные башни для входа на хоры, сложенные на этот раз из тонкого кирпича, вновь входившего в кон. XII в. в обиход строителей.


Блок архивольта портала собора Рождества Богородицы. 1192 -1196 гг. Известняк; теска, резьба 75 х 35 х 20. В 1862 г. при перестройке собора по проекту архитектора Н.А. Артлебена использован в кладке нового собора.

Блок архивольта портала. Собор Рождества Богородицы. 1192-1196 гг. Известняк; теска, резьба

До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось «великое священие» храма. В Лаврентьевской летописи, изд. Археографической Комиссией, освящение этой церкви показано под летом 6727: «В лето 6727 освящена бысть церковь Святой Богородицы Рожество в монастыри Великим священьем Епископом Симоном, месяца Сентября в 7-й день на память Святаго мученика Созона при Князи Георгии и сыне его Всеволоде и брату его сущу Ярославу Князю Переславскому, а игуменство держащу Митрофану».

Великий Князь Владимирский, Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшийся схимником под именем Алексия, 14 ноября 1263 года, в Городецкой Феодоровской обители.


«Здесь, в Богородице-Рождественском Кремлевском мужском монастыре, в ноябре 1263 года был погребен Александр Ярославин Невский».
Мемориальная доска из белого камня установлена на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского мужского монастыря взамен прежней мраморной доски, установленной в декабре 1953 г. согласно решению исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся № 472 от 25.04.1952 г.

Еще одна мемориальная доска в честь Александра Невского на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского монастыря.

23 ноября 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский. Отпевание над умершим ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда Митрополит Кирилл (Киевский) стал влагать в руки усопшего прощальную грамоту,— благоверный Князь, как-бы, живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя.
Погребен в Рождественском монастыре г. Владимира под сводами белокаменного собора. Древние списки «Жития Александра Невского» сообщают об этом немного: «Положено же бысть тело его в Рожестве святыя Богородицы, в архимандритьи велицей... Егда убо положено бысть святое тело его в раку...».
Поздняя рукопись из Владимирского архиерейского дома более подробна: «Тело святаго... предавше земле честно погребоша, в честнем храме Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рожество, во общем монастыри».
В 1381 г., мощи св. Князя обретены нетленными, по следующему обстоятельству: В то самое время, как Московский Вел. Князь Димитрий Иоаннович, соединясь с прочими князьями, выступил против ополчений Мамаевых на Куликово поле: однажды среди полночи зажглись сами собой свечи в церкви, где был погребен князь Александр, и два некие святолепные старцы, вышедшие из алтаря, подошли к его гробу и сказали: «Александре! Встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемаго иноплеменниками». Александр встал и скрылся вместе с двумя старцами. В следствие такового явления, виденного священнослужителями этой обители, нетленные мощи св. Александра Невского, дотоле находившиеся под спудом, вынуты и положены в раке на вскрытии.
В рукописи описано «обретение мощей»: «Архиерей великий... самодержца великого раскопавше место, идеше много целебный всесвятыя мощи святаго положены быта, обретоша их нетленны и целы от мног лет... положишь в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде».
Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожара 23 мая 1491 г. О нем говорится в рукописном житии св. Александра Невского (оно хранилось в библиотеке Архиерейского Дома) следующее: «В церковь же ту т. е. Рождественскую собрашася (во время пожара) множество иноков и мирских людей со множеством имения, и абие внутрь церкви тоя все выгоре», а также «и тело великого князя Александра Невского згоре». Это значит гроб был уязвим для огня, что возможно только при положении поверх пола. В текстах же, составленных после канонизации, об этом пожаре говорится, что «Чудотворныя же мощи, на них же аще и бысть видение нечто огненного знамения, но обаче Богом сохранены быша, яко и пелена на гробе обретеся невредима от того огня».
В апреле 1536 года, сгорела половина монастыря.
В 1552 г. Иван Грозный останавливался во Владимире. Во время молебна перед ракой святого Александра у приближенного царя Аркадия зажила больная рука.
В 1640 г. случился разрушительный и обширный пожар, уничтоживший не только монастырь, но и за его пределами конюшенный двор и монастырскую слободу.

В 1654 г. владимирские посадские люди В.А. Хмылов и С.И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1857 г. - 8 колоколов (В самом большом 300 пуд. Колокол этот пожаловал царем Алексием Михаиловичем, как видно из следующей надписи: «При богомольце Иоасафе Патриархе Московском и всея Руси в третье лето патриаршества его дал Государь сей колокол во град Володимер Пречистые Богородицы в Рожественской монастырь Пречестнаго Ея Рожества и Великаго Кннязя Александра Невскаго».), 1800 г. – 11.
Глава на ней, бывшая сначала черепичная, покрыта белым железом и крест в 1847 году вызолочен «чрез огонь».
В палатке под колокольней хранилось несколько железных небольших пушек XVII века, бывших прежде на осадном монастырском дворе, в кремле Владимирском.
Очень красивая шатровая колокольня с сочной, пластичной обработкой ярусов столпа, образовала вместе с собором существенное звено в ряду зданий южной панорамы города.


Вид церкви Рождества Пресв. Богородицы (до возобновления)

В 1678 г. собор был распространен с трех сторон кирпичными пристройками (с западной стороны паперть, с северной и южной палатки) - каменные палаты (не сохр.), из которых в южной помещен был придел во имя Святого Александра Невского, северная вошла в состав главного храма, а западная служила папертью.
Придел во имя св. Александра Невского, находившийся по правую сторону храма, был прежде не что иное как палатка, построенная Архимандритом Викентием в 1678 году. Из Вкладной книги видно, что храм во имя сего св. Князя был на святых монастырских воротах, где ныне ризница при Христорождественской теплой церкви, и что этот храм построен в 1607 году Ионою Митрополитом Ростовским, на его собственное иждивение.
Хотя во Вкладной книге нет прямых указаний на то, когда храм во имя св. Александра Невского с св. ворот переведен и присоединен к Рождество—Богородицкой церкви через обращение палатки в придельный храм: но можно со всей вероятностью предположить, что это случилось в первых годах ХѴIII столетия. Эта вероятность основывается на том, что в той же Вкладной книге говорится о позлащении новых иконостасов. Касательно сего на 64-листе этой книги сказано следующее: «1711 года Сентября в день, соборный старец Варлаам Елбузин дал в дом Пресвятыя Богородицы честного и славнаго Рожества и великаго чудотворца Александра Ярославича Невскаго во св. церковь на позлащение новых иконостасов денег пять рублёв». Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы однопрестольная и с одним иконостасом. Но когда говорится о позлащении новых иконостасов: то следовательно должна быть и другая церковь. А эта другая церковь могла быть не иная, как только придельная во имя св. Александра Невского.
Когда же вышеозначенная палатка обращена была в придельный храм, тогда на место южной двери пробита была в капитальной стене арка и в ней поставлена гробница св. Александра Невского. В придельный храм устроена особая дверь извне гораздо далее от прежней, к западу.
Пристройки эти, как видно из вкладной монастырской книги, были произведены на сумму, пожертвованную настоятелем монастыря архимандритом Викентием.
Устраивая паперть и палатки около церкви, архимандрит Викентий имел ту цель, чтобы распространить храм; и потому в капитальной стене с западной стороны храма, кроме дверей Великокняжеской постройки, обращенных им тогда же в арку, были сделаны по ту и другую ее сторону еще две небольшие арки. С северной стороны нижний этаж палатки вошел в состав церкви; и потому на место прежней северной двери, в капитальной стене пробита большая арка. Древние узкие окна в церкви и алтарях были заложены кирпичом, и вместо них пробиты новые широкие выше или ниже первых. Оставшиеся между пробитых арок ослабленные части древних стен и внутренние столбы, обремененные накладкой нового верха, трескались и с каждым годом приходили в большую и большую ветхость, так что, наконец, стали грозить падением.
Из Вкладной книги видно, что в 1688 году пожертвованы были Московского большого Успенского Собора Протодиаконом Борисом в паперть этой церкви две большие окончины: слюдяная да стекляная. Таким образом, если в паперти сделаны были большие окна, то без сомнения для единообразия проделаны были такие же окна и в церкви.
Западная дверь Великокняжеской постройки при устроении паперти вынута из капитальной стены храма, с одним рядом белых камней и с резными орнаментами над дверью в полукруглых карнизах (только один потолочный ряд из этих орнаментов остался в храме), и вставлена в паперть даже с той надписью (почерка XII в.) какая существует на камне по правую сторону двери. Надпись эта вырезана вглубь и заключает в себе следующее: «Начало Рожествена монастыря лета 6699».
Во Вкладной книге также сказано, что в 1681 году настоятелем архимандритом Варнавою, собственным иждивением, пристроены были к средней главе новые четыре с железными вызолоченными крестами. Во вкладной книге Владимирского Рождественского монастыря под 1681 и 1689 гг. отмечено, что пять глав соборной церкви, приделов и колокольни были покрыты «черепицею мурамленою и с подзоры». Черепичное покрытие (покрыты зеленой глазурью) на монастырских главах сохранялось до средины XVIII ст.
В последующее время оставлена опять одна глава, покрытая белой жестью.

В 1680 году в монастыре произошел сильный пожар. Из Вкладной книги видно, что в 1683 году Архимандрит Викентий «построил в дому Пречистыя Богородицы, в соборной церкви после пожара, местные святые образа все, да верхние деисусы, четыре пояса святых икон больших».

После пожара 1680 г. уцелевшие кости мощей Александра Невского были собраны, а к ним приложена записка, обнаруженная при вскрытии мощей в 1922 г.
Из Вкладной книги 1681 года видно, что мощи св. Благоверного Великого Князя Александра Невского находились в церкви за правым столпом возле стены и в темном месте. Старанием ризничего Дома Святейшего Патриарха Адриана, иеродиакона Боголепа (впоследствии Настоятеля и Архимандрита Рождественского монастыря) устроена была новая серебро-вызолоченная рака. «Ризничий дому его иродиакон Боголеп для мощей Св. Благовернаго В. К. Александра Невскаго устроил сребропозлащенную раку; на устроение ея иродиакон Боголеп употребил собственных своих келейных денег 706 рублей 28 алтын и две деньги, да сверх того Патриархом дано на позлащение ея 50 червонных и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотых. В новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В.К. Александра Невскаго переложены Преосв. Иларионом Митрополитом Суздальским и Леонтием Епископом Тамбовским и поставлены с прежняго темнаго места но новом, близ южных дверей, на возвышении с тремя ступенями, 1 июня 1697 года» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ).
В 1697 году, как известно из Вкладной книги, мощи были переложены в «новопостроенную сребропозлащенную раку... на новоуготованном месте светлом, близ южных дверей, на третьем степени... и перенесены преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским, и епископом Леонтием Тонбовским... идеже ныне всеми приходящими в церковь святую зримы... оная лее святая ракъка поделася серебрениками Никифором Макарьевым сыном Пшеничным с товарищи». Новая рака с мощами Александра Невского была поставлена не просто на третьей ступени у южных дверей, как сказано во Вкладной книге. По мнению краеведа XIX в. К.Н. Тихонравова, «в церкви были южные двери, и них устроен был катафалк о трех ступенях, и на этом катафалке поставлены были мощи. Чтобы придать этому месту более света, южная снизу дверь вероятно заложена была до пола, а в другую верхнюю ее половину вставлено было окно».
Артлебен и Корицкий считали, что: «Мощи св. князя Александра Невского в 1697 г. поставлены были в расширенной в большую арку южной двери, так что молящимся возможен был доступ к ним из церкви и из придела... Против же арки, в которой стояли мощи, было сделано широкое окно с целью, вероятно, не делать наружный вход придела прямо против мощей». В таком же положении мощи в гробнице-раке 1697 года находились до перенесения их в Петербург в 1723 году. Место, где стояла гробница с мощами с 1381 по 1697 гг., ничем ознаменовано не было, и в XIX веке о нем судили так же, как теперь: по Вкладной книге.
В начале XVIII в. (ок. 1711), храм Александра Невского был переведен со Святых врат в южную пристройку Рождественского собора — «палатку», и «на место южной двери (собора) пробита была в капитальной стене арка и в ней поставлена гробница святого Александра Невского».
В 1717 г. в монастыре был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел.
В феврале 1722 года мощи Невского были освидетельствованы архиепископом Феодосием и архимандритом Рождественского монастыря Сергием.
14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По указу Императора Петра I, в августе 1723 года, Святые мощи были перенесены из Владимирского Рождественского монастыря в С. Петербургский Александровский. См. Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Петроград.
Владимирские жители не без скорби проводили свою отечественную святыню, и есть в народе предание, что те ворота Рождественского монастыря, через которые вынесены были св. мощи благоверного Князя, с того времена заложены наглухо. Эти ворота находятся с восточной стороны в ограде. Они, действительно, заделаны (но сооружены они были гораздо позже этого события).
Два сряду бывшие пожары, заметно, были очень значительные. Из Вкладной книги видно, что после этих пожаров явились многие жертвователи для Рождественского Монастыря, в числе коих было и Князь Александр Данилович Меньшиков. В первый раз он пожертвовал алтабазную золотую парчу на настоятельские ризы и стихарь; во второй раз после второго пожара, прислал в 1720 г. сто рублей денег. В 1728 г. пожертвованы были деньги 50 р. Капитаном Дрождевым на кровлю монастырской соборной церкви.
Последний пожар был в 1777 году при Владимирском Епископе Иерониме. Московский Митрополит Платон, бывший во Владимире, по истечении 13 лет после этого пожара, именно в 1792 году видел монастырскую Рождественскую церковь еще пустой и иконостас выгоревшим.
Насколько эти пожары были вредны для церковного здания, определить трудно без исторических данных. Впрочем можно думать, что вследствие пожаров отняты от церкви с южной ее стороны угловые и стенные столбы, бывшие из белого камня, и заменены кирпичными (на северной стороне храма остались четыре столба Великокняжеских времен, верхи коих, впрочем усечены и капители сняты), и что вследствие пожаров фонарь из белого камня обрушился и заменен уже кирпичным. Но после какого именно пожара фонарь и столбы сделаны кирпичные, не известно.
При пожаре всего более пострадало внутреннее церковное украшение, как то: иконостасы, ризница и проч. За всем тем остались еще в этой церкви некоторые иконы от прежних времен. Так напр. икона св. Александра Невского, данная вкладом, Гостиной сотни, Владимирцем Иваном Степановым в 1690 г. образ знамения Пресвятой Богородицы очень древний, большая икона храмовая Рождества Пресвятой Богородицы тоже древняя. Из надписи видно, что на нее сделана риза серебро-кованная позлащенная в 1736 году.
6 мая 1788 года самостоятельные Владимирская, Переславская и Суздальская епархии были объединены в одну под именем Суздальская. Епископ Виктор переселился из Владимира в Суздаль, и стал называться епископом Суздальским и Владимирским. За ним переместилась и духовная семинария. Рождественский монастырь был упразднен. Во Владимире было учреждено Духовное Правление. До 1797 г. Владимирский архиерейский дом занимал Владимирский генерал-губернатор Заборовский и его канцелярия.
Церковь во имя св. мученик Фотия и Аникиты была построена из полосового и листового железа, около половины ХѴIII столетия одним из Владимирских граждан, которая в 1800 году, при епископе Викторе, разобрана; находилась она с левой стороны близ церкви Рождества Пресвятой Богородицы. От железной церкви остались и хранились в ризнице писанные на железе два образа: Господа Вседержителя и Благовещения Божией Матери.
Из описей собора за 1805 год: «За южною дверью по правую сторону, где находились мощи св. бл. князя Александра Невского, на том месте поставлена железная крашеная решетка, в коей вложены пяльцы, обтянутые холстом и расписанные красками на вид парчи, на оный положен образ Александра Невского, писанный по зеленому разными красками... Перед оным на стене в киоте деревянном позолоченном образ Знамения Пресвятой Богородицы». Следующая опись относится к 1815 году (с более поздними добавлениями): «За южной дверью в правой стороне, где прежде находились мощи... на том месте поставлена на вид гроба железная крашеная решетка, в коей деревянная рама, обтянутая холстом и расписанная красками на вид парчи, на оной положен образ св. Александра Невского, писанный по атласу зеленому, обложен кругом полосатою шелковою материею... Над оным местом зделан балдахин деревянный на 4-х колонках с резными капителями, вазиками и убраны, как карниз, так и прочие принадлежности, резьбою, которая по приличности вызолочена, а гладь прикрыта лазоревою краской». Точно так же описана эта часть храма в 1850 году. Из этих описаний понятно, что на месте раки с мощами поставлена была в качестве надгробия железная решетка «на вид гроба», то есть по форме его. Однако в описи 1815 года, в описании придела Александра Невского, дважды упоминается и некая гробница: «В правой стороне придел во имя св. бл. князя А. Невского отделен деревянною раскрашенною с резьбой решеткою... Северная дверь (иконостаса). Подле этой двери против гробницы образ св. бл. князей Бориса и Глеба... По левую сторону на столбах близ гробницы на холсте изображено погребение Александра Невского, приемлющего разрешительную молитву от митрополита Кирилла».
«По правую сторону в церкви близ иконостаса находится гробница, где некогда почивали мощи св. Александра Невского, и устроен во имя его придел. В настоящей церкви и в приделе иконостасы новые, сделанные при Ксенофонте, Епископе Владимирском, в начале XIX столетия. Особенно замечательного украшения в иконостасах нет. Стены совне и внутри храма побеленные. Глава и церковь с пристройками, покрыты белым листовым железом. Крест на главе и небольшой шар под ним, вызолочены чрез огонь. У западных дверей этой церкви, снаружи, по правую сторону, вырезаны вглубь на стене, почерком XIII стол., следующие слова: «Начало Рожествена монастыря лета 6699» (Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Сочинение Магистра Иеромонаха Иосафа. 1857.).

Из икон были древние, в особенности замечателен по значению и сохранности от позднейших поправок образ Знамения Божией Матери греческого письма, богато украшенный ризой серебряной вызолоченной с эмалью, разноцветными камнями и жемчугом; на полях, с обеих сторон оклада, по два изображения святых, с правой стороны: Георгия и Макария, а с левой: Иакова и Ануфрия. Сим образом благословила Александра Невского крестная мать его перед походом против шведов; потом был этот образ при великом князе до кончины его, а по принесении тела из Городца во Владимир, находился при мощах св. угодника Божия в храме Рождества Пресвятой Богородицы; после перенесения их в С.-Петербург хранился в ризнице.
В 1858 году императрица Мария Александровна, обозревая, во время пребывания во Владимире, монастырскую ризницу, обратила особенное внимание на древность иконы Знамения Божией Матери и пожелала иметь список с нее. По распоряжению преосвященного епископа Иустина в тоже время исполнена была для Ее Величества точная с иконы копия, иконописцами Троице-Сергиевой лавры.
В кон. XIX в. образ помещен снова в храме, на особо устроенном аналое, перед ракой св. Александра Невского, знаменующей место пребывания здесь мощей сего угодника.

Требовалась капитальная перестройка древнего здания, испорченного временем, пожарами и неискусными строителями, а между тем, достаточных средств, для такой реставрации не было, и древняя Рождественно-Богородицкая церковь стояла «пуста без пения» до 1858 г.
Император при посещении г. Владимира в августе месяце 1858 года повелел сопровождавшему Его Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютанту Чевкину, сообразиться о возможности восстановления в древнем виде церкви Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем Рождественском монастыре, в которой покоились мощи преподобного Великого Князя Александра Невского до перенесения их в С.-Петербург. Вслед за этим поручено было Владимирским архитекторам: Губернскому Д.А. Карицкому и епархиальному Н.А. Артлебену составить проект на восстановление храма. Проект этот удостоен Высочайшего одобрения («Высочайше одобрен и во исполнение Монаршей воли приступлено было к работам разобрания старого и сооружение нового храма») и на первый раз Император пожаловал на приведение в исполнение восстановления храма 20 000 руб.


Вид церкви Рождества Пресв. Богородицы по возобновлении.

Рождественский собор. План 1 этажа. 1858 г.

При Преосвященном Иустине в 1859 г. Рождественский собор был разобран и был заложен новый храм. При этом местные архитекторы в процессе разборки древнего здания внимательно изучили его белокаменные части и построили новый собор в точном соответствии с формами древнего - сделали его модель в натуральную величину.
Наружные стены новосооруженного храма обложены белым камнем. Луковичная глава и крест – медные вызолоченные, поверхность главы с яблоком и чашечкой составляли 987,45 квадр. футов; позолота произведена гальваническим способом на С. Петербургском гальванопластическом и литейном заведении коммерческого дома Генке, Плеске и Моранд за 10 800 рублей. Иконостас заказан в Москве купцом Игумновым. Иконы писаны художником Степановым. Вещи, принадлежащие храму, как-то: хоругви, паникадило, подсвечники, аналои и прочее исполнено по рисункам И.А. Артелебена применительно к образцам XII века.
Благодаря знатокам древне-русского зодчества, собор предстал в своем первоначальном виде. В особенности наружный вид его выиграл от блестящей медной главы, вызолоченной гальваническим способом, так что церковь в полном смысле можно назвать златоглавой.
Восточная стена апсиды собора имела мощные кирпичные контрфорсы, свидетельствующие о попытках удержать стены от развивающегося крена.
В 1862 году, по недостаточности средств, несмотря на многие частные пожертвования, Император снова пожертвовал из собственных сумм еще 20 000 руб. и из Св. Синода пожертвовано 10 000 руб.
В 1862 г. церковь осматривал сам император Александр II, вторично посетивший город Владимир.
«В лето 7377 (1869) июля 22, на память св. Марии Магдалины, в день тезоименитства Е Императорского Величества Благочестивейшей Государыни императрицы Марии Александровны и Ее Императорского Высочества Государыни Цесаревны Марии Феодоровны священа бысть церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в бывшем Рождественском монастыре во Владимире, Владимирским архиепископом Антонием».
«Величие храма, как драгоценного древнего русского памятника, и личное участие в возобновлении его со стороны Монарха, естественно требовали особенной торжественности при его освящении, — и эта торжественность вполне была соблюдена, особенно тем, что по мысли и распоряжению Архипастыря сделана была, возможная во Владимире, так сказать, историческая обстановка торжества освящения. Освящение совершено 22-го июля 1869 г., в день торжества Царствующего Дома и всей России о тезоименитстве Ее Величества Государыни Императрицы, по благочестивой мысли и на Всемилостивейше дарованные средства Августейшего Супруга Коей, Государя Императора, возобновлена церковь.
Накануне освящения (21 числа) по благовесту в 4 ½ часа пополудни, после малой вечерни, Архимандритом с Иеромонахами Архиерейского Дома отслужен был молебен – Параклисис, который закончился возглашением многолетия Высочайшей фамилии, и после него Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием Архиепископом Владимирским и Суздальским, в сослужении двоих Архимандритов и иеромонахов, совершено Всенощное Бдение. Надо было видеть величавую простоту храма, освещенного во время Богослужения множеством свечей! Единство стиля, колорита и отделки во всем иконостасе, историческая правда в одеждах и аксессуарах изображений св. лиц, естественность и изящество в драпировках этих одежд, по древним рисункам расписавшие стены, богатство и древность форм паникадила, лампад и подсвечников все это восторгало каждого, приближая в то же время к отдаленной, но свято чтимой каждым русским эпохе Великих и св. Князей.
Во вторник, 22 июля, в 5 часов утра, звон на колокольне архиерейского дома возвестил об освящении малого придела во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, которое и совершено игуменом Вязниковского Благовещенского монастыря Антонием, бывшим экономом архиерейского дома.
К половине 9 часа в Кафедральный собор собралось все градское духовенство для крестного отсюда хода в Архиерейский Дом, который вышел из собора в 9 часов.
В 10-м часу, начался крестный ход из Успенского кафедрального собора, в сопровождении архимандрита Боголюбова монастыря Даниила, к церкви Рождества Пресвятой Богородицы; тут несены была священниками: из собора издревле чествуемый Владимирскими гражданами образ Нерукотворенного Спаса, Владимирской Божией Матери и св. иконы благоверных великих князей Георгия, Андрея и Глеба; из Успенского княгинина девичьего монастыря древний образ Господа Вседержителя, с изображением коленопреклоненных перед ним св. Александра Невского и мученика Авраамия, св. мощи которого почивают в храме этого монастыря; из Георгиевской церкви древний образ св. Александра Невского.
Крестный ход встречен был высокопреосвященным Антонием в полном облачении, с четырьмя архимандритами (Ректор духовной семинарии Павел, Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиевa монастыря Досифей, бывший инспектор семинарии Аркадий и архимандрит Митрофан.) и избранным духовенством, в преднесении икон Рождества Пресвятой Богородицы, Знамения Божией Матери и св. Александра Невского с частью св. мощей сего угодника. К этому времени прибыл и исправлявший должность губернатора, вице-губернатор, действ. ст. советник Г.Г. Григорьев. К богослужению прибыл из Боголюбова монастыря бывший Владимирский епископ Иустин, проживающий там на покое; преосв. Иустин молился в алтаре, по болезненному положению не участвуя в служении.
Когда святые иконы поставлены были на приуготовленные места и высокопреосвященный возвратился в храм, началось само освящение, по уставу. Освящение храма проходило в сослужении с Архипастырем четырех Архимандритов: Ректора семинарии Павла, Сузд. Спасо-Евфимиева монастыря Досифея, бывшего инспектора семинарии Аркадия, бывшего наставника семинарии Митрофана, Кафедрального о. Протоиерея и одного Иеромонаха. К совершению освящения храма и к литургии собраны были также самые древние св. сосуды и свящ. вещи, большей частью вклады великих Князей и Княгинь, и это составляло своего рода особенность, отличавшую торжество. По окончании освящения и крестного, вокруг новоосвященного храма, хода возглашено было многолетие: 1) Воссоздателю храма Государю Императору и Супруге Его, Наследнику Цесаревичу и Супруге Его, и всему царствующему дому; 2) Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию и 3) всем, послужившим к созиданию и благолепию св. храма сего своим благочестивым тщанием, усердием и приношением.
Этим заключилось освящение храма и началась божественная литургия. Как при освящении, так и за последовавшей за ним литургией, было множество народа, все чины губернские и многие из лучших граждан губернии, нарочно приехавшие на освящение церкви. В конце литургии Его Высокопреосвященством произнесено было слово (см. Приложение 3).
По окончании литургии, по случаю тезоименитства Государыни Императрицы и Государыни Цесаревны совершено было его высокопреосвященством Господу Богу молебствие со всем городским духовенством, в присутствии высших военных и гражданских чинов губернского управления.
Так закончилось церковное торжество освящения церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и все выходили из нее с молитвой к Господу, «да дарует Он воссоздавшему ныне сию церковь, благополучно царствующему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ многия лета назидать нас — Его верноподданных — Своим благочестием, которое мы ясно зрели в возсозданной Им церкви».
Затем при пении: «Тебе Бога хвалим», крестный ход возвратился в Успенский собор, при колокольном звоне всех кремлевских церквей.
По Православному Русскому обычаю, после торжества освящения церкви, Его Высокопреосвященством, как местным хозяином, от себя предложен был обеденный стол, к которому приглашено было высшее градское духовенство, высшие гражданские и военные чины, некоторые из почетных граждан г. Владимира, с. Иванова, Вознесенского посада и других мест, которые не малыми своими приношениями способствовали устроению храма. Здесь же были техники и художники, своим искусством усердно послужившие благолепию храма. За обедом, после возглашенных Архипастырем тостов за драгоценное здравие ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА — как Воссоздателя храма и Августейшей Именинницы Государыни Императрицы, Государя Наследника и Цесаревны и всего Царствующего Дома, за здравие Преосвящ. Иустина и Феофана и всех лиц, содействовавших устроению храма своими трудами, материальными пожертвованиями и искусством, Исправляющим должность Начальника губернии предложен был тост в честь Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Антония, которому судил Господь потрудиться в деле устроения храма, и окончить его» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 1869 г.).

Владимирский Епархиальный Архитектор Артлебен Николай Андреевич, за безмездные десятилетние труды его по возобновлению Рождество-Богородицкой церкви, что при Архиерейском доме, а равно и в поощрение ученых трудов его по части Археологии, 2-го апреля 1870 г. Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 2-й степени.

«Кругом идет стена в 484 саж. длины, до 2 саж. вышины, с 4 башнями. Храм из белого камня такой же формы, как и Дмитриевский собор, только белый и с ярко-вызолоченной (через огонь) главой; внутри просто, замечательна рака от мощей Александра Невского и икона Знамения, бывшая у последнего в его походах; затем теплая Христорождественская церковь, выходящая на Большую улицу, просторная и изящная, колокольня шатровая в 18 саж. выстроена в 1654 г., из 8 колоколов в самом большом 300 пуд., среди монастыря разведен сад, правее помещение архиерея (основано в 1749), белокаменное 2-х этажное здание с оригинальной крышей (с 2 возвышениями) и с балконом, выходящим в плодовой сад владыки; левее близ холодного храма 2-х этажный каменный дом викарного; каменные кельи ближе к улице; здесь живет до 12 монахов» (Субботин А.П., 1877).
С 1866 года перед святым ликом Александра Невского, изображенным наверху раки, в память избавления жизни Государя Императора от руки злодея, 4 апреля, установлено преосв. епископом Феофаном петь акафист св. угоднику, каждый понедельник перед вечерней.
«Образ св. Александра Невского в схимническом одеянии искусного старого письма в чеканной серебряной ризе; в венце два зеленых камня. На серебряной пластинке наведена чернью надпись вязью: «преподобный князе великий Александр Невский». Образ этот был в средине складней, на створах коих образа св. князей Бориса и Глеба; прежде хранился в ризнице; ныне помещен в соборной Рождество-Богородицкой церкви у северных алтарных дверей, а створы остались в ризнице.
Образ Александра Невского в княжеском одеянии, в него врезан ковчежец с частью св. мощей его. Образ этот уже позднего письма, после перенесения мощей в Петербург, так как до того времени св. Александр Невский на всех иконах изображался в схиме.
Образ св. Александра Невского шитый по шелковой материй золотом и серебром; лик святого преподобнический. По сторонам лика по полям вышит золотом вязью тропарь в честь св. князя, а внизу также вязью летопись: «лета 7121-го (1613) приложила сию пелену церкви великого князя Александра Ярославича всея Руси царица Парасковия». Царица Парасковия Михайловна из рода Соловых, вторая супруга царевича Ивана Ивановича, второго сына Ивана Грозного, после насильственного развода постриженная в монастыре на Беле озере, а оттуда переведенная в женский монастырь во Владимир; скончалась она уже в 1620 году, в Московском Ивановском монастыре, а погребена в Вознесенском. Шита ли эта пелена во время нахождения царицы во Владимире, или послана сюда позже из Москвы, в память пребывания здесь, предания не сохранилось» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд/Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893.).
В начале XX в. в Рождественской церкви находилась рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке.
Афанасий (Сахаров) стал архимандритом (старшим монахом) Богородице-Рождественского монастыря в 1920 г. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.
В 1921 году «рака с частицей мощей» вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров).
Фрагмент переписки церковного совета Троицкой церкви с Владимирским епархиальным управлением (обновленческим) 1924 года: «вслед за ликвидацией Рождественского монастыря епископ Афанасий с иеромонахом Германом были приглашены в Троицкую церковь для служения... С собою вместе епископ Афанасий и переправил некоторое имущество Рождественского монастыря...», далее упоминается «рака св. мощей св. бл. князя А. Невского». В другом письме 1924 года говорится: «При приеме имущества некоторые предметы, как то: рака с частицей мощей А. Невского...»
«Рака с частицей мощей» 2 октября 1923 года была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923 года до апреля 1927 года обновленцам.
В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в Успенском соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.


Рака с частицей мощей св. Благоверного князя Александра Невского в Успенском соборе

Старые дела Владимирской консистории хранились во Владимире в подколокольном помещении Рождественского монастыря.
«Во второй половине июля лицами, осматривающими колокольню быв. Рождественского монастыря, сообщено было Уполномоченному Главархива, что замки, которыми заперт был в октябре 1918 г. архив старых консисторских дел в колокольне быв. Рождественского монастыря, сбиты и что архивные дела будто бы начали расхищаться. При осмотре оказалось, что действительно замки среднего и верхнего этажа колокольни сбиты неизвестно кем, но что дела остались нетронутыми и находятся в том же положении, в каком были закрыты в октябре 1918 г. Помещения колокольни заперты новыми замками. Чрезвычайная Комиссия, после переговоров с Уполномоченным Главархива, обещала принять меры к более тщательной охране находящихся в ведении помещений» (Отчеты в Главархив Уполномоченного по Владимирской губернии Н.В. Малицкого о своей деятельности за июнь - август и октябрь 1919).

В 1924 году затевается переписка между губисполкомом, губоно, губмузеем и главмузеем Наркомпроса - о возможности слома древнего Рождественского собора. Губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П.Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»).
«Кирпичи церкви - на школу
ГИК высказался за слом б. Рождественского монастыря и передачу материала крестьянам с. Спасского для постройки школы. Дело за Главмузеем. Губисполком постановил просить Глав- музей разрешить слом главного холодного Рождественского храма в б. Рождественском монастыре, а полученный материал предоставить крестьянам с. Спасского. ГИК свое представление Главмузею, в ведении которого находится Рождественский храм, мотивирует, между прочим, тем, что эта церковь, построенная как копия древнего храма, художественно-исторического значения не имеет. Крестьянское же ходатайство по указанию ГИКа (ГИК - губернский исполнительный комитет) является целесообразным и для дела просвещения важным» («Призыв», 11.06.1924).
Ходатайство начальника ВГО ОГПУ Музыканта в Губисполком о сносе Рождественского собора в 1928 г. «... музейной ценности церковь не представляет. Между тем своим расположением в центре двора ... весьма мешает и тем, что заслоняет свет и солнце в квартиры сотрудников, и тем, что загромождает спортивную площадку... сокращает дистанции стрелковых занятий... совершенно ни для кого не нужная церковь. Губотдел ОГПУ просит сломать указанную церковь».


Рождественский собор. Вид с юго-востока. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в. - 1901 г.
Белокаменный собор в формах XII в. (в перестройке 1858-1868 гг., архит. Н.А. Артлебен, снес. 1930), с выпуклой кровлей без постамента; на южном фасаде, помимо верхних, окна нижнего яруса в боковых пряслах; архивольты портала резные, с горизонтальными резными поясками. Выше середины стены - городчатый пояс с поребриком. Рельефов нет. Вдоль фасадных полуколонок - водосточные трубы светлого тона. В нижней части апсид камень потемнел. Вокруг собора белокаменная вымостка, ограда, в глубине - деревья. На переднем плане бревна и доски.
Надпись. На паспарту: “Церковь Рождества Богородицы, построенная Великим Князем Всеволодом в 1191 г., при мужском Рождественском монастыре во Владимире на Клязьме”.

Собор Рождества Богородицы


Колокольня Рождественского монастыря. 1883-1884-е гг.

Шатровая колокольня Собора Рождества Богородицы

Переписка несколько оттянула снос собора, но в 1930 году было принято решение - снять с гос. учета 6000 памятников старины из 8000, из которых 70% были памятниками церковной архитектуры. Это постановление развязало руки городским властям.
Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне-июле 1930 г.
При ломке собора, как следует из переписки музея с Главнаукой, под фундаментами были найдены и сфотографированы четыре белокаменные гробницы.
«... А вы знаете, здесь церквушка стояла, мы ее взорвали, вместе с колокольней. - А зачем это понадобилось? - Да у нас соревнования намечались с ивановскими чекистами, надо было расширить спортивную площадку, вот церквушку и сковырнули...» (из давнего разговора Алисы Ивановны Аксеновой, директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника — с одним из бывших сотрудников ОГПУ - здесь же, в стенах Рождественского монастыря).

В 1991 году монастырь был вновь передан Владимиро-Суздальской епархии.
21 сентября 1991 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совпавший с 800-летием Богородице-Рождественской обители, впервые после семидесятилетнего «вавилонского пленения» состоялся бывший когда-то традиционным крестный ход из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, где на месте взорванного древнего храма был водружен Поклонный Крест.


Часовня, стоявшая на месте храма

В 1995 г. начало воссоздания собора, создание наблюдательного совета во главе с Архиепископом Евлогием по восстановлению Рождественского собора.
В сентябре 1995 года торжественно отмечалось вступление города во второе тысячелетие. Для монастыря эти дни тоже стали знаменательными, так как торжества почтил своим присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает закладной камень, который ляжет в фундамент воссоздаваемого храма Рождества Богородицы.

Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент.
В «Описании древних гробниц г. Владимира» начала XVII в. в Рождественском соборе, кроме мощей св. Александра Невского, указаны «в стене 3 гробницы, а памятухов им нет». Археологические исследования 1995-1999 гг. на месте Рождественского собора и его галерей обнаружили целый некрополь с десятками белокаменных гробниц и надгробных плит. В единственном месте - юго-западном углу собора - археологи зафиксировали три лежащие подряд захоронения ХII-ХIII вв.: два саркофага и плиту (над деревянной домовиной). Возможно, это и есть те самые три гробницы, которые стояли «в стене»; здесь же мог находиться и гроб князя. Возможно, после 1697 г. они были спущены под землю вместе с его опустевшим гробом. Эти три гробницы и нашли через 300 лет археологи (кстати, одну из них, похоже, не вскрывали). Из этого же места происходит ещё одна, четвёртая гробница.
Есть в музейных фондах снимок с изображением гробницы из Рождественского собора - с останками человека. Хранится в музее и некая белокаменная гробница, о которой никакой документации на момент её поступления составлено не было. Именно в ней можно заподозрить гробницу из Рождественского собора - по характерной трещине, рассекающей её на две неравные части и вроде бы заметную на фотографии. При этом всё же остаётся неизвестным, была ли на самом деле вынутая гробница пуста или в ней, как на фото, лежал скелет.


Гробница из Рождественского собора в старой Исторической экспозиции г. Владимира
Длина её ложа всего 166 см, то есть при жизни рост погребённого не превышал 156 см. Это рост женщины, подростка или миниатюрного старца-монаха.

В «Путеводителе по историческому музею» 1956 г. написано: «У стенда на подставке - белокаменная гробница Александра Ярославича Невского, в которой он был погребён на территории Рождественского монастыря во Владимире». Те, кто в ХХ веке бывал в Красном здании музея, помнят её на первом этаже, в большом зале.
В 1993 г. по случаю 270-летия перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург и 730-летия памяти святого гробницу попросила Владимирская епархия, которой уже был возвращён Рождественский монастырь. В храме Рождества Христова (корпусе, выходящем на главную улицу) возобновилось богослужение; там гробницу и поставили как священную реликвию.
В 2007 г. музейный саркофаг из Христорождественской церкви перенесли под вновь построенную в монастыре колокольню, а в сентябре того же года он неожиданно оказался на объекте у реставраторов - в здании бывшей городской Думы, поскольку через реставраторов епархия решила вернуть экспонат музею. Затем гробницу переправили в музейное хранилище.


Раскоп фундаментов храма XII века

В 1997 г. в контуре наружной стены южной галереи археологи раскопали пустую гробницу - не совсем целую, а как бы сконструированную из фрагментов и положенную в нише точно по её размеру, и предположили в ней первоначальный гроб Александра Невского. По мнению авторов раскопа, такое размещение остатков ветхого гроба означало почитание его как вторичной реликвии, и по этой же причине, как они думают, в галерее был устроен придел в честь святого. Однако ни в самом храме, ни в галереях в это время не было Александро-Невского придела.
В 1997 году И.А. Столетов, Трофимов Александр Николаевич и иеромонах Иннокентий (Яковлев) начали работу над проектом воссоздания храма.
Обращение наблюдательного совета по воссозданию Владимирского кремлевского храма в честь Рождества Богородицы в 1997 г. «Промыслом Божиим настало время приступить к возрождению святыни нашего края - Богородице-Рождественского собора, где был погребен святой благоверный князь Александр Невский и более 400 лет покоились его нетленные мощи. Этот величественный белокаменный храм, воздвигнутый благочестивым усердием великого князя владимирского Всеволода в 1196 г., стал свидетелем многих всеобщих бедствий и потрясений в дни скорби для всей земли Русской. В 30-х годах храм-мученик пал одной из последних жертв революционного лихолетья».
В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл. Строительством руководил игумен Рождественского монастыря Иннокентий (Яковлев), по мирским профессиям архитектор, художник, фотограф.


Фрагменты белокаменных рельефов собора

При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма.
21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.




Собор Рождества Богородицы и колокольня

Собор Рождества Богородицы. 1995-2004 гг.

Один центральный алтарь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 8 (21) сентября.
Ежедневно по будним дням и недвунадесятым праздникам в храме проводится весь круг уставного суточного богослужения. По воскресным дням в соборе совершается ранняя Литургия.
В храме совершаются все уставные требы, такие как молебны, панихиды и др. по желанию людей.
Храм ежедневно открыт для посещения верующими с 06.30 до 18.30.


Храм блгв. князя Александра Невского


Храм-памятник Великого князя Александра Невского. 2005 г.

В 2005 году по проекту А.Н. Трофимова рядом с собором на месте разрушенной в 1930 году шатровой колокольни построен храм-колокольня блгв. князя Александра Невского. Один центральный алтарь, престол которого освящен в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
Храм освящён 5 декабря 2006 года.
Престольный праздник – день преставления святого благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря).
При храме оборудована костница для останков, найденных в ходе археологических работ на территории монастыря, в числе коих могут быть останки (мощи) насельников обители.

Крестный ход из Успенского собора в Рождественский монастырь (1902 г.)

См. Приложение 1.

Крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери

См. Приложение 2
1. Богородице-Рождественский монастырь до революции
2. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
3. Собор Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре
4. Закрытие и возрождение Богородице-Рождественского монастыря
Монастыри и храмы Владимирской области.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.03.2018)
Просмотров: 5011 | Комментарии: 4 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 Николай • 11:05, 26.04.2022
Приложение 1

Крестный ход из Успенского собора в Рождественский монастырь
В восьмой день сентября совершается крестный ход из Успенского собора в Рождественский монастырь, что ныне Архиерейский Дом, по случаю храмового праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в холодном храме сего монастыря. Когда вошло в обычай в г. Владимире совершать крестный ход в праздник Рождества Богородицы — трудно определить с точностью, но с незапамятных времен совершается этот ход в Рождественский монастырь. Наиболее вероятно, что этот крестный ход установлен со времени заложения и сооружения в Рождественском монастыре церкви, в 1192 году. Глубокое уважение имели древние обитатели гор. Владимира к основанному в. кн. Всеволодом Рождественскому монастырю и заложенной в нем церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Поэтому не удивительно, что с самых давних пор народу при этом торжестве стало стекаться множество, — и многие, даже и ныне, приходят из дальних сел и деревень. Этот крестный ход совершается таким образом: в начале 10-го часа утра, в Успенский собор собираются хоругвеносцы и священно-церковнослужители из всех 28 приходских церквей, а с половины 10-го часа, при общем колокольном звоне, крестный ход со множеством металлических л бархатных драгоценных хоругвей и св. икон выступает из собора. Редко, в немногих городах нашего отечества, можно видеть такую великолепную процессию, которой мы бываем свидетелями 8-го сентября. Не множество богато-облаченных священно-служителей здесь поражает каждого,— не множество народа, сопровождающего ее, назидает всех. Нет, поражает и назидает всякого то, что на торжество праздника храма, созданного (1191—1197) Великим Князем Владимирским Всеволодом, где почивали святой мощи другого Великого и Святого Князя (в течении 460 лет, до 1724 года, когда перенесены из Владимира в царствующий град Св. Петра), внука Всеволода, Александра Невского, как бы собирается весь славный род Мономахов: одни,- Св. Благоверные и Великие Князья Владимирские и Чудотворцы Андрей, Георгий и Глеб, в своих святых изображениях, а другие в тех священных предметах, которыми они при жизни выражали свое благочестие и любовь к св. храмам, кои сохраняются в церквах г. Владимира и доселе и собираются (К Литургии собраны бывают также самые древние св. сосуды и священные вещи, большей частью вклады Великих Князей и Княгинь, и это составляет своего рода особенность, отличающую торжество храмового праздника от других праздников.), как исторические памятники, на торжество праздника древнего храма. По прибытии к Рождественской церкви в 10 часов и по встрече хода Владимирским Архипастырем, колокольный звон умолкает и начинается совершение Божественной Литургии самим Владыкою в сослужении высшего местного духовенства. По окончании Литургии и по возглашении обычных многолетий, крестный ход с той же церемонией и в таком же порядке возвращается в собор.
/Орлов В.М. Крестные ходы, совершаемые в городе Владимире. Год издания: 1902./
avatar
0
2 Николай • 21:39, 01.09.2022
Приложение 2

Ежегодный Крестный Ход с Боголюбской иконой Божией Матери от Богородице-Рождественского монастыря к Успенскому собору 3 июня.






avatar
0
3 Николай • 20:48, 17.04.2023
Приложение 3

Слово при освящении церкви Рождества Пресвятой Богородицы, восстановленной по повелению императора Александра Николаевича, 22 июля 1869 года (Произнесено Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.)
Благочестивый обычай торжественно совершать оснащение и обновление храмов Божиих, и даже в последствии воспоминать эти дни общественной молитвой - обычай древний. Не только в Новозаветной христианской церкви, но еще и в Ветхозаветной, обновление храма было днем особенного торжества для верующих: быша тогда обновления во Иерусалимех.
И сей храм, слуш., обязанный своим восстановлением и украшением благочестивому усердию Императора, и приношениям его христолюбивых верноподданных, торжествует ныне свое обновление. Чья же благочестивая душа не порадуется совершению этого исторически важного и святого дела?
Сей храм, в котором мы в первый раз совершили ныне святое служение Господу, построен по возможно-точному образцу наших древних храмов; построен на месте древнейшего храма, в котором погребен был и почивал своими нетленными останками, наш благознаменитый Витязь - Подвижник, живший, действовавший и, за спасение всея Руси молившийся на этом самом месте за 600 слишком лет до нас, — один из приснопамятных собирателей земли русской на Владимирском престоле, св. благоверный Великий Князь Александр Невский, тот самый, которого св. мощи покоятся теперь в северной столице великого Русского царства; построен сей св. храм по особой воле Благочестивейшего Монарха земли русской, на Его щедроты, при посильных пожертвованиях православных русских людей, одушевленных искренней любовию к прошлому своего отечества, и полною преданностью — Царю отечества, отечеству и святой церкви отечественной.
Соображая все кратко упомянутые наши обстоятельства, сколько найдем мы тут отрадных для патриотического чувства дум, располагающих благоговеть перед неисповедимыми путями промысла Божия, хранившего и направлявшего нашу историческую жизнь. И так благословен Бог, дающий благие желания, укрепляющий в намерениях, устрояющий исполнение их! И да благословит Он тех, коих иждивением, распоряжением, трудами и искусством устроился и совершился настоящий благолепный храм, так достойно связующий наше прошлое с настоящим, и так несомненно служащий залогом нашего прекрасного будущего.
Но, как при возлиянии Марией драгоценного мира на главу Спасителя, нашелся некто, пожалевший об этом знаке усердия любвеобильной жены, и даже назвавший его гибелью — напрасной тратой, — так и ныне можно встретить людей, которые, не считая никаких украшений излишними для жилищ человеческих, готовы считать не нужными никакие украшения, особенно же ценные, для храмов Божиих. Христиане, говорят они, должны покланяться Богу духом и истиной; Господу не нужно ни наше серебро и злато, ни наше искусство. Что бы подобные мысли, высказанные, заметим кстати, еще одним древним отступником от христианства, не возмущали наших добрых и святых расположений, и не охлаждали ни в ком ревности о благолепии святых Божиих церквей, долгом пастырства считаю, при настоящем случае освящения храма, коснуться этих, видимо разумных, а в сущности гибельных мыслей, — в том виде, в каком они нередко ныне слышатся.
avatar
0
4 Николай • 20:49, 17.04.2023
«Мы должны поклоняться Богу духом и истиною»: и что же? Благолепие христианских храмов никогда не заключало и не заключает в себе ничего противного поклонению Богу духом и истиною. Мы покланяемся Богу духом; потому что не связаны совершенно местом: все священные предметы, все благолепие храма направлено к тому, чтобы во всякой, иногда непривычной душе, возбуждать святые чувства благоговения к Богу, питать и поддерживать их; мы покланяемся Богу истиною, потому что в наших храмах, в тайнодействиях, в них совершаемых, находится уже Сама Божественная Истина, спасающая нас, а не прообраз Ее; мы покланяемся Богу духом и истиною, потому что уверены, что спасение наше не зависит от исполнения одних только обрядов, что, для успеха молитв наших в храме, необходимы, при твердой вере, благие помыслы, святые чувствования, чистые желания, добрые дела. Итак, вот в чем, по христиански, состоит истинное поклонение духом и истиною, и такому поклонению не только не противно благолепие св. храмов, но и прямо для него необходимо, так как храмы суть места особенного, благодатного присутствия Божия и нашего особенного поклонения Богу, Творцу всего, для которого небо — престол, а земля подножие. «Но Богу, говорят, не нужно наше сребро и злато». Правда; но Ему нужно наше сердце, наша душа. И мы не отдадим Ему своего сердца, не посвятим своих душ, — если не отвергнемся прежде своих любимых предметов. Сумей же, христианин, сначала посвятить Господу то, что считается драгоценнейшим у тебя, не для Господа, а для действительного выражения своей любви к Господу. И можно ли отвергаясь, по заповеди, самого себя ради Господа, можно ли, для выражения своей любви к Господу, жалеть чего-нибудь временно нам принадлежащего? Можно ли поверить, что тот истинно отвергается самого себя, искренно отдает всего себя в волю Божию, кто вращая в уме своем эти недобрые слова: «Богу не нужно наше сребро и злато», сам нередко безрассудно и неумеренно пользуется серебром и златом? И так да не смущается ничем сердце ваше, любящие благолепие храмов Божиих, и доставляющие им сие благолепие! Оно не делает, конечно, наших рукотворенных, хотя бы устроенных по всем правилам искусства, храмов, довлеющими Тому, Кому, по слову премудрого, не довлеют небо и небо небесе (3 Цар. 8, 27); но оно наполняет души молящихся большим благоговением перед величием Божиим, оно возбуждает и поддерживает в нас жизнь духовную, оно, если доставляется не из тщеславия и других видов, выражает полноту любви к Господу,- и Похваливший принесшую в храм две лепты, без сомнения удостоит Своего благоволения жертвующих для него по чистым побуждениям многия лепты. Да помянет Господь во царствии своем и присных их, уже отшедших из сей жизни!
Впрочем, мы будем далеки от мысли, будто, для нашего оправдания и спасения, довольно только делать приношения на храмы Божии. Спасения таким образом купить нельзя. Мы сами храмы св. Духа (I Кор. N1. 17) и от обновления видимого храма, мысль наша непременно должна переноситься к необходимости обновления нашего внутреннего храма — к обновлению внутреннего нашего человека, тлеющего в похотех прелестных, к украшению души святыми добродетелями. Руководством к сему могут служить воздвигаемые и обновляемые нами наши видимые храмы. Войдя в храм Божий, будем примечать все, что есть, и что совершается в нем, — и, сообразно с сим, будем располагать свою жизнь. Видим здесь изображение дел Божиих и святых его: будем и мы наполнять ум свой и память благоговейными размышлениями о великих делах Божиих и богоугодных делах святых Его. Видим светильники перед святыми изображениями: постараемся, что — бы и наши души горели пламенем деятельной любви к Богу. Слышим здесь слово Божие: будем внимать ему, чтобы оно вселялось в нас богатно, и служило нам ко учению, к обличению, к наказанию, еже в правде (2 Тим. 3, 16). Слышим священно-служителей, возвещающих, что мы изображаем собою херувимов, предстоящих Животворящей Троице: отложим же, хотя на эту минуту, всякое житейское попечение. Если вчера мы были любителями зрелищ: ныне возлюбим церковные собрания. Если вчера думали о корысти, — ныне подумаем здесь о милостыне, которой ждут от нас вне храма. Если вчера в книгах празднословных поучались тщетным, — начнем отныне испытывать писания богомудрые. Если нам нравилось казаться добрыми, — отныне будем действительно добрыми. Если сделали мы и истинно доброе дело, — не остановимся на нем, чтобы оно не обветшало от нашего самохвальства и тщеславия.
Да сподобит же Господь всех нас, при неоскудевающем обновлении видимых храмов, обновлять таким образом свои внутренние храмы — души наши. Да милостив будет Он ко всем любящим благолепие дома Божия, а особенно к Державному Венценосцу, по благому изволению Коего восстановлен сей храм, и ко всем близким Его сердцу. Да слышит и да приемлет Он, Всевышний, искренние молитвы истинных поклонников своих, как в этом новоосвященном, историческом нашем храме, так и во всех храмах православных, всегда, ныне и во веки веков. Аминь.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru