Главная
Регистрация
Вход
Пятница
25.06.2021
10:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1393]
Суздаль [417]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [446]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [231]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [150]
Гусь [163]
Вязники [300]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [256]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [146]
Промышленность [90]
Учебные заведения [132]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [30]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [44]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург

Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург

Начало » » » Князь Александр Невский

Вознамерившись перенести нетленные мощи святого Александра, Петр I заблаговременно озаботился приготовлением для них нового покоища и сам указал место для постройки монастыря, который должен был стать духовным центром столицы. В журнале Петра Великого за июль 1710 г. читаем следующее:
«Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского, и на том месте, в присутствии Его Государя и при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: “Во имя Отца и Сына и Св. Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества, на сем месте имеет создатися монастырь” - и поставлена на том месте часовня».
Несмотря на трудные войны со шведами и турками, на неустанную, всепроникающую деятельность, разнообразнейшие труды, на вечные разъезды от Балтийского моря до Волги, от Архангельска до Азова, Петр не оставлял своих забот об устроении обители. Уже в 1712 г. на левой стороне речки была заложена, а в следующем году 25 марта освящена деревянная церковь Благовещения. Как только отделаны были кельи, устроилось и иноческое общежитие.
Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 г. по плану архитектора Андрея Трезина. На плане Петр I написал: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. Основанный в том же 1717 г. храм во имя святого Александра Невского был освящен 30 августа 1724 г., в день перенесения мощей в столицу.
29 мая 1723 г., во время посещения государем вновь устроенной обители, состоялось Высочайшее повеление: «Обретающияся во Владимирском Рождествене монастыре мощи св. Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго перенести в Александровский монастырь».


Рождественский монастырь во Владимире

Раскоп фундаментов Рождественского собора.
В 1997 г. во время археологических раскопок на территории Владимирского Рождественского монастыря была обнаружена и первая каменная гробница, в которой предположительно был погребен князь Александр. Ее нашли под толстым слоем земли в певнице - специальном сооружении, возведенном в южной части собора. Заслуживает внимания тот факт, что гробница была обнаружена 30 августа - в день празднования перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1717 г. во Владимире был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь, где пребывали мощи Александра Невского, во время этого пожара весь сгорел. Святые мощи были предварительно освидетельствованы 21 февраля 1722 года приезжавшим из Санкт-Петербурга вице-президентом Св. Правительствующего Синода архиепископом новгородским Феодосием и архимандритом Рождественского монастыря Сергием, которые, по осмотре, снова положили их в раку и запечатали тремя синодальными печатями.
Св. Синод отправил в Правительствующий Сенат «ведение» (1 июля 1723) об устном указе Императора Петра Beликого о перенесении обретающихся во Владимирском Рождественском монастыре мощей Святого Александра Невского в Александро-Невский монастырь и о своем определении о том, в какой форме, применяясь к перенесению мощей Св. Митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву при царе Алексее Михайловиче, должно совершиться это перенесение мощей Святого Благоверного Великого Князя. Сенат не замедлил с своим постановлением (8 июля); сходное в основном с синодальным, оно усиливало почетность и безопасность перенесения. Перенесение Св. мощей согласно определили совершить со всеми подобающими почестями, все время на руках, в особом ковчеге, и не позднее 20-25 августа 1723 года. Сопровождать мощи и наблюдать за порядком поручалось со стороны власти духовной архимандриту Сергию, светской — окольничему Михаилу Васильевичу Собакину, на обязанности которых лежало также вести во время пути журналы и посылать в Санкт-Петербург донесения.
14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского мона.


Вид собора Рождества Пресв. Богородицы (до возобновления). При Преосвященном Иустине в 1859 г. Рождественский собор был разобран и был заложен новый храм.

Собор Рождества Пресв. Богородицы после возобновления.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов.
Был заготовлен продолговатый, обитый малиновым бархатом, хорошо украшенный ковчег, начатый в Москве, законченный во Владимирском монастыре архитектором Зарудневым. Ковчег покоился под балдахином на амвоне, лежавшем на длинном, широком носиле. Все сооружение было в вышину более 5 ½ аршин, в длину с носилками до 11 аршин, в ширину 7 аршин.
Еще в начале июня 1723 г. был составлен маршрут и определили: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот. В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один из последних представителей этого дворцового чина.

№ 1 Ведение Св. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату об устном указе Императора Петра 1 и о своем определении о перенесении мощей Святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, 1-го июля 1723 года

Святейшаго Правительствующаго Синода Правительствующему Сенату.
Ведение.
Прешедшаго маия 29 числа сего 723 года всепресветлейший державнейший Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, будучи в Александро-Невском монастыре, указал обретающияся во Владимирском Рожествене монастыре мощи Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского перенести в тот Александро-Невской монастырь.
И по тому Его Императорского Величества имянному указу Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили:
Оные мощи из Владимирского Рожествена монастыря в Санкт-Питербург, в Александро-Невской монастырь, перенести по примеру учиненного в прошлом 7160-м году из Соловецкого монастыря в Москву Святых Филиппа Митрополита мощей перенесения таким образом.
Устроить исперва из государственных зборов, из каких Правителствующий Сенат заблагоразсудит, удобную лектику, которая раку Святаго с мощими свободно бы вместить могла и имела бы над оною ракою приличный балдехин, и к той лектике определить опробованых в несвирепости лошадей потребное число с надлежащим провожателством. А при том пренесении от стороны Святейшаго Правителствующаго Синода (вместо архиерейской персоны, какая при оном Филиппа Митрополита перенесении мощей была) быть оного Рожествена (в котором те Благоверного Князя мощи содержатся) настоятелю, яко в первостепенных великоросийских архимандритах третий градус имущему, которому при себе духовных персон и светских служителей иметь умеренное по потребе число, а от стороны Правительствующаго Сената (вместо боярской персоны, какая по оные Филиппа Митрополита мощи посылана) быть достойной из знатного афицерства персоне, против оного архимандрического градуса во уравнении быть могущей, с надлежащим драгун или салдат числом, коликих по потребе должного оных мощей провожателства Сенат усмотрително определит; и тем как духовным, так и светским от Владимира до Санкт-Питербурга подводами и коштом удоволствованым быть по сенатскому определению, с вышеозначенного примеру, как оным Филиппа Митрополита мощем пренесение из государственного кошта учинено.
И как все оное к пренесению потребное определено и приуготовлено будет, тогда то пренесение без всякого умедления и действом производить, а имянно:
К назначенному пренесения дню, объявив о нем во граде для известия народу обычайно, отправить во оном монастыре архимандриту с священнослужители всенощное бдение, с приложением оному Благоверному Князю службы, и в самый той день совершить молебное по литургии пение и, подняв раку с мощми Святаго от места ея благоговейно, с подобающею честию, вынести из церкви со обыкновенною процессиею и поставить при той церкви во оную, на то учрежденную, лектику честно и усмотрително, дабы не точию мощам, но и раки никакова в пути повреждения не учинилось, и, поставив оную и разпростреши балдехин, и разпорядив по приличным местам определенных к провожателству духовных и военных чиновно, восприять показанный путь, в которой из града священному чину и народному собранию проводить со обыкновенным церковным пением и колоколным звоном, как мощи Святаго провожать долженствует.
И по том провождении ехать оным путем умеренно, со усмотрением месть, дабы в удобных никакова свыше потребы медления, а в неудобных вредителной скорости не употреблялося. И при оных мощах, как духовные персоны, так и охранителной от воинских караул, разсмотрително определенной, всегда б неотлучно был, и никаких бы притом сквернословии и непотребных действ отнюдь ни от кого не происходило. И в непреминуемых нужных местех оная лектика с мощми, как от мокроты, так и от прочих случайных вредителств, сохраняема была всякими мерами, сколько крайней смысл и конечная сила возможет, в чем помянутым того провожателства началствующим и духовной и светской персонам, яко поверенным блюстителем, опасное иметь тщание и бодрой присмотр, и неусыпное попечение, а подчиненным их всеусердными в том и неутружденными себя показовать и охранителным всегда быть; лучшей же ради, паче прочаго, от случайных пожаров безопасности нигде в лежащих при пути городех и селех со оными мощми не останавливатся, но, проезжая оные, иметь во время потребы станы в удобных полевых местех и содержать оные в шатре под надлежащим, как выше сего изображено, присмотром и охранением. А когда к которому городу или селу приближатся оные имеют, тогда посылать оным командиром напред, за колико прилично верст, писменно от себя известие, а имянно: архимандриту в городы ко архиереом и духовных дел управителем, в села же к священнослужителем, а афицеру в городы к воеводам и прочим гражданским командиром и в села к светским обывателем, дабы ими при своих им местех оные мощи предустретены и чрез те места препровождены были с обычайною процессиею и звоном благоговейно.
А котораго месяца и числа оной путь восприят и проезд чинен будет, тому иметь обстоятелной Юрнал, из котораго, выписывая, присылать в Святейший Синод от каждаго места на всякой почте репорты, дабы в Синоде о том было ведомо; а как приближатся будет к Санкт-Питербургу, тогда несколко верст прислать в Синод с репортом нарочного куриэра и, остановяся в удобном месте, ожидать повелителного о прибытии определения.
И о том из Синодалной Концелярии послать во Владимир ко оному архимандриту указ, а в Сенат о вышеозначенном отправлении сообщить ведение без умедления; также и в Духовную Дикастерию к синодалному советнику преоовященному Леониду, архиепископу Сарскому и Подонскому, послать указ с таким определением, чтобы оные мощи встречены были им, преосвященным архиепископом, с прилунившимися в Москве архиереи, и архимандриты, и игумены, и со всем освященным собором в воскресной или в какой праздничной день, пред литоргиею, за городом с крестным хождением, и препровождены б были обычайно до Тверских ворот и за город с народным собранием, чего для и обявление пред тем времянем публичное учинить, а во время оной процессии быть в Москве при всех церквах обыкновенному звону. А помянутому, провожать те мощи имеющему, архимандриту подтвердить, дабы он имел в пути такое поспешение, чтоб мог со оными к Санкт-Питербургу прибыть приближающагося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно. О чем в Москву в Духовную Дикастерию и ко оному архимандриту указы Синода посланы.
И Правительствующему Сенату о том ведать и о вышеозначенном отправлении, которое до Сената надлежит, также и о надлежащем того Святейшему Синоду чрез обычное ведение сообщении велеть учинить по Его Императорского Величества указу.
А каковой оной лектик учрежденой быть надлежит, тому пришлется вскоре из Синода в Сенат абрис с показанием меры.
Феодосий, архиепископ Новгородцкий и архимандрит Александро-Невский.
Феофан, архиепископ Псковский.
Феофилакт, епископ Тферский.
Гавриил, архимандрит Троицы Сергиева монастыря.
Иеромонах Феофил.
Иоанн, протопоп Троицкий.
Июля 1 день 1723-го года.
Скрепа, по листам: Секретарь Герасим Семенов.
Помета в Сенате, на верху документа: 1723-го июля 8-го дня. Записав, написать в реестр, № 748.

№ 2. Определение Правительствующего Сената о перенесении мощей св Александра Невского, 8 Июля 1723 года

Июля 8-го дня 1723-го по указу Его Императорского Величества Правительствующий Сенат, слушав нижеописанных дел, приказали.
По ведению из Духовного Синода о пренесении из Владимирского Рожественного монастыря мощей Святаго Благоверного и Великого Князя Александра Невского в Санкт-Питербурх в Александро-Невской монастырь, для пренесения оных мощей, во первых, устроить удобной ковчег, которой бы раку Святаго с мощьми свободно вместить могл и имел бы над оною ракою приличный балдехин; а построить то все, по разсуждению Святейшаго Правительствующаго Синода, из доходов Монастырского Приказу из наличных денег, какие в том приказе ни будут. И нести оной ковчег и над ним балдехин людми с переменою, чего ради во всех городех, и селех, и деревнях брать как ис посацких, так и из ямщиков, и из крестьян, чьего б оные ведения ни были, посколку человек надлежит, и для того будущим при том дать из Сената Его Императорского Величества грамоту с прочетом. А при том пренесении быть околничему Михаилу Васильевичу Сабакину да того Рожественного монастыря архимандриту, да, для провожания тех мощей и караулу и посылок, дать из московского гварнизона обер-офицера с ундер-офицером и в дватцатью человеки драгун; и тем как духовным, так и светским от Владимира до Санкт-Питербурха дать ямские подводы из Ямского приказу, а прогонные деньги из Штатс-Конторы.
А как все оное к пренесению потребное определено и приуготовлено будет, тогда то пренесение без всякого умедления действом производить, как о том в посланном из Святейшаго Синода к помянутому архимандриту указе будет написано. И нести оные мощи путем умеренно со усмотрением мест, дабы в удобных никакова свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблялось. И при оных мощах как ему, околничему, так и архимандриту, и обер-офицеру, и драгуном всегда быть безотлучно и смотрить, чтоб ни от кого никаких при том сквернословии и непотребных действ отнюдь не происходило. И в непреминуемых нужных местех оной ковчег с мощьми как от мокроты, так и от протчих случайных вредительств был сохранен; и для лучщей, а паче от случайных пожаров, безопасности, нигде в лежащих при пути городех и селех со оными мощми не останавливатся, а иметь во время потребы станы в полевых местех, и содержать оные в шатре, которой для того дать в Москве из Шатерной Полаты. А когда к которому городу или селу приближатся оные имеют, тогда ему, околничему, посылать в городы к воеводам и протчим гражданским командиром и в села к светским обывателем, дабы ими при своих им местех оные мощи предустретены и чрез те места препровождены были с обычайною честию.
А котораго месяца и числа оной путь восприят и проезд чинен будет, тому иметь обстоятельной Юрнал, из которого, выписывая, присылать ему в Сенат от каждого города на всякой почте репорты, дабы о том было ведомо. И в пути иметь такое поспешение, чтоб могли с теми Святыми мощми к Санкт-Питербурху прибыть приближающагося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно. И о том о всем ему, околничему, чинить с тем архимандритом с общаго согласия. А как приближатся будут к Санкт-Питербурху, тогда прислать наперед с репортом нарочного куриэра, и, остоновяся в Вологоцкой Ямской слободе, ожидать повелительного о прибытии определения.
И о том о всем к сенатскому члену, обретающемуся в Москве, послать ведение, а околничему господину Сабакину дать инструкцию, а в протчие светские команды, о чем надлежит, из Сената послать указы.
Канцлер граф Головкин. Князь Григорей Долгорукой. Граф Андрей Матвеев. Оберь-Секретарь Анисим Маслов.
Скрепа: по листам Секретарь Матвей Козмин. Помета внизу: Подписано июля 10-го.
Другая помета, на следующем листе: С вышеписанного протоколу о пренесении Святых мощей Александра Невского из Володимерского Рожественного монастыря в Санкт-Питербурх в Троицкой Александровской монастырь взял копию Иван Керьской.
В деле Сената по Синоду, кн. № 5/765, к копии с сенатского определения 8 июля приклеен рисунок, — очевидно, обещанный Синодом Сенату «абрис» лектике. Он в красках. Воспроизводим его в фотографическом с него снимке. Ср. «Полное Собр. постановл. и распоряжений по вед. Правосл. Испов.», IV т„ прилож. к № 1326, и у Рункевича, стр. 259.

№ 3. Из ответного ведения Правительствующего Сената в Правительствующий Синод, 10 июля 1723 г.

Правительствующаго Сената в Святейший Правительствующий Синод.
Ведение.
Сего июля 8-го дня в сообщенном из Святейшаго Правительствующаго Синода в Сенат ведении написано:
Прошедшаго мая 29-го дня сего 723-го году Его Императорское Величество, будучи в Александро-Невском монастыре, указал обретающияся во Владимерском Рожественне монастыре мощи Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского перенести в тот Александро- Невской монастырь.
И по тому Его Императорского Величества имянному указу Правителствующий Сенат приказали:
Для принесения оных мощей, во — первых, устроить удобный ковчег... (далее повторяется буквально все сенатское определение, кончая указанием сопровождающим мощи «и, остановяся, в Вологодцой Ямской слободе ожидать повелительного о прибытии определения».
Святейшему Правительствующему Синоду о вышеписанном ведать и чинить по Его Императорского Величества имянному указу, а в Москву к сенатцкому члену ведение, а в Штатс-Контору о даче прогонных денег, а в Ямской приказ о подводах из Сената указ послан, а по городам с прочетом Его Импертторского Величества грамота, также вышеозначенному околничему инструкция из Сената даны.
Таково ведение в Синод послано за подписанием рук Правителствующих Сенат да за скрепою обер-секретаря А. М(аслова), секретаря М(атвея) К(озмина) июля 10-го дня 723-го году.
Такое же буквально ведение Правительствующего Сената было послано того же 10 июля 1723 г. в Москву в канцелярию Сенатского Правления тайному советнику сенатору князю Дмитрию Михаиловичу Голицыну, с заменою лишь выражения: «и Святейшему Правительствующему Синоду о вышеписанном ведать» выражением: «и тайному советнику и сенатару князю Дмитрию Михайловичу Голицыну о вышеписанном ведать». Тут же и ответ Кн. Голицына о получении ведения и о посылке соответственных ведения в канцелярии Святейшего Синода отставному члену с ассесоры и указов в конторы Военной и Камер коллегий и в Ямской приказ, 25 июля.

№ 4. Указ губернаторам и другим местным властям и обывателям о подобающих встрече и провожании мощей Св. Александра Невского по пути следования, 10 июля 1723 г.

Указ Его Величества Императора и Самодержца Всеросийского из Сената губернатором, и вице-губернатором, и воеводам, и протчим управителем, и кому о том ведать надлежит.
Понеже по имянному Его Императорского Величества указу велено обретающияся во Владимерском Рожественне монастыре мощи Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского перенести В Санкт-Питербурх в Троицкой Александро-Невской монастырь, того ради по оному Его Императорского Веллчества указу Правителствующий Сенат приказали:
Для перенесения оных мощей, во первых, устроить удобной ковчег, которой бы раку Святаго с мощьми свободно вместить могл и имел бы над оною ракою приличный балдехин; и нести оной ковчег и над ним балдехин людми с переменою, чего ради во всех городех, и селех, и деревнях брать как ис посацких, так и из ямщиков, и ис крестьян, чьего б оные ведения ни были, поскопку человек надлежит. А при том пренесении быть околничему Михаилу Васильевичю Сабакину да того Рожественного монастыря архимандриту, да, для провожания тех мощей и караулу и посылок, дать из московского гварнизона обер-афицера с ундер-афицером и з дватцатью человеки драгун. И нести оные мощи путем умеренно со усмотрением мест, дабы в удобных никакова свыше потребы медления, а в неудобных вредителной скорости не употреблялося. И при оных мощах как ему, околничему, так и архимандриту, и обер-афицеру, и драгуном всегда быть безотлучно и смотрить, чтоб ни от кого никаких при том сквернословий и непотребных действ отнюдь не происходило; и в непреминуемых нужных местех оной ковчег с мощми как от мокроты, так и от протчих случайных вредителств был сохранен; и для лутчей, а паче от случайных пожаров безопасности нигде в лежащих при пути городех и селех со оными мощми не останавливатся, а иметь во время потребы станы в полевых местех и содержать оные в шатре, которой для того велено дать в Москве из Шатерной Полаты. А когда к которому городу или селу приближатся оные Святые мощи имеют, тогда ему, околничему, посылать в городы к вам, губернатором, и вице-губернатором, и воеводам, и протчим гражданским командиром, а в села к светским обывателем, дабы вами при своих местех оные Святые мощи предустретены и чрез те места препровождены были с обычайною честию. И губернатором, и вице-губернатором, и воеводам, и протчим управителем, и посацким, и ямщикам, и крестьянок, чьего б оные ведения ни были, о вышеписанном чинить по сему Его Императорского Величества указу о всем непременно. А прочитал сей указ и записывая в книгу, отдавать посланному от него, околничего, с роспискою.
Июля 10-го дня 1723 году.
Пометы, на обороте:
Подлинной указ за закрепою обер-секретаря господина Маслова, секретаря Матвея Кузмина.
Зачеркнуто: «Оной указ отдан самому околничему июля 10-го дня 1723-го году», вместо этого помечено: Отдан человеку ево Василью Кожину.

№ 5 Инструкция окольничему Михаилу Васильевичу Собакину, назначенному сопровождать мощи Святого Александра Невского из Москвы в Александро-Невский монастырь 10 июля 1723 года

Его Императорского Величества Инструкцыя околничему Михаилу Васильевичю Собакину.
В нынешнем 723-м году июля 8-го дня в ведении из Синода в Сенат написано:
Прошедшаго маия 29-го дня сего 723-го году Его Императорское Величество, будучи в Александро-Невском монастыре, указал обретающияся во Владимерском Рожественне монастыре мощи Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского перенести в тот Александро-Невской монастырь.
И по тому Его Императорского Величества имянному указу Правителствующий Сенат приказали:
Для пренесения оных мощей, во — первых, устроить удобный ковчег, которой бы раку Святого с мощьми свободно вместить мог и имел бы над оною ракою приличный балдехин; а построить то все, по разсуждению Святейшаго Правителствующаго Синода, из доходов Монастырского Приказу, из наличных денег, какие в том Приказе ни будут. И нести оной ковчег и над ним балдехин людми с переменою, чего ради во всех городех, и селех, и деревнях брать как ис посацких, так и из ямщиков, и ис крестьян, чьего б оные ведения ни были, посколку человек надлежит. А при том перенесении быть тебе, околничему Михаилу Васильевичю, да того Рожественного монастыря архимандриту, да, для провожания тех мощей и караулу и посылок, велено дать из московского гварнизона обер-афицера с ундер-афицером и з дватцатью человеки драгун; и как духовным, так и светским от Владимера до Санкт Питербурха велено дать ямские подводы из Ямского Приказу, а прогонные денги из Штатс Канторы.
И как все оное к пренесению потребное определено и приуготовлено будет, тогда то пренесение без всякого умедления действом производить, как о том в посланном из Святейшаго Синода к упомянутому архимандриту указе будет написано. И нести оные мощи путем умеренно со ускорением мест, дабы в удобных никакова свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблялося. И при оных мощах как тебе, так и архимандриту, и обер-афицеру, и драгуном всегда быть безотлучно и смотрить, чтоб ни от кого никаких при том сквернословий и непотребных действ отнюдь не происходило. И в непреминуемых нужных местех оной ковчег с мощми как от мокроты, так и от протчих случайных вредительств был сохранен; и для лучшей, а паче от случайных пожаров безопасности нигде в лежащих при пути городех и селех со оными мощми не останавливатца, а иметь во время потребы станы в полевых местех, и содержать оные в шатре, которой для того дать в Москве из Шатерной Полаты. А когда к которому городу или селу приближатца оные имеют, тогда тебе посылать в городы к воеводам и протчим гражданским ь командиром и в села к светским обывателем, дабы ими при своих им местех оные мощи предустретены и чрез те места препровождены были со обычайною честию.
А котораго месяца и числа оной путь восприят и проезд чинен будет, тому иметь обстоятельной Юрнал, из которого, выписывая присылать тебе в Сенат от каждого города на всякой почте репорты, дабы о том было ведомо. И в пути иметь такое поспешение, чтоб могли с теми Святыми мощми к Санкт-Питербурху прибыть приближающагося августа к 20-му, а по всеконечной мере к 25-му числу неотложно. И о том о всем тебе, околничему, чинить с тем архимандритом с опщаго согласия. А как приближатся будут к Санкт-Питербурху, тогда прислать наперед с репортом нарочного куриера, и, остоновяся в Вологоцкой Ямской слободе, ожидать повелительного о прибытии определения.
И по тому Его Императорского Величества указу к сенатскому члену, Его Императорского Величества грамота по городом с прочетом, и в Синод и в Москву ведении, а в Штатс Кантору о даче прогонных денег, а в Ямской Приказ о подводах из Сената указы посланы.
Помета, внизу:
Такова Инструкция оному околничему отдана от Правителствующаго Сената июля 10-го дня 723-го году за сенатцкими руками и за закрепкою обер-секретаря А. М(аслова), секретаря М(атвея) К(едрского).

№ 6. Указ Штатс-Конторе о строении ковчега и балдахина для перенесения мощей Св. Александра Невского, из доходов Монастырского приказа, 21 июля 1723 года

Указ Его Величества Императора и Самодержца Всероссийского из Сената Штатс-Конторе.
Сего июля 10-го дня Правителствующий Сенат по ведению из Духовного Синода о пренесении из Владимерского Рожественного монастыря мощей Святаго Благоверного и Великого Князя Александра Невского в Санкт-Питербурх в Александро-Невской монастырь приговорили:
Для пренесения оных мощей, вопервых, устроить удобной ковчег, которой бы раку Святаго с мощми свободно вместить могл и имел бы над оною ракою приличный балдехин; а построить то все, по рассуждению Святейшего Правителствующаго Синода, из доходов Монастырского Приказу из наличных денег, какие в том Приказе ни будут.
И Штатс-Канторе о вышеписанном ведать.
Июля 21-го дня 1723 году.
Пометы:
За закрепою обер-секретаря господина Анисима Маслова, секретаря Матвея Кузмина.
Отдано к экзекуторским делам для подачи.
О строении удобного ковчега и болдехина из доходов Монастырского Приказу для пренесения мощей Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского в Санкт-Питербурх.


В июле 1723 г. во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. Из-за построения ковчега и за другими приготовлениями к путешествию отсрочился день выноса мощей.
11 августа 1723 г., после торжественного богослужения, раку с мощами архимандриты, игумены и другие духовные лица подняли, вынесли из храма в боковые двери и вложили в ковчег. Сложилось такое впечатление, что Александр Невский не хотел покидать Владимир. Сооруженный ковчег не проходил в монастырские ворота, поэтому пришлось разбирать стену. За невозможностью пронести сооружение в монастырские Святые ворота, была разломана монастырская стена, равно потребовалось сломать по главной улице города и разные прилавки. Священники и дьяконы, до 96 человек, крестным ходом, под церковный звон колоколов, в сопровождении духовных и светских властей и множества народа, донесли мощи до Студеной горы. Отсюда Св. мощи были несены мирянами, которые менялись, набираемые обыкновенно из окрестных жителей.


Образ святого Александра Невского в храме села Ворша

Часовня св. блг. князя Александра Невского в с. Ворша.


Бюст св. блг. князя Александра Невского в с. Ворша

Когда ковчег достиг моста через реку Ворша, переправа рухнула. Говорят, что таким образом Александр Невский показал свое отношение к переезду.
В память об этом событии была изготовлена из кипариса икона-скульптура по указу Петра Первого. Установили ее в Троицкой церкви с. Ворши. После разорения храма икона-скульптура долгое время хранилась у благочестивых людей. В девяностые годы ХХ века ее вернули в храм. Изображение славится своими чудесными исцелениями. Жители рассказывают, что во времена гонений на церковь один богоборец отрубил иконе-скульптуре руку и ушел на фронт, а, когда он вернулся с войны, то оказалось, что у него самого как раз на этом самом месте была отрублена рука.
Многие, не исключая женщин и детей, горели желанием сподобиться участия в несении святыни. Так было 13 августа в селениях Дмитриевском и Ундоле. Столь же трогательные встречи повторились потом 14 августа в деревне Липках. 15-го - в селе Покрове, 16-го - в селах Рогожах и Купавне, 17-го - в селении Пахре и в селе Ивановском.
Глубокое впечатление оставляли в душе эти народные волны, поклонение окружавших непрестанно святыне, всеобщее священное одушевление. Как искренно было настроение православного народа в непрерывно раздававшихся вокруг гроба святого церковных песнопениях!
«Яко звезду тя пресветлую почитаем, от востока воссиявшую и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогашаеши...
Приидите, вси языцы, восплещите руками ликоствующе! Приидите, вси Российстии князи и свяшенницы и вельможи, монаси же и простии, духовые свеселимся в нарочитом празднице блаженнаго Александра, и многоцелебную его раку обстоите, любезно облобызаем и того яко цветы песньми и хвалами увязем, рекуще: радуйся, земли Российстей похвало! Радуйся, Императору православному помошниче! Радуйся, отечеству твоему заступление!..
»

№№ 7—18. Доношения окольничего Михаила Васильевича Собакина Правительствующему Сенату о перенесении мощей Св. Александра Невского из Владимира до Шлиссенбурга, 26 июля —21 сентября 1723 года.
№ 7. Доношение окольничего Собакина Сенату, из Москвы, 26-го июля 1723 года.

Высокоправителствующий Сенат
Доношение.
По указу Императорского Величества из Правителствующаго Сената я, нижеименованны, для провожания Святых мощей Благоверного и Великого Князя Александра Невского в Москву приехал сего июля 22 дня и против Инструкцы о даче афицеров и драгун, и подьячего, и шатра, и к нему о служителях, кому ево ставить, в Москве в Правителствующи Сенат доношение подал. Толко по нынешнее число еще мне в том отправления никакова не учинено; а в Святейшем Правителствующем Синоде против указу Императорского Величества ковчег и балдахина, кои велено зделать для перенесения Святых мощей, ничего и по се время не управлено. Июля 24 дня при мне в Синоде велено оной ковчег и балдахин строить со всяким поспешением архитектуру Ивану Зарудневу, и денги для оного строения из Монастырского Приказу господин Чичерин выдал; толко оной архитектур при всех сказал, что оного ковчега и протчего исправить ему со всяким поспешением менши 10 дней невозможно.
И чтобы за оным замедлением мне в вине не быть, а я поеду в Володимер и будем, что там надобно, к тому принесению еще с архимандритом управлять. А как из Москвы оной ковчег и протчее из Синода прислано будет, и мы того часу путь свой до Санкт-Петербурха исправлять будем с поспешением, а которого числа оттуль пойдем, и о том будем известно чинить через почту.
Околничей Михаил Собакин.
Из Москвы, июля 26-го дня 1723 году.
Помета сверху, в Сенате: Подано августа 3-го дня 723-го году и докладывано. Записав, отдать к отпуску.

№ 8. Доношфние окольничаго Собакина Сенату, из Владимира, 3 августа 1723 году

В Высокоправителствующи Сенат
Доношение.
Указом Императорского Величества и Высокоправителствующаго Сената приехал я, нижеименованны, для провождения мощей Святаго Благоверного Великого Князя Александра Невского чюдотворца из Володимера, и к Москве я приехал июля в 22 день. И против данной мне Инструкция июля в 24 день про ковчег и балдехин, которой велено делать из Синоду, по оное число ничего было у них не почато, и сказали оставшияся их член архимандрит Симоновской и с протчими, что им указу никакова до моего приезду о том строени не было. И того ж числа в Синоде то повелительное строение ковчега и балдехина, призвав архитектура Ивана Заруднева, делать то велено, которому денег на то из Монастырского Приказу судья господин Чичерин выдал, и мастеров розных мастерств, и мастериц для шитья изо всяких чинов дано ему не мало; и оной Заруднев сказал при нас, что оное дело может состроитца дней в 10, о чем я из Москвы июля 26-го дня писал чрез почту в Санкт-Питербурх до Правителствующаго Сената.
И за тем неисправлением задержан я был в Москве июля до 29-го числа. И того числа синодалны член архимандрит Симоновский, будучи в доме у дел Заруднева, сказал мне, что писал к нему архимандрит из Володимеря Рожественской, что бутто у него ковчег и балдехин лехкие от себя зделаны и чтобы мне, не дождався доделки Заруднева, ехать в Володимер и мощи Святаго со оным ковчегом и болдехином несть до Москвы; а как в Москве у Заруднева из синоцкого управления все то в готовности будет, и им бы встретить с тем, где прилучитца в дороге. О чем оной член синоцкой, для согласия о том, ездил со мною в Правителствующи Сенат к оставшемуся члену и асесором в Москве, на чем по согласию всех положили, чтобы мне ехать в Володимерь и с тамошним строением оные Святые мощи провождать до Москвы.
Июля в 30 день в Володимер я поехал и, приехав, там архимандрита Рожественского о ковчеге и болдехине спрашивал; на что он мне ответствовал, что не токмо оное у него построеное, но ниже зачато есть, для того что он не имеет в монастыре у себя, чем строить, не токмо что денег, но и хлеба. И за оным и неисправлением живу в Володимере августа по 4-е число безделно.
И чтобы мне то не приписалося о далном пренесении Святых оных мощей в неисправлении какого гневу в том неисправлении синоцком, и сего ж числа писал я в Москву до оставшегося члена и ассесоров в Правителствующи Сенат и в Синод.
И о сем как Ваше Высокоправителствующаго Сената изволение будет.
Нижайши раб околничей Михаил Собакин.
Из Володимеря, августа 3-го дня 723 году.
Помета наверху: 1723 августа 12. Написать в реестр, № 1110.
Пометы на обороте, внизу: Сие доношение в Сенате объявлено синодскому секретарю Василью Тишину августа 13 дня.
Отдано к записке 13-го дня августа.

№ 9. Доношение окольничего Собакина Сенату, из Владимира, 7 августа 1723 года

Высокоправителствующему Сенату
Доношение.
Указом Императорского Величества и Правителствующаго Саната (так!) я, нижеименованны, в Володимере для провожение мощей Великого Князя Александра Невскова живу августа от третего числа и, будучи тут, ожидал присылки построенного из Синоду на раку Светого ковчега и балдахина. И оной ковчег и балдахин в Володимер августа 6-го числа перед полуднем из Москвы привезен неотделан, и ныне в Рожественном моностыре оной ковчег и к нему что предлежит архитектур Иван Заруднев, взяв мостеровых людей и лес, что ему к тому надобно, дастроевает. А которова часу и числа совсем оное построено будет, и мы того часу с архимандритом и с протчими за онами Светыми мощми в путь до Санкт-Питербурха восприимем, но замешкателным того ковчега и протчего к нему на указной срок поспешит будет невозможно.
И о том замедлении в пути и за оным неотправлением чтобы мне, нижеименованному, от Его Императорского Величества гневу не принять, а которого часу и числа из Володимера поступим, и о том буду я, нижеименованный, писать впредь того ж числа через уставленною почту.
Нижайши раб околничей Михаил Собакин.
Из Володимера, августа 7-го дня 1723-го году.
Помета наверху: Подано августа 15 дня 723. Записав, сообщить к прежним доношениям и написать в реестр, № 1115.
Помета внизу: Во известие докладывано августа 19 дня и велено сообщить к отпуску.

№ 10. Доношение окольничаго Собакина остающимся в Москве члену и асессорам Сената, из Владимира, 7 августа 1723 года

Высокоправителствующему Сенату в Москве вставшему члену и ассесором
Доношение.
Сего августа 6 дня ко мне, нижеименованному, капитан Тимофей Белой из Москвы ковчег и балдахин, которой строен, из Синоду недостроенной в Володимер привез, также и шатер. И оной ковчег и балдахин ныне в Рожественном монастыре августа 7 числа архитектур Иван Заруднев тот ковчег дастроевает, и мастеровые люди, каких он потребовал, и лесу ему на то строение дано. Но толко к указному числу, а именно сего августа к 20-му числу, не токмо что в Санкт-Питербурх принесть можно, но дабы к оному числу могло быть поспешить в Москву за оным неисправлением ковчега и иного чего протчего.
А как из Володимера которого часу и числа путь за оными Святыми мощми в Москву восприимем, о том будем писать впредь. А я, нижеименованный, живу в Володимере за оным неисправлением августа от третьяго числа.
У подлинного приписано: Нижайший раб Михаил Собакин.
Из Володимера августа 7 дня 1723 году.
Помета: С подлинным читал канцелярист Иван Баранов.
Скрепа по листу: Секретарь Дмитрей Невежин.

№ II. Доношение окольничего Собакина Сенату, из Владимира, 11 августа 1723 года

Высокоправителствующему Сенату
Доношение.
Сего августа в день посланной из Москвы в Володимер ковчег и протчая, которое строена из Святейшего Синоду для принесения мощей Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского на раку, архитектур Иван Заруднев сего числа перед обеднею совершил.
И по указу в вечеру вчерашнего дни, то есть в суботу, в Рожественном монастыре, где суть мощи Святаго, малою вечерню отправя и с вечера всенощное бдение и утреню, и по утру сего числа Божественную литоргию отслужа и отпев молебен, и осмотря печатей у той Святаго раки с архимандритом, я, нижеименованный, при воеводе и при протчих началнейших людех, которыми была та Святая рака запечатана тремя печатми от преосвященного Феодосия, архиепископа Новгороцкого и Великолуцкого, и по осмотру оные печати в головах первая цела и другая значит цела ж, но толко сургуч поломан, а третьея вся попорчена (а как попорчены, и про то ведает гробовой старец Лазорь, которой при той раке был и ныне в путь с нами поехал); и в восмом часу дня, подняв раку Святаго и вышедши из соборной церкви северными дверми, поставя в тот ковчег, управляя немало свешенными чинами, понесли из оного монастыря, разобрав забор, для того, что оной ковчегь в вышину пяти аршин и десяти вершков, в длину с носилками десяти аршин двадцети вершков, в ширину семи аршин, и в ворота Святые и в протчие проитить не мог; и оттуль понесли градом, и где по пути Болшой улицы для того ж отломано было многие прилавки, а между иными лавками и протчим строением пронесен с великою теснотою.
Городом тот ковчег со Святыми мощми несли священники и дьяконы без облачения в помочах до Стюденой горы 96 человек, и, принесчи за город, на той горе поставили оной ковчег со Святыми мощми за 3 часа до вечера; а из монастыря до оного места провожали архимандрит и с протчими духовными чинми, и воевода, и протчие началнейшии, которые имеют быть в Володимере со всяких чинов людми великим народом.
И с оного места пойдем в путь везде без остановки; но токмо, за великою тягостию оного ковчега и протчего, поспешить в скорости нигде будет не возможно. И Московской губернии вицегубернатор и Володимерской правинцыи воевода для оного пренесения велели собрать людей с посторонних жилищ на Болшую дорогу в пристойное место по 5 верст; а в Великом Новеграде, и во Твери, и в Клину о сем я ж, нижеименованный, приказывал воеводам, дабы те люди для ношения Святых мощей были в готовности, также и на дороге мосты, где есть худы, починивали, и чтобы во оном пути за их каким неуправителством нам продолжения не было; а за новою пристанью к Санкт-Питербурху по новой дороге жилища есть далные и малолюдные, и чтоб воеводе санкт-питербурскому о сем же было повелено Вашим Правителствующим Сенатом учинить и собрать оных людей для пренесения Святых мощей заранее, чтобы в том и там замедления какова в чем не учинилось. А как будем со оными Святыми мощми в Москве, и о том будем писать того ж числа.
А протчих всяких нуждах, которые надлежать при том в принесении ковчега, мастеровых людей и протчего, кому то управлять надобно, и о шетре, которой прислан из Шатерной Полаты мал и к ставке на оной ковчег и балдахин с ракою Святаго не годитца, и о том я, нижеименованный, писал в Москву сего ж числа в Правителствующий Сенат и в Синод ко оставшим членом и асесором. А по принесении мощей Святаго на Студеной горе к вечеру был дождь, и оной ковчег и балдахин и протчая стояла без шатра, что вместить того за малостию его невозможно, но толко под одною вощанкою, которая над ним учинена; и чтобы оное неисправление или какая поруха в том на мне не взыскано было.
И о том о всем Ваша Правителство как повелит.
Нижайши раб околничей Михаил Собакин.
От Володи мера, августа дня 11 1723 году.
Помета наверху: 1723 августа 27. Взять к повытью. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-10. 11-го марта 1917 года)

17 августа вечером, в 8-м часу пополудни шествие приблизилось уже к Москве и остановилось до утра у пруда, что под Красным Селом, близ дома ближнего стольника Ивана Федоровича Ромодановского. Уже с вечера волны народа устремились из Москвы и окружили ковчег. Утром 18 августа при звоне всех московских колоколов крестный ход в сопровождении множества народа двинулся на сретение святых мощей, которое и совершилось на том самом месте, где в 1652 г. встречены были мощи святителя Филиппа, привезенные по воле царя Алексея Михайловича из Соловецкого монастыря. У церкви Святого Василия Кесарийского было совершено всенародное молебствие.
Затем процессия двинулась по Москве к Кремлю. Мощи святого князя сопровождали три святителя: преосвященник Леонид, архиепископ Сарский и Полонский, прп. Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский и прп. Арсений Фиваидский с архимандритами и многочисленным духовенством. Внести святые мощи в Кремль оказалось невозможно вследствие высоты балдахина. Обратно мощи сопровождаемы были протоиереем Спасской дворцовой церкви с духовенством Вознесенского монастыря и Никитского сорока, села Всесвятского. В поле раскинут был царский шатер, под сень которого на ночь и была поставлена святыня. В течение всей ночи множество народу как бы на страже неотлучно окружало шатер. Молебное пение не прекращалось до самого утра.
По выходе из Москвы 19 августа первая встреча произошла на другой день в селе Никольском. 22-го - шествие было уже в Клину. Жители города всенародно с крестным ходом сопровождали святыню 7 верст. 24-го - прошли село Давидово, и 25-го - в селе Городце святыню торжественно встречал архимандрит Желтикова монастыря Мелетий с братией. 26-го - были уже в Твери, где святыню ожидали архимандриты с городским духовенством. 27-го - была встреча в Малкском монастыре, 28-го - в Торжке, некогда освобожденном Александром от литовского нашествия.
Пройдя 29-го село Выдоропское (Выдоропуск), шествие 30-го направилось от монастыря Николы Столпчского в Вышний Волочек, куда и прибыло 31 августа. Из Волочка через Хотиловский ям (1 сентября) и село Березы шествие двинулось к Валдаю. 4 сентября прошли Крестцы. 6-го - Политавье. В городе Боровичах святыня была перенесена на яхту. 9 сентября - вывезена на озеро Ильмень, в водах которого, без сомнения, во время земной жизни не раз отражался светлый образ Невского. На лодках приблизилось для встречи духовенство Юрьева монастыря. Наконец, святыня в Новгороде! В пристани у Словенской улицы ковчег был изнесен на берег. Астраханский епископ Иоаким с многочисленным духовенством, генерал Волков, воевода Хилков и множество народу встретили святыню, и шествие направилось к соборной церкви Святой Софии, где святыня и была поставлена против северных врат пол шатром. Так Невский-герой снова был среди своих новгородцев, предков которых некогда водил к победам, среди которых голос его гремел на вече, как труба, снова у Святой Софии, где некогда он так горячо молился, прося небесной защиты. Сколько чувств, сколько славных и трогательных воспоминаний теснилось в душах новгородцев при виде дорогой и родной святыни. 10 сентября епископ Иоаким торжественно совершал литургию, во время которой иеромонах Стефан Прибылович произнес слово о великом князе. По совершении литургии и молебного пения ковчег со святыми мощами был перенесен на Волховский мост, откуда духовенство с народом сопровождало святыню до Антониева монастыря. От Хутынского подворья святыню везли водой до Ладоги. Ежедневно от разных мест святыню встречал народ: 11 сентября - от села Высокого, погоста Грузинского и Черницкого, 12-го - от села Солецкого и Помялова, 13-го - от погоста Михайло-Архангельского и Ильинского, от Старой и Новой Ладоги. Из Ладоги шествие снова направилось дальше сухим путем. 17 сентября архимандритом Сергием получен был Высочайший указ. По предварительному соображению святыня должна была уже 25 августа быть в Петербурге. Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день славного Ништадтского мира со шведами, торжественно внести святые мощи в Александро-Невский монастырь.
Для защиты ковчега от пыли и дождя, сооружение покрывалось вощанкой и шатром. Несли его до 130-150 человек.
Наборы носильщиков, починка дороги, мостов, необходимость иногда нести мощи мимо мостов через реки и болотины, дожди, глубокая грязь, то наступавшие холода и заморозки, очень затрудняли движение процессии во время пути и оно замедлялось, как ни торопили из Санкт-Петербурга поспеть к заранее назначенным срокам. Процессия прибыла к 20 сентября в Шлиссельбург. Пришел указ поставить раку с мощами пока здесь в каменной церкви. Архимандрит Сергий и окольничий Собакин отправились в Санкт-Петербург для докладов об исполнении ими поручения. Ковчег был поновлен, поработали над его арматурой; в Александро-Невском монастыре приготовили для раки с мощами подобающее место.
Мощи оставались в Шлиссельбурге до 1724 года.


«Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург». Слева: Пётр Великий; справа: Меншиков, Апраксин, Ягужинский

Встреча святыни в Петербурге была весьма торжественной. Император со свитой прибыл на галере к устью Ижоры. Благоговейно сняв святыню с яхты и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулем. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их - ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими медными пушками. Шествие приближалось к Петербургу. Мысли всех невольно неслись к той отдаленной эпохе, когда на берегах Невы и Ижоры Александр торжествовал свою победу над врагами.
В монастырь Св. мощи были торжественно внесены 30 августа 1724 года, в присутствии и при участии высших властей и самого Императора. Ковчег был установлен в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская лавра).
Сопровождавший мощи архимандрит Сергий вел поденную запись или «Юрнал», представленный им Св. Синоду. В нем автор последовательно изложил событие, начиная с 14 июля до 1 октября 1723 года. «Юрнал» сохраняется в Синодальном Архиве, в деле о перенесении мощей, и издан в «Описании документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Правительствующего Синода» (Спб. 1878 г., т. III, приложение XXXV, стр. СХХХI-СХII). Определения и распоряжения Св. Синода, относящиеся к этому делу, напечатаны в «Полном Собрании постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания Российской Империи» (т. III, №№ 1065 1072, П35, т. IV, №№ 1326, 1347, 1390, 1453) и излагались, с извлечениями, в «Описании Синодального Архива» (III, № 331, X, 325). Этими и подобными данными обычно пользовались в литературе о перенесении мощей.
Окольничий Михаил Васильевич Собакин, по-видимому, не вел журнала, зато с остановок на пути он посылал своему высшему начальству донесения. Всех донесений 12, от 26 июля по 21 сентября 1723 г. Сравнительно с Сергиевым «Юрналом» они содержат в себе разные дополнительные частности, имеющие немаловажное значение, особенно интересные для населения местностей, через которые проходила процессия. Озабоченный усиленными стараниями постоянно оправдываться перед Сенатом за медленность и пропуски сроков в исполнении поручения, автор неукоснительно сообщает о независящих от него препятствиях, начиная с запаздывания в сооружении ковчега теми, на которых оно было возложено, и продолжая всякими неисправностями в пути. В его донесениях слышатся отголоски той скрытой борьбы, которая шла в это время и остро чувствовалась в отношениях Сената и Синода. Вопрос о том, подчинен ли Синод Сенату, или он представлял собой вполне равноправное учреждение, ставился в каждом отдельном случае, и трения на верхах отражались на совместной деятельности отдельных представителей светской и духовной власти.
В бытность в монастыре, во время перенесения мощей, Император указал, а Св. Синод повелел потом службу Святому составить полную и память его праздновать не 23 ноября, как было ранее, т. е. в день принесения тела усопшего князя во Владимир, а 30 числа августа — «в он же и пренесение сотворися мощей его, и свейская брань желаемым окончилась (Ништадтским) миром».
Составление новой службы Синод поручил обер-иеромонаху флота, советнику Синода, архимандриту Гавриилу (Бужинскому). Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен быть «сочинить из находившагося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей со шведами, и окончившийся миром войны, краткую историю о перенесении его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию напечатать и разослать по все государство».
Св. Синод определил (15 июня 1724) «отныне того Святого в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот Святого образ во одеждах великокняжеских». Св. Великий Князь Александр Невский делался как бы патроном, покровителем столицы, основанной на берегах той реки, на которой некогда он одержал над тем же внешним врагом славную победу, а неподалеку, на Чудском озере, он одержал победу над внешним врагом, корни которого в средней Европе.
В 1726 г. была издана особая служба празднования дня 30 августа.
Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых «было усмотрено поношение высокой чести памяти царевича Алексея Петровича» († 1717).
Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 г. было велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему... и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее (за 23 ноября)». Службу по перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, постиг удел рукописной традиции. Это сохранялось до тех пор, пока они не были внесены в книгу «Жития русских святых» в 60-е гг. XVIII века. В дальнейшем, когда утихли внутридворцовые страсти начала XVIII века, служба заняла свое место во всех синодальных минеях. Тогда же был составлен и акафист святому благоверному князю Александру, в иноцех Алексию.

По особому предложению государыни Елизаветы Петровны в 1748 г. был установлен крестный ход по Невскому проспекту от Казанского собора до Александро-Невской лавры.
К 30 августа дочь Петра Великого императрица Елизавета Петровна посвятила святому покровителю столицы первое серебро, добытое на Колыванских рудниках, повелев устроить из него новую великолепную раку, длиной 3 аршина 7 вершков, шириной 1 аршин 7 вершков. На изготовление раки ушло 90 пудов чистого серебра. Работы по изготовлению новой дорогой гробницы святого князя Александра Невского были начаты по распоряжению Елизаветы Петровны еще в 1746 г. Сам саркофаг был изготовлен к 30 августа 1750 г. - ко дню празднования мощей святого князя. Затем в течение нескольких лет продолжались работы по сооружению огромной пятиярусной пирамиды и украшению саркофага. Полностью они были завершены к 30 августа 1753 г. По единодушному мнению историков и искусствоведов, серебряная рака Александра Невского является уникальным, «единственным в своем роде» произведением русского ювелирного искусства.
Рака изготовлена мастерами Петербургского монетного двора. По сторонам гробницы расположены тематические рельефы, изображение деяний и событий жизни святого. На переднем плане - прибытие его в Городецкий Федоровский монастырь, где скончался великий князь. На трех других барельефах - битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва при Неве в устье Ижоры. Внизу изображено преставление и погребение святого. На противоположной стороне раки, в кругу вырезаны слова эпитафии (стихи М. В. Ломоносова):
На боковой стороне стенки саркофага:
<Святый и храбрый Князь здесь телом почивает,
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешествовал,
Являя дшерь его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.
Лета Господня 1750. 30 августа в Санкт-Петербурге.

Рака украшена разнообразными изваяниями. На верхней доске находится изображение святого князя по атласу. Гробницу осеняет серебряный балдахин, увенчанный великокняжеской короной, наверху которого - подушка с царскими регалиями. Впереди раки в нише серебряная пирамида. Позади раки в углублении стоит серебряная пирамида с чеканным изображением святого Александра Невского со знаменем в руке и его супруги с крестом в руке, по сторонам которой - трофеи святого князя и старинное оружие. На двух щитах, находящихся по сторонам пирамиды, вырезана надпись, составленная М.В. Ломоносовым. На правом щите 3-го яруса (северном щите) на свитках, поддерживаемых двумя ангелами:
Богу
Всемогущему
и его угоднику
Благоверному
и Великому
Князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику,
Презревшему прешение мучителя,
тварь боготворить повелевшаго,
укротившему варварство
на востоке,
низложившему зависть на
западе,
по земном княжении в вечное
царство переселенному в лето
1263,
Усердием
Петра Великого,
на место древних и новых
побед перенесенному
1724 года,

На левом (южном щите):
<Державнейшая
Елисавета,
отеческаго ко святым почитания
подражательница,
К нему
Благочестием
усердствуя,
Сию
мужества и святости его делами
украшенную раку из первообретеннаго при Ея
благословенной державе
сребра
сооружить благоволила
в лето 1750.

Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 г., располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмицкого жемчуга.


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы в Александро-Невской Лавре. Фото начала ХХ века.

Рака святого Александра Невского. Акварель А.Д. Лосева. 1859 г. Находится в Эрмитаже.

Кочетова О. А. «Вид раки с мощами Св. Александра Невского». Литография, 1890 год

При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.
Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 г. императрицей Екатериной II. А в 1806 г. император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.
В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

Далее » » » Мощи Александра Невского

Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.02.2019)
Просмотров: 741 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru