Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
15:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мощи Александра Невского

Мощи Александра Невского

Начало »»» Смерть Александра Невского
Великий Князь Владимирский, Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшийся схимником под именем Алексия, 14 ноября 1263 года, в Городецкой Феодоровской обители.
Митрополит Кирилл III возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир.
«Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальской!
Был же крик и плач и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась» (Житие Александра Невского о его смерти).
23 ноября 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский. Древние списки «Жития Александра Невского» сообщают об этом немного: «Положено же бысть тело его в Рожестве святыя Богородицы, в архимандритьи велицей... Егда убо положено бысть святое тело его в раку...».
Отпевание над умершим ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда Митрополит Кирилл (Киевский) стал влагать в руки усопшего прощальную грамоту,— благоверный Князь, как-бы, живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя.
Рукопись из Владимирского архиерейского дома говорит: «Тело святаго... предавше земле честно погребоша, в честнем храме Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рожество, во общем монастыри».
До середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой».


«Здесь, в Богородице-Рождественском Кремлевском мужском монастыре, в ноябре 1263 года был погребен Александр Ярославин Невский».
Мемориальная доска из белого камня установлена на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского мужского монастыря взамен прежней мраморной доски, установленной в декабре 1953 г. согласно решению исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся № 472 от 25.04.1952 г.

Мемориальная доска в честь Александра Невского на фасаде Христорождественского храма Богородице-Рождественского монастыря.

«БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1191 г. Здесь был погребен святой благоверный великий князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

В Лаврентьевской летописи за 1377 г. Александр Невский впервые был назван святым.
С 1381 года мощи находились «на вскрытии». В 1381 г., мощи св. Князя обретены нетленными, по следующему обстоятельству: «В то самое время, как Московский Вел. Князь Димитрий Иоаннович, соединясь с прочими князьями, выступил против ополчений Мамаевых на Куликово поле: однажды среди полночи зажглись сами собой свечи в церкви, где был погребен князь Александр, и два некие святолепные старцы, вышедшие из алтаря, подошли к его гробу и сказали: «Александре! Встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемаго иноплеменниками». Александр встал и скрылся вместе с двумя старцами. Вследствие такового явления, виденного священнослужителями этой обители, нетленные мощи св. Александра Невского, дотоле находившиеся под спудом, вынуты и положены в раке на вскрытии».
В рукописи описано «обретение мощей»: «Архиерей великий... самодержца великого раскопавше место, идеше много целебный всесвятыя мощи святаго положены быта, обретоша их нетленны и целы от мног лет... положишь в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде». В тексте еще раз упомянута «рака», где мощи почивали «на вскрытии», т. е. открытые, поверх земли, над полом храма.
Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожара 23 мая 1491 г. Были даже опалены мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. О пожаре говорится в рукописном житии св. Александра Невского (оно хранилось в библиотеке Архиерейского Дома) следующее: «В церковь же ту т. е. Рождественскую собрашася (во время пожара) множество иноков и мирских людей со множеством имения, и абие внутрь церкви тоя все выгоре», «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что «Чудотворныя же мощи, на них же аще и бысть видение нечто огненного знамения, но обаче Богом сохранены быша, яко и пелена на гробе обретеся невредима от того огня».
В списках летописей XVII века повествование о сохранение мощей помещено в Лицевом летописном своде, созданного приблизительно в 60—70-х годах XVI века. В Лицевом летописном своде сказано, что мощи, хотя немного и пострадали от пожара, но как и пелена на гробе, были сохранены Богом.
В 1547 году на церковном соборе князь был причислен к лику святых.
В 1552 г. Иван Грозный останавливался во Владимире. В Лицевом летописном своде помещён рассказ, которой ведётся от первого лица, о чудесном исцелении руки сиггела Благовещенского собора Афанасия. Последний был во Владимире в свите царя Ивана Грозного во время Казанского похода, молился у гроба Александра, вложил руку в скважину, находящуюся в гробу, и получил исцеление. Этот рассказ повторяется в Степенной книге редакции XVIII века с добавлением небесного видения — князь Александр на коне поднимался вверх.
Во Владимире в 1607 году был построен первый на Руси храм посвященный Невскому – надвратный храм во имя кн. Александра Невского в Богородице-Рождественском монастыре.


Святой Александр Невский. Пелена. 1613 год. Находилась над гробницей Александра Невского во Владимирском Рождественском монастыре. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Святой благоверный князь Александр Невский в схиме Алексий. Крышка от гробницы. XVII век. Государственный Эрмитаж

После одного из пожаров мощи в очередной раз собрали, сложили в раку, а к остаткам монашеского облачения прикрепили записку, где сообщалось: «189 года мая в 20 день собраны сия мощи благовернаго князя Александра после церковнаго горения, тогда бо погореша вси иконы» (7189 год от сотворения мира – это 1681 год от Р.Х.).


Записка XVII века. Фото: Ленинградский государственный архив в г. Выборге

Из Вкладной книги 1681 года видно, что мощи св. Благоверного Великого Князя Александра Невского находились в церкви за правым столпом возле стены и в темном месте. Старанием ризничего Дома Святейшего Патриарха Адриана, иеродиакона Боголепа (впоследствии Настоятеля и Архимандрита Рождественского монастыря) устроена была новая серебро-вызолоченная рака. «Ризничий дому его иродиакон Боголеп для мощей Св. Благовернаго В. К. Александра Невскаго устроил сребропозлащенную раку; на устроение ея иродиакон Боголеп употребил собственных своих келейных денег 706 рублей 28 алтын и две деньги, да сверх того Патриархом дано на позлащение ея 50 червонных и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотых. В новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В.К. Александра Невскаго переложены Преосв. Иларионом Митрополитом Суздальским и Леонтием Епископом Тамбовским и поставлены с прежняго темнаго места но новом, близ южных дверей, на возвышении с тремя ступенями, 1 июня 1697 года» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ).
В 1683 году в монастыре произошел сильный пожар. Из Вкладной книги видно, что в 1683 году Архимандрит Викентий «построил в дому Пречистыя Богородицы, в соборной церкви после пожара, местные святые образа все, да верхние деисусы, четыре пояса святых икон больших».
В 1695 году в Москве была изготовлена деревянная рака для мощей в серебряном вызолоченном окладе изящной работы. В 1697 году, как известно из Вкладной книги, мощи были переложены в «новопостроенную сребропозлащенную раку... на новоуготованном месте светлом, близ южных дверей, на третьем степени... и перенесены преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским, и епископом Леонтием Тонбовским... идеже ныне всеми приходящими в церковь святую зримы... оная же святая рака поделася серебрениками Никифором Макарьевым сыном Пшеничным с товарищи». Новая рака с мощами Александра Невского была поставлена не просто на третьей ступени у южных дверей, как сказано во Вкладной книге. По мнению краеведа XIX в. К.Н. Тихонравова, «в церкви были южные двери, и них устроен был катафалк о трех ступенях, и на этом катафалке поставлены были мощи. Чтобы придать этому месту более света, южная снизу дверь вероятно заложена была до пола, а в другую верхнюю ее половину вставлено было окно».
Артлебен и Корицкий считали, что: «Мощи св. князя Александра Невского в 1697 г. поставлены были в расширенной в большую арку южной двери, так что молящимся возможен был доступ к ним из церкви и из придела... Против же арки, в которой стояли мощи, было сделано широкое окно с целью, вероятно, не делать наружный вход придела прямо против мощей».
Рака явилась прекрасным образцом пышного стиля московского барокко с ликом святого наверху, четырьмя кругами с текстом краткого жития святого по сторонам; раку покрывала большая плащаница с вышитым ликом святого Александра. На ней было написано неизвестным автором:
««В сей сребропозлащенной раке положенныя Святыя мощи Благоверного и Христолюбиваго Великаго Князя Александра Ярославича, во иноцек Преподобнаго Алексия Невскаго и Владимирскаго и всея России Чудотворца, внука бывша Всеволоду, правнука Георгию Долгорукому, праправнука Владимиру Мономаху, иже был правнук Великому Князю Владимиру Святославичу, во Святым Крещением от негоже осмь степень Великих Князей Александр. - Это по верху раки по краям.
В кругах по сторонам - в первом: Сей Благоверный Святый Великий Князь Александр рожден бысть от Благовернаго и Великого князя Ярослава Всеволодовича Владимирского и от Святыя Великая Княгини Феодосии, имиже и воспитан во благочестивом наказании и Божественному писанию научении из младенчества своего красотою лица и величеством тела и премудростию разума и благочестием жития растя и православною верою яко солнце сияще и тем родителей своя увеселяше: ибо Пресвятую Троицу во едином Божестве Отца и Сына и Святаго Духа, и Пресвятую Богородицу Приснодеву Марию и вои небесных сил.
(- в другом): и вся святыя усердно любляше и заповеди Божественныя крепко храняше, архиереи же, иереи и священический чин почитая, нищия милуя, сирот питаше, вдовиц заступаше и обидимых избавляше и по Апостолу всем всяк бывая да всяк купно же и себе самаго Богу приобрящет, егда же доспеет совершеннаго возраста, тогда волею благочестивых родителей своих и законному браку сочетася со Благоверною Княжною Вассою Полоцкою, от нея же и чада себе рождаше и во страсе Божии питаше, сице же ему благочестно жительствующу в великом Нове граде и от Бога и родителей своих порученную власть добре правящу прославляше его Бог до коней вселенныя и помощию Божиею и Пресвятыя Богородицы многия победы показа над немцы, приходившими с похвалами и со многочисленными воинствы на реку Неву и на великий Новград и Псков и во иных различным местах якоже о том повествует пространее степенная книга.
(- в третьем): И оттоле не токмо себе, но и имя свое страшно и грозно немцом сотвори имже жены их чал своих яко громом устрашаху молчат и боятся повелеваху глаголюше: Александр идет; о немже слышав и безбожный мучитель царь Батый призва его к себе и видев красоту лица его и возраста величество храбрость мужества словесь же премудрость и гласа силы, зело удивился и пред всеми похвалив честь велию воздаде ему и посла его во Орду к кановичем. Святый же Александр прииде из Орды во град Владимир и многия от Батыя раззоренныя церкви воздвиже и христиан распуженных собра и отъиде к Беркаю в Орду, и быв тамо месяц шесть в болезнь великую впаде, царь же отпусти его, он же дошел Городца изнеможе.
(- в четвертом): И пострижеся в монашество и во схиму с великою любовию и наречен бысть Алексий, причастився же Таин Христовых и воздев руце предаде святую свою душу Господеви в лето шесть тысящ семьсот семьдесят перваго году Ноемвриа в четвертый надесят день, тело же его святое принесено во град Владимир тогожде месяца в двадесять третий день над нимже преосвяшенный Кирилл митрополит надгробное пение отпев нача святому в руце влагати прошальную грамоту, святый же пред теми сам яко жив руку свою разгнув прия грамоту от митрополита и паки ю согнув и о сем чудеси вси предстоящий удивишася и прославиша Бога, и положено святое его тело зде в велицей Архимандритии и в монастыре и во храме Пресвятыя Богородицы на сем месте многая чудеса тоцаши от тогда и до ныне с верою приходящим. Аминь.
(- в пятом, при возглавии): В дни благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержцев по благословению великого господина Святейшаго Кир Адриана архиепископа Московского и всеа России и всех северных стран патриарха устроена сия сребропозлащенная рака в честь и хранение целбоносных нетленных мощей святаго благовернаго великаго князя Александра в монасех Алексия Невского и Владимирского и Всероссийского чудотворца, иже почивает блаженно во граде Владимире в пречестной и великой обители Пресвятыя Девы Богородицы Марии в монастыре Рождественском при архимандрите тоа Лавры господине Иосифе Шернове. Потщася радетельно в соделовании строения сего Святейшаго патриарха ризохранитель монах иеродиакон Боголеп, мироздания семь тысяч двести третьяго лета (1695)».
В начале XVIII в. (ок. 1711), храм Александра Невского был переведен со Святых врат в южную пристройку Рождественского собора — «палатку», и «на место южной двери (собора) пробита была в капитальной стене арка и в ней поставлена гробница святого Александра Невского».
В 1717 г. в монастыре был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел.
В феврале 1722 года мощи Невского были освидетельствованы архиепископом Феодосием и архимандритом Рождественского монастыря Сергием.
14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По указу Императора Петра I, в августе 1723 года, Святые мощи были перенесены из Владимирского Рождественского монастыря в С. Петербургский Александровский.
См. Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

Мощи простояли нетронутыми до 1917 года, когда Петроград оказался под угрозой нападения немцев во время Первой мировой войны. Представители духовенства произвели тайное вскрытие гробницы для освидетельствования мощей на случай эвакуации. Согласно описанию, там находились посторонние предметы - восковая голова и «чучело» князя, изготовленное из ваты. Лежали и фрагменты мощей, частично помещенные прямо в «муляж», частично хранившиеся отдельно, зашитые в шелковые мешки. Там же лежала бумага, в которой указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения». Представители Священного Синода приняли решение убрать все постороннее, составили акт с описью и вложили его в раку вместе с останками, обрывками одежды и запиской XVII века.


Записка XVII века. Фото: Ленинградский государственный архив в г. Выборге

Существует мнение, что был еще один пожар, который случился в 1723 году (что маловероятно из-за наличия среди мощей не поврежденной записки XVII века). Тогда во время транспортировки мощей из Владимира в Петербург их оставили зимовать в Шлиссельбурге в специальном деревянном павильоне, который весь выгорел дотла. Член лаврской ревизионной комиссии, принимавшей участие во вскрытии мощей в 1917 году, известный общественный деятель Сергей Каблуков пришел к выводу, что куклу делали с ведома самого Петра.

В покое прах великого князя пребывал до 1922 года.
Вначале Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Однако в мае 1922 года постановление о вскрытии раки было принято.


Демонтаж серебряной пирамиды (изголовья раки) в 1922 году, фотограф Карл Булла

Вывоз из Александро-Невской лавры изъятых церковных ценностей в 1922 году позволяет увидеть малую раку

Вскрытие мощей Александра Невского, май 1922 года.

12 мая 1922 года в 12 часов дня власти вскрыли раку. Были назначены «ответственные за мероприятие» — товарищи Н.П. Комаров и И.Н. Кондратьев. «Согласно предписанию райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре», — написано в одном из направлений от Петроградского райкома для одиннадцати слесарей-железнодорожников и одного ювелира.
Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»).
Много времени занял процесс снятия покровов, в которые были окутаны святые мощи. На дне ковчега оказалось лиловое атласное сукно, подушка из оранжевого атласа и небольшая шкатулка из светлого дерева. В шкатулке под застекленной рамой и фрагментами истлевшей ткани эксгуматоры нашли лишь несколько потемневших от времени костей. Эксперты выяснили, что здесь лежали две неполные берцовые кости, одно ребро, а также остатки от височных костей и ключиц. Всего было найдено 12 небольших костей разного цвета, по мнению экспертов, предположительно принадлежащих разным людям.
Вот как об этом рассказывает документальное повествование:
"По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.
– Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету.
– Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове…
Настоятель поднимает крышку гроба.
Что же в нем?
Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.
Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все "мощи"…»
"Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован".

Мощи сначала оставались в Лавре, а потом попали в Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор).
19 мая 1922 года мемориальный комплекс гробницы св. Александра Невского был передан в Эрмитаж. Рака была выставлена в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров.
Телеграмма Калинину: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры — памятников мирового художественного значения» (директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычёв и известный художник Александр Бенуа).
Телеграмма из Москвы 12 мая. Губкому послана пред. ВЦИК Калининым телеграмма: «Предлагаю уничтожение иконостаса Казанского собора Александро-Невской Лавры приостановить временно вплоть до окончательного решения вопроса в центре».
В последующие годы большевики склонялись к тому, чтобы переплавить огромное серебряное изделие и продать, как это случилось со многими экспонатами музея.
«В архиве Государственного Эрмитажа хранятся документы, свидетельствующие о героической борьбе сотрудников музея за сохранение раки. Учитывая обстановку тех лет, легко представить, чем могла закончиться для них эта борьба. В 1930 г. над ракой снова нависла угроза уничтожения, осложнённая борьбой правительства с церковью».
«Государственный Эрмитаж. Народный комиссариат просвещения на основании секретного отношения финансов СССР доводит до вашего сведения, что с её стороны нет возражения к передаче в распоряжение народного комитета финансов раки из Александро-Невской Лавры, большие и малые подсвечники и т. д., а также икон, разные вещи, не имеющие музейной ценности. При условии, что с наиболее ценных интересных предметов (в том или ином отношении предметов) для Эрмитажа должно быть снято в некоторых случаях слепки и фотографии. Выполнение срочно и не требующее отлагательств. Об исполнении донести. Заместитель заведующего „Главнауки“ Вольтер»".
«Экономисты в Смольном явно не учитывали даже своих финансовых интересов. Они явно не понимали, что уникальное произведение ювелирного искусства, каким является рака, на мировом рынке стоило бы гораздо больше, чем металл в слитках, полученный в результате её переплавки. Сохранился документ — протест бывшего директора Эрмитажа С.Н. Тройницкого о недопустимости её варварского разрушения и передачи фрагментов в металлолом для переплавки. Это письмо датировано 20 сентября 1930 г. На письме имеется резолюция какого-то важного областного начальника по фамилии Сааков, в которой говорится, что раку следует оставить в Государственном Эрмитаже, и предписывалось её тщательно сохранять».
В годы Второй мировой войны рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована с эшелоном музейных ценностей в Свердловск в 10 ящиках, для секретности пронумерованных вразнобой. Она возвратилась в Ленинград в 1949 году, была отреставрирована и поступила в Отдел истории русской культуры. Экспонируется в концертном зале Эрмитажа.
Мощи из раки возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27—29 сентября) и далее — в Ригу (29 сентября — 3 октября), Псков (3—5 октября), Великий Новгород (5—7 октября), Ярославль (7—10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Первая каменная гробница

В «Описании древних гробниц г. Владимира» начала XVII в. в Рождественском соборе, кроме мощей св. Александра Невского, указаны «в стене 3 гробницы, а памятухов им нет». Археологические исследования 1995-1999 гг. на месте Рождественского собора и его галерей обнаружили целый некрополь с десятками белокаменных гробниц и надгробных плит. В единственном месте - юго-западном углу собора - археологи зафиксировали три лежащие подряд захоронения ХII-ХIII вв.: два саркофага и плиту (над деревянной домовиной). Возможно, это и есть те самые три гробницы, которые стояли «в стене»; здесь же мог находиться и гроб князя. Возможно, после 1697 г. они были спущены под землю вместе с его опустевшим гробом. Эти три гробницы и нашли через 300 лет археологи (кстати, одну из них, похоже, не вскрывали). Из этого же места происходит ещё одна, четвёртая гробница.
Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне-июле 1930 г. При ломке собора, как следует из переписки музея с Главнаукой, под фундаментами были найдены и сфотографированы четыре белокаменные гробницы.
Есть в музейных фондах снимок с изображением гробницы из Рождественского собора - с останками человека. Хранится в музее и некая белокаменная гробница, о которой никакой документации на момент её поступления составлено не было. Именно в ней можно заподозрить гробницу из Рождественского собора - по характерной трещине, рассекающей её на две неравные части и вроде бы заметную на фотографии. При этом всё же остаётся неизвестным, была ли на самом деле вынутая гробница пуста или в ней, как на фото, лежал скелет.


Гробница из Рождественского собора в старой Исторической экспозиции г. Владимира
Длина её ложа всего 166 см, то есть при жизни рост погребённого не превышал 156 см. Это рост женщины, подростка или миниатюрного старца-монаха.
Мог ли прославленный князь-полководец быть человеком столь ничтожного роста? В Житии, автор которого называет себя «домочадцем» и «самовидцем возраста» великого князя, неоднократно упоминается «дивный възраст (рост)» князя. Текст Жития близок Лаврентьевской летописи: «слыша от отец своих и самовидецъ есмъ възрасту его <...> взрастъ его паче инех человекъ и глас его якы труба в народе». В Степенной книге о росте князя сказано еще отчётливей: «Бе же възрастом велик зело». Таким образом, князь-полководец богатырского роста никак не мог поместиться в эту гробницу.

В «Путеводителе по историческому музею» 1956 г. написано: «У стенда на подставке - белокаменная гробница Александра Ярославича Невского, в которой он был погребён на территории Рождественского монастыря во Владимире». Те, кто в ХХ веке бывал в Красном здании музея, помнят её на первом этаже, в большом зале.
В 1993 г. по случаю 270-летия перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург и 730-летия памяти святого гробницу попросила Владимирская епархия, которой уже был возвращён Рождественский монастырь. В храме Рождества Христова (корпусе, выходящем на главную улицу) возобновилось богослужение; там гробницу и поставили как священную реликвию.
В 2007 г. музейный саркофаг из Христорождественской церкви перенесли под вновь построенную в монастыре колокольню, а в сентябре того же года он неожиданно оказался на объекте у реставраторов - в здании бывшей городской Думы, поскольку через реставраторов епархия решила вернуть экспонат музею. Затем гробницу переправили в музейное хранилище.


Раскоп фундаментов Рождественского собора.

В 1997 г. в контуре наружной стены южной галереи археологи раскопали пустую гробницу - не совсем целую, а как бы сконструированную из фрагментов и положенную в нише точно по её размеру, и предположили в ней первоначальный гроб Александра Невского. По мнению авторов раскопа, такое размещение остатков ветхого гроба означало почитание его как вторичной реликвии, и по этой же причине, как они думают, в галерее был устроен придел в честь святого. Однако ни в самом храме, ни в галереях в это время не было Александро-Невского придела.
Заслуживает внимания тот факт, что гробница была обнаружена 30 августа - в день празднования перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург.
На месте раскопа теперь стоит новый храм.


Собор Рождества Богородицы. 1995-2004 гг.

Место захоронения

Рака с частицей мощей во Владимире

Из описей собора за 1805 год: «За южною дверью по правую сторону, где находились мощи св. бл. князя Александра Невского, на том месте поставлена железная крашеная решетка, в коей вложены пяльцы, обтянутые холстом и расписанные красками на вид парчи, на оный положен образ Александра Невского, писанный по зеленому разными красками... Перед оным на стене в киоте деревянном позолоченном образ Знамения Пресвятой Богородицы». Следующая опись относится к 1815 году (с более поздними добавлениями): «За южной дверью в правой стороне, где прежде находились мощи... на том месте поставлена на вид гроба железная крашеная решетка, в коей деревянная рама, обтянутая холстом и расписанная красками на вид парчи, на оной положен образ св. Александра Невского, писанный по атласу зеленому, обложен кругом полосатою шелковою материею... Над оным местом зделан балдахин деревянный на 4-х колонках с резными капителями, вазиками и убраны, как карниз, так и прочие принадлежности, резьбою, которая по приличности вызолочена, а гладь прикрыта лазоревою краской». Точно так же описана эта часть храма в 1850 году. Из этих описаний понятно, что на месте раки с мощами поставлена была в качестве надгробия железная решетка «на вид гроба», то есть по форме его.
Однако в описи 1815 года, в описании придела Александра Невского, дважды упоминается и некая гробница: «В правой стороне придел во имя св. бл. князя А. Невского отделен деревянною раскрашенною с резьбой решеткою... Северная дверь (иконостаса). Подле этой двери против гробницы образ св. бл. князей Бориса и Глеба... По левую сторону на столбах близ гробницы на холсте изображено погребение Александра Невского, приемлющего разрешительную молитву от митрополита Кирилла».
«По правую сторону в церкви близ иконостаса находится гробница, где некогда почивали мощи св. Александра Невского, и устроен во имя его придел. В настоящей церкви и в приделе иконостасы новые, сделанные при Ксенофонте, Епископе Владимирском, в начале XIX столетия. Особенно замечательного украшения в иконостасах нет. Стены совне и внутри храма побеленные. Глава и церковь с пристройками, покрыты белым листовым железом. Крест на главе и небольшой шар под ним, вызолочены чрез огонь. У западных дверей этой церкви, снаружи, по правую сторону, вырезаны вглубь на стене, почерком XIII стол., следующие слова: «Начало Рожествена монастыря лета 6699» (Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Сочинение Магистра Иеромонаха Иосафа. 1857.).


Вид церкви Рождества Пресв. Богородицы по возобновлении.

Во вторник, 22 июля 1869 г., в 5 часов утра, звон на колокольне архиерейского дома возвестил об освящении малого придела во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, которое и совершено игуменом Вязниковского Благовещенского монастыря Антонием, бывшим экономом архиерейского дома.
В 10-м часу, начался крестный ход из Успенского кафедрального собора, в сопровождении архимандрита Боголюбова монастыря Даниила, к церкви Рождества Пресвятой Богородицы; тут несены была священниками: из собора издревле чествуемый Владимирскими гражданами образ Нерукотворенного Спаса, Владимирской Божией Матери и св. иконы благоверных великих князей Георгия, Андрея и Глеба; из Успенского княгинина девичьего монастыря древний образ Господа Вседержителя, с изображением коленопреклоненных перед ним св. Александра Невского и мученика Авраамия, св. мощи которого почивают в храме этого монастыря; из Георгиевской церкви древний образ св. Александра Невского.
Крестный ход встречен был высокопреосвященным Антонием в полном облачении, с четырьмя архимандритами (Ректор духовной семинарии Павел, Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиевa монастыря Досифей, бывший инспектор семинарии Аркадий и архимандрит Митрофан.) и избранным духовенством, в преднесении икон Рождества Пресвятой Богородицы, Знамения Божией Матери и св. Александра Невского с частью св. мощей сего угодника.
С 1866 года перед святым ликом Александра Невского, изображенным наверху раки, в память избавления жизни Государя Императора от руки злодея, 4 апреля, установлено преосв. епископом Феофаном петь акафист св. угоднику, каждый понедельник перед вечерней.
«Храм из белого камня такой же формы, как и Дмитриевский собор, только белый и с ярко-вызолоченной (через огонь) главой; внутри просто, замечательна рака от мощей Александра Невского и икона Знамения, бывшая у последнего в его походах» (Субботин А.П., 1877).

«Образ св. Александра Невского в схимническом одеянии искусного старого письма в чеканной серебряной ризе; в венце два зеленых камня. На серебряной пластинке наведена чернью надпись вязью: «преподобный князе великий Александр Невский». Образ этот был в средине складней, на створах коих образа св. князей Бориса и Глеба; прежде хранился в ризнице; ныне помещен в соборной Рождество-Богородицкой церкви у северных алтарных дверей, а створы остались в ризнице.
Образ Александра Невского в княжеском одеянии, в него врезан ковчежец с частью св. мощей его. Образ этот уже позднего письма, после перенесения мощей в Петербург, так как до того времени св. Александр Невский на всех иконах изображался в схиме.
Образ св. Александра Невского шитый по шелковой материй золотом и серебром; лик святого преподобнический. По сторонам лика по полям вышит золотом вязью тропарь в честь св. князя, а внизу также вязью летопись: «лета 7121-го (1613) приложила сию пелену церкви великого князя Александра Ярославича всея Руси царица Парасковия». Царица Парасковия Михайловна из рода Соловых, вторая супруга царевича Ивана Ивановича, второго сына Ивана Грозного, после насильственного развода постриженная в монастыре на Беле озере, а оттуда переведенная в женский монастырь во Владимир; скончалась она уже в 1620 году, в Московском Ивановском монастыре, а погребена в Вознесенском. Шита ли эта пелена во время нахождения царицы во Владимире, или послана сюда позже из Москвы, в память пребывания здесь, предания не сохранилось» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд/Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893.).
В начале XX в. в Рождественской церкви находилась рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке.
В 1921 году «рака с частицей мощей» вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь гор. Владимира, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров).
Фрагмент переписки церковного совета Троицкой церкви с Владимирским епархиальным управлением (обновленческим) 1924 года: «вслед за ликвидацией Рождественского монастыря епископ Афанасий с иеромонахом Германом были приглашены в Троицкую церковь для служения... С собою вместе епископ Афанасий и переправил некоторое имущество Рождественского монастыря...», далее упоминается «рака св. мощей св. бл. князя А. Невского».
«Рака с частицей мощей» 2 октября 1923 года была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923 года до апреля 1927 года обновленцам. В письме 1924 года говорится: «При приеме имущества некоторые предметы, как то: рака с частицей мощей А. Невского...»


Рака с частицей мощей (мизинец) св. Благоверного князя Александра Невского в Успенском соборе

В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в Успенском соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.

Частичка мощей Александра Невского находится в Храме Александра Невского в Софии, Болгария. Мощи были переданы указом патриарха Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской православной церкви в Москве. 21 декабря 2011 года образ с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского были переданы Александро-Невскому храму уральского села Шурала.

Источник:
Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Соколов. – Н. Новгород, 2008. – 360 с.: ил.

Далее » » » Почитание Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в России и за рубежом
Чудеса святого князя Александра Невского
Иконография святого благоверного великого князя Александра
Князь Александр Невский

Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.05.2021)
Просмотров: 996 | Теги: невский, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru