Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
04:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Чудеса святого князя Александра Невского

Чудеса святого князя Александра Невского

«Не оставил и после преставления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых. Отсели начинается ряд его посмертных подвигов, столь же светлых, как и во дни временной жизни, - говорит о чудесах святого Александра благочестивый описатель его жития, - то достойно внимания, что сей благоверный поборник земли русской, всю жизнь подвизавшийся для ее спасения, действовал в том же духе из пределами гроба, проявляя небесный покров свой в самые тяжкие годины испытания» (Жизнь святых Русской церкви. Ноябрь). Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий.
Прошло около ста лет после блаженной кончины Александра, и его надежды на лучшее будущее своего Отечества блистательно оправдались: идя по пути, указанному великим предком, московские князья, при помощи самих татар, успешно действовали, собирая и объединяя силы Русской земли. Вместе с тем, по мере возвышения Москвы Орда ослабевала вследствие непорядков, грозные признаки которых обозначались уже во времена Александровы: в Орде сразу являлось по нескольку ханов, споривших за престол и свергавших один другого. Сыновья убивали отцов, братья - братьев-соперников, и ханы беспрестанно сменялись: во второй половине XIV столетия было десятилетие, в которое сменилось 15 ханов. Казалось, наставала для Руси великая пора освобождения от ига, когда наши князья должны были перестать ездить в Орду, возить дань и получать ярлыки.
Праправнук святого Александра великий князь Дмитрий Иоаннович стал собирать ополчение, и скоро вся Русь пришла в движение, ратники отовсюду стекались к Москве. Все ожило, встрепенулось, как будто проснувшись от долгого сна. Сергий, будущий чудотворец Радонежский, и братия его возносили теплые молитвы к Богу и благословляли князя и воинство на великий подвиг освобождения. Как живой, воскресал в это время в памяти народной образ великого заступника земли Русской - святого Александра Невского. Он, как некогда против шведов, восстал теперь и явился в числе полков русских!
Во Владимире, в обители Рождества Пресвятой Богородицы, в тиши ночного уединения, близ гроба Александрова, с 7 на 8 сентября 1380 г. благочестивый отшельник повергается с пламенною молитвой к Богу и просит заступничества святого благоверного князя в тяжкой борьбе с притеснителями Отечества175. Молитва его услышана; внезапно возжигаются сами собой свечи у гробницы святого князя. Из алтаря появляются два старца, озаренные небесным сиянием, и тихо приближаются к гробнице. Инок явственно слышит, как среди ночной тишины раздается голос старцев: «Восстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему князю Димитрию, одолеваемому сушу от иноплеменник!» И, как живой, пред изумленными взорами инока восстал из гроба Александр. Затем все трое стали невидимы. «Подобало светлому витязю, столько пострадавшему в Орде, явиться на поле ратном в тот день, когда спасенный его смирением народ впервые подымал оружие против неверных».
Дивное видение происходило как раз в ту достопамятную ночь, когда Димитрий Иоаннович готовился на утро в бой с полчищами Мамая, сбиравшегося разрушить храмы на Руси, искоренить христианство. Смиренный инок хотел было умолчать о видении, но, узнав точно о времени битвы и ее благополучном исходе, побоялся утаить столь явное знамение небесного покровительства и обо всем рассказал митрополиту. Святитель с Освященным собором немедленно отправился во Владимир. С молитвою приступили к могиле Александра и раскопали ее. Она была под церковным полом. Мощи его лежали в каменной раке с геометрическим орнаментом по краям. Тело блаженного князя после 117 лет, истекших со времени его погребения, оказалось нетленным. С чувством глубокого умиления и благоговения пред судьбами Всевышнего, прославлявшего угодников, митрополит положил тело святого в раку. Последовавшие затем знамения прославили угодника: близ святых его мощей слепые получали зрение, и ноги хромых укреплялись, расслабленным возвращались силы. Было установлено местное почитание и составлена первая церковная служба.
Прошло еще сто лет. Монгольское иго ослабло и, наконец, отпало, как отжившая скорлупа. Сама Орда развалилась на части, а судьбами объединенной Руси распоряжался могущественный самодержец, великий князь Иоанн III Васильевич. Последним годом тяготившего более двух столетий ига признается 1480 г. Более чем когда-либо надлежало вспомнить и всенародно прославить того, кто некогда поддержал жизнь умиравшего государства и обеспечил его будущую независимость. Не только местное, - всероссийское почитание приличествовало тому, кто больше всех потрудился «за землю русскую... и за все великое княжение живот свой отдавая...» В 1491 г., во Владимире, мая 23, в понедельник, над храмом, где почивали святые мощи, «бысть ужасно видите, и страшно явление, и грозно знамение гнева Божия, им же наказуя нас Бог и от грех на покаяние приводя... Над каменною церковью Рождества Пречистыя Богородица славныя обители честнаго архимандритства, прямо чюдесных мощей блаженнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго, во иночех же Алексия, от самого верха церкви тоя видевша необычно видение, яко облак легки протязашеся или яко дым тонок извивался, белостию же иней чист, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда в тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженнаго великаго князя Александра на кони». Святый князь явно для всех как бы удалялся на небо. «Люди же видевше сие великим страхом и ужасом одержими бяху и начата по всему граду звонити».
В полдень произошел страшный пожар, испепеливший весь город с посадами. Народ, не находя нигде спасения, устремился к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Но и самый храм не уцелел: пламя охватило его и, проникши внутрь храма, истребило все. «Чудотворныя же мощи святаго и праведнаго великаго князя Александра Ярославича, на них же аще и бысть видети ничто огненаго знамения, но обаче Богом тако сохранени быша, яко и пелена, иже бяше во гробе его, обретеся неврежена». Дивное и страшное событие во Владимире должно было обратить на себя внимание всей Русской земли, тем более, что при гробе святого князя продолжали совершаться разнообразные исцеления, привлекавшие многочисленных поклонников. Наконец, воля Божия о всенародном прославлении угодника открылась с ясностью, не допускавшей более никаких колебаний.
Прошло еще полвека после страшного владимирского пожара, и вот в 1541 г. в пяток после вечерни (с такой точностью обозначено время события!) сама собою возгорелась свеча у гроба святого князя, как бы в ознаменование того, что светильник не следует более оставлять под спудом, по слову Писания, но надлежит поставить на свешнике, да светит всему миру. Экклесиарх (певец), видевший чудо, в простоте души погасил свечу, но рассказал немедленно о знамении архимандриту Евфросину. Архимандрит поспешил во храм и нашел свечу еще теплой. Столь явные знамения воли Божией не прошли бесследно: митрополит Макарий на Московском соборе 1547 г. предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России.
Царствование Грозного-царя составляет знаменательную эпоху в истории вековой борьбы русского народа с азиатскими народами: с этого времени начинается их присоединение к России, начинается великая миссия русского народа: внести в мир варварства, невежества и застоя не месть за прошлые обиды, не разорение, а блага христианской цивилизации и гражданского благоустройства. Пред оружием христианского государя первыми пали ханства Казанское и Астраханское. Отправляясь в поход против Казани, Иоанн IV на пути остановился во Владимире, где провел неделю, и у гроба святого Александра Невского испрашивал небесной помощи против татар. В Летописце Владимирского собора напечатан список, где по указу Иоанна Грозного стали служить панихиду владимирским князьям, согласно их дня памяти, с целью молитвенного заступничества ими перед Богом.
«По великом князе Александре Невском панихидам впредь не быть (святым панихиды не служат). А на память его архимандриту, и попам, и дьяконам, и протопопу Пречистенскому с братией, и игуменами, и попами, и дьяконам соборным и ружным, всем 84-м человекам, петь вечерню, да всенощную, да обедню служить соборно ноября в 23-й день.
Да архимандриту же, и протопопу, и протодьякону, и попам, и дьяконам, и игуменам, всем 84-м человекам, петь панихиды и заупокойные обедни служить соборно же: По великом князе Ярославе Феодоре Всеволодовиче на его память - сентября в 30-й день, в году одна панихида большая с вечерней.
По великом князе Дмитрии Всеволоде Юрьевиче на его память в году две панихиды большие с вечерней: в первый раз на его преставление - апреля в 15-й день, во второй раз на его память - октября в 26-й день.
Панихиды без вечерни:
По великом князе Андрее Боголюбском петь в году две панихиды: в первый раз на убиение его - февраля во 2-й день, во второй раз - мая в 21-й день...
По великого князя Георгия Всеволодовича великой княгине Агафье, и по ее дочери княгине Феодоре, и по снохам: по всем петь в году одну панихиду - февраля в 8-й день.
По Всеволожей великой княгине Марье, в иночестве Марфе, петь в году одну панихиду - марта в 19-й день.
По Всеволодовой же великой княгине Анне петь в году одну панихиду - февраля в 3-й день.
По великого князя Александра Ярославича великой княгине Вассе петь в году одну панихиду - августа в 21-й день.
По великого князя Ярослава Всеволодовича великой княгине Феодосии, в инокинях Евфросинии, что в Георгиевском монастыре, петь в году одну панихиду - сентября в 25-й день.
И всего архимандриту, и протопопу с братией, и протодьякону, и игуменам, и попам, и дьяконам, и всем 84-м человекам, на память великого князя Александра Невского и больших панихид, да по тем 15 панихидам служить по ним всем соборно, тут же, где кто лежит...
А по князе Феодоре Ярославиче петь панихиды в монастыре у Святого Георгия; а петь по нему панихиду и обедню служить: протопопу, да протодьякону, да с ним дьякону, да Боголюбскому игумену, да с ним дякону, да Дмитровскому попу, да дьякону, да митрополичьих церквей 15 попам, да двум дьяконам, да Георгиевскому игумену, да дьякону, и всего 26-ти человекам, - апреля в 8-й день».
Угодник Божий, как бы в знамение предстоящего славного успеха, исцелил руку одного из спутников царя, Аркадия, который впоследствии написал и житие св. князя. Передадим это событие словами самого исцеленного.
«Случися были ту целбоноснаго гроба блаженнаго и великого князя Александра и мне грешнейшему и виде близ помосту церковного на гробе блаженаго малу скважню, и яко уразумели хотя, что есть скважня она, и вложих персты руки моея в скважню ту, и очютих яко в масть ни кую омочих руку мою, на ней же бяше струп никакое мал от многа времяни; и абие исторгнув от скважни руку мою, и чюяшеся на ней яко маслом маститом иди яко миром благовонным помазати, и струп на ней не обретеся от дни того и доныне».
Благодарный за столь явное знамение благоволения св. угодника, Иоанн вознамерился собрать сведения о чудесах святого Александра Невского, при ревностном содействии митрополита Макария.
Между тем русскому народу и после освобождения от монгольского ига суждено было перенести еще много испытаний. По мере того как росло и крепло Московское государство, нравы народа, вместе с упадком просвещения, грубели и портились. Самоволие, надменность и алчность сильных, притеснение бедных и сирот, коварство, лживость, себялюбие, жестокость, чувственность, «беспримерное беззаконие и неправда, каких не слыхать и у неверных», крайнее невежество и суеверия - вот в каких чертах изображается в памятниках письменности нравственное состояние русского общества XVI столетия. Кара Божия не замедлила: Ливонская война, опустошительные набеги крымского хана, прекращение царского рола, ужасы смутной эпохи. Нашествие крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. было особенно губительным: страшный пожар опустошил всю Москву, причем погибло несколько тысяч народа. Хан возвращался домой с огромной добычей и множеством пленных. Не довольствуясь нашествием, Девлет-Гирей требовал обратно «своих юртов Астрахани и Казани». На следующий год татары готовились к новому нашествию. «Хочу венца и головы твоей!» — писал хан Иоанну.
Смиренный инок Антоний, долгие годы подвизавшийся во Владимире в обители Рождества Пресвятой Богородицы, проводил бессонные ночи в молитве за Отечество у гроба святого Александра Невского, прося заступника Отечества оказать свою помощь царю против варваров. И вот - видит он - к вратам обители быстро приближаются двое светозарных юношей на конях. То были святые Борис и Глеб. Став у гроба Александра, небесные посетители воскликнули: «Восстани, брат наш, благоверный великий князь Александр, да ускорим на помощь нашему сроднику царю Иоанну, ибо ныне предстоит ему брань с иноплеменными». Александр поднялся из гроба, и все трое удалились из храма. «Пойдем в соборную церковь Пресвятой Богородицы, к сродникам нашим, великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, да возбудим и их с нами на помощь», - сказали святые заступники земли Русской и быстро направились стопой, устремился за ними и Антоний. Прежде других восстал из гроба Всеволод Великий, за ним - другие князья. Недолго продолжалось видение: семь заступников земли Русской на конях, поднявшись на воздух, понеслись по направлению к Ростову и скрылись из вида, упоминая царевича Петра и вселяя бодрость в душу инока своими речами. Спустя немного времени, Антоний услышал радостную весть, что хан, поднявшийся со всей своей Ордой, потерпел страшное поражение на берегах Лопасни и с позором бежал из пределов России.
Святой Александр Невский, при жизни своей проявлявший горячую любовь к людям, и по смерти явился не только небесным заступником своего Отечества в трудных обстоятельствах, но и не оставлял своей небесной помощью и тех, кто с верою и теплой молитвой прибегал к нему, «невидимо Христовы люди носящая и исцеления подавая богатно», и воистину «вели чудотворец явился Российския земли».
Прежде других сделалось известным исцеление двух слепых женщин, получивших прозрение, после того как они, с верой и сокрушенным сердцем раскаявшись во грехах, просили предстательства святого князя пред Богом.
Несчастный с иссохшей ногой, потеряв всякую надежду на человеческую помощь, по молитве к угоднику, у самой раки его, внезапно на глазах многих свидетелей получил исцеление и бодро встал на обе ноги.
Некто по имени Леонтий, расслабленный руками и ногами, был окроплен святою водою от нетленных мощей святого князя и при молитве священника о нем получил исцеление.
Инок обители Рождества Пресвятой Богородицы, по фамилии Красовдов, подвергся вследствие своего недостойного поведения небесной каре: долгие годы он лежал расслабленным, пока, наконец, с сердечной верой не воззвал к святому угоднику, и молитва его была скоро услышана - он получил исцеление.
Другой инок той же обители, по имени Давид, избавился по молитве к святому князю от постигшего его лютого недуга.
Боярский сын Истом Головин, тяжко заболев, уже отчаялся в жизни и ждал смерти, но, будучи принесен к раке святого Александра, по вере его, внезапно выздоровел.
Из Пскова, где особенно жива была память о святом Александре Невском, привезен был во Владимир к мощам угодника боярский сын Симеон Забелин и по молитве получил исцеление.
В 1572 г. владимирский гражданин, по имени Феодор, подвергшись ужасным припадкам, у врат Рождественской обители избавился от приражений духа злобы.
Из владимирского посада принесена была расслабленная и положена на ступенях близ святых мощей. Горяча была ее молитва к святому князю, который, явившись ей, взял ее за руку и воздвигнул от одра болезни.
Слепец из города Владимира, Давид Иосифов, однажды в день воскресный, во время чтения Евангелия, вдруг увидел свет и, взволнованный до глубины души блеснувшей надеждой на исцеление, с теплой верой прибег к небесной помощи. Окропленный святой водой близ раки святого князя, он совершенно прозрел.
V владимирского дворянина Максима Никитина был сын-отрок Иоанн, немой и расслабленный. Родители с верою принесли его в Рождественскую обитель и положили у гроба святого князя: отрок получил исцеление.
В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий Никитин у себя дома подвергся припадкам сумасшедствия так, что перестал узнавать родных и не принимал ни пищи, ни питья. Внезапно он начал просить, чтобы его отвели в обитель к мощам святого князя. На пути к его гробу он внезапно почувствовал себя здоровым и в сердечном умилении рассказал всем, что святой князь, сам явившись к нему, указал искать исцеления у его гроба. Это было 10 марта 1706 г.
Но возможно ли исчислить все благодеяния Божии, которые непрестанно и днесь и вовеки изливаются на всех, притекающих с верою ко святым угодникам, по их небесному предстательству? Будем молить Господа о том, чтобы не оскудевала вера наша, святые же представители наши пред Богом, по выражению церковной песни, по своей любви к нам, «к непрестанным мольбам тихо созывают, не хитростями человеческими, ни обвязанием, но действом Святого Духа, душевное и телесное исцеление паче естества подавая».

В период выставки, проходившей в Москве в период с 20 по 25 января 2004 г., главный экспозиционный образ святого благоверного великого князя Александра Невского, предстоящего Святой Троице на фоне Александро-Невской лавры, явил мироточение, которое происходило ежедневно во второй половине дня. Это явление не является случайным, так как икона каждый день протиралась в конце дня. Мироточение продолжалось в течение 4 дней, что привлекло к иконе множество верующих, и свидетелями этого были тысячи посетителей выставки.
Эта икона написана усердием иконописной мастерской в 1999 г. и освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром 6 декабря 1999 г. в день памяти Александра Невского. Позднее в ювелирной мастерской специально был изготовлен мощевик и святые мощи благоверного князя были устроены в образ в день открытия выставки.
По возвращении в Санкт-Петербург икона была торжественно установлена для поклонения и благоговейного почитания клира и прихожан Свято-Троицкого собора в Никольском приделе около чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Иконография святого благоверного великого князя Александра

При погребении тела великого князя, как известно, произошло чудо с отходной молитвой, после чего князь был признан местным святым. Под влиянием этого чуда летописей Новгородской Первой летописи старшего извода за 1263 г. записал: «Дай Господи, милостивый, видети ему Лине Твое, в будущем веке, иже подтруся за Новгород и за всю русскую землю». Иконы князя стали писать еще до признания его местным святым. Так великий князь московский Иоанн Иоаннович (†1359) в своем духовном завещании, написанном в 1358 г., оставил своему сыну Дмитрию (Донскому) «Икону святый Александр». В 1380 г. святому Александру установлено было местное церковное празднование.
Согласно преданию, записанному во Владимире от священнослужителей Дмитриевского собора, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1380 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Тогда же было учинено, как мы знаем, монастырское церковное празднование, написаны канон и новые иконы. В начале XV века один из местных изографов написал надгробную поясную икону святого Александра, изображавшую его в образе схимника в монашеском куколе и мантии. Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам № 14-15, 17-31 московской иконы из храма Василия Блаженного «Святой Александр Невский с деянием». Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью «Преподобный князь Александръ». В литературном источнике этого памятника - редакции «Жития Александра Невского Ионы Думина» (1591) - ничего о надгробной иконе не говорилось. Московский изограф XVII века воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского-героя во Владимире. Это была замечательная икона, писанная красками и золотом, размером 1,25 на 1 метр. Средник иконы представляет собой изображение князя-инока во весь рост, а вокруг него расположены 32 клейма, где изображены символические прижизненные подвиги и чудеса великого князя. На московской иконе последняя является как бы частью большого, неподвижного и повторяющегося фона к сиенам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размешается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горящей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в манере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда - белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту. Очевидно, московский изограф не стремился с точностью скопировать надгробную икону Рождественского храма. Однако она для него была столь же значимым символом, как и белостенный храм Рождества Богородицы и как сама гробница святого князя Александра. Московский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско-русскому иконографическому трафарету, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать «небесиподобный» характер преподобнического подвига.


Великий князь Александр Невский и московский князь Иван Калита. Фреска. 1508 год. Благовещенский собор Московского Кремля

Тот же иконографический тип повторился много раз, например, на фреске 1508 г. работы изографа инока Феодосия на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где новгородский князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым «отцом церкви», византийским богословом, святым Иоанном Дамаскиным. Тот же иконографический тип мы видим на иконах конца XVI века из Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и из Государственного Русского музея, а также на четырех шитых надгробных пеленах начала XVII века (в музеях Владимира, Троице-Сергиевой лавры и Санкт-Петербурга), то же самое - на иконе «Святой Александр Невский с деянием» и на многих других. В «Сводном иконописном подлиннике» так описывается иконографический облик героя Невской и Ледовой битв: «...брала аки Козмина, в схиме, кудрецы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Последняя черта часто присуща его иконным изображениям допетровского времени: Александр Невский представлен здесь сильным, плечистым мнихом-схимником, как это и подобает бывшему князю-полководцу: «Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы липе Иосифа... Сила же бе его часть от силы Самсона». По поводу изображения святого князя Александра на пелене, хранящейся в музее Троице-Сергиевой лавры, Н.А. Маясова замечает: «Вся его монументальная фигура, сильные руки, красивое лицо с энергичным рисунком бровей дышат спокойной уверенностью, заснувшей силой».
Исследователи справедливо полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконописном подлиннике XVI века записано следующее: «Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза-киноварь, испод - лазорь». А.И. Рогов полагает, что такой новгородской иконы, на которой бы Александр Невский был изображен в княжеской одежде, с червленым княжеским плащом-корзно, не сохранилось. Однако в Европе в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI веком. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом. Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на одной из выставок иконописей К.А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского-героя, в руках его червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова - без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помешен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологический орнамент, который был распространен на Руси в ХІѴ-ХѴ веках; на иконе имелась надпись: «Святой великий князь Олександръ». По словам К.А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губернии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку.


Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1666 год

На московской иконе середины XVI века «Воинствующая церковь» юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне. В княжеской одежде и с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Кремля, исполненной в 1652-1666 гг. Симоном Ушаковым, и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Д.Г. Плеханова. Та же светская традиция изображения Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI века: в Лаптевском, Голицынском и Остермановском томах, в Титулярнике 1672 г., а также в клеймах иконы XVII века «Святой Александр Невский с деянием».
Сохранилась житейная икона конца XVI - начала XVII века Александра Невского с 36 клеймами в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на Рву (ГИМ). Икона была написана для церкви Александра Невского, построенной в конце XVI века в Московском Кремле. На протяжении XVII века туда совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана). В небольшом среднике - фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий»; вокруг средника 2 ряда клейм, из которых 12 занимающих верхнее поле посвящены событиям жизни святого, остальные - посмертным чудесам: первое - «о задушевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце - чудо о Донской победе (Александр Ярославич Невский оказывает помощь Дмитрию Донскому в Куликовской битве) и чудо в битве на «Молоде» (Александр Ярославич Невский, святые Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русских войск с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г. у села Молоди (ныне Чеховский район Московской области). В некоторых клеймах над гробницей Александра Ярославича Невского на высокой подставке помещена небольшая икона с поясным изображением князя, что, возможно, воспроизводит конкретную действительность Владимирского Рождественского собора.


Святой и благоверный великий князь Александр Невский Икона XVII века. Государственный исторический музей. Москва

Святой благоверный князь Александр Невский и преподобный князь Даниил Московский. Икона конца XVIII века

Царь царем с припадающими святыми Андреем Критским и Александром Невским. Середина XVIII века. Музей «Новый Иерусалим»

Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи. 15 июня 1724 г. Святейший синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, планов Петербурга, Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря.


Святой Георгий Победоносец с предстоящими Александром Невским и Алексием, митрополитом Московским. Полковая икона Московского лейб-гвардии полка.

Святой князь Александр Невский. XIX век. Икона с частицей мощей из Нижегородского Спасского кафедрального собора

Святой Александр Невский. Художник И.А. Леонов. 1894 год. Череповецкий краеведческий музей.
В нижней части иконы надпись:
«Сия икона написана в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей семьи от угрожающей им опасности при крушении Царского поезда на Курско-Харьковской железной дороге 17 октября 1888 года»

Домовая икона императора Александра III. Конец XIX века

Святой Александр Невский. Икона. Начало XXI века. Палех

Известны многие большие иконы ХІХ-ХХ веков этого же типа с клеймами, например в Казанском соборе и в Государственном Русском музее (Б-512/ІѴ, размер 1,57 м на 96 см; 12 клейм). Однако, несмотря ни на что, старая владимирская монашеская традиция продолжила еще существовать и у православных, и у старообрядцев. В Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории религии и атеизма, располагавшемся ранее в Казанском соборе, и в других музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими избранными святыми или отдельно. Любопытна, например, житийная икона начала XIX века, может быть из села Мстеры, в центре которой помещено поясное изображение князя Александра, с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг средника 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: красный, зеленый, коричневый, фон - золотой, поля - коричневые, опушка - тройная.


Святой преподобный Александр Невский, а во инацех Алексий. Икона XIX века. Государственный музей истории религии. Санкт-Петербург

Другая житийная икона тоже начала XIX века, размером 31,6 на 26,5 см, хранится в Государственном музее истории религии и атеизма под шифром A/1494-N. Это «Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона была найдена К.Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине. Она изображает святого князя Александра в монашеской одежде; с левой стороны - четыре сцены: 1) шведский король во главе своего войска отправляется на Русскую землю. Сбоку на поле надпись: «Собравшиеся жительствующий народи варяги, что ныне свей именуемы. А сам король со многими воины своими умыслы на пределы Росиския, хотя их пленути»; 2) видение Пелгусием святых князей Бориса и Глеба. Сбоку на поле надпись: «И еже тогда при святом Александре един от воевод, именем Филипп, идуще же ему близ моря по берегу, восходящу солнцу, и видя пловуща корабль, и в нем Седяшу два мужа, имена Борис и Глеб, един ко единому рече: “Ускорим, брате, вскоре и поможем сроднику нашему”»; 3) Невское сражение, русские воины поражают шведов. Сбоку на поле надпись: «И по сем помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр преславную получи победу, и землю иже свою и великий град свободи от сопротивных, и сопротивных прогна»; 4) князь Александр на коне поражает шведского короля. Сбоку на поле надпись: «Святый Александр, егда сразишася с сопротивными, тогда избиша сопротивных множество велие. И святой Александр сам язви в лице короля их».
Прямым источником надписей было «Житие Александра Невского» в редакции XVIII века.


Александр Невский. Мозаика мастерской М.В. Ломоносова. 1757-1758 гг.

Образ святого благоверного князя Александра Невского нашел свое место в творчестве великого русского ученого М.В. Ломоносова. Кроме надписи на серебряной раке, посвященной великому князю, Ломоносов-художник создал мозаичный портрет князя в 1757-1758 гг. на базе основанной ученым в 1753 г. мозаичной фабрики. Полагают, что М.В. Ломоносов, создавая портрет, учитывал иконописные изображения великого князя, которые появились в России в XVII веке. На мозаичном портрете М.В. Ломоносова изображено красивое лицо русского князя, обрамленное черной бородой. Святой Александр одет в княжескую шапочку с красным верхом, на плечах красная, опушенная горностаем мантия поверх голубовато-серых лат. Великолепная красная смальта передает бархат княжеской мантии. В мозаичной мастерской М.В. Ломоносова были изготовлены два портрета Александра Невского. Оба портрета сохранились. Один из них находится в Русском музее, второй - в музее М.В. Ломоносова. К образу великого князя М.В. Ломоносов обратился в одной из последних своих работ, которую он готовил в начале 1764 г. По велению императрицы Екатерины II он выбрал из российской истории важные судьбоносные события для нанесения картин, которые должны были украсить комнаты во дворце. Всего было отобрано 12 картин для художественного воплощения. Среди них Минин и Пожарский, под номером восемь картина имела название «Победа Александра Невского над немцами Ливонскими на Чудском озере».


Святой Александр Невский. Конец XIX века. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Святые владимирские князья Андрей Боголюбский, Александр Невский и Георгий Всеволодович. Конец XIX века. Роспись собора Боголюбского монастыря

Источник:
Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Соколов. – Н. Новгород, 2008. – 360 с.: ил.
Мощи Александра Невского
Почитание Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в России и за рубежом
Князь Александр Невский

Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.06.2021)
Просмотров: 951 | Теги: невский, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru