Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
21:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Почитание Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в России и за рубежом

Почитание Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в России и за рубежом

Святой Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного представительства перед Богом. Над гробницей служили панихиды и молебны, но почитание это не было закреплено официальным церковным актом. Только на Московском соборе в 1547 г. положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Н.М. Карамзин нашел следующее известие:
«В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит с семью епископами: ростовским и ярославским Алексеем, суздальским и тарусским Ионою, рязанским и муромским Ионою, тверским Акакием, коломенским и каширским Феодосием, сарским и подонским Саввою, пермским и вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотоворцам».
Среди них был и святой Александр Невский. Его житие, написанное иноками Михаилом, Василием (Варлаамом), вошло в состав большой энциклопедии середины XVI века - 12-томных Четьих миней митрополита Макария.
Написанию «Жития св. Александра» предшествовало первое жизнеописание великого князя его дружиной. Дружинная повесть о «мужестве и житии святого Александра» не сохранилась в первоначальном виде. Повесть о житии Александра Невского в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «сказанием», «житием», «словом» или «повестью о его житии». Это произведение представляет собой княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.
Единственный отдельный список сказания указан впервые В.О. Ключевским в его сочинении «Древнерусския жития святых, как исторический источник», он находился в Сборнике Московской духовной академии (из библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 208, л. 1-9, XV века (так, в нем же находится житие пр. Кирилла Белозерского, письма самого составителя онаго жития, Пахомия Логофета).
Кроме того, оно было опубликовано в 1882 г. в изданиях Императорского Общества любителей древней письменности. Архимандрит Леонид (Л.А. Кавелин) († 1891), наместник Троице-Сергиевой лавры, опубликовал «Сказание XIII века о подвигах и жизни св. благоверного великого князя Александра Невского».
В сказании предстает образ князя, каким его видели современники. Само сказание начинается словами: «Се аз худой и грешный и недостойный начинаю писати житие великого князя Александра Ярославича внука Всеволожа. Понеже слышах от отец своих и самовидец есмь возрасту его и рад бых исповедать святое житие его и честное и славное...»
Завершается первоначальная редакция жития о великом князе описанием кончины его и чуда с отходной грамотой. Велико значение первоначальной редакции для древнерусской литературы. Она явилась основным источником для последующих изданий литературного памятника.
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. ХШ века и связывают с именами великого князя Димитрия Александровича, сына Александра Невского, митрополита Кирилла и монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело святого. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, священности княжеской власти. Текст «Жития Александра Невского» публикуется по одному из 13 древнейших списков, который датируется концом XV века. Отсутствующие в этом списке рассказ о шести храбрецах и описание чуда за рекой Ижорой внесены по тексту Лаврентьевской летописи, по этому же тексту исправляются явные ошибки списка, взятого за основной.
Рукописная история первоначальной редакции связана со «Словом о погибели Русской земли». Здесь мнения ученых разделились. По данным Р.П. Дмитриева, изучение истории первоначальной редакции показало, что «Слово о погибели...» - самостоятельное произведение и было присоединено к этой редакции около 80-х годов XV века. Существует другое объяснение этой связи. «Слово о погибели Русской земли» представляло собой, очевидно, отрывок из недошедшего до нас сочинения о монголо-татарском нашествии на Русь. Оно сохранилось в двух списках XV-XV1 веков, причем в обоих случаях - в качестве предисловия к «Житию святого благоверного князя Александра Невского».
Соединение двух важных памятников в древнерусской духовной литературе было результатом работы позднейших книжников, а само «Слово о погибели...» составлено еще во время великого княжения отца Александра Невского, великого князя Ярослава Всеволодовича, т. е. в период 1238-1246 гг. «Слово о погибели Русской земли» рассказывает о нашествии монголо-татар на Русь. Его можно назвать неким эпиграфом и к «Житию Александра Невского».
После собора 1547 г. было составлено «Похвальное слово», имеющее название «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чудотворцу...». Оно является Владимирской редакцией повести. Написано по предложению митрополита Макария после Московского собора 1547 г., который понудил «убого списателя» составлять житие. Оно написано витиевато, к нему добавлены предисловие и послесловие. Автор неизвестен, но В.О. Ключевский и Н.И. Серебрянский полагают, что автором «Похвального слова» был монах Рождественского монастыря Михаил. Место написания - Владимир, не позднее 1552 г. Псковский пресвитер Василий (Варлаам) состоял в числе сотрудников издания, в основу своей редакции положил первоначальную редакцию повести и дополнил ее по летописи. Архимандрит Рождественского Владимирского монастыря Викентий написал свою редакцию «Похвального слова» в несколько сокращенном варианте.
По поручению патриарха Иова составлена была пятая самая обширная и витиеватая редакция «Жития Александра Невского». Автор жития - архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Иона Думин, с 1603 г. - митрополит Ростовский и Ярославский († 1606). Его труд - компиляция (набор, подбор), составленная по записке биографа, современника Александра Невского, по летописи и по двум редакциям жития, написанным по поручению митрополита Макария. Новый редактор добавил от себя четыре чуда 1572 г. и «Похвальное слово», сводя и передавая сказания прежних биографов. Иона, однако же, ведет рассказ от их лица и приписывает им слова, которых мы не находим в их сочинениях. Таким образом, нам представляется, что автор беседует с пленными, взятыми в плен Александром Невским в Ледовом побоище, и получает задание от митрополита Макария написать житие святого.

В XVI столетии составлена была и служба святому Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба и житие благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженнаго тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире (№ 234. Л. 402. С. 133). Другая служба написана Викентием, архимандритом Рождественского монастыря в 70-е годы XVII века. Списки: Буслаевский XVII века, Выголексинской библиотеки.
У Н.С. Тихонравова - два списка XVII века. Первый канон начинается: «Приимша в своем сердиы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесах славна».
В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе» (ок. 1634) записано: ноября «в 23 день князю Александру Невскому трезвон средней бывал, а 139-го, для храму в ревут, приказано ввечеру отпуск книгу Минею-Четью, а поутру сосуды золотые да шандалы оловянные» (Тимофеев. «Русская историческая библиотека» III, 36).
Об изображениях святого Александра на иконах в «Иконописном подлиннике» под 23 ноября читаем: «Подобием: брада аки козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».

Во Владимире в 1607 году был построен первый на Руси храм посвященный Невскому – надвратный храм во имя кн. Александра Невского в Богородице-Рождественском монастыре.
Около 1630 г. в Московском Кремле над Тайницкими воротами, как видно из дел Патриаршего приказа, был воздвигнут патриархом Филаретом Никитичем храм во имя святого Александра Невского.

В ноябре 1710 г. последовал указ митрополита Стефана о включении в отпусты при богослужении имени святого Александра Невского как молитвенного представителя за «невскую» страну.
14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. См. Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

Орден Святого Александра Невского

Орден Святого Александра Невского - государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 г.
Петром I был учрежден орден Александра Невского, имевший одну степень. Он задумал его, когда захотел перенести мощи защитника Русской земли из Владимира в Петербург. Во время подготовки похода в Персию Петр I разработал основные положения статуса будущего ордена, но наградить никого не успел. Учрежденный после его смерти 21 мая (1 июня) 1725 г. Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.
Стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.
Знак ордена представлял собой четырехконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещенными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО».


Орден Св. Александра Невского

Крест ордена Св. Александра Невского, 1820-е

Звезда к ордену Св. Александра Невского

Знак в виде креста к ордену Св. Александра Невского. Лицевая (слева) и оборотная стороны знака.

Первый орден был пожалован Екатериной I, уже после смерти Петра I - в день бракосочетания дочери Петра Анны с герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским. Петр I предназначал новый орен «в награждение подвигов» на полях брани, т.е. предполагал его сделать исключительно военной наградой; недаром назвал его именем такого выдающегося полководца, как Александр Невский. Однако Екатерина I пожаловала орден прибывшим на свадьбу гостям, нарушив этот замысел. С тех пор орден Святого Александра Невского давался по статусу «в награду трудов, за отечество подъемлемых», т. е. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе. Специальный же военный орден - Святого Георгия - был утвержден лишь 44 года спустя. Крест ордена Святого Александра Невского - золотой, покрытый с обеих сторон красной эмалью. Однако такой вид креста был регламентирован только указом 1816 г., раньше же знаки ордена делались из «рубикового» стекла. Между концами креста располагались золотые двуглавые орлы под императорской короной и с распушенными крыльями. В середине креста - изображение Александра Невского, в красно-синем одеянии, сидящем на белом коне. Конь мог быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благославляющая всадника из облаков. На оборотной стороне креста - латинский вензель SA (Святой Александр), под княжеской короной звезда ордена серебряная, в центре ее на белом поле - вензель SA, вокруг него по красному полю идет орденский девиз: «За труды и отечество». Красная муаровая лента ордена надевалась через левое плечо, звезда носилась на левой стороне груди. Правила ношения ордена Святого Александра Невского имели свои особенности: крест носился на ленте у бедра, со звездой лишь в торжественных случаях, обычно же при сюртуке, - на шее на более узкой ленте. К кресту и звезде, вручавшимся за военные подвиги с 1856 г., стали присоединять два скрещенных меча, проходящих через середину.
Орден Святого Александра Невского по своему статусу был довольно высок - не разделялся на степени. Его кавалерами являлись все награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного, если они не имели ордена Святого Александра Невского раньше, то он вручался им вместе с андреевской лентой. Но происходило это не часто. Орден Святого апостола Андрея Первозванного вручался раньше ордена Святого Александра Невского членам императорской фамилии, а также европейским монархам, членам их семейств, зарубежным государственным и военным деятелям. За 1812 г. орден Святого Александра Невского вручался шесть раз. Среди награжденных были прославленные генералы: Н.И. Раевский, П.П. Коновницын, А.И. Остерман-Толстой. В том же году еще шесть человек, которые уже имели простые знаки ордена, получили алмазные. В числе награжденных были Ф.П. Уваров, М.Л. Милорадович, Л.С. Лохтуров, М.И. Платов. В начале 1826 г. орден Святого Александра Невского был вручен графу К.Ф. Толю (с алмазами «за усердие в день 14 декабря 1825 г.») и Л.О. Роту за разгром поднятого декабристами Черниговского полка мятежа.
ВЫСОЧАЙШАЯ ГРАМОТА члену Святейшаго Синода, протоиерею малой церкви Зимнего Дворца Иоанну Рождественскому.
В воздаяние отлично усердной и ревностной службы вашей и особых трудов в звании законоучителя Любезнейшаго Сына Нашего Его Императорского Высочества Великого Князя Павла Александровича, достигшаго ныне совершеннолетия, Всемилостивейше жалуем Мы вам знаки ордена св. благоверного великого князя Александра Невского, алмазами украшенные, которые, при сем препровождая, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению.
Пребываем Императорскою милостию Нашею к вам благосклонны.
На подлинной Собственной Его Императорского Величества рукой написано:
«АЛЕКСАНДР»
Ливадия.
2-го сентября 1880 года.
«Преосвященному Николаю, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому.
В изъявление Монаршего внимания к отлично-усердной Архипастырской деятельности вашей, отличающей вас ревности по церковному учительству и к особливым заботам о полноте и стройности богослужений, Всемилостивейше сопричислили Мы вас к Императорскому ордену Нашему святого благоверного великого князя Александра Невского, знаки коего, при сем препровождаемые, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению.
Пребываем к вам Императорскою милостию Нашею благосклонны.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано:
В Царском Селе 6 мая 1909 г.»
НИКОЛАЙ»

Одним из достойных кавалеров ордена Святого Александра Невского был известный русский путешественник, ученый П.П. Семенов-Тяньшанский, получивший орден в 1881 г.


Орден Александра Невского (СССР)

Орденом Александра Невского награждаются командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей… См. Владимирцы, кавалеры ордена Александра Невского (СССР)


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы в Александро-Невской Лавре. Фото начала ХХ века.

Императрица Екатерина II, верная исполнительница предначертаний Петра Великого, пожелала воздвигнуть в Александро-Невской лавре храм, достойный хранящейся там святыни. Соборный храм во имя Святой Троицы заложен был еще в 1716 г. по плану, утвержденному Петром, и окончен в 1753 г., но потом опять был разобран. План нового собора, составленный по повелению Екатерины II архитектором И.Е. Старовым, удостоился Высочайшего утверждения. Наблюдение за постройкой храма императрица возложила на архиепископа Гавриила. Торжество закладки происходило 30 августа 1778 г. в присутствии государыни, причем, по обычаю, под алтарем заложена была серебряная доска, украшенная именем Екатерины с обозначением времени основания храма. Вместе с доской положена была часть мощей святого Андрея Первозванного. В 1790 г. построение собора было уже окончено, и 30 августа происходило с торжеством истинно царским освящение храма и перенесение мощей святого Александра Невского. Екатерина II с наследником престола великим князем Павлом Петровичем, с великими князьями Александром и Константином прибыла в монастырь к 10 часам. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, архиепископ Псковский Иннокентий, епископ Тверской Тихон и другое духовенство и высочайшие особы немедленно отправились в церковь Благовещения, где покоились мощи святого князя. Шествие с мощами в новый храм при множестве народа совершалось в следующем порядке: впереди крестный ход, в котором с хоругвями, святыми иконами, крестами и Евангелием шло духовенство; далее - духовник государыни нес великокняжеский венец святого князя, а архимандрит Юрьева монастыря - жезл Невского. Святые мощи несены были кавалерами ордена Святого Александра, а балдахин над мощами поддерживали кавалеры ордена Святого Владимира. По указу императора Павла I в 1797 г. монастырь получил статус лавры - третий по счету после Троице-Сергиевой и Киево-Печерской, первым архимандритом которой стал Феодосий.

Одним из самых первых храмов в честь великого князя считается походная церковь Александра I. Екатерина II, назвав своего внука этим именем, мыслила, что святой будет его небесным покровителем. В письме к Гримму она писала: «...имя сказывает влияние на того, кто его носит, а это имя знаменито...».
Поводом для создания походной церкви послужило нашествие Наполеона на Россию. Александр I обратился за помощью к великому князю Александру Невскому. В конце марта 1812 г. армия Наполеона приблизилась к российским границам. Александр I принял решение отправиться в Главную ставку армии в Свенцяны. Отслужив молебен в только что построенном Казанском соборе, 9 апреля он выехал в Вильно (Вильнюс). В Вильно был только один православный небольшой храм Святаго Духа, который не мог вместить не только большое количество молящихся, но и саму походную церковь. Церковь установили в губернаторском дворце. Первое богослужение в походной церкви состоялось в день Святой Пасхи, которое совершил преосвященный Серафим, архиепископ Минский. После победного возвращения Александра I из Парижа в Россию, в 1819 г. походную церковь Александра Невского поместили в большой зал губернаторского дворца в Вильно.

В Москве в XIX - начале XX века во имя святого князя Александра Невского было освящено 28 престолов и 4 часовни. В основном это были домовые церкви (14 престолов), приделы (9 престолов) и небольшие церкви.
Что касается многочисленных московских монастырей, то среди них удалось обнаружить только один храм во имя святого Александра Невского (и других святых, празднуемых 30 августа), расположенный во втором ярусе колокольни Симонова монастыря, построенной в 1835-1839 гг. по проекту К.А. Тона.

В первую очередь святой благоверный князь Александр Невский почитался народом как князь-воин, защитник родной земли и святой веры. Часто в его честь освящались храмы военных учебных заведений, например 2-го кадетского корпуса (1804), Михайловской артиллерийской академии, Николаевского кадетского корпуса (1827); полковые церкви квартировавших в столице полков, в частности лейб-гвардии Павловского полка (1820), 145-го Новочеркасского полка на Малой Охте (1896), при складах боеприпасов в Полюстрове (1890), при Управлении протопресвитера армии и флота (1893), на военных участках вновь учрежденных кладбищ: Преображенского (1895), Успенского Северного (1897).

О том, что святой Александр воспринимался и как мудрый государственный деятель своего времени, свидетельствуют посвящения в его честь церквей важнейших государственных учреждений Российской империи, размещавшихся в Санкт-Петербурге. Упомянем домовые храмы при Правительствующем сенате (1832-1834) и Министерстве иностранных дел (1828). Многие госпитальные и больничные военные храмы также был освящены в честь святого князя Александра Невского: при адмиралтейском госпитале Императора Петра Великого на Фонтанке (1838), открытом еще державным основателем Петербурга (1715) рядом с местом первой морской победы России 1 мая 1703 г. при устье реки Невы, при Кронштадтском военном госпитале, также основанном на острове Котлине императором Петром. Многие больничные храмы, церкви медицинских, лечебных и благотворительных учреждений, церкви высших и средних учебных заведений в середине и второй половине XIX века начинают посвящаться святому Александру Невскому.
В Петербурге существовала еще одна уникальная деревянная церковь во имя святого Александра Невского, так называемая Суворовская-Кончанская. Она была построена собственноручно А.В. Суворовым в своем поместье селе Кончанском Боровичского уезда Новгородской губернии (1786-1789), освящена 13 марта 1789 г., в ней он ежедневно молился, в ней же хранилось множество мемориальных суворовских вещей. В 1900 г. к юбилею полководца церковь была перенесена в столицу и установлена у Таврического сада, уничтожена в 1930 г.

На протяжении XIX столетия Россией правили три императора, небесным покровителем которых был святой благоверный князь Александр Невский. Годы их царствования:
1801-1825 - император Александр I,
1855-1881 - император Александр II,
1884-1894 - император Александр III.
Александр I принес в дар в Троицкий собор Александро-Невской лавры хранящиеся в церкви Святого Александра Невского драгоценные перламутровые святцы на весь год, устроенные в виде звезды архангельским унтер-волонтером Верещагиным, подаренные Петру I, и драгоценный серебряный ковчег с частицей мощей св. Бориса и Глеба. Николай I принес в дар обители ключ Андрианополя, посвященный освобождению Греции от турок в 1829 г. Александр II принес в дар лавре позолоченную ленту. Александр III был строителем храмов, посвященных святому князю.
Царствование императора Николая II было ознаменовано сооружением множества Александро-Невских храмов как в Санкт-Петербурге, так и по всей России.
Назовем лишь некоторые из них: в Смольном институте (1808), в институте инженеров путей сообщения (1829), в Александровской больнице (1866), Александровском институте наследника Цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II (1867), малолетнем отделении Сиротского института (1869), Александровской общине сестер милосердия (1886), в «Крестах» (1890), в память императора Александра II в Кронштадте (1882), при 1-м реальном училище (1891), при училищном совете Священного синода (1898), гомеопатической больнице императора Александра II, училищном доме императора Александра II (1901) и Благотворительном обществе в память 19 февраля 1861 г. (1904).

Освобождение крестьян и затем 50-летний юбилей этого события, а также мученическая кончина Царя-Освободителя (1 марта 1881), погибшего от рук террористов прямо в центре столицы, подвигнули к сооружению многих храмов в память императора Александра II, освященных в честь его небесного заступника.
Во имя святого благоверного князя Александра Невского были освящены несколько мемориальных храмов и часовен в честь чудесного спасения императора Александра II при покушении на него террориста Каракозова 4 апреля 1866 г. в Летнем саду: часовня в ограде сада, на месте покушения (сооружена в 1866-1867 гг., разрушена в 1930 г.), храм при Александро-Свирском подворье на Разъезжей улице (1866). Также в память убиенного императора в честь святого Александра Невского был освящен храм во дворце светлейшей княгини Е.М. Юрьевской на Гагаринской улице (действовал в 1882-1913 гг.), оплакивавшей безвременно погибшего государя.
Еще целый ряд Александро-Невских храмов был освящен в столице и ее окрестностях, а также во многих городах и весях России в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда в Борках под Харьковом 17 октября 1888 г. и затем в память императора Александра III, Царя-миротворца, после его кончины в 1894 г.


Александро-Невский собор в Ростове-на-Дону. Строительство собора продолжалось 16 лет и завершилось в 1908 году. В 1930 году Александро-Невский собор был разрушен.

Во второй половине XIX - начале XX века ряд скромных, храмов в честь святого князя украсили Петербург. Сооруженные благотворителями с посвящением ему как святому тезоименитого тем, в память кого сооружались эти храмы - зачастую уже не могущественных государей, а людей скромного достатка, они стали также выражением любви и почитания святого в народе.
Храм в доме графа Александра Дмитриевича Шереметева на Шпалерной улице, устроенный в 1887 г. для того, чтобы, как писал граф в прошении в Синод об открытии храма, «малолетние дети мои чаше присутствовали при богослужении, приобщались Святых Таин, в надежде через это с детства воспитать их под благостным влиянием, какое дается Церковью», был небольшим, отделанным в русском стиле и действительно повлиял на молодое поколение семьи. Сын его, блестящий офицер-кавалергард граф Георгий Александрович, будучи впоследствии в эмиграции, в Англии станет священником. Благочестивые родители его, возведя кроме названного храма еще один каменный храм-усыпальницу в своем загородном имении Ульянка на Петергофской дороге, с приделом святого благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, где предполагали быть захороненными после смерти, умерли в эмиграции, во Франции, и лежат на русском участке кладбища Сен-Женевьев-де-Буа.
Память о безвременно скончавшемся в возрасте двух лет младенце, великом князе Александре Владимировиче (19.08.1875- 4.03.1877) подвигла его мать, великую княгиню Марию Павловну, выстроить Александро-Невский храм при Охтинском механико-техническом училище в память великого князя Александра Владимировича (1879 г., закрыт в 1919 г., позже снесен). Храмы в честь святого Александра Невского сооружены были также при Невской писчебумажной фабрике братьями Александром и Павлом Варгуниными (1868 г., закрыт в 1923 г.) и на Шуваловском (Спасо-Парголовском) кладбище (1886) титулярным советником А. Петровым (закрыт в 1930 г., а в 1967 г. открыт и поныне действует).


Александро-Невская церковь в Киеве. Освящена 27 августа 1889 года. Разрушена

Известны также следующие храмы: юбилейный Суворовский Александро-Невский храм при Академии Генерального штаба на Суворовском проспекте, перенесенный из имения полководца в Санкт-Петербург и освященный вновь в 1900 г.; при Александро-Невском детском приюте (позднее именовался в память князя Олега Константиновича) (1903); храм при Государственном банке (1905). Все они напоминали, как святой князь любим народом. Все новые и новые храмы столицы открывались и освящались в его честь как воина, полководца, подвижника, святого молитвенника-заступника за свой народ.
Кроме собственно Петербурга, святой благоверный князь почитался как в соседних губерниях, так и во всем Западном крае. В пределах Санкт-Петербургской епархии в честь святого благоверного князя Александра Невского были освящены более трех десятков храмов, при этом 9 из 34, существовавших на 1917 г., располагались в западной ее части и лишь пять - в восточной.
Также были освящены храмы в с. Матокса Шлиссельбургского уезда (1752) и с. Александровка близ Тайц (1794).
Большинство Александро-Невских храмов были возведены в середине - второй половине XIX века, причем 9 из них находились в Царскосельском уезде, 7 - в Санкт-Петербургском, 5 – в Петергофском, 3 - в Гдовском и по одному в ряде других уездов Санкт-Петербургской губернии. Четыре храма святого Александра Невского действовали в Кронштадте: (в Доме трудолюбия (1886), в Морском госпитале (1826), при 199-м пехотном Кронштадтском полку (1911) и 200-м пехотном Кроншлотском полку (1911). Столько же храмов действовали в Стрельне: при Константиновском дворце (1861), Михайловском дворце (1905-1910), Стрельнинском братстве для ближнего (1892) и пулеметном полке (1917).
Знаменит был храм петергофской Александрии (капелла), бывший домовой церковью царской семьи и выстроенный в редком и не характерном для православных храмов готическом стиле (архитектор Шенкель, 1838 г.). Он также посвящен святому благоверному князю Александру Невскому и связан с грозовым знамением императору Александру II и великому князю Николаю Александровичу - будущему императору Николаю II, случившемся здесь в 1870-х годах.
Два воинских Александро-Невских храма: при госпитале (1890 г., ныне действующий) и в лагере 1-й пехотной дивизии (конец XIX века) - были возведены также в «летней воинской столице» Императорской Русской армии - Красном Селе.
Среди иных следует назвать храмы при Сиротском институте в Гатчине (1826 г.), в Лисьем Носу (1855), Сиверской (1855), Подобедовке (ст. Поповка) (1909), Волосове (1905), а также в селах Криуши (1888), Новоселье (1895), Рудно (1902) на западной границе губернии.
Перед самой русской катастрофой, в 1916 г. был заложен последний храм дореволюционного Петербурга, освященный митрополитом Вениамином уже в 1921 г. Это был храм в селе Каменка на Пулковском шоссе (возле нынешней платформы «Аэропорт»), освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского и прп. Марии Египетской (закрыт в 1930-е гг., не сохранился).
Кроме того, полковые храмы в честь святого Александра Невского были возведены и действовали также в Старой Руссе (86-го пехотного Вильманстрандского полка, 1831 г.), Новгороде (85-го пехотного Выборгского полка, 1884 г.) и в Пскове (96-го пехотного Омского полка, 1908 г., разрушен в 20-е гг. XX века).
Одним из великих памятников, чтящих светлую память благоверного князя, является Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор. Это один из самых больших храмов в России. Он расположен у слияния рек Волги и Оки, на территории которая называется Стрелкой. В первые времена своего существования, в весеннее половодье, она неоднократно заливалась водой. Собор поражает своими размерами и высотой, которая составляет 87 метров.
Построен он в русском стиле в виде греческого креста по плану архитектора Р.Я. Килевейна в 1867-1881 гт., в память посещения Нижнего Новгорода императором Александром II и императрицей Марией Александровной в 1858 г. Освящен в присутствии государя Александра III Александровича и государыни Марии Федоровны, цесаревича Николая Александровича и других лиц императорской фамилии 20 июля 1881 г. преосвященным епископом Нижегородским Макарием. После освящения собора все лица царской фамилии посетили Нижегородский кафедральный собор и, поклонившись праху Космы Минина, отбыли из Нижнего по Волге в Ярославль.
Была написана семейная икона императора Александра III - небесных покровителей императорской фамилии. На ней были изображены: святой благоверный великий князь Александр Невский - покровитель императора Александра III, святая равноапостольная Мария Магдалина - покровительница императрицы Марии Федоровны, святитель Николай, архиепископ Мирликийский - покровитель цесаревича, будущего императора Николая II Александровича, святой великомученик Георгий Победоносец - покровитель великого князя Георгия Александровича, преподобная Ксения из Рима покровительница великой княгини Ксении Александровны, святой благоверный великий князь Михаил Тверской - покровитель великого князя Михаила Александровича, святая равноапостольная Ольга, княгиня Киевская - покровительница великой княгини Ольги Александровны. Икона написана на доске, маслом, обложена металлическим окладом золотистого цвета.
Собор строился на пожертвования купечества и обошелся строителям в сумму около 455 000 рублей.
В соборе четыре престола. Три из них расположены в один ряд. Главный - во имя святого благоверного князя Александра Невского. Правый придел - во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Левый - во имя святителя и чудотворца Николая. Четвертый престол находится в западной части собора, на хорах. Там расположена церковь во имя преподобного Макария Желтоводского - покровителя Нижегородской ярмарки.
При главном соборе - шестиярусный иконостас, устроенный в русском стиле из липового дерева. Боковые иконостасы четырехъярусные. В Макарьевской приделе - трехъярусный. Все иконы собора были написаны греческим письмом. Стенная живопись собора - фряжского письма, а орнаменты арок и стен собора - византийского стиля. Образцами для росписи служили большей частью образцы икон и фигур Московского храма Христа Спасителя. Кроме икон, написанных московским иконописцем Ф.А. Соколовым, в храм были привезены образа из упраздненного после пожара Макарьевского монастыря - Макария Желтоводского, Спаса Нерукотворного и другие.
В 1880 г. храм был передан Нижегородской епархии и получил штат: священника, диакона, псаломщика. Постоянного прихода у храма не было - его составляли приезжавшие на ярмарку купцы. Поэтому основное помещение функционировало только во время проведения ярмарки, а зимой не отапливалось. В западном притворе находилась зимняя отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского.
Храм являлся местом встречи почетных гостей города - августейшей фамилии, православных иерархов. В августе 1896 г. собор посетил митрополит Сербский Михаил.
В соборе Святого благоверного князя Александра Невского находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страдающие параличом и другими недугами. Последнего настоятеля собора - Петра Алмазова - в годы советской власти несколько раз арестовывали. Наконец, в 1929 г. он был осужден и отправлен на Соловки, где и умер от тифа.
В начале 30-х гг. XX века собор был закрыт. Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 20-х годов, предусматривал снесение собора Александра Невского и возведение на его месте памятника вождю восстания ноября 1917 г. Этот проект ограничился разборкой шатров в конце 30-х годов. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье.
В 1991 г. собор был возвращен Русской православной церкви. В 1998 г. центральный придел собора освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.
Кроме того, в Нижнем Новгороде были построены еще пять церквей в честь благоверного князя: Сормовская при одноименном заводе, постройки 1883 г., при Мартыновской земской больнице, при дворянском институте, при втором детском приюте. Александро-Невская церковь в Ратманихе, закрытая в 1937 г., и храм рядом с железнодорожным вокзалом.
В Городце Нижегородской губернии, в Феодоровском монастыре на месте кельи, где было совершено пострижение в схимонашество святого Александра Невского с именем Алексия и где последовала его кончина, в 1798 г. был построен соборный храм в честь его имени. Храм к 1872 г. пришел в негодность, и к ноябрю 1882 г. был возведен новый собор. Главный придел во имя святого князя освящен в 1882 г. Правый придел во имя преп. Антония и Феодосия и левый придел во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они были освящены в 1883 г. Высота колокольни собора превышала 80 метров. В монастыре, кроме почитаемой Феодоровской иконы, была очень почитаема икона святого Александра Невского с частицей его мощей. В 20-х гг. XX века монастырь был закрыт. Колокольня взорвана в 1937 г. В настоящее время делаются некоторые попытки к возрождению разрушенного монастыря.
На Карельском перешейке сохранился и ныне действует храм Святого Александра Невского при Императорском санатории «Халила» (ныне «Сосновый Бор»). Выстроенный первоначально в дереве (1893 г., архитектор Е.Л. Лебурде), после пожара возведен в камне (1907 г., архитекторы Ю.Ф. Бруни и А.К. Шульман). В 1925-1939 гг. он был обращен в лютеранскую кирху, вновь действует с начала 1990-х гг.


Александро-Невский собор в Царицыне

Александро-Невский кафедральный собор в Самаре 1894 год. Снесен в 1935 году

Александро-Невский собор в Вятке. Не сохранился

В честь великого князя были построены многие храмы в западных землях России, в Прибалтике, в Восточной Польше, Финляндии, в Западной Европе.
Зачастую это были военные храмы и храмы-памятники, величественные кафедральные соборы или просто скромные городские и сельские церкви. Имя святого князя Александра олицетворяло собой присутствие в крае Императорской Русской армии и флота - Крепостной собор в Свеаборге (ныне г. Суоменлинна, Финляндия, архитектор К.А. Тон, 1850-1854 гг.), бывший частью военно-морской крепости императора Петра Великого, русского Балтийского флота.


Александро-Невский собор в Варшаве. (Не сохранился)

Величественный Александро-Невский собор (архитектор Л. Бенуа) был возведен в 1892 г. в центре Варшавы, рядом с Саксонским парком, в освящении его принимал участие св. прав. Иоанн Кронштадтский, предсказавший разрушение храма, которое последовало в 1920-е гг. Когда смущенный император Александр III узнал о словах пророка и высказал сомнение в необходимости постройки собора, св. прав, отец Иоанн, не колеблясь, подтвердил необходимость сооружения Варшавского Александро-Невского храма и благословил обязательно возвести собор, завершить стройку.


Александро-Невский собор в Таллине

Кафедральный собор в Ревеле (Таллинне), выстроенный на Вышгороде (Домберге) и доминирующий над всем городом, храм в Юрьеве (Тарту), выстроенный в 1910-х гг., собор в Двинске (Даугавпилсе) (1864 г., разрушен в начале 1960-х гг.), скромный храм-ротонда в самом центре Риги, на главной магистрали города, многочисленные полковые и приходские храмы, посвященные святому Александру Невскому, символизировали мощь православия и русское присутствие в Западном крае.


Александро-Невский собор в Париже

За пределам России величественные Александро-Невские храмы возвышались в Тбилиси, в Париже на рю Дарю (1859-1861 гг., архитекторы Р. Кузьмин и И. Штром). Поскольку православный храм в Париже имел большое значение для русских эмигрантов, покинувших Россию в 20-е гг. XX века, мы остановимся на нем несколько подробнее. По окончании войны 1812 г. последовал указ императора Александра I от 12 февраля 1816 г. об учреждении в Париже при Русской миссии церкви Греко-российского исповедания. К середине XIX века в Париже проживали, кроме 2 тысяч русских, православные болгары, сербы, греки. Крестообразный храм, высотой 48 метров был освящен 30 августа 1861 г. преосвященным Леонтием, епископом Ревельским (Таллинским). Он стал подлинным духовным центром русский эмиграции с 1922 г., когда епископ Евлогий перенес свою кафедру из Берлина в Париж. После событий 1917 г. собор Александра Невского стал местом приюта и безопасности во Франции. Эмигранты находили здесь место для утешения в разлуке со своей родиной. При храме многие вновь прибывшие искали своих родных и друзей, и, таким образом, в молитвенном общении друг с другом началось тяготение русских православных людей к храму. Храм был свидетелем личной, семейной и общественной жизни. В нем молились русские императоры, начиная с Александра I и до Николая II. Русские люди здесь крестились, молодые супруги провожали своих родственников в вечную жизнь. В храме отпевали митрополита Евлогия (Георгиевского) († 1946), Владимира (Тихонишого) († 1959), великого князя Алексея Александровича (†14.11.1908); совершались отпевания, панихиды у гроба до отправления в Петербург великих князей Бориса Владимировича († 12.11.1943), Андрея Владимировича († 3.11.1956), великого князя Гавриила Константиновича († 2.03.1955). В Александро-Невском соборе отпевали певца русской земли Ф.И. Шаляпина († 18.04.1938), писателей И.С. Тургенева († 7.09.1883), И.С. Шмелева († 28.06.1950), И.А. Бунина († 12.11.1953), академика И.Б. Струве († 20.02.1944), художника В.В. Кандинского († 16.12.1944), военачальников и многих других русских людей, когда-то служивших России и скончавшихся во Франции.
Строились храмы в Копенгагене (1881-1883 гг., архитектор Д. Гримм), Мангейме, Каннах, но, действующие и поныне, они олицетворяют духовную мощь и величие православной императорской России.

Говоря о почитании святого Александра Невского за границей, нельзя забывать храмов, посвященных русскому князю и принадлежавших другим православным церквям: это сербский православный храм в Белграде (1880-е годы), величественный храм в Софии в честь Александра Невского, главный храм Болгарской православной церкви.


Софийский кафедральный Александро-Невский собор. Фото конца XX века

Медаль в память освящения собора в Софии. 1924 год

Александро-Невский храм действует в Филлахе (Австрия). Основанный первоначально в лагере в годы Второй мировой войны русскими беженцами, этот скромный небогатый и не столь искусно украшенный храм, тем не менее, освящен в честь небесного покровителя русского воинства. Это не случайно. Поблизости от него - могилы русских воинов-казаков, выданных Сталину союзниками в 1945 г., посещаемые и почитаемые русским населением. С недавних пор о трагедии в Лиенце стало известно и многим в России.

Храм святого Александра Невского у Судных врат в Иерусалиме напоминает о присутствии России в Святой земле в начале XIX века и огромной работе Миссии и Палестинского общества по поддержанию здесь христианских святынь.


Александро-Невская церковь в Потсдаме

Действуют храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского, сооруженные русскими людьми, в рассеянии сущими, и далеко на Западе. Общее число зарубежных русских церквей (включая домовые) возросло к началу Первой мировой войны до сотни. Были среди них и храмы, посвященные святому Александру Невскому: интересным примером поисков самобытного пути в архитектуре, предшествующих созданию русско-византийского стиля, стало сооружение близ Потсдама, по инициативе Фридриха Вильгельма III и Николая I, церкви в память императора Александра I (1829); образцом собственно русско-византийского стиля является известный русский кафедральный собор в Париже (1861), в зрелых формах русского стиля была выстроена церковь в Копенгагене (1883), на родине императрицы Марии Федоровны - датской принцессы и супруги Александра III.


Александро-Невская церковь в Копенгагене

Отдельная большая тема - строительство русских храмов в русском зарубежье после 1917 г. Более двухсот больших и совсем маленьких церквей создали (и создают до сих пор) русские эмигранты на всех обитаемых континентах. Храм в эмиграции - это не только место молитвы, это центр, объединяющий людей разного положения и взглядов, это возможность сохранить свои духовные истоки и память о старой, безвозвратно ушедшей России. Именно в послереволюционном зарубежье (несмотря на все церковные расколы) целенаправленно и заботливо поддерживались традиции русского и неорусского стилей при строительстве и оформлении церковных зданий.
Красивый Александро-Невский храм в неорусском стиле (со свободной интерпретацией в традициях модерна) был построен в память кораблей Русской эскадры в Бизерте (Тунис) - в порту, куда после окончания Гражданской войны доплыла белая эскадра и где она была расформирована. В Ричмонде (штат Виргиния, США) местный Фонд святого Александра Невского выстроил небольшую церковь, посвященную этому святому (1961). Одноименный деревянный храм в другом американском городе - Лейквуде (штат Нью-Джерси) был первоначально возведен в 1936 г., а в 1960 г. значительно расширен и достроен. Но на этом история не закончилась. В начале 1990-х годов православные верующие Лейквуда соорудили и расписали новый 28-метровый (площадь 770 кв. м), златоглавый, каменный собор Александра Невского.

В селе Кистыш разрешение на освящение новопостроенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию.
24 августа 1841 г., с благословения архиепископа Владимирского Парфения, во Владимире состоялось освящение домовой церкви Александра Невского при пансионе мужской гимназии .


Кладбищенская церковь-часовня Александра Невского в с. Весь

В 1866 г. в селе Весь устроена кладбищенская церковь с престолом во имя св. благоверн. Вел. кн. Александра Невского, в память чудесного спасения Императора Александра II от смерти 4 апреля 1866 года.
В селе Ново-Александрово кирпичная церковь во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского была построена на средства прихожан и освящена 5 сентября 1871 г. в память избавления Государя императора Александра II от смертельной опасности – покушения Д. Каракозова на его жизнь 4-го Апреля 1866 г.
В 1878 г. на средства А.А. Соловьева была устроена домовая церковь при Киржачской учительской семинарии.
6 октября 1885 года была освящена Александро-Невская церковь при Шуйском Духовном Училище.


Церковь Александра Невского в Михалях

В нач. ХХ века была построена церковь Александра Невского в селе Михайловская Слобода (сейчас г. Суздаль).

Источник:
Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Соколов. – Н. Новгород, 2008. – 360 с.: ил.
Происхождение, рождение великого князя Александра Невского
Князь Александр Невский
Мощи Александра Невского
Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург
Чудеса святого князя Александра Невского
Иконография святого благоверного великого князя Александра

Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.05.2021)
Просмотров: 985 | Теги: невский, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru