Главная
Регистрация
Вход
Четверг
15.11.2018
19:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 537

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [972]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [35]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Протоиерей Рождественский Иван Васильевич, духовник царской семьи

Иван Васильевич Рождественский

Иван Рождественский — потомок рода церковнослужителей, основателем которого стал священник села Михайлово Суздальского уезда Анания Михайлов, родившийся при Петре Великом и служивший вплоть до 1780-х гг. Его внук Гавриил Харитонов занимал место дьячка в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Санниково Ковровской округи. Правнук Анании Василий Гавриилович, родившийся в 1791 году в Санниково, первым в роду получил фамилию Рождественский — по санниковскому Рождественско-Богородицкому храму.
Иван Васильевич Рождественский родился в селе Богоявленский погост (близ нынешнего поселка Пролетарский Гороховецкого района), Вязниковского уезда Владимирской губернии, 18 января 1815 года. Детство и учебные годы мальчика прошли при особых обстоятельствах. Рано лишился он матери и отец его, священник Василий Гаврилович овдовев, поступил в Рождественский монастырь , что при Архиерейском доме в гор. Владимире, где стал иеромонахом Вениамином; с отцом поселился там и мальчик Рождественский. Это обстоятельство не могло не иметь влияния на развитие Ивана Васильевича, особенно в нравственном отношении: посещая вместе с отцом очень часто церковные службы, он, чуткий ко всему прекрасному, полюбил богослужение, чему не мало помогло и то, что сам он, обладая хорошим голосом и слухом, лично принимал участие в качестве чтеца и певца. И впоследствии для Ивана Васильевича составляло величайшее удовольствие слушать прекрасное церковное пение: более 30 лет знаменитый хор придворных певчих своим стройным пением удовлетворял это желание Рождественского.
В те отдаленные времена на Владимирской кафедре находился преосвященный Парфений, который скоро обратил внимание на даровитого мальчика и приблизил его к себе, полюбил его и осыпал всякими милостями. Рождественский, как талантливый мальчик, в это время легко побеждал трудности тогдашнего учения и шел во главе своих сверстников как в Владимирском духовном училище, так и во Владимиpской духовной семинаpии.
В 1834 году инок Вениамин был назначен строителем Лукиановой пустыни в Александровском уезде, а в 1838-м ушел на покой и остаток дней прожил в Михаило-Архангельском монастыре в Юрьев-Польском.
В 1833 г., когда. И.В. исполнилось только 18 лет, он, как ученик богословия, уже был избран семинарским начальством для отправки в С.-Петербургскую Духовную Академию, в которую тогда же и поступил, в состав XII курса, вместе с Ф.М. Надеждиным и другими двумя товарищами. В академии И.В. Рождественский оказывал постоянно те же выдающиеся успехи и в 1837 году, 22 лет от роду, окончил высшее образование третьим магистром.
Для молодого ученого открывался широкий путь к известности, но И. В. избрал более скромный и более плодотворный: вскоре по окончании курса в академии он был назначен профессором в Рязянскую семинарию, где однако пробыл менее года и в августе 1838 г. был перемещен в Петербургскую семинарию на кафедру словесности; в 1839 г, временно преподавал он еще гражданскую историю, а в июле того же года совсем вышел из состава преподавателей семинарии. Причиной к этому было то, что тогда только что устроена была церковь при Дворянском полку, настоятелем которой и был определен И.В. Рождественский.
Церковь Дворянского полка находилась в отдаленной части Петербурга и И.В., уходя из семинарии на должность священника, и законоучителя в скромной среде военно-учебных заведений, обрекал себя на неизвестность; но он славы не искал, желая единственно мирно служить Богу и людям в звании священника и законоучителя. Рождественскому было только 25 лет, когда он принял священство, и директор Дворянского полка Н.Н. Пущин, известный своей заботливостью о благоустройстве вверенного ему заведения, при первой встрече с Иваном Васильевичем не скрыл от него, что находит его слишком молодым для такого ответственного поста, как служение пастыря и законоучителя. Это замечание несколько смутило скромного Рождественского и заставило его с первого шага отдаться избранному делу всей душой. И он скоро заставил говорить и думать о себе иначе. Любовь к молодым людям привлекла к нему их сердца и сделала их безусловно преданными ему, — внимательный директор удивился, как быстро все подчинилось пастырскому авторитету слишком молодого законоучителя, и, оставив всякое недоверие, сделался неизменным другом Ивана Васильевича и дружбу свою завещал в наследие своему семейству.

Весьма полезная деятельность И.В. Рождественского обратила на него внимание помощника главного начальника военно-учебных заведений, известного Л.И. Ростовцева и самого главного начальника. Великого Князя Михаила Павловича. Ростовцев особенно любил и уважал Ивана Васильевича: он брал его с собой в свои поездки для ревизии провинциальных военно-учебных заведений и придавал большое значение всем его замечаниям. В истории не только военно-учебных, но и всех заведении в России, не было законоучителя, который бы пользовался таким авторитетом у самого высшего своего начальства.
Известность, приобретенная педагогическою опытностью и пастырскою мудростью протоиерея И.В. Рождественского, еще увеличивалась вследствие блестящих пастырских речей, произносимых им ежегодно пред присягою вновь произведенных офицеров из всех военно-учебных заведений Петербурга с 40-го по 50-й год. Последняя речь, произнесенная в присутствии бывшего тогда Наследником престола, Цесаревича Александра Николаевича, произвела на Августейшего Слушателя такое сильное впечатление, что Он обратил внимание своего державного Родителя, Государя Императора Николая Павловича, на духовного оратора. Государь потребовал себе экземпляр всех произнесенных Иваном Васильевичем речей, принял их благосклонно и наградил даровитого проповедника.
Упомянутые речи составляют почти единственное литературное наследие, оставшееся после И.В. Рождественского. Он произносил их каждый год и своевременно эти речи печатались, — так, известны нам: „Речь новопроизведенным гг. офицерам из воспитанников Дворянского полка, произнесенная пред присягою их, священником Ив. Рождественским, сентября 12 дня 1841 года" и напечатанная в „Журнале для чтения воспитанников военно-учебных заведений" 1841 г., т. 34, Л: 133, стр. 7 — 15; такие же речи произносились и печатались и в последующие годы: августа 15 дня 1842 года — в „Журн. для чт. воспит. военно-учебн. завед.“ 1842 г. Все эти речи в 1850 году были собраны под заглавием — „Речи, говоренные при выпуске в офицеры воспитанников Дворянского полка с 1840 по 1850 год“ и тогда же напечатаны (Спб., тип. Военно-Учебных Заведений, 1850.).

В воспоминании известного военного писателя и ученого М.И. Венюкова находим объяснения того успеха педагогической деятельности Рождественского в Дворянском полку, благодаря которому он сделался известен в самых высших сферах Петербурга. «В эпоху 1840-х и начала 1850-х годов, говорит г. Венюков, встретить в военно-учебных заведениях воспитателя, который вносил бы в свои труды чувство любви к своим питомцам и был ими искренно любим и уважаем, было большою редкостью. И.В. Рождественский именно представлял подобную редкость. Видя, какому жесткому, чтоб не сказать жестокому, режиму приходится покоряться отрокам и юношам, он, по мере возможности, старался смягчить для них горечь такого удела осмыслением, в их глазах, теории кадетского воспитания. Отсюда его известное печатное «Письмо отца-офицера к сыну-кадету» и, где он объяснял и оправдывал главные черты кадетской педагогики. Но такой печатной защиты ему было мало: для примирения воспитанников с наложенными на них узами он употреблял постоянно живое слово. Кроме классов, где уроки его были так гуманны и занимательны, что их слушали со вниманием католики, лютеране и мусульмане, он часто посещал кадетов в ротах, особенно по вечерам, и тут всегда был окружаем толпою воспитанников всех возрастов, с которыми беседовал просто, как человек, без малейшего педагогического чванства, без догматического тона, без выговоров и поучений, с приветливою улыбкою на устах. Даже скептики, которым преподаваемый им предмет был вовсе не по душе, слушали его с увлечением, они, быть может, с большим увлечением, чем все остальные, потому что он анализировал всякого рода религиозные сомнения с ясностью и спокойствием философа–гуманиста». В 1845 — 1850 годах, когда учился Венюков, было, говорит он, «в Дворянском полку не мало юношей реалистов, которых свирепые ротные педагоги — палачи звали „подлецами — шимистами, что по формулам доходят до сотворения мира, а, следовательно, не верят в авторитеты". Вот с этими-то педагогами представлял поразительную разницу И.В. Рождественский, хотя ему то, казалось бы, по должности „пастыря душ", и следовало сурово загонять в стадо „заблудших овец". Но этого не было. В деле убеждений он знал только один педагогический прием — убеждение силою гуманно-настроенного чувства, а где можно и логики. От того так скоро обратил он на себя внимание Я. И. Ростовцева и других лиц, стоявших во главе кадетского образования и доставивших ему потом место преподавателя у Великих Князей. О преподавательском таланте его в классах я не говорю; слушать его уроки церковной истории было истинным удовольствием: ни тени ультрамонтанства и мистицизма, никаких риторических, напыщенных фраз, столь обычных у нашего духовенства, никаких упреков ученикам за неудачные ответы и одна спокойная, неумытная справедливость. И когда к почтенному законоучителю воспитанники его являлись на исповедь, так это бывала искренняя, чистая исповедь молодого сердца пред человеком, на честность которого можно было вполне положиться и которого совет об исправлении ошибок был всегда практичен, умен и доброжелателен".
Известность И.В. Рождественского, как опытного педагога, была так велика, что когда в Артиллерийском Училище законоучитель Н.Ф. Раевский оставил службу, а начальник училища барон И.Ф. Розен, будучи протестантом, не решился принять на себя лично выбор законоучителя и обратился по этому предмету за советом и указанием к Я.И. Ростовцеву, последний, указывая на Рождественского, в официальном ответе бар. Розену собственною рукою приписал: «... лучше этого священника, я думаю, нет и в России: очень счастлив быть Вам приятным». Иван Васильевич преподавал Закон Божий в училище не долго, с 1840 по 1849 год, но, несмотря на это, намять о нем живо сохранилась в умах и сердцах тех, которые ему были обязаны своим религиозным и нравственным образованием. И училище с уважением и признательностью вспоминает Ивана Васильевича за пользу, которую он принес воспитанникам училища. Влияние Рождественского на учащихся было громадное. И.В. был преподавателем строгим и воспитанники считали немыслимым когда-либо не быть готовыми к ответам из Закона Божия... Заслужить одобрение законоучителя считалось почетом, а вызвать его укор — стыдом, который ронял воспитанника и в собственном его мнении и в мнении товарищей.

Высшим признанием заслуг Рождественского было то, что Великая Княгиня Мария Николаевна, желая окружить своих детей выдающимися педагогами, призвала Ивана Васильевича к своему двору в 1859 г. С этого года жизнь и деятельность Ивана Васильевича были посвящены Царскому Семейству. Великая Княгиня почтила Рождественского таким же полным доверием, какое оказывал ему Ростовцев. В 1860 году Иван Васильевич был переведен к Большому Двору и стал преподавать Закон Божий Августейшим Детям незабвенного Государя Императора Александра Николаевича.
Счастливый любовью всех своих питомцев, И.В. Рождественский был осчастливлен вниманием и любовью всего Царского Дома. Государь Император Александр Николаевич призвал протоиерея Ивана Васильевича в 1865 году к присутствию в Св. Синод, и добрый пастырь, умудренный опытом жизни, хорошо знакомый с бытом и нуждами духовенства, всем доступный, явился в сонме высших иерархов, правящих нашей церковью, одним из деятельнейших членов. Духовенство всей России почитало его сильным представителем за себя, а Петербургское духовенство, близко знавшее его, особенно любило Ивана Васильевича.
Кроме указанных нами великих и ответственных обязанностей, И.В. исполнял множество и других, из коих для примера можно указать на следующие. В 1855 г. Государь Император, в отеческой заботливости о духовно-нравственном назидании православного русского народа, признавая полезным, при распространяющейся грамотности, усилить издания кратких и дешевых книг, в коих предлагалось бы простолюдинам чтение, утверждающее сердца в вере, в преданности Престолу и в благих нравах, Высочайше повелел учредить в Петербурге особый Комитет для издания таковых книг, под непосредственным руководством Св. Синода. В исполнение Высочайшего повеления 30 сентября 1855 г. и учрежден был означенный Комитет, в число членов которого был назначен и И.В. Рождественский.
При духовных академиях, по уставу 1814 года, учреждены были конференции, в состав которых входили, кроме ректора и ординарных профессоров, как внешние члены, „десять особ“ из духовенства, известных конференции со стороны просвещения, трудолюбия и готовности исполнять поручения, на них возлагаемые по рассмотрению книг, предназначаемых для учебного употребления, сочинений представляемых на ученые степени, по цензуре книг, обозрению семинарий и пр. В числе этих „десяти особ" с 1848 г. состоял при Петербургской Духовной академии и придворный протоиерей Иван Васильевич Рождественский; в 1862 г. по прошению он уволен был от этой должности, причем за 14-летнее усердное и полезное исполнение обязанностей по оной преподано ему было благословение Святейшего Синода.

Служив на всех поприщах общественной деятельности с особенным отличием, протоиерей Рождественский имел и награды отличные, доступные не многим избранникам из белого духовенства: митру, ордена — св. Анны 1-ой степени, св. Владимира 2-ой степени, св. Александра Невского с алмазными украшениями и иностранные ордена со звездами: греческий и португальский Спасителя.

В частной жизни своей Иван Васильевич отличался самою широкою благотворительностью. Рано лишившись жены и детей, он открыл свое любящее сердце для других. Многие бедные земляки и землячки его, оканчивавшие в Петербурге образование свое, пользовались постоянной его помощью. Во Владимирской семинарии, Петербургской академии, в женских училищах Царскосельском и Владимирском он учредил стипендии. Самым крупным и симпатичным пожертвованием его было открытие богадельни его имени для священно-церковно-служительских вдов и сирот в гор. Вязниках, Владимирской губернии. Пожертвование на это учреждение сделано было им в 1869 г., богадельня открыта в 1870 г., а в 1883 г. устроена при ней и церковь.

Благотворительная деятельность протоиерея И.В. Рождественского в Вязниках

Корреспонд. «Голоса» сообщает следующие известия из Вязников, Владимирской губ. В июле 1880 г. Вязники посетил протоиерей малой церкви зимнего дворца, Иоанн Васильевич Рождественский, уроженец погоста Богоявленского, Вязниковского уезда. Сколько известно, цель поездки о. протоиерея заключалась в том, чтоб лично осмотреть предположенный к покупке огромный каменный двухэтажный дом под помещение богадельни для духовенства. Слишком десять лет назад, как на средства о. протоиерея куплен превосходный деревянный дом для той же цели и вскоре тогда сформировался комплект призреваемых в числе около 25-ти человек, исключительно вдов и сирот духовенства. После того с каждым годом средства богадельни о. протоиереем были увеличиваемы, и вот, наконец, у него созрела мысль увеличить комплект призреваемых, как слышно, слишком на 60 человек, для чего потребовалось и помещение, более обширное. Таким образом, наше сиротствующее епархиальное духовенство и исключительно вдовы и сироты в лице п. Протоиерея Рождественского нашли редкого благотворителя, так как призреваемые в богадельне достаточно обеспечены полным содержанием. Слышно, что при богадельне будет устроена и церковь.
При настоящем положении духовенства, когда, после сокращения причтов и приходов, осталось множество сирот совершенно бесприютных, которые прежде ютились около своих родственников, состоявших на службе, богадельня о. протоиерея Рождественского имеет громадное благотворительное значение и составляет, едва ли, не единственное в этом роде учреждение в России. Владимирская епархия и семинария много дали нашему отечеству людей высокого образования, прежде занимавших и теперь занимающих видные места в служебной иерархии, но еще никто из них так благородно и щедро не распорядился своими материальными средствами на пользу ближних, как маститый о. протоиерей И. В. Рождественский.
(«Моск. Церк. Вед.» № 33-й, за 1880 г.).

Хотя И.В. Рождественский никогда не отличался особенно крепким здоровьем, но при правильном образе жизни ему удалось дожить до преклонных лет. В начале декабря 1881 г. его посетила тяжкая болезнь. В постигшем несчастий приняли горячее участие не только многочисленные почитатели его в Петербурге, но и все Царственное Семейство, постоянно осведомляясь о ходе его болезни; много раз посещали его Великие Князья Сергей и Павел Александровичи и принцесса Ольденбургская Евгения Максимилиановна. Лучшие врачи Петербурга пользовали больного. Государь Александр Александрович, по своему благоволению к Ивану Васильевичу, назначил ему удобное помещение для летнего пребывания в Царском Селе. Летом 1882 г. И.В. действительно несколько укрепился, но с наступлением осени 22 сентября он вновь слег в постель и в 10-м часу утра 10-го октября 1882 года скончался. Члены Св. Синода попеременно совершали панихиды, а отпевание, вместе с членами Синода, в присутствии многих членов Царского Дома и многочисленных почитателей, совершил митрополит Исидор. И.В. Рождественский похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище.

/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 2-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Нарбеков Василий Васильевич (1855-1890) - преподаватель Владимирского епархиального женского училища. Родился в с. Большие Всегодичи.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (03.12.2016)
Просмотров: 595 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика