Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.10.2017
03:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [691]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковская Рождественская Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот

Рождественская богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот в гор. Вязниках

Присутствующий в Святейшем Синоде, придворный протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский возымел усердие учредить на собственный счет богадельню для призрения священно-церковно-служительских вдов и сирот в городе Вязниках, близ своей родины – Богоявленского Погоста. Заявив об этом желании своем Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому, благотворитель назначил на приобретении здания для богадельни пять тысяч рублей серебром с тем, чтобы купчая крепость была совершена на имя Владимирского Духовного Попечительства. Вследствие сего Высокопреосвященнейшим поручено было протоиерею местного собора Д.Ф. Певницкому, вместе с священником Флегонтом Лавровым приискать в городе Вязниках для покупки каменный дом, удобный для помещения богадельни. Но каменного дома в Вязниках не нашлось в продаже; а потому и приторгован был дом деревянный, принадлежащий купцу Калелейкину, за 3000 руб. серебром.
28 марта 1870-го года последовало Высочайшее соизволение на укрепление этого дома за Духовным Попечительством; при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно написать на всеподданнейшем докладе Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода: «согласенъ и благодарить Рождественскаго». 7 мая была совершена купчая крепость на покупку дома для богадельни.
1 июня 1870 г. последовало открытие богадельни.
К этому времени прибыл в Вязники Архипастырь, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Владимирский. По окончании литургии в градском соборе, совершенной Владыкой, открылось шествие, со святыми иконами, всего градского духовенства к зданию богадельни и при входе в оную встречено было самим Владыкою. Затем Владыка в сослужении всего духовенства, при многолюдном стечении народа, наполнявшего не только все помещение богадельни, но и двор и все пространство улицы против нее, совершил молебствие Спасителю и Божией Матери с водоосвящением и окропил святой водой все комнаты богадельни. После сего священником Флегонтом Лавровым, определенным на должность попечителя ново-учрежденной богадельни, произнесена была следующая речь:

«Почтенное Собрание!
В настоящие минуты мы предстоим и молимся не в доме роскоши и богатства, но в доме милосердия, устроенном для призрения, гонимых бедностью и нищетой, вдов и сирот духовного звания.
Бедность и нищета есть зло для всякого человека и зло немалое. Но из всех сословий едва ли кого так сильно преследует бедность, как вдов и сирот служителей церкви. Благородное сословие оставляет своим вдовам и сиротам недвижимые имущества, сословие торгующих – капиталы, землевладельцы – дома, усадьбы и возделанные земли: а служители церкви, вполне преданные своему священному долгу, что могут скопить и передать осиротевшим своим семействам? Духовенство, за не многими исключениями, положительных средств к своему содержанию не имеет; главный источник его содержания – доброхотные жертвы. Но кто не знает, в какой они находятся зависимости от переменчивого усердия прихожан. Которые по нужде и произволу нередко сокращают их, не взирая на возрастающие нужды служителя церкви?..
Служители церкви доброхотными жертвами должны пропитывать себя и свои семейства, строить, поддерживать свои дома, устроят дочерей и последние средства свои истощат на содержание в учебных заведениях своих сыновей. От милостыни, раздробляемой на столько нужд, служителю церкви трудно уберечь какие-либо крохи для семейства, в случае своей смерти. Вдовы и сироты духовного звания не только не наследуют от своих умерших мужей и отцов насущного хлеба,- но даже и земли, на которой был построен родной их дом; и она по закону должна перейти к состоящему на действительной службе священно-церковно-служителю. При старом порядке вещей, когда дозволялась сдача и утверждение за сиротами священно и церковно-служительских мест, этим снисхождением много облегчалось сиротское горе; теперь наступил новый порядок, вполне справедливый и во многих отношениях благодетельный, но крайне не выгодный для существующих сирот тем, что воспрещая для них сдачу и утверждение мест, лишает их возможности удержать даже землю под родным своим домом и оставляет их и без наследственного хлеба, и без крова.
Для облегчения бедственного положения вдов и сирот духовенства в настоящее время, трудно найти средство более разумное и вполне соответствующее цели, как устройство для них Богоугодного, совокупного жительства. По милости Божией, для призрения вашего, вдовы и сироты, оно здесь устроено: да узрят нищии и возвеселятся, да взыщут Бога и жива будет душа их. Слово Божие учит: истинная вдовица и одинокая уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь (1 Тим. V, 5). Докажите же своим кротким и Богобоязненным поведением, что вы стоите этого дара милосердия Божия; горяча и усердна должна быть ваша молитва за незабвенного учредителя сего тихого и спокойного пристанища, сего не тесного и не бедного крова, а также за попечительное начальство и за всех состраждущих вашей бедности.
Любовь к ближним и сострадание к бедным, доказываемое самым делом, необходимы для христианина. Благотворения и общения не забывайте, говорит Апостол христианам из Иудеев, таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. XIII, 16). Без любви к ближним, без благотворительности бедным, какие бы мы ни приносили жертвы Богу, для нас не возможно душевное спасение; блаженни милостви яко тии помиловании будут.
Будем надеяться, что благотворительность христианская, положившая основание сему приюту, а может быть и благотворительность других лиц, не замедлят развиться к полному упрочнению и расширению сего приюта, что он будет началом и образцом для других подобных приютов бедности в пределах наших, во славу Божию и для блага наших ближних».

По окончании речи возглашено было протодиаконом многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Антонию и учредителю богадельни. После сего Владыка благословил святым крестом и окропил святою водою сирот, принятых для призрения в богадельню.
Высокое благотворение, оказанное к бедствующей братии родного края досточтимым учредителем покойного и удобного приюта. Внимание к новоучреждаемому заведению со стороны Архипастыря, почтившего своим присутствием открытие его, речь произнесенная попечителем богадельни, вполне соответствовавшая общему настроению собрания, производили на всех глубоко-трогательное впечатление. Не только призреваемые сироты, но и посторонние, сочувствующие доброму делу, молились за незабвенного благодетеля с искренним усердием и непритворными слезами благодарности.
По совершении освящения богадельни, старостой Вязниковского Казанского собора купцом Михаилом Григорьевичем Таракановым предложен был в доме его обеденный стол, на котором возглашен был тост и за здоровье виновника торжества – учредителя богадельни. Для призреваемых же в самом здании богадельни приготовлена была скромная трапеза. Почтенный староста, желая выразить свое сочувствие к положению вдов и сирот духовного звания, изъявил усердие пожертвовать из собственных средств в пользу ново-учрежденной богадельни 300 руб. серебром.

Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот, учрежденная о. Протоиереем И.В. Рождественским, по своему устройству и удобствам, какие будут представлены в ней призреваемых, бесспорно есть первое из таковых заведений в нашей епархии. Сколько нам известно, лучшей из богаделен для сирот духовного звания доселе была Бабуринская, названная так по имени учредителя ее, купца Никандра Александровича Бабурина, в селе Иванове Шуйского уезда, при Покровской церкви. Призреваемые в ней сироты пользуются, сверх помещения, еще отоплением и денежным пособием от 2 до 4 руб. серебром в год из процентов с капитала в 1300 руб. серебром, пожертвованного Ивановским купечеством и состоящего в 4 % государственном банком непрерывно-доходном билете. Богадельня И.В. Рождественского, кроме помещения и отопления, представляет сиротам самое необходимое. На отопление и освещение вместе с ремонтом дома даны будут учредителем средства – именно 3000 руб. серебром в 6 % билетах государственной комиссии погашения долгов. На пищу же, по распоряжению Архипастыря, будет выдаваемо вспоможение из сумм Духовного Попечительства, смотря по средствам его в тот или другой год. Сверх того, каждая призреваемая получает от богадельни кровать железную с тиковым матрасом, байковым одеялом и кожаной подушкой. Приготовлена для сирот и приличная мебель – столы, табуреты и гардеробы. Самое помещение светлое и просторное. Из деревянных домов, как по внутреннему расположению его и чистоте отделки, так и по наружному виду это один из лучших домов в городе. Он построен хотя и давно, но около 4-х лет назад обновлен и приведен в отличный вид, а в 1868 году внутри опять отделан заново, и находится на лучшей улице в городе (Благовещенской). В доме имеется 6 комнат, из которых 3 выходят окнами на улицу и 3 на двор; те и другие отделены теплым широким коридором. Сверх того в мезонине 2 просторные комнаты, каждая в 3 окна; одна также выходит на улицу, другая во двор. В мезонин ведет витая удобная лестница из коридора. Все комнаты в доме оштукатурены и оклеены шпалером. Двери дубовые, полированные; рамы также дубовые в три стекла; самые стекла в главных комнатах бёмские двойные, печи изразцовые; полы окрашены под парке. Весь дом обшит тесом и окрашен масляной краской кофейного цвета; крыт железом. С обеих сторон дома парадные крыльца; главное из них покрыто железным навесом, поддерживаемом двумя чугунными столбами.

Вновь открытая богадельня далеко не похожа на заведения этого рода, существующие в наших местах. Многие из них слишком неопрятны так, что иные, не имев случая видеть благоустроенных богаделен, по этим образцам представляют богадельню не иначе, как заведением, в котором неизбежны грязь и нечистота. Такие отзывы приходилось и нам слышать неоднократно. Многие в Вязниках высказывали суждение, что напрасно приобретается для богадельни дом, отделанный так изящно и при этом сожалели, что эта отделка останется не надолго, что скоро нельзя будет и узнать прежнего дома и проч. На это между прочим заметим: ужели для сирот, удостоенных призрения в богадельне, будет излишним приют светлый, покойный, устроенный с удобством и чисто отделанный? Напротив для них-то, быть может, это более необходимо, чем сколько думают. Если несомненно, что светлая обстановка и удобства помещения вообще действуют благоприятно на расположение духа, то можно судить, как это важно для людей, убитых несчастиями жизни! Пусть же сироты, призренные в таком покойном и светлом приюте, найдут здесь отраду в своих скорбях и, хотя сколько-нибудь, забудут свое сиротство и убожество. Но этого-то и не может доставить богадельня, убогая и неопрятная. Напротив, она непрестанно напоминала бы призреваемым в ней об их горьком положении. Что же касается до опасения, что здание богадельни будет содержаться неопрятно, то можем уверить, что это опасение напрасно. Заведение всегда может содержаться в чистоте и опрятности, потому что в средствах к тому недостатка не будет.

В дополнение к описанию новоучрежденного заведения прибавим еще следующее: при здании богадельни имеются две кухни, одна каменная – под домом, другая деревянная на дворе, в отдельном флигеле, все необходимое надворное строение и огород, в котором будут разводиться овощи для употребления сиротам. Все пространство земли занимаемой домом, надворным строением и огородом в длину 30 сажен, в ширину 13 саж. Сам дом имеет как в длину, так и ширину 7 сажен.
В богадельне может поместиться без стеснения до 25-ти человек. Согласно воле учредителя:
1) в ней будут призреваемы только лица женского пола; но до определения в училище или до 10-ти летнего возраста при матерях могут жить и дети мужского пола;
2) Богадельня находится в зависимости от Епархиального Преосвященного и Духовного Попечительства, особенно относительно выбора и определения лиц, их числа и главного надзора за ними;
3) Ближайшее же заведывание богадельнею и попечение об ее нравственном и материальном состоянии возложено на священника Вязниковского Казанского собора Флегонта Лаврова, при совещательно голосе в случае каких-либо недоумений местного протоиерея Певницкого;
4) В здании богадельни ежегодно имеет быть совершаемо молебствие о здравии учредителя ее в день его рождения или именин и в день открытия богадельни.

Приняты на жительство в новооткрытую богадельню следующие лица: города Владимира Борисоглебской церкви вдова священника Марья Павлова Сиротинская, 63-х лет; города Вязников Казанского собора вдова диакона Прасковья Васильевна Спасокукоцкая, 50 лет; села Станков бывшего пономаря вдова Анна Викторовна Ильинская 39 лет, при ней 4 детей не совершенно-летних; Муромского уезда Борисоглебского погоста заштатный диакон Иван Степанов Оранский 68 лет: жена его Александра Федорова 66 лет, при них 3 совершеннолетние дочери. Диакон Оранский помещен в богадельне в качестве надзирателя за домом, без всякого особенного за то вознаграждения…

Участие досточтимого о. протоиерея Иоанна Васильевича в положении бедного духовенства своей родины известно было и до сего времени по тем пожертвованиям, которыми ежегодно пользуются сироты, обучающиеся во Владимирской Семинарии и женском Епархиальном училище; а потому Владимирское духовенство издавна привыкло относиться к нему с особенным уважением и сочувствием. Учреждение богадельни есть новое благодеяние его к бедствующей братии, столько важное, что оно без сомнения сохранит навсегда, из рода в род, имя благотворителя в благодарной и молитвенной памяти служителей церкви не только здешней местности, но и всей Владимирской Епархии.
Дай Бог, чтобы редкий пример благотворительности Иоанна Васильевича нашел достойных подражателей, чтобы места призрения умножались не только для вдов и сирот духовного звания, но и для самих престарелых и немощных служителей церкви и для страждущих из всех классов общества, чтобы хотя дети или внуки наши дожили до того желанного времени, когда в каждом приходе, на всем пространстве обширного отечества нашего, будут устроены, в размерах соответственных потребности, приюты, богадельни и лечебницы.
Прот. Д. П-кий.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 12 (15 июня, 1870 г.).

Благотворительная деятельность протоиерея И.В. Рождественского в Вязниках

Корреспонд. «Голоса» сообщает следующие известия из Вязников, Владимирской губ. В июле 1880 г. Вязники посетил протоиерей малой церкви зимнего дворца, Иоанн Васильевич Рождественский, уроженец погоста Богоявленского, Вязниковского уезда. Сколько известно, цель поездки о. протоиерея заключалась в том, чтоб лично осмотреть предположенный к покупке огромный каменный двухэтажный дом под помещение богадельни для духовенства. Слишком десять лет назад, как на средства о. протоиерея куплен превосходный деревянный дом для той же цели и вскоре тогда сформировался комплект призреваемых в числе около 25-ти человек, исключительно вдов и сирот духовенства. После того с каждым годом средства богадельни о. протоиереем были увеличиваемы, и вот, наконец, у него созрела мысль увеличить комплект призреваемых, как слышно, слишком на 60 человек, для чего потребовалось и помещение, более обширное. Таким образом, наше сиротствующее епархиальное духовенство н исключительно вдовы и сироты в лице п. Протоиерея Рождественского нашли редкого благотворителя, так как призреваемые в богадельне достаточно обеспечены полным содержанием. Слышно, что при богадельне будет устроена и церковь.
При настоящем положении духовенства, когда, после сокращения причтов и приходов, осталось множество сирот совершенно бесприютных, которые прежде ютились около своих родственников, состоявших на службе, богадельня о. протоиерея Рождественского имеет громадное благотворительное значение и составляет, едва ли, не единственное в этом роде учреждение в России. Владимирская епархия и семинария много дали нашему отечеству людей высокого образования, прежде занимавших и теперь занимающих видные места в служебной иерархии, но еще никто из них так благородно и щедро не распорядился своими материальными средствами на пользу ближних, как маститый о. протоиерей И. В. Рождественский.
(«Моск. Церк. Вед.» № 33-й, за 1880 г.).

Богадельня находилась в ведении епархиального попечительства. Содержалась на % с капитала в 38000 руб., пожертвованного протоиереем Рождественским.
«Духовная Рождественская богадельня. Попечитель – о. протоиерей С.-Петербургской Владимирской церкви Леонид Никандрович Павловский. Совет богадельни: свящ. Андрей Яковлевич Розанов; свящ. Константин Александрович Веселовский; свящ. Иоанн Васильевич Крылов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891)
В 1899 году: «Председатель совета – прот. Нарбеков Михаил Ксенофонтович. Члены: Протоиерей Константин Александрович Веселовский; свящ. Иван Александрович Гусев; свящ. Александр Ильич Вознесенский».
В богадельне в 1897 г. было 49 вдов и девиц и 3 малолетних.
В 1903 г. призревалось 50 муж. и 10 жен. В ведении заштатного протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова.

Церковь при богадельне св. Иоанна Златоуста

Церковь при богадельне была освящена в 1883 г.
Престол в церкви был один – во имя св. Иоанна Златоуста.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
При церкви имелся особый священник и псаломщик. Священник получал от совета богадельни 150 руб. в год, квартиру и стол; псаломщик 36 руб. от церкви. Кроме этого, от служб и требоисправлений получалось до 160 руб. в год.
Прихода при церкви не было.

Слово при освящении церкви в богадельне для вдов и сирот духовного звания, произнесенное в гор. Вязниках Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским 7 августа 1883 года

Положение вдовствующих и сиротствующих лиц духовного звания нередко бывает крайне тяжело и горестно. Служители алтаря Господня, пользуясь во время жизни весьма скудными средствами содержания, едва достаточными для удовлетворения жизненным их потребностям, по смерти своей, не редко оставляют свои семейства совершенно необеспеченными в средствах содержания. Трудно и описать, как иногда бедствуют вдовы и сироты, остающиеся после лиц духовного звания. Это глубоко знал и понимал в Боге почивший, приснопамятный отец протоиерей Иоанн. Проникнутый христианскою любовью к неимущим и бедствующим ближним — особенно своего духовного звания, и горячо сочувствовавший горестному положению их, он возымел святое намерение на ниспосланные ему милостью Божией за его неусыпные и разнообразные труды средства обеспечить помещением и содержанием, по крайней мере, несколько вдовствующих и сиротствующих лиц духовного звания. И вот теперь мы видим полное осуществление его святого намерения. На средства, данные отцом протоиереем еще при жизни, устроен поместительный, прочный и удобный дом призрения для вдов и сирот духовного звания. Назначив еще при жизни некоторые средства на содержание призреваемых в богадельне, он не забыл их и на смертном одре, и — завещал в пользу их новые весьма значительные средства. А, так как лица, призреваемые здесь, остались после служителей алтаря Господня, родились и воспитались большей частью под сенью св. храмов, и так как храм Божий должен составлять первую потребность и главное утешение для них; то в сем доме призрения на средства основатели его устроен храм, который ныне и освящен благодатью Божией.
Сотвори, Господи, вечную память любвеобильному и многопопечительному о нуждах бедствующих ближних, почившему протоиерею Иоанну, и даруй ему обильное причастие вечных и неизреченных благ за великое дело благотворения, предпринятое им и ныне окончательно осуществленное на его средства!
Самое дело благотворения, совершенное в Боге почившим отцом протоиереем, заслуживает особенного внимания и достойно подражания.
Дела милосердия, или благотворения неимущим и бедствующим нашим ближним — это долг всякого христианина. Они составляют самое лучшее, самое угодное Господу проявление той святой любви к ближним, заповедь о которой вместе с любовью к Богу есть первая и большая в Законе. Обязанность благотворить понимает и чувствует в сердце своем всякий добрый христианин. Но мы, обыкновенно, оказываем благотворения неимущим и бедствующим — каждому отдельно, и притом в самых незначительных размерах, так что они никогда не сознают себя обеспеченными в содержании, и, употребивши на свое содержание в известный день полученные ими благотворения, на другой день должны снова идти искать благотворителей и обращаться к ним за милостыней. Понятно, что положение неимущих и бедствующих, несмотря на то, что добрые христиане не оставляют их своими благотворениями, бывает крайне тяжело. Жизнь их проходит в искании благотворителей и хождении за милостынею. Они чужды бывают самого вожделенного человеческого блага — спокойствия, не имеют времени заняться теми трудами, к которым способны, не могут исполнять весьма многих обязанностей своих по отношению к церкви, к ближним, к своим семействам и к собственной своей душе. Вот почему в Боге почивший отец протоиерей возымел святое желание и постарался вполне обеспечить средствами содержания хотя несколько вдовствующих и сиротствующих духовного звания, которым, как происходящим от достойных всякого почтения служителей алтаря Господня, особенно неуместно ходить за милостыней. Такой род благотворительности, пример которой показал в Боге почивший о. протоиерей, вполне сообразен с заповедью Божией, по которой мы должны любить ближних, как самих себя, и с самым свойством христианской любви, которая жаждет сделать, сколько возможно, более добра ближним, и достоин общего подражания. Всякому доброму и сердобольному христианину, которому Господь посылает обильные жизненные средства, следовало бы стремиться к возможному обеспечению средствами жизни хотя нескольких бедствующих ближних. Это, скажут, возможно только для весьма немногих из христиан. Совершенно справедливо, ответим мы; но то, что весьма трудно для одного христианина, то легко и удобно для многих христиан. Если бы усердствующие к неимущим и бедствующим ближним соединялись между собою и совокупляли свои средства, назначенные ими на дела благотворения, если бы таким образом составлялись общества благотворительности, то подобные общества могли бы обеспечивать средствами содержания многих неимущих и бедствующих лиц. Примеры таких обществ и существуют, но преимущественно только в больших и богатых городах. Если бы общества благотворительные проникли и в малые города и села, то они могли бы принести такую пользу неимущим и бедствующим, какой теперь мы и вообразить не можем.
Но обратимся к первому и главному предмету нынешнего нашего торжества, — к храму Божию, ныне освященному. Для вас, призреваемые в сем доме, главным образом устроен храм, освящение которого мы ныне торжествуем. Ходите же в него всякий раз, когда будет совершаться в нем богослужение, с готовностью и духовным веселием. Для вас, испытавших тяжкие скорби в жизни и до сих пор носящих в сердце своем грусть вдовства и сиротства, должно быть лучшим утешением и первым наслаждением посещать столь близкий к вам храм Божий, чтобы здесь предстать лицу Божию, исповедать пред Господом ваши скорби и нужды, излить пред Ним чувства веры, надежды и любви. Стойте и пребывайте в храме благоговейно и внимательно. Помните, что в храме Господь особенно присутствует своею благодатью, что Он взирает на вас, читает в ваших сердцах, и бойтесь прогневлять Его в храме житейскими заботами и думами о чем-либо земном. У вас не может и не должно быть столько житейских забот, сколько у людей, имеющих свои дома, обязанных житейскими и общественными делами. Поэтому, если кому, то вам грешно во храме Божием предаваться каким-либо земным помышлениям и житейским заботам, и забывать о Господе. Старайтесь во храме со всем усердием молиться Господу. Молитва в храме может быть сильнее и действеннее молитвы домашней. Здесь молитва ваша освящается и очищается благодатью Св. Духа, особенно действующею в храме. Здесь она соединяется с бескровною жертвою и в благоухании ее возносится на небо. Молитесь Господу о спасении вашем, о прощении ваших грехов, о благодатном содействии вам преуспевать в добродетелях, о здравии и спасении ближних и о вечном упокоении раба Божия протоиерея Иоанна, устроившего для вас дом призрения и обеспечившего вас средствами содержания.
Надеемся, что и обитатели града сего отнесутся с сочувственною радостью к устройству и освящению храма сего, в котором будут возноситься молитвы о мире всего мира и о благосостоянии града сего, будет приноситься бескровная жертва о здравии и спасении как всех православных христиан, так и в частности здешних граждан. И да не оставят они своим усердием и попечением вместе с другими градскими храмами и сего малого храма Божия! Аминь.

Рождественская Вязниковская богадельня и освящение в ней храма

В числе многих, в недавнее последнее время почивших высоких лиц нашей Церкви и нашего Отечества, Владимирская Епархия с особым чувством и правом оплакала смерть приснопамятного о. Протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского, своего земляка, скончавшегося 10-го октября 1882 года. В нем, как писало нам, по случаю смерти его, одно солидно служащее в Св. Синоде лицо, если все белое духовенство наше лишилось в своих нуждах опытнейшего ходатая, то Владимирское — любвеобильнейшего, во всяком добром деле, руководителя и пособника. При всей своей многосложной и многотрудной службе Иоанн Васильевич находил возможность бывать на несколько дней и на своей родине. Отдохнуть, и, так сказать, по-детски хотелось ему подумать и почувствовать здесь. Но разные представления, просьбы законные и незаконные, лезущая всегда к нему беднота стесняли его и на родине. И он порадуется, бывало, на хорошее житье одних своих земляков, глубоко погорюет с бедным житьем других, и поможет им, укорит неразумного, могущего быть благоразумным, пожурит забывшегося, погрозится крепко на сутягу и нетрезвого, а поедет, как и приехал, не высящимся каким либо лицом, а простейшим земляком, все знающим и помнящим, нашим Иоанном Васильевичем.
И при кончине своей, среди многочисленных, как оказывается, благодеяний разным лицам, местам и учреждениям, и духовного и светского ведомства нам землякам Иоанн Васильевич оказал особую любовь и память. Учредивши четыре стипендии в нашем Епархиальном женском Училище и еще вторую при нашей духовной Семинарии, он закрепил пожертвованием 30 000 руб. существование на вечное время основанной им в Вязниках в 1869 году богадельни для вдов и сирот духовного звания.
В ноябре 1868 г. о. Иоанн Васильевич писал местному Преосвященному, что он предположил учредить в гор. Вязниках, близь своей родины (пог. Богоявленский, в 17 верстах от Вязников), богадельню для бедных вдов и сирот духовного звания. Первые предположения учредителя были следующие: 1) купить на его средства в гор. Вязниках дом; 2) купчую совершить на имя Владимирского духовного Попечительства; 3) на первый раз дать приют для 10 — 12 лиц вдов и сирот; 4) до определения в Училище, или до 10 л. возраста при матерях жить и детям мужеского пола; 5) содержание призреваемых, до времени, должно быть от их собственных трудов, при пособия Попечительства, — но отопление дома, освещение и ремонт на средства учредителя, которым тогда же на покупку дома было дано 5 000 руб. Дом был куплен на большой Благовещенской, гор. Вязников, улице, надлежащим образом он приспособлен для цели призрения. Богадельня открыта, и в 1871 году учредителем на содержание ее отпущено еще 4 000 руб. На первый раз в богадельне получили приют 13 человек; но уже в 1873 г. призреваемых стало 28, богадельня в тогдашнем ее виде стала тесна, и так как вначале куплен был для нее дом деревянный, с течением времени требовавший большого ремонта, то учредитель задумал построить на месте старого и тесного дома новый каменный, при чем, чтобы иметь простор для постройки каменного обширного дома, и обеспечить его усадьбой, куплен был соседний с богадельней дом, и по сломке постепенно того и другого дома в 1881 г., когда в богадельне жило уже 34 человека, приступлено было к постройке нового каменного дома, на что в том же году отпущено учредителем 5 000 руб. и в 1882 г. 3 000 р.; к ним прибавились еще деньги, вырученные по продаже прежде бывших домов. Постройка для богадельни нового каменного дома Епархиальным Начальством была поручена особому Комитету, составленному из постоянно трудившегося по учреждению и устройству богадельни, со времени основания ее, Вязниковского о. протоиерея Ф. И. Лаврова, имевшего особое доверие от учредителя, и игумена Вязниковского монастыря о. Германа с священником М. Нарбековым. Комитет видимо энергически и толково вел постройку. В 1882 году было готово двух-этажное здание для богадельни в 8 саж. длины, по улице, и в 11 саж. ширины, в котором для помещения призреваемых, при значительно обширном коридоре, устроено 9 просторных, высоких и светлых комнат и особая кухня. Сверх того, здесь же — в верхнем этаже, особым попечением Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, согласно известной ему мысли учредителя богадельни, устроена и домовая церковь в честь святителя Иоанна Златоуста, которому учредитель был тезоименит. В общем и в частностях в настоящем своем виде Рождественская Вязниковская богадельня представляет собою одно из лучших в Вязниках зданий и своей цели отвечает как нельзя более. Жаль, что Господь не судил учредителю богадельни дожить до такого обширного и основательного устройства его благого дела, к которому он прилагал свои заботы и средства в течение 14 лет. Но и по смерти своего учредителя богадельня не осталась без его попечения, так как на содержание ее им завещан на вечное время капитал в 30 000 руб., и сверх сего его душеприкащиком С.- Петербургским о. протоиереем Л. А. Павловским выслано в богадельню: 1000 руб. на церковный иконостас, в 3-х экземплярах богатая ризница и другие св. одежды, а также серебро-позлащенная высокой работы священная утварь.
Открытие богадельни в новом здании и освящение в ней церкви происходило 7 августа и совершено было Высокопреосвященнейшим Архипастырем Феогностом, нарочито отправлявшимся для сего в Вязники, несмотря на крайне неудобное для поездки туда по железной дороге из Владимира ночное время. В 4 часу утра Архипастырь прибыл в Вязники с кафедральным о. протоиереем М.И. Жудро, протоиереем А.И. Сервицким и с небольшим количеством певчих. Кто сумел, успел отдохнуть до времени службы, — нам же, по беглом осмотре богадельни, захотелось пройти по городу, и — недаром. 7 числа — в Воскресенье — в Вязниках базарный день; не диво было увидеть на базаре рыбу, которая в р. Клязьме при Вязниках обыкновенно успешно ловится, — но стало для нашего времени в своем роде дивом, когда, прошедши все базарные ряды, мы не увидали на базаре ни одной рыбки. Дело объяснилось тем, что теперь Успенский пост и рыбу на базаре не продают. Добронравные, подумалось нам, Вязники, хотя и не хорошо в них то, что держат базары по воскресным дням. Но все Вязники или Вязниковцы сказались уже вполне светлым утром, когда наступило время богослужения Владыки. От Благовещенского монастыря, в котором Владыка имел пребывание, и до здания богадельни, в которой имели совершиться освящение храма и за тем Литургия, все пространство большой Благовещенской улицы было усеяно народом, поистине благоговейно дожидавшимся приезда Владыки в богадельню, а в самой богадельне, не только церковь, но и каждое мало-мальски удобное местечко, были заняты молящимися. Освящение храма имело ту особую торжественность, что св. мощи были поставлены в соборе и за ними в собор и с ними из собора с крестным ходом шествовал сам Архипастырь, на которого Вязниковцы, выражаясь их словами, «со слезами нагляделись». За Литургией, во все продолжение которой масса народа, не могущая вместиться в богадельне, стояла на улице, была, прочитана заупокойная эктения о приснопамятном рабе Божием протоиерее Иоанне, Высокопреосвященнейшим Архипастырем сказано было слово; в конце Литургии была совершена лития о покойном учредителе богадельни.
После обеда, который был у постоянного строителя и устроителя богадельни о. Ф. И. Лаврова, Высокопреосвященный Владыка осматривал старый и новый богатейшие Вязниковские соборы, и во всех подробностях богадельню и уже в 5 часу дня возвратился в Благовещенский монастырь, в котором в 6 часов предстояло продолжительное служение всенощного бдения к имеющему на утро совершиться новому освящению в монастыре храма.
В настоящее время для богадельни попечительством составлен и Его Высокопреосвященством утвержден особый устав, которым число призреваемым в богадельне полошено 50 человек и определяется как внешняя, так и внутренняя жизнь богадельни.
С — кий.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1883 года).
Протоиерей Рождественский Иван Васильевич
Город Вязники
Вязниковская земская больница
Вязниковское духовное училище
Вязниковская женская гимназия
Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (15.10.2016)
Просмотров: 286 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика