Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
00:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковская Рождественская Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот

Рождественская богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот в гор. Вязниках

Присутствующий в Святейшем Синоде, придворный протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский возымел усердие учредить на собственный счет богадельню для призрения священно-церковно-служительских вдов и сирот в городе Вязниках, близ своей родины – Богоявленского Погоста. Заявив об этом желании своем Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому, благотворитель назначил на приобретении здания для богадельни пять тысяч рублей серебром с тем, чтобы купчая крепость была совершена на имя Владимирского Духовного Попечительства. Вследствие сего Высокопреосвященнейшим поручено было протоиерею местного собора Д.Ф. Певницкому, вместе с священником Флегонтом Лавровым приискать в городе Вязниках для покупки каменный дом, удобный для помещения богадельни. Но каменного дома в Вязниках не нашлось в продаже; а потому и приторгован был дом деревянный, принадлежащий купцу Калелейкину, за 3000 руб. серебром.
28 марта 1870-го года последовало Высочайшее соизволение на укрепление этого дома за Духовным Попечительством; при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно написать на всеподданнейшем докладе Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода: «согласенъ и благодарить Рождественскаго». 7 мая была совершена купчая крепость на покупку дома для богадельни.
1 июня 1870 г. последовало открытие богадельни.
К этому времени прибыл в Вязники Архипастырь, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Владимирский. По окончании литургии в градском соборе, совершенной Владыкой, открылось шествие, со святыми иконами, всего градского духовенства к зданию богадельни и при входе в оную встречено было самим Владыкою. Затем Владыка в сослужении всего духовенства, при многолюдном стечении народа, наполнявшего не только все помещение богадельни, но и двор и все пространство улицы против нее, совершил молебствие Спасителю и Божией Матери с водоосвящением и окропил святой водой все комнаты богадельни. После сего священником Флегонтом Лавровым, определенным на должность попечителя ново-учрежденной богадельни, произнесена была следующая речь:

«Почтенное Собрание!
В настоящие минуты мы предстоим и молимся не в доме роскоши и богатства, но в доме милосердия, устроенном для призрения, гонимых бедностью и нищетой, вдов и сирот духовного звания.
Бедность и нищета есть зло для всякого человека и зло немалое. Но из всех сословий едва ли кого так сильно преследует бедность, как вдов и сирот служителей церкви. Благородное сословие оставляет своим вдовам и сиротам недвижимые имущества, сословие торгующих – капиталы, землевладельцы – дома, усадьбы и возделанные земли: а служители церкви, вполне преданные своему священному долгу, что могут скопить и передать осиротевшим своим семействам? Духовенство, за не многими исключениями, положительных средств к своему содержанию не имеет; главный источник его содержания – доброхотные жертвы. Но кто не знает, в какой они находятся зависимости от переменчивого усердия прихожан. Которые по нужде и произволу нередко сокращают их, не взирая на возрастающие нужды служителя церкви?..
Служители церкви доброхотными жертвами должны пропитывать себя и свои семейства, строить, поддерживать свои дома, устроят дочерей и последние средства свои истощат на содержание в учебных заведениях своих сыновей. От милостыни, раздробляемой на столько нужд, служителю церкви трудно уберечь какие-либо крохи для семейства, в случае своей смерти. Вдовы и сироты духовного звания не только не наследуют от своих умерших мужей и отцов насущного хлеба,- но даже и земли, на которой был построен родной их дом; и она по закону должна перейти к состоящему на действительной службе священно-церковно-служителю. При старом порядке вещей, когда дозволялась сдача и утверждение за сиротами священно и церковно-служительских мест, этим снисхождением много облегчалось сиротское горе; теперь наступил новый порядок, вполне справедливый и во многих отношениях благодетельный, но крайне не выгодный для существующих сирот тем, что воспрещая для них сдачу и утверждение мест, лишает их возможности удержать даже землю под родным своим домом и оставляет их и без наследственного хлеба, и без крова.
Для облегчения бедственного положения вдов и сирот духовенства в настоящее время, трудно найти средство более разумное и вполне соответствующее цели, как устройство для них Богоугодного, совокупного жительства. По милости Божией, для призрения вашего, вдовы и сироты, оно здесь устроено: да узрят нищии и возвеселятся, да взыщут Бога и жива будет душа их. Слово Божие учит: истинная вдовица и одинокая уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь (1 Тим. V, 5). Докажите же своим кротким и Богобоязненным поведением, что вы стоите этого дара милосердия Божия; горяча и усердна должна быть ваша молитва за незабвенного учредителя сего тихого и спокойного пристанища, сего не тесного и не бедного крова, а также за попечительное начальство и за всех состраждущих вашей бедности.
Любовь к ближним и сострадание к бедным, доказываемое самым делом, необходимы для христианина. Благотворения и общения не забывайте, говорит Апостол христианам из Иудеев, таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. XIII, 16). Без любви к ближним, без благотворительности бедным, какие бы мы ни приносили жертвы Богу, для нас не возможно душевное спасение; блаженни милостви яко тии помиловании будут.
Будем надеяться, что благотворительность христианская, положившая основание сему приюту, а может быть и благотворительность других лиц, не замедлят развиться к полному упрочнению и расширению сего приюта, что он будет началом и образцом для других подобных приютов бедности в пределах наших, во славу Божию и для блага наших ближних».

По окончании речи возглашено было протодиаконом многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Антонию и учредителю богадельни. После сего Владыка благословил святым крестом и окропил святою водою сирот, принятых для призрения в богадельню.
Высокое благотворение, оказанное к бедствующей братии родного края досточтимым учредителем покойного и удобного приюта. Внимание к новоучреждаемому заведению со стороны Архипастыря, почтившего своим присутствием открытие его, речь произнесенная попечителем богадельни, вполне соответствовавшая общему настроению собрания, производили на всех глубоко-трогательное впечатление. Не только призреваемые сироты, но и посторонние, сочувствующие доброму делу, молились за незабвенного благодетеля с искренним усердием и непритворными слезами благодарности.
По совершении освящения богадельни, старостой Вязниковского Казанского собора купцом Михаилом Григорьевичем Таракановым предложен был в доме его обеденный стол, на котором возглашен был тост и за здоровье виновника торжества – учредителя богадельни. Для призреваемых же в самом здании богадельни приготовлена была скромная трапеза. Почтенный староста, желая выразить свое сочувствие к положению вдов и сирот духовного звания, изъявил усердие пожертвовать из собственных средств в пользу ново-учрежденной богадельни 300 руб. серебром.

Богадельня для священно-церковно-служительских вдов и сирот, учрежденная о. Протоиереем И.В. Рождественским, по своему устройству и удобствам, какие будут представлены в ней призреваемых, бесспорно есть первое из таковых заведений в нашей епархии. Сколько нам известно, лучшей из богаделен для сирот духовного звания доселе была Бабуринская, названная так по имени учредителя ее, купца Никандра Александровича Бабурина, в селе Иванове Шуйского уезда, при Покровской церкви. Призреваемые в ней сироты пользуются, сверх помещения, еще отоплением и денежным пособием от 2 до 4 руб. серебром в год из процентов с капитала в 1300 руб. серебром, пожертвованного Ивановским купечеством и состоящего в 4 % государственном банком непрерывно-доходном билете. Богадельня И.В. Рождественского, кроме помещения и отопления, представляет сиротам самое необходимое. На отопление и освещение вместе с ремонтом дома даны будут учредителем средства – именно 3000 руб. серебром в 6 % билетах государственной комиссии погашения долгов. На пищу же, по распоряжению Архипастыря, будет выдаваемо вспоможение из сумм Духовного Попечительства, смотря по средствам его в тот или другой год. Сверх того, каждая призреваемая получает от богадельни кровать железную с тиковым матрасом, байковым одеялом и кожаной подушкой. Приготовлена для сирот и приличная мебель – столы, табуреты и гардеробы. Самое помещение светлое и просторное. Из деревянных домов, как по внутреннему расположению его и чистоте отделки, так и по наружному виду это один из лучших домов в городе. Он построен хотя и давно, но около 4-х лет назад обновлен и приведен в отличный вид, а в 1868 году внутри опять отделан заново, и находится на лучшей улице в городе (Благовещенской). В доме имеется 6 комнат, из которых 3 выходят окнами на улицу и 3 на двор; те и другие отделены теплым широким коридором. Сверх того в мезонине 2 просторные комнаты, каждая в 3 окна; одна также выходит на улицу, другая во двор. В мезонин ведет витая удобная лестница из коридора. Все комнаты в доме оштукатурены и оклеены шпалером. Двери дубовые, полированные; рамы также дубовые в три стекла; самые стекла в главных комнатах бёмские двойные, печи изразцовые; полы окрашены под парке. Весь дом обшит тесом и окрашен масляной краской кофейного цвета; крыт железом. С обеих сторон дома парадные крыльца; главное из них покрыто железным навесом, поддерживаемом двумя чугунными столбами.

Вновь открытая богадельня далеко не похожа на заведения этого рода, существующие в наших местах. Многие из них слишком неопрятны так, что иные, не имев случая видеть благоустроенных богаделен, по этим образцам представляют богадельню не иначе, как заведением, в котором неизбежны грязь и нечистота. Такие отзывы приходилось и нам слышать неоднократно. Многие в Вязниках высказывали суждение, что напрасно приобретается для богадельни дом, отделанный так изящно и при этом сожалели, что эта отделка останется не надолго, что скоро нельзя будет и узнать прежнего дома и проч. На это между прочим заметим: ужели для сирот, удостоенных призрения в богадельне, будет излишним приют светлый, покойный, устроенный с удобством и чисто отделанный? Напротив для них-то, быть может, это более необходимо, чем сколько думают. Если несомненно, что светлая обстановка и удобства помещения вообще действуют благоприятно на расположение духа, то можно судить, как это важно для людей, убитых несчастиями жизни! Пусть же сироты, призренные в таком покойном и светлом приюте, найдут здесь отраду в своих скорбях и, хотя сколько-нибудь, забудут свое сиротство и убожество. Но этого-то и не может доставить богадельня, убогая и неопрятная. Напротив, она непрестанно напоминала бы призреваемым в ней об их горьком положении. Что же касается до опасения, что здание богадельни будет содержаться неопрятно, то можем уверить, что это опасение напрасно. Заведение всегда может содержаться в чистоте и опрятности, потому что в средствах к тому недостатка не будет.

В дополнение к описанию новоучрежденного заведения прибавим еще следующее: при здании богадельни имеются две кухни, одна каменная – под домом, другая деревянная на дворе, в отдельном флигеле, все необходимое надворное строение и огород, в котором будут разводиться овощи для употребления сиротам. Все пространство земли занимаемой домом, надворным строением и огородом в длину 30 сажен, в ширину 13 саж. Сам дом имеет как в длину, так и ширину 7 сажен.
В богадельне может поместиться без стеснения до 25-ти человек. Согласно воле учредителя:
1) в ней будут призреваемы только лица женского пола; но до определения в училище или до 10-ти летнего возраста при матерях могут жить и дети мужского пола;
2) Богадельня находится в зависимости от Епархиального Преосвященного и Духовного Попечительства, особенно относительно выбора и определения лиц, их числа и главного надзора за ними;
3) Ближайшее же заведывание богадельнею и попечение об ее нравственном и материальном состоянии возложено на священника Вязниковского Казанского собора Флегонта Лаврова, при совещательно голосе в случае каких-либо недоумений местного протоиерея Певницкого;
4) В здании богадельни ежегодно имеет быть совершаемо молебствие о здравии учредителя ее в день его рождения или именин и в день открытия богадельни.

Приняты на жительство в новооткрытую богадельню следующие лица: города Владимира Борисоглебской церкви вдова священника Марья Павлова Сиротинская, 63-х лет; города Вязников Казанского собора вдова диакона Прасковья Васильевна Спасокукоцкая, 50 лет; села Станков бывшего пономаря вдова Анна Викторовна Ильинская 39 лет, при ней 4 детей не совершенно-летних; Муромского уезда Борисоглебского погоста заштатный диакон Иван Степанов Оранский 68 лет: жена его Александра Федорова 66 лет, при них 3 совершеннолетние дочери. Диакон Оранский помещен в богадельне в качестве надзирателя за домом, без всякого особенного за то вознаграждения…

Участие досточтимого о. протоиерея Иоанна Васильевича в положении бедного духовенства своей родины известно было и до сего времени по тем пожертвованиям, которыми ежегодно пользуются сироты, обучающиеся во Владимирской Семинарии и женском Епархиальном училище; а потому Владимирское духовенство издавна привыкло относиться к нему с особенным уважением и сочувствием. Учреждение богадельни есть новое благодеяние его к бедствующей братии, столько важное, что оно без сомнения сохранит навсегда, из рода в род, имя благотворителя в благодарной и молитвенной памяти служителей церкви не только здешней местности, но и всей Владимирской Епархии.
Дай Бог, чтобы редкий пример благотворительности Иоанна Васильевича нашел достойных подражателей, чтобы места призрения умножались не только для вдов и сирот духовного звания, но и для самих престарелых и немощных служителей церкви и для страждущих из всех классов общества, чтобы хотя дети или внуки наши дожили до того желанного времени, когда в каждом приходе, на всем пространстве обширного отечества нашего, будут устроены, в размерах соответственных потребности, приюты, богадельни и лечебницы.
Прот. Д. П-кий.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 12 (15 июня, 1870 г.).

Богадельня находилась в ведении епархиального попечительства. Содержалась на % с капитала в 38000 руб., пожертвованного протоиереем Рождественским.
В 1903 г. призревалось 50 муж. и 10 жен. В ведении заштатного протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова.
В 1899 году: «Председатель совета – прот. Михаил Ксенофонтович Нарбеков. Члены: Протоиерей Константин Александрович Веселовский; свящ. Иван Александрович Гусев; свящ. Александр Ильич Вознесенский».

Церковь при богадельне св. Иоанна Златоуста

Церковь при богадельне была освящена в 1883 г.
Престол в церкви был один – во имя св. Иоанна Златоуста.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
При церкви имелся особый священник и псаломщик. Священник получал от совета богадельни 150 руб. в год, квартиру и стол; псаломщик 36 руб. от церкви. Кроме этого, от служб и требоисправлений получалось до 160 руб. в год.
Прихода при церкви не было.
В богадельне в 1997 г. было 49 вдов и девиц и 3 малолетних.
Город Вязники
Вязниковская земская больница
Вязниковское духовное училище
Вязниковская женская гимназия
Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (15.10.2016)
Просмотров: 52 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика