Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
02:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковское духовное училище

Вязниковское духовное училище

6 мая 1788 г. императорским указом Святейшему Синоду предписывалось по возможности привести границы епархий в соответствие с губернскими. Владимирская и Переславль-Залесская епархии были присоединены к Суздальской, правящим архиереем которой стал бывший Владимирский епископ Виктор (Онисимов) с титулом Суздальский и Владимирский. Ему было повелено «иметь пребывание в городе Суздале в уважение к древности города и знатности Суздальской епархии». Границы Суздальско-Владимирской епархии совпали с границей Владимирской губернии.
Вместе с архиерейским домом в 1788 г. в Суздаль переехали Владимирская и Переславль-Залесские семинарии, соединившиеся в одно учебное заведение. В сентябре того же года все студенты Переславской и Владимирской Семинарий переведены в Суздальскую. Ректором вновь образованной Суздальской Семинарии был назначен Ярославский архимандрид Никандр.
Положение семинарии опять изменилось к худшему. Соединение трех семинарий в одну сопровождалось непомерным увеличением количества учеников – оно сразу возросло до полутысячи. А между тем штатный оклад оставался такой же, какой получала до объединения одна Владимирская семинария. Нужно было подумать снова о привлечении каких-нибудь сторонних средств. Для разрешения этого трудного экономического вопроса Преосвященный Виктор (Онисимов; 1783-1800) предложил открыть несколько духовных училищ.
26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище.
11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов.

2 марта 1790 г. ректор Суздальской семинарии архимандрит Евгений докладывал Преосвященному Виктору, бывшему тогда епископом Суздальским и Владимирским: «Понеже в каждом классе, кроме богословия и философии, учеников находится по многому количеству, то учителя уроков выслушать и прочих школьных упражнений у каждого ученика освидетельствовать и поправить не могут, а чрез то ученики не довольно успевают». В устранение этих неудобств ректор и ходатайствовал пред Преосвященным об открытии духовных училищ в гг. Муроме и Вязниках, куда бы могли поступать дети духовенства этих и прилегающих к ним уездов и тем освободить низшие классы Суздальской семинарии от переполнения учащимися. Преосвященный Виктор одобрил проект ректора и предписал учредить училища низших классов в Муроме и Вязниках, Суздальская духовная консистория, согласно этому распоряжению Преосвященного, 5 апреля 1790 г. определила - послать в Вязниковское духовное правление указ, чтобы правление объявило находящимся в его ведомстве священно-церковно-служителям:
«Детям их обучаться в Суздальской семинарии крайне невместительно, лишаться же учености и просвещения какой стоит важности и сожаления о том в нынешнее просвещенное время изъяснять нет надобности в рассуждении их самих, какие они в перевозах детей своих в семинарию и в содержании их чрез дальнее расстояние терпят трудности, всем известно». Имея это в ввиду, не пожелают ли они учредить в Вязниках малое училище для своих детей и если согласны, то «какое они на содержание училища и двух учителей намерены сделать постановление».
При сем предписывалось внушить духовенству, что дети его, обучаясь в училище, будут почитаемы и в ведомостях в Св. Синод показываемы будут действительными семинаристами, а не праздными церковниками и по окончании первых наук будут переводимы в семинарию. В заключение консистория предписывала духовному правлению снестись с настоятелем Благовещенского в г. Вязниках монастыря и обще с ним избрать в монастыре удобные для училища покои и сообщить, кто из местных священно-служителей может быть пригоден к учительству в проектируемом училище.
Вязниковское духовное правление поспешило исполнить предписание консистории и чрез нарочных распорядилось, чтобы священно-церковно-служители его округа немедленно явились в Вязники для решения вопроса об открытии училища. Но исполнить это рассмотрение было не легко: «ведомство» Вязниковского духовного правления обнимало довольно обширный район (уезды Вязниковский, Гороховецкий, и часть уездов Шуйского. Ковровского и Судогодского), а поездка в Вязники, благодаря весенней распутице, была крайне затруднительна. Поэтому на призыв правления в Вязники 14 мая явились из духовенства только «человек с десять», которые естественно не могли решить предложенного им вопроса. Правление назначило новый срок для собрания - конец июня. На это собрание (25 июня) явилось «человек с 30», а по позднейшему рапорту правления консистории «человек с пятьдесят». Одни из собравшихся согласились на открытие в Вязниках училища на их средства, другие же за неимением детей и за дальностью расстояния от Вязников отрекались от этого, большинство же окружного духовенства совсем не явилось в Вязники к не прислало никаких заявлений. Тогда духовное правление распорядилось отправить по округу нарочных, чтобы на местах уже отобрать от духовенства подписку относительно открытия в Вязниках училища, но и теперь многие не соглашались на открытие его. Выразившие согласие указывали в подписке и ту сумму, какую они намеревались вносить на содержание училища по степени своей состоятельности: этих сумм набралось всего 53 р. 5 к. 25 октября 1790 года Вязниковское духовное правление сообщило консистории о всем сделанном по вопросу об учреждении в Вязниках духовного училища, указало и способных к учительству кандидатов-священников Введенской г. Вязников церкви Ивана Михайлова Левицкого и Троицкой в Ярополче - свящ. П. Красносельского. Остался неразрешенным только вопрос о помещении для училища, так как правление из-за отсутствия настоятеля не сделало сношений с Благовещенским монастырем.
Духовная консистория признала неудобными произвольные взносы на содержание проектируемого училища и указом от 4 декабря 1790 г. распорядилось предложить духовенству, что если они желают открыть в Вязниках училище, то должны положить на содержание училища с каждого ученика «единообразную плату». На это предложение консистории ответили согласием 99 священно-церковно-служителей Вязниковского округа. В виду этого согласия духовной консисторией журналом от 22 января 1791 г. определено было училище в Вязниках открыть.
Помещения для училища было отведено в Вязниковском Благовещенском монастыре, для чего пришлось несколько переделать бывшие свободные монастырские кельи. За это помещение родители учащихся обещались давать «хлебную в монастырь плату» и покрыть расходы по приспособлению под училище монастырских келий.


Улица Музейный проезд, территория Благовещенского монастыря, Братский корпус, в котором жили учащиеся Вязниковского духовного училища.

Пристройка к зданию Благовещенского собора - учебные классы Вязниковского духовного училища.

Надзирателем училища был назначен протоиерей Вязниковского Казанского собора Петр Меморский, который был обязан ежегодно доставлять епископу ведомости об учащих и учащихся по установленной форме.
Учителями училища были назначены студенты семинарии Антон Волоцкий и Михаил Псальтов, по рекомендации ректора семинарии. Назначение это состоялось ранее открытия училища: Волоцкий был назначен 24 октября 1790 года, а Псальтов несколько позднее. До действительного открытия училища оба они оставались в Суздале при семинарии и 14 февраля 1791 года Волоцкий и Псальтов подали Преосв. Виктору прошение, в коем они, жалуясь на свое бедственное положение, просили выдать им жалование за февраль и март 1791 г. для покрытия долгов и расходов по поездке в Вязники. Но так как жалованье они должны были получить из сумм, поступающих с родителей учеников Вязниковского училища (по 40 руб. в год с квартирой и отоплением), то Преосвященный отказал в выдаче жалованья и распорядился дать просителям только на подводу до Вязников по два рубля. В то же время учителя просили выдать и из семинарской библиотеки книги для своих занятий в свободное время и для назначения переводов ученикам. Эта просьба была еп. Виктором удовлетворена: книги были выданы с обязательством возвратить их в целости.
Когда учителя Волоцкий и Псальтов явились в Вязники и открыли свои занятия в училище, сколько собралось учеников и как они были распределены по классам, сведений о том не сохранилось. На основании некоторых отрывочных данных можно думать, что уже в марте 1781 года занятия в Вязниковском училище были открыты.

Ученики явились частью из домов родителей, а частью должны были перейти из низших классов (инфимы и анадогии) Суздальской семинарии.
При таких условиях в Вязниковском училище с первого же года должно было образоваться несколько отделений в зависимости от состояний познаний учащихся. Низшее отделение – «информаторию» должны были составить ученики, поступившие из домов родителей и умевшие уже читать и частью писать по-русски; здесь они, продолжая обучение по-русски, учились в то же время читать и писать по латыне. В следующих отделениях последовательно изучался главным образом латинский язык: в «аналогии» преподавались первые начатки грамматики, в «инфиме» обучались латинской этимологии и занимались переводами с русского на латинский язык и обратно, в «грамматике» изучалась первая часть латинской грамматики, а в «синтаксиме» - синтаксис по руководству Лебедева. Учебные занятия в этом году продолжались до 26 июня, а затем ученики были отпущены на летние каникулы.

С сентября 1791 года начался новый учебный год, но с первых же дней встретилось затруднение в занятиях: в училище не оказалось грамматик, по которым нужно было вести обучение латинскому языку. Купить эти книги в Вязниках, конечно, было невозможно, поэтому Расходчик училища свящ. Введенской церкви Иван Мих. Левицкий, которому поручены были прием и расходование поступающих на содержание училища сумм, обратился с просьбою к епископу Виктору, чтобы для Вязниковского училища было отпущено из библиотеки семинарии 50 латинских грамматик Лебедева и два лексикона. В семинарии лишних книг не оказалось, но ввиду крайней необходимости книг для училища еп. Виктор приказал удовлетворить просьбу Левицкого с тем, чтобы на полученные с училища за книги деньги немедленно были выписаны в семинарию новые книги.
Сколько учеников обучалось в этом учебном году в Вязниковском училище, как шли учебные занятия, сведений о том, к сожалению, не сохранилось, но можно предполагать, что положение дела было не блестяще. По крайней мере в феврале 1792 года надзиратель Вязниковского училища прот. Петр Меморский доносил еп. Виктору, что «из числа записанных учеников некоторые в класс ходить перестали и на содержание училища расположенной суммы платить отрекаются». Надзиратель спрашивал Преосвященного, как поступить с ними? Еп. Виктор ответил: «Если за приключившеюся болезнью не ходят и имеют на то свидетельство, то оставить им сие опущение, а когда за небрежением оное последовало, то исключить их из училища и числить праздноживущими».
Но эти угрозы Преосвященного не оказывали должного воздействия: плата на содержание училища, как увидим далее, поступала весьма неисправно, что вполне понятно. Открытие училищ на средства духовенства было навязано насильно и бесплатное обучение в семинарии с возможностью даже получать пособие или жалованье естественно побуждали тянуться больше к семинарии, не взирая на дальность расстояния, и уклоняться от училищ.

Учебные занятия в 1791-92 г. окончились и ученики отпущены на каникулы по распоряжению еп. Виктора только 10 мая.
В августе 1792 г. учитель Михаил Псальтов оставил службу при училище и был определен священником в село Пировы-Городищи, Вязниковского уезда. На его место был назначен учителем студент семинарии Павел Протодиаконов.

Следующий 1792-93-й учебный год ознаменовался сильными пререканиями, возникшими между строителем Благовещенского монастыря и училищем из-за помещения.
В феврале 1793 года строитель Благовещенского монастыря иеромонах Арсений доносил Преосвященному Виктору, что «на покоях духовного училища кровля обветшала, почему от течи пол повреждается; в покоях училища стекла на монастырские деньги куплены и печи из кирпичей монастырских деланы и как монастырь их безжалованный на своем пропитании, а за покои оного училища на содержание монастыря никакой платы не дается», то строитель просит приказать смотрителю Меморскому «иметь на вышесказанное исправление и за покои денежный сбор». На этом докладе последовала решительная резолюция Преосвященного Виктора: «Кровлю исправить, за стекла и печи заплатить, назначить за помещение ежегодную плату, и если священно-церковно-служители не согласятся на это, то нанять в городе для училища другие способные покои, монастырь же не обременять».
Но и это энергичное распоряжение Преосвященного осталось без последствий, так что настоятель монастыря в начале мая 1793 г. подал новую жалобу епископу Виктору, в которой он, ссылаясь на свое прежнее прошение, поданное в феврале, и резолюцию Преосвященного, сообщает, что «оные учеников отцы с начала заведения училища ничего не давали платы да и не хотят давать и за кирпич наш не заплатили». Далее настоятель указывает на различные неудобства помещения училища в монастырские покои. «В оном училище, пишет он, имелся отхожий мой чулан, из коего сушеной рыбы лещей до трех украдено, а по справке оказалось в монастыре пропащих вещей – топоров, заслонов пешных, просвирный противень, кочергов, тазов чугунных не мало, а со скотного двора возжей, веревок разных, канатов, столярного инструменту, из трапезы общей ножей, тарелок деревянных и блюд деревянных, да и в братских кельях похищение имелось, то опасаясь оных учеников близ настоятельской кельи и трапезы в одних сенях усмотреть не можно, а во время церковной службы многократно запримечено в келье настоятельской при казне снятие печати и по малому количеству из мешков денег похищаемо по рублю, по два, и по три, а замки почасту были сломаны, то оные похищены кем-то, то предохраняя себя как бы не последовало и до церковных вещей, по резолюции Вашего Преосвященства от оных келий отказал и занял хлебом и всяким монастырским припасом». Того ради прошу Ваше Преосвященство, заключает настоятель, соблаговолить за вышеписанными резонами из монастыря состоящее училище перевести куда в другое место».
Такой поступок настоятеля Благовещенского монастыря поставил Вязниковское училище в критическое положение. Надзиратель училища прот. Меморский подал преосвященному Виктору жалобу на самоуправство настоятеля. Преосвященный приказал очистить занятые монастырскими припасами покои и вновь отвести их под училище, ремонтировав их на средства священно-церковно-служителей, содержащих детей в училище; ежели оно этого не пожелают или эти покои покажутся для них неудобными, то пусть наймут в городе или выстроят новые. Протопопу же Меморскому, «для чего имел слабый и непорядочный за учениками надзор» еп. Виктор велел прислать объяснение.
Строитель Благовещенского монастыря иером. Арсений подчинился требованию Преосвященного и училище снова поместилось в монастыре, но вскоре подал новое прошение еп. Виктору о возмещении убытков, какие понес монастырь от помещения в его покоях училища. «При занятии в монастыре для духовного училища покоев, пишет он, священно-церковно-служители, у коих дети обучаются, обещались давать хлебную в монастырь плату, но оной от заведения училища и поныне через два года нимало не платили. Сверх того в тех покоях монастырским иждивением устроены были для жития монашествующих вновь 4 кельи и 2 печи ценою в 13 рублей, но оные при заведении училища сломали для помещения учеников, почему священно-служители и согласились отдать за те печи и 8 оконниц 10 рублей, в чем от смотрителя прот. Меморского и письмо дано. Но те деньги и поныне не заплачены, от чего монастырю от оного училища происходит более траты, чем прибыли следует немалое отягощение». Епископ Виктор предписал прот. Меморскому немедленно уплатить монастырю 10 рублей. На этом дело в настоящем учебном году и покончилось.

В 1799 г. в училище обучалось 139 учеников: в информатории - 65 учеников (в возрасте 8-14 чет), в аналогии -10 (10-15 лет), в инфиме -28 (11-17 лет), в грамматике -23 (13-17 лет), и в синтаксиме -1 3 учеников (12-14 лет). В течение 1799 года 7 учеников выбыли на церковнические места, 4 поступили во Владимирскую семинарию, один определен послушником в монастырь и за одним утверждено диаконское место.

Относительно положения учебного дела в училище можно до некоторой степени судить на основании репорта о состоянии училища за декабрь 1799 г., присланного в правление Владимирской семинарии надзирателем прот. Меморским. В этом репорте протоиерей Меморский пишет:
Ученики имеют состояние доброе и успех оказывают надежный. Синтаксисты переводили с российского диалекта на латинский из истории Юстина кн. ХХV гл. 5-ю и из ХХVI - главу 1-ю, с латинского из истории Корнелия Нипота из книг VШ и IХ. Грамматисты переводили с российского диалекта на латинский из богословии И. Ернеста стр.118-120; с латинского из той же книги стр.441-447, из грамматики - склонения, спряжения и числительные с вокабулами..; из школьных разговоров - 4-6 разговоры, учили священную историю и краткий Катихизис. Инфимисты и аналогисты - учили грамматику и 140 вокабул. В информатории повторили малую грамматику 6 раз, написали каждый по 15 листов латинского письма и по 20 листов русского. В субботние дни занимались чтением священной истории и истолкованием.

В следующем 1800 году, когда на место епископа Виктора вступил (24 февраля) на Владимирскую кафедру епископ Ксенофонт, принесено было много нового в жизнь духовно-учебных заведений Владимирской епархии, но для Вязниковского училища это был последний год его существования.
В начале января 1800 г. учитель Вязниковского училища Пав. Протодиаконов был переведен учителем информатории в Суздальское училище, - на его место был избран еп. Виктором студент семинарии Дмитрий Сокольский, хотя и обнаруживший на испытании у Преосвященного не очень твердые познания в латинском языке, но оказавшийся гораздо лучше своих конкурентов.
24 февраля 1800 г. на Владимирскую кафедру был назначен епископ Ксенофонт. Новый Преосвященный тотчас же по приезде во Владимир обратил свое внимание на духовные училища в хозяйственном и учебном отношениях. Он приказал обревизовать приход и расход поступающих на содержание училищ сумм и в то же время безотлагательно ввести в них обучение по новому указанному им методу. Но применение той и другой меры встретило в Вязниковском училище затруднения.
Правлением семинарии предложено было надзирателю прот. Меморскому представить приходорасходную книгу училища за 1799 год и сведения о приходе и расходе по 1-е мая 1800 г. Но исполнить это распоряжение оказалось нелегко: не все деньги принимались расходчиком училища, а частью и учащими, поэтому для представления отчета потребовались предварительные справки. Далее оказалась, что приходорасходная книга училища за 1799 год бывшим расходчиком училища дьячком с. Липок Гавриилом Васильевым сдана в Вязниковское духовное правление. Там ее проверяли и нашли, что она составлена не по форме: полученные деньги проставлены то цифрой, то «речьми», расписок в расходе нет, некоторые статьи очерчены кругом, на последней странице все перечеркнуты. В таком виде книга, конечно, не могла быть представлена на ревизию. Поэтому Меморскому из Правления выдали новую книгу в исправленном виде. Эту книгу он и представил в конце мая в семинарию, а последняя представила ее на просмотр еп. Ксенофонту. По этой книге всего сбора на содержание Вязниковского училища показано - за первую половину 1799 года 103 руб.25 коп. - и за вторую половину 75 руб. 25 коп. В расходе за 1799 год - 172 руб.28 коп. и в остатке к 1800 году кроме недобранных денег - 6 руб.22 коп. Недобрано было за 1799 г. 54 рубля. Таким образом и в 1799 г. плата с учеников поступала так же неисправно, как это было к в первый период существования училища. По 1-е мая 1800 г. собрано было 89 р.75 к., из них выдано учителю Семьинскому 32 руб. и Сокольскому - 18 руб.

Для введения обучения по новому методу в Вязниковском училище не оказалось нужных книг, поэтому надзиратель прот. Меморский просил выслать для учителей из семинарской библиотеки следующие книги: «Мафеи Синтаксис», «Прозодиа», Российскую краткую грамматику, Пространный Катихизис (для народных училищ изданный), Кастеллионис диалги сакри - для синтаксимы, «Орбис пиктус» и 208 священных историй - для грамматики и руководство к чистописанию и краткую свящ. историю - для информатории. Не все эти книги, как оказалось впоследствии, были высланы в училище, но новый метод тем не менее был введен, и учащими, согласно распоряжению еп. Ксенофонта, был предоставлен отчет о преподанном за май и июнь 1800 года.
Учитель низших классов Сокольский писал, что в «инфиме» прошел все склонения и спряжения, все правила с начала грамматики до спряжений и некоторые правила из синтаксиса и сделано 53 перевода; в «аналогий» - все правила до первого склонения, образцы первых трех склонений, глаголы «сум» и 1-го и 2-го спряжений; в «информатории» - написали по 58 листов и выучили 130 вокабул, из краткого Катихизиса прошли до богоспознания откровенного, по церковному пению выучили нотную азбуку и 4 стихири 1-го гласа. «Прочее же, заключает Д. Сокольский, за неимением книг не было преподано». Учитель старших классов Ф. Семьинский сообщает, что в «синтаксиме» переводили историю Юстина, с латинского языка Корнелия Нипота и избранные письма Цицерона, в «грамматике» переводили с русского и латинского из богословия И. Ернеста, учили склонения, спряжения и синтаксис, сокращенный Катихизис и свящ. историю, упражнялись и в церковном пении. «Прочее же за неимением книг не преподавалось и в этих классах.
Эти отчеты были представлены еп. Ксенофонту в июле 1800 г. и ничто, по-видимому, не предвещало, что в следующем месяце Вязниковское училище прекратит свое существование. Между тем 10 августа того же года последовал указ - Вязниковское училище упразднить, учеников перевести во Владимирскую семинарию, туда же передать все дела и оставшиеся неизрасходованные деньги. Но эта неожиданность была только кажущаяся, в действительности уже в 1798 г. подготовлялась почва для закрытия училища. С 1798 г. семинария переведена была снова во Владимир, и на содержание ее назначено было 4000 руб. Теперь явилась возможность увеличить число учащихся в семинарии и избавить духовенство от содержания на свой счет училищ, чем оно так тяготилось. Преосвященный Ксенофонт и воспользовался этой возможностью, закрыв духовные училища в Вязниках и Муроме.

В конце августа ученики Вязниковского училища явились в семинарию, здесь им было произведено поверочное испытание, после которого 10 учеников были приняты в пиитический класс семинарии, 13 - в высший грамматический класс, 12 - в низший грамматический класс и 4 назначены к исключению, 37 - в высший элементарный класс и 38 - в низший элементарный класс. Таким образом из 139 учеников, бывших в Вязниковском училище к 1 января 1800 г. в семинарию поступило 108 учеников.

Этим и заканчивается история Вязниковского духовного училища, которому не суждено было уже более возродиться.

Размещено по машинописному сборнику в 5-ти томах: Л.И. Аносов «Ярополч Залесский и Вязниковский край в документах». Вязники. 1985-2005.

Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках
Кирилло-мефодиевская образцовая школа для мальчиков
Православная гимназия имени прп. Серафима Саровского
Владимиро-Суздальская епархия
Владимиpская духовная семинаpия.
Категория: Вязники | Добавил: Николай (01.08.2016)
Просмотров: 2263 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru