29 октября 1890 г., согласно желанию Его Высокопреосвященства - покровителя всех приходско-церковных школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта "Школа грамотности" для девочек.
Высокоторжественный день первой годовщины Священного коронования и помазания на царство Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, в древнейшей части г. Вязников, в Ярополче, ознаменовался особенным событием. В этот день, 14-го мая 1897 г., совершена была закладка обширного каменного трехэтажного здания для центральной церковно-приходской школы глухонемых.
Ярополческая школа для глухонемых. На фронтоне надпись «Дедюхинская ... школа глухонемых».
Ярополческая школа для глухонемых была открыта 14-го октября 1892 г. на средства попечителя двухклассной школы для мальчиков, потомственного почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина (у Осипа Осиповича Сенькова были три дочери, одна из которых вышла замуж за купца Дедюхина), школа эта, как совершенно новое и исключительное учреждение в общем множестве церковно-приходских школ, робко вступала на поприще своей деятельности. Заведующий школой, а равно и учитель школы, только что вышедший из Арнольдовского училища глухонемых, не имели еще за собой практики, а потому естественно опасались за успех своего дела. На первых порах учащихся было только четверо, но потом, когда слухи об открытии школы распространились, прибыло еще 2-3 человека учащихся, этого числа было совершенно достаточно для первоначального ознакомления с практической стороной дела. Дело пошло успешно: дети постепенно познакомились с ручным способом обучения, усвоили буквы и настолько поняли названия некоторых, не сложных по буквам, предметов, что сравнительно скоро стали мимикой объяснять их употребление вполне удовлетворительно. На втором и третьем году, старшие ученики и ученицы совершенствовались в своих познаниях, усваивая повседневные молитвы и особенно важные события из Священной Истории, а младшие все более и более знакомились с начальной грамотой. Чтобы проверить, правильно ли ведется дело в школе, Заведующий два раза отправлялся в Московское Арнольдовское училище глухонемых. Директор этого училища, достоуважаемый Дм. К. Органов, был настолько обязателен, что разъяснил Заведующему все его недоумения и дал не мало руководственных указаний. Приближался 1896 г. подготовлявшаяся к этому году Всероссийская Нижегородская выставка заинтересовала и представителей Ярополческой школы глухонемых. Явилась мысль участвовать на выставке всем составом школы, во главе с ее Заведующим. Для осуществления этой мысли Заведующий сначала обратился с ходатайством к председателю начальной выставочной комиссии, бывшему Нижегородскому губернатору, Ник. Мих. Баранову, который и обещал сделать все возможное на пользу Ярополческой школы глухонемых. Но вскоре комиссия эта переформировалась; а Святейший Правительствующий Синод нашел нужным самостоятельно участвовать на выставке экспонатами церковно-приходских школ с постройкой для этого, на территории выставки, церкви-школы. Тогда Заведующий Ярополческой школы глухонемых, обратился к члену выставочной, при Святейшем Синоде, комиссия Василию Ивановичу Шемякину, прося его содействия к демонстрированию школы глухонемых в отделе церковно-приходских школ. Об этой просьбе Заведующего было доложено В.И. Шемякиным выставочной комиссии, и председатель ее, С.И. Миропольский дал от 6-го мая 1895 г. Заведующему следующий ответ: «В.И. Шемякин доложил в нашей комиссии ваше почтенное ходатайство. Признается желательным выставить вашу школу. Но так как ближайшее распределение мест на выставке предоставлено исполнительному комитету в Нижнем-Новгороде, то будьте любезны обратиться с вашим предложением на имя Преосвященного Алексия, Епископа Балахнинского, Викария Нижегородского, председателя означенного комитета. Труды ваши на пользу обездоленных глухонемых заслуживают особенного внимания и признательности». Заручившись таким ответом, Заведующий немедленно отправился к преосвященному Алексию. Преосвященный, обласкав Заведующего, выразил полное сочувствие задуманному предприятию, и Ярополческой школе глухонемых отведено было под квартиру прекрасное здание церковно-приходской школы, при Кунавинской напольной кладбищенской Преображенской церкви, со всеми удобствами и приспособлениями для жизни; на выставке, в здании церкви-школы, для занятий с глухонемыми, отведена была едва ли не самая лучшая комната. Насколько успешно было на выставке демонстрирование Ярополческой школы глухонемых и какое она производила впечатление на посетителей, мы приведем отзывы об этом людей посторонних для школы. Г. Макаревский, секретарь Нижегородской Духовной Консистории, в изданной им книжке: «Церковная школа на всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем-Новгороде», описывая по «правому крылу» церкви-школы помещение для образцового класса, говорит: «в этом классном помещении во время выставки экспонировалась школа глухонемых, устроенная протоиереем К. Веселовским в городе Вязниках. Владимирской епархии, при двухклассной Ярополческой церковно-приходской школе. В течении двух месяцев, ежедневно, в определенные часы, учитель Журомский, тоже глухонемой, давал уроки глухонемым детям Ярополческой школы. Занятия бедных детей, пораженных утратой слуха и речи, обыкновенно, привлекали сочувственное внимание многочисленной публики, посещавшей церковь-школу. Глядя на этих несчастных и обездоленных, в числе которых были 2 девочки и 6 мальчиков, всякий невольно проникался чувством глубокого сожаления к малюткам. Которые не могут еще уразуметь всей тягости своего положения. Только условные знаки ручной азбуки, да грамотность могут облегчить их горькую долю, открывая сознанию их новый мир, давая возможность понимать людей, открывать им свои мысли, чувства, желания, читать Священное Писание, мысленно прославлять в молитвах всесвятое имя Божие. Грамота является единственной и сугубо полезной отрадой для глухонемого, так как заменяет для него вместе и слух и речь. Много у нас на Руси таких обездоленных, беспомощных людей (свыше 56 тыс.), которые составляют бремя для семейств и обществ и влачат тяжкое существование; между тем училища для глухонемых есть только в столицах, и они мало доступны. Тем ценнее, поэтому, заслуга Заведующего школой протоиерея К. Веселовского и попечителя В. Дедюхина, отпускающего ежегодно на содержание Ярополческой школы глухонемых по 300 руб. Желательно, чтобы этот успешный опыт пастыря церкви устроить, при самых скромных средствах, церковную школу для глухонемых послужил добрым примером для подражания и в других местах нашего отечества; свет не без добрых людей». В № 16 Владимирских Епархиальных Ведомостей от 15-го августа 1896 года в статье: «с Нижегородской Всероссийской выставки», достоуважаемый сотрудник о. Михаил Сперанский говорит: «справедливость требует сказать, что ежедневное демонстрирование обучения глухонемых привлекает массы посетителей и очевидно не останется бесплодным, ибо весьма многие из учителей, епархиальных наблюдателей и других лиц, познакомившихся с обучением глухонемых, уходили, высказывая непременное намерение устроить подобные школы и у себя дома2. Прибавим к этому от себя, что интересовавшимся этим делом учителям, учительницами, наблюдателям и другим лицам, близко стоящим к школьному делу, роздано за время пребывания Ярополческой школы на выставке до 1500 экземпляров ручной азбуки для глухонемых. Но что всего выше, драгоценнее, отраднее и утешительнее – это то, что скромная Ярополческая школа на выставке была осчастливлена Всемилостивейшим вниманием и посещением Императорских Величеств. 19 июля 1896 года – незабвенный день в истории этой школы. В этот день, в 2 часа по-полудни Императорские Величества, в сопровождении Великого Князя Алексия Александровича и блестящей свиты, переступив порог церкви-школы, изволили направиться в верхний этаж, прямо к св. алтарю. Внимательно обозрев св. алтарь, иконостас и мозаичные иконы работы сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, Императорские Величества перешли в помещение школы глухонемых. Ознакомившись с материальным положением школы, ее работами и успехами, Императорские Величества, как сказано в № 31 Церковных Ведомостей 1896 г., изволили удостоить протоиерея Веселовского Всемилостивейшей благодарности и сошли в первый этаж церкви-школы. Вскоре, по прибытии Ярополческой школы глухонемых на выставку, к Заведующему ее стали поступать заявления о принятии глухонемых детей для обучения их в этой школе, а после посещения школы Их Величествами, заявления эти умножились, так что к началу 1896 г. явилось в школу, вместо прежних 9, уже 20 человек, при сем многим было отказано за неимением помещения. На тесноту помещения, по своему истинно-христианскому добротолюбию, быстро откликнулся добросердечный попечитель школы В.Н. Дедюхин, он обещал или расширить какое-либо из существующих школьных зданий, или же построить новый, совершенно отдельный дом, специально назначенный для школы глухонемых. Между тем, ввиду предстоящего наплыва учащихся, предстояла новая забота. Стало ясным, что одному учителю немыслимо заниматься с 20 глухонемыми. Вследствие этого через посредство достоуважаемого В.И. Шемякина, Заведующий обратился с ходатайством перед Училищным при Святейшем Синоде Советом о назначении субсидии от казны на жалованье второму учителю. В ответ на это ходатайство В.И. Шемякин, от 4-го октября 1896 г., написал следующее: «письмо ваше доложено председателю Училищного Совета при Святейшем Синоде и встречено Владыкой с полным сочувствием. Преосвященный Гурий намерен написать вашему Владыке о том, чтобы взять школу глухонемых, в расширенном виде, на общее попечение Владимирского Совета Братства и нашего Совета. У вас должно быть центрально училище глухонемых духовного ведомства для приготовления учителей в подобные же заведения низшего разряда по другим Епархиям. Съездите во Владимир и переговорите об этом со Владыкой… Сегодня уезжаю в Одессу. Возвращусь к 20-му числу. К этому времени сообщите мне о том, что скажут во Владимире». Когда о результатах переговоров с Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским было сообщено В.И. Шемякину, то он от 25-го ноября уведомил Заведующего школой, что по делу об устройстве центрального училища глухонемых, он полагал бы необходимым Заведующему приехать в Петербург, чтобы доложить Его Высокопревосходительству г. Обер-Прокурору Святейшего Синода и Преосвященному председателю Училищного Совета свои предположения. 7-го декабря, с разрешения Его Высокопреосвященства, Заведующий отправился в Москву, а оттуда вместе с г. Дедюхиным в С.-Петербург. Здесь, в лице всех высших представителей духовного управления и неустанных работников на поприще развития и благоустройства церковно-приходских школ, Заведующий и Попечитель школы встретили глубокое и всецелое сочувствие своему предприятию; при чем Дедюхин заявил и Обер-Прокурору Св. Синода, Константину Петровичу Победоносцеву, его товарищу В.К. Саблеру и В.И. Шемякину, что он на собственные средства выстроит соответствующее делу, по возможности обширное, здание для центральной школы глухонемых. Результатом этой поездки в Вязниковское отделение было из Владимирского Епархиального Училищного Совета, от 8-го апреля за № 551, следующее сообщение: «Преосвященный председатель Училищного Совета при Святейшем Синоде отношением на имя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия, от 4-го апреля сего года за № 1161, уведомил, что, обсудив ходатайство Его Высокопреосвященства об ежегодном отпуске 2120 руб. на содержание Ярополческой в гор. Вязниках школы для глухонемых, Училищный Совет при Святейшем Синоде, по состоянию имеющегося в распоряжении Совета кредита на содержание и устройство церковно-приходских школ и школ грамоты Империи, журнальным определением, от 24 марта/2 апреля 1896 г. за № 168, утвержденным Обер-Прокурором Святейшего Синода, постановил: по устройстве здания для Ярополческой школы глухонемых в гор. Вязниках, на содержание означенной школы отпускать из кредита, сметы Святейшего Синода, в распоряжение Владимирского Епархиального Училищного Совета по 1500 руб. в год, с тем 1) чтобы школа эта на общем основании именовалась церковно-приходской, и 2) чтобы о времени начала учебных занятий в ней было донесено Училищному при Св. Синоде Совету, для отпуска ассигнованной на содержание ее суммы. Сообщая об этом уездному отделению для сведения и объявления Заведующему Ярополческими школами, Епархиальный Училищный Совет просит по 2-му пункту сего постановления дать своевременное уведомление для донесения Училищному при Святейшем Синоде Совету. Пришло время приступить к закладке здания для школы глухонемых. С благословения и разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского эта закладка назначена была на 14-е мая 1897 г., на день первой годовщины Священного коронования Их Императорских Величеств. К торжеству прибыл в Вязники из Владимира член Владимирского Епархиального Училищного Совета о. протоиерей В.В. Косаткин, при котором, в бытность его секретарем Владимирского Александроневского Братства, возникли, росли, благоустраивались и крепли все три Ярополческие церковно-приходские школы. Накануне было отслужено торжественное всенощное бдение. Утром праздника со скорым поездом из Москвы прибыл попечитель школ Вас. Ник. Дедюхин с своим семейством. Благовест к Божественной литургии в Троицком храме начался в 9 ¼ час. Литургию соборне совершали протоиереи: В.В. Косаткин, К.А. Веселовский и священник Д.П. Лепорский. Местный хор певчих не сильно, но стройно пропел всю литургию, в конце которой, после пения: «буди имя Господне от ныне и до века», о. протоирей В.В. Косаткин сказал слово… По окончании литургии и положенного на день Священного коронования молебного пения, лица, совершавшие Божественную Литургию, а также вновь присоединившиеся к ним: местного рядом с Благовещенского монастыря игумен Макарий, Введенской церкви протоиерей Нарбеков Михаил Ксенофонтович и села Меркутина свящ. В.А. Веселовский, направились из Троицкого храма, крестным ходом, к месту закладки здания, куда ранее, крестным же ходом, с иконой Богоматери, именуемой Казанской, прибыло соборное духовенство с высшими представителями города. День был ясный и теплый, масса народа окружила место закладки. По окончании водоосвящения, первый камень положил о. протоиерей В.В. Косаткин, а докончила выкладку первого креста супруга попечителя Глафира Иосифовна Дедюхина. Второй крест выложен Василием Никандровичем Дедюхиным, третий – их дочерью, Марией Васильевной Дедюхиной, четвертый – протоиереем К.А. Веселовским, пятый – городским головой Вл. Вас. Елизаровым, шестой – протоиереем И.М. Смирновым, седьмой – Сер. Ив. Сеньковым, восьмой – протоиереем М.К. Нарбековым и т.д. Всего положено в основание здания 12 крестов. По окончании закладки и по провозглашении обычных многолетий, крестный ход,- Соборный и Троицкий, пошел обратно. В это время Заведующему Ярополческими школами подана была из Тамбова от Преосвященнейшего Епископа телеграмма следующего содержания: «Радостно приветствую закладку здания школы глухонемых и молю Господа, созидающего грады, да Своею благодатию совершить начинаемое вами школьное здание на пользу названных страдальцев, на утешение вам и попечителю Дедюхину. Александр Епископ Тамбовский». Участвовавшие в закладке здания и другие лица, близко стоящие к учебному делу, были приглашены в помещение общежития, при мужской двухклассной школе, откушать чаю и хлеб-соли. Лишь только гости собрались в это помещение, подана была Заведующему телеграмма из Петербурга, от Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Новгородского, такого содержания: «Радостно призываю благословение Божие на устройство нового здания, на вас и строителя Дедюхина. Архиепископ Феогност». Чай и обеденный стол сопровождались задушевными разговорами, благожелательными тостами и сердечными речами. Местный скромный хор певчих несколько раз исполнил: «Боже Царя храни», «Коль славен наш Господь в Сионе» и проч.
Преподавание Закона Божьего глухонемым начинается, обыкновенно, уже тогда, когда каждый из них, при пособии ручной азбуки, достаточно ознакомится с внешним очертанием букв и получит возможность «разбирать слова», хотя и без всякого понимания их значения. Затем, начинается уяснение значения предметов, входящих в состав науки. Вы напишите например слово: храм или церковь, глухонемой и рукой скажет слово храм и напишет его на доске но что такое храм, доколе вы не объясните ему этого мимикой, он не имеет о храме ни малейшего понятия. Для наглядного уяснения глухонемым разных предметов, обыкновенно, употребляются картины, специально для этого дела приспособленные. При помощи этих картин дети и получают знакомство со всеми необходимыми для них предметами. Но и при этом, к слову сказать, весьма трудном способе обучения, из 20 человек почти половина их сравнительно оказали достаточные успехи, даже в отвлеченных понятиях; они имеют понятие о Боге, об Иисусе Христе, о Пресвятой Богородице, знают молитвы: начинательную, мытаря, Иисусу Христу, Святому Духу, благодарственную, Пресвятой Троице. Некоторые из учащихся умеют объяснить эти молитвы мимикой, а иные ознакомились с особенно выдающимися событиями из Священной истории Ветхого и Нового Завета. По другим предметам, ученики и ученицы оказали сравнительно тоже хорошие успехи. По Русскому языку: 1) Евдокия Елагина, младшая из всех учениц, поступившая в октябре месяце 1896 г. из Нижегородского Мариинского приюта, заучила до 50 первых слов по картинам и умеет писать, до возможности списывать с книги, хотя без всякого понятия о написанном. 2) Иларион Кочура, из гор. Суджи, Курской губернии, поступивший в октябре 1896 г., знает слова по трем первым картам (их 17 с разделением каждой из них на 25 рисунков) и умеет писать. 3) Варвара Вазаринова, дочь священника, Арзамаского уезда, Нижегородской губ., поступившая в октябре 1896 г., знает 15 карт и умеет писать…
Приведем один случай за время пребывания глухонемых детей на выставке. Испросивши предварительно позволения от Заведующего «испробовать прочность усвоенного глухонемыми в науке», учительница А.П. С-ва подходит к Семену Клименко и дает на аспидной доске простенькую задачу на вычитание, приблизительно напр. от 35 отнять 17, сколько останется. Клименко написал 18, С-ва стерла 18 и написала напр. 20, Клименко, серьезно поглядев на С-ву, покачал головой и снова написал 18; потом серьезно посмотрев на С-ву, внизу задачи подписал: «ты не умная», отвернулся от С-вой и в новые с ней препирательства не пошел. Вообще глухонемые дети, большей частью, очень способны, восприимчивы и раз узнанное и усвоенное ими крепко лежит в их памяти. При центральной школе глухонемых будут открыты ремесленные классы. На первый раз будут введены столярное и сапожное ремесла. Условия поступления в школу таковы: 1) дети принимаются в школу никак не ранее 8 летнего возраста; 2) Поступившие как мальчики, так и девочки могут жить в общежитии (совершенно в отдельных домах) на полном содержании, т.е. пользоваться квартирой, пищей, одеждой, обувью, бельем, стиркой белья, чаем, сахаром, баней и пр., уплачивая за это 125 руб. в год в сентябре и январе, за полугодие вперед. Кроме того на первый год вносят 15 руб. на приобретение койки, матраца, подушек, одеяла и проч. постельных принадлежностей. 3) Другие могут жить в общежитии только на пищевом содержании с чаем и баней, уплачивая на первый год 60 руб., из которых 15 руб. отчисляется на приобретение постели; а в прочие годы по 45 руб., внося деньги тоже по полугодиям в указанные сроки вперед. В крайнем случае может быть допущен помесячный взнос денег, но непременно за месяц вперед, не допуская никакой просрочки и полагая в году полных девять учебных месяцев, с 1-го сентября по 1-е июня. 4) Желающие могут оставаться и на летнее вакационное время; но тогда полнокоштные еще доплачивают по 10 руб. в месяц, а полукоштные по 6 руб. Сильный пробел в нашем новом учреждении для глухонемых – отсутствие стипендий, так как из желающих обучаться в нашей школе есть и будут люди чрезвычайно бедные и круглые сироты; но будем надеяться, что Бог пошлет и этим сугубо несчастным на помощь людей, которые любят от щедрот своих и трудовых прибытков уделять часть на пользу меньшей братии о Христе Иисусе к славе Его Всесвятого имени. Протоиерей Константин Веселовский. (Отдельные оттиски из Владимирских Епархиальных Ведомостей за 1897 г.)
29 ноября 1898 года, в городе Вязниках совершено освящение нового здания Дедюхинской Ярополческой, духовного ведомства, церковно-приходской Школы глухонемых, в память 29 апреля 1891 г.
«Ярополческая для глухонемых церковно-приходская школа. Законоучитель – прот. Константин Александрович Веселовский. Учителя: оконч. курс в Москве Арнольдовском учил. Сергей Журомский; студ. дух. семинарии Петр Фотиевич Трелин; оконч. курс дух. семин. Василий Константинович Веселовский» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ. Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, вследствие определения Святейшего Синода, от 20-го января 1899 года за № 205, Высочайше соизволил на присвоение Ярополческой церковно-приходской школе для глухонемых наименования: «Дедюхинская, Ярополческая духовного ведомства церковно-приходская школа глухонемых, в память 29-го апреля 1891 года. «Туда свозили глухонемых из самых отдаленных мест, причем прибывали они в школу в самом диком состоянии (в деревнях их зачастую содержали на цепи)».
Ул. Школьная, д. 1в
«В Вязниках имеется школа глухонемых, заведует которой тов. Кутузов, а завхозом тов. Архангельский – сын дьяка, две учительницы Смирновы – дочери дьякова. Поповским администраторам не понравились технические служащие – муж и жена Матвеевы, Полякова и Привезенцева. 1-го мая жене Матвеевой предложили освободить занимаемую ею квартиру (квартира занималась на кухне, где всегда дым, пар, воздух тяжелый) и перейти в помещение прачечной, где невозможно не только жить, но и пробыть несколько часов, так как помещение прачечной небольшое, темное, всегда топится печь, дым ест глаза, идет стирка в два корыта, на полу вода. А у Матвеевой маленькие дети. Это предложение Матвеева не исполнила и за это ей через три дня приносят бумажку об увольнении от должности. Муж ее Матвеев уволен 1-го мая без всяких причин. Служащая Привезенцева живет тут же, на кухне. За неисполнение якобы служебных обязанностей – не вымыла полы в громадном двухэтажном здании школы 1-го мая утром – тоже уволена. Одной работнице полы и невозможно было вымыть, так как раньше их мыли 3 работницы и накануне 1-го мая было много работы – баня, глаженье белья и сдача. Полякова также 1-го мая бумажкой была объявлена уволенной, с предложением освободить занимаемую комнату и угрозой выселения через милицию. Сократили, якобы в целях уменьшения штатов, а между тем тут же приняли 3 служащих. Уволенным Матвеевой и Привезенцевой не хотят даже выдать выходное пособие. Уволенные, выброшенные за борт служащие, рады бы скорее получить расчет, но и этого не получают» («Призыв», 31 мая 1925).
«В г. Вязниках есть детский дом. В этом доме творятся «чудеса» - глухонемого ребенка стараются научить говорить. С результатами упорной работы руководителей этого дома жители города могли познакомиться 1-го мая. В этот день глухонемая девочка приветствовала собравшихся. Но это не все. Войдите в дом и вы увидите работу глухонемых: рисунки, модели и т.п. Дети имеют свое управление и даже организацию юных пионеров. Таких домов для глухонемых не много, а глухонемых детей по СССР до 20000. В гор. Вязниках областной дом на Владимирскую, Московскую, Иваново-Вознесенскую и Нижегородскую губернии, а вмещает же он ничтожное количество детей. Необходимо его расширить. Зав. домом тов. Кутузов – старый работник по этому делу – нам заявил:- наркомпрос идет навстречу и дает нам средства,- дело за помещением. ГИК-у и губоно, совместно с коммунотделом Вязников, необходимо принять меры к отводу под дом более обширного помещения» («Призыв», 21 июня 1925).
«В школе глухонемых. На окраине города, на возвышенном месте, расположены два здания. В них помещается «Областная школа-интернат имени Н.М. Лозовского для глухонемых детей». К концу прошедшего учебного года школа насчитывала 84 воспитанника, из них мальчиков 52 и девочек — 32 в возрасте от 6-ти до 16 лет. Большинство из них полусироты из семей рабочих и крестьян. Школа имеет своей задачей подготовить глухонемых детей-подростков к самостоятельной трудовой жизни. И эта задача школой выполняется. При ней в прошлом году работали мастерские: столярная, сапожная, переплетная и класс кройки и шитья. На предстоящий учебный год вместо переплетной мастерской организуется слесарная, которая больше даст пользы. За отчетный год школа выпустила 10 воспитанников с познанием в объеме школы 1 ступени. 9 из них возвратились к родным, а один, как круглый сирота, временно оставлен в школе при сапожной мастерской. Отрадно видеть, выпущенные воспитанники сейчас работают, зарабатывая по 25 руб. и больше в месяц. Вместе с изучением специальных ремесел, дети обучаются и грамоте, и письму, и различным искусствам. Войдите в классы и вы увидите разукрашенные стены рисунками, плакатами на обще-политические темы. Помимо этого, дети в часы отдыха занимаются устройством вечеров, экскурсий на фабрики и общественные организации. Ими выпускается и стенная газета. Ведущиеся занятия по физкультуре проходят с большим интересом со стороны детей. Одно плохо, что их нельзя только развернуть. Нет опытного преподавателя по физкультуре. Все воспитанники пользуются готовым столом, а круглые сироты и дети бедных родителей получают обмундирование и школьные принадлежности. Немного о самой школе. Она оборудована удовлетворительно. Освещение электрическое. Учебными пособиями снабжаются в достаточном количестве. Так, глухонемые дети, при полной заботе о них власти, черпают знания и учатся ремеслам, чтобы, достигнув совершеннолетнего возраста, иметь возможность самостоятельно существовать» («Призыв», 5 октября 1926).