Главная
Регистрация
Вход
Вторник
15.06.2021
04:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1388]
Суздаль [417]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [445]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [230]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [150]
Гусь [163]
Вязники [298]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [256]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [146]
Промышленность [90]
Учебные заведения [132]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [30]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [44]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Освящение нового здания Дедюхинской Ярополческой, духовного ведомства, церковно-приходской Школы глухонемых, в память 29 апреля 1891 г.

Освящение нового здания Дедюхинской Ярополческой, духовного ведомства, церковно-приходской Школы глухонемых, в память 29 апреля 1891 г.

По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, 29 ноября 1898 года, в городе Вязниках совершено было освящение каменного трехэтажного здания, для Ярополческой церковно-приходской школы глухонемых, открытой еще 14 октября 1892 года, в виде простой школы грамоты, в память избавления от грозившей смертной опасности Наследника Цесаревича, ныне благополучно Царствующего Императора Николая Александровича, в бытность Его в Японии 29 апреля 1891 года.
Утром, 27 ноября, прибыл из Москвы попечитель школы и строитель школьного здания, потомственный почетный гражданин, В.Н. Дедюхин с супругой и дочерью. На другой день, 28 ноября, прибыл хор чудовских певчих; того же дня, в 3 ½ ч. пополудни, прибыли из Владимира: Председатель Владимирского Епархиального Училищного Совета, Его Преосвященство, Преосвященнейший Платон, Епископ Муромский, Викарий Владимирский со свитой, член Владимирского Епархиального Училищного Совета протоиерей о. В.В. Косаткин и Епархиальный наблюдатель свящ. о. А.А. Васильев... В 6 ч. вечера, в Троицком храме начался благовест ко Всенощному бдению. Народ массами собирался в храм, желая видеть архиерейское служение и слышать пение чудовских певчих. Во время Всенощного бдения Преосвященный Платон выходил на литию и величание и совершал помазание елеем. Неслыханное здесь пение чудовских певчих своею торжественностью и величавостью производило чрезвычайно глубокое впечатление. Всенощное бдение окончилось в 9 часов 20 м. вечера.
В самый день праздника, утром, с почтовым поездом, прибыл из С.-Петербурга, как представитель от Училищного при Святейшем Синоде Совета, Товарищ Председателя Совета протоиерей о. М.И. Хитров (1851-1899). Литургию совершал Преосвященнейший Епископ Платон в сослужении протоиереев: Косаткина, Евгенова, Веселовского и священника Васильева. Во время «причастного», после краткого концерта, исполненного чудовскими певчими, о. протоиерей В.В. Косаткин сказал следующее слово:
Радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин,... и узрят людие славу Господню и высоту Божию, отверзутся уши глухих слышати... и язык немаго будет петь (Ис. 35,1 — 6).
Такими словами некогда Пророк Божий Исаия, провидя духом пришествие в мир Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа, призывал язычников к духовной радости. Язычники, до пришествия в мир Спасителя, представляли из себя как бы пустыню, или сухую землю, не орошенную водою, неспособную к возделыванию и бесплодную, ибо они не имели истинного Боговедения и откровенного закона, — чужды были общения с Богом и потому не способны были приносить приятные Богу плоды добродетелей. Но эти же самые язычники, после пришествия Мессии, будучи просвещены благодатным Евангельским учением и уверовав во Христа Спасителя, сделались членами Церкви Христовой и украсились плодами добродетелей. Тогда на них изобильно, как вода, излилась спасительная благодать Божия, немощныя врачующая и оскудевающая восполняющая.
В состоянии, подобном древним язычникам, находятся доныне люди, лишенные слуха и дара слова, если на помощь к ним не приходит своеобразное школьное обучение. И они представляют из себя как бы пустыню сухую и бесплодную, ибо не имеют понятий о Боге, об истинной вере, о правилах богопочитания и благочестия и потому не способны приносить надлежащих плодов добродетелей. До последнего времени двойная стена отделяла этих людей от благовествования Евангельского и общения с людьми, — глухота и немота; но истинно-христианская благотворительность нашла, наконец, возможным пробить эту двойную стену, изобрела способы осветить мрак, облегающий души глухонемых, светом христианской веры и Божественного закона. А потому мы по праву можем приветствовать глухонемых словами Пророка Исаии: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин.
Собравшись в сей святой храм, для вознесения Господу Богу молитв за Божественной литургией, перед освящением здания, устроенного с исключительною целью обучения в нем глухонемых детей, по возможности вникнем, благочестивые слушатели, в то несчастное положение, на которое, по неисповедимым судьбам промысла Божия, обречены глухонемые, чтобы чрез то надлежаще уяснить себе всю великость благодеяния, которое оказал глухонемым известный всем нам благодетель и благотворитель делу народного просвещения вообще и правильно организованному обучению глухонемых детей грамоте и членораздельной речи в частности.
Нет в мире, кажется, большего несчастия, братия, как глухота и немота, соединенные вместе. Кажется, даже слепота сноснее для человека, чем глухонемота. Состояние духовного мрака, беспросветной тоски, состояние, никогда не изменяющееся и постоянно угнетающее душу — вот удел всей жизни глухонемого человека. Глухонемой начинает чувствовать свое несчастие с самого первого периода своей жизни, — лишь только начинает проявляться в нем сознание. В детстве он лишен способности слышать нежный голос матери, убаюкивающей свое дитя, и присоединять свой детский лепет к нему. Но тогда глухонемое дитя еще не может само уразуметь всей тягости своего положения, — оно тогда составляет предмет горя и неутешных слез только своей матери. Приходя же в возраст, глухонемой начинает сам более и более чувствовать свое несчастие и, не имея возможности в детстве испытывать всей любви матери и нежных ласк близкой к нему семьи, постепенно черствеет сердцем, как земля сухая и бесплодная. Сколько мы душевных наслаждений получаем от молитвословий и церковных песнопений, от бесед с людьми, от чтения книг и т. п. Посетит ли нас в жизни печаль, западет ли в наше сердце грусть, — мы обращаемся к молитве и церковным песнопениям, и печаль наша и грусть наша улегаются в душе. Для глухонемых нет этих высоких утешений, — нет этого средства к облегчению грусти и печали. Все животные, все птицы, даже многие насекомые имеют свой голос; но глухонемой не различает их голоса, для него нет ни стука, ни треска, ни свиста, ни грома, — словом, для него закрыта целая часть вселенной, — для него глуха и нема вся природа. Обо всем словесно можно передать человеку, чего он не видывал и чего не может увидать во всю свою жизнь, но глухонемому нельзя сообщить этого, для него самое красноречивое слово недоступно. В каждом из нас, еще со времени детства, проявляется любознательность, — каждый из нас стремится выразить свои мысли, чувства и желания другим людям, — но глухонемой обречен на вечное молчание и лишен возможности приобретать знания. Поэтому какая должна быть бедность духовной жизни глухонемых в сравнении с говорящими! В отношении умственного кругозора и духовного развития взрослые глухонемые приравниваются обыкновенно к детям трехлетнего возраста. Поэтому неудивительно, что глухонемой, хотя и живет среди общества, но он обособлен, отторгнут от него. — От того то, может быть, глухонемые, по свидетельству изучавших жизнь их, не страшатся смерти. Понятно, что для людей, не видавших радости в своей жизни, смерть является истинным благодеянием.
А что сказать о том, сколько горя глухонемой вносит в семью, в которой он родился? Какое это бремя для среды, в которой он живет? Не даром некоторые деяния глухонемых, по суду гражданскому, считаются невменяемыми и приравниваются к деяниям несовершеннолетних детей. Недаром сострадательные русские люди называют глухонемых «несчастненькими», «убогими», «Божьими людьми». Между тем глухонемые отнюдь не могут быть поставлены ниже прочих людей, — ниже нас всех, получивших от Бога способность слышать и говорить. Они от Бога одарены теми же душевными способностями, — как и мы, только они лишены употребления тех телесных органов, посредством которых в нас раскрываются сии способности. Доказательства этому на лицо: как только христианская благотворительность нашла возможность заменить у глухонемых те органы, которых они лишены, другими, которые у них имеются, напр. слух — зрением, дар слова — мимикой, — глухонемые стали делаться христианами и полезными членами общества. Да будет вечно памятно имя первого изобретателя ручной азбуки для глухонемых, Испанского монаха Петра Понсе, скончавшегося в 1589 году! Вечная благодарная память да пребывает в отечестве нашем Великой благотворительнице, Императрице Марии Феодоровне, Супруге Императора Павла I-го, основавшей в Петербурге в 1806 году первое училище глухонемых! Но жаль, что доселе еще так мало открыто в отечестве нашем таких училищ, что весьма многие, особенно в захолустьях наших уездов, и до сих пор не подозревают, что возможно обучать глухонемых чтению, письму и даже разговорной речи.
Вот и здесь, — в Ярополче, шесть только лет тому назад, учредилась школа грамоты для глухонемых, а до того времени многие ли из нас были знакомы с теми способами, которые могут облегчить участь глухонемых? Ярополч, — этот, пятьсот лет тому назад, град великий, украшавший в прошлом веке своим именем даже титул Архипастырей Владимирских, волею судеб умалился в XIX в. до названия в народе простой слободы, может быть, для того, чтобы в смирении исполнить в XX столетии великую и святую миссию распространения народного просвещения в духе православной - веры и церкви на далекую окрестность. Смотрите, на пустыре безводном и никому не нужном, близь святого храма, так сказать, под сенью его, энергией двух только лиц, — пастыря церкви и благотворителя споспешника народному просвещению, возникли в продолжении 12 лет пять зданий, одно другого обширнее, одно другого великолепнее. В них сотни детей обоего пола ежегодно обучаются грамоте и получают полезные знания. Но венцом всех этих зданий является здание для училища глухонемых детей. Это здание устроено обширнее всех других зданий, — здесь существующих, потому что Святейший Синод благословил принимать в него для обучения глухонемых детей не одного только Вязниковского уезда и не одной даже Владимирской губернии, а всего отечества нашего, от того оно и названо Центральной Церковно-приходской школой. Содержание сего училища принял на себя Училищный при Святейшем Синоде Совет, определив отпускать на него ежегодно 1500 руб. Если и в школе грамоты, существовавшей доселе, глухонемые дети обучались с большим успехом и навыкали объясняться с людьми посредством ручной азбуки, то несомненно, из нового училища, имеющего преследовать более широкие задачи, глухонемые явятся в ту среду, где они родились, истинными христианами и полезными для общества людьми. Два глухонемые отрока, обучающиеся здесь, подтвердят справедливость наших слов. Заключим наше слово приветствием глухонемым теми же вдохновенными словами Пр. Исаии, которыми и начали: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин.
Тебе же, добросердечный и радетельный благоустроитель жизни обездоленных природою детей, да воздаст всещедрая благость Божия, вместо благ земных, — небесные, вместо тленных — нетленные, вместо временных — вечные, да ниспошлет она свое небесное благословение на дела рук твоих и да сохранит тебя и семейство твое в многолетнем здравии и неизменяемом благополучии.
Мы же все вознесем усердную молитву Богу, — Просветителю нашему, просвещающему всякого человека, да отверзутся чрез школьное обучение уши глухонемых слышати и да разрешится язык их, чтобы глухонемые купно с нами едиными устами и единым сердцем воспевали и прославляли всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков.
По окончании литургии, из Троицкого храма, во главе с Преосвященным Платоном, к новому школьному зданию направился крестный ход, в котором, кроме служивших с Преосвященным литургию, приняли участие: протоиерей о. М.И. Хитров, все городское духовенство и некоторые сельские священники, приглашенные на праздник. По прибытии в здание школы, перед началом молебна, протоиерей о. М.И. Хитров сказал речь приблизительно следующего содержания.
При виде этого столь благоустроенного здания для церковно-приходской школы глухонемых, с радостью приветствую новый успех Церковной школы, которую под своим покровом, как любящая мать свое дитя, возращает святая православная Церковь. В росте и воспитании этого дорогого дитяти должны принять одинаковое участие все, — и православное духовенство и миряне; потому что в православии нет розни между пастырями и паствой, между клиром и народом, здесь те и другие составляют один неразрывный, живой организм, — одно тело, — Святую церковь.
Обязанность духовенства всеми мерами заботиться об успехах народной Церковной школы стоит вне всяких сомнений. И ныне столь же ясно, как и много веков тому назад, слышится Божественный глогол: «идите и научите!» Божественное повеление должно исполниться!.. Каким же путем оно может быть всего лучше, всего успешнее исполнено? Детское сердце — вот превосходнейшая нива для насаждения спасительного семени. Это столь бесспорная и очевидная истина, что даже люди взрослые, умудренные опытом жизни и разнообразными познаниями, призываются Божественным голосом — усвоить себе настроение детской души, — стать, «как дети», если они не желают отречься от надежды быть чадами царствия Божия. От житейской суеты, от множества впечатлений наше сердце, как и кости, с годами грубеет, теряет свою прежнюю восприимчивость, и от него многое уже отлетает, как «горох от стены»: между тем как детская душа мягка, как воск, святые истины и чистые впечатления пронизывают ее насквозь и органически срастаются с нею. Каким же образом пастыри православной церкви могли бы отказаться от воспитания юных чад церкви, если только они дорожат достоинством своего звания, если не желают носить нелестные титла «наемника» и «раба лукаваго»?
Если пастыри церкви строго призываются к труду учительства, то общество не менее строго призывается всеми мерами помогать им. Заповедь милосердия есть главная христианская заповедь! По силе этой заповеди, и доныне слышится грозное слово предостережения: «не войдете в царствие Божие, если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев!» Христианское милосердие, как совершеннейший плод христианской любви, может совершаться в самых разнообразных видах благотворения. По христианскому милосердию, грешно видеть голодного и не накормить его; грешно видеть брата в какой либо нужде и не помочь ему. Но этого мало, — христианское милосердие знает не тех только, кого видит, — его кругозор гораздо шире видимого горизонта, — оно знает слезы и горе там, куда не проникает глаз, — оно внимает стонам и воплям там, где их не слышит ухо. Не рассказывают нам своего горя глухонемые, но христианское милосердие находит доступ и к. их душе! Оно говорит нам: велий в царствии Божием наречется тот, кто сотворит и научит (Мф. 5, 19 — 20).
В наше время многое нужно сотворить ради ближнего и многому научить его; ибо наше время ставит нам серьезные задачи, в сфере духовной и в области практической жизни. В сфере духовной, — среди наших, так называемых, интеллигентных классов, продолжается старая болезнь, — язва маловерия, неверия и равнодушия к христианскому званию и долгу, — а среди простого народа распространяются разнообразные лжеучения и секты, все это расслабляет наш духовный организм, разрушает цельность его жизни. В области практической, наш народ, в периоды голодных годов, не обнаруживает необходимого умения кормиться трудами рук своих, — превозмогать бедственные испытания собственными усилиями, — собственной предусмотрительной деятельностью; это показывает, что наш народ, при всеобщих стремлениях всех народов, не исключая даже неподвижного Китая, — к улучшению экономических условий своего быта, — не обладает еще достаточным запасом сельскохозяйственных и промышленных знаний. Таковы наиболее важные задачи нашего времени, а отсюда, таковы и задачи нашей народной школы: ослабить и прекратить духовное шатание «семо и овамо», — восстановить цельность духовной жизни, — укрепить на незыблемом основании дух народа и вместе с тем снабдить народ необходимыми полезными практическими знаниями. Воспитывая детей под сенью православной церкви, под могучим воздействием ее животворящего духа, Церковная школа не чуждается и общеобразовательных, полезных в практическом отношении, знаний. Не святая ли обязанность каждого честного христианина, призываемого и «сотворить» и «научить», со всем усердием помогать пастырям церкви в их трудах по народному образованию? Вот почему с радостью приветствуем настоящую жертву делу народного просвещения в духе православной церкви, — с особенным чувством искренней признательности смотрим на это богатое здание, — эта заботливая жертва имеет целью облегчить одно из самых тяжких страданий человечества, — внести свет христианского сознания в темный мир глухонемых. Пастырь и паства тесно сдружились здесь в плодотворном труде и любви к страждущим.
Возможно ли без волнения читать Евангельские строки, где поведается, с какой бесконечной любовию, с какой трогательной нежностью чувства Господь смотрел на детей, — как Он «объем» благословлял их, как говорил всем: кто принимает одно дитя во имя Мое, тот Меня принимает! О если бы эта Божественная искра любви к детям согрела и наши сердца! Расти же и укрепляйся в силах прекраснейшее дитя Православной церкви, — Церковная школа! За твоим ростом, за твоими успехами будут следить и искренно радоваться им, как за ростом родного дитяти, все истинно-православные русские люди!
В новом училищном доме для глухонемых молебен с водоосвящением был совершен перед иконами Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Мемнонта (29 апреля). По окончании молебна, перед провозглашением обычных многолетий, Преосвященнейший Платон, поздравив устроителя школьного здания с окончанием святого дела, указал в своей речи на великую важность учреждения школы для глухонемых и пожелал этой школе успехов и процветания на многие годы; а затем, обрисовав тягостное положение глухонемых детей в семье и обществе, он призвал Божие благословение на школьных деятелей, трудящихся на поприще воспитания и обучения таковых детей, и высказал благопожелание, чтобы их заботы и усилия приводили этих детей, столь обездоленных природою, к действительному облегчению их горькой участи.
После речи Преосвященного Платона, крестный ход направился обратно, — в Троицкий храм, а в школьном здании, в его поместительном зале, начался праздничный акт. На этом акте Преосвященный Платон и все почетные гости имели удовольствие, прежде всего, видеть наглядные плоды обучения той школы, для которой создано было новоосвященное здание. Перед собранием явились из школы глухонемых два воспитанника: Степан Пепешин и Василий Савинов, и почтили перед ним доступным для них словом сердечной благодарности всех своих благодетелей, попечителей и руководителей за их труды, направленные к облегчению участи несчастных. Первый из воспитанников выразил свою благодарность в краткой речи, а второй — в следующем стихотворении:
Любовью вашей и заботой
Устроен этот дом.
В нем трудной, медленной работой
Мы речь свою вернем.
Отец и мать в слезах отрады
Услышат наш привет.
Дай Бог вам всем с небес награды
И жизни много лет!
После этого прочитано было перед собранием письмо Преосвященнейшего Владимира, Епископа Нижегородского и Арзамасского, адресованное на имя Заведующего Ярополческими Церковно-приходскими школами, Протоиерея о. К.А. Веселовского, такого содержания: Почтенное письмо ваше возвестило мне, что возлюбленное детище ваше, — школа глухонемых возросла и приумножилась и что в настоящий день должно совершиться торжество освящения нового, прекрасного, вполне приспособленного для нее, устроенного благочестивым Попечителем оной, здания. От всей души приветствую вас с этим радостным событием, молитвенно призывая Божие вседейственное благословение на вас, — на детище ваше, — школу глухонемых, и на благочестивого ее Попечителя. Видимым знаком этого благословения да послужит представляемая при сем Святая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Оранская».
По распоряжению Преосвященнейшего Владимира, икона Оранской Божией Матери доставлена была в день освящения школы Нижегородским Наблюдателем Церковно-приходских школ, П.С. Виноградовым. На оборотной стороне иконы сделана надпись: «Благословение Ярополческой, в городе Вязниках, школе глухонемых, участвовавшей в Нижегородской выставке, от Владимира, Епископа Нижегородского и Арзамасского, 29 ноября 1898 года. Нижний-Новгород».
По прочтении письма, Заведующий Ярополческими школами Протоиерей о. К.А. Веселовский предложил вниманию собрания краткую записку о школе глухонемых. Шесть только с небольшим лет тому назад, — так начал свою записку Протоиерей Веселовский, — по благословению Высокопреосвященнейшего Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского и Суздальского, при Ярополческой, в городе Вязниках, двухклассной Церковно-приходской школе, была открыта скромная, при четырех учащихся, школа грамоты для глухонемых, в память 29 апреля 1891 г. Кратка еще история нашей школы, но и за краткий период времени школе пришлось пережить уже многое. В первое время материальное существование нашей школы всецело зависело от Попечителя ее, глубокочтимого В.Н. Дедюхина, который изъявил готовность жертвовать на школу ежегодно по 300 руб. При скромных средствах и скромных задачах, наша школа, на первых порах своего существования, едва была приметна; но как дело Божие, она постепенно привлекала к себе сочувствие добрых людей, крепла благоустройством своей внутренней организации и множилась численностью своих питомцев. На четвертом году своего существования наша школа настолько возросла и окрепла, что могла уже, без боязни за успех своего дела, открыто предстать на суд общества. В 1896 г., с разрешения Училищного при Св. Синоде Совета, она, на ряду с другими школами, экспонировала, в течении двух месяцев, на Всероссийской Нижегородской Выставке в составе Заведующего школой, Протоиерея Веселовского, Учителя школы Журомского, 6 мальчиков и 2 девочек. Во время своего пребывания здесь наша школа пользовалась постоянным вниманием посетителей и награждалась искренним одобрением их. Но самой лучшей наградой нашей школы, величайшей честью ее было Всемилостивейшее посещение ее в день 19 июля 1896 г. Их Императорскими Величествами, Императором Николаем Александровичем и Императрицей Александрой Феодоровной. Монаршее посещение нашей школы положило для нее начало нового, лучшего периода существования ее. От Училищного, при Св. Синоде Совета она стала получать ежегодно субсидию в 1500 руб.; из простой школы грамоты для глухонемых обратилась в строго организованную, Церковно-приходскую школу; усердием и заботами своего глубокочтимого Попечителя, В.Н. Дедюхина приобрела в собственность прекраснейшее здание, ныне торжественно освященное, и сделалась убежищем для обездоленных детей не одной только Владимирской губернии, но и других.
При обозрении важнейших событий из жизни нашей школы, приятно отметить отрадное явление, что наша школа несмотря на всю свою молодость, успела уже вызвать примеры подражания себе и стать образом для других, подобных ей учреждений. В нашей школе недавно обучалась глухонемая девочка, Вера Яворская, дочь священника, Киевской губернии, Радомысловского уезда, села Максимовича. Отец Яворский, навещая свою дочь, заинтересовался нашей школой, стал присматриваться к ее порядкам и недавно, по образцу нашей школы, открыл собственную школу для глухонемых. Такой же пример подражания нашей школе, по почину также священника, известен в Костромской губернии, Макарьевском уезде.
В настоящее время школа наша состоит из 38 человек, — из них 31 мальчик и 7 девочек. Большая часть этих детей прибыла в нашу школу из разных губерний внутренней России, но есть между ними пришельцы далее из отдаленной Сибири. С устройством нового, поместительного здания наша школа имеет обучать детей не только грамоте, но и разным ремеслам и рукоделиям (С 14 января 1899 года такое обучение уже организовано: мальчики обучаются столярному, сапожному и переплетному ремеслам, а девочки ходят во второклассную женскую школу и там учатся кройке, шитью, вышиванью, вязанью и проч.). При такой постановке дела, наша школа могла бы оказать истинное, ничем незаменимое благодеяние тем горьким беднякам, для которых не только содержание детей в школе, но и самый кусок хлеба составляет предмет ежедневной тревоги. Для этой цели в нашей школе теперь достаточно простора, — в ней могло бы поместиться обездоленных детей в два раза более, чем теперь есть. Но к глубокому сожалению, наша школа не располагает стипендиями, чтобы приходить на помощь бедноте. Нужно молить Господа, чтобы Он продлил Свои милости к нашей школе и послал ей побольше людей добрых и сострадательных к горю ближнего. Нам известны такие поразительные положения неприкрытой бедноты, что зная ее, грешно не помочь ей, если только представляется к тому возможность. Вот несколько примеров вопиющей нужды: отец семейства — псаломщик, состоит на беднейшем приходе, имеет 11 человек детей, и из них, — трудно выговорить, — четверо глухонемых. Это ли не горе, вопиющее о помощи? У другого отца, живущего небольшим фабричным заработком, трое детей и все глухонемые. Что может сделать без сторонней помощи этот отец для своих несчастных детей, когда заработка хватает только на хлеб? Третий отец — крестьянин, живет в услужении за семь рублей в месяц, имеет семерых детей, и из них трое глухонемых. Это ли не положение, сотканное из горя и нужды? Это ли не беднота, далее не дерзающая выбиться из своего положения, если ей не будет протянута рука помощи? А вот перед нами церковный сторож, получающий пять рублей в месяц... Он имеет только одного глухонемого сына; но что он может сделать для этого сына с своими пятью рублями, которые составляют весь достаток его? А вот еще рабочий на фабрике, получающий на большую семью всего 38 коп. в день... Он тоже имеет только одного глухонемого сына... Но светится ли для этого сына, при одних только средствах отца, какая либо надежда на лучшее будущее? От всех таких бедняков, загнанных судьбой, поступают к нам слезные просьбы принять детей на казенное содержание. Но в ответ на эти просьбы только болезнует сердце и рвется душа: за неимением стипендий, беднякам приходится отказывать.
После этого, Заведующий Ярополческими школами, Протоиерей о. К.А. Веселовский закончил свою записку о школе глухонемых таким воззванием: ради Христа Спасителя нашего, подайте, добрые люди, посильную лепту от прибытков ваших на святое дело обучения глухонемых грамоте и ремеслам, чтобы дать им возможность правильного сношения с людьми нормальными, а главное, — чтобы чрез книжное чтение научить их познавать Бога и прославлять Его всесвятое имя.
В то время, когда происходил этот акт, супруга Попечителя, Г.И. Дедюхина с дочерью, в нижнем этаже школьного здания, оделяла детей всех Ярополческих школ конфетами. По окончании акта, Преосвященный Платон и некоторые из почетных гостей навестили Заведующего Ярополческими школами Протоиерея о. К.А. Веселовского в его доме, а затем, отправились в дом Попечителя этих школ, В.Н. Дедюхина к обеденному столу. За обеденным столом после первого тоста за здоровье и благоденствие Их Императорских Величеств, провозглашены были тосты: за Святейший Правительствующий Синод и Училищный при нем Совет, за Высокопреосвященнейшаго Сергия, Архиепископа Владимирского, — Первостоятеля Владимирской Церкви; за Высокопреосвященнейшаго Фоогноста, Архиепископа Новгородского, с благословения котораго начинались все Ярополческие школы; за Преосвященнейшего Епископа Платона, — Председателя Владимирского Епархиального Совета и за Совет; за Преосвященнейшего Владимира, Епископа Нижегородского, благословившего школу Св. иконой, за представителя Училищного при Святейшем Синоде Совета, Протоиерея о. М.И. Хитрова; за Строителя и Попечителя школы, за его супругу и дочь. Тост за здоровье Заведующего Ярополческими школами, Протоиерея Веселовского, которому эти школы обязаны своим началом, организацией и успехом, предложен был членом Влад. Епарх. Училищного Совета, Протоиереем В.В. Косаткиным в следующих словах: по поручению Его Преосвященства, возглашаю здравицу в честь неустанного работника Церковно-школьного дела, о. Протоиерея К.А. Веселовского. Лишь только занялась заря Церковно-школьного дела в отечестве нашем, лишь только раздалось с высоты Престола Монаршее слово о нем, о. Протоиерей явился энергичным работником сего дела и не перестает являть себя таковым доселе. Школьное дело, начатое им в Ярополче не в больших размерах, разрослось на протяжении последних 12-ти лет так, что мы видим теперь в Ярополче целую, можно сказать, народную Академию. Да здравствует же на многая лета неустанный работник Церковно-школьного дела, о. Протоиерей К. А. Веселовский! Во время обеденного стола, хором чудовских певчих было исполнено несколько церковных песнопений, а после тоста за здоровье Их Императорских Величеств, пропет был, при участии гостей, народный гимн...
В течении дня 29 ноября 1898 года получено было много приветственных писем и телеграмм на имя Протоиерея Веселовского и В.Н. Дедюхина. Заносим некоторые из этих телеграмм и писем в историю нашей школы.
Письмо от Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Новгородского на имя Протоиерея Веселовского: слава и благодарение Господу Богу, благословляющему ваши старания о процветании и преуспеянии Церковных учебных заведений, основанных вами при вашей Ярополческой Церкви. Честь и слава вам за беспримерное попечение ваше о них!.. Несказанно радуюсь, что В.Н. Дедюхиным воздвигнуто каменное, трехэтажное здание для Церковно-приходской школы глухонемых. Трудно и описать, какое добро он сделал для школы глухонемых. Передайте ему от меня глубочайшее почтение и сердечную благодарность за великое его благодеяние для школы. В день 29 ноября буду молиться Господу о ниспослании великих и богатых милостей всем вашим учебным заведениям, особенно же школе глухонемых. Призываю благословение Божие на вас, на все ваши Церковные учебные заведения и на всех учащихся в них.
Телеграмма от Протоиерея Кронштадтского Богоявленского храма по поручению о. Иоанна Ильича Сергиева: Отец Иоанн благодарит вас, о Протоиерей, и господина Дедюхина за оказанную ему честь, молится за вас, призывает Божие благословение на процветание вашей школы, лично прибыть не может.
Телеграмма от Его Превосходительства, Товарища Обер-Прокурора Св. Синода, Владимира Карловича Саблера, на имя В. Н. Дедюхина: поздравляю с освящением школы; жалею, что служебные дела мешали возможности приехать. Да процветает школа, вашим усердием и щедрыми жертвами созданная, во славу Божию и на пользу меньшей братии.
Телеграмма от С.-Петербургского училища глухонемых, за подписью Почетного Опекуна, Шталмейстера Высочайшего Двора, И. Мердер и Директора училища Остроградского: в знаменательный день открытия благодетельного учреждения, старейшее русское училище глухонемых шлет свой сердечный привет вам, Высокоуважаемый Василий Никандрович, и о. Протоиерею Веселовскому. Молим Бога, да ниспошлет Он вам силы на пользу Вязниковского училища глухонемых на многия, многия лета.
Телеграмма от директора Московского Арнольдовского училища глухонемых, на имя В.Н. Дедюхина: Не имея возможности лично порадоваться освящению нового здания школы, искренно поздравляю и желаю процветания первой провинциальной школы глухонемых, приветствую исполнение вашей заветной благотворительной мысли. Дай Бог, чтобы это послужило добрым примером для нашей матушки России.
Кроме этого, получены были письма и телеграммы от следующих лиц: от протоиерея о. А.И. Виноградова; от Наблюдателя Церковно-приходских школ, Действительного Статского Советника, В.И. Шемякина; от Вязниковского Предводителя Дворянства Неронова; из Москвы, от Татарникова, от Ленивовых, от Таманцевых, от Калужских, от Хатунцева; из Калуги, — от Ставровского; из Мстеры, — от Протасьева; и из Никологор, — от Федянина.


Ул. Школьная, д. 1в

В заключение сообщим несколько слов о самом школьном здании. По фасаду длина этого здания 15 ½ сажен, в поперечнике 9 ¼ сажен, — в нижнем подвальном этаже помещается обширная кухня, стены которой от пола до потолка выложены изразцом, — в кухне две печи. В средине этого этажа устроены две духовые печи. В этом же этаже находится 5 подвалов, — два для нужд учителей, один для склада провизии, один для склада дров и один с крепкими каменными сводами для склада ученических вещей во время разъезда их по домам на каникулы. Второй этаж вдоль здания разделен коридором, в средине коридора, против парадного входа, поставлена большая икона Святителя Феодосия Черниговского; по сторонам коридора, в одной половине, квартиры учителей, а в другой мастерские. Из этого коридора ведут вверх две мраморные с железными по сторонам, изящной работы, решетками, лестницы, — в два марша каждая. Одна ведет в классные, а другая в спальные комнаты. Между классными и спальными комнатами находится обширное зало, — против него, на западной стороне, — довольно пространный кабинет Заведующего, где происходят собрания для совещаний. На самом верху здания, в крыше его, устроено два мезонина. Против кабинета заведующего устроен обширный балкон, с которого открываются красивые виды на пространство до 40 верст. Дом освещается 60 окнами. Постройка его стоила до 50,000 рублей.
Протоиерей Константин Веселовский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1899 г.).

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ.
Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, вследствие определения Святейшего Синода, от 20-го января 1899 года за № 205, Высочайше соизволил на присвоение Ярополческой церковно-приходской школе для глухонемых наименования: «Дедюхинская, Ярополческая духовного ведомства церковно-приходская школа глухонемых, в память 29-го апреля 1891 года.

Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках

Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.05.2021)
Просмотров: 25 | Теги: учебные заведения, Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru