Пребывание Императора Николая II во Владимире 20-го июля 1896 г.
Начало » » » Празднование Священного Коронования Николая II-го и его супруги в городе Владимире
19 июля 1896 г. Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна посетили в Вязниках Ярополческую церковно-приходскую школу глухонемых.
20-го июля 1896 года, в семь часов вечера, на платформе железнодорожного вокзала, Владимирское общество в лице своих представителей, духовных и светских, имело счастие повергнуть к стопам Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны свои верноподданнические чувства и засвидетельствовать перед Их Bеличествами о своей неизменной любви и преданности к Ним. Этого счастливейшего события Владимирцы пламенно ожидали и встретили его с необыкновенным энтузиазмом.
Когда с достоверностью стало известно, что ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ И ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, на возвратном пути из Нижнего Новгорода, благоугодно 20-го июля осчастливить Владимир краткой остановкой в нем и приемом депутаций от разных сословий и учреждений, тогда весть об этом радостном событии быстро облетела не только все окраины города, но и ближайшие села и деревни. Жители сел и деревень, покинув свои обычные дела, устремились в город, а горожане энергично принялись за украшение своего города особенно той его стороны, которая открывается своими склонами к полотну железной дороги. Немного протекло времени в приготовлениях к радостному событию, но город и за короткое время необыкновенно оживился, прилично украсился и принял торжественный вид. В знаменательный для Владимирцев день 20-го июля на большой улице, а особенно на улицах и склонах, прилегающих к полотну железной дороги, всюду пестрели разноцветные флаги и знамена, красовались цветы и зелень, а по местам, то там, то здесь, белелись перед домами столики с выставленными на них хлебом и солью. Но особенно хорошо был декорирован железнодорожный вокзал: весь он как бы утопал в зелени и флагах, в коврах п разных материях. Хотя и было всем известно, что ГОСУДАРЬ и ГОСУДАРЫНЯ прибудут во Владимир после полудня; однако народ далеко еще до наступления этого времени рассыпался вдоль полотна железной дороги, чтобы заранее отыскать удобное местечко и добиться счастия — видеть Царя и Царицу. Народ разместился по всем улицам и переулкам, прилегающим к железнодорожному полотну, занял все бугорки и возвышенности, какие только были по направлению того же полотна и в городе и за городом, пользовался и всякими другими дозволенными способами и средствами, чтобы подняться повыше других и достигнуть заветного желания. Когда приближалось время прибытия Царского поезда, то народ уже не бегал, не искал места, а спокойно стоял и терпеливо выжидал того момента, когда появятся пред ним дорогие образы Царя и Царицы.
Перед прибытием Царского поезда, на Владимирской железнодорожной станции, собрались следующие лица: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский; Преосвященный Платон, Епископ Муромский, Викарий Владимирский; депутаты от духовенства: Ректор Владимирской Духовной Семинарии Архимандрит Никон, Кафедральный протоиерей о. М.И. Жудро, протоиерей собора и член Духовной Консистории о. А. Виноградов, протоиерей Воскресенской церкви и член Консистории о. П. Спасский, ключарь собора о. П. Евгенов, законоучитель Гимназии о. Н. Покровский и соборный священник о. И. Уваров, представители светского общества: Начальник губернии, тайный сов. М.Н. Теренин, Владимирский Губернский Предводитель Дворянства, действ. стат. сов. Михаил Михайлович Леонтьев, Владимирский Вице-Губернатор, стат. сов., князь Н.П. Урусов, разные начальствующие лица, военные чины, уездные предводители дворянства, председатель и члены Владимирской Губернской Земской Управы, Владимирский Городской голова с членами Городской Управы и членами Городской Думы, земские начальники, волостные старшины Владимирского уезда и служащие всех ведомств.
Когда депутации и лица, назначенные к представлению Их ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВАМ, были все на лицо, то установлены были отдельными группами, на открытой железнодорожной платформе, по особым местам, в том порядке, в каком должно было следовать представление. Тут же, на платформе, стояли дамы высшего городского общества, во главе с супругой Начальника губернии, ученики и ученицы разных учебных заведений и сестры милосердия местной общины Красного Креста. Остальные места на платформе, остававшиеся свободными после всех вышеозначенных лиц и групп, заняты были сторонними зрителями, непризванными к официальному участию во встрече Их ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ.
Когда сделался видимым издали Царский поезд, то по знаку с соборной колокольни раздался со всех Владимирских церквей колокольный звон, а вдали, на окраине города, уже послышался гул человеческих голосов. Прошло после этого несколько минут, и Царский поезд, в 7 часов вечера, тихо подошел к платформе Владимирского вокзала. Поезд встречен был на платформе громким и единодушным ура. Хором учащихся, находившихся тут лее, исполнен был патриотический гимн: Боже, Царя храни.
Но вот отворился Царский вагон, перед взорами всех показались ГОСУДАРЬ и ГОСУДАРЫНЯ И милостиво раскланялись со всеми присутствовавшими на платформе. Снова загремело на платформе восторженное ура, которое подхвачено было и народом, стоявшим недалеко от вокзала, и точно волна стало перекатываться с одного места на другое по всей окраине города, прилегающей к железнодорожному пути. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР И ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА вышли из вагона в сопровождении Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА, ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ А, Гофмейстерины Ее ВЕЛИЧЕСТВА, Статс-дамы, Светлейшей Княгини М.М. Голицыной и лиц свиты. Первым приблизился к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ Начальник губернии М.И. Теренин, с рапортом в руках, и всеподданнейше доложил Его ВЕЛИЧЕСТВУ о благосостоянии губернии.
Непосредственно после Начальника губернии предстал пред ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и ГОСУДАРЫНЕЮ ИМПЕРАТРИЦЕЮ Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский с иконой Владимирских Чудотворцев: Святых Благоверных кyязей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и Св. мученика Аврамия, над которыми вверху изображена икона Владимирской Богоматери, держимая двумя Ангелами. В это время установилась на платформе глубокая тишина. Высокопреосвященнейший Сергий, обратившись к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, произнес следующие слова: «ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ! Молитвами Богоматери, Святых Благоверных Великих князей, Владимирских Чудотворцев и всех Святых Господь Бог да дарует ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ совершить многое и великое ко благу России. Да будет. Аминь».
По произнесении этих слов, Высокопреосвященнейший Сергий благословил ГОСУДАРЯ Св. иконой и, передавая ее Его ВЕЛИЧЕСТВУ, поцеловал руку Его. Вслед за сим, взяв из рук Преосвященного Платона икону Владимирской Богоматери, Высокопреосвященнейший Сергий обратился к ГОСУДАРЫИИЕ ИМПЕРАТРИЦЕ с следующими словами: «Ваше ИМПНРАТОРСКОО ВЕЛИЧЕСТВО, БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ! Молим Матерь сына Божия и Рожденного от Нее, да исполнят они желания ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА на радость ВАШУ И на счастие России». После этих слов ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА приняла от Высокопреосвященнейшего Сергия икону, при чем он поцеловал Ее руку.
После этих приветствий и поднесения икон, Высокопреосвященнейший Сергий снова обратился к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и просил Его ВЕЛИЧЕСТВО осчастливить его принятием от книжных трудов его. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, поблагодарив Высокопреосвященного, милостиво принял книги. После этого представлен был Его ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ Викарий Владимирской Епархии, Епископ Муромский Платон и некоторые лица духовенства, при чем Протоиерей собора и член Духовной Консистории о. А. Виноградов поднес ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ свою книгу: История Кафедрального Успенского собора.
От духовенства Их ИМПЕРАТОРСКИЯ ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА, в сопровождении Начальника губернии, проследовали по платформе далее, в ту сторону, где стояли представители других сословий губернии, а также ученики и ученицы разных заведений гор. Владимира. Обходя представителей, ГОСУДАРЬ и ГОСУДАРЫНЯ МИЛОСТИВО принимали от них разные подношения. От дворянства Их ВЕЛИЧЕСТВА ИЗВОЛИЛИ принять хлеб-соль, от земства - икону Спасителя, от города и волостных старшин — хлеб-соль. При следовании ГОСУДАРЯ и ГОСУДАРЫНИ по платформе, учащиеся пели гимн: Боже, Царя храни, и осыпали путь Их ВЕЛИЧЕСТВ живыми цветами.
Когда ГОСУДАРЬ с ГОСУДАРЫНЕЙ возвращался к месту выхода своего из вагона, то супруга Владимирского Губернатора представила ГОСУДАРЫНЕ почетных дам, а Игумения Владимирского Успенского Княгинина монастыря поднесла Ее ВЕЛИЧЕСТВУ икону Св. мученика Аврамия, в том монастыре почивающего, и просфору. После этого Их ВЕЛИЧЕСТВА взошли в вагон и отправились в дальнейший путь к Москве. Во время отбытия ИМПЕРАТОРСКОГО поезда, как и во время прибытия его во Владимир, произведен был по всему городу колокольный звон. Погода была в это время очень благоприятная; бывший часа за два до прибытия Их ВЕЛИЧЕСТВ не очень большой дождь приятно освежил знойную атмосферу.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1896 года/
Пребывание во Владимир Великого Князя Владимира Александровича и супруги Его Великой Княгини Марии Павловны
27-го августа 1896 года Их ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ И Супруга Его ВЕЛИКАЯ Княгиня МАРИЯ ПАВЛОВНА, следуя с Августейшим сыном своим, Великим Князем Кириллом Владимировичем из Нижнего Новгорода к Москве, изволили сделать остановку на Владимирской железно-дорожной станции и осчастливить жителей гор. Владимира милостивым приемом представителей города, духовных и светских, собравшихся на станции для принесения Их ВЫСОЧЕСТВАМ искреннейших приветствий и благопожеланий и для выражения перед Ними неизменных чувств любви и преданности. По местному времени, поезд с Их ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ ожидался во Владимире около 6 часов вечера. К этому времени на Владимирской железно-дорожной станции собрались следующие лица: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, Ректор Владимирской Духовной Семинарии, Архимандрит Никон, Кафедральный протоиерей Владимирского Успенского собора, член Духовной Консистории, о. М.И. Жудро, протоиерей того же собора, член Духовной Консистории, о. А.И. Виноградов и Ключарь собора, протоиерей о. П.П. Евгенов; затем, со стороны светских представителей: Управляющий губернией Владимирский Вице-Губернатор стат. сов. князь Н.П. Урусов, Губернский Предводитель Дворянства, действ. стат. сов. М.М. Леонтьев с некоторыми дворянами, Командир 1-й бр. и 3-й гр. див. Генерал-Майор О.М. Кислинский с военными чинами, Председатель Окружного Суда, действ. ст. сов. Л.И. Навроцкий с другими представителями суда, Председатель Губернской Земской Управы с членами, Городской Голова с членами Городской Управы и Думы и другие начальственные, высокопоставленные и почетные лица. Здесь же, на железно-дорожной станции, находились и дамы высшего городского общества в ожидании прибытия Высоких Путешественников. Перед приходом поезда все представители гор. Владимира, духовные и светские, а равно и дамы установились па платформе, прилегающей к станции. Лишь только поезд приблизился к станции, как раздалось с платформы и других мест тройское и дружное ура, долго несмолкавшее. По выходе из вагона, Великий Князь Владимир Александрович был приветствован Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, который, имея в руках Владимирскую икону Божией Матери, обратился к ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ С следующими словами: «Ваше ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО, Благоверный Государь! Одиннадцать лет исполнилось вчера после того, как град Владимир осчастливлен был Вашим посещением. Тезоименный ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ град молит Господа Вседержителя о многолетнем Вашем здравии. Как видимый знак наших молитвенных благожеланий, просим Вас принять Владимирскую икону Богоматери. Ходатайством Богоматери и всех Святых благословение Божие да пребывает преизобильно на Вас и на Вашем роде».
Выслушав эти слова, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ принял Св. икону от Высокопреосвященнейшего Сергия, сердечно поблагодарил его и затем несколько времени милостиво разговаривал с ним. После этого протоиерей собора и член Духовной Консистории о. А.И. Виноградов поднес ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ свою книгу: История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. Приняв благосклонно книгу и поблагодарив автора, ВЕЛИКИЙ Князь обратился к представителям других сословий и учреждений. Переходя от одних лиц к другим, ВЕЛИКИЙ Князь милостиво разговаривал с некоторыми из них, причем от Городского Головы он изволил принять хлеб-соль.
В то время, когда ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ обходил представителей города и разговаривал с некоторыми из них, вышла из вагона Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Павловна и милостиво поздоровалась с Высокопреосвященнейшим Сергием. Подойдя к дамам, Великая Княгиня изволила принять от супруги Управляющего губернией, княгини В.Г. Урусовой букет из живых цветов с лентами цвета горба губернии, причем удостоила милостивым разговором не только княгиню Урусову, но и некоторых других дам, но более продолжительно она беседовала с Губернским Предводителем Дворянства М.М. Леонтьевым.
После разговора с представителями города, Великий Князь снова возвратился к тому месту, где стоял Высокопреосвященнейший Сергий, и еще благодарил его за приветствие и поднесение иконы. Затем простившись с Высокопреосвященным Сергием, Управляющим губернией и другими лицами, ВЕЛИКИЙ Князь ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ С ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕЙ МАРИЕЙ ПАВЛОВНОЙ вошел в вагон, и поезд медленно двинулся к Москве. Восторженные клики ура долго сопровождали Высоких Путешественников. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1896 года)
1899 г. «Божией Милостию, МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖИЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ и ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем верным Нашим подданным: сего июня в 28-й день скончался в Абасч.-Тумане возлюбленный брат Наш, Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Александрович. Болезнь, постигшая Его Императорское Высочество, могла еще, казалось, уступать действию предпринятого лечения и влиянию южного климата, — но Бог судил иначе. Покоряясь безропотно Промыслу Божию, Мы призываем всех верных Наших подданных разделить с Нами душевную скорбь Нашу и усердные моления о упокоении души почившего Нашего брата. Отныне, доколе Господу не угодно еще благословить Нас рождением сына, ближайшее право наследования Всероссийского Престола, на точном основании основного Государственного Закона о престолонаследии, принадлежит Любезнейшему брату Нашему, Великому Князю Михаилу Александровичу. Дан в Петергофе в 28-й день июня, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот девяносто девятое, царствования же Нашего в пятое. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «НИКОЛАЙ».
Письмо Л. Толстого — Николаю II о положении России
Великий писатель земли Русской, Л.Н. Толстой, в 1902 г. написал царю Николаю II письмо, в котором он дает отзыв о самодержавном строе, его недостатках, о той лжи и фальши, которые он всюду сеял в жизни. Наряду с этим он предугадывает те положения, которые выскажет русский народ в области государственного устройства, если ему будет представлена для этого возможность.
Любезный брат!
Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку-брату; кроме того, еще и потому, что пишу к вам как бы с того света, находясь в ожидании близкой смерти. Мне не хотелось умереть, не сказав вам того, что я думаю о вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и вам, если будет продолжаться в том же направлении, в каком идет теперь.
Треть России находится в положении усиленной охраны, т.е. вне закона. Армия полицейских, явных и тайных, все увеличивается и увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политическими, к которым теперь причисляют и рабочих. Цензура дошла до нелепости запрещений, до которых она не доходила в худшее время сороковых годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и жесточе и чаще. Везде, в городах и фабричных центрах, сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.
И, как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ, те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет, или скорее вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему.
И причина всего этого, до очевидности, ясная, одна: та, что помощники ваши уверяют вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность.
Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное Богом всегдашнее движение вперед человечества.
Ведь вы не можете не знать того, что с тех пор, как нам известна жизнь людей, формы жизни этой, как экономические и общественные, так и религиозные и политические, постоянно изменялись, переходя от более грубых, жестоких и неразумных к более мягким, человечным и разумным. Ваши советчики говорят вам, что это неправда, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь, и будет свойственно до конца дней, и что потому для блага русского народа надо во чтобы то ни стало поддерживать эти две связанные между собою формы — религиозного верования и политического устройства. Но ведь это двойная неправда.
Во-первых, никак нельзя сказать, чтобы православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь. Из отчетов обер-прокурора синода вы можете видеть, что наиболее духовно развитые люди народа, несмотря на все невыгоды и опасности, которым они подвергаются, отступая от православия, с каждым годом все более и более переходят в так называемые секты. Во-вторых, если справедливо то, что народу свойственно православие, то не зачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такой жестокостью преследовать тех, которые отрицают ее.
Что же касается самодержавия, то оно точно также, если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь — непогрешимый земной Бог и сам один управляет народом, то далеко уже несвойственно ему теперь, когда все знают или, как только немного образовываются, то узнают, во-первых, то, что хороший царь есть только — счастливая случайность, а что цари могут быть и бывали и изверги и безумцы, как Иоанн IV и Павел; а, во-вторых, то, что какой бы царь и ни был хороший и мудрый человек, он никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют народом приближенные царя, заботящиеся больше всего о своем положении, а не о благе народа.
И если многие русские люди готовы повиноваться царю, они не могут без чувства оскорбления повиноваться людям, которых они презирают и которые так часто именем царя управляют народом.
Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию и его представителю — царю — то, что везде при встречах вас, в Москве и других городах, толпы народа с криками „ура“ бегут за вами. Не верьте тому, чтобы это было выражением преданности вам: это — толпа любопытных, которая побежит точно также за всяким непривычным зрелищем. Часто же эти люди, которых вы принимаете за выразителей народной любви к вам, суть не что иное, как полицией собранная и подстроенная толпа, долженствующая изображать преданный вам народ, как например, это было с вашим дедом в Харькове, когда собор был полон народа, но весь народ состоял из переодетых городовых.
Если бы вы могли также походить во время царского проезда по линии крестьян, расставленных позади войск, вдоль всей железной дороги и послушать, что говорят эти крестьяне: старосты, сотские, десятские, сгоняемые с соседних деревень и на холоду и в слякоти, без вознаграждения, с своим хлебом, по несколько дней, дожидающиеся проезда, — вы бы услыхали от самых настоящих представителей народа, простых крестьян, сплошь по всей линии речи, совершенно несогласные с любовью к самодержавию и его представителю. Если лет 50 тому назад при Николае 1 еще стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он не переставая падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить и смеяться над ним.
Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отдаленной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением, и потому поддерживать эту форму правления и связанное с нею православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого рода насилия, усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.
И таковы были до сих пор дела вашего царствования, начиная с вашего возбудившего общее негодование всего русского общества ответа тверской депутации, где вы самые законные желания людей назвали „бессмысленными мечтаниями", все ваши распоряжения о Финляндии, о Китайских захватах, ваш проект Гаагской конференции, сопровождаемый усилием войск, ваше ослабление самоуправления и усиление административного произвола, ваша поддержка гонений за веру, ваше согласие на утверждение винной монополии, т.е. торговля от Правительства ядом, отравляющим народ, и, наконец, ваше упорство в удержании телесного наказания, несмотря на все представления, которые делаются вам об отмене этой, позорящей русский народ, бессмысленной и совершенно бесполезной меры. Все это поступки, которые вы не могли бы сделать, если бы не задались, по совету ваших легкомысленных помощников, невозможной целью не только остановить жизнь народа, но вернуть его к прежнему, пережитому состоянию.
Мерами насилия можно угнетать народ, но не управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом заключается только в том, чтобы, стан во главе движения, вести народ от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии это сделать, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинства его, массы рабочего народа.
А те желания, которые выскажет теперь русский народ, если ему будет дана возможность это сделать, по моему мнению, будут следующие.
Прежде всего рабочий народ скажет, что желает избавиться от тех исключительных законов, которые ставят его в положение пария, не пользующегося правами всех остальных граждан; потом скажет, что он хочет свободы передвижения, свободы обучения и свободы исповедания веры, свойственной его духовным потребностям; и, главное, весь стомиллионный народ в один голос скажет, что он желает свободы пользования землей, т.е. уничтожения прав земельной собственности. И вот это-то уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая цель, достижение которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.
Я лично думаю, что в наше время земельная собственность есть столь же вопиющая и очевидная несправедливость, какою было крепостное право 50 лет тому назад. Думаю, что уничтожение ее поставит русский народ на высокую степень независимости, благоденствия и довольства. Думаю тоже, что эта мера несомненно уничтожить все то социалистическое и революционное раздражение, которое теперь разгорается среди рабочих и грозит величайшей опасностью и правительству и народу.
Но я могу ошибаться, и решение этого вопроса в ту или другую сторону может быть дано опять-таки только самим народом, если он будет иметь возможность высказаться.
Так что во всяком случае первое дело, которое теперь предстоит правительству, это — уничтожение того гнета, который мешает народу высказать свои желания и нужды. Нельзя сделать добро человеку, которому мы завяжем рот, чтобы не слыхать того, что он желает для своего блага. Только узнав желания и нужды нашего народа или большинства его, можно управлять народом и сделать ему добро.
Любезный брат, у вас только одна жизнь в этом мире, и вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного Богом движения человечества от зла к добру, от мрака к свету и можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести ее в служении Богу и людям.
Как не велика ваша ответственность за те годы вашего царствования, во время которых вы можете сделать много доброго и много злого, но еще больше ваша ответственность перед Богом за вашу жизнь здесь, от которой зависит ваша вечная жизнь, и которую Бог дал вам не для того, чтобы предписывать всякого рода злые дела или хотя участвовать в них и допускать их, а для того, чтобы исполнять Его волю. Воля же Его в том, чтобы делать не зло, а добро людям.
Подумайте об этом не перед людьми, а перед Богом, и сделайте то, что вам скажет Бог, т.е. ваша совесть. И не смущайтесь теми препятствиями, которые вы встретите, если вступите на новый путь жизни. Препятствия эти уничтожатся сами собой, и вы не заметите их, если только то, что вы будете делать, вы будете делать не для славы людской, а для своей души, т. е. для Бога.
Простите меня, если я нечаянно оскорбил или огорчил вас тем, что написал в этом письме. Руководило мною только желание блага русскому народу и вам.
Достиг ли я этого, решит будущее, которого я, по всем вероятиям, не увижу. Я сделал то, что считал своим долгом.
Истинно желающий вам истинного блага брат ваш.
Лев Толстой.
Гаспра, 16 января 1902 г.
Далее »»» Пребывание в городе Владимире Великого Князя Сергея Александровича 18 мая 1898 года,
ТРЕХСОТЛЕТИЕ царствования Дома Романовых,
Празднование 300-летия Дома Романовых во Владимире,
СЛОВО в день празднования трехсотлетнего юбилея Царствования Дома Романовых, 21 февраля 1913 года
Посещение Императором Николаем II с Семейством городов Владимирской губернии – Владимира, Суздаля, Переславля и Боголюбова монастыря 16 мая 1913 года.
Посещения города Владимира императорами
|