Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Пребывание в городе Владимире Великого Князя Сергея Александровича 18 мая 1898 года

Пребывание в городе Владимире Великого Князя Сергея Александровича 18 мая 1898 года

Начало » » » Пребывание Императора Николая II во Владимире 20-го июля 1896 г.

Великий князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857, Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны (1884).
ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ (3 июня 1884)
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ, АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всем верным Нашим подданным.
Любезнейший Брат Наш, Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Сергей Александрович, с согласия Нашего, вступил в брак с Дочерью Владетельного Великого Герцога Гессенского, Принцессою Елизаветой и в 3-й день сего июня торжественно совершено в Нашем присутствии бракосочетание Их в соборной церкви Зимнего дворца, по уставам Нашей православной церкви.
Возвещая о сем радостном для сердца Нашего событии и повелевая Супругу Великого Князя Сергея Александровича именовать Великою Княгиней Елизаветой Федоровной, с титулом Императорского Высочества, Мы вполне убеждены, что верные подданные Наши соединят теплые мольбы их с Нашими ко Всемогущему и Всемилосердному Богу о даровании постоянного, незыблемого благоденствия Любезным сердцу Нашему Новобрачным.
Дан в С.-Петербурге, в 3-й день июня, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят четвертое, Царствования же Нашего в четвертое.
На подлинном Собственной Его Императорского Величества рукой подписано: «АЛЕКСАНДР».

С 1882 г. Сергей Александрович возглавил Императорское Православное Палестинское общество. Он же стал инициатором создания отделения Общества во Владимирской и Суздальской епархии. По этому поводу он вел активную переписку с архиепископом Владимирским Сергием. Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества был открыт 10-го апреля 1895 г.
С 1896 г. великий князь стал командовать Московским военным округом, в который входило 12 губерний центральной России, в том числе и Владимирская. В качестве начальника войск, дислоцированных здесь, он не раз объезжал вверенные ему части. Одна из таких поездок и состоялась в 1898 году.


Великий князь Сергей Александрович

18-го мая 1898 года город Владимир осчастливлен был посещением Великого Князя Сергия Александровича. Великий Князь прибыл во Владимир с Нижегородским поездом в девять часов утра. На Владимирском вокзале, красиво убранном флагами и зеленью, он встречен был Исправляющим должность Начальника губернии, Владимирским Вице-Губернатором, Камергером Двора Его Императорского Величества, Князем Н.П. Урусовым, Губернским Предводителем дворянства, д. с. с. М.М. Леонтьевым, начальствующими лицами военного ведомства, представителями разных учреждений, сословий и обществ. Поздоровавшись с Исправляющим должность Начальника губернии, Великий Князь обошел почётный караул, выставленный на платформе от девятого Сибирского полка, пропустил его церемониальным маршем и после представления лиц, собравшихся для встречи, проследовал, среди восторженных криков народа, во Владимирский Кафедральный Успенский собор.
В соборе Великий Князь торжественно встречен был Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, с Преосвященным Платоном, Епископом Муромским, викарием Владимирским, Ректором Семинарии Архимандритом Ионою и избранным градским духовенством. Высокопреосвященнейший Сергий, по вступлении Великого Князя в собор, приветствовал его речью. После речи совершено молебное пение и провозглашено были многолетие Государю Императору Николаю Александровичу, Государыне Императрице Александре Феодоровне, Государыне Императрице Марии Феодоровне, Наследнику Цесаревичу, Великому Князю Георгию Александровичу, Великому Князю Сергию Александровичу, супруге Его Великой Княгине Елизавете Феодоровне и всему Царствующему Дому. После многолетия, когда Великий Князь поцеловал Св. Крест, Высокопреосвященнейший Сергий поднесь ему икону Св. Благоверных Князей, Владимирских чудотворцев, на кипарисной доске, художественной работы. После этого Великий Князь, в предшествии Высокопреосвященнейшего Сергия, прошел в иконе Спасителя и к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и приложился к ним, а затем проследовал к мощам Св. Благоверных Князей: Георгия Всеволодовича, Андрея Георгиевича Боголюбского и Глеба, сына Св. Андреи Боголюбского, также приложился к ним и начал подробный обзор Владимирского собора, его священных памятников и достопримечательностей, а необходимые при сем объяснения давал, во все время обзора, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский.
Владимирский Кафедральный Успенский собор, построенный Св. Благоверным Князем Андреем Боголюбским, а потом расширенный братом его, Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, пристройками со всех четырех сторон, — принадлежит к числу замечательнейших храмов целой России. На протяжении своей семивековой истории Владимирский собор не раз подвергался опустошениям то от пожаров, то от нападений вражеских, но Господу угодно было сохранить в целости храм, его святыни и достопримечательности до настоящих дней. В последнее время, в 1880 — 1891 годах,- собор прекрасно реставрирован внутри и снаружи, исправлен от всех повреждений, освобожден от разных подстроек и поправок, не соответствовавших его первоначальному плану, и приведен во многом в тот вид, в каким он был при Великих Князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Георгиевиче.
Как главный храм некогда столичного города, Владимирский собор был немалое время местом последнего упокоения Князей и Святителей Владимирских и сохранил до настоящего времени много древних, замечательных гробниц Княжеских и Святительских. Сохранившиеся гробницы расположены в пристройках Всеволода Георгиевича, по двум сторонам собора, по северной и южной, и при этом одни из гробниц находятся в комарах или нишах, устроенных в стенах, а другие возвышаются над полом около стен. Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергий Александрович, по осмотре массивного, трехъярусного иконостаса, украшенного колоннами и замечательною художественною резьбой, устроенного на пожертвованную Императрицей Екатериной сумму, тщательно обозрел, в сопровождении Высокопреосвященнейшего Сергия, все гробницы, на северной и южной сторонах собора.
На северной стороне, в придельном алтаре, Великий Князь осмотрел гробницу Великого храмоздателя Владимирского собора, Св. Благоверного Князи Андрея Боголюбского, в которой почивали мощи его до 1702 года, т.е. до времени открытия их, и гробницу другого, также Великого храмоздателя, Благоверного Князя Всеволода Георгиевича, в которой прах его покоится с 1212 года.
От придельного алтаря Великий Князь, спустившись с возвышения солеи, направился вдоль северной стены собора, от востока к западу, и здесь, около северных дверей храма, осмотрел прежде всего гробницу Мстислава Андреевича Храброго, второго сына Благоверного Князя Андрея Боголюбского, а затем, далее к западу, обозрел общую гробницу: Великого Князя Михаила Георгиевича, брата Св. Андрея Боголюбского, Великой Княгини Агафии Всеволодовны, супруги Великого Князя Георгии Всеволодовича, Владимирского чудотворца, дочери их Княжны Феодоры, снох их и внучат, мученически скончавшихся на хорах собора от дыма и зноя огня 7 февраля 1237 года, когда татары, овладев Владимиром, зажгли его соборный храм, как место последнего убежища от врагов Княжеского семейства. Великому Князю благоугодно было обратить особенное внимание на эту гробницу и, при объяснениях Высокопреосвященнейшего Сергия, выслушать с особенным интересом подробности, относившийся к ней.
Следуя около той же северной стены, еще далее к западу, Великий Князь осмотрел две гробницы: гробницу Бориса Даниловича, одного из сыновей Московского Князя Св. Даниила Александровича, внука Св. Александра Невского, и гробницу Князя Изяслава Андреевича, не раз водившего на брань полки своего славного отца, Благоверного Князя Андрея Боголюбского. При этой гробнице Великий Князь осмотрел тяжелый железный шлем, — по преданию, принадлежавший Князю Изяславу Андреевичу, и два железных дротика из тех, какие употреблялось на войнах в период древних русских князей.
На южной стороне, следуя в обратном направлении, от запада к востоку, Великий Князь обозрел гробницы древних святителей Владимирских: гробницу всероссийского митрополита Максима, перенесшего свою кафедру из Киева во Владимир в 1299 году, гробницу епископа Митрофана, известного своею мученическою кончиною на хорах Владимирского собора вместе с семейством Великого Князя Георгии Всеволодовича, — гробницу епископа Симона, мудрого советника и ближайшего участника всех радостей и скорбей Великого Князя Георгия Всеволодовича, — гробницу епископа Луки, освящавшего в 1189 году Владимирский собор после его обновления и расширения Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, — и рядом гробницу епископа Серапиона, известного сохранившимися до нашего времени поучениями, в которых он, изображая ужасы татарского нашествия на русскую землю, учит видеть в них кару Божию за грехи и призывает всех к покаянию. Из всех этих гробниц только одна, именно митрополита Максима, находится у юго-западного столпа собора, все же остальные расположены вдоль южной стены.
От гробниц святителей Владимирских Великий Князь подошел к южным дверям храма и здесь, остановившись пред гробницей Великого Князя Константина Всеволодовича, выслушал объяснение о сем Князе, прославившемся в свое время особенною любовью к книжному просвещению и прозванного мудрым. Около гробницы этого Князя заранее установлен был столик и на нем положены были: древний великокняжеский наплечник и альбом с фотографическими снимками древних фресковых изображений, находящихся в соборе. Его Императорскому Высочеству, Великому Князю Сергию Александровичу благоугодно было тщательно осмотреть предметы, находившиеся на столике, и с особенным интересом выслушать объяснения Высокопреосвященнейшего Сергия, относившиеся к этим предметам.
Отсюда Великий Князь поднялся на возвышение солеи и обозрел в южном придельном алтаре следующие гробницы: гробницу отца Александра Невского, Великого Князя Ярослава Всеволодовича, скончавшегося в 1246 году на возвратном пути во Владимир из азиатской орды, — гробницу трех сыновей Св. Князя Георгия Всеволодовича: Всеволода, Владимира и Мстислава, убиенных при взятии города Владимира татарами в 1237 году, и наконец гробницу самого Благоверного Князя Георгия Всеволодовича, Владимирского чудотворца, где мощи его покоились до 1645 г., т. е. до времени прославления их.
Кроме гробниц княжеских и святительских, Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергий Александрович обозревал древнейшие и замечательнейшие иконы Владимирского собора, его стенные, живописные изображения, разные орнаменты, даже некоторые стенные надписи из истории собора, сделанные уже во время последней реставрации его.
Между иконами Великий Князь обратил особенное внимание на Максимовскую икону Божией Матери и на икону Знамения Пресвятой Богородицы. Максимовская икона Божией Матери писана по видению, бывшему митрополиту Максиму, когда он перенес свою святительскую кафедру из Киева во Владимир. Явившись Святителю, Богоматерь одобрила пришествие его во Владимир, вручила ему омофор и повелела пасти словесных овец во граде сем. Небесное видение, после сего прекратилось, но омофор остался в руках святителя. Этот омофор, как неоцененное сокровище, хранился в золотом ковчеге, но потом в одну из тяжелых годин для собора его не оказалось. Соответственно видению на иконе изображены: Богоматерь во весь рост и митрополит Максим, приемлющий из рук Ее омофор. Икона Знамения Пресвятой Богородицы писана также по видению, которого удостоился в 1646 году один больной житель слободки Быковки (см. Икона Знамения Пресвятой Богородицы). Эта икона прославилась чудотворениями вскоре после ее написания и поставления в особой часовне: сперва получил исцеление сам больной, удостоившийся видения, а потом и многие другие. В 1652 г. икона, по указу царя Алексеи Михайловича, принесена была во Владимирский Успенский собор. Его Императорское Высочество выслушал от Высокопреосвященнейшего Сергии краткую историю происхождения той и другой иконы и приложился к ним.
Между стенами, живописными изображениями предметом наибольшего внимания Великого Князя Сергия Александровича были те древнейшие фресковые изображения, которые во время последней реставрации собора открыты были под слоем извести и красок, и особенно весьма сложное изображение страшного второго пришествия Христова и суда над миром, находящееся под хорами. При разъяснении значения некоторых из этих изображений, Высокопреосвященнейший Сергий показывал Его Императорскому Высочеству сделанные, при открытии изображений, снимки с них, из которых можно было видеть, что сохранилось на изображениях от времен древних и что было добавлено к ним во время последней реставрации собора.
По окончании осмотра собора внизу, Его Императорское Высочество, Великий Князь, в сопровождении Высокопреосвященнейшего Сергия, поднялся по винтовой лестнице на высокие хоры собора, на место, где мученически скончалось семейство Св. Благоверного Князя Георгия Всеволодовича. На хорах, где ныне существует соборная ризница, Великий Князь осмотрел древние иконы, особенно шитые золотом, серебром и шелками с жемчужными украшениями, древние кресты, панагии, митры и другие подобные памятники церковной старины. Кроме этого, Великий Князь обратил внимание на остатки древнего пола, существовавшего в соборе, на гвозди, употреблявшиеся в старину, на состав древней извести, на остатки тех медных листов, которыми покрыта была средняя глава собора до последней реставрации, и проч.
По возвращении с хор, Великий Князь, вышед из собора с ключарем, протоиереем Принкипсом Евгеновым и со свитою, осмотрели собор с внешней стороны и после этого осмотра отбыл от дверей собора, осененный Святым Крестом от Его Высокопреосвященства.
После этого Великий Князь очень долго обозревал разные помещения и учреждения двух полков, расположенных в г. Владимире: девятого Сибирского гренадерского полка и десятого Малороссийского гренадерского полка, — он осмотрел полковую церковь, казармы, лазареты, склады оружия и проч.
Частью во время проездов от помещений одного полка к помещениям другого, а частью после осмотра всех этих помещений Его Императорскому Высочеству благоугодно было уделить весьма не мало времени на обозрение и других Владимирских храмов, особенно древних.
После осмотра помещений девятого Сибирского полка, Великий Князь посетил древние Золотые ворота и древнюю Ризположенскую церковь, находящуюся на них. Эта церковь, как и Золотые ворота, устроена Св. Благов. Князем Андреем Боголюбским и в последующее время настолько пострадала сперва от татар, а потом от страшного пожара, бывшего в 1778 году, что в ней, кроме стен, не сохранилось почти никаких древностей. Поднявшись по многочисленным ступеням в храм, Великий Князь поцеловал Св. крест и выслушал от священника о. А. Добролюбова краткие сведения о происхождении храма и дальнейших судьбах его, а затем, обозрев внутренние части храма, он проследовал в галерею, окружающую храм, и прошел по ней вокруг всего храма; наконец, осмотрев древний ход, ведущий из храма вниз, в часовню, Великий Князь отбыл.
После осмотра помещений десятого Малороссийского полка, Великий Князь прибыл во Владимирский Успенский женский монастырь, основанный Великой Княгиней Мариею, супругой Великого Князя Всеволода Георгиевича. В этом монастыре почивают нетленные мощи Св. мученика Аврамия и сохраняются в целости гробницы некоторых Великих Княгинь и между ними гробница Великой Княгини, основательницы монастыря. Его Императорское Высочество, Великий Князь встречен был в холодном Успенском храме, на паперти, — Настоятельницей монастыря, Игумению Маргаритой, а в притворе, священником о. М. Добротворским. После целования креста и окропления Св. водою, Великий Князь прошел в среднюю часть храма и здесь выслушал от Священника краткие сведения о жизни Св. мученика Аврамия, его кончине и перенесении Св. мощей во Владимир, при В. К. Георгие Всеволодовиче. Приложившись, затем, ко Св. мощам, Великий Князь милостиво принял от Настоятельницы монастыря икону Св. мученика Аврамия и прекрасной работы полотенце, шитое гладью. Икона писана по золотому чекану и украшена серебряным, вызолоченным ободком: на оборотной стороне иконы прикреплена серебряная дощечка с надписью: Его Императорскому Высочеству, Государю и Великому Князю Сергию Александровичу. Благословение обители Св. мученика Аврамия. Владимир.
Передав икону своему адъютанту, Великий Князь прошел к северному придельному алтарю и осмотрел две гробницы, соединенные под металлическим покровом в одну: гробницу основательницы монастыря, В. К. Марии, первой супруги Всеволода Георгиевича, и гробницу В. К. Анны, второй супруги того же Князя. Отсюда Великий Князь прошел к южному придельному алтарю и здесь осмотрел еще две гробницы: общую гробницу В. К. Александры с дочерью, первой супруги Св. Благов. Князя Александра Невского, и гробницу В. К. Вассы, второй супруги того же Благоверного Князя.
После обзора гробниц Великий Князь осмотрел четыре древних иконы, шитые шелком, относящиеся, по своему происхождению, ко времени Царя Иоанна Васильевича Грозного: две иконы Владимирской Божией Матери, одна икона Смоленской Божией Матери и одна Святителя и чуд. Николая. Кроме икон, в средней части храма Великий Князь осмотрел многие стенные, живописные изображения.
После обозрения храма Великий Князь проследовал в монастырскую ризницу и здесь, между прочим, осмотрел следующие предметы: напрестольный, сребро-позлащенный крест с частицами Св. мощей, приложенный в монастырь патриархом Иосифом в 1645 году по своих родителях,- серебряную водосвятную чашу, приложенную тем же патриархом, серебряное блюдо его же и серебряное, вызоченное кадило, приложенное 1693 года Царицею Марфою Матвеевной по Великом Государе, Феодоре Алексеевиче.
После ризницы Великий Князь осмотрел теплый монастырский храм, посетил Настоятельницу монастыря в ее келиях и отбыл.
После Успенского женского монастыря Великий Князь осмотрел школу Влад. Благотворительного общества, находящуюся на Студеной горе, и там же, близь школы, новый Михайло-Архангельский храм, устроенный в 1893 г. на средства, главным образом, отставного капитана Ф.Г. Архангельского, оставленные им на этот предмет по духовному завещанию. Храм весьма красив по своей архитектуре и устройству. При обозрении его внутренних частей Его Императорскому Высочеству благоугодно было обратить внимание, в главном алтаре, на художественную картину, изображающую взведение Св. Ап. Петра из темницы Ангелом. Из Михайло-Архангельского храма Великий Князь отбыл в Дмитриевский собор.
Дмитриевский собор принадлежит к числу замечательнейших памятников древне-русского церковного зодчества. Он был построен и весьма богато украшен Всеволодом Георгиевичем. Но собор пережил вместе с Владимиром все бедствия его, а потому от его древних богатств не сохранилось почти ничего. В долгий период своего существования он несколько раз был обновляем и дополняем разными пристройками, но в 1834 году, по повелению Императора Николая I-го, он освобожден быль от всех дополнений и приведен в первоначальный вид с сохранением и восстановлением всех архитектурных особенностей и рельефных стенных изображений, которыми быль особенно богат.
Ко времени прибытия Великого Князя собор убран был по великопраздничному, Св. престол облачен был в богатые, бархатные золотошвейные одежды; от престола через солею и амвон к входным дверям были раскинуты два изящных ковра, шитых по канве разноцветными шерстями, пожертвованных супругою бывшего Начальника губернии, Н. В. Терениной; пред местной иконой Спасителя поставлен был стол, накрытый старинными, шитыми шелками, покровами и на нем помещены были следующие достопримечательные по старине и воспоминаниям вещи: сребро-позлащенные, исполненные по древним рисункам сосуды, пожалованные в Бозе почившим Государем Императором Александром Николаевичем и супругою Его, Государынею Императрицею Мариею Александровною,- таковые же сосуды, пожертвованные В. Княжною Мариею Алексеевною в 1714 году, — жалованная грамота на пергаменте за собственноручною подписью В. К. Василия Ивановича IV-го, — план реставрации собора в 1838 — 1841 года. За столом поставлен был деревянный, искусной работы 1604 года, подсвечник и к одному из его шандалов подвешено было древнее, массивное, серебряное кадило.
При входе Его Императорского Высочества в собор, протоиерей собора о. В. Касаткин встретил его следующими словами: да благословит Господь Бог, молитвами Св. великомученика Димитрия, вхождение Вашего Императорского Высочества в сей благознаменитый, многовековой Св. храм, и осенил Св. Крестом. После этого Великий Князь, поцеловав Св. Крест, изволил выслушать oт протоиерея о. В. Касаткина сведения о Великом храмоздателе собора, о времени построения его, об исторических судьбах, о реставрации, произведенной по повелению Императора Николая 1-го, и обратил внимание на фресковую живопись, открытую во время реставрации и восстановленную академиком Солнцевым. Приблизившись, затем, к приготовленному столу, Его Императорское Высочество внимательно осмотрел священные сосуды, пожалованные Его Августейшими родителями, и жалованную грамоту В. К. Василия IѴ-гo. Далее, Его Императорскому Высочеству угодно было обратить внимание на хоругвь, шитую супругой Императора Петра 1-го, Евдокиею Федоровною Лопухиной, и на дубовый, древнего рисунка, киот с двумя иконами, поставленный в соборе Светлейшей Княгиней М.М. Голицыной на память о покойном Владимирском губернаторе И.М. Судиенко и супруге его, Юлии Михайловне, которые в последние годы своей жизни исполняли христианский долг исповеди и Св. таин причастия в Дмитриевском соборе. Одною из икон, находящихся в этом киоте, была благословлена супруга покойного губернатора Судиенко на брак с ним Императором Александром II-м. Перед выходом из собора Великого Князя имел счастие быть представленным Ему церковный староста, купец В.Н. Муравкин, как исполнявший свою должность в течении 20 лет с отменным усердием и щедрыми пожертвованиями. По выходе из собора, Его Императорскому Высочеству, в сопровождении протоиерея о. В. Касаткина, благоугодно было осмотреть наружные стены храма, замечательные по многочисленным рельефным изображениям. Великий Князь дважды обошел собор и внимательно выслушал от протоиерея о. В. Касаткина разные догадки ученых о смысле рельефных изображений на стенах его. Наконец, полюбовавшись общим видом собора с одного, близлежащего холма, Великий Князь, при восторженных криках народа, отбыл в Рождественский монастырь, в котором помещается Архиерейский дом.
В Рождественском монастыре Великий Князь посетил прежде всего теплый Христорождественский храм, в недавнее время трудами Высокопреосвященнейшего Сергия капитально обновленный и торжественно освященный. Встреченный Высокопреосвященнейшим Сергием внутри монастыря, у крыльца архиерейского дома, Великий Князь прошел коридором малой церкви в Христорождественскую церковь, где встречен экономом Архиерейского дома иер. Владимиром с Крестом и Св. водою. Приблизившись после этого к гробнице Св. Благоверного Князя Александра Невского с частью от мощей его, Великий Князь приложился к ней и затем внимательно осмотрел две древних иконы: икону Знамения Пресвятой Богородицы и икону Св. Благовер. Князя Александра Невского, шитую шелком, — дар Царицы Параскевы. По обозрении внутренних частей храма, Св. изображений на иконах и стенах, Его Императорское Высочество, Великий Князь посетил Высокопреосвященнейшего Сергия в его помещениях, где принял от него благосклонно некоторые из его сочинений. Из покоев Высокопреосвященнейшего Сергия Великий Князь прошел в помещения Братства Св. Бл. К. Александра Невского, находящиеся в нижнем этаже, под Христорождественским храмом.
В помещениях Братства Его Императорское Высочество, в сопровождении Высокопреосвященнейшего Сергия, обошел древлехранилище, иконо-книжный склад и Братскую библиотеку.
В Древле-хранилище, осведомившись о начале и источниках образования его, Великий Князь обратил особенное внимание на следующие предметы церковной старины: между барельефными изображениями, — на слепки с барельефов Владимирского Дмитриевского собора, Юрьевского собора и Боголюбовской Покровской церкви, - между церковною утварью, — на древние деревянные потиры и на таковые же брачные венцы, — между изображениями, шитыми на полотне, — на изображение Никиты Столпника, Переславского Чудотворца, XVI века, на изображение Косьмы Яхромского Чудотворца, XVII века, и на одну из плащаниц XIV — XV века, - между древними иконами на, — 16-ть, прекрасной Строгановской работы, икон, заключающих праздники по Триоди постной и цветной, и на икону Св. Евангелиста Луки работы Симона Ушакова, между древними рукописями, — на житие Преподобной Ефросинии Суздальской, XVII века, с лицевыми изображениями, на сборник Флорищевой пустыни, XVIII века, со множеством таковых же изображений, на Апокалипсис, кроме всего этого, осмотрел древний царский двери и антиминсы.
В иконно-книжном складе Великий Князь долго и внимательно осматривал иконы Братских школ в Холуе и Мстере. Отозвавшись с большою похвалою об иконах Холуйской школы, Великий Князь приобрел восемь икон, писанных учениками этой школы, и одну из икон Мстерской школы.
В Братской библиотеке Великий Князь, благосклонно выслушав от Высокопреосвященнейшего Сергия сведения о происхождении ее, о составе и недавнем обновлении, прошел всеми отделами ее и в заключение своего обозрения Братских помещений благоволил записать на память свое имя в книге для почётных посетителей.
Из помещений Братства Великий Князь проследовал в холодный Богородице-Рождественский храм, построенный В. К. Всеволодом Георгиевичем, и здесь, в сопровождении Высокопреосвященнейшего Сергия, внимательно осмотрел место погребения Св. Благов. К. Александра Невского. По обозрении храма, Великий Князь, простившись с Высокопреосвященнейшим Сергием, отбыл в Богородицкую, при Духовной Семинарии, церковь.
Богородицкая, при Духовной Семинарии, каменная церковь построена в 1649 году. С внешней своей стороны она сохранилась, без существенных изменений, до настоящего времени в том виде, в каком построена была первоначально, и представляет собою интересный памятник церковного строительства в семнадцатом веке. Внутри она много изленилась, но тем не менее сохранила несколько икон и других предметов, относящихся почти ко временя ее основания.
В ожидании прибытия Великого Князя, на Семинарском дворе, все воспитанники Семинарии, в форменных одеждах, размещены были рядами вдоль дороги, ведущей от Нижегородской улицы ко храму, и на площадке, находящейся перед входным крыльцом храма, и лишь только показался Великий Князь, воспитанники приветствовали его дружным и воодушевленным ура.
В храме Великий Князь встречен был о. Ректором Семинарии, Архимандритом Ионою, Инспектором Семинарии, Иеромонахом Евгением, Духовником Семинарии, Священником о. А. Богословским и Экономом Семинарии Священником о. А. Шиповским. После целования Св. Креста и окропления Св. водою, Великий Князь обозревал храм. Прежде всего он обратил особенное внимание на очень редкие, замечательные в своем роде, так называемые «тощия свечи», пред местными иконами на пьедесталах из белого камня. Эти толстые, пустые внутри, восковые свечи, служащие подсвечниками для налепков и обыкновенных свеч, современные почти основанию храма, украшены цветными узорами и снабжены надписями о времени пожертвовании их в храм и об именах жертвователей. Затем, Великий Князь осмотрел некоторые древние, наиболее замечательные иконы как в главном, Успенском храме, так и в придельном, устроенном в северной галерее храма. Наконец, осмотрев на западной стене храма древнюю надпись, вырезанную на белокаменной плите, о времени построения храма, Великий Князь вышел из храма и отбыл. При отъезде Великого Князя, воспитанники Семинарии снова приветствовали его дружными и восторженным ура.
Во время пребывания Великого Князя во Владимире город был красиво убран флагами, коврами и зеленью, а в некоторых местах был украшен даже арками. Толпы парода восторженно приветствовали Великого Князя на всех пунктах следования Его. Вечером горела прекрасная иллюминация.
В 8 часов вечера Великий Князь изволил принять от Губернского Предводителя дворянства, М. М. Леонтьева обед, и после обеда милостиво простившись с Его Высокопреосвященством и Преосвященным Епископом Платоном, с радушным хозяином обеда и его гостями, отбыл в 10 часов на вокзал для следования в Москву.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1898 года).

В феврале 1905 г. великий князь был убит в Москве эсером-террористом.
Во Владимире в Успенском соборе епископ Александр, викарий Муромский отслужил панихиду по погибшему.
«В истекшем году Богом суждено было Палестинскому Обществу понести тяжкую и жестокую утрату. 4 февраля сего года в стенах Московского Кремля безвременно и мученически погиб Основатель и Председатель Общества Великий Князь Сергий Александрович, в течение 23 лет с искреннею любовью и сыновнею преданностью Православной церкви руководивший просветительною и благотворительною деятельностью Общества. С Его смертию Общество лишилось своего деятельного и заботливого Покровителя. — Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, искренно сочувствуя целям и деятельности основанного Ее Августейшим Супругом Палестинского Общества, благоволила выразить желание принять на себя звание Председателя Общества, и 14 февраля сего года последовало Высочайшее соизволение на осуществление этого желания Ее Императорского Высочества» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1905 г.).
ТРЕХСОТЛЕТИЕ царствования Дома Романовых,
Празднование 300-летия Дома Романовых во Владимире,
Посещения города Владимира императорами

Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.11.2018)
Просмотров: 1020 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru