ТРЕХСОТЛЕТИЕ царствования Дома Романовых Начало »» »» Пребывание Императора Николая II во Владимире 20-го июля 1896 г.
21-го февраля 1913 года исполняется ровно триста лет с того времени, когда на российский царский престол вступил в Бозе почивающий Михаил Феодорович Романов, Родоначальник Богоизбранного Российского Царствующего Дома. Вся верноподданная Русь с особым чувством священного трепета и патриотической радости готовится отпраздновать этот знаменательный юбилей, с целью — выразить своему обожаемому Монарху и Самодержцу, благополучно царствующему Государю Императору, Царствующему Дому и всем приснопамятным венценосным Вождям Российским, из сего Дома выходившим, свою беспредельную любовь и глубокую историческую признательность за святые подвиги и неусыпные труды их, направленные ко благу Державы Российской. Вместе с этим, столь знаменательный исторический юбилей побуждает всех верноподданных сынов России, любящих свое отечество, с должным тщанием проследить дивные судьбы его за последние три века и, насколько возможно, подсчитать необычайно великие, можно сказать, изумительные успехи, достигнутые за это время отечеством нашим на пути политического могущества и мирового величия, под державным скипетром Царей и Императоров из рода Романовых.
Пред избранием Михаила Феодоровича на царский престол, русское государство находилось на крайней степени упадка и разорения. Законного царя на Руси не было; в разных местах появлялись случайные искатели царского престола и враждовали между собою: было смутное время междуцарствия, приносившее русской земле неисчислимые бедствия. Шайки воров и разбойников всюду грабили и опустошали ее. Первопрестольный град Москва был обложен и занят поляками. Троице-Сергиева Лавра находилась в осаде. Казалось, приближался конец существованию русского государства. Но тем пламеннее была слезная молитва к Господу Богу православных русских людей о спасении отечества. И Господь, по милосердию своему, услышал эту молитву. Приснопамятный святитель Московский патриарх Гермоген и ближайшие Сподвижники его, — в особенности архимандрит Троицкой Лавры Дионисий и келарь Авраамий рассылали грамоты по всем русским городам с призывом встать на защиту православной церкви и отечества, разоряемого иноземцами и изменниками из русских. Пламенное слово ревностных служителей церкви имело добрый успех: стали готовиться в разных городах ратные дружины для борьбы с иноземными врагами и изгнания их из пределов русского царства. Осада Троице-Сергиевой Лавры, с помощью Божией, была снята. В Нижнем-Новгороде, по призыву доблестного Козьмы Минина, составилось особенно сильное и воодушевленное любовью к родине ополчение, которое, под предводительством самого Минина и приснопамятного князя Димитрия Михаиловича Пожарского, двинулось к Москве через пределы нынешней Нижегородской, Костромской, Ярославской, Владимирской и Московской губерний. Господь благословил успехом народное ополчение к неизъяснимой радости русских: вражеские войска, облегавшие столицу, были разбиты, и Москва была, наконец, очищена от поляков.
Первое и самое неотложное дело, какое предстояло теперь русским людям, это — восстановление и укрепление законной власти: требовалось немедленно избрать царя. Православные предки наши, современники событий, ясно сознавали важность этой исторической минуты для дальнейшей судьбы отечества, и делу избрания царя сообщили характер священный, религиозный. Русский народ призывался пред избранием к трехдневному подвигу поста и молитвы. В чувстве сокрушения о грехах русские люди с воплем молили Господа Бога сжалиться над русской землей и указать мужа, которому Сам Он, Владыка неба и земли, вверяет управление русским царством. Православный народ молил Господа Бога, дабы Он, Всемилостивый, даровал «на Московское государство Государя Царя праведна и христолюбива, чтоб по милости Божии, вперед их царская степень утвердилася на веки, и чтоб было вечно, и твердо, и крепко и неподвижно в род и в род на веки». В первопрестольную Москву собрались на земский собор в начале 1613 года представители от градов и весей русских, и здесь, 21 февраля, в неделю православия, в соборном храме Успения Богоматери состоялось избрание на российский царский престол 17-летнего отрока Михаила Феодоровича Романова; «да приимет он скипетр Российскаго царства для утверждения истинныя нашея православныя веры, и чтобы Господь Бог Его государским призреньем во всем московском государстве расточенные и разоренные исправил и во едино благочестие совокупил и междоусобие утолил и вся благая Московскому государству устроил».
Отец Михаила Феодоровича боярин Феодор Никитич, приняв иночество с именем Филарета, был в это время митрополитом, и юный отрок Михаил оставался на попечении матери своей инокини Марфы. Как Давид, будучи помазан в юности Самуилом на царство, должен был прежде действительного воцарения испытать тяжкое гонение и преследование от Саула: так и юный Михаил Феодорович, прежде избрания и вступления на царский престол, претерпел немалые беды и скорби от врагов русского царства. Когда поляки хозяйничали в Москве, Михаил Феодорович с материю оставался там же, испытывая все ужасы и опасности пленника. Освободившись от этого плена по изгнании поляков из Москвы, он удалился в пределы Костромские в свое родовое имение. Враги отечества, узнав об избрании Михаила Феодоровича на царство, отправили туда вооруженных людей с целью лишить жизни царственного отрока. Но Промысл Божий незримо оберегал его для блага отечества; бессмертный подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за спасение Михаила, разрушил коварные замыслы врагов России. Инокиня Марфа с сыном, укрываясь от их преследования, прибыли в Костромской Ипатьевский монастырь.
Сюда-то 13 марта прибыло из Москвы торжественное посольство из старейших архипастырей, бояр и знатных людей. На следующий день, вступив при колокольном звоне, с крестным ходом, в Ипатиевский монастырь, посольство с умилением и слезами упрашивало инокиню старицу отпустить и благословить сына на царство, а самого отрока Михаила — вступить на царский престол и принять скипетр всероссийского самодержца. Послы говорили Михаилу: «Милосердуй о нас, расточенных, не остави нас погибающих; тебе единого предъизбра Бог и соблюде до нынешняго времени и остави истинного правителя Российскому Государству, христианскаго поборника и святым Божиим церквам теплаго заступника... Не дай истинной нашей веры в попрание и святых Божиих церквей во осквернение, и всех православных крестьян от злых неприятелей, возстающих на ны, в расхищенье». Сначала инокиня Марфа и богобоязненный, кроткий и благопокорный сын ее Михаил на просьбу Московских послов ответили решительным отказом. Но послы усугубили челобитье и неотступно, «с великим воплем и со многим слезным рыданием» умоляли Михаила быть царем русским, уверяя его, что «ныне Московскаго государства люди наказалися и пришли в соединение во всех городах, за христианскую веру хотят умереть, Михаила, Божия избранника, обрали всей землей и крест целовали служить ему и прямить, и кровь за него проливать». Наконец, уже к вечеру, после того как стоявший во главе посольства архиепископ рязанский стал угрожать инокине Марфе и сыну ея судом Божиим, — что «Бог взыщет с матери и сына за конечное разорение Руси, за поругание церквей Божиих», — старица Марфа и Сын преклонились пред святыми иконами и, повинуясь воле Божией, изъявили на просьбу послов свое согласие. Мать благословила сына на царство, а юный Михаил, в великом душевном волнении, со слезами на глазах обратился ко Господу Богу с молитвою: «повинуюся воле Божией, соблюди мя, Господи, по множеству щедрот твоих, на тя бо уловах, спаси мя». С этими словами юный Михаил принял от руки архиепископа царский жезл, и тотчас духовенством, при общей радости и ликовании, отслужено было благодарственное молебствие, с возглашением многолетия молодому государю, царю и самодержцу всея Руси.
Таковы, в кратких чертах, обстоятельства избрания Михаила Феодоровича Романова на царство. Поистине, «в руце Господни власть земли, и человека потребного воздвигнет во время на ней» (Сир. 10, 4). Призрел Господь милостью своею на Русское государство: с воцарением Михаила Феодоровича, окончилась исполненная ужасов и бедствий година междуцарствия и самозванства. Из горнила этих бедствий Русь вышла духовно очищенная и обновленная, с достоинством сохранив свою национальную самобытность и независимость. 21-е февраля 1613 года, день избрания на царство Михаила Феодоровича, — великий день в истории русского государства, — начало новой царственной династии; с этого дня святая Русь, под управлением и руководством венценосных Вождей из Дома Романовых, вступила на тот славный путь исторического роста, духовного преуспеяния и политического возвышения, который она совершила за последние 300 лет и совершает доныне. Юный царь Михаил Феодорович прибыл в Москву 2-го мая 1613 года, а 11 июля того же года состоялось и торжественное венчание его на царство. Так Премудрому и Всеблагому Промыслу Божию угодно было явить свою великую милость родной стране нашей вручением самодержавного царского скипетра Михаилу Феодоровичу и происшедшему от него царственному роду. С тех пор прошло уже триста лет, и мы, верноподданные россияне, имеем ныне высокое утешение и счастие всенародно праздновать знаменательный 300-летний юбилей царствования Богоизбранного и Богохранимаого Дома Романовых. Мы возносим Господу Богу горячую молитву хвалы и благодарения за Его великие милости, явленные и являемые Царствующему Дому, во благо великой Державы Российской. Вся поучительная история России за последние три века убеждает нас, что и над всероссийском Царствующим Домом, начиная с его Родоначальника, исполнились и продолжают исполняться благие и щедрые обетования Божии, сказанные древле о царе Давиде и потомстве его: «вознесох избранного от людей Моих, елеем святым Моим помазах его. И истина Моя и милость Моя с ним. И положу на мори руку его и на реках десницу его. И Аз первенца положу его, высока паче царей земных. И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба» (Псал. 88, 20 — 30).
Господь благословил вожделенным успехом царствование Михаила Феодоровича. Главнейшее внимание и заботы его были устремлены на умиротворение русского государства, на восстановление в нем порядка и законности после смуты и тревог «лихолетья». Внутренние враги отечества, производившие междоусобие, смуту и волнения, а равно и шайки грабителей были истреблены и разогнаны. Иноземные враги также были изгнаны из пределов России, а отнятые у нее во время междуцарствия области вновь были отвоеваны и возвращены. Преемник царя Михаила Феодоровича, сын его Алексей Михайлович успешно продолжал начатое его отцом великое дело благоустроения царства российского с внешней и внутренней стороны. При ближайших преемниках Алексея Михайловича возрастал и укреплялся духом и тот царственный отрок, сын царя Алексея Михайловича, который впоследствии стяжал себе бессмертное имя «Преобразователя России». Это был царевич Петр Алексеевич, впоследствии Император Петр I Великий. В высшей степени любознательный и наблюдательный, он в юности нередко выезжал из Москвы, и во время путешествий лично знакомился с условиями быта и нуждами русского народа. Бывал он и в пределах Владимирского края, — в г. Переславле-Залесском, где на Плещеевом озере производил первые опыты «кораблестроения и судоходства». Ботик Петра Великого, сохранившийся в г. Переславле-Залесском, это одна из священных и дорогих для русского народа реликвий Петровского времени, которые говорят нам о том, где и как создавался «гений» Петра, — где и при каких условиях зрели в уме царственного отрока великие преобразовательные думы и предначертания, с таким удивительным мужеством и успехом осуществленные им, во благо России, по вступлении его на царский престол. Император Петр I придвинул Россию к Балтийскому морю и основал здесь новую столицу русского царства; перенес на русскую почву благие плоды западно-европейской науки и искусства, преобразовал государственные учреждения, армию и положил начало русского флота.
Начатое Петром I дело преобразования России с успехом продолжали его преемники на царском престоле, в особенности супруга его — Екатерина I и дщерь — Елизавета Петровна. При императрице Екатерине II Россия достигла такой высокой степени могущества и славы, что повелительный голос русской императрицы звучал решительно и властно во всей западной Европе. Благодаря блестящим победам на суше и на море, Россия в течение этого царствования значительно расширила свои пределы. При императоре Павле I разработан был закон о престолонаследии и начаты другие полезные преобразования.
Император Александр I стяжал в истории имя «Благословенного» своей исполинской и победоносной борьбой с Наполеоном в достопамятную годину «Отечественной войны». Под его державным и мудрым руководством Россия с честью вышла из постигшего ее тяжелого испытания: Наполеон и с ним «двадесять язык» были изгнаны из пределов земли русской. А затем великодушный русский император содействовал освобождению и всей Западной Европы от деспотического ига Наполеона.
В царствование императора Николая I Россия вела победоносные войны с своими ближневосточными соседями (Персией и Турцией).
Император Александр II даровал многомиллионному населению русского крестьянства свободу от крепостной зависимости, и за это великое и святое дело стяжал бессмертное имя Царя-Освободителя. Под его же мудрым и просвещенным руководством созданы были и осуществлены и другие коренные внутренние реформы — о суде, земстве, воинской повинности. Свою безграничную любовь к России великий Государь запечатлел собственною кровью: в смерти своей он увенчал свое царствование подвигом мученика.
При императоре Александре III Россия продолжала духовно и политически возрастать на основе своих исконных национальных и религиозных начал. Великий Государь в особенности содействовал возрождению и умножению церковных школ для религиозно-нравственного просвещения народа. В его царствование Россия пользовалась великими благами мира, и благодарная история именует его Царем-Миротворцем.
Ныне святая Русь, под мудрым управлением и державным водительством своего обожаемого и благополучно царствующего Монарха и Самодержца, великого Государя Императора Николая Александровича, продолжает успешно шествовать по великому историческому пути своего духовного возрастания и обновления на незыблемых началах православия, самодержавия и народности. Окидывая общим взглядом этот 300-летний путь, мы убеждаемся, что Россия за последние три века, с Божией помощью, под скипетром и руководством венценосных Вождей из Дома Романовых, в деле политического и народно-национального строительства достигла успехов изумительных, необычайных. До воцарения Дома Романовых Россия была сравнительно небольшим государством, не имевшим существенного влияния на судьбы Западной Европы. Под скипетром же Богоизбранного Дома Романовых, св. Русь неимоверно быстро поднялась на высоту первостепенной великой Державы, уверенно и с высоким национальным достоинством влияющей на судьбы мировой политики. Развиваясь и укрепляясь внутренне, св. православная Русь постепенно являет миру неистощимый запас своих духовных богатств, дарованных ей от Бога; эти богатства сокрыты в недрах народного духа, и оттуда постепенно извлекаются на поверхность исторической и национальной жизни, силою веры, знания, труда и патриотического долга. Русская страна обильна и внешними благами; необозримо далеко раскинулись и пространственные пределы ее: от моря Белаго до моря Черного и от моря Балтийского до океана великого господствует власть самодержавного русского Царя.
Все верноподданные сыны России готовятся радостно и торжественно отпраздновать великий юбилей трехсотлетия Царствующего Дома.
Какие же исторические заветы и уроки дает нам этот наш всенародный и национальный праздник? Он заповедует нам и впредь соблюдать ненарушимо и исполнять с любовью священный патриотический долг — служить родному отечеству верой и правдой, в неразрывном единении с Царствующим Домом, при верноподданнической преданности Самодержавному венценосному Государю Императору. Единение русского народа со своим Царем — это и есть незыблемое исконное начало политической мощи, внутреннего преуспеяния и несокрушимости русского государства. На этом начале, под охраною Церкви, созидалась и крепла святая Русь за последние три века; по происхождению же своему оно современно происхождению русского государства. Зародыш теснейшего единения русского народа с своими повелителями мы видим уже в Киевской удельной Руси, когда князья делили со своими дружинами все скорби и радости походной и мирной жизни. С водворением христианства на Руси, это единение озарено было светом высшего церковно-государственного разума в том смысле, что власть на земле имеет божественное установление (Рим. 13, 1 — 2), что Господь владеет царством человеческим и вручает его, кому хочет, Он поставляет царей (Дан. 4, 14; 2, 21), которые поэтому являются носителями на земле власти Всевышнего, и «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21, 1). От Киевской Руси начало теснейшего духовного единения народа русского с его Богом поставленными правителями, и благопокорного, во имя Божие, послушания им преемственно перешло и к великим княжествам — Владимирскому, Московскому и, далее, оно же легло в основу и государства Московского. Смута междуцарствия еще более укрепила русских людей в потребности, для спасения и процветания отечества, объединиться вокруг своего родного царя русского, православного, самодержавного. За отсутствием законного царя, в период «лихолетья» появлялись лишь самозванцы, производившие междоусобие, грабежи и убийства. От врагов внешних и внутренних стонала русская земля, и пришла в великое запустение, храмы Божии — в разорение, массы народные — в обнищание. От всех этих бед и ужасов православные русские люди так исстрадались, что и слышать не хотели о предоставлении русского царского престола кому-нибудь из иноземных королей или царевичей. Избрание же Михаила Феодоровича состоялось от «всей земли русской» с таким трогательным единодушием, что оно вызывает невольно слезы умиления. Народ русский, измученный бедствиями лихолетья, действительно, жаждал от всего сердца — отдохнуть под сенью законно избранной и Богом поставленной единодержавной власти. Вот какие слова находим мы в выборной грамоте, читанной Московскими послами 14 марта 1613 г. Михаилу Феодоровичу: «И во всех людях всего московскаго государства, всяких чинов, от мала и до велика, и до ссущих младенец, послал Господь Бог свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и на Московском, и на всех государствах Российскаго Царствия Государем, Царем и великим Князем всея Руси Самодержцем, праведного корени блаженныя памяти великаго Государя Царя Феодора Ива-новича всея Руси, сродично тебе, великому Государю Михаилу Феодоровичу. И по милости Всемогущаго Бога, и по избрании всех людей, тебя великаго Государя, Царем и всея Руси Самодержцем обрали».
Верноподданническая любовь и преданность Царствующему Дому и самоотверженное служение родине в неразрывном единении с ним и были живительным началом внутреннего роста и процветания Руси за последние три века, силою несокрушимою, страшною для врагов нашего отечества, оплотом его политической целости и самостоятельности в годины общественных бедствий и браней. За истекшее тривековье Святую Русь постигали иногда и эти тяжелые годины (таковы, напр. — война со Шведами при Петре В. в первую половину, отечественная — при Александре I, Крымская — при Николае I). Но из этих испытаний св. Русь выходила всегда с честью и достоинством: по призыву своих державных Вождей — Государей, православный русский народ дружно вставал, как один человек, выпрямлялся во весь свой исполинский рост, дружественно устремлялся на врагов отечества и отражал их. Говорить ли о том, что в истекшее трехсотлетие св. Русь, по призывному глаголу своих Венценосных повелителей, вела иногда войны исключительно по бескорыстному и гуманному чувству сострадания к угнетенным в целях их освобождение. Разумеем, в особенности войны с Наполеоном за освобождение Европы в 1813 — 16 гг. и с Турцией за освобождение южных славян (в 1877 — 79 гг.). Эти войны покрывали имя России и ее Самодержавных Вождей неувядаемой славой.
Владимиро-Суздальский край в минувшее трехсотлетие выдвинул из своей среды весьма много славных исторических деятелей, верных сынов России, достойных защитников и ревнителей православной веры, достойных слуг престола и отечества. Но, применительно к обстоятельствам празднуемого юбилея, в назидание потомкам, заслуживает особливого благодарного воспоминания приснопамятный и доблестный князь Димитрий Михайлович Пожарский, уроженец и вотчинник Владимирского края, погребенный в Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Над дорогой для всех русских могилой его с 1885 г. возвышается, от лица признательной России, мраморная часовня — памятник. Незабвенный князь Димитрий Михайлович Пожарский был одним из главнейших руководителей и вождей того славного ополчения, которое избавило Москву и отечество наше от иноземных врагов и уравняло Дому Романовых путь к Российскому Царскому престолу. В настоящие юбилейные дни имя Димитрия Михайловича Пожарского с молитвенным благоговением произносится наряду с приснопамятными именами Гермогена, Авраамия, Дионисия, Филарета, Марфы, Козьмы Минина, Ивана Сусанина. Все это звезды первой величины, которые особенно ярко блестели на политическом небосклоне России в то время, когда он стал заметно проясняться с постепенным исчезновением туч междуцарствия. Эти звезды предвещали уже занимавшуюся зарю освобождения многострадальной Руси от внутренних врагов и самоуправства иноземщины: в лучах же этой зари сиял, на радость всему православному русскому народу, чистым блеском духовной красоты и мира славный образ «Михаила»...
Вечная память вам, приснопамятные, в Бозе почивающие, венценосные вожди и правители земли русской, в последнее трехсотлетие руководившие ее судьбами! За святые, неутомимые и высокополезные труды и подвиги ваши во благо св. Руси, верные сыны ее в настоящие юбилейные дни, от полноты своих признательных сердец, сплетают вам «живой» венок, честнейший всякого «злата, сребра и камений многоценных», венок святой и чистой молитвы об упокоении вашем в селении праведных, венок благодарения от лица всея православные Руси, — и этот всероссийский венок возлагают с любовью на священные могилы и гробницы ваши.
Молитвенно воспоминая почивших царей, императоров и правителей из Дома Романовых, святая православная Русь в настоящие юбилейные дни воспевает, вместе с сим, Господу Богу песнь хвалы и благодарения за Его великие милости, явленные отечеству нашему в последние три века через посредство Царствующего Дома. В достопамятный юбилей трехсотлетия Богом избранной Российской Императорской династии, все верноподданные россияне возносят горячую молитву ко Господу и Спасителю нашему о благоденствии обожаемого Монарха, Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского. Да сохранить Милосердый Господь драгоценную жизнь его на многие и многие лета в нерушимом здравии и неприменяемом благополучии, да исполнит во благовремении святые царственные намерения и желания его, направленные ко благу его верноподданных, и да благопоспешит ему в неусыпных трудах и заботах о врученной ему Державе Российской, во славу дорогого отечества нашего. Верные сыны православной России в эти знаменательные юбилейные дни возносят также теплую молитву о здравии и благоденствии благочестивейших Государынь Императриц, Благоверного Государя Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома. Вседейственная и спасающая благодать Божия и впредь да осеняет выну Богоизбранный Царствующий Дом, непреложно утверждая его в бытии и благоденствии, вознося от силы в силу, во славу святой православной Церкви и во благо всех верноподданных русского царства. Единой же и нераздельной России да дарует Милосердый Господь во все последующие века мир, безмятежие и благоденствие, под молитвенным покровом святой православной Церкви, под самодержавным скипетром венценосных Вождей из Богоизбранного Царствующего Дома.
Ректор семинарии, протоиерей П. Борисовский («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 6 (9 февраля 1913 года).
Далее » » » Празднование 300-летия Дома Романовых во Владимире (1913 г.),
СЛОВО в день празднования трехсотлетнего юбилея Царствования Дома Романовых, 21 февраля 1913 года
|