Икона Знамения Пресвятой Богородицы
Образ этот написан в 1646 г. но следующему обстоятельству: В слободке Быковке, находящейся в предместии г. Владимира, обыватель Сергий Иовлев, страдая с малолетства тяжким расслаблением, дошел, наконец, до того, что и ходить не мог. — Иовлев был круглый сирота; жил в своем доме, доставшемся ему по смерти его родителей. Сострадательные люди навещали Иовлева и оказывали ему помощь. Что же касается до его болезни; то считали ее совершенно неизлечимой. Но Иовлев великодушно переносил свои страдания. Будучи не в силах подняться на ноги, он на одре своем обращался с усердною молитвой к Богу и преимущественно поступал так в безмолвное-ночное время. Молитва его была, наконец, услышана. Господь умилосердился над его страданиями. С незапамятных времен, в слободке Быковке был храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня; впоследствии времени этот храм упразднен, и то место, где он находился, осталось в совершенном запустении. Случилось так, что дом Иовлева примыкал к этому месту. Хотя уже не было церкви, но близость места, бывшего столь важным по своему назначению, имело сильное влияние на больного и тем более располагало его к молитвам, как к единственному утешению в его горестном положении. Раз в ночное время Иовлев несколько успокоившись, стал было засыпать, как слышит глас говорящий ему: «попроси, пусть напишут Мой образ Знамения и поставят на том месте, где была церковь, и ты исцелеешь». Глас этот повторился больному троекратно. Иовлев сказал об этом своим знакомым; те, по своему усердию, не замедлили написать образ Знамения Пресвятой Богородицы. Но тут встретилось недоумение: как поставить образ? Оставить его на открытом месте, хотя и освященном, казалось неприличным. Недоумение это, впрочем, разрешилось следующим образом: в то же время был другой, тяжко страдавший от болезни, посадский человек, Логгин Сапожников, живший в г. Владимире. У Сапожникова был подготовлен дубовый сруб на его домашнюю потребность. И вот сему Сапожникову последовало видение во сне, что бы он дубовую храмину свою отдал под часовню и поставил ее в слободке Быковке на том месте, где была церковь. Сапожников так и сделал. Когда часовня была устроена, тогда внесли в нее образ Знамения Богоматери; совершили пред ним молебствие о здравии болящих Иовлева и Сапожникова, и они получили исцеление,— что случилось 1650 г. окт. 8 дня.
Слух о таком событии скоро разнесся в окрестных местах. Многие одержимые разными недугами, начали притекать к сему образу и, по вере, получали здравие. Молебствия, по просьбе больных, совершаемы были священнослужителями Владимирского Успенского собора — по той причине, что слободка Быковка, в числе прочих вотчин, принадлежала к этому собору. Но, как это сопряжено было с немалым затруднением для соборных священнослужителей, по неблизкому расстоянию слободки Быковки: то, вследствие прошения, поданного ими Царю Алексию Михайловичу, повелено образ Знамения Богоматери перенесть из слободки Быковки в Собор (Указ по сему случаю состоялся 1652 г. августа 5 дня. В слободке Быковке есть и теперь небольшая деревянная часовня, и в ней стоит образ Знамения.), где в честь сего чудотворного образа посвящен был престол в придельном храме по левую сторону, вместо Благовещенского, что ныне престол во имя св. Благоверного В. К. Андрея Боголюбского.
Примеч. Образ Знамения Пресвятой Богородицы стоит ныне по правую сторону в соборе близ входа в теплую церковь.
Городская Пятницкая церковь стала называться Знаменской (см. церковь Знамения Пресвятой Богородицы). Возможно, что появление второй церкви связано с чудом исцеления двух больных владимирцев, случившемся 8 октября 1650 г. от иконы Знамения. Одного из исцеленных звали Логгин Сапожников, а известно, что купцы Сапожниковы жили на Большой улице как раз рядом с Пятницкой церковью напротив сапожного ряда в гостином дворе.
Источник: О св. иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Сочинение Магистра Иеромонаха Иосафа. Владимир. 1859.
Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.
Copyright © 2019 Любовь безусловная |