Епископ Муромский Платон (Грузов)
В миру Петр Сергеевич Грузов, сын сельского священника Ильинской церкви г. Дмитрова Московской епархии. Родился в 1843 г. После окончания Вифанской духовной семинарии в 1864 г. со званием студента (ректором которой тогда был архимандрит Сергий, позже архиепископ Владимирский и Суздальский, у которого епископ Платон состоял викарием), 1 мая 1865 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) был посвящен во диакона к Московской Николаевской, что в Пыжах, церкви. 24 сентября 1879 г. о. Петр по своему желанию перевелся на ту же должность к Московской Николаевской, что в Кошелях, церкви. Еще через два года диакон Петр Грузов перешел к Варваринской, что на Варварке, церкви. После того, как о. Петр прослужил диаконом 17 лет, он овдовел и в сентябре 1882 г. поступил в число студентов МДА. Проучившись год в Московской академии, он в 1883 г. перешел в Петербургскую духовную академию. Там 14 января 1884 г. о. Петр Грузов принял монашество с именем Платона и 22 января того же года был рукоположен в иеромонаха. После перехода на 4-й курс о. Платон изъявил желание посвятить свои силы миссионерской деятельности в Китае, где тогда ощущался недостаток в миссионерах. С 1 сентября 1886 г. по 1892 г. о. Платон занимался в мужской и женской школах миссии. Там он преподавал Закон Божий и русский язык. В Пекине о. Платон проходил службу 7 лет, и за усердие был награжден набедренником, палицей, золотым наперсным крестом с драгоценными камнями и орденом св. Анны III ст. Многочисленные трудности и опасности, которым подвергался в Китае о. Платон, серьезно повлияли на его здоровье. 23 января 1893 г. иеромонах Платон определением Синода был назначен настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского второклассного монастыря с возведением в сан архимандрита. При монастыре архимандрит Платон устроил двухклассную церковно-приходскую школу, в которой сам состоял наблюдателем и законоучителем. За столь полезные труды о. Платон в 1895 г. был награжден орденом св. Анны II ст.
19 января 1895 г. архимандрит Платон был вызван для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия в Петербург.
30 декабря того же 1895 г. вышел указ о его назначении епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Хиротония Преосвященного Платона состоялась в Петербурге 21 января 1896 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры собором архипастырей во главе с митрополитом Петербургским Палладием.
4 февраля 1896 г. в 5 часов вечера епископ Платон прибыл во Владимир. С этого дня вплоть до самой кончины он все время и силы посвятил на благо Владимирской епархии.
За усердную и отличную службу Преосвященный Платон в 1900 г. был награжден орденом св. Владимира III ст.
Ревностно занимаясь вверенными ему епархиальными делами, Преосвященнейший Платон особенно был близок к школьному делу. Как Председатель Епархиального Училищного Совета, он оказывал большое и благотворное влияние на направление и ход жизни церковно-приходских школ Владимирской епархии; как Председатель Общества вспомоществования нуждающихся воспитанников Владимирской дух. семинарии (с 1900), содействовал самым энергичным образом увеличению средств этого общества, которые достигли к 1904 году крупной суммы.
В отношениях с подчиненными владыка был прост и ласков. Его скромность, доступность и душевность были известны всей его пастве, которая успела оценить и полюбить своего архипастыря.
Преосвященнейший Платон занемог тяжелым недугом, который еще с ноября месяца 1903 года лишил его возможности принимать участие в совершении богослужения. Врачи, пользовавшие Владыку, признали в болезни рак желудка, недуг, для излечения которого современная медицина располагает слабыми средствами. Тяжелая болезнь медленно, но упорно увеличивалась и в феврале месяце не оставляла уже сомнений относительно своего печального исхода. Силы Владыки заметно слабели; появилась опухоль в разных частях тела (метастаз). Особенно тяжело почувствовал себя болящий 23 февраля. В этот день, по желанию Владыки, над ним совершено было таинство Св. Елеосвящения, и он приобщен был Св. Тайн. А чрез несколько дней началась предсмертная агония. Ночью на 27 число Владыка потерял сознание, а 27 февраля в 1 ч. 23 минуты пополудни почил вечным сном.
27 февраля 1904 года в послеобеденное время во Владимире разнеслась печальная весть о смерти Преосвященнейшего Платона, Викария Владимирской епархии. Известие о смерти Владыки встречено было всеми с чувством глубокого соболезнования, хотя оно и не было неожиданным.
В 6 часов вечера 27 февраля у гроба почившего отслужена была первая панихида. Панихиду служил Наместник Боголюбова монастыря Архимандрит Варлаам в сослужении с Ключарем Кафедрального собора прот. П. Евгеновым, Игуменом Архиерейского монастыря Владимиром и др. На панихиде присутствовал Начальник губернии Владимирский Губернатор И.М. Леонтьев. По окончании панихиды учреждено было поочередное чтение священнослужителями г. Владимира у гроба почившего Евангелия. На другой день в 12 часов дня совершена была вторая панихида над телом Владыки Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, в сослужении с Ректором семинарии Архимандритом Евгением, Кафедральным прот. А. Виноградовым, Ключарем собора прот. П. Евгеновым, прот. В. Косаткиным и Игуменом Архиерейского монастыря Владимиром. Кроме Губернатора и Вице-Губернатора, на панихиде присутствовали некоторые другие представители гражданских властей г. Владимира и много народа. В 4 часа того же дня Ректор семинарии, Архимандрит Евгений отслужил в покоях Преосвященнейшего Платона третью панихиду в присутствии всех членов семинарской корпорации. Во все это время архиерейские покои были переполнены толпами народа, сменявшими одна другую. Всем хотелось помолиться у гроба почившего и проститься с его телом.
29 февраля, в воскресенье, назначено было отпевание почившего и предание тела его земле. Вынос тела начался около 20 минут 9-го часа утра. Погребальная процессия шествовала от Архиерейского дома к Кафедральному собору в таком порядке. Вслед за хоругвеносцами была несена крышка гроба назначенными для этого двумя псаломщиками. За крышкой шли парами: ученики церковно-приходских школ, духовного училища, духовной семинарии в сопровождении своих воспитателей и чиновники консистории. Далее следовали певчие, духовенство и о. Ректор семинарии. Псаломщики и диаконы несли принадлежности архиерейского одеяния и служения. Наконец следовал гроб с телом Владыки; гроб несли священнослужители. Во всех церквах города в это время производился перезвон. На ходу совершено было две литии, против церквей Николокремлевской и Борисоглебской. В процессии приняли участие несметные толпы народа, стекшегося из окрестных сел, чтобы помолиться и проводить к могиле тело своего Архипастыря. Погребальный кортеж длинной лентой занял почти все пространство от Архиерейского монастыря до собора.
По внесении тела в Кафедральный Успенский собор началась Божественная литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, в сослужении Ректора семинарии Архимандрита Евгения, Наместника Боголюбова монастыря Архимандрита Варлаама и соборного духовенства. После причастного стиха произнесено было назидательное слово свящ. М.А. Сперанским:
«Блажени мертвии умирающие о Господе отныне. Ей, глаголет Дух да почиют от трудов своих. (Апок 14, 13). Святый тайновидец Евангелист Иоанн Богослов, созерцая по откровению Господа состояние живущих на земле, верующих и неверующих, христиан и язычников, и их бедствия в жизни, беды от искушения врага рода человеческого, беды от ближних, беды от плоти и мира, беды от болезней, беды от разнородной смерти, и сравнивая эта их состояние с состоянием перешедших в загробную жизнь в вере и благочестии христиан, воскликнул: «блажени мертвии, умирающии о Господе». Предстоя у гроба почившего в Бозе Архипастыря, приводя в мыслях Его жизнь, подвиги и труды, скорби и болезни, можем-ли мы не сказать, — нет, мы должны сказать о нем с Апостолом: «блажени мертвии, умирающии о Господе». В слове Божием сказано: от Господа стопы человеку исправляются (11с. 36. 23). Господь указывает людям различные пути в жизни, Господь ведет и направляет их по этим путям. Часто то, что кажется нам непонятным в жизни людей, то в руках Божиих служит орудием и средством для их спасения. Неисповедимые пути Промысла Божия видны в жизни каждого человека. Жизнь преставившегося Святителя Платона представляет живое и красноречивое доказательство этой истины. Рожденный в благочестивой семье служителя Церкви, воспитанный в страхе Божием, в преданиях и уставах Св. Церкви, почивший вскоре же по окончании среднего богословского образования избрал скромную долю служения Церкви в сане диакона при одной из Московских церквей. В течение 17 лет, имея все права на получение высшей степени священства, он скромно и терпеливо проходил это служение. Но вот Господь посещает Его великим испытанием: он вдовеет, после чего начинается новый для него путь жизни. Он получает высшее богословское образование и принимает монашество с именем Платона. Промыслу Божию благоугодно было направить первые шаги его иноческого служения в пределы крайнего востока, в Китайскую империю Членом Пекинской миссии. Здесь в течение 7 лет он ревностно проходил апостольское служение распространения веры Христовой среди язычников при тяжелом для него климате. Если кто помнит китайские смуты 1901 года, тот может хорошо представить себе все трудности и опасности, каким себя подвергали ради благовестия Христова члены Пекинской миссии и в числе их — инок Платон. Эти труды положили в нем начала болезней. Но вот Господь возвращает Его в отечество, и инок Платон делается Архимандритом — настоятелем одного из обширных монастырей Саратовской епархии, а через 3 года после сего удостаивается высшей почести Епископского сана и назначается сюда Викарием Владимирской епархии. Здесь в течение 8 лет Владыка проходил свое святительское служение, здесь же Господь судил ему и сложить кости свои после тяжкой болезни. У всех на глазах прошло здесь святительство Преосвященного Платона; в нашем городе было его начало, здесь же и конец его. Велико, бр., многосложно и многоответственно служение Святительское вообще! И хотя почивший Святитель Платон не был самостоятельным Владыкой по управлению епархией, тем не менее на его долю выпало не мало трудов, кои он нес неленностно и с усердием. Ему в особенности было поручено управление и руководительство народным образованием в духе Православной Церкви. Кто понимает цену этого образования для народа и в то же время видит или знает, сколько оно встречает на своем пути разнообразных препятствий, тот хорошо может представить те душевные волнения, какие приходилось не раз испытывать почившему при управлении церковно-приходскими школами. Всякий, близко стоявший к почившему Владыке по народному образованию, может свидетельствовать о той сердечной заботе, с какой он относился к этому делу. В других отношениях внешняя деятельность почившего в силу его особенного положения в епархии не могла быть широкой и для всех заметной. Но подвиг Святительства, бр., совершается не во внешних только делах, но незримо от нас, пред лицем всевидящего Бога, во внутреннем и сокровенном мире душевном каждого Архипастыря. И, если мы вспомним воочию нашею бывшее благоговейнство почившего Святителя Платона, его молитвенное умиление при совершении служб Господних, наипаче же Святейшей и Божественной Евхаристии: если мы вспомним его кроткие наставления, дышавшие любовию к Церкви Божией и ее святым правилам и законам: если вспомним его великодушное снисхождение к людским слабостям; если вспомним Его ласковость и простоту в обращении; если вспомним Его сочувствие к горестям и нуждам обращавшихся к нему за помощью людей, наипаче его радение о нуждах и потребностях духовного чина и искреннее стремление помочь им не только добрым и теплым словом сочувствия, но и делом и в пределах его власти находившимися средствами и пастырскими распоряжениями — ему поручено было назначение псаломщиков на места; если вспомним и многое другое, что украшало личность почившего и свидетельствовало о добрых качествах его души, то мы с полным правом можем сказать, что преставившийся Святитель не просто почил, но почил о Господе, ибо подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру и благочестие соблюл и собранные им духовные сокровища перенес с собою в горний Иерусалим. Истину эту по отношению к почившему Святителю, подобно как и ко всем избранникам Божиим, запечатлевают слова откровения: «Ей, глаголет Дух, да почиет от трудов своих». Возлюбленные братия, окружающие гроб почившего Святителя! Совокупите свои молитвы с нашими молитвами, с молитвами Св. Церкви о почившем. Память его да не изгладится в епархии! Память о нем да пребывает во Св. Церкви с праведниками во век! Имя Его да напишется в книгах живота вечного! Великий Архиерей, прошедший небеса, Господь наш Иисус Христос да примет Его в вечные кровы! Аминь».
В 12 часов дня начался умилительный чин архиерейского отпевания, совершенный Высокопреосвященнейшим Сергием в сослужении всего градского Владимирского духовенства и некоторых приезжих духовных лиц. На литургии и отпевании присутствовал Начальник губернии Владимирский Губернатор И.М. Леонтьев , Вице-Губернатор И.Н. Сазонов, некоторые высшие представители гражданской и военной власти, представители корпораций духовных и светских учебных заведений г. Владимира и громадное количество народа, который, за переполнением собора, занимал почти весь двор внутри соборной ограды. По прочтении разрешительной молитвы ко гробу Владыки подошел прот. А.М. Альбицкий и произнес следующую прочувствованную речь:
«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. IV, 7). Окончил свой земной подвиг наш достоблаженный Архипастырь! Еще так недавние наши молитвы о его выздоровлении изменились в печальное моление о вечном его упокоении. И вот теперь осиротевшие — мы собрались здесь, чтобы воспеть ему последние исходные песни. Какое печальное зрелище! Какая тяжелая утрата! Не стало поистине дышавшего кротостию, незлобием, добротою и любовию нашего отца — Архипастыря! Родившийся в недрах духовной, благочестивой семьи, воспитавшийся под кровом того же характера и направления школы, почивший рано усвоил себе вместе с благочестием дух кротости и смирения. Никто из нас не слыхал, чтобы он на кого-нибудь возопил, или перед кем-нибудь прогремел своим высоким положением. Поистине он трости надломленной не сокрушал и льна курящего не угашал. А как многих немощи он нес на себе, покрывая их своею заботою! О, без сомнения, многие и очень многие восплачут и возрыдают о нем! Кончина его тем более возбуждает сожаление, что он берется от нас в зрелом возрасте, когда церковь и отечество много доброго и полезного могли ожидать от него. Но от смерти нельзя ни отбиться силою, ни откупиться деньгами, ни отлепиться лекарствами, ни отмолиться молениями и слезами! Какие же слезы теперь принесем мы тебе, наш добрый Архипастырь; какими желаниями будем сопровождать тебя при последней разлуке; какое утешение, какой урок мы можем извлечь для себя из твоей доброй жизни и страдальческой кончины? Какое назидание ты сам завещаешь нам при последнем целовании? Мир мой оставляю вам, — как бы так говорит безмолвно лежащий во гробе Архипастырь, давая нам свое последнее пастырское завещание, — мир мой оставляю вам, мир мой даю вам. Я любил мир, я искал мира; я хотел водворить мир и единение между вами, я трудился для него, день и ночь воздыхал о нем к Богу. Я посвящал все свои силы и время на то, чтобы вы нашли утешение и успокоение в драгоценном мире и возненавидели распри и нестроения. Утружденный этими заботами, ныне, в последний раз напоминаю вам об этой святой и высокой христианской обязанности, служащей самым драгоценным украшением христиански-настроенного сердца, для утверждения которой сам Сын Божий восшел на крест. Я любил крест. Он был в моем сердце, в моих мыслях во все время моих подвижнических трудов и забот о пастырском долге и в особенности в последние дни моей жизни, во время тяжких и продолжительных страданий. Ныне обнимая этот крест холодною рукою своею, завещаю вам любить его, — паче всякого земного утешения; ибо он один только не оставляет нас во мраке смерти и приводит к Распятому на нем Начальнику вечной жизни, который сказал: «аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе. Иде же есмь аз, ту и слуга мой будет» (Иоан. ХП. 26, 32).
Я любил слово истины Евангельской и стремился напечатлеть ее и в умах, и в сердцах ваших. Было время, в лучшие годы моей расцветающей жизни, я, как передовой воин Христов, ревнуя о распространении сего спасительного слова, на долгое и долгое время покидал дорогую родину, со всеми присными своими, и устремлялся с проповедию его в дальние страны, забывая о своей личной жизни. Ныне держа на персях сие слово, воспоминаю вам, возлюбленная чада, чтобы и вы любили слово это, как слово Вечного отца, отклоняли слух свой от всяких ложных и нечестивых учений, и как мыслию и словами, так и всеми своими делами показывали, что вы сроднились со словом Божиим и что оно есть семя всех ваших мыслей, чувств и желаний. Наконец, я любил всех вас, возлюбленная паства, одинаковою любовию! За всех равно подвизался в молитвах пред Архиереем Вечным, о всех носил в своем сердце заботы, за всех полагал свои силы! И вот ныне, оставляя вас и этот бренный мир, прощаю всех и молю: покройте и вы своею любовию все мои недостатки и немощи; в чем, яко человек, согреших, простите меня и не оставляйте возносить свои молитвенные очи к Судии неба и земли, к которому ныне отхожу я и пред которым должен буду дать ответ за вас. Се лежу, возлюбленные братья, посреди вас, молчалив и безгласен: уста упразднишася, язык проста, и устне препяшася: руце связастеся, и нозе сплетостеся, зрак изменися, очи угасоша и не видят зде предстоящих, истинная же любовь никогда же умерщвляется; тем же молю всех знаемых и другов моих, помяните мя пред Господом, яко да в день судный обрящу милость на судище оном страшном. (Последов погребения священников, стихира самогласна, глас третий). Слыша эти слова, исходящие из глубины души и сердца усопшего Архипастыря, припадем к нему принять последнее его святительское благословение; вознесем и будем непрестанно возносить ко Господу горячие молитвы об упокоении души его в селениях праведных, в месте вечного покоя и блаженства, — там, где разрешится таинство веры, надежды и любви!» Отпевание продолжалось около двух часов. В исходе второго часа пополудни гроб опустили в могилу, приготовленную в западной стороне Георгиевского придела Успенского кафедрального собора, и земля навсегда скрыла останки почившего Владыки, в течение 8 лет трудившегося для блага Владимирской епархии.
Почивай же в мире, добрый и кроткий Владыка, под сенью нашей исторической Владимирской святыни! Твой образ глубоко напечатлелся в наших сердцах и будет навсегда храниться вместе с молитвенно-благодарною памятью о Тебе. Молись и Ты пред престолом Всевышнего о нас, оставшихся здесь на земле!
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 1904).
Епископы Муромские
|