Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.12.2024
09:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Веселовский Константин Александрович

Константин Александрович Веселовский

Константин Александрович Веселовский родился 21 мая 1839 г. в семье дьячка села Якушево Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Образование получил в Шуйском духовном училище, затем – во Владимирской духовной семинарии.
По окончании семинарии в 1860 г. поступил пономарём в Архангельский погост. С 1962 года в течении двух лет К.А. Веселовский работал учителем в сельской школе Мордвиновской волости Гороховецкого уезда. К этому времени относится начало его занятий этнографией и первые публикации в периодической печати. В 1864 г. в «Трудах Владимирского губернского статистического комитета» Выпуск 3, была напечатана его статья «Свадебные обряды в Мордвиновской волости. (Гороховецкого уезда)».
Так, в начале 1860-х гг., публиковались во «Владимирских губернских ведомостях» его статьи о селах Мордвиново и Якушево Гороховецкого уезда, о свадебных обрядах в этих местах и др. Веселовский публиковался и в столичных изданиях – «Русские ведомости», «Труды вольного экономического общества».
На посту законоучителя он удостоился одобрения епархиального начальства «за успешные труды в обучении детей». Весной 1864 года, получив благословение от епископа Владимирского и Суздальского Феофана (Говорова) учитель Веселовский «за особенно полезные заслуги по народному образованию» был представлен к награждению серебряной медалью и не получил её лишь потому, что полагалась она учителям светским, а не духовного звания.
22-го ноября 1864 года преосвященным Феофаном Константин Александрович был определён священником Покровской кладбищенской церкви города Вязники, приписанной к Казанскому собору.
В силу существующих предрассудков, считалось, не совсем подходящим занятием для священника собирать разнообразный этнографический материал.
По принятии священного сана, литературная деятельность о. Константина достигает еще большего развития. Не смотря на сложные обязанности по приходу, о. Константин многое перечитывает, изучает, наблюдает и своими внимательными изучениями и наблюдениями делится с русской публикой, Благодаря этому, русская литература имеет несколько прекрасных статей о. Константина, посвященных вопросам археологии, этнографии, статистики и сельского хозяйства. В местных изданиях появляются одна за другой его монографии о церквях в городе, об окрестных селах, монастырях и пр.
В 1871 г. вышла книга К.А. Веселовского «Город Вязники: история его, древности и статистика», вобравшая в себя сведения об историко-археологических памятниках, промышленности города и многом другом. А.В. Смирнов назвал Веселовского «усердным и правдивым летописцем Вязниковского края».
Это был видный общественный деятель. Не переставая в продолжение своей 40-летней самостоятельной жизни проливать свет знания на высоком поприще учителя народного, К.А. Веселовский выделялся здесь как энергичный инициатор, опытный наставник и руководитель. На первых же порах своей деятельности в гор. Вязниках он явился инициатором основания и потом умелым преподавателем тюремной школы. Нужно было иметь много любви к несчастным, чуткости к запросам жизни, чтобы молодому человеку, каким тогда был К.А., взяться за это не легкое и совершенно новое тогда дело. Однако он с успехом поборол все трудности и заслужил полную признательность начальства.
18 декабря 1867 г. протоиерей с. Иванова Шуйского уезда Дмитрий Певницкий перемещен в г. Вязники к Казанскому собору на место умершего прот. Псальтова, на место же его священник Вязниковской Ярополческой Троицкой церкви Василий Богородский (тесть К. Веселовского), а на место последнего тамошней Кладбищенской церкви Константин Веселовский с тем, чтобы Кладбищенская церковь по-прежнему была приписана к собору.
23 декабря 1867 года был переведен вторым священником (помощником настоятеля) Троицкой церкви, в которой он прослужил чуть более 34 лет, вплоть до своей кончины.
Многие ученые общества и учреждения избирают о. Константина своим членом. В 1867 г. избиран членом Владимирского губернского статистического комитета. В 1870 г. избран членом-корреспондентом Императорского Вольного экономического общества. В 1871 г. избран членом-сотрудником Императорского Русского Географического Общества и награжден от него бронзовою медалью с надписью «за полезные труды». В 1875 г. — членом-ко респондентом Котельнического Экономического Общества. В 1876 г. избран членом-корреспондентом Юрьевского общества сельского хозяйства и в том же году действительным членом Нижегородского губернского статистического Комитета. С 1888 г. — член-сотрудник С.-Петербургского Императорского Археологического Общества и почетный член Нижегородского статистического Комитета. С 1889 г. — член Нижегородской губернской архивной Комиссии.
В 1890 году Константин Александрович стал протоиереем и настоятелем Троицкого храма.
В 1898 г. избран членом Владимирской ученой архивной комиссии.
Кроме поименованных русских обществ и учреждений деятельность о. протоиерея нашла себе оценку и за границей: и в 1898 году он был избран членом Французской Национальной Академии.
Труды о. протоиерея по сельскому хозяйству и особенно распространение Владимирской вишни в России и за границей оценены на Всероссийских выставках, от которых о. протоиерей награжден несколькими медалями и почетными дипломами.

Но самая главная деятельность о. Константина, которою он стяжал себе почетную известность не только в духовном, но и в светском мире, далеко за пределами Владимирской губернии, тесно связана с великой реформой по части народного образования в духе Православия, Самодержавия и народности.
Заветная идея Его Высокопреосвященства Феогноста, Владимирского Архиепископа, — открыть образцовую церковно-приходскую школу в гор. Вязниках — мало по малу стала определеннее выясняться. Жребий осуществления этой идеи по усмотрению Архипастыря пал на настоятеля Троицкой церкви священника Константина Веселовского и вот 7 числа апреля месяца 1885 года, — на другой день празднования тысячелетия памяти Славянских первоучителей, святых и Равноапостольных Кирилла и Мефодия, — совершена и освящена закладка здания для Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, при городской Троицкой церкви, в древнейшей местности города, именуемой Ярополч...
Закладка здания совершена и освящена, но материальных средств никаких... Правда, прежде чем приступить к делу, священник Веселовский советовался с некоторыми из Вязниковских граждан и прихожанами Троицкой церкви, и советники в поощрении к начатию полезного предприятия нашлись; но доколе были советниками только на словах...
Имея в своем приходе нескольких глухонемых детей, для которых закрыт свет Христова учения, и болея сердцем за сих несчастных, о. Константин располагает доброго попечителя своих школ Василия Никандровича Дедюхина открыть школу грамоты для глухонемых, — явление новое, не бывавшее в практике духовенства. Школа открыта, начинает свое дело и под руководством опытного заведующего приносит добрые плоды, становится предметом всеобщего удивления! В 1896 году о. Константин экспонирует эту школу на Всероссийской Выставке в Н.-Новгороде, где школа заслуживает лестные отзывы компетентных лиц; при посещении школы Их Императорскими Величествами о. Константин удостаивается Высочайшей благодарности, а экспертная комиссия Выставки присуждает о. Константину диплом. Результатом такой блестящей поездки на Выставку явилось новое поручение о. протоиерею со стороны уже Св. Синода об устройстве центральной церковно-приходской школы для глухонемых; Св. Синод ассигнует из своих средств содержание школы, а попечитель Ярополчееких школ В.Н. Дедюхин воздвигает на свои средства обширное трех-этажное каменное здание (стоимостью более 50 тысяч) с отделениями для ремесленных классов (см. Освящение нового здания Дедюхинской Ярополческой, духовного ведомства, церковно-приходской Школы глухонемых). С разных концов необъятного нашего отечества, даже из далекой Сибири, стекаются сюда несчастные глухонемые, где и получают под покровом Св. Церкви и руководством доброго пастыря истинно-христианское просвещение (см. Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках).
29 октября 1890 г., согласно желанию Его Высокопреосвященства - покровителя всех приходско-церковных школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта "Школа грамотности" для девочек.
«Письмо протоиерея К. Веселовского на имя председателя Вязниковского уездного земского собрания 1891 г.
Ярополческая, в гор. Вязниках, одноклассная женская церковно-приходская школа, вверенная моему смотрению, устроена и открыта на средства доброхотных дателей в память достижения Его Императорских Высочеств Государем Наследником Цесаревичем, Великим Князем Николаем Александровичем 18-ти летнего возраста, о чем своевременно и было всеподданейше донесено Его Императорскому Высочеству, от которого и последовала Высочайшая благодарность всем участникам учреждения этой школы. В данное время в школе этой обучаются слишком 60 девочек всех сословий и званий, преимущественно крестьянского. Кроме предметов, указанных программой святейшего Синода, в школе введены ежедневные уроки рукоделия. Сравнительная многочисленность обучающихся в школе беднейших девочек, поставила меня в необходимость в помощь к учительнице школы взять помощницу. Таким образом персонал учащих в этой школе следующий: законоучитель, учительница, ее помощница и учительница рукоделия. Между тем средства школы составляют только 120 руб. в год – именно: 60 руб. от Вязниковской городской управы на содержание школы (отопление, страховка здания, прислуга и проч.) и 60 руб. от Вязниковского земства на жалованье учащим. Такое крайне скудное материальное обеспечение школы, при значительном количестве учащихся, ставит общий учебно-образовательный строй школы весьма часто в чрезвычайно затруднительное положение.
А так как упоминаемая школа, в существовании которой Вязниковское земство принимает фактическое участие, с первых дней своего существования, связана с дорогим для всех Россиян Именем Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, священная жизнь которого. 29-го апреля сего года, дивно сохранена Десницею Бога Вышняго от видимой смертной опасности, грозившей Его Высочеству в Японии, то я осмеливаюсь беспокоить Ваше превосходительство покорнейшей просьбой: не найдете ли вы возможным, чтобы увековечить память дня 29-го апреля 1891 г. делом, исходатайствовать перед имеющим быть Вязниковским уездным земским собранием увеличение ассигнуемой Вязниковским земством суммы в пользу Ярополческой женской церковно-приходской школы в размере, какой собранию будет угодно назначить. Такая милость Вязниковского земства, если она будет оказана на пользу обучающимся в упоминаемой школе беднейшим девочкам, будет достойнейшим и по местоположению ближайшим к центру земства памятником благодарных чувств Вязниковского земства перед Царем Небесным за чудесное спасение драгоценной жизни Первенца Царя земного непоколебимо охраняющего и ограждающего права истинной православной веры и церкви».
В 1898 году по распоряжению высшего начальства на средства казны воздвигнуто о. протоиереем обширное полукаменное здание для второклассной женской церковно-приходской школы.
Входил в состав совета Рождественской богадельни для священно-церковно-служительских вдов и сирот.


Протоиерей Константин Александрович Веселовский с наперсным синодским крестом и орденом св. Анны III степени.

Выдающаяся благотворная деятельность о. протоиерея не оставалась без внимания со стороны Епархиального начальства; за ревностное исполнение возложенных на него должностей он сравнительно с другими священниками еще в молодых летах удостаивается всех наград, доступных приходскому пастырю; на 26 году своей службы возводится в сан протоиерея; в 1897 году Высочайше пожалован орденом Св. Анны 3-й степ.; в 1896 году удостаивается Высочайшей Государя Императора благодарности; за особые же труды и усердие в деле народного образования в церковно-приходских школах от Училищного Совета при Св. Синоде награжден книгой «Библия»; избран в 1885 г. пожизненным почетным членом Владимирского Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского; с 1888 года членом Вязниковского уездного отделения Владимирского Епархиального Училищного Совета.
22-го ноября 1899 года был торжественно отпразднован 35-летний юбилей священства о. Константина. Здесь в речах почитателей подведен был итог всему сделанному юбиляром за 35 лет и произведена была всему достойная оценка, воздана должная честь. Но это подведение жизненных итогов оказалось как-бы началом конца: не долго после этого Бог судил жить достопочтенному о. протоиерею, начались заболевания.

Константин Александрович Веселовский умер в Вязниках 6 февраля 1902 г., после продолжительной болезни. Погребён при Троицкой церкви.

Место настоятеля вязниковского Троицкого храма занял зять Веселовского – Виктор Викторович Тихонравов, дважды попавшийся на растрате денег школы глухонемых.

Источник:
Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 1994 год. – Владимир, 1993. – С. 34-35.
Вязниковская церковь Троицы Живоначальной
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.
Категория: Вязники | Добавил: Николай (09.01.2019)
Просмотров: 1488 | Теги: Вязники, люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru