Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2019
06:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [186]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Церковь Троицы Живоначальной, г. Вязники

Церковь Троицы Живоначальной

Адрес: г. Вязники, ул. Киселёва, 38

Церковь стоит на Мининской горе, где в нач. XVII века существовало село Минино. В нач. XVII века на Мининской горе существовало село Минино. Избранный на царство Земским собором в 1613 году Михаил Фёдорович Романов пожаловал Ярополч с прилегающими селениями "болярину" князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому (XVI век — 1622). Ранее считалось, что гора названа так, потому что здесь останавливались на постой дружины Минина и Пожарского. Однако легенда, про заход ополчения Минина сюда, была опровегнута, шли они гораздо северней.
В селе Минино, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., была церковь во имя Архангела Михаила. Писцовые книги 145-155 (1637-1647) гг. дополняют, что при церкви Арх. Михаила был придел во имя св. благ. Кн. Бориса и Глеба и другая церковь во имя Пресв. Троицы; при этих церквях было 2 священника, пономарь и просвирница, на церковной земле 9 келей нищих, которые питались от церкви Божией.


Село Минино

В 1657 году государь Алексей Михайлович, опасаясь многочисленных восстаний, повелел приказчику Большого Дворца воеводе Субботе Семёновичу Чаадаеву возвести на Мининой горе земляные валы с каменными башнями (они так и не были построены до конца: весь камень, предназначавшийся на строительство крепости сын Алексея Михайловича – Фёдор Алексеевич – передал Флорищеву монастырю). «Был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены». К тому времени Ярополч перестал быть вотчиной Мстиславского, перейдя в ведение Дворцового приказа. Мининская церковь, при постройке крепости оказавшаяся в черте валов, в патриарших окладных книгах так и стала писаться: "внутри города Ярополч".


Никольская башня Вязниковского кремля

Казанский собор и кремль

К тому времени храм обновили и освятили в честь Пресвятой Троицы с приделом Архангела Михаила, а рядом поставили зимнюю церквушку с престолом в честь Рождества Христова. В этой церкви отпевали усопших горожан, да свозили их на погребение на пустырь, что был когда-то примерно в одной версте восточнее городских стен. Так образовалось кладбище, на котором были похоронены несколько поколений яропольцев.
В декабре 1677 года по пути во Флорищеву пустынь в Ярополче останавливался государь Фёдор Алексеевич, приложивший в Троицкий храм Евангелие с надписью "Государь царь и великий князь Федор Алексеевич… городу Ярополчу в церковь Живоначальной Троицы и собор Архистратига Михаила пожаловал сию книгу в 186 (1677) году декабря в 6 день, как его… пришествие было в Вязники" и Животворящий крест с алмазом. Следует отметить, что Евангелие сохранялось в храме до самого его разорения (крест же хранился в Казанском соборе).
В 1703 году пожар уничтожил почти весь деревянный город. Восстанавливать заново его не пытались. Как крепость Ярополч был уже не нужен, а Петра I интересовали больше льняные и пеньковые промыслы, развитые в Вязниковской слободе. Ставка была сделана на развитие Вязников, и теперь уже выгоревший город стал слободкой Ярополье. К слову, следы этого пожарища жители яропольских улиц отыскивают до сих пор, натыкаясь на слои угля при выкапывании котлованов под фундамент, погребов и т.д. Погорельцы отстроились заново. Снова на склонах Мининой горы появились деревянные домики.
20 марта 1748 г. архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, постоянный член Синода с 1742 г. Платон (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского. Титульным центром стал древний город Ярополч, находившийся в состоянии упадка.
В 1755 году священнослужители и прихожане Ярополья обратились к епископу Владимирскому и Яропольскому Платону II (Петрункевичу) с разрешением строительства в слободе каменного храма. В октябре того же года храмозданная грамота была выдана. Когда выяснилось, что мирского подаяния на возведение новой церкви крайне мало, владыка Платон (Петрункевич) в 1756 г. добился выделения из казны дополнительных средств на строительство каменного Троицкого собора и колокольни в древнем городе Ярополче – втором титулярном центре тогдашней епархии. Но строительство кирпичного храма в духе традиционного зодчества вместо деревянного было окончено только после кончины владыки Платона. Пятиглавый храм с четырёхскатной крышей, со стоящей отдельно высокой колокольней, обнесённый каменной оградой полностью был закончен в 1761 году. Храмоосвятительную грамоту выдал архиепископ Владимирский и Яропольский Антоний I (Карталинский).
В холодной церкви главный престол освятили в честь Живоначальной Троицы, а при нём придельный во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. В тёплой трапезе в память о бывших деревянных церквах были устроены два придела – в честь Рождества Христова и Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных.
Сколь быстро развивалась слобода Вязники, в 1778 году получившая статус уездного города, также быстро угасало Ярополье. В 1848 году Ярополье было официально присоединено к городу Вязники.


Церковь Троицы Живоначальной. За церковью видна усадьба Вязниковских фабрикантов Сеньковых.

Церковь Троицы Живоначальной

Протопоп Петр Феодоров доложил епископу Виктору в таких выражениях: «В силу повеления Вашего Преосвященства мы (протопоп и священник Троицкой Вязниковской церкви Глеб Борисов) сего мая 2-го дня (1787 г.) в предписанный погост съезжали и, церковь распечатав, образ тамошним священникам препоручили, кои коль скоро с тем образом из церкви вышли, то оного приходу крестьяне, окружа великою толпою оной образ, далее нести не дали и из рук у них выбили, почему те священники принуждены были обратно тот образ внести в церковь и поставить на том же месте и по постановлении церковь нами паки запечатана. Кто ж таковы бунтовщики и возмутители, о том прилагаем по показанию тамошних священников при сем пойманной реестр». См. Смоленская икона Божией Матери во Владимирском Кафедральном соборе.

2-го июля 1847 г. у диакона Троицкой церкви Иоанна Васильевича Архангельского родился сын Владимир Иванович Архангельский (1847-1884) - будущий архиерейский певчий.
В 1851 году диакона Иоанна Васильевича Архангельского родился сын Алексей Иванович Архангельский (1851- 29 июня 1886) – будущий протодиакон Владимирского кафедрального Успенского собора.
Богородский Василий Павлович был рукоположен во священника Архиепископом Парфением в 1841 году к Троицкой церкви. Василий Павлович Богородский служил в храме с 1841 по 1867 годы. В 1867 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени благочинный священник Троицкой церкви Василий Богородский. Богородский писал о владимирских, и в том числе о вязниковских храмах, он описал процесс обработки льна и был автором нескольких духовных поучений. Несомненно, это был незаурядный человек и служитель Божий.
18 декабря 1867 г. протоиерей с. Иванова Шуйского уезда Дмитрий Певницкий перемещен в г. Вязники к Казанскому собору на место умершего прот. Псальтова, на место же его священник Вязниковской Ярополческой Троицкой церкви Василий Богородский, а на место последнего тамошней Кладбищенской церкви Константин Александрович Веселовский с тем, чтобы Кладбищенская церковь по-прежнему была приписана к собору.
Место Богородский передал священнику Константину Александровичу Веселовскому, который женился на его дочери – Любови Васильевне.
С 1883 года помощник настоятеля - Преображенский Максим Севастианович (бывший преподаватель Муромского духовного Училища).

Престолов в этом храме было четыре: в холодном – во имя Живоначальной Троицы и свв. апп. Петра и Павла, в трапезе теплой – во имя Рождества Христова и архистратига Михаила.
Внутри храм весьма благолепно украшен и достаточно снабжен утварью и ризницей. Своей древностью отличаются: 1) небольшой костяной складень с изображением Смоленской Божией Матери и двунадесятых праздников в серебряном окладе; 2) икона Спасителя, сидящего на престоле; 3) Арх. Михаила и 4) Животворящий Крест.
Напрестольное Евангелие – средник и Евангелисты серебряные – с подписью по листам: «Государь царь и великий Князь Федор Алексеевич… городу Ярополча в церковь Живоначальной Троицы и собор Архистр. Михаила пожаловал сию книгу в 186 году Декабря в 6 день, как его … пришествие было в Вязники». Серебряный вызолоченный потир, приложенный в 1761 году.


Колокольня

Колокольня построена в Ярополье, на самом высоком месте.

7 апреля 1885 года, — на другой день празднования тысячелетия памяти Славянских первоучителей, святых и Равноапостольных Кирилла и Мефодия, — совершена и освящена закладка здания для Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, при городской Троицкой церкви.
22 сентября 1885 г. состоялось освящение и открытие Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы.
29-го октября 1885 г., согласно желанию Его Высокопреосвященства-покровителя всех церковно-приходских школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта «Школа грамотности» для девочек.
«День чествования Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных (8-го ноября) — престольный праздник в Вязниковском городском Троицком храме. Это единственный в году праздник, который «справляют» все прихожане Троицкого храма. Поэтому и для детей, обучающихся в Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, построенной близь Троицкого храма, упоминаемый день был праздничным — не учебным. Вместе с тем праздник этот для Ярополческих школьников был днем их молитвенного торжества, — такого торжества, какого доныне не бывало еще в этом храме. ... По воле и благословению благостнейшего Архипастыря приняв на себя заведывание устроенной мною школы и преподавание в ней Закона Божия, еще с первых дней существования этой школы (открытой 22-го сентября 1885 г.), я задался твердым намерением сблизить, сроднить детей школы с храмом. Средством для этого было избрано по возможности частое упражнение учеников школы в церковном пении, так что помимо уроков пения, положенных по расписанию, на своих уроках по Закону Божию я постоянно упражнялся с детьми в этом пении; нужно нам во время урока заучить какую-нибудь молитву, мы заучиваем ее путем пения; приближается какой либо великий церковный праздник, тропарь и кондак, положенные на этот праздник, сначала прочитавши несколько раз по книге, окончательно доучиваем опять путем пения, — и так со многими церковными песнопениями... Дети до того полюбили заниматься пением, что готовы, кажется, по целым дням трудиться на этом поприще. Обучение пению идет большею частью с голоса, и все мотивы дети воспринимают и усвояют очень скоро и удачно...
В результате получается следующее: 8-го ноября по первому удару колокола к поздней литургии все дети, т. е. и мальчики образцовой школы и девочки состоящей при ней школы грамотности, были уже у дверей храма. Не желая оставить детей без надлежащего руководства во время поздней литургии, ради праздника я отслужил раннюю литургию, а позднюю должен был служить мой товарищ о. М. Преображенский. Часы на поздней литургии читали ученики школы поочередно. — Партия малолетков, в 130 человек слишком, учителем школы г. Сокольским была уставлена между двумя алтарями теплого храма. Я, учитель школы г. Сокольский, учитель школы грамотности г. Лебедев и учитель пения Никольский, стали в группе детей по разным местам, — и как только последовал первый возглас священника: «Благословенно царство» и проч., дети ответили дружным и стройным «аминь», — и так до последнего многолетия по окончании молебна за них никто не пропел и одного раза: «Господи помилуй». При этом нужно сказать, что пение было довольно стройное, гармоничное, безошибочное. Нужно ли говорить, что родители юных певцов, своими ушами слышавшие и глазами видевшие, как дети молятся за них, были в восторге от этого пения? Как на самое ясное доказательство приверженности и любви детей к церковному пению, укажу на то, что несмотря на продолжительность праздничной литургии (а многие из детей были за утреней), при громадном стечении молящихся и весьма ощутительном недостатке воздуха от многолюдства, дети — певцы не только не утомились, но еще чем дальше близилось Богослужение к концу, тем воодушевленнее пели. Понятно, что пение было простое, а не партесное.
В Понедельник 10 числа, когда дети собрались в школу, им розданы были в награду за праздничное пение конфеты и крендели, пожертвованные церковным старостой г. Сахаровым.
Священник Константин Веселовский» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 23).


Школа за Троицкой церковью

Ярополческая школа для глухонемых была открыта 14-го октября 1892 г. на средства попечителя двухклассной школы для мальчиков, потомственного почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина, школа эта, как совершенно новое и исключительное учреждение в общем множестве церковно-приходских школ, робко вступала на поприще своей деятельности. Заведующий школой, а равно и учитель школы, только что вышедший из Арнольдовского училища глухонемых, не имели еще за собой практики, а потому естественно опасались за успех своего дела. На первых порах учащихся было только четверо, но потом, когда слухи об открытии школы распространились, прибыло еще 2-3 человека учащихся, этого числа было совершенно достаточно для первоначального ознакомления с практической стороной дела. Дело пошло успешно: дети постепенно познакомились с ручным способом обучения, усвоили буквы и настолько поняли названия некоторых, не сложных по буквам, предметов, что сравнительно скоро стали мимикой объяснять их употребление вполне удовлетворительно. См. Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках.
14-го мая 1897 г., совершена была закладка обширного каменного трехэтажного здания для центральной церковно-приходской школы глухонемых. Строительство велось на средства попечителя, почетного гражданина Вязников Василия Никандровича Дедюхина, но не только. В 1898 году здание было построено.
Школа церковно-приходская стала называться второклассной школой грамотности.


Ярополческая школа для глухонемых

Кладбищенская Воздвиженская церковь была приписана к Троицкой церкви.
Причт при этих храмах состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. На содержание их получалось процентов с причтового капитала (2507 руб.), от служб и требоисправлений, от земли церковной и хлебного сбора до 1650 руб. в год. Церковных домов для членов причта не было.
Земли при церкви: пахотной 40 дес. 235 саж., сенокосной по оврагам 13 дес. 70 саж., под кладбищем 1 дес. 890 саж., под шоссе 1 дес. 2000 саж., неудобной 2 дес. 2340 саж. Кроме того, сенокосной земли в 3 пожнях 3 дес. 1098 саж.; план и межевые книги на землю имелись.
Приход состоял из жителей гор. Вязников (340 душ муж. пола и 399 жен.) и деревень: Толмачева (1 вер. от церкви), Данилкова (5 вер.), Лужков (4 вер.), Суйтина (4 вер.), Свистихина (3 вер.), Ярцева (2 вер.), Селищ (3 вер.), Ненашева (2 вер.), Ефимьева (2 вер.), Балымотина (2 вер.), Хотиловки (7 вер.) и Слинков (9 вер.); всего в приходе по клировым ведомостям в кон. XIX века числилось 1350 душ муж. пола и 1557 жен.

Константин Александрович Веселовский скончался 6 февраля 1902 года в гор. Вязниках и был погребён при Троицкой церкви. Могила его не сохранилась.
Место настоятеля вязниковского Троицкого храма занял зять Веселовского – Виктор Викторович Тихонравов, дважды попавшийся на растрате денег школы глухонемых.
«Церковный староста Троицкой церкви г-нин Герасимов большой любитель сыграть в «очко». Но вот беда: Герасимову что то не повезло. Раз сядет проиграет, второй раз тоже, наконец доигрался до того, что в кармане ни гроша. Но Герасимов человек со смекалкой, скоро выход нашел и придумал такую комбинацию: дайко я просмотрю приемочные акты, может быть что и соображу. Сказано – сделано. К счастью ли его или несчастью, около пуда воска оказалось не заприходованным; Герасимов решил открыть тайный свечной завод. Завод заработал, свечи православные нарасхват берут и дело у Герасимова пошло в гору, но как на грех, об его заводе пронюхал как-то финагент, приходит к Герасимову и патентик спрашивает. Герасимво же ему говорит:
- «Что вы, товарищ! Да разве я позволю себе, ка человек «почетный», таким незаконным делом заниматься».
Финагент, видя перед собою «почетного» человека, успокоился и ушел. Через некоторое время снова навестив Герасимова, попал как раз в разгар производства. Значит, «почетны» оказался не особенно почетным, но и тут Герасимов было отвертелся, заявив, что он делает только пробу. Я думаю, что финотдел тоже попробует платежеспособность Герасимова, а верующие обратят внимание, как на них «даяния благие» живут подобные Герасимовы» («Призыв» 2 июня 1923 г.).

Троицкую церковь закрыли в 1929 году.
Протокол № 32 Заседания Президиума Областного Исполнительного Комитета Ивановской Промышленной области от 28 ноября 1935 года. § 123. ПОСТАНОВИЛИ: Ввиду того, что религиозная община, в пользовании которой находится Троицкая церковь в г. Вязниках, от выполнения капитального ремонта молитвенного здания отказалась, чем нарушила заключенный ею договор, что эта религиозная община имеет в своем пользовании другое молитвенное здание - Крестовоздвиженскую церковь, в котором она вполне может удовлетворять свои религиозные нужды, заявлений от других религиозных общин о желании взять в свое пользование Троицкую церковь не поступало, и что здание этой церкви необходимо для использования под ремонтную мастерскую МТС. - Президиум Облисполкома постановляет: договор с религиозной общиной на пользование Троицкой церковью в г. Вязниках расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать его Вязниковскому Райисполкому для использования под мастерскую МТС с переоборудованием за счет последней. Предложить Вязниковскому Райисполкому провести настоящее постановление с соблюдением ст. ст. 40, 43 и 44 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 587. Л. 10.).
В её стенах разместилась механико-техническая станция. Позже церковь была и вовсе заброшена. На колокольне некоторое время постоянно находился пост пожарного наблюдения. Поговаривают, что однажды во время ненастья молнией убило дежурившего пожарного и с тех пор колокольню оставили бесхозной, навесив на массивную дверь замок. Но, скорее всего, с развитием современных средств связи, она утратила свою важность как наблюдательный пункт. Однако до сих пор вязниковцы называют храмовую звонницу… каланчой.

В начале 1990-х годов памятник зодчества взялись реставрировать, но дело застопорилось, и несколько лет церковь простояла – к великой радости местных мальчишек – одетой в строительные леса. В 2000 году храм передали Церкви, и с того момента началось его возрождение.
Отремонтированную Троицкую церковь освятили летом 2007 года и тогда же на её звонницу были подняты новые колокола, отлитые в Воронеже. Она стала четвёртой открытой в Вязниках церковью.


Убогий Дом в г. Вязниках, сер. XIX века. Литография И. Голышева.
В этой часовне, как и других вообще часовнях, помещено несколько икон. Каждый год в день семика совершаются панихиды. Этот убогий дом едва держится, но его еще подновляет духовенство, к приходу которого он принадлежит. Не будь выгод давно его бы не существовало и остатки поступили на топку печей.

В пригородной Вязниковской слободке Ярополе, есть Свято-Троицкая церковь; к ней принадлежит так называемый «убогий дом», находящийся не в дальнем расстоянии, современный бывшему городу Ярополю. Дом этот имеет вокруг себя признаки могил, где в древности погребаемы были умершие какой-либо нечаянной смертью, бесприютные, бедные или убогие, от чего и само это место названо убогим домом. О таковых усопших и поныне (1867 год) бывает всеобщее поминовение от жителей г. Вязников и окрестных селений, в четверг перед Пятидесятницей. Здесь, поэтому самому, устроена часовня, в коей стоит крест, с изображением на одной стороне распятия, а на другой – святителя Николая. Сюда бывают из Троицкой церкви и крестный ход в 9 день мая, установленный с давних времен, при чем совершается водосвятие и молебствие св. Николаю. А перед животворящим крестом совершаются молебствия в разные времена года теми особенно, кои отправляются в дальний путь.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 20 (15 октября 1867 г.).
Православная гимназия имени прп. Серафима Саровского
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня
Вязниковский Свято-Введенский мужской монастырь.
Благовещенский Семибратский женский монастырь.
Город Вязники
Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (29.07.2016)
Просмотров: 1487 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика