Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.02.2019
14:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 581

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1017]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [60]
Юрьев [133]
Судогда [74]
Москва [42]
Покров [78]
Гусь [110]
Вязники [219]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [81]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [39]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [40]
Селиваново [22]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковский кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня

Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня


Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня

Адрес: ул. Горького, 10
Престолы: Воздвижения Креста Господня, Михаила и Феодора Черниговских, Иустина Философа.

Кладбищенская холодная Воздвиженская церковь была построена в 1794 г. на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви.
«Местность занимаемая кладбищем около этого храма, как кладбище, нужно полагать, существует от начала основания древнего города Ярополча, исторически известного с первых годов ХIV века. Кладбище это расположено на восточной стороне доселе сохранившегося вала, окружавшего древний град Ярополч, рядом с Московско-Нижегородским шоссе. Местность, занимаемая кладбищем, восхитительная. Существует устное предание, что на этом кладбище, еще в дни Ярополча, когда здесь жили владетельные Князья, был деревянный храм, — но не выдаю это предание за истину, так как никто не помнит никаких останков этого храма.
Настоящий храм, построен в начале XIX столетия и в нем когда-то поставлена упоминаемая Икона, признанная знатоками древности за особенно древнюю. Старожилы утверждают, что в былое, не особенно давнее время, икона сия чествуема была нарочитым празднеством 9-го октября, но, приблизительно лет около 30-ти тому назад, празднества сии прекратились, тогда как чествование сей Иконы прихожанами Троицкой церкви и многими Вязниковскими гражданами сохранилось и доселе» (Священник Константин Веселовский. 1882 г.).
Кладбищенская Воздвиженская церковь была приписана к Троицкой церкви Ярополчской слободы.
Отпевание усопших происходило здесь лишь в тёплое время года и с наступлением холодов печальные обряды возвращались в Троицкий храм, ведь кладбищенская церковь не отапливалась.
В 1810-х годах при холодной церкви появился небольшой придел с двумя престолами. Освятили их в 1812 году во имя мученика Иустина Философа и во имя Черниговских чудотворцев – Михаила и Феодора.
В 1863 г. теплая трапеза при церкви была перестроена на средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых. С запада к церкви пристроена каменная трёхъярусная колокольня.
Богослужения в церкви совершались в праздничные и воскресные дни по-прежнему причтом Троицкого храма. Из клировых ведомостей второй половины XIX столетия и описания церкви видно, что недостатка она ни в чём не испытывала. А про наличие храмовой утвари сказано: «очень достаточна».


Кладбищенская Воздвиженская церковь

Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Корсунской Божией Матери древнего письма. «1 мая 1881 года, церковный староста Вязниковской Крестовоздвиженской Кладбищенской церкви, приписанной к городской-приходской Троицкой, Вязниковский мещанин Василий Семенов Шеин, с согласия настоятеля прихода и его помощника, обратился к Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением о разрешении во все воскресные дни — летом после вечерни, а зимою после литургии служить молебны с чтением акафиста пред древнею, хранящеюся в Крестовоздвиженском храме, иконою Божией Матери, именуемой Корсунскою с провозглашением многолетия Государю Императору Александру Александровичу и всему Царствующему Дому, а после молебна совершать краткую литию о упокоении души в Бозе почившаго Царя-Мученика Императора Александра Николаевича, — 9-го октября — в день празднования иконы Божией Матери Корсунской, и 1-го марта, в день воспоминания мученической кончины бессмертного Освободителя народов, по окончании литургии, в том храме совершать по Нем великие панихиды. К этому прошению впоследствии присовокупились еще два: от священников Троицкой церкви о разрешении им пред началом вышесказанных молебных пений вести с прихожанами внебогослужебные собеседования, а от церковного старосты Шеина о разрешении на время литургии ежегодно 9-го октября брать из Вязниковского Казанского собора Чудотворную и глубоко здесь чествуемую икону Божией Матери, именуемую Казанскою. На все сии прошения последовало Архипастырское разрешение Его Преосвященства по каждому прошению в свое время.
24 мая 1881 года было совершено первое молебное пение с акафистом и после того краткая лития о упокоении души венценосного Мученика. Священником Константином Веселовским было сказано вступительное слово с объяснением, что «цель начатых молитвословий — испрошение, молитвами Богоматери благопоспешения, покрова и заступления Божия царствованию Государя нашего Императора Александра Александровича, а в Бозе почившему Императору-Мученику Александру Николаевичу вечно блаженнаго упокоения в обителях рая…
Потрясающее событие 1-го марта 1881 года, в сердцах истинных сынов России, возбудило особенно молитвенное настроение духа, — каждый более или менее здравомыслящий понял, что, отозвав к Себе украшенного венцом Мученика-Государя Императора Александра Николаевича, всемогущий Бог вразумил Россиян, что многие из них недостойны тех великих благодеяний, какими наделял своих подданных мудрый Преобразователь. Под влиянием таких впечатлений, у нас явилась мысль, доколе Господь будет хранить дни нашей жизни, учредить пред давно чествуемой древнею Иконою описываемое молитвословие, предоставив продолжение или нарушение оного тем, кто будет наследовать место нашего служения. Нельзя при этом не высказать чувство благодарности и уважения многим нашим согражданам и прихожанам нашей церкви за то сочувствие, которое доселе видно в участии при этих молитвословиях. Нужно заметить, что Крестовоздвижеяская церковь стоит сравнительно далеко за чертою города и, не смотря на дальность расстояния, богомольцев за акафистами бывает много — минимум 50, максимум 200 человек. Церковный староста, еще с ранней весны прошлого лета, озаботился кладбище расчистить и распланировать правильными, довольно широкими тропками, так что в настоящее время это, можно сказать, одно из лучших провинциальных наших кладбищ, — это буквально город мертвых с правильными в нем улицами, по которым не без удовольствия ходят живые люди — будущие жильцы этого города. — Теперь каждое воскресенье здесь слышится вечерний призыв колокола на молитву за здравие нашего Царя-Батюшки и о упокоении Его незабвенного Родителя. В летнее время благовест к вечерни начинается в 6-м часу пополудни, по окончании вечерни предлагается предстоящим собеседование и за тем несколькими ударами в колокол возвещается о начатии молебного пения с акафистом. В ряду бесед о различных правилах веры и нравственности христианской, священником Константином Веселовским в 1881 году было предложено несколько бесед об отношениях подданных к Государю, как верховному Правителю народа, Избраннику и Помазаннику Божию, и о святости самодержавия в России» (Влад. епарх. вед. Неоф. часть (1 июля 1882 г.) № 13).

В кон. XIX века в храме было три престола: главный - в честь Воздвижения Креста Господня, в трапезе теплой – во имя муч. Иустина Философа и в честь Михаила и Федора Черниговских Чудотворцев.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своей древностью отличается Корсунская икона Божией Матери, вышиной 6, шириной 5 вершков. Требник времен царя Алексея Михайловича.
Богослужение в ней совершалось во все воскресные и праздничные дни причтом Троицкой церкви.
В пользу причта имелся капитал 850 руб.
Причт при этих храмах состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. На содержание их получалось процентов с причтового капитала (2507 руб.), от служб и требоисправлений, от земли церковной и хлебного сбора до 1650 руб. в год. Церковных домов для членов причта не было.
Земли при церкви: пахатной 40 дес. 235 саж., сенокосной по оврагам 13 дес. 70 саж., под кладбищем 1 дес. 890 саж., под шоссе 1 дес. 2000 саж., неудобной 2 дес. 2340 саж. Кроме того, сенокосной земли в 3 пожнях 3 дес. 1098 саж.; план и межевые книги на землю имелись.
Приход состоял из жителей гор. Вязников (340 душ муж. пола и 399 жен.) и деревень: Толмачева (1 вер. от церкви), Данилкова (5 вер.), Лужков (4 вер.), Суйтина (4 вер.), Свистихина (3 вер.), Ярцева (2 вер.), Селищ (3 вер.), Ненашева (2 вер.), Ефимьева (2 вер.), Балымотина (2 вер.), Хотиловки (7 вер.) и Слинков (9 вер.); всего в приходе по клировым ведомостям в кон. XIX века числилось 1350 душ муж. пола и 1557 жен. (В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1898 г.).

В 1937 году церковь была закрыта. Всё убранство, вся утварь, все иконы были растащены. В стенах церкви устроили кузницу. Побывала она и складом. В годы войны стал Крестовоздвиженский храм тюрьмой для пленных чехов и румын. А на кладбище при церкви в братских могилах хоронили умерших от ран красноармейцев – тогда практически все Вязники были превращены в большой тыловой госпиталь.
В октябре 1945 года Крестовоздвиженская церковь была открыта. Указ об этом подписал сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин.
После открытия храма, в него была принесена Вязниковская Казанская икона Божией Матери, издавна находившаяся в Казанском соборе, разрушенном в 1929 году. Икону тогда укрыла одна из вязниковских семей, возвратившая реликвию во вновь открытую церковь.
На многие десятилетия храм стал единственной действующей церковью в городе, пережив вторую волну репрессий. По рассказам вязниковцев, в те времена, когда Хрущёв пообещал «показать последнего попа», у входа в церковь стояли некие личности, фотографировавшие входящих туда людей. Потом эти фотографии вывешивались в центре города с целью опозорить, очернить прихожан. Не вышло. Не получилось. Люди продолжали ходить в храм, а партийные чиновники всех мастей в своих кабинетах лишь скрипели зубами в бессильной злобе.
Всё это время церковное кладбище продолжало действовать, пока места на нём совсем не осталось. Последние захоронения были сделаны в 1960-е годы. Единичные погребения совершались и позже, но тогда уже было открыто новое кладбище на восточной окраине города.

Священники, служившие в церкви после её открытия в 1945 году (список неполный и составлен по воспоминаниям пожилых вязниковцев):
Протоиерей Сергий Васильевич Нефёдов, служил в 1949-1951 гг. погребён у северной стены храма.
Евгений Никифоров и фронтовик священник Шепотин служили в 1952 году.
Протоиерей Александр Щербаков служил в 1952-1953 гг.
Иоанн Оливков, Димитрий Крылов, Василий Крикунов, Александр Переверзев, священники о. Аполлинарий и о. Алексий, фамилии которых, к сожалению, забыты.
Протоиерей Лонгин Тарановский, служивший в 1960-1990 гг. Этот батюшка имел все положенные священнику награды, вплоть до открытых Царских врат. Во времена сталинских гонений он был репрессирован в Западной Украине и пробыл в заключении 10 лет. Освободившись, о. Лонгин продолжил своё служение в Ивановской епархии, причём был бесприходным священником. Своё назначение в Крестовоздвиженский храм Л. Тарановский получил благодаря случайной встрече с… начальником колонии, в которой отбывал заключение. Выйдя за штат, бывший вязниковский священник уехал к себе на родину в Украину, где вскорости и умер, находясь, как поговаривают, за чертой бедности. Когда в Вязники пришло известие о кончине Тарановского, в Украину выехал о. Роман Кметь, чтобы совершить должный обряд погребения, полагающийся заслуженному протоиерею.
Более 50 лет старостой церкви была Елизавета Александровна Максимова.

26 июля 1991 года Вязники посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II «с сонмом епископов и священства», сопровождавший переносимые в Дивеево мощи преподобного Серафима Саровского. Рака с мощами на один день была помещена в Крестовоздвиженскую церковь для поклонения. Тысячи вязниковцев и гостей города заполнили близлежащие улицы. Это было необычайное событие и завораживающее зрелище для провинциального города: ГАИ с проблесковыми маячками, милиция в оцеплении, десятки автобусов и машин сопровождения, волны народа в праздничном одеянии, пение духовенства, заглушаемое людским гомоном. И главное действо, происходящее где-то там, далеко, за церковной оградой. Каждый тогда чувствовал себя причастным к чему-то особенному, важному…


Колокольня собора


Икона на фасаде второго яруса колокольни собора Воздвижения Честного Креста Господня

В Кресто-Воздвиженском кафедральном соборе проводятся внебогослужебные беседы каждое воскресение в 15:30.
25 октября при храме, по благословению Преосвященнейшего Нила, епископа Муромского и Вязниковского, начала работу Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в сторожке, сразу по окончании Божественной Литургии (после Причастия).

Территория обнесена с четырех сторон кирпичной оградой с парадными трехчастными воротами на северной стороне ограды.

На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами русских воинов, погибших от ран в госпиталях г. Вязники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Интерьер церкви Воздвижения Честного Креста Господня

Чудотворная икона Казанской Божией Матери. см. Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери

К собору приписана часовня Казанской иконы Божией Матери, стоящая на центральной Соборной площади города.

***

Муромская епархия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии. Объединяет приходы в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов Владимирской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Муромский и Вязниковский». Церковь Воздвижения Честного Креста Господнястала кафедральным собором.

Вязниковское благочиние

Благочинный – протоиерей Владимир Иванович Соловьёв, настоятель Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники;
духовник — протоиерей Владимир Леонидович Сопиков, настоятель Свято-Покровского храма г. Вязники.
Приходов — 16,
Священников -15,
Диаконов — 1

1. Кресто-Воздвиженский храм. Вязники, ул. Горького, д. 10.
Настоятель - Протоиерей Владимир Иванович Соловьёв (Св-Троицкий храм г. Вязники, Всехсвятская часовня на ст. кладбище);
Протоиерей Андрей Серафимович Шабанов (храм в ФГУ ИК- «4 г» Вязники); Священник Сергий Леонидович Брусилов; Священник Павел Сабуровв; Диакон Виктор Александрович Маряшин.
2. Свято-Покровский храм. г. Вязники, ул. Мочалова, д. 2 а. Настоятель – Протоиерей Владимир Леонидович Сопиков (Борисоглебский храм с. Золотая Грива); Священник Владислав ЮрьевичСвойкин.
3. Храм Святителя Иннокентия Московского, поселок Нововязники. Настоятель – Протоиерей Сергий Алексеевич Арапов.
4. Спасо-Преображенский храм, Поселок Никологоры. Настоятель – Протоиерей Иоанн Михайлович Андрийцо (Свято-Никольский храм посёлка Никологоры, Никольская часовня дер. Эдон).
5. Свято-Покровский храм, с. Нагуево.
6. Свято-Троицкий приход, село Успенский Погост. Настоятель – Священник Николай Львович Зверев (с. Сергиевы-Горки).
7. Приход в честь Смоленской иконы Божией Матери, станция Мстёра. Настоятель - Священник Георгий Николаевич Агафонов (Михаило-Архангельский храм с. Сарыево).
8. Свято-Никольский приход, посёлок Мстёра. Настоятель - Протоиерей Александр Валентинович Ляннов (с. Троицкое Татарово), храм Димитрия Солунского с. Шустово.
9. Христорождественский приход, пос. Никологоры. Протоиерей Николай Ярославович Фурив (молитв. комн. св. Андрея Боголюбского в поликлинике ЦРБ пос. Никологоры); Священник Георгий Васильевич Потапов.
10. Свято-Смоленский приход, село Малые Липки. Протоиерей Владимир Леонидович Сопиков.
11. Приход прп. Сергия Радонежского, село Пировы-Городищи. Протоиерей Владимир Иванович Соловьёв.
12. Храм в честь прп. Силуана Афонского, село Перово. Протоиерей Николай Михайлович Кокорев.
13. Храм Рождества Божией Матери, с. Троицкое Татарово (организована небольшая община). Протоиерей Александр Валентинович Ляннов.
14. Приход прп. Сергия Радонежского села Сергиевы Горки. Священник Николай Львович Зверев.
15. Приход прп. Сергия Радонежского, д. Пески. Священник Сергий Алексеевич Арапов.
16. Приход при часовне в честь прп. Серафима Саровского поселка Стёпанцево. Протоиерей Иоанн Михайлович Андрийцо.

Сайт Вязниковского Благочиния: http://meparhiya.ru/eparh/46/48/
Вязниковская Казанская икона Божией Матери
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Вязниковский Свято-Введенский мужской монастырь.
Благовещенский Семибратский женский монастырь.
Город Вязники

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (29.07.2016)
Просмотров: 3618 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика