Успенский Погост — деревня в Вязниковском районе Владимирской области России. Входит в состав Паустовского сельского поселения.
Деревня расположена в 15 км к югу от города Вязники, на левом берегу реки Суворощь. «Погост Успенский на р. Суворще находится в 17 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 105 от губернского». [1]
Примерно через 6 км на правом берегу реки Суворощь виден посёлок Паустово, а ещё километром ниже, тоже справа на возвышенности, находится древний Успенский погост с Успенским и Троицким храмами, четырёхъярусной колокольней и наполовину разрушенной каменной оградой.
До революции являлось селом - центром Ждановской волости Вязниковского уезда. В нач. XX века появляются Успенская фабрика (дер. Холуй, сейчас дер. Октябрьская) и в 1903 г. Паустовская фабрика. Часть рабочих, правда, осталась проживать в Успенском, но удобнее было жить «при фабрике». Исчезли из Успенского и школы. Они были перенесены в Холуй. В 1903 году в деревне Холуй была открыта школа.
Численность населения: в 1859 г. – 369 чел.; в 1905 г. – 319 чел.; в 1926 г. – 347 чел.; в 2002 г. – 92 чел.; в 2010 г. – 72 чел.
Церковь Троицы Живоначальной
Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи».
По писцовым книгам 1653 г. при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен. В приход входило 36 населённых пунктов с общим количеством жителей – 6700 человек.
В Успенском Погосте находился центр Ждановской волости (одной из пятнадцати вязниковских волостей).
Из дела за 1751 год № 506 видно, что Христофор, митрополит Грузинский, в 1729 году посвятил во священника в приход Яропольской десятни Успенский погост к церкви Живоначальной Троицы.
Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно.
В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях.
В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине XIX столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.
Двести лет рос и процветал Погост. И вот в начале XIX века ему был нанесён первый непоправимый удар. Пассажирская дорога, которая со дня основания села давала ему жизнь, была одним росчерком пера ликвидирована. Пассажиры перестали ездить через село Успенское. Для них был выбран другой путь: через Фоминки. Это повлияло и на проведение ярмарок. Так, если в тридцатые годы ярмарки в Успенском Погосте продолжают проходить ещё по традиции, то к середине XIX века эти ярмарки постепенно затухают, и весь центр торговли переходит на село Фоминки, которое растёт очень быстро. В Фоминках появляется вторая церковь, второй базар, красильня. Успенскому Погосту нанесён первый удар, после которого его значение резко упало.
В 1826 г. начата рядом с Троицким теплым храмом постройка каменного холодного храма. В 1838 г. храм был построен.
Римская-Корсакова Александра Александровна (1803–1860) - одна из дочерей вязниковских помещиков Корсаковых, владевших д. Бородино Вязниковского узда и построивших храм в Успенском Погосте.
В 1842 г. на должность священника в погост Успенский поступил Скворцов Григорий Феодорович (1820-1893), где и прослужил 50 лет.
Каменная колокольня построена при Троицком храме в 1860 г.
На погосте с 1877 г. существовала земская народная школа, а с 1886 г. — церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было в первой 58, а во второй 65.
По переписи 1859 года в погосте было уже 66 домов и 369 жителей обоего пола, что делает его значительно крупнее таких сёл, как Пировы Городищи, Пантелеево, Рыло. Росту Успенского Погоста способствовали не только две церкви, но и удобное положение на одном из главных трактов Средней России, две ежегодных ярмарки, которые собирали сюда многочисленных купцов, офеней и других торговых людей.
В 1899 году в Успенском погосте был похоронен Скворцов Владимир Григорьевич - преподаватель Подольской духовной Семинарии, статский советник. Владимир Григорьевич родился 13 мая 1853 годв в погосте Успенском в семье священника Григория Феодоровича Скворцова.
Престолов в холодном храме также три: главный — в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами Смоленская икона Божией Матери, копия с иконы того же имени, взятой в 1787 г. во Владимирский Успенский собор. За престолом Троицкой церкви стоял довольно большой Животворящий крест в серебряной ризе, писан он в 1619 г. по обещанию иереем Василием Еремеевым. Хранилось напрестольное Евангелие с надписью: «сию книгу приложил к Живоначальной Троице и Успению ко Пречистей Богородице поп Михайло с семейством своим... 1664 года». Другое Евангелие — печати 1699 г. приложено в 1721 г. свящ. Димитрием Иван. Триодь постная печат. в 1605 — 1607 гг. с надписью по листам: «приложил сию книгу ко Пречистой Прокофей Иванов прозвище Буркаш лета 7118». [1]
Причта в приходе по штату положено — три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1550 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 6 десят. 455 саж., сенокосной 15 десят. 928 саж., пахотной 90 десят. 300 саж., под мелким лесом 8 ½ десят. и неудобной 3 десятины. Земля эта значилась в плане, общем с крестьянами.
Приход в кон. XIX века состоял из погоста Успенского (в нем 40 дв. крестьян) и деревень: Деминской (6 вер. от церкви. По переписным книгам 1678 г. в д. Деминской было 9 двор., а в кон. XIX века здесь 14 двор.), в Крапивнове (6 вер. В 1678 г. в Крапивнове 12 дворов, а в 1895 г. 13 двор.), Колошихи (6 вер.), Алешинской (7 вер. В 1678 г. в Алешинской было 7 двор., а в 1895 г. 23 двор.), Малого Филисова (7 вер. В 1678 г. в Мал. Филисове было 7 двор., а в 1895 г. 18 двор.), Завражного Филисова (6 вер. В 1678 г. в Завражном было 5 двор., а в 1895 г. 14 двор.), Горного Филисова (6 вер. В 1678 г. в Горн. Филисове было 10 двор., а в 1895 г. 15 двор.), Яма (6 вер. В 1678 с. в Яму было 11 двор., а в 1895 г. 33 двор.), Селифонова (5 вер. В 1678 г. в Селифонове было 10 двор, а в 1895 г. 21 двор.), Буркова (5 вер.), Афонинской (5 вер.), Лапина (5 вер. В 1678 г. в Лапине было 7 двор., а в 1895 г. 13 двор.), Холуя (3 вер. В 1678 г. в Холуе было 23 двор., а в 1895 г. 44 двор.), Паустова (3 вер. В 1678 г. в Паустове было 11 двор., а в 1895 г. 41 двор.), Палкова (3 вер.), Стряпкова (4 вер.), Роговской (4 вер. В 1678 г. в Рогове было 20 двор., а в 1895 г. 50 двор.), Климовской (4 вер. В 1678 г. в Климовской было 14 двор., а в 1895 г. 26 двор.), Жолобова (4 вер.), Зверевки (4 вер.), Арменова (4 вер.), Ждановки (2 вер.), Митинской (2 вер.), Бородина (2 вер.), Захаровки (1/4 вер.), Глинищ (2 вер.), Зеленцова (5 вер.), Головастова (2 вер.), Ромашева (2 вер.), Васенина (5 вер.), Третьякова (5 вер.), Крутых (4 вер.), Воробьевки (5 вер.), Афанасьева (7 вер.) и Сосенок (7 вер.), — всего погост и 35 деревень; в них по клировым ведомостям числится 880 дворов, 3216 душ мужск. пола и 3451 женского, из них раскольников 19 душ. [1]
Псаломщик погоста Успенского, Вязниковского уезда, Алексей Залеский, 25 января 1908 г., умер. Псаломщик села Митина, Муромского уезда, Димитрий Широкогоров, 27 февраля 1908 г., перемещен в погост Успенский, Вязниковского уезда.
Успенский погост, фото 1910 г.
В двадцатые годы XX века арестованы протоиерей Константин Светозаров, священник Владимир Цветков, диакон Н. Морозов, псаломщик Цветков. Теперь все они реабилитированы.
Вместе с заброшенными храмами были заброшены и дома. Село опустело. Храмы ещё стараются сохранить величественный вид. Ещё чувствуется в их облике былое величие и слава! Правда, нет в них уже чудотворной Смоленской иконы Божией Матери… Дважды пропадала она. В двадцатые годы исчезла, видимо, навсегда… А эта икона вместе с контуром Успенской церкви могла бы служить и местным гербом.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма Деревни Успенский Погост Вязниковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 19 мая 2003 г.
Настоятель, председатель приходского совета Зверев Николай Львович.
Юридический адрес - 601433, Владимирская область, Вязниковский район, деревня Успенский Погост, д. 57.
Успенский Погост на рубеже XX–XXI вв.
Церковь Троицы Живоначальной – Успенский Погост.
Фото с сайта Соборы.ру, 2 ноября 2014 года
Места здесь изумительно красивые! Истинно русские пейзажи. Но нет, не видно обновления. Даже лагерь для школьников заброшен. И дорога спрямлена и не проходит теперь селом.
Читатель! Если тебе придётся вдруг проезжать этими местами, то вскоре после Паустова перед твоим взором предстанет наша история. Не спеши проезжать мимо. Остановись и поклонись ей. Ну а если ты спешишь, и нет времени пройти по этому древнему селу, то прошепчи про себя: «Успенский!» – и считай, что и ты отдал дань уважения нашей истории. История застыла здесь навечно! Донат Обидин
По материалам газеты «Маяк»
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Смоленская икона Божией Матери во Владимирском Кафедральном соборе
В пог. Успенском, Вязниковского уезда, из св. икон, находящихся в храме, особенно чтима прихожанами Смоленская икона Божией Матери. Она, по словам автора Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии, представляет копию с иконы того же имени, взятой в 1787 году во Владимирский Успенский собор. Перенесение иконы во Владимир из Успенского погоста вызвано было тем, что она прославилась в окрестности, как чудотворная, к ней стала стекаться масса богомольцев, ее стали носить по окрестным селам. Когда это дошло до сведения епархиальной власти, икона из Троицкого храма Успенского погоста взята была во Владимир. Вот те краткие сведения, какие сохранились о Смоленской иконе Божией Матери, вероятно, на основании документов Успенского прихода. Суздальский архив в одном из своих дел дает нам возможность воспроизвести более подробно этот любопытный эпизод из истории церковной жизни Владимирской епархии XVIII века. Дело это наглядно показывает нам, с какою осторожностью действовала духовная власть со времени учреждения Св. Синода при признании той или другой иконы благодатною и с какими препятствиями при этом приходилось встречаться ей со стороны невежественной народной массы, склонной верить и разглашать среди других разного рода непроверенные и необоснованные фактически чудеса и исцеления. Дело о Смоленской иконе Божией Матери, находившейся в Успенском погосте, началось в 1785 году. 10 июля того года благочинный Вязниковской округи Иван Алексеев, донося епископу Виктору о результатах осмотра им своего благочиния, упомянул об особом почитании, какое он усмотрел в Успенском погосте, Смоленской иконы Божией Матери. «Будучи Вязниковской округи в погосте Успенском, писал он, усмотрел я, что священники прославляют Божию Матерь Смоленскую якобы чудесами, а как слышно и в бытность мою примечено, единственно над кликушами, от того образа бывающими, почему множество народа толико усердствует, что как в церкви молебнует безпрестанно, так и в дальнем расстоянии и в селениях повседневно».
Епископ Владимирский и Муромский Виктор, получив репорт благочинного, распорядился послать в Успенский погост консисторского пристава, забрать там всех священников и представить в консисторию для допроса, исправление же треб в пог. Успенском поручить священникам соседних приходов. Всех священников в Успенском погосте числилось пять. Всеми ими дано однородное показание, отвергающее то, в чем их обвинял благочинный. Образ Пресвятой Богородицы Смоленская, по показанию священников, писан на деревянной доске красками, обложен в окладе и имеется в церкви пог. Успенского Живоначальной Троицы подле северных врат местным, поставленным в иконостасе; поставлен на том месте в прежних годах, а когда именно и кем писан, о том как письменных в той церкви записок не имеется, так и никто лично не помнит да и они священники не знают. Пред тем образом они священно-служители, по просьбе своих прихожан и некоторых приходящих сторонних обывателей, по обещанию их и по причине бываемых над ними болезней, исправляют всенощные бдения, молебны, не всегда, а только по воскресным и праздничным дням, а временами они образ, по просьбе прихожан, носят для отправления молебнов и в дома их. В церкви во время литургии и молебнов оказывались иногда некоторые из мужчин и женщин — кликуши, которых они священно-служители высылали и выводили вон из церкви. Когда же к ним приехал благочинный, то они ему о тех бываемых кликушах, что с ними чинить, объявили. Благочинный им на это сказал, что он о кликушах от себя представит на рассмотрение Его Преосвященства. «А от вышепомяненного же Богородичного образа, заключили свои показания священники, никогда, ни над кем, никаких чудес не бывало и о том они священно-служители никак и нигде не прославляли и не разглашали». После таких показаний, опровергнувших репорт благочинного, началась обычная приказная волокита, через которую проходило в XVIII веке большинство дел. Позвали в консисторию благочинного и потребовали от него объяснений на показания, данные священниками Успенского погоста. Благочинный с свой стороны изобличал священников в утайке и извращении того, что было в действительности. По его словам, священники не только служат молебны по просьбе прихожан, «но оный образ те священники для отправления молебнов носят самовольно и других приходов в селения, расстоянием от того погоста верст по 20 и более, именно в Воскресенский, Никологорский и Нагуевский приходы, где тот образ бывает по неделе и более, в чем он благочинный тех погостов на священно-служителей и шлется. Во время своего посещения он застал в церкви Успенского погоста не мало кликуш, однакож те священники из церкви их не выводили». Впрочем, благочинный сознался и констатировал, что священники ни о каких чудесах от того образа ему не объявляли. О прославлении того образа священниками он составил заключение сам на основании пения молебнов и присутствия в церкви множества кликуш. Последняя часть показания значительно изменила положение дела и смягчила вину священников Успенского погоста, так что, хотя консистория постановила вновь допросить ответчиков, предъявив им новое показание благочинного, и действительно допросила, однако дело, очевидно, направлялось к прекращению и, вероятно, вскоре бы закончилось и священно-служители, были бы отпущены в свои приходы. Но тут совершенно неожиданно произошло осложнение, благодаря которому следственный процесс не только не был прикончен, но наоборот поведен в самом решительном духе. Дьячок Успенского погоста Василий Яковлев, «наблюдая долг своей присяги», как он выразился в своем доношении, в ноябре месяце того же года решил сообщить консистории о всем без утайки, вероятно, желая возвеличить славу образа, находившегося в Успенском погосте, которую, по его мысли, умаляли показания священно-служителей. «Хотя те священники, писал он в докладе, по призыву их как пред Вашим Преосвященством, так и в духовной Вашего Преосвященства консистории в допросех своих и учинили во всем запирательство, но я нижайший, наблюдая долг своей присяги, во изобличение их сим представляю, что от показанного образа Смоленския Пресвятой Богородицы при молебствии священниками Борисом Осиповым, Петром и Иваном Ивановыми многим от усердия к ней прибегающим публичное происходило исцеление и при таковой исходящей от нее благодати оные священники подлинно сами находились и над многими немоществующими и бесноватыми молебствие чинили по разным домам, кому ж именно во время тех молебствий и от каких болезней происходило исцеление, о том при сем поимянный приобщаю реестр». В реестре значилось по именам 13 больных с обозначением деревень, в которых они проживали, и болезней, от которых исцелились. Из числа 13 шесть больных исцелено было от беснования, шесть от расслабления ног и один от слепоты. Позванный в консисторию на допрос, дьячок Василий Яковлев дал и более подробные сведения об исцелении перечисленных им больных, при чем ссылался на лиц, которые могут подтвердить его рассказы. В консистории, выслушав показания Василия Яковлева, определили: «Оную сказку представить к Его Преосвященству и благопочтенно при сем донести, что хотя в оной от доносителя, кто именно из бывших в болезнях, когда, при ком и как точно при отправлении пред образом означенным молебствия исцеление получили, и изъяснено, но донележе сами оные исцелившие допрошены и по показаниям их потребныя свидетельства собраны не будут, происшедшее от того доносителя объявление за вероятное почесть не можно. А дабы между тем не могли от простого народа приписываться и ложныя чудотворения, то по мнению консистории, надлежит в Вязниковское духовное правление с приложением с поданного отношения с реестром и со взятой сказки копей послать указ и велеть оного правления присутствующему протопопу Петру Федорову да градской Троицкой церкви священнику Глебу Борисову обще с тем, кто от наместнического правления из светских присутствующих командирован будет, съехав в помяненной Успенский погост, во первых, означенной Богородичный образ, убрав с пристойностию, отправить во Владимир Никологорского погоста с священником Егором, придав ему в провожатые рассыльщика и троих церковников да и от светской команды истребовать к тому провожатых же. По привозе ж оной образ поставить в Кафедральном Владимирском Успенском соборе, коего о принятии протопопу с ключарем и объявить в консистории. Послеж той отправы протопопу Петру и священнику Глебу при светском депутате, по показанию доносителя, тем людям, кои объявлены исцелевшими, учиня с объявлением имянного 763-го года февраля 10-го дня указа довольное о показании истины увещание, произвесть письменные допросы, в каких они болезнях были и с коего времени и как и когда от оных выздоровели и кто о всем том известен, изъясня при том, что они в правоверии ль состоят и повсягодно исповедываются ль и святых Таин сообщаются ль. По допросам же их и с тех людей, на кого они сошлются, взять свидетельства. К тому ж от приходских священно-церковно-служителей и тех жительству где выздоровевшие живут, обывателей отобрать известия, того оные выздоровевшие подлинно ль правоверные и не бывали ль в каких порочных поступках и не примечено ль за ними какого притворства и суеверия с особливым от священно-церковно-служителей изъяснением, что те люди повсягодно и исповедывались и св. Таин сообщались ли и то их бытие в духовных росписях показано ль. И все те показания, подписав по листам обще с депутатом, прислать в консисторию при доношении как возможно без наималейшего промедления. Во Владимирское же наместническое правление послать сообщение с требованием, дабы от оного благоволено было, куда надлежит предписать о командировании светского присутствующего к бытию при отобрании образа и при произведении означенного следствия депутатом, чтобы при оном не могло какого от кого произойти ослушания и противности, а при том и провожатые даны б были в пути до Владимира». Епископ Виктор утвердил определение консистории, которое и было представлено в Св. Синод. В указе синодальном, полученном во Владимире лишь год спустя после приведенного определения духовной консистории, именно на Рождестве 1786 года, повелевалось еп. Виктору: «поступить по учиненному им определению, а между тем народныя о ложных чудотворениях разглашения стараться вовсе пресечь и для того, если кто в оном из тамошних священно-церковно-служителей подозрительным окажется, тех немедленно от оной церкви отрешить». Оставалось, таким образом, после всего этого лишь привести в исполнение консисторское определение. Но это оказалось делом далеко не легким. Прежде всего светская власть не торопилась назначением депутата для присутствия при взятии образа и производстве следствия. На все запросы, посылаемые из консистории, Владимирское наместническое правление давало уклончивые ответы, ссылаясь на то, что вопрос о депутате передан на рассмотрение генерал-губернатора Владимирского и Костромского графа И. П. Салтыкова и без разрешения с его стороны оно предпринять ничего не может. Между тем церковь с образом стояла запечатанною, священно-служители состояли в запрещении, дьячок Василий Яковлев, «дабы от него лишнего в народе якобы о чудотворениях разглашения более происходить не могло», переведен был из Успенского погоста на пономарское место в Арзамасский уезд в с. Веригино. Среди прихожан началось брожение, послышался ропот. Брожение это отчасти поддерживалось священниками Успенского погоста, которые, находясь в запрещении и томясь во Владимире, при свиданиях со своими прихожанами, приезжавшими по своим делам в город, всячески старались настраивать их против добровольной отдачи приходского образа. Но это же обстоятельство ускорило самый факт перенесения образа во Владимир.
5-го февраля 1787 года диакон Успенского погоста Димитрий Петров явился к Пресв. Виктору и донес ему о следующем: «Минувшаго генваря 26-го числа в бытность его во Владимире означенного погоста священник Петр Иванов и Андрей Васильев объявили ему диакону, что они священники того же погоста крестьян послали к Его Преосвященству с тем, чтобы они, пришедши к Его Преосвященству, говорили смело об оставлении их погоста в церкви образа Смоленския Богоматери по прежнему, ибо де Его Преосвященство им не командир и сделать им ничего не может».
После того священники Успенского погоста снова были привлечены к ответственности уже по новому обвинению. Началось подробнейшее следствие, грозившее священно-служителям серьезными последствиями, и они по необходимости должны были употребить все меры, чтобы начавшееся брожение успокоить и открыть возможность к выполнению распоряжения епархиальной власти. Наконец, 26 апреля к епископу Виктору явилось двое крестьян из Успенского погоста и заявили, что «того погоста все приходские люди отдать имеющийся в Троицкой церкви образ Смоленския Богоматери согласны». Пользуясь этим заявлением, епископ Виктор велел присутствующему Вязниковского правления протопопу Петру Феодорову ехать в Успенский погост, не дожидаясь назначения светского депутата, и распечатав церковь при священниках, поручить им образ Смоленской Божией Матери представить во Владимир. Однако первая попытка оказалась неудачной. Протопоп Петр Феодоров доложил о своей неудаче епископу Виктору в таких выражениях: «В силу повеления Вашего Преосвященства мы (протопоп и священник Троицкой Вязниковской церкви Глеб Борисов) сего мая 2-го дня в предписанный погост съезжали и, церковь распечатав, образ тамошним священникам препоручили, кои коль скоро с тем образом из церкви вышли, то оного приходу крестьяне, окружа великою толпою оной образ, далее нести не дали и из рук у них выбили, почему те священники принуждены были обратно тот образ внести в церковь и поставить на том же месте и по постановлении церковь нами паки запечатана. Кто ж таковы бунтовщики и возмутители, о том прилагаем по показанию тамошних священников при сем пойманной реестр». Далее следовал длинный реестр возмутителей, вырвавших из рук икону и не позволивших унести ее из Успенского погоста. Какие меры были приняты против бунтовщиков, обращались ли при этом к светской власти, из дела не видно. По-видимому, обошлись своими средствами, так как светская власть вообще не хотела вмешиваться в это дело и, не смотря на все представления консистории, депутата с своей стороны не присылала. Должно быть епископом Виктором дана была какая то изустная инструкция, которая в конце концов и достигла своей цели.
12-го июня 1787 года священниками погоста Успенского Смоленская икона Божией Матери была доставлена во Владимир. В репорте на имя Преосвященного Виктора священники испрашивают резолюции, «куда повелено будет оный образ поставить». Епископ Виктор распорядился Смоленскую икону Богоматери поставить во Владимирском Успенском соборе, чтобы не могло произойти какого суеверия, в особом месте, о чем к протопопу с братией послать указ, а в Св. Синод заготовить репорт к подписанию. Вскоре же после этого разрешено было священно-служение, с увольнением в дома в Успенский погост, запрещенным священно-служителям.
В начале сентября 1787 года дело о Смоленском образе было окончательно прекращено. Именно, 3-го сентября того года заслушан был в консистории указ Св. Синода, присланный на донесение из Владимира о перенесении Смоленского образа Богоматери в Успенский собор. В указе читалось: «По указу Ее Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав репорт Вашего Преосвященства, которым, на указ из Св. Синода, последовавший 1786 года декабря от 14 дня о перенесении Вязниковской округи Успенского погоста, что на Сувороще, из Троицкой церкви образа Пресвятой Богоматери и о пресечении пришедших тамо ложных о чудотворениях разглашений, представляли, что означенной образ того ж Успенского погоста священниками во Владимир пренесен и поставлен в Кафедральном Владимирском Успенском соборе в особливом месте, по вступившему же де того погоста от дьячка Василия Яковлева якобы о бывших от оного образа исцелениях доносу определено Вашим Преосвященством произвесть следствие Вязниковского духовного правления присутствующему с депутатом с светской стороны, о определении которого из Владимирской консистории во Владимирское наместническое правление три сообщения уже посланы, и ныне о том же послано четвертое сообщение, и когда тот светский депутат определен будет, тогда и следствие произведено быть имеет, помянутый же дьячок Яковлев переведен в другое село,— и по учиненной справке приказали: поелику из сего репорта Вашего Преосвященства явствует, что к дальнему разглашению вымышленных по сему случаю чудес средства уже пресечены, то назначаемое об оном следствие вовсе оставить. Августа 23 дня 1787 года».
В настоящее время (1907) Смоленская икона Божией Матери, украшенная богатою ризой, помещается с левой стороны при входе в Кафедральный Успенский собор. И во Владимире она принадлежит к числу икон, особенно чтимых богомольцами, посещающими наш старинный собор.
Было очень интересно прочитать о своих предкам. Священник Владимир Цветков и псаломщик Цветков - видимо братья моего деда , Цветкова Дмитрия Алексеевича (1901 г.р. Успенский погост). Их отец - протоиерей Алексей Цветков.