Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Скворцов Григорий Феодорович

Священник Григорий Феодорович Скворцов

О. Григорий был сын священника села Сарников, Судогодского уезда. Родители его были люди бедные и многосемейные, сами занимавшиеся земледелием и детей своих приучавшие к сельским работам. Еще в молодые годы в доме родительском Григорий Феодорович научился владеть сохой, косой, серпом и т. п.; тогда же полюбил сельский труд, и эту привязанность сохранил до конца жизни. Здесь, в отцовским доме, он получил первые зачатки замечательного трудолюбия, простоты и умеренности в образе жизни.
Восьмилетним мальчиком отдан был Григорий Феодорович для обучения во Владимирское духовное училище; в 1834 г. был переведен во Владимирскую духовную семинарию, где и окончил курс с званием студента в 1840 г.
Полный энергии и самых добрых намерений поступил Григорий Феодорович в 1842 г. на должность священника в погост Успенский, где и священствовал непрерывно и беспорочно более 50 лет.
Трудно в кратких чертах охарактеризовать деятельность о. Григория в должности священника: это была жизнь полная труда и всяческих лишений. Как пастырь, он обнаружил особенную ревность к проповеданию слова Божия и к делу народного образования. В отношениях к приходу он являлся образцом обходительности, чем и заслужил горячую любовь пасомых. Крестьяне обращались к нему со всевозможными нуждами, и о. Григорий всех принимал, для всех делал, что мог. Добрый пастырь не скучал среди своих прихожан: целые часы он проводил в беседах с ними, и те любили слушать его речи и наставления не только по религиозно-нравственным вопросам, но и по хозяйственным, семейным, юридическим и др. Это был замечательно живой и деятельный ум, сохранивший ясность и энергию до последних дней жизни. В значительной степени способствовало также сближению пастыря с своими прихожанами открытая им в своем доме школа для обучения крестьянских детей грамоте.
В продолжение многих лет занимался он делом безмездного обучения детей и обучил целые поколения, так что большая часть грамотных крестьян его прихода обязана ему своею грамотностью. Соберутся, бывало, крестьянские дети с скудным запасом пищи на целую неделю в обширный дом о. Григория, где получали горячую пищу и питье, и учатся утром и вечером, при свете лучины. Учителями были: прежде всего сам «батюшка», потом супруга его, сыновья, дочери. Последние учили и вместе учились сами. Даже старушка няня, неграмотная женщина, служила делу обучения, наблюдая за дисциплиной или поправляя лучину. Дело обучения шло успешно, крестьяне были вполне довольны. Эта домашняя школа о. Григория просуществовала пятнадцать лет и послужила ядром для новой церковно-приходской школы, которая была открыта им в 80-х годах.
В последние годы своей жизни о. Григорий обратил особенное внимание на внешнее и внутреннее украшение двух храмов погоста Успенского: была произведена позолота всех иконостасов, сделана стенная живопись в прекрасном Успенском храме, вызолочены кресты на обоих храмах (Троицком и Успенском) и на колокольне.
Приход погоста Успенского, хотя и обширный, не принадлежит к числу богатых. Притом до 70-х годов духовенства здесь было очень много: 4 священника, 2 диакона, 8 дьячков. По реформе 76 года состав причта несколько сократился, осталось 3 священника, 3 дьячка и 1 диакон. При таких условиях и священнику нужно было много трудиться, чтобы достать себе материальное обеспечение. И о. Григорий трудился без устали, собственными руками обрабатывая землю, очень скудно оплачивавшую труд. Часто, особенно в молодые годы, можно было видеть его в поле за сохой или бороной, или в лугах с косой в руке. Заботился он и о своей усадьбе, где у него была в одно время небольшая пасека и где он с большими усилиями, на самой скудной почве, рассадил хороший сад, пока сильным пожаром 1866 г., истребившим село, не был на половину уничтожен и сад. Трудное время наступило для о. Григория, когда подросли его дети. Пришлось по нескольку сыновей сразу воспитывать в учебных заведениях, нужно было пристраивать и дочерей. Но прошло и это время: почти все дети пристроены, а три сына его, получившие высшее образование, заняли почетные должности (Владимир Григорьевич Скворцов состоит преподавателем Подольской семинарии, Сергей Григорьевич — военным врачом, Григорий Григорьевич — чиновником при министерстве Внутренних Дел.). Казалось, теперь можно было бы несколько успокоиться, отдохнуть; но не то суждено было почившему,— начинается ряд семейных тяжких несчастий: умирает один из сыновей его, затем в короткий срок одного года умирает дочь и супруга, чрез год в течение двух месяцев умирают еще две дочери, затем зять—священник села Мелешина Аркадий Н. Нардов. Два раза пожары уничтожали дом о. Григория со всеми постройками. В марте 1881 г. о. Григорий подвергся такому сильному испытанию по злобе человеческой, о котором тяжело и вспоминать даже стороннему человеку. По истине, нужно было терпение Иова, чтобы с твердостью перенести все эти несчастия и испытания. Наконец ясным лучом в жизни о. Григория блеснул знаменательный день 50-летия служения его в иерейском сане, торжественно отпразднованный с архипастырского благословения 27 сентября 1892 года; но и этот день не прошел без темного облачка (Был омрачен смертью внучка его, жившего у родственников.).
Для характеристики разнообразной служебной деятельности о. Григория сообщим краткие выдержки из его послужного списка.
О. Григорий посвящен на место священника в погост Успенский в 1842 г. сентября 27 дня Архиепископом Парфением. В 1850 г. получил архипастырскую благодарность за проповедание слова Божия. С 1851—53 гг. проходил законоучительскую должность по Нагуевскому удельному училищу. С 1860 г. он безмездно обучал в своем доме в течение многих лет крестьянских детей грамоте, за что получил признательность Епархиального начальства. В 1871 г. за отлично-усердное служение удостоен благословения Св. Синода и выдачей грамоты и назначен членом уездного цензурного комитета по рассмотрению проповедей. В 1871—79 гг. проходил должность ведомственного депутата, и в 1876 г. назначен настоятелем при Троице-Успенской церкви. С 1876 г. проходил должность депутата на окр. Муромском и общеепархиальном Владимирском съездах духовенства. В 1885—90 г. состоял законоучителем и заведующим церковно-приходской школы погоста Успенского. В 1883—87 гг. вторично проходил должность ведомственного депутата. В 1885 г. назначен наблюдателем за церковными свечными лавками округа. В 1886 г. награжден наперсным крестом; в следующем году назначен членом Вязниковского отделения Братства св. Александра Невского. В 1892 г. 27 сентября, в день 50-летнего юбилея, почитателями и прихожанами пог. Успенского поднесен был ему золотой с украшениями наперсный крест. Наконец, 5 декабря 1892 г. о. Григорий получил орден св. Владимира 4-й степени за 50-летнюю беспорочную и отлично-усердную службу.
Скончался о. Григорий мирной христианской кончиной. Утром в день смерти он служил литургию, потом был и приходе с требами, писал письма к родственникам и сделал распоряжение об отсылке их на почту. Это было около 7 часов вечера, а в 10 час. 35 мин. его не стало. Отпевание было совершено чрез три дня сонмом священнослужителей, а еще чрез два дня, по приезде одного из сыновей, тело было предано земле. Остальные дети, за дальностью расстояния, не имели возможности прибыть ко дню похорон. Множество народа, проливая слезы, собрались проводить почившего к месту вечного успокоения. Произнесено было несколько поучений и речей.
Священник Алексей Цветков.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 16-й. 15-го августа 1893).

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СКВОРЦОВ

25 октября 1899 года, скончался в гор. Каменец-Подольске преподаватель Подольской духовной Семинарии статский советник Владимир Григорьевич Скворцов. Чувства уважения и признательности к почившему побуждают меня помянуть добрым словом эту крайне симпатичную личность.
Владимир Григорьевич родился в 1853 году, мая 13 дня, в погосте Успенском, Вязниковского уезда, Владимирской епархии. Родитель его был священником в этом селе 52 года. Детство, отрочество и юность В.Г., как и многих его сверстников из духовного звания, протекли среди разных нужд и лишений. Десяти лет он отдан был для образования во Владимирское духовное училище, затем перешел во Владимирскую духовную Семинарию, где и окончил в 1874 году со степенью студента; здесь своими успехами и в особенности богатыми природными дарованиями и прилежанием обратил на себя внимание семинарского начальства и как один из лучших студентов послан был в Киевскую духовную Академию, в которой и окончил курс — кандидатом богословия. По окончании академического курса поступил сначала на должность помощника смотрителя Кашинского духовного училища. Плодотворная деятельность Владимира Григорьевича на упомянутой должности, привлекая к нему глубокие симпатии учеников и местного общества, была уже отмечена в свое время, в современной печати. В 1886 году В.Г. определен был на должность смотрителя в Вяземское духовное училище. Это последнее училище, ко времени приезда Владимира Григорьевича, по его отзывам, представляло тип дореформенной школы, со старыми порядками и обычаями, при чем контингент большинства преподавательского персонала составляли лица с средним образованием. Пятилетний период службы В.Г. в должности смотрителя Вяземского дух. училища — время широкой административно-организаторской деятельности по улучшению духовного училища; венцом этой деятельности является устройство каменного здания — общежития при училище, с садом и проч. Необходимо при этом заметить, что на означенном поприще В.Г., как он — при жизни лично передавал пишущему сии строки, приходилось работать среди самых неблагоприятных условий, и только благодаря его неослабной личной энергии и инициативе, были осуществлены некоторые из назначенных необходимых мероприятий к облегчению условий тяжелой жизни учеников и к возвышению училища до известного уровня. К сожалению, служебная деятельность В.Г. в гор. Вязьме продолжалась недолго; в 1891 году он переведен был в Каменец-Подольскую духовную Семинарию. Не вдаваясь в подробную оценку последней его деятельности на этой далекой окраине, необходимо заметить, что здесь Владимиру Григорьевичу пришлось работать среди новых обстоятельств и обстановки, ибо собственно административно-педагогическая деятельность, которую В.Г. так горячо любил до полного забвения личных удобств и радостей жизни, была прервана переводом его в Подольскую Семинарию на должность преподавателя одного из древних языков, обучение коему воспитанников требовало, прежде всего, восстановления в собственной памяти давно забытой мудрости классицизма. Обстоятельства эти, однако же, отнюдь не ослабили его обычной энергии и любви к делу; напротив того, целый ряд принятых Владимиром Григорьевичем на себя, независимо преподавательской службы, обязанностей по участию в Епархиальном Училищном Совете и церковно-приходских школах, в строительной комиссии по улучшению общежития Семинарии, по исполнению возлагаемых Епархиальным Начальством специальных поручений и т. п. свидетельствуют о самой разнообразной деятельности В.Г., тем более, заслуживающей внимания, что вся эта масса обязанностей исполнялась им без всякого вознаграждения. Результатом всех этих трудов, сопряженных с чрезвычайной хлопотливостью, напряжением нервной системы и умственных сил явилось образование у него крайне редкой на практике болезни, известной в медицине под названием „белокровия" (лейкемия), которая и свела его преждевременно в могилу на 46 году жизни.
К сему следует присовокупить, что В.Г. во всю свою жизнь, не покидал и литературных трудов, время от времени появлявшихся и в духовных журналах напр.: в Страннике, Церковно-Общ. Вестнике и др., при чем, с редкими качествами ума и твердой, не допускающей колебаний, волей, в нем сочетались доброе отзывчивое сердце, особенно чуткое к материальным нуждам недостаточных воспитанников, глубокая религиозность и любовь к делу духовно-нравственного просвещения юношества в недрах православной церкви.
Чин погребения над почившим совершен был 27 октября в домовой церкви Подольской Семинарии Преосвященным Иринеем, Епископом Подольским и Брацлавским, в сослужении о. ректора Семинарии протоиерея Михаила Щеглова, протоиерея Ильи Лебедева и священников Виктора Чекана, Григория Кондрацкого и Давида Корсунского. На гроб почившего возложено было масса венков: от воспитанников Семинарии Подольской с надписью «дорогому — незабвенному наставнику», от преподавателей — сослуживцев по семинарии, от Епархиального Училищного Совета, от родственников и многих других почитателей. По окончании отпевания — гроб с телом усопшего из церкви несен был сослуживцами и почитателями на руках — в сопровождении о. ректора и др. участвующих при погребении священноиереев до городской заставы. За городом, с разрешения гражданского начальства, гроб с телом положен был в приготовленный заранее ящик и перевезен на станцию железной дороги для следования, согласно предсмертной воле почившего, в Владимирскую губернию на родину в погост Успенский. 2 ноября вечером гроб с телом усопшего, в сопровождении родных братьев его старшего военного врача 30 пехотн. Полтавского полка в гор. Варшаве Сергея Григорьевича Скворцова и чиновника департамента министерства внутренних дел — в С.-Петербурге Григория Григорьевича Скворцова, прибыл в погост Успенский на родину почившего, и здесь еще за полверсты встречен был местным духовенством в белых облачениях и массой приходского населения. По прибытии процессии в церковь Успенскую отслужена была панихида в присутствии множества народа. В течение всей ночи перед гробом усопшего совершалось местными псаломщиками непрерывное чтение псалтири при участии некоторых учеников церковной школы. На утро следующего дня — 3 числа ноября совершена была заупокойная божественная литургия, а в 10 часов соборне троими священниками о. Цветковым, о. Светозаровым и о. Альбицким — совершена торжественная панихида, перед началом коей одним из священников сказано было глубоко прочувствованное слово — памяти почившего родича Владимира Григорьевича Скворцова. По окончании панихиды гроб с телом вынесен был из храма и опущен был в могилу на родном кладбище, вблизи могил дорогих ему родителей и родственников.
Священник Алексей Цветков. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1899 г.).

Сергей Григорьевич Скворцов

Сергей Григорьевич Скворцов — уроженец Владимирской епархии, сын маститого пастыря о. Григория Скворцова; низшее и среднее образование — получил в духовно-учебных заведениях Владимирской епархии, а высшее — в Императорской Военно-Медицинской Академии. По окончании в 1884 году образования Сергей Григорьевич последовательно проходил службу по военному ведомству в должностях младшего ординатора Люблинского военного госпиталя и 69 пех. Рязанского полка, а затем старшего врача сначала в Донском казачьем № 14 полку и, наконец, — в 30-м пех. Полтавском полку, расположенном в г. Прасныже, Плоцкой губернии, где 8-го февраля 1906 г. и последовала его кончина от паралича сердца на 47-м году жизни.
Чин погребения над почившим совершен был в г. Прасныже в полковой церкви, а затем, согласно предсмертной воле почившего, с разрешения гражданского начальства, гроб с телом — перевезен во Владимирскую губернию, на родину, в погост Успенский.
22 февраля в 2 часа дня гроб с телом усопшего, в сопровождении родного брата (последнего из рода Скворцовых) Григория Григорьевича Скворцова (Григорий Григорьевич Скворцов служит в г. Минске,— членом Губернского присутствии по городским делам.), прибыл в погост Успенский на родину почившего, и здесь встречен был местным духовенством и массою приходского населения. По прибытии процессии в Троицкий храм — отслужена была соборне священниками: о. Цветковым, о. Светозаровым и о. Ильинским торжественная панихида. По окончании панихиды — гроб с телом вынесен был из храма и опущен был в могилу на родном кладбище, вблизи могил дорогих ему родителей и родственников.
Семья Скворцовых одна из старинных в нашей местности; с именем ее соединяется ряд самых разнообразных и светлых воспоминаний, из коих нельзя обойти молчанием того, что здесь в этом именно гнезде добрых обычаев старого времени и здоровых начал жизни, — в первый раз созрела и получила скромное существование мысль об организации народной школы (Нужно заметить, что в трех-тысячном приходе погоста Успенского до 1879 года не было никакой школы, кроме упомянутой выше. В настоящее время в приходе существуют семь школ: три церковно-приходских, две земских и две школы грамоты.) не столько по принципу образования ума — „наукою безплодной", сколько на началах просвещения сердца и направления воли молодого поколения по пути добра и правды под сенью родного храма; все члены семейства Скворцовых, в том числе и покойный, были рассадниками подобного просвещении среди целого ряда поколений. На ряду с сим необходимо указать и на то, что визиты молодого „доктора" на родину в студенческие годы на каникулярное время, а затем, когда он уже стал военным врачом, всегда сопровождались чрезвычайным оживлением страждущего крестьянского люда: десятки подвод с больными — ежедневно тянулись к дому о. Григория и всем им Сергей Григорьевич оказывал помощь.
Священник Алексий Цветков. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-15-й. 1906).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимиро-Суздальская епархия.

Категория: Вязники | Добавил: Николай (16.11.2017)
Просмотров: 1235 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru