Главная
Регистрация
Вход
Суббота
15.12.2018
21:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [189]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 27
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках

Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках

В 8 часов вечера 17 января 1885 года, бывшие на общеепархиальном Съезде депутаты от духовенства Владимирской Епархии, в количестве 60-ти, явились к Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Феогносту, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, чтобы, по окончании занятий Съезда, выразить Его Высокопреосвященству от лица всего духовенства Епархии, искреннюю, глубокую, сыновнюю признательность за его отеческие попечения о нуждах и благе духовенства... Всегда любвеобильный и всецело преданный заботе и трудам на пользу обширнейшей и многолюднейшей паствы своей, Высокопреосвященнейший Феогност, как отец среди детей, после продолжительной беседы с духовенством о его быте, нуждах, общем состоянии паствы и т. под., между прочим, повел речь о церковно-приходских школах, прося и увещевая священников свято исполнить Державную волю БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, соизволившего на всеподданнейшем докладе об учреждении и открытии церковно-приходских школ собственноручно начертать:
«Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле»... Заручившись лично заявленным полным согласием и желанием духовенства стать деятелями и верными стражами воспитания детей своих — прихожан в страхе Божием, в послушании святой Веры и Церкви, в преданности ЦАРЮ и Отечеству, Его Высокопреосвященство высказал желание и намерение открыть в Епархии несколько образцовых церковно-приходских школ, предупредив при этом, что жалованье преподавателям и законоучителям этих школ он надеется исходатайствовать у Святейшего Синода, что учебники и учебные пособия будет доставлять Владимирское Братство св. благов. и Великого Князя Александра Невского, что главною заботою духовенства в этом святом деле будет приобретение или устройство вновь соответствующих своему назначению зданий, ремонт оных, отопление и школьная прислуга. В числе других местностей, где-бы желалось Его Высокопреосвященству открыть образцовые церковно-приходские школы, Владыка изводил указать на Вязники, как город, лежащий почти на самой окраине восточной части Владимирской Епархии...
Напутствованные преисполненным любви отечески архипастырским благословением, депутаты от духовенства Епархии отбыли из Владимира каждый к месту своего служения с заветным желанием и решимостью воспользоваться мудрыми советами своего Владыки...
Прошло еще несколько недель и заветная идея Его Высокопреосвященства — открыть образцовую церковно-приходскую школу в гор. Вязниках — мало по малу стала определеннее выясняться. Жребий осуществления этой идеи по усмотрению Архипастыря пал на настоятеля Троицкой церкви священника Константина Веселовского и вот 7 числа апреля месяца 1885 года, — на другой день празднования тысячелетия памяти Славянских первоучителей, святых и Равноапостольных Кирилла и Мефодия, — совершена и освящена закладка здания для Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, при городской Троицкой церкви, в древнейшей местности города, именуемой Ярополч...
Закладка здания совершена и освящена, но материальных средств никаких... Правда, прежде чем приступить к делу, священник Веселовский советовался с некоторыми из Вязниковских граждан и прихожанами Троицкой церкви, и советники в поощрении к начатию полезного предприятия нашлись; но доколе были советниками только на словах... Заношу в летопись школы первую материальную жертву прихожанина Троицкой церкви, деревни Толмачева (Бутыры тоже) крестьянина Павла Максимова Волхонского, который, 16 марта — в Лазарево воскрешение — первый привез к месту, предположенному под здание школы, тысячу штук кирпича... Долго пришлось этой тысяче красоваться одной на площади, но сердце взявшего на свой страх постройку школы не без особенно-радостного трепета билось при виде этой тысячи. Она, по-видимому ничтожная эта жертва, была как бы предзнаменованием великого дела... К Москве, между тем, предназначалась в предполагаемую школу другая жертва — священная по существу и более ценная материально... Благословение Его Высокопреосвященства решительно приступить к изысканию средств на постройку школы дано о. Веселовскому 5 марта. В этот день свящ. Веселовский совершенно случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы большую икону святых Кирилла и Мефодия.
Между тем в самом городе Вязниках строителю школы предстояли новые хлопоты... Земля, намеченная под здание школы, принадлежит городу... Нужно было заручиться правом воспользоваться этою землею, что, впрочем, благодаря доброму сочувствию г. городского головы В. В. Елизарова и гг. гласных Вязниковской думы, было сделано скоро, и участок земли в количестве 198 квадратных сажень, на все время существования школы, отдан в распоряжение Владимирского Братства св. благов. Великого Князя Александра Невского...
Итак, в Воскресенье 7 апреля 1885 г., к 11 ½ часам дня из Вязниковского Казанского собора прибыл крестный ход, при прекрасной погоде сопровождаемый массою народа, и остановился внутри обрытой канавами площадке той самой, которую должна занимать собою предполагаемая школа, а в Троицком храме, в присутствии всех представителей города, близилась к окончанию божественная Литургия, в конце которой свящ. К. Веселовский сказал предстоявшим в храме приличную случаю речь.
По окончании Литургии, вышел другой крестный ход из Троицкой церкви, сопровождаемый духовенством Троицкой и Введенской церквей... Масса народа окружала место закладки и своим молитвенным сочувствием окрыляла дух взявшего на себя труды и хлопоты по постройке, как будто предрекая, что дело Господне выспеет к надлежащему оплодотворению... Все смолкло в ожидании молитвенного призывания помощи Божией к преуспеянию нелегкого предприятия... Прежде чем начать молебное пред Господом Богом пение, местный благочинный — соборный протоиерей о. И. М. Смирнов, обратясь к народу, сказал прочувствованную импровизованную речь, выяснив в оной священную волю Монарха об открытии церковно-приходских школ, значение и нравственно-религиозную пользу оных и пригласив к посильным пожертвованиям на предначинаемое святое дело. По окончании молебного пения святым Кириллу и Мефодию с водоосвящением по всем четырем углам здания, была совершена закладка на первом углу — протоиереем И. М. Смирновым, на втором — городским головою В. В. Елизаровым, на третьем — уездным Исправником П. А. Корявко и на четвертом — свящ. К. Веселовским. Затем провозглашено было многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту, всем благотворящим и добродеющим благому начинанию и всем православным христианам, — после чего крестные ходы обратно направились в Троицкую церковь и местный Казанский собор, а сопровождавший их колокольный звон возвестил Вязниковским гражданам и окрестным селением, что на помин первоучителей Славянских святых Кирилла и Мефодия в древнем Ярополче положено основание зданию Училища веры и благочестия…
Между тем городское духовенство, представители уездной власти, городской голова и другие почетные граждане города почтили своим посещением дом о. Веселовского, где во время скромного завтрака по подписному листу было собрано до 200 рублей. Таким образом, к доброхотно и от всего усердия привезенной крестьянской тысяче кирпича присовокупился денежный капитал, правда, для большой постройки, малозначительный, тем не менее открывший путь в дальнейшему деланию. Вскоре к этим деньгам присоединились собранные крестьянами деревень: Лужков, Селищ, Свистихина и Толмачева — прихода Троицкой церкви около 70 руб., так что строитель школы имел уже, хотя малейшую, возможность дать задатки поставщикам строительных материалов и заручиться последними... 270 руб. — это по меньшей мере десятая часть всего капитала, какой требовался на постройку здания... Следовательно, впереди предстояло строителю еще много, — очень много и думы, и забот, и хлопот, и беспокойства... Но мы оставим эту тайну сердца при себе, в том убеждении, что для других она может быть неинтересною, а строителю, если и рассказать все подробности этой тайны, не будет от этого легче... Смиренно подчиняясь воле Божией и указаниям собственной совести, он шел раз намеченною дорогой, заранее подготовившись ко всем случайностям, иногда очень, очень неприятным. Выпрашивать подаяния, хотя бы на видимое для всех и несомненно полезнейшее предприятие, труд далеко нелегкий, особенно когда в дело вмешиваются посторонние «заботники и радетели» с своими по-видимому сердечными «ахами», «охами» и вздохами: ох напрасно втянулся в дело!.. ах не кончит он это дело!.. и т. под., но на самом деле не только не сочувствующие предприятию, а всячески силящиеся подорвать доверие в успех этого предприятия.
Следуя изречению народной мудрости, «не имей сто рублей, а имей сто друзей», строитель школы воспользовался дружбой своих старинных приятелей — друзей детства, — своих земляков по родине. Вследствие таких отношений, в самом начале дела, ему открыт был полный кредит от лесопромышленника И. С. Куприянова. При чем условлены были всевозможные льготы в уплате денег за лесной материал... Подрядчик плотничьих и столярных работ, Гороховецкого уезда, Мордвиновской волости, деревни Антонова крестьянин В. С. Барцов — тоже земляк строителя школы — снял все деревянные работы, суммою слишком на 600 руб., опять со всевозможными льготами в уплате денег... Могло остановиться дело за приобретением кирпича на нижний этаж здания школы; но так как кирпич для всего города Вязников исключительно вырабатывается в деревне Толмачеве коренными прихожанами строителя, — то и здесь была полная надежда обойтись без особенных затруднений.
Таким образом, при вышеизложенной обстановке, чрез четыре-пять дней после закладки здания школы, дело закипело. Прихожане Троицкой церкви деревень: Толмачева, Селищ, Лужков, Суйтина, Данилкова, Свистихина и частью Балымотихи, в виду того, что полевые работы еще не наступили, можно сказать с охотою перевезли с лесного двора почти весь более крупный лес, нужный на постройку и тем сэкономили строителю не менее 50 рублей. Еще одна — две недели, застучали топоры, зашаркали пилы и на месте пусте началась самая оживленная работа. У строителя, между тем, дела, хлопот и заботы с каждым днем прибавлялось... Присмотреть, принять и рассортировать материал, — а что главное: «сходить в мир» - собрать с этого «мира по нитке чтобы сшить рубаху» - выстроить дом -вот самая главная безотвязная забота!..
Тем не менее, дело, начатое во имя Господне, спелося и к 26 июня плотничьи работы вчерне были уже готовы. Начата была и каменная кладка нижнего этажа здания... 26 июня удостоил своим посещением город Вязники Высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност - первоначинатель и покровитель всех церковно-приходских школ Владимирской Епархии. Во вратах ограды Троицкого храма пишущий настоящие строки приветствовал Его Высокопреосвященство искреннею речью.
Милостивое, ласковое, отечески-добросердечное внимание Архипастыря, оказанное при посещении постройки и дома строителя школы, пробудило в нем еще более энергии, тем более необходимой в данное время, когда дело по стройки принимало уже серьезный оборот, а финансовая система строителя была так сказать, еще в зачаточном состоянии... Не могу скрыть здесь один случай, для меня собственно памятный на всю жизнь, да и дли других поучительный на тот конец, что вера в святительское предстательство и ходатайство пред Богом всегда имеет самые отрадные последствия. 27 июня, явившись в квартиру Его Высокопреосвященства, строитель Ярополческой школы счел нужным предъявить Владыке подписной лист, на котором значились пожертвований менее 500 руб. «А ведь мало еще у вас денег, с сердечным соболезнованием произнес Владыка, много еще вам придется потрудиться». «Верую, святый Владыко, что по Вашим молитвам будет все потребное», был ответ строителя. При этом Его Высокопреосвященство, в память своего посещения, изволил пожертвовать из сoбственных сумм 25 руб. Это было около 8 часов утра, а вечером положение строителя было действительно самое критическое. Приближалась пора сенокоса, когда рабочие все расходятся по домам и следовательно от своих хозяев требуют денег... Так было и в настоящем случае. Чтобы безропотными отпустить рабочих строителю школы по меньшей мере требовалось 250 руб., а в наличности и с пожалованными Владыкою было всего 64 р. с копейками. «В мир» завтра пойду, про себя раздумывал строитель, авось Бог укажет добрых людей, которые меня выручать. С этими думами начиналась ночь на 28 число, — а утро принесло радость несказанную. С почты подали строителю письмо из Москвы от В. Н. Дедюхина, который уведомлял, что теща его — потомственная почетная гражданка, Вязниковская 1-й гильдии купчиха А. Д. Сенькова, вследствие письма строителя Ярополческой школы, жертвует на постройку оной 500 руб., которые и были получены 29 числа от старшего зятя г-жи Сеньковой А.Н. Ленивова и с своей стороны пожертвовавшего 105 р. Нужно ли пояснять, что, быть может, в те минуты, когда Владыка болезновал о скудости материальных средств устрояемой школы, Господу Богу было угодно в сердце добродетельной Анны Дмитриевны вложить мысль о таком щедром подаянии на святое дело?!.
Прежде чем приступить к постройке, с разрешения Его Высокопреосвященства строитель школы разослал до ста писем к разным лицам. Отклик частных лиц на просительные письма о пожертвовании был не блестящий и едва ли дал всего 10%. Все-таки и здесь были отрадные явления. Напр. совершенно незнакомые строителю: Киржачский купец А. А. Соловьев и управляющий Татаровской фабрикой гг. Протасьевых А. Л. Квицинский прислали по 25 руб. Тем не менее постройка здания школы, ни на один день не останавливаясь, шла так успешно, что к 22 числу сентября оно было совершенно готово… В этот приснопамятный для бедных жителей Ярополча день, согласно распоряжению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста, состоялось освящение и открытие Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы. В Троицком храме гор. Вязников, на этот день, воскресная служба правилась с присовокуплением службы св. равноапостольным Кириллу и Meфодию. В конце Литургии свящ. К. Веселовский предстоявшим в храме сказал глубоко-прочувствованную речь.
Пред окончанием божественной Литургии в Троицком храме, из местного Казанского собора с иконою Богоматери, именуемой Казанскою, прямо в здание школ прибыл крестный ход, сопровождаемый значительным количеством богомольцев, чему весьма много способствовала еще накануне установившаяся прекраснейшая погода... Вскоре за тем, т. е., сейчас же по окончании Литургии, направился туда же другой крестный ход из Tpoицкого храма, а вместе с ним и все бывшие в храме богомольцы... Светлые облачения на духовенстве, блестящие хоругви, — веселые и радостные лица сопровождавших крестный ход горожан, — представляли собою поистине праздничную картину. К тому же времени в здание школы прибыли: городской голова В. В. Елизаров и другие представители города, — о. игумен Герман — настоятель местного Благовещенского монастыря, городские власти и проч. В переднем углу одной из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я. И. Ручкина в дар Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». На большом столе против этой иконы, кругом чаши с водою, приготовленной для совершения молебствия с водоосвящением, разложено было еще 8 небольших икон, для всех комнат школы пожертвованных членом Вязниковской Земской Управы И.П. Шаховым... Пред началом молебствия, учитель школы студент Семинарии Н. Сперанский произнес следующую речь:
«Почтенное собрание! Высокопреподобнейшие отцы, Милостивые Государи и Государыни!
Образцовая церковно-приходская школа, торжество освящения которой мы собрались сегодня праздновать, названа Кирилло-Мефодиевскою потому, что она основана в память тысящелетней годины, со дня смерти св. апостолов — первоучителей Славян — братьев Кирилла и Мефодия. Св. братья всю жизнь свою посвятили просвещению Славян светом откровенного учения. Они изобрели для Славян письмена и в письменах передали им на их родном языке проповедь Самого Иисуса Христа, Его апостолов и другие священные и богослужебные книги. Семя оказалось брошенным на добрую почву и принесло сторичный плод. Славяне, дотоле шаткие в христианстве, потому, что оно проповедывалось им на совершенно чуждом и непонятной для них языке латинском, слушая проповедь Слова Божия и Богослужение на родном языке, начали крепнуть в вере и расти духовно. У них в значительном количестве появились школы, образцом для которых служили школы, основанные святыми братьями Кириллом и Meфодием. В этих школах дети Славян изучали Слово Божие и выносили отсюда задатки твердой веры. С принятием христианства и у нас на Руси заведены были так-же школы, из которых выходили мудрые правители гoсударства и великие святители церкви. Но, прошли века и характер наших школ значительно изменился, потому что забыты были славные имена Кирилла и Мефодия. Внимание народных педагогов обращено было главным образом на развитие ума ребенка в ущерб развитию сердца. Следствием такого пробела в деле народного образования является заметное охлаждение народа к вере, это явление в религиозной жизни народа обратило на себя Монаршее внимание и вопрос о поднятии религиозности был поставлен на очередь. Снова вспомнили о свв. братьях Кирилле и Mефодие и их школы в лице церковно-приходских, по воле Самого ГОСУДАРЯ, получили одинаковые права с начальными народными Училищами. Воспитание и обучение в этих школах поручено главным образом духовенству с тем, чтобы оно вложило в восприимчивые сердца молодого поколения задатки твердой веры в Бога и любви к Отечеству. В одну из подобных школ, будущее которой пока еще не совсем ясно, но которая и сейчас уже предлагается в образец другим церковно-приходским школам, и по воле Высокопреосвященнейшего Архипастыря нашего Феогноста, призван потрудиться вместе с достопочтенным строителем — законоучителем этой школы священником Константином Александровичем Веселовским, —
Боже! дай воли,
Чтобы на помощь
Бедной юдоли
Жизнь всю земную,
Мы положили!..
Затем всем наличным духовенством приступлено было к совершению чина водоосвящения и, по окроплении новоосвященных икон и всех комнат школьного здания, к совершению молебного пения и «пред началом учения отроком». Пред многолетием по окончании этого молебна наблюдатель церковно-приходских школ Вязниковского уезда и местный благочинный, Казанского собора о. протоиерей И. М. Смирнов произнес приличную случаю речь:
После того были провозглашены обычные многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту, благотворителям и строителю школы и всем православным христианам.
По окончании молебствия, святые иконы, сопровождаемые духовенством, возвратились в храмы, а приглашенные гости остались в здании школы... Вскоре после окончания молебствия, об освящении и открытии школы были отправлены телеграммы Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту и принявшему на себя звание попечителя школы, проживающему в гор. Москве, Вязниковскому 1-й гильдии купцу В. Н. Дедюхину… Скромный завтрак, в здании школы предложенииii гостям, закончился тостам»и за ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, Высокопреосвященнейшего Феогноста и всех благотворителей, помощью и содействием которых возникло здание школы. В 6 часов вечера от Его Высокопреосвященства на имя заведующего школой была прислана следующая телеграмма:
«Вязники. Священнику Веселовскому. Благодарю вас и всех принявших участие в открытии школы, призываю благословение Божие на школу и молю Господа о процветании ее. Архиепископ Феогност»...

Теперь несколько слов о самом здании школы. Местность, которую она занимает, совершенно открытая и отделенная от других построек населения значительным расстоянием, между тем расположенная внутри населения. От ограды Троицкого храма, с южной стороны, здание школы в 11-ти саженях. Здание — двухэтажное, — нижний этаж каменный, верхний — деревянный, — по размеру 18 аршин длины и 15 ширины, - освещено со всех сторон 28-ю окнами, крыто железом, внутри разделены оба этажа теплым коридором на две половины. План на это здание писан бывшим Вязниковским городским архитектором Н. Н. Николаевым. Из верхнего этажа здания школы на все четыре стороны открывается такой прекрасный вид, которым вы долго, долго не налюбуетесь. Седой как лунь по долголетию Ярополч, полтысячи лет исторически известный, расположен на довольно крутой горе высящейся над Вязниками и вот на самом центре этой горы построена школа, из верхнего этажа которой в некоторые стороны перспектива горизонта открывает на 40 — 50 верст в пространстве, совершенно доступном для простого, не вооруженного глаза... Ярополч — древняя резиденция владетельных князей, ныне бедно населенная местность, изобилующая вишневыми садами... И вот школа наша со всех сторон окружена этими садами.. Чудно-восхитительна местность этой школы во всякое, а тем более в весеннее время!.. Кругом земли, отданной школе, обнесена прекрасная тесовая загородь, внутри которой разводится тоже вишневый сад, составляющий собственность школы.
Кроме учебных, довольно просторных комнат, в здании школы отведены квартиры учащим, прилично обмеблированные. Железные кровати, стулья, столы, чайная и столовая посуда, самовар — словом весь необходимый для живущих здесь инвентарь приобретен на средства попечителя школы г. Дедюхина.
Упоминаемая церковно-приходская школа, построенная в данной местности, кроме того, что приносит собою существенную пользу детям обывателей в учебно-воспитательном отношении, — она значительно полезна для самых жителей Ярополча, людей крайне бедных. Из 80 человек, обучающихся в этой школе, почти половина расквартированы в домах этих жителей, так как здесь обучаются дети из отдаленных от Ярополча селений — верст на 7 и 10. Правда, не дорого платят эти квартиранты за квартиру, но для бедного человека и это служит не малым подспорьем в жизни материальной.
29-го октября, согласно желанию Его Высокопреосвященства-покровителя всех церковно-приходских школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта «Школа грамотности» для девочек. Замечательно, что молебен пред открытием этой школы был пропет мальчиками Образцовой школы, и довольно стройно. На этот раз отрадный результат за один месяц существования школы. Не безуспешно идет и вообще обучение мальчиков, но много разглагольствовать об этом еще рановременно.
Заносим в летопись Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы имена первых учащих в ней:
заведующий школой и законоучитель оной гор. Вязников, Троицкой церкви священник К. А. Веселовский;
учитель мальчиков школы окончивший курс в 1885 году, Владимирской духовной Семинарии студент Н. А Сперанский;
учитель пения, псаломщик Троицкой церкви П.Я. Казанский;
учитель школы грамотности для девочек, псаломщик Троицкой церкви, окончивший в 1885 году курс, воспитанник Владимирской духовной Семинарии Н.П. Лебедев.
Долг совести и искренней признательности требует на память и в назидание потомству занести в летопись школы и имена более крупных жертвователей на постройку здания школы — это:
попечитель школы Вязниковский 1-й гильдии купец В. Дедюхин, от себя и своей супруги Г. О. Дедюхиной пожертвовавший 1100 руб. на покрытие долгов по устройству школы, 100 руб. на обмеблирование учительских квартир и 200 руб. на расходы по содержанию школы в продолжение года т. е. на покупку дров, страховку дома, наем сторожа, обещав и на будущее время ассигновать эту сумму на расходы;
А. Д. Сенькова — потомственная почетная гражданка и Вязниковская 1-й гильдии купчиха — на постройку школы 500 руб.;
Вязниковский купец Н. Г. Татаринцев — 125 руб.;
Московский купец А. Н. Ленивов — 105 руб.;
Вязниковские купцы: С.И. Сеньков 50 руб., И. А. Чичеров 50 руб., Я. В. Городов 50 руб., В. С. Филинов 30 руб., Г. В. Городов 30 руб., К. Я. Кудряшов 30 руб.;
протоиерей И.М. Смирнов 25 руб.;
В. В. Елизаров 25 руб.;
Братья Шутины 25 руб.;
Вязниковский уездный исправник П. А Корявко 25 руб. и Вязниковское Уездное Земское Собрание 100 руб.
Вместе с этими жертвами пред лицем Бoгa едва ли меньшую силу и значение имеют менее видные по коли количеству, но от чистого сердца принесенные, жертвы. Имена таких жертвователей за многочисленностью их перечислять находим мы неудобным, но настоящими строками всем вообще заявляем наше задушевное, сердечное «спасибо».
В устройстве здания Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, постоянно и осязательно оправдывалось изречение вековой народной мудрости: «доброму делу Бог помогает»...
Священник Константин Веселовский

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1-го января 1886 года).


Школа за Троицкой церковью

14-е марта 1886 г. в Ярополческой церковно-приходской школе

Заведующий Ярополческой школой, пред окончанием уроков 13-го мирта, объявил питомцам школы, что завтра, по случаю тезоименитства Покровителя школы Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, они будут освобождены от учебный занятий, а поэтому к 8 часам утра должны собраться в здание школы, чтобы отсюда отправиться в Троицкий храм для слушания Божественной литургии и принесения Господу Богу молитвы о здравии и долгоденствии Высокопреосвященнейшнго Именинника.
Утром 14 ч. к 8 часам дети уже все были в сборе и так как в продолжение всего великого поста они ходили и будут ходить по средам и пятницам к Преждеосвященной литургии, во время которой участвуют в пении; то доколе производился благовест к литургии, дети, под руководством заведующего школой и учителя пения, повторили все, что обыкновенно поют они на литургии и что должны будут петь на молебне... Затем стройными рядами отправились в храм, где, за исключением стихир на «Господи воззвах» и причастного стиха «Вкусите и видите», дети всей массой — и мальчики и девочки всю литургию и молебен святителю Феогносту пели сами и, без преувеличения говорим, довольно стройно, так что на глазах некоторых, предстоявших в храме и уже привыкающих к этому пению, появлялись слезы.
После литургии, дети снова отправились в школу, где заведующий, поздравив их с дорогим Имяненником, выяснил им отношения Архипастыря к пастве вообще и к нашей школе в особенности, так как школа эта обязана своим появлением на свет Божий единственно Высокопреосвященнейшему Феогносту, избравшему местом для учреждения образцовой церковно-приходской школы древний Ярополч — свидетель многих событий исторического и религиозно-нравственного роста России.
За тем дети разошлись по домам и квартирам, а к 3-м часам пополудни, приглашенные заведующим, снова собрались в здание школы... Здесь начался детский поистине христианский праздник!.. Сначала дети несколько раз пропели тропарь святителю Феогносту и канонный припев: «Святителю отче Феогносте моли Бога о нас», «многая лета» дорогому Имяненнику, — потом несколько других церковных песнопений... Между тем в отделении, где помещается школа грамотности для девочек, на особо приготовленных столах была расставлена чайная посуда... Два—три довольно объемистых самовара готовы была к услугам предложить детям незатейливое лакомство, а связки «баранок» сулили несколько «подбодрить» начинавшие тощать детские желудки. Кроме сахара, которого предлагалось вдоволь, и мальчикам и девочкам было роздано по нескольку конфет, так что в общей сложности от предложенного угощения дети были в восторге. Чаю пили, сколько каждому хотелось. Но так как слишком на 90 человек при импровизованном празднике, сделанном, как говорится, экспромтом трудно было набрать для всех «враз» чайной посуды; то дети были угощаемы поочередно, каждая партия в 30 человек, а другие в то время продолжали петь церковные песни. Заведующий школой и учащие были при детях безотлучно, поэтому, несмотря на восторженное воодушевление детей, во всем был порядок и чинное благоприличие... Праздник закончился около 6 часов вечера пением снова тропаря святителю Феогносту, а Высокопреосвященнейшему Имяненнику - пением «многая лета!»
Так отпраздновали питомцы нашей школы, на первом году ей существования, день тезоименитства своего любвеобильнейшего Архипастыря. С своей стороны добавим, что день 14-го марта дли участников праздника надолго останется днем памятным. Они будут неизменно помнить что в этот день именинник Владимирский Архипастырь, а вспоминая об этом, невольно приведут на память, что молитва за Архипастыри, как объясняли им, должна быть в их детских сердцах неразрывна с молитвою за их родителей и Государя. Церковно-приходская школа прежде всего должна иметь характер и значение воспитательное,- в ней должно быть восстановлено сближения души и сердца с Богом установленною oт Него властью и с более строгим и серьезным исполнением взаимных, правильно-точных отношений между родителями и детьми, между начальствующими и подчиненными и вообще между людьми, как братьями по Христе Иисусе, — так как на этом сближении зиждется благосостояние государств, народа и каждой семьи отдельно... Задача высокая и исполнение этой задачи до желаемых результатов не иначе возможно и достижимо, как удалением из школы всякого педантизма, а водворением в ней страха Божия, как начала и основания всякой премудрости.
Свящ. К. Веселовский
(Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 7)
Церковь Троицы Живоначальной
Владимирская епархия.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (27.11.2018)
Просмотров: 40 | Теги: Вязники, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика