Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
14:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Ярополческая женская школа

Ярополческая женская школа

В 1885 году при Ярополческом Троицком храме была открыта школа, как образцовая Кирилло-Мефодиевская двух-классная церковно-приходскую школа для мальчиков.

29 октября 1890 г., согласно желанию Его Высокопреосвященства - покровителя всех приходско-церковных школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта "Школа грамотности" для девочек. Молебен перед открытием этой школы был пропет мальчиками Образцовой школы, и довольно стройно.

В 1890 г. эти учебные заведения посетил Архиепископ Владимирский Феогност. На их обозрение и испытание детей Владыка употребил времени, вместе с посещением дома заведующего школами, около 2 часов.

«Письмо протоиерея К. Веселовского на имя председателя Вязниковского уездного земского собрания 1891 г.
Ярополческая, в гор. Вязниках, одноклассная женская церковно-приходская школа, вверенная моему смотрению, устроена и открыта на средства доброхотных дателей в память достижения Его Императорских Высочеств Государем Наследником Цесаревичем, Великим Князем Николаем Александровичем 18-ти летнего возраста, о чем своевременно и было всеподданейше донесено Его Императорскому Высочеству, от которого и последовала Высочайшая благодарность всем участникам учреждения этой школы. В данное время в школе этой обучаются слишком 60 девочек всех сословий и званий, преимущественно крестьянского. Кроме предметов, указанных программой святейшего Синода, в школе введены ежедневные уроки рукоделия. Сравнительная многочисленность обучающихся в школе беднейших девочек, поставила меня в необходимость в помощь к учительнице школы взять помощницу. Таким образом персонал учащих в этой школе следующий: законоучитель, учительница, ее помощница и учительница рукоделия. Между тем средства школы составляют только 120 руб. в год – именно: 60 руб. от Вязниковской городской управы на содержание школы (отопление, страховка здания, прислуга и проч.) и 60 руб. от Вязниковского земства на жалованье учащим. Такое крайне скудное материальное обеспечение школы, при значительном количестве учащихся, ставит общий учебно-образовательный строй школы весьма часто в чрезвычайно затруднительное положение.
А так как упоминаемая школа, в существовании которой Вязниковское земство принимает фактическое участие, с первых дней своего существования, связана с дорогим для всех Россиян Именем Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, священная жизнь которого. 29-го апреля сего года, дивно сохранена Десницею Бога Вышняго от видимой смертной опасности, грозившей Его Высочеству в Японии, то я осмеливаюсь беспокоить Ваше превосходительство покорнейшей просьбой: не найдете ли вы возможным, чтобы увековечить память дня 29-го апреля 1891 г. делом, исходатайствовать перед имеющим быть Вязниковским уездным земским собранием увеличение ассигнуемой Вязниковским земством суммы в пользу Ярополческой женской церковно-приходской школы в размере, какой собранию будет угодно назначить. Такая милость Вязниковского земства, если она будет оказана на пользу обучающимся в упоминаемой школе беднейшим девочкам, будет достойнейшим и по местоположению ближайшим к центру земства памятником благодарных чувств Вязниковского земства перед Царем Небесным за чудесное спасение драгоценной жизни Первенца Царя земного непоколебимо охраняющего и ограждающего права истинной православной веры и церкви».
«Ярополческая женская церковно-приходская школа. Учитель – Виктор Викторович Тихонравов. Учительница – Анна Архангельская» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
12 января 1903 г. устроен был школьный праздник в Ярополченской женской второклассной школе; праздник этот несколько запоздал потому, что на время святок все ученицы второго класса были отпущены в дома своих родителей. Школа, к сожалению, не имеет щедраго попечителя и средства для елки были собраны заботами учительниц. Но от того, что елка не была так богато украшена, как в других местах, и ученицы не были засыпаны подарками, праздничное настроение учащихся нисколько не пострадало. Программа вечера была следующая:
1 отд. Народный гимн — исп. хор.
Слепорожденный стих. Мея — прочт. ученица.
Малютка-мужичек стих. прочли 2 ученицы.
Спи, младенец... муз. Ланге исп. хор.
«Сироты» стих. Красницкого прочт. учен.
Пойманная птичка исп. хор.
2 отд.Два мужика — басня прочт. 3 ученицы.
«Куда ты ведешь нас»?... стих. исп. хор.
Рождественская елка — стих. прочт. учен.
Учительница — стих. Державина проч. учен.
Коль Славен — гимн исп. хор.
«11 и 18 января 1904 г. были школьные праздники в Ярополчской второклассной и образцовой при ней женских школах. Праздники пришлось устраивать отдельно для той и другой школы потому, что ни в здании второклассной, ни в здании образцовой школы нет такого обширного зала, где бы могли поместиться все учащиеся девочки, не говоря уже о посторонних посетителях. Праздник состоял в пении избранных пьес и чтении стихотворений и басен; пел хор учениц второклассной школы и ученицы образцовой школы. Как на особенность программы праздника следует указать на мелодекламацию и живые картины. Эти новинки для провинциального города придали особенный интерес школьному торжеству. На празднике были почти все члены Уездного отделения Епарх. Училищн. Совета, местный инспектор народных училищ, инспектор городского училища и мн. другие лица. На всех присутствовавших школьное пение и чтение произвело наилучшее впечатление; выражено было общее желание, чтобы так хорошо поставленный хор дал публичный концерт с какою-нибудь благотворительною целью» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1904).
«Приемные испытания в Ярополческой второклассной женской школе. В течение летних месяцев поступило 79 прошений о принятии в школу, из них 8 — во второе отделение и 71 — в первое. Из числа последних 22 прошения были оставлены без удовлетворения, так как просительницы не имели надлежащего возраста, 12 ½ лет. К экзамену в 1-е отделение были допущены 49 девочек; из них одна не явилась на экзамен по неизвестной причине и 10 отказались подвергаться конкурсному испытанию. Из 38 экзаменовавшихся в пределах курса одноклассных школ приняты во второклассную школу в 1-е отделение 23, остальным же отказано в приеме вследствие неудовлетворительных письменных работ и устных ответов.
Из 8, державших испытание во второе отделение второклассной школы, приняты 6, и две из них приняты в первое отделение».
«Совет Ярополческой, в г. Вязниках, второклассной женской школы сим объявляет, что приемный экзамен в означенной школе имеет быть 1 сентября. Принимаются девочки, имеющие от роду не менее 12 лет; в 3-е отделение приема нет. Прошения подаются на имя Совета школы не позднее 15 августа; к прошению прилагаются: удостоверение о времени рождения (обязательно с указанием вероисповедания) и свидетельство (или удостоверение) об окончании курса в начальной школе. Свидетельство от врача не обязательно, так как все поступающие в школу подлежат медицинскому осмотру после экзамена.
Вакансий в общежитии только 7. Плата за содержание (стол, баня, стирка) остается прежняя – 55 руб. в год; сумма эта должна быть внесена в 4 срока: 1 сентября, 1 ноября и 8 января по 15 руб. и 1 апреля – 10 руб. Кроме того вновь поступающие вносят единовременно 5 руб. на инвентарь и 3 руб. на учебники все 3 года. Платье коричневатого цвета, к нему черный и белый фартуки. Желательно, чтобы и верхнее платье было того же цвета» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел официальный № 28, 12 июля 1914 год).


Школа за Троицкой церковью

Паломническая экскурсия учениц, Ярополческой второклассной Школы в 1915 году

Лет 10—15 тому назад описания школьных экскурсий вообще и паломнических в частности читались с большим интересом, как новинка. В настоящее время они не представляют чего - л. выдающегося; а что делается более или менее обычным явлением, к тому, естественно, и интерес в значительной мере ослабевает. Но как весеннее оживление природы, журчание ручейка, порхание бабочек, пение пташек, появление зелени... успокоительно, оживляюще действуют на человека, так и экскурсии — в существе дела — не потеряют никогда всецело своей прелести. Оживление детей, почувствовавших себя свободными от оков школьного режима, почувствовавших себя в особенной, детской близости к своим воспитателям (ницам), д. б высоко ценимо и наставниками. и родителями; не безынтересно также описание экск. д. б. и для всех, кто любит дело народного образования,— для всех нервно страдающих людей, задыхающихся в душной атмосфере раз. условных правил, формализма... А потому берусь за перо не только по просьбе участниц экскурсии, но и в надежде, что мой скромный труд хоть на неск. минут отвлечет мысли читателей от нудных жит. забот, вызовет воспоминания о собственном детстве и отрочестве, даст почувствовать свежесть детского умиления и беззаботного веселия.

В Ярополческой второклассной ж. школе учебный год обычно заканчивается молебствием и прощальной беседой о. заведующего, после чего следуют долгие слезы... Дня 2—3 ученицы старшего отделения медлят разъезжаться; а эти дни посвящались ранее на прогулки в окрестные селения, иногда по воде на лодках... Года 4 тому назад прогулкам этим учащие решили придать характер образоват. экскурсий, и в продолжении 3 лет конечным пунктом их был г. Нижний-Новгород. Экскурсия стала мечтой кончающих курс,- мечтой, на которой они нередко отдыхают после утомительных урочных занятий. Вскоре после Р. X. ученицы обыкновенно ставят на обсуждение вопрос, куда им направиться в экскурсию. В настоящем году предполагалась сначала паломниц. экскурсия в г. г. Кострому и Ярославль по воде, а обратно — по железн. Дороге. Но в виду повышенной стоимости проезда по воде в настоящем тяжел. году от этого плана пришлось отказаться: попечительницы при школе нет, значит свободными суммами школа не располагает, а сами девочки — в большинстве дети бедных родителей — не в состоянии были внести и половинной стоимости этой экскурсии. Ученицы скоро поняли несбыточность этой мечты и примирились, но совсем отказаться от этой экскурсии были не в силах. Снова начались переговоры с учащими и переписка с родителями, и 14 девочек получили от последних благословение — ехать в г. Муром — на поклонение Мур. Чудотворцам. Чтобы поездка состоялась непременно с участием о. Заведующего, решили отправиться в воскр. 3 мая — по жел. дороге. Предварительно послана была Преосвященному Еп. Митрофану покорная просьба, не посодействует ли он в приискании места для остановки. Преосвященный отечески отнесся к просьбе и, переговорив с Настоятельницей Троицкого монастыря, сообщил, что игумения Азария любезно предлагает приют в своей обители. Ответ Преосвященного, конечно, встречен б. девочками с восторгом. Омрачились сборы лишь тем, что 7 д. на свои просьбы отпустить их в путешествие не получили согласия от родителей, а 2 д. заболели и горько плакали, расставаясь со школой и подругами.
Вот девочки возбужденные, радостные, оживленно беседуя, пешком со старшей горячо любимой ими учительницей Архангельской спешат на ж.д. станцию «Вязники». Билеты уже приготовлены кассиром, т. к. льготное экск. свидетельство послано было, за несколько дней. Раздается звонок ..., подходит уже и поезд. Девочки в страшном беспокойстве поминутно выбегают на подъезд и прислушиваются, не едет ли экипаж. Ведь и деньги, и вещи, дорожный запас — у заведующего, а он почему-то не прибыл во-время. Поезд отошел; экскурсанты остались и обсуждают, что делать? Через ¼ ч. явился о. заведующий, послышались радостные восклицания, показавшие, как дорога была для них мечта об экскурсии. Выяснилось, что заведующего обманул легковой извозчик, и он, вполне понимая горестное положение учит. и воспитанниц, поспешил взять тяжеловоза, надеясь поспеть хотя бы ко 2-му ноч. поезду.
В вагоне разместились далеко не свободно; но о сне сначала никто и не думал. Оказалось (как это ни странно), что одна девочка никогда еще не ездила по жел. дороге, и она доставила не мало удовольствия подругам, делясь с ними впечатлениями. 1 ½ часовая остановка в Коврове тоже не была очень тягостной: время прошло незаметно отчасти в осмотре города, отчасти в беседе с вышедшими встречать ковров. подругами и 1 учительницей — бывшей ученицей Ярололч. школы. Снова в вагоне. Немного подремали. При восходе солнца девочки,— страстные любительницы пения и преимущественно — церковного, стали тихо напевать «Слава в вышних Богу» мз. Мясникова; к сожалению, не зная наизусть всего песнопения, скоро затихли, что — видимо — очень огорчило бывших в вагоне посторонних спутниц. Вскоре показался Муром; блестели на солнце главы Вознесенской ц. В Троицком монастыре мы встретили прием, какого мы и не ожидали: для экскурсанток был отведен целый дом — келия родственниц прежней игумении; явились послушницы с услугами, в чем сказалась материнская заботливость настоятельницы. Оправившись, немедленно пошли к литургии в местный храм и, не смотря на утомление, выстояли службу до конца, прослушали акафист в.-м. Пантелеймону, а после литургии явились к настоятельнице радушной хозяйке. По наведенным справкам оказалось, что мы могли выехать из М. по Оке только утром следующего дня. За это время сходили в собор и Благовещенский монастырь, где о. заведующим отслужены б. молебны св. Чудотв. бл. кн. Петру и Февронии, Константину с чадами Мих. и Феодором; пели, конечно, сами девочки. Все дев. приклад. к мощам еще впервые. По выходе из храма завели оживленную беседу о нетлении св. мощей. Направились в Спасский м. принять благословение от Его Преосвященства и выразить ему признательность за милостивое отношение к нашему ходатайству и попечение о нас. И здесь экскурсанток встретил отеческий прием. Побеседовав с о. заведующим и учи-цей. Преосвященный благоволил прослушать пение уч-цами след. песнопений: «Господи! Услыши молитву мою»... «К Богородице прилежно ныне притецем». Патриаршее многолетие и др. Преосвященный, одобрив пение, благосклонно высказал, что с такими певчими он с удовольствием отслужил бы и в будничный день литургию в своей домовой ц. Эти слова были для экскурсанток великой наградой за их любовь к пению. В заключение беседы Преосвященный сделал дар старшей учит-це (она же и учит. пения) — «сборник пасх. песнопений» Аллеманова — в голосах и партитуре. Самый город — своими постройками, магазинами... не произвел особенного впечатления на экск. Снова мы в стенах Троицкой обители. Девочки ведут себя сдержанно. «Вероятно, как мы досаждаем монашествующим своей громкой болтовней и смехом» — беспокоятся они. Успокаиваем их, говоря, что крик чаек доставляет удовольствие плывущим на корабле, что никто не сетует, когда птички шумно садятся даже на кресты и кровлю храма. Вечером экскурсантки слушали спевку в монастыре. Голоса монашествующих очень понравились; не видя поющих, можно было подумать, что поет смешанный хор, а не чисто-женский: басы и альты оч. сильные и дов. обширного диапазона; строй пения тоже очень заметно отличался от пения яронолч. ученического хора — протяжностью, певучестью... По окончании спевки по желанию монашествующих исполнили несколько пьес и экскурсантки. Хотя их было оч. мало, но своим пением и они в свою очередь заинтересовали. Одни и те же пьесы в исполнении того и другого хоров получали различные оттенки. Начался оживленный обмен знаний между регентшами с обещаниями переписываться и делиться новинками.
Жалко было скоро оставлять обитель, но... впереди еще длинный путь. Пошли к настоятельнице благодарить и откланяться; здесь опять чудный прием; после приятной общей беседы за чаем Игумения тоже послушала пение учениц и настойчиво заставила их взять от нее по-русски «на гостинцы». С позволения м. Игумении и экскурсантки затем, окружаемые роем благородных послушниц и монахинь, пошли по келиям — поближе присмотреться к их жизни, занятиям, и везде увидели образцовую чистоту, порядок... Утром дев. с великим сожалением оставили монастырь, и приложившись к мощам, поспешили на пристань; взяли билеты до Горбатова, чтобы затем пересесть на Клязьм. пароход. Уходящие берега с прихотливыми очертаниями, леса, селения, рыбацкие хижины, стада... все ласкало взор, а чудная погода делала поездку особенно приятной. Вот место, где некогда была стоянка Иоанна Грозного, откуда он смотрел на войска, шедшие в Казань. Когда окрестные виды примелькались, девочки стали записывать свои впечатления в альбомы и заниматься играми, взятыми из школы; военно-морская игра особенно заинтересовала посторонних пассажиров; завязалась беседа о военных действиях на море и на суше. Чай пили и закусывали большею частью на палубе; не богаты были запасы, но трапеза казалась роскошной. «Вот и Горбатов» — говорят огорченные девочки; «окончилось путешествие по Оке, по Клязьме уж не так приятно будет ехать». Но оказалось: то не Горбатов, а с. Павлово, известное кустарным производством железных изделий. Долгая стоянка на пристани позволила нам пройти по селу, в котором насчитывается до 8 храмов; улицы почти везде мощеные, но недостаточно чистые; торговля бойкая. Зашли в земский склад кустарн. изделий и накупили на память ножниц, ножичков, замков и т. п. По дороге к Горбатову не случилось и не встретилось ничего достопамятного. Вечером — при солнечном закате у экскурсанток явилась потребность попеть,— и не светские песни, а церковные: «Свете тихий» (Васильева), «Хвалите имя Господне» — «Ныне отп.» и др., что привлекло к поющим почти всех пассажиров и заставило притихнуть бывших внизу рабочих. В Горбатове ждало нас разочарование: здесь узнали мы, что пароход пойдет вверх по Клязьме не через 1 ½ часа, как говорили в Муроме, а через 1 ½ дня. Решили взять билеты до Дуденева, чтобы оттуда продолжать путь по жел. дороге; но и там не посчастливилось: чтобы переехать Оку, надо было просидеть всю ночь на жалкой пристани, да и погода к тому же испортилась, шел дождь. Обещанный льготный проезд до Нижнего, перспектива посмотреть этот большой город — соблазн. девочек, и мы отправились дальше. Радость девочек неописуема: им во что бы то ни стало хотелось продолжать путешествие, а тут еще впереди большой живописный, исторический город! Рано утром 6 числа подъезжаем к Нижнему. Вид великолепный; не знаем, на чем остановить взор: тут снуют большие и малые пароходы, моторные лодки...; там направо по склону крутой горы раскинуты красивые здания, храмы; стены кремля, налево всемирно-известная Нижегор. ярмарка с Собор. храмом и «Главным Домом». Девочки уговорили о. заведующего телеграммой объяснить задержку в пути и возвращаться с ними, а не по жел. дороге. По звону к литургии отправились в Собор на Архиерейское служение. Конечно, не утерпели,— в гору поднялись на элеваторе. И что за лица были у девочек: и удовольствие, и недоумение, и страх выражали они. Многие д., может быть, всю жизнь не увидят и не услышат того, что посчастливилось им слышать и видеть в этот день. Благолепие службы, роскошное пение, массивные голоса протодиакона и диакона... все это так очаровало экскурсанток, что они не чувствовали усталости. А после литургии — иного рода удовольствие: парад войска и учеников Кадетского корпуса при духовой музыке. Заметили дев., что одна женщина на параде войска прослезилась; «д. б. у нея муж, или сын на войне», сочувствуя предположили они, и 1 из экскурс. вспомнив о брате, тоже пригорюнилась. «Батюшка, вот здесь, вероятно, стоял Минин, когда говорил речь, призывая к ополчению против поляков; а здесь вот, наверно, росла с каждым часом груда пожертвований на военное дело». Не забудут дев. и Мининского садика,— горы откуда открывался вид на Волгу, еще не вошедшую в берега. «Все, точно в сказке», опять затараторили они; «мы, точно на ковре-самолете, то по ж. дороге, то на пароходе, то на элеваторе, попали в царство волшебника». «То не царство волшебника», - говорю им, «а царство Божие; читайте чаще и внимательнее эту преинтересную и поучительную книгу природы, рассматривайте произведения гения человеческого,— как человек талантом ума покоряет природу все более и более; но не забывайте и того, какие страшные опустошения и ломку — и в бездушной природе, и в духовной жизни производит злоупотребление даром Божиим. Перенеситесь мысленно на театр военных действий... Д. б. Вильгельм поддался искушению сатаны, обещавшего дать ему все царства мира, сделался его слугой и... к чему привел его затмившийся от гордости ум его?..» Так мало-по-малу завязалась беседа о войне... Но утомление в пути сказалось, да и до отхода парохода оставалось немного времени, поэтому от осмотра Музея, к сожалению, пришлось отказаться. На пристани Балина любезно предоставили нам возможные удобства в пути (неск. кают) и сделали надлежащую скидку в проездной плате. До Горбатова не случилось ничего выдающегося; девочки почти все время пели, и исчерпали весь свой репертуар. Пассажиры оч. интересовались, из какого учебн. заведения дев., и открыто высказывали свое удовольствие.
К немалому удовольствию юных экскурс. и к радости остальных пассажиров — в пути нас ожидала новая задержка. Дело в том, что по причине высокой воды пароходы не подходили под Галицкий ж.-д. мост, и тут происходила обыкновенно пересадка пассаж., а для этого надо было поджидать пароход сверху. Правда, нам в Нижнем обещали сломать рубку и снять трубы; и, действительно, сделали это, но пароход все же не подходил на 5 вершков. Решили дождаться, когда вода сбудет и рассчитали, что на это потребуется часов 10—11. Кто ехал с малыми детьми, или по оч. важному делу, чуть не плачет, а наши девицы не унывают, напротив — радуются. Узнавши точно, что дальше двинемся не раньше вечера, мы пошли прогуляться по селу; в конце его увидели деревянный храм и ц.-пр. школу; в ц. ограде спели Херувимскую песнь (Симонов.), посидели и, получивши от обывателей сведения, что сюда ездят для службы свящ-ки из Архангельского погоста, чрезвычайно обрадовались: «надо прoйти в погост, верст 6 — небольшое расстояние, посмотрим второклассную школу»; такая прогулка казалась тем более приятной, что заведующие — хорошие знакомые. К сожалению, о. И. Покровского дома не застали; тем не менее нас приняли очень радушно; чай, молоко, яйца — оказались превкусными. Второклассная школа оказалась по сравнению с Ярополческой похуже, и это вызвало какое-то горделивое чувство в экскурс. за свою школу. В высшей степени довольные проведенным днем вернулись к мосту и ночью поплыли дальше: вода, действительно, сбыла на 5 в. В Гороховце к нашему обществу присоединилась бывшая ученица — оконч. в 1914 г. — ныне перешедшая в 6 кл. гимназии. Начались рассказы о гимн. жизни, приятные воспоминания о прежней школе... Перед Вязниками настроение понизилось: приятное путешествие кончается и всем дев. предстоит в скором времени разъехаться, м. б., навсегда расстаться и с подругами, и с учащими... То одна, то другая дев. уходят с палубы в каюту — поплакать.. Эти слезы немелочные,— вызванные не прекращением удовольствия, а болью сердца, отрывающегося от того, к чему оно, так сказать, приросло за время школьной жизни. Это — стоны детища на груди матери перед отправлением хоть и в светлую — на первый взгляд, но, м. б., тревожную, бурную — впоследствии — даль. Эти слезы, как и те первые (после молебна), подобно тихому дождичку, падающему на вспаханное и засеянное поле, служат залогом того, что семена, брошенные на ниву детских душ, принесут хороший плод. Дай, Бог!
Заведующий С. I. Л.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 27-28. 11-го июля 1915).

После революции второклассная женская школа преобразована в высшее начальное училище, затем учебное заведение получило статус пятилетней школы 1-й ступени имени "Памяти 9 января".
В 1927 году учащиеся литературного кружка под руководством Н.А. Архангельской написали М. Горькому письмо, получили ответ. Администрация школы обратилась к органам местной власти с просьбой присвоить школе имя писателя. Просьба была удовлетворена.
Восемь лет школа была семилетней, затем реорганизована в среднюю.
В то время в учебном заведении работали драматический, танцевальный, литературный кружки, особенно славился хор. В нем состояло 100 человек. Ребята поддерживали тесную связь с А. Твардовским, который неоднократно помогал школе материально.
В годы войны основное здание школы было отдано под госпиталь.
В послевоенные годы школьная жизнь оживилась. Работало много секций и кружков, а также хор и даже струнный оркестр. Руководил работой талантливый музыкант А.П. Трушко. А учительнице М.А. Архангельской первой в городе Вязники присвоили звание "Заслуженный учитель школы". В 1954 году высокого звания удостоили А.В. Колесову.
К школе сделали пристройку, открыли спортзал, столярную мастерскую, класс автодела, работал кружок мотоциклистов, автомоделистов. Проводились великолепные горьковские вечера.
Учитель математики М.П. Виноградова стала "Заслуженным учителем".


Бюст М. Горькому

Улица Школьная, д.1в

В 1970 году во дворе школы №1 им. М. Горького установлен бюст Максиму Горькому.
Большую лепту в развитие школы в 60-70-х гг. внес Н.А. Миронов. В эти годы произведена реконструкция здания, получилось дополнительное число оборудованных кабинетов, юннаты школы становились участниками ВДНХ. Создан музей имени А.М. Горького. Звание "Заслуженный учитель" присвоено учительнице начальных классов Л.И. Курылевой.
В 70-80-х гг. школу возглавляла Р.М. Боровкова. В этот период проведена огромная работа по оснащению кабинетов техническими средствами обучения. Члены клуба "Ярополч" участвовали в V Всероссийском литературном празднике в городе Горьком. Еще двое учителей: Р.М. Боровкова и В.А. Смирнова стали "Заслуженными учителями". Таким образом, высокого звания удостоены шесть учителей школы № 1 им. М. Горького.
06.06.2001 года школа преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени М. Горького" (МОУ "СОШ № 1 им. М. Горького"). На основании постановления главы местной администрации Вязниковского района от 30.06.2011 года № 530 МОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" ликвидировано.

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО" действует с 22 августа 2001 г. См. Православная гимназия имени прп. Серафима Саровского
Дедюхинская Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в г. Вязники
Город Вязники

Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.12.2017)
Просмотров: 1023 | Теги: Вязники, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru