Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.12.2017
09:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [730]
Суздаль [268]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [190]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [137]
Гороховец [30]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [16]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
zanozinaelena

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Кистыш, Суздальского района

Село Кистыш

Кистыш — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения. Село расположено на берегу речки Кестра (бассейн Клязьмы) близ границы с Ивановской областью в 13 км на север-запад от райцентра города Суздаль.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Яневской волости Суздальского уезда.
С 1929 года село являлось центром Кистышевского сельсовта Суздальского района, с 1965 года — в составе Романовского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 582 чел.; в 1897 г. – 700 чел.; в 1926 г. – 935 чел.; в 2010 г. – 26 муж. и 24 жен., всего 50 человек.

- Мерянское селище «Кистыш» (VI-X вв.) расположено в 2 км. к северо-востоку от с. Кистыш, правый берег р. Кестра. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа.
- Селище «Кистыш-2» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 1,6 км северо-восточнее от сев.-вост. окраины с. Кистыш, правый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш-3» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 0,3 км к западу от северо-западного края с. Кистыш. В селище «Кистыш-3» обнаружены усадьбы с частоколом.
- Селище «Кистыш-4» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 0,1 км юго-западнее от церкви с. Кистыш, левый берег ручья (правый приток р. Кестра).
- Селище «Кистыш-6» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено у церкви с. Кистыш, юго-западная часть села.
- Селище «Кистыш-7» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в с. Кистыш, северо-западная окраина села.
- Селище «Кистыш-8» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в сев.-вост. часть села Кистыш, к северу от школы.
- Селище «Кистыш-9» (IX-X вв.) расположено в 2,2 км северо-восточнее с. Кистыш, правый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш 10» (IX-X вв.) расположено в 1,35 км к северо-востоку с. Кистыш, левый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш 11» (XII-XIII вв.) расположено в 2 км к юго-западу с. Кистыш, левый берег р. Кестра.

Храм в Кистыше - врата в Царствие небесное

Автор: Елена Холоднова

Первое упоминание о селе Кистыши (Кистош) относится к 1521 году. Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения.
Василий Иванович Суворов построил с селе Кистыши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Об ундольском поместье великого полководца Суворова написано много, а вот еще об одной суворовской вотчине - селе Кистыш под Суздалем - известно меньше.

В первых числах августа 1784 года генерал-поручик Суворов писал своему соседу по суздальскому имению В. Шимановскому: "Государь мой Василий Матвеевич! Я обещаюсь в Успенский большой мясоед пробыть в суздальской моей вотчине Кистоши, потому покорнейше прошу Вас, Государя моего, не угодно ль будет в оное время переехать на жилище в свое Менчаково, поелику мне с любезным весьма соседом будет весело:
"Путешествие из Ундола в Кистыш было довольно продолжительным, и подготовка к нему велась основательно. По этому поводу хозяин вотчины своему управляющему сделал следующие письменные распоряжения: "На наш поход из Ундола в Кистош пойдут 2 кареты по 4 лошади - 8 лошадей, 3 тройки с людьми и поварского - 9 лошадей. В остатке - 14 лошадей. Приборы кухонные на 8 персон, напитки на дорогу, сладкой и горькой, квасу, аглицкого и русского пива; бордосского вина 3 бутылки, сантуринского 6 бутылок. После покупать вино в Суздале. Взять в дорогу соленой рыбы для ботвиньи и невод. В чемодан положить 8 рубашек с прибором, в том числе шитых манжет, кафтанов - синий один, зеленый один, драгунский один, куртку с прибором". В походах и по делам службы Суворов скачет на перекладной телеге или верхом на казацкой лошадке, грызет солдатские сухари, спит на соломе, выносит, как рядовой, все тяготы военного бремени. Но "на гражданке" его торжественно сопровождает целая свита со всем скарбом, приличным владельцу больших имений.

Село Кистыш (Кистош) впервые упоминается в «Разъезжей грамоте 1521 г.», где говорится, что при размежевании земель с. Дубенского (Дубенки, Юрьевский уезд) и с. Лычева (Юрьев. у.) в качестве свидетелей были «крестьяне Великаго Князя Переложской староста Родионъ Токмаковъ, съ Кистоши Олешка Чалбухин». Отсюда видно, что село Кистыш было великокняжеской вотчиной.
Василий Иванович Суворов, отец будущего полководца, в свое время совместно с Андреем Ивановичем Порошиным владели суздальским селом Кистыш. Сюда на летний отдых приезжали их семьи. И вероятнее всего, что летнее время своих детских лет - время самых ярких впечатлений - Саша Суворов проводил именно в Кистыше.
Василий Иванович Суворов оказал большое влияние на сына. Есть свидетельства сослуживцев Суворова о том, что он во всех своих походах не расставался с отцовской шинелью, которую солдаты называли "родительской". Минуло пять лет со дня кончины Василия Ивановича. И в своем суздальском имении 11 мая 1780 года А.В. Суворов дает указание вместо пришедшей в ветхость деревянной построить каменную церковь святителя Василия Великого, небесного покровителя горячо любимого им отца. Вот строки из письма доверенного лица Александра Васильевича и местного батюшки пресвященному Тихону, епископу Суздальскому и Юрьев-Польскому: "Показанная церковь Василия Великого деревянная, от давнего построения пришла в крайнюю ветхость, вместо коей возымел намерение Его Высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную церковь втож наименование с приделами по левую сторону пророка Божьего Ильи, а по правую Александра Невского". В середине апреля 1780 года была начата закладка фундамента каменной церкви в Кистыше, а 12 ноября 1782 года состоялось освящение этого храма. Сохранилось предание, что Суворов приезжал на первую литургию в храме и отстоял всю службу.

В зрелые годы только в три лета, и то наездами, пожил Суворов в Кистыше, в родовом своем (еще дедовском) имении со своей семьей. И каждый день своего пребывания в селе приходил он в храм Василия Великого. Брал обычно благословение у батюшки пономарить, петь на клиросе и читать "Апостол". Часто просил разрешения молиться в алтаре, что очень любил. Молился он почти всегда слезно, с истинным покаянием. Пел густым бархатным басом. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шепотом. Как-то, спускаясь с хоров, Суворов сказал: "Горе в том, что только что я побывал на небесах, в самом Царствии небесном, а теперь приходится вновь спускаться на нашу грешную землю, и вновь страдать и каяться за грехи наши".

Его забота о жителях Кистыша подтверждается документально. В начале сентября 1785 года Суворов пишет из Ундола в Кистыш П.А. Борщову: "Неимущим крестьянам (вновь прикрепленным от господина Ладоженского) пособить миром во всех недостатках, кому в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. Крестьянские бани нынешней зимою сделать две новые: Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и пр. в саду. Крестьяне, которые самовольно повенчались и были грубы против священников, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филипов пост. Хлебовский пруд исправить непременно будущей весною. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком..."

Милое слово "глубинка" предполагает что-то чистое. Нынешнее село Кистыш глубинкой называть не хочется. Это самое что ни на есть захолустье. И доживает оно, может быть, последние десятилетия, поскольку попадает в категорию неперспективных сел. Ни водопровода, ни газа, "скорая помощь" не приедет. Ясна и картина осквернения и разрушения кистышской церкви. Не хочется об этом говорить. Хочется войти в храм Василия Великого и хотя бы мысленно восстановить его былое великолепие. Представить себе, что примерно где-то здесь, напротив престола Василия Великого, между Небом и грешной землей, находились хоры, и эти стены слышали голос великого Суворова. А здесь, в алтаре, слезно молился генералиссимус об Отечестве нашем, о ближних своих.

При Смоленском храме в городе Суздале одно время действовала инициативная группа, которая пыталась возродить память о "русском Архистратиге", привлечь внимание общественности к заброшенной святыни, связанной с именем Суворова. В Кистыше был уже и музей полководца с интересными экспонатами, но он сгорел. Было положено и начало восстановлению храма Василия Великого: трудами и на средства неравнодушных людей был возведен новый купол с крестом - копией того креста, что был изначально. Сам крест суворовских времен теперь хранится на территории Смоленского храма.

С восточной стороны церкви Василия Великого установлен поклонный крест Архистратигу Александру. Простой деревянный крест, проще некуда. В храме служатся молебны...

После А.В. Суворова село принадлежало его любимой дочери Суворочке - графине Н.А. Зубовой, а потом внуку - надворному советнику графу Валерьяну Николаевичу Зубову, который завещал его своим родственникам Леонтьевым.
В частном владении село находилось вплоть до революционных событий 1917 года.
«В ночи с 21 на 22 число минувшего октября 1839 года в селе Кистоше Суздальского уезда у одного крестьянина на дворе, вероятно от неосторожности, произошел пожар, коим истреблено 19 крестьянских домов с надворным строением и 11 житниц с имуществом и хлебом, отчего крестьяне понесли убытку на 19850 рублей. Притом, в соседнем доме с загоревшимся, во время крепкого сна, захвачены были пламенем и сгорели 4 крестьянских мальчика и 1 девочка, кроме того, 6 человек крестьян сильно обгорели, из коих 3 вскоре и померли».
В 1895 году село Кистыш Суздальский уезд, Яневская волость:
1. Число жителей в селении: мужчин - 321, женщин - 388;
2. Сколько уходит на заработки: мужчин - 50, женщин - 0, подростков - 10;
3. Куда уходят: каменщики, плотники, штукатуры уходят в Москву и Сергиев-Посад, пастухи – в Шуйский уезд;
4. Названия отхожих промыслов: каменщики, штукатуры, плотники, пастухи;
5. Какими промыслами занимаются остающееся дома население: хлебопашество;
6. Кустарными промыслами не занимаются (Памятная книжка Владимирской губернии на 1895 год.).
Фролов Н.Н., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта в 1903 году.
Срывков В.И., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта с 1905 года.
В селе Кистыш Сидоров Егор Лаврентьевич, кузница продана в 1911 году.

Церковь Василия Великого

В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало».
Кирпичная церковь с колокольней была построена в 1780-1782 гг. на средства А.В. Суворова. Разрешение на освящение ново-построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию.
«Престолов в церкви три: в настоящей – холодной во имя Св. Василия Великого и придел – во имя Св. пр. Илии, в теплой трапезе – во имя Св. Благов. Вел. Кн. Алесандра Невского.
Церковной земли имеется: усадебной 3,380 кв. саж., сенокосной 3 дес. 50 кв. саж. и пахатной 30 дес. Плана на землю и межевой книги нет.
К церкви Кистыша и села Торок приписана церковь села Вишенок, в одной версте.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода на содержание причт получает: от земли 200 руб. сер., за требоисправления 250 руб. сер. и от сбора зерновым хлебом 50 руб., а всего до 500 руб. сер. Кроме того, причт получает половину доходов от прихода села Вишенок; другою же половиной доходов пользуется причт села Торок; дома у причта собственные, на церковной земле.
В Кистыше числится 149 дворов, 342 души мужского пола и 411 душ женского пола.
С 1885 г. в селе существует церковно-приходская школа. Орлов Егор Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1900 году, учитель Кистышской церковно-приходской школы Суздальского уезда.».
/Добронравов, Василий Гаврилович. 1896 г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Суздальский и Юрьевский уезды./

Соколов Андриан (без отчества). В 1788 году обучался в инфиме. В этом году за ним утверждено место пономаря в селе Кистыш.
Тихомиров Федор Иванович. В 1788 году из грамматики определен дьячком в село Кистыш Суздальского уезда.
Олерский Ефим Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1820 году, с 1820 по 1831 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Парвицкий Тимофей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1826 году, с 1831 по 1837 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Крутецкий Дмитрий Данилович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1842 году, с 1844 по 1877 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Святухин Григорий Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1858 году, с 1878 по 1883 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Виноградов Андрей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1866 году, с 1883 по 1897 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда; далее переведен в село Бородино Суздальского уезда.
Орлов Петр Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1893 году, с 1897 года – священник села Кистыш Суздальского уезда.

В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистыши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников». Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта «Ввиду большого археологического интереса, представляемого этой церковью».

Закрыта церковь не позже 1930-х гг., колокольню взорвали в 1932 году.
В 1936 г. неполная средняя школа с. Кистыш Суздальского района занимала верхний этаж двухэтажного здания, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать школе все здание, чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания. Идея безусловно очень хорошая: склады под школой как минимум источник антисанитарии. Но проводить ее решили в духе того времени - закрыв церковь, половину которой предполагалось отдать под склад, а другую половину - под физкультурный зал. 10 апреля 1936 г. на собрании сельсовета решение об этом было принято. Во время прений мнения по этому вопросу разделились: 4 выступающих высказывались в поддержку данного решения, но церковный староста А.В. Сидорычева грозилась поехать в Москву жаловаться, а М.Я. Трусова предлагала купить дом какого-нибудь единоличника, а церковь оставить.
18 апреля 1936 г. Суздальский райисполком, учитывая крайне стесненные условия в школе, ликвидацию с 1936 г. двухсменки и увеличение контингента учащихся на 80 человек, постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада. 26 июня того же года Ивановский облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды», добавив, что ближайшая церковь находится в с. Яневе (3,5 км).
6 июля того же года верующие шлют жалобу во ВЦИК о том, что церковь хотят использовать под склад, с просьбой оставить ее им. 10 июля они шлют уже более подробное письмо, где указывают, что религия не запрещена законом, что должна быть демократия, именно это и будет тем светлым будущим, которое они строят с 1917 г. 17 июля в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК прибыл председатель колхоза Егорычев для обоснования принятого решения: в селе 180 дворов, рядом находятся еще 2 села (300 дворов), в то время как ближайшая церковь находится на расстоянии 3 км в с. Ивановском-Шуйском, кроме того, у колхоза имеется 5 000 рублей на переоборудование. 13 сентября Комиссия утвердила закрытие, добавив, что за него проголосовало 152 человека, а против только 6. А уже 20 октября 1936 г. ВЦИК утвердил постановление Ивановского облисполкома от 26/06. - 36 г. о закрытии церкви в с. Кистыш Суздальского района; церковь использовать под школу.
Тут следует обратить внимание на изменение цели закрытия церкви по принципу «сломанного телефона»: сельсовет предлагает отдать школе помещение склада, а церковь использовать под склад и физкультурный зал; райисполком постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада; облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды»; ВЦИК - под школу. Это сыграло с местными властями злую шутку. В начале декабря 1936 г. верующие пишут во ВЦИК, что согласно постановлению ВЦИК от 20 октября 1936 г. церковь закрыта под школу, а «Суздальский райисполком передал нашу церковь колхозу, который устроил в ней не школу, как было решоно ВЦИКом, а зерновой склад. Иконы, хоругви и другую церковную утварь побили, с икон сняли ризы; шелковые платки, чехлы к подсвечникам и некоторые другие вещи, принадлежащие верующим, но находящиеся в церкви, были тоже изъяты. Верующих не допустили на закрытие. Просим наказать открытое оскорбление нашего религиозного чувства и вернуть церковь». Уже 8 декабря ВЦИК пишет в райисполком, что церковь постановлением ВЦИКа от 20.Х. - 36 г. была закрыта под школу, на личном приеме представитель правления колхоза т. Егорычев подтвердил это, указав, что на переоборудование есть 5 000 рублей, но используется церковь под склад, т.е. ВЦИК введен в заблуждение, и требует дать исчерпывающий ответ. 20 декабря Суздальский райисполком ответил: « В с. Кистыш Суздальского района неполная средняя школа занимала верхний этаж двухэтажного здание, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать (чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания) все здание школе, а церковь использовать: ? под склад и ? под физкультурный зал».
26 августа 1937 г. Комиссией была заслушана докладная записка о выполнении горсоветами и райисполкомами постановлений Президиума ВЦИК о ликвидации и использовании молитвенных зданий под культурные цели. Не трудно догадаться, что закрытие церквей при последующем неиспользовании их служило благодатной почвой для нежелательных настроений среди верующих, наличие таких церквей было самой яркой и выразительной антисоветской и контрреволюционной агитацией. На территории современной Владимирской области среди церквей, закрытых в 1936 г. Президиумом ВЦИК, таких было две: в с. Знаменском Киржачского района и в с. Кистыш Суздальского района. Вторая, закрытая 20 октября 1936 г. под школу; используется под склад хлеба и читальню, т.к. нет средств; в 1938 г. будут отпущены. Комиссией было решено: «Не переоборудованные под указанные в постановлениях об их [церквей] закрытии цели… в ближайшее время использовать по назначению; оказать содействие местным органам власти в получении средств на переоборудование зданий». Согласно отчету Владимирского облисполкома для Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР от 5 февраля 1962 г. в церкви был склад.

Церковь находилась в полуразрушенном состоянии. Ремонт начат в конце 2000-х годов усилиями общины Смоленской церкви в Суздале. С 2011 года начато активное восстановление храма при поддержке "Регионального некоммерческого благотворительного общественного Фонда помощи ветеранами инвалидам силовых структур «ОМОФОР».

23 мая 2015 г. в в с. Кистыш Суздальского района в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 215-й годовщины со дня праведной кончины Великого русского полководца Александра СУВОРОВА фондом "ОМОФОР", администрацией Суздальского района и Владимирским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» была проведена акция по посадке гражданских аллей, закладке яблонего сада, а также проведены работы по благоустройству территории вокруг Храма святителя Василия Великого, построенного Александром Суворовым в память о своем отце Василии Ивановиче Суворове, крестнике и сподвижнике Петра I и установлена звонница в ансамбле 6 колоколов.

Кистош – вотчина Суоврова

/Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная деятельность. Издал Н. Рыбкин. Москва. 1874/

«13 августа 1784 г. Кистош.
Матвеич! Какая ошибка! Взял ты Петрова (военного фельдшера), а я Васильева. Кузьма-Федор Иваныч (доктор немец) из разъезда не бывал. Некому в Ундоле и кровь пустить. Ты тотчас отпусти Петрова в Ундол; а тебе Иван Куракин, который при сем и отправляться должен. Впрочем принял бы ты к себе деньщика из рекрут. Что у тебя за белые чернила? а?
По Рождествену исправляй все. Чини там дом,— иногда к зимнему приезду. Рожь оставить только на обретающихся в Рождествене и в москов. доме, да в запас можно оставлять иногда на мое летовье с небольшою свитою, как она не пропадет или после продана быть может. Токмо на семяна оставлять предовольно. А. Суворов».

«Сентября 25 дня 784 г. Матвеич! Аглицкого пива бочку купи. Я его поделю здесь с соседями. Сию минуту на подводах захотел в тебе съехать Николашка (Николай Ярославцев — лучший музыкант и актер), чтобы сочетаться законным браком с воли и обещает то исполнить чрез месяц; то тако или сяко, а более месяца его не держи и с матерью или Бог даст с супругою отправь его обратно ко мне. А жить ему в московском доме пока где в углу без пустодомства. Сервиз модный белый на 12 персон сорока рублевый в Кистоше не годится. Один калмык (У Суворова было два калмыка, купчею приобретенных в степях у князя калмыцкого, и кажется за проворство и куплены эти калмыки.) недавно у меня там в раз разбил девять тарелок; а лучше в 8 руб. или хоть побольше. Но только чтоб узор не зеленова цвета и с разводами. За птицею хождение иметь в Рождествене кухмистеру Сидору с его супругою, которым производить обыкновенные, не чрезвычайные, рождественские при провианте порционы. Детям и до 5-ти лет половинный провиант, а с 5-ти лет полный для поощрения детородства. Да недослал ты игрушки лотовой и карамболевой игры ящик. В нем костяные марки по многу призов в 4-х коробках — каждая особого цвета белый, желтый, зеленый, алый. Думаю цена около семи рублей. Купи и пришли. Да недослал ты еще дюжину карт и книжку гадательную для резвости и затем хоть недорогую камер-обскуру, купи и пришли мне еще книжку Фонтенелеву о множестве миров. По рецепту Кузьмы-Федора Ивановича (доктора немца) заплати в аптеке и лекарств пришли».

При отбытии из Ундола в другие имения, в мае 1785 г.
«Приказ по Суздальской вотчине с. Кистоши с деревнями.
1. Неимущим крестьянам (вновь прикупленным от г. Ладыженского) пособить миром во всех недостатках, кому в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. При исправлении же их чрез год или более они должны уплатить за эту помощь по цене деньгами (но не работою) или натурою возвратить, а так не дарить.
2. Крестьянские бани нынешней зимой сделать две новые.
3. Овины крестьянские отнести от строений дальше.
4. Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и проч. в саду.
5. Пруды весной вычистить и дом проконопатить.
6. С бурмистра взыскать штраф 20 р. за то, что он не старался смотреть за моими лошадьми и довел, что одна лошадь пала. При сем из села Ундола посылается еще две лошади в с. Кистош. Их содержать на корму, как и прочих.
7. Крестьян, которые самовольно повенчались и были грубы против священника, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филинов пост.
8. Сделать мне на оброчные деньги две укладистые повозки на зимнем ходу. Буде своих мастеров на то нет, то нанять на стороне мастера и все оное прислать в самой скорости».

«Приказ об исправлении пруда в с. Кистоши.
Хлебовский пруд исправить непременно будущею весною, так как ныне (1785) не свободно. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком. Реченный пруд, как только будет вырыт, то на его дно насеять овса, ржи, сенной трухи, а также и разной речной травы, чтобы окоренилось дно для корма рыбы, а потом чрез полгода или как заметно будет, что рыбе есть чем питаться, насадить из прежнего пруда рыбы на развод довольное число, напустив воду».

«Приказ 1785 г. о погребе, саде и колодце в с. Кистоши.
Погреб в Кистоши исправить; понеже в нем была вода и внутрь песку выше подсыпать; також с льдом поступать осторожнее и плотнее набивать, чтобы лед не так, как сего года, скоро растаял, а лежал бы до нового.
От индеек не было приплода. Для того их променять с придачею денег на лучших и остерегаться, чтоб не обманули. Кур содержать только лучших. Примечания о приплодных курах здесь письменные мною приложены. К этому наблюдать опыты и крестьянок, кто из них лучше в уходе знает. Цветников в саду побольше прибавить и засадить хорошими разными цветами. Ягоды размножить и отсюда кусты их к пруду выше в пояс поднять; ибо тут назади всякое дерево по сырости вызябает. Колодец садовый очень запущен и того ради его аршина на два ниже вырыть и сруб в нем исправить, чтоб на поверхности был не выше, как около аршина и сделать над ним крышу. Також прогнать из него желоб к пруду».

Приказ собираться из Ундола в Суздаль.
«На наш поход из Ундола в Кистош пойдут две кареты по 4 лошади … 8 лошадей три тройки с людьми и поварской. … 9 лошад. В остатке 14 лошадей; в том числе две натертых и одна беременная. Оставить в Ундоле беременную; а натертых взять с собою и с ними весьма бережно поступать, равно взять и верховых лошадей. Приборы кухонные на 8 персон; напитков на дорогу; сладкой и горькой, квасу, аглицкого и русского пива; Бордосского вина 3 бутылки, Сантуринского 6 бутылок. После покупать вино в Суздале. Взять в дорогу соленой рыбы для ботвиньи и невод. В чемодан положить 8 рубашек с прибором; в том числе шитых манжет; кафтанов синий 1; зеленый 1; драгунский 1; куртку с приборами. По отъезде моем выбрать старосте в Ундоле караул надежный в моем доме, где будут храниться и драгоценные вещи». А. С.
Гений войны по делам службы скачет на перекладной телеге или верхом на казацкой лошадке, питается сухарями и выносит, как рядовой все тягости походов. Но в вотчинах его торжественно сопровождает целая свита; поезд его в 17 лошадей; кухня снабжается Бордосским, Сантуринским, и всеми запасами, приличными владельцу больших имений. Здесь уже является нам в Суворове совершенно другой человек, который чрез год после, в рядах армии, будет опять и постником, и неусыпающим тружеником без всяких затей барства. Впрочем во всю свою трудовую семидесятилетнюю жизнь, не более, как три года, этому человеку и досталось пожить и отдохнуть в своих вотчинах.
Все источники, какие только можно было добыть ныне, приводят к одному единственному убеждению и заключению, что Суворов был велик и в мелочах, в трудах службы, и в деревне отдыхе, что в оригинальных его поступках везде заключался или великий ум или прекрасное сердце. Все его странности при дальнейшем обсуждении и знакомстве с веком, в котором он жил, уже не кажутся странностями. Первое невыгодное впечатление тотчас проходит и заменяется убеждением даже в том, что Суворов именно так и должен был действовать в той среде, куда попадал он по своим обстоятельствам.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (22.04.2016)
Просмотров: 1248 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика