Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
18:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Кистыш, Суздальский район

Село Кистыш

- Кистыш. Селище, 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 2 км. к северо-востоку от с., правый берег р. Кестра, правого притока р. Ирмес.
- Мерянское селище «Кистыш»,VI-X вв. с. Кистыш, 2 км СВ, правый берег р. Кестра. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа.
- Селище «Кистыш-2», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 1,6 км СВ от сев.-вост. окраины, правый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш-3», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 0,3 км к западу от северо-западного края села. В селище «Кистыш-3» обнаружены усадьбы с частоколом.
- Селище «Кистыш-4», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 0,1 км ЮЗ от церкви, левый берег ручья (правый приток р. Кестра).
- Селище «Кистыш-6», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, у церкви, юго-западная часть села.
- Селище «Кистыш-7», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, северо-западная окраина села.
- Селище «Кистыш-8», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш (сев.-вост. часть села, к С от школы).
- Селище «Кистыш-9», IX-X вв. с. Кистыш, 2,2 км СВ, правый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш 10», IX-X вв. с. Кистыш, 1,35 км к СВ, левый берег р. Кестра.
- Селище «Кистыш 11», XII-XIII вв. с. Кистыш, 2 км к ЮЗ, левый берег р. Кестра.

Кистыш от Владимира в 45-ти верстах, а от Суздаля в 8 ½ верстах, при р. Кестре.

Храм в Кистыше - врата в Царствие небесное

Автор: Елена Холоднова

Первое упоминание о селе Кистыши относится к 1521 году. Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения.
Василий Иванович Суворов построил с селе Кистыши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Об ундольском поместье великого полководца Суворова написано много, а вот еще об одной суворовской вотчине - селе Кистыш под Суздалем - известно меньше.

В первых числах августа 1784 года генерал-поручик Суворов писал своему соседу по суздальскому имению В. Шимановскому: "Государь мой Василий Матвеевич! Я обещаюсь в Успенский большой мясоед пробыть в суздальской моей вотчине Кистоши, потому покорнейше прошу Вас, Государя моего, не угодно ль будет в оное время переехать на жилище в свое Менчаково, поелику мне с любезным весьма соседом будет весело:
"Путешествие из Ундола в Кистыш было довольно продолжительным, и подготовка к нему велась основательно. По этому поводу хозяин вотчины своему управляющему сделал следующие письменные распоряжения: "На наш поход из Ундола в Кистош пойдут 2 кареты по 4 лошади - 8 лошадей, 3 тройки с людьми и поварского - 9 лошадей. В остатке - 14 лошадей. Приборы кухонные на 8 персон, напитки на дорогу, сладкой и горькой, квасу, аглицкого и русского пива; бордосского вина 3 бутылки, сантуринского 6 бутылок. После покупать вино в Суздале. Взять в дорогу соленой рыбы для ботвиньи и невод. В чемодан положить 8 рубашек с прибором, в том числе шитых манжет, кафтанов - синий один, зеленый один, драгунский один, куртку с прибором". В походах и по делам службы Суворов скачет на перекладной телеге или верхом на казацкой лошадке, грызет солдатские сухари, спит на соломе, выносит, как рядовой, все тяготы военного бремени. Но "на гражданке" его торжественно сопровождает целая свита со всем скарбом, приличным владельцу больших имений.

Село Кистыш (Кистош) впервые упоминается в «Разъезжей грамоте 1521 г.», где говорится, что при размежевании земель с. Дубенского (Дубенки, Юрьевский уезд) и с. Лычева (Юрьев. у.) в качестве свидетелей были «крестьяне Великаго Князя Переложской староста Родионъ Токмаковъ, съ Кистоши Олешка Чалбухин». Отсюда видно, что село Кистыш было великокняжеской вотчиной.
Василий Иванович Суворов, отец будущего полководца, в свое время совместно с Андреем Ивановичем Порошиным владели суздальским селом Кистыш. Сюда на летний отдых приезжали их семьи. И вероятнее всего, что летнее время своих детских лет - время самых ярких впечатлений - Саша Суворов проводил именно в Кистыше.
Василий Иванович Суворов оказал большое влияние на сына. Есть свидетельства сослуживцев Суворова о том, что он во всех своих походах не расставался с отцовской шинелью, которую солдаты называли "родительской". Минуло пять лет со дня кончины Василия Ивановича. И в своем суздальском имении 11 мая 1780 года А.В. Суворов дает указание вместо пришедшей в ветхость деревянной построить каменную церковь святителя Василия Великого, небесного покровителя горячо любимого им отца. Вот строки из письма доверенного лица Александра Васильевича и местного батюшки пресвященному Тихону, епископу Суздальскому и Юрьев-Польскому: "Показанная церковь Василия Великого деревянная, от давнего построения пришла в крайнюю ветхость, вместо коей возымел намерение Его Высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную церковь втож наименование с приделами по левую сторону пророка Божьего Ильи, а по правую Александра Невского". В середине апреля 1780 года была начата закладка фундамента каменной церкви в Кистыше, а 12 ноября 1782 года состоялось освящение этого храма. Сохранилось предание, что Суворов приезжал на первую литургию в храме и отстоял всю службу.

В зрелые годы только в три лета, и то наездами, пожил Суворов в Кистыше, в родовом своем (еще дедовском) имении со своей семьей. И каждый день своего пребывания в селе приходил он в храм Василия Великого. Брал обычно благословение у батюшки пономарить, петь на клиросе и читать "Апостол". Часто просил разрешения молиться в алтаре, что очень любил. Молился он почти всегда слезно, с истинным покаянием. Пел густым бархатным басом. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шепотом. Как-то, спускаясь с хоров, Суворов сказал: "Горе в том, что только что я побывал на небесах, в самом Царствии небесном, а теперь приходится вновь спускаться на нашу грешную землю, и вновь страдать и каяться за грехи наши".

Его забота о жителях Кистыша подтверждается документально. В начале сентября 1785 года Суворов пишет из Ундола в Кистыш П.А. Борщову: "Неимущим крестьянам (вновь прикрепленным от господина Ладоженского) пособить миром во всех недостатках, кому в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. Крестьянские бани нынешней зимою сделать две новые: Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и пр. в саду. Крестьяне, которые самовольно повенчались и были грубы против священников, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филипов пост. Хлебовский пруд исправить непременно будущей весною. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком..."

Милое слово "глубинка" предполагает что-то чистое. Нынешнее село Кистыш глубинкой называть не хочется. Это самое что ни на есть захолустье. И доживает оно, может быть, последние десятилетия, поскольку попадает в категорию неперспективных сел. Ни водопровода, ни газа, "скорая помощь" не приедет. Ясна и картина осквернения и разрушения кистышской церкви. Не хочется об этом говорить. Хочется войти в храм Василия Великого и хотя бы мысленно восстановить его былое великолепие. Представить себе, что примерно где-то здесь, напротив престола Василия Великого, между Небом и грешной землей, находились хоры, и эти стены слышали голос великого Суворова. А здесь, в алтаре, слезно молился генералиссимус об Отечестве нашем, о ближних своих.

При Смоленском храме в городе Суздале одно время действовала инициативная группа, которая пыталась возродить память о "русском Архистратиге", привлечь внимание общественности к заброшенной святыни, связанной с именем Суворова. В Кистыше был уже и музей полководца с интересными экспонатами, но он сгорел. Было положено и начало восстановлению храма Василия Великого: трудами и на средства неравнодушных людей был возведен новый купол с крестом - копией того креста, что был изначально. Сам крест суворовских времен теперь хранится на территории Смоленского храма.

С восточной стороны церкви Василия Великого установлен поклонный крест Архистратигу Александру. Простой деревянный крест, проще некуда. В храме служатся молебны...

После А.В. Суворова село принадлежало его любимой дочери Суворочке - графине Н.А. Зубовой, а потом внуку - надворному советнику графу Валерьяну Николаевичу Зубову, который завещал его своим родственникам Леонтьевым.
В частном владении село находилось вплоть до революционных событий 1917 года.
«В ночи с 21 на 22 число минувшего октября 1839 года в селе Кистоше Суздальского уезда у одного крестьянина на дворе, вероятно от неосторожности, произошел пожар, коим истреблено 19 крестьянских домов с надворным строением и 11 житниц с имуществом и хлебом, отчего крестьяне понесли убытку на 19850 рублей. Притом, в соседнем доме с загоревшимся, во время крепкого сна, захвачены были пламенем и сгорели 4 крестьянских мальчика и 1 девочка, кроме того, 6 человек крестьян сильно обгорели, из коих 3 вскоре и померли».
В 1895 году село Кистыш Суздальский уезд, Яневская волость:
1. Число жителей в селении: мужчин - 321, женщин - 388;
2. Сколько уходит на заработки: мужчин - 50, женщин - 0, подростков - 10;
3. Куда уходят: каменщики, плотники, штукатуры уходят в Москву и Сергиев-Посад, пастухи – в Шуйский уезд;
4. Названия отхожих промыслов: каменщики, штукатуры, плотники, пастухи;
5. Какими промыслами занимаются остающееся дома население: хлебопашество;
6. Кустарными промыслами не занимаются (Памятная книжка Владимирской губернии на 1895 год.).
Фролов Н.Н., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта в 1903 году.
Срывков В.И., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта с 1905 года.
В селе Кистыш Сидоров Егор Лаврентьевич, кузница продана в 1911 году.

В 2010 году население села – 26 муж. и 24 жен., всего 50 человек.

Церковь Василия Великого

В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало».
Кирпичная церковь с колокольней была построена в 1780-1782 гг. на средства А.В. Суворова. Разрешение на освящение ново-построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию.
«Престолов в церкви три: в настоящей – холодной во имя Св. Василия Великого и придел – во имя Св. пр. Илии, в теплой трапезе – во имя Св. Благов. Вел. Кн. Алесандра Невского.
Церковной земли имеется: усадебной 3,380 кв. саж., сенокосной 3 дес. 50 кв. саж. и пахатной 30 дес. Плана на землю и межевой книги нет.
К церкви Кистыша и села Торок приписана церковь села Вишенок, в одной версте.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода на содержание причт получает: от земли 200 руб. сер., за требоисправления 250 руб. сер. и от сбора зерновым хлебом 50 руб., а всего до 500 руб. сер. Кроме того, причт получает половину доходов от прихода села Вишенок; другою же половиной доходов пользуется причт села Торок; дома у причта собственные, на церковной земле.
В Кистыше числится 149 дворов, 342 души мужского пола и 411 душ женского пола.
С 1885 г. в селе существует церковно-приходская школа. Орлов Егор Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1900 году, учитель Кистышской церковно-приходской школы Суздальского уезда.».
/Добронравов, Василий Гаврилович. 1896 г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Суздальский и Юрьевский уезды./

Соколов Андриан (без отчества). В 1788 году обучался в инфиме. В этом году за ним утверждено место пономаря в селе Кистыш.
Тихомиров Федор Иванович. В 1788 году из грамматики определен дьячком в село Кистыш Суздальского уезда.
Олерский Ефим Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1820 году, с 1820 по 1831 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Парвицкий Тимофей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1826 году, с 1831 по 1837 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Крутецкий Дмитрий Данилович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1842 году, с 1844 по 1877 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Святухин Григорий Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1858 году, с 1878 по 1883 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда.
Виноградов Андрей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1866 году, с 1883 по 1897 годы – священник села Кистыш Суздальского уезда; далее переведен в село Бородино Суздальского уезда.
Орлов Петр Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1893 году, с 1897 года – священник села Кистыш Суздальского уезда.

В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистыши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников». Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта «Ввиду большого археологического интереса, представляемого этой церковью».

Закрыта церковь не позже 1930-х гг., колокольню взорвали в 1932 году.
В 1936 г. неполная средняя школа с. Кистыш Суздальского района занимала верхний этаж двухэтажного здания, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать школе все здание, чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания. Идея безусловно очень хорошая: склады под школой как минимум источник антисанитарии. Но проводить ее решили в духе того времени - закрыв церковь, половину которой предполагалось отдать под склад, а другую половину - под физкультурный зал. 10 апреля 1936 г. на собрании сельсовета решение об этом было принято. Во время прений мнения по этому вопросу разделились: 4 выступающих высказывались в поддержку данного решения, но церковный староста А.В. Сидорычева грозилась поехать в Москву жаловаться, а М.Я. Трусова предлагала купить дом какого-нибудь единоличника, а церковь оставить.
18 апреля 1936 г. Суздальский райисполком, учитывая крайне стесненные условия в школе, ликвидацию с 1936 г. двухсменки и увеличение контингента учащихся на 80 человек, постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада. 26 июня того же года Ивановский облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды», добавив, что ближайшая церковь находится в с. Яневе (3,5 км).
6 июля того же года верующие шлют жалобу во ВЦИК о том, что церковь хотят использовать под склад, с просьбой оставить ее им. 10 июля они шлют уже более подробное письмо, где указывают, что религия не запрещена законом, что должна быть демократия, именно это и будет тем светлым будущим, которое они строят с 1917 г. 17 июля в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК прибыл председатель колхоза Егорычев для обоснования принятого решения: в селе 180 дворов, рядом находятся еще 2 села (300 дворов), в то время как ближайшая церковь находится на расстоянии 3 км в с. Ивановском-Шуйском, кроме того, у колхоза имеется 5 000 рублей на переоборудование. 13 сентября Комиссия утвердила закрытие, добавив, что за него проголосовало 152 человека, а против только 6. А уже 20 октября 1936 г. ВЦИК утвердил постановление Ивановского облисполкома от 26/06. - 36 г. о закрытии церкви в с. Кистыш Суздальского района; церковь использовать под школу.
Тут следует обратить внимание на изменение цели закрытия церкви по принципу «сломанного телефона»: сельсовет предлагает отдать школе помещение склада, а церковь использовать под склад и физкультурный зал; райисполком постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада; облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды»; ВЦИК - под школу. Это сыграло с местными властями злую шутку. В начале декабря 1936 г. верующие пишут во ВЦИК, что согласно постановлению ВЦИК от 20 октября 1936 г. церковь закрыта под школу, а «Суздальский райисполком передал нашу церковь колхозу, который устроил в ней не школу, как было решоно ВЦИКом, а зерновой склад. Иконы, хоругви и другую церковную утварь побили, с икон сняли ризы; шелковые платки, чехлы к подсвечникам и некоторые другие вещи, принадлежащие верующим, но находящиеся в церкви, были тоже изъяты. Верующих не допустили на закрытие. Просим наказать открытое оскорбление нашего религиозного чувства и вернуть церковь». Уже 8 декабря ВЦИК пишет в райисполком, что церковь постановлением ВЦИКа от 20.Х. - 36 г. была закрыта под школу, на личном приеме представитель правления колхоза т. Егорычев подтвердил это, указав, что на переоборудование есть 5 000 рублей, но используется церковь под склад, т.е. ВЦИК введен в заблуждение, и требует дать исчерпывающий ответ. 20 декабря Суздальский райисполком ответил: « В с. Кистыш Суздальского района неполная средняя школа занимала верхний этаж двухэтажного здание, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать (чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания) все здание школе, а церковь использовать: ? под склад и ? под физкультурный зал».
26 августа 1937 г. Комиссией была заслушана докладная записка о выполнении горсоветами и райисполкомами постановлений Президиума ВЦИК о ликвидации и использовании молитвенных зданий под культурные цели. Не трудно догадаться, что закрытие церквей при последующем неиспользовании их служило благодатной почвой для нежелательных настроений среди верующих, наличие таких церквей было самой яркой и выразительной антисоветской и контрреволюционной агитацией. На территории современной Владимирской области среди церквей, закрытых в 1936 г. Президиумом ВЦИК, таких было две: в с. Знаменском Киржачского района и в с. Кистыш Суздальского района. Вторая, закрытая 20 октября 1936 г. под школу; используется под склад хлеба и читальню, т.к. нет средств; в 1938 г. будут отпущены. Комиссией было решено: «Не переоборудованные под указанные в постановлениях об их [церквей] закрытии цели… в ближайшее время использовать по назначению; оказать содействие местным органам власти в получении средств на переоборудование зданий». Согласно отчету Владимирского облисполкома для Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР от 5 февраля 1962 г. в церкви был склад.

Церковь находилась в полуразрушенном состоянии. Ремонт начат в конце 2000-х годов усилиями общины Смоленской церкви в Суздале. С 2011 года начато активное восстановление храма при поддержке "Регионального некоммерческого благотворительного общественного Фонда помощи ветеранами инвалидам силовых структур «ОМОФОР».

23 мая 2015 г. в в с. Кистыш Суздальского района в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 215-й годовщины со дня праведной кончины Великого русского полководца Александра СУВОРОВА фондом "ОМОФОР", администрацией Суздальского района и Владимирским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» была проведена акция по посадке гражданских аллей, закладке яблонего сада, а также проведены работы по благоустройству территории вокруг Храма святителя Василия Великого, построенного Александром Суворовым в память о своем отце Василии Ивановиче Суворове, крестнике и сподвижнике Петра I и установлена звонница в ансамбле 6 колоколов.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (22.04.2016)
Просмотров: 365 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика