Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Кистыш Суздальского района

Село Кистыш

Кистыш — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Кестра (бассейн Клязьмы) близ границы с Ивановской областью в 13 км на север-запад от райцентра города Суздаль. «Кистыш от Владимира в 45-ти верстах, а от Суздаля в 8 ½ верстах, при р. Кестре». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Мерянское селище «Кистыш» (VI-X вв.) расположено в 2 км. к северо-востоку от с. Кистыш, правый берег р. Кестра. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа.
Селище «Кистыш-2» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 1,6 км северо-восточнее от сев.-вост. окраины с. Кистыш, правый берег р. Кестра.
Селище «Кистыш-3» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 0,3 км к западу от северо-западного края с. Кистыш. В селище «Кистыш-3» обнаружены усадьбы с частоколом.
Селище «Кистыш-4» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено 0,1 км юго-западнее от церкви с. Кистыш, левый берег ручья (правый приток р. Кестра).
Селище «Кистыш-6» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено у церкви с. Кистыш, юго-западная часть села.
Селище «Кистыш-7» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в с. Кистыш, северо-западная окраина села.
Селище «Кистыш-8» (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в сев.-вост. часть села Кистыш, к северу от школы.
Селище «Кистыш-9» (IX-X вв.) расположено в 2,2 км северо-восточнее с. Кистыш, правый берег р. Кестра.
Селище «Кистыш 10» (IX-X вв.) расположено в 1,35 км к северо-востоку с. Кистыш, левый берег р. Кестра.
Селище «Кистыш 11» (XII-XIII вв.) расположено в 2 км к юго-западу с. Кистыш, левый берег р. Кестра.

Село Кистыш (Кистош) впервые упоминается в «Разъезжей грамоте 1521 г.», где говорится, что при размежевании земель с. Дубенского (Дубенки, Юрьевский уезд) и с. Лычева (Юрьев. у.) в качестве свидетелей были «крестьяне Великаго Князя Переложской староста Родионъ Токмаковъ, съ Кистоши Олешка Чалбухин». [1] Отсюда видно, что село Кистыш было великокняжеской вотчиной.
Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения.
Василий Иванович Суворов, отец будущего полководца, в свое время совместно с Андреем Ивановичем Порошиным владели суздальским селом Кистыш. Сюда на летний отдых приезжали их семьи. И вероятнее всего, что летнее время своих детских лет - время самых ярких впечатлений - Саша Суворов проводил именно в Кистыше.
Василий Иванович Суворов оказал большое влияние на сына. Есть свидетельства сослуживцев Суворова о том, что он во всех своих походах не расставался с отцовской шинелью, которую солдаты называли "родительской".
Минуло пять лет со дня кончины Василия Ивановича. И в своем суздальском имении 11 мая 1780 года А.В. Суворов дает указание вместо пришедшей в ветхость деревянной построить каменную церковь святителя Василия Великого, небесного покровителя горячо любимого им отца. Вот строки из письма доверенного лица Александра Васильевича и местного батюшки пресвященному Тихону, епископу Суздальскому и Юрьев-Польскому: "Показанная церковь Василия Великого деревянная, от давнего построения пришла в крайнюю ветхость, вместо коей возымел намерение Его Высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную церковь втож наименование с приделами по левую сторону пророка Божьего Ильи, а по правую Александра Невского". В середине апреля 1780 года была начата закладка фундамента каменной церкви в Кистыше, а 12 ноября 1782 года состоялось освящение этого храма. Сохранилось предание, что Суворов приезжал на первую литургию в храме и отстоял всю службу.
В первых числах августа 1784 года генерал-поручик Суворов писал своему соседу по суздальскому имению В. Шимановскому: "Государь мой Василий Матвеевич! Я обещаюсь в Успенский большой мясоед пробыть в суздальской моей вотчине Кистоши, потому покорнейше прошу Вас, Государя моего, не угодно ль будет в оное время переехать на жилище в свое Менчаково, поелику мне с любезным весьма соседом будет весело:
"Путешествие из Ундола в Кистыш было довольно продолжительным, и подготовка к нему велась основательно. По этому поводу хозяин вотчины своему управляющему сделал следующие письменные распоряжения: "На наш поход из Ундола в Кистош пойдут 2 кареты по 4 лошади - 8 лошадей, 3 тройки с людьми и поварского - 9 лошадей. В остатке - 14 лошадей. Приборы кухонные на 8 персон, напитки на дорогу, сладкой и горькой, квасу, аглицкого и русского пива; бордосского вина 3 бутылки, сантуринского 6 бутылок. После покупать вино в Суздале. Взять в дорогу соленой рыбы для ботвиньи и невод. В чемодан положить 8 рубашек с прибором, в том числе шитых манжет, кафтанов - синий один, зеленый один, драгунский один, куртку с прибором". В походах и по делам службы Суворов скачет на перекладной телеге или верхом на казацкой лошадке, грызет солдатские сухари, спит на соломе, выносит, как рядовой, все тяготы военного бремени. Но "на гражданке" его торжественно сопровождает целая свита со всем скарбом, приличным владельцу больших имений.
В зрелые годы только в три лета, и то наездами, пожил Суворов в Кистыше, в родовом своем (еще дедовском) имении со своей семьей. И каждый день своего пребывания в селе приходил он в храм Василия Великого. Брал обычно благословение у батюшки пономарить, петь на клиросе и читать "Апостол". Часто просил разрешения молиться в алтаре, что очень любил. Молился он почти всегда слезно, с истинным покаянием. Пел густым бархатным басом. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шепотом. Как-то, спускаясь с хоров, Суворов сказал: "Горе в том, что только что я побывал на небесах, в самом Царствии небесном, а теперь приходится вновь спускаться на нашу грешную землю, и вновь страдать и каяться за грехи наши".
Его забота о жителях Кистыша подтверждается документально. В начале сентября 1785 года Суворов пишет из Ундола в Кистыш П.А. Борщову: "Неимущим крестьянам (вновь прикрепленным от господина Ладоженского) пособить миром во всех недостатках, кому в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. Крестьянские бани нынешней зимою сделать две новые: Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и пр. в саду. Крестьяне, которые самовольно повенчались и были грубы против священников, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филипов пост. Хлебовский пруд исправить непременно будущей весною. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком..."
В августе 1799 года за освобождение Италии от французов командующий союзной армии А.В. Суворов был пожалован званием князя Российской Империи с титулом Италийского, который распространялся и на его потомков мужского и женского рода.
«В ночи с 21 на 22 число минувшего октября 1839 года в селе Кистоше Суздальского уезда у одного крестьянина на дворе, вероятно от неосторожности, произошел пожар, коим истреблено 19 крестьянских домов с надворным строением и 11 житниц с имуществом и хлебом, отчего крестьяне понесли убытку на 19850 рублей. Притом, в соседнем доме с загоревшимся, во время крепкого сна, захвачены были пламенем и сгорели 4 крестьянских мальчика и 1 девочка, кроме того, 6 человек крестьян сильно обгорели, из коих 3 вскоре и померли».
После А.В. Суворова село принадлежало его любимой дочери Суворочке - графине Н.А. Зубовой, а потом внуку - надворному советнику графу Валерьяну Николаевичу Зубову, который завещал его своим родственникам Леонтьевым.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Яневской волости Суздальского уезда.
В 1895 году село Кистыш Суздальский уезд, Яневская волость: 1. Число жителей в селении: мужчин - 321, женщин - 388; 2. Сколько уходит на заработки: мужчин - 50, женщин - 0, подростков - 10; 3. Куда уходят: каменщики, плотники, штукатуры уходят в Москву и Сергиев-Посад, пастухи – в Шуйский уезд; 4. Названия отхожих промыслов: каменщики, штукатуры, плотники, пастухи; 5. Какими промыслами занимаются остающееся дома население: хлебопашество;6. Кустарными промыслами не занимаются (Памятная книжка Владимирской губернии на 1895 год.).
Фролов Н.Н., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта в 1903 году.
Срывков В.И., село Кистыш. Мелочная лавка. Закрыта с 1905 года.
В селе Кистыш Сидоров Егор Лаврентьевич, кузница продана в 1911 году.
В частном владении село находилось вплоть до революционных событий 1917 года.

С 1929 года село являлось центром Кистышевского сельсовта Суздальского района.

Статья Юрия Белова в газете «Призыв» 27 апреля 2000 г. «В 40-х годах большую группу итальянских военнопленных привели сюда из суздальского лагеря НКВД №160, размещавшегося на территории Спасо-Евфимиева монастыря, для выполнения сельхозработ. Война с фашистской Германией уже закончилась Великой Победой. Поэтому итальянцы в “колхозе Кистыш” с удовольствием, даже весело, занимались мирным сельскохозяйственным трудом бок о бок с колхозниками, предвкушая скорое возвращение домой. В советском плену к ним относились весьма гуманно. Питались они лучше, чем колхозники.
На постой итальянцев распределили по домам в Кистыше и соседних Вишенках. Взаимоотношения русских и итальянцев были очень хорошими: колхозники обменивали молоко на хлеб у итальянцев, итальянцы сочувственно относились к русским, жалели их детей, угощали сахаром. В одном из домов итальянские военнопленные отмечали свои религиозные праздники; иногда устраивали танцы, на которые приглашали местных девушек и женщин. Об этом мне рассказывала 83-летняя жительница Кистыша А. Чувашова. Глядя на ее лицо, глаза, я высказал предположение, что она была одной из первых красавиц в селе. И угадал.
- Ой, зачем вы так говорите, ну... - смущенно запротестовала Анфиса Дмитриевна. - К молодым девчонкам всегда много ухажеров. Но вспоминаю я случай, происшедший, когда мне было годов 10. В то время ходил по селам дяденька лет сорока, обменивал гребенки, иголки и прочие мелкие товары на продукты питания. Расположился он у тетки моей во дворе. Все дети, около десяти человек, обступили его, а он глядит на меня: «Девчонка-то какая!» Волосы у меня были черные, кучерявые, распущенные. И мужчина привязался ко мне: «Девчонка-то какая!» А тетка моя и говорит: «Ну что ты привязался - девчонка-тo какая... Ну и дал бы ей чего-нибудь!..» И дал мне этот дяденька кусок душистого мыла. Я с куском этим - домой скорее…
Вышла замуж Анфиса Дмитриевна в свое село, за Василия Чувашова, работавшего то налоговым агентом, то в сельсовете, а в последнее время счетоводом колхоза. Родилось трое сыновей. Они были еще маленькими, когда грянула война. Проводила Анфиса на фронт троих братьев и Мужа. Василия Трофимовича взяли в Октябрьскую, а уже в Рождество его убили, товарищ об этом написал в письме жене. Братья тоже с фронта не вернулись. Пришлось молодой женщине воспитывать сыновей одной. Тяжело было, можете себе представить.
- И вот все итальянцы ко мне ходили, - вспоминает А. Чувашова. - Председатель колхоза было, говорит: «Ты, Фиса, давай им посуду, все, чего попросят, мы тебе заплатим за это, а они у тебя еще и детей покормят». Хорошо. Ой, детей жалели! Батюшки! Дети у меня хорошие были - нельзя хвалить своих детей, но... Придет сынок: то сахар у него в кармане, то еще чего-нибудь. «Ты где взял?» - «Мне Марио дал». Я строго: «Дак это ты взял!» - «Я не брал, мама. Он руку в карман - и все, он там. Мальчишкам-то, говорит, папиросину даст, а мне погрозит, и в карман чего-нибудь положит». Хорошие были итальянцы: все учены, культурные такие, плохих слов от них не услышишь. Но вот заболела я однажды. И тут итальянцы, узнав об этом, предложили помощь: «У нас врач есть». – «Не надо». А они настойчиво: «Мы приведем сейчас врача».
Потом у них был праздник, продолжает Анфиса Дмитриевна, а я жила рядом с яслями, где они молились. И вот они меня все просили: «Пойдем к нам. Приходи в праздник-то». Взяла я за руку маленького сына Валерика и пошла к ним. Вошли, и я говорю: «Ты шапку сними». А итальянцев полно, они молятся. А Валерик шепчет мне: «Мама, а я пойду к Марио». А Марио был маленький итальянец. Подошел к нему, ухватился за него и всю службу стоял как вкопанный. Табуреточка была накрыта белой простынкой, распятие Иисуса Христа, как сейчас помню, такое же, как у нас было. Фотографии своих семей, родных нам показывали.
Мы были молодые, говорит А. Чувашова хоть тяжелое время было, но весело жили. Однажды итальянцы пригласили меня с подругами на танцы. Гармонист играл вальс. Нас много стояло, и один все упрашивал меня танцевать, а я не иду. А Август (один итальянец) просит: «Ну станцуй с ним - видишь, как он тебя просит...»
- “Не пойду я - уйдите!» И все-таки я с ним станцевала. Он хорошо танцевал. Один круг мы прошли с ним, охранник подошел и не дал танцевать. А я даже не знала, как его зовут.
С тех пор прошло 50 лет, но помнила еще старушка некоторые имена итальянцев, живших тогда в Кистыше: Марио, Медена, Топуско, Август (Аугусто), Михель (бывший студент), Фуско. Запомнила некоторые итальянские слова, «гари», например, что означает «чулки».
- Помню, когда итальянцы уезжали, мы работали на другой стороне села, - вспоминает А. Чувашова. - И они, прощаясь с нами, запели песню, когда пошли селом. Ведь их много было. Только село прошли - кончили песни петь. А дети у двора плачут: «Мама, а итальянцы-то уехали. Вот они принесли хлеба». Ведь тогда голод был. У них что осталось хлеба, принесли нам...
Весной 1946 года военнопленные уехали домой в Италию. Один из них - Джузеппе Басси - до войны был художником. Влюбленный в красоту архитектурных памятников, он перед отъездом сделал зарисовки со всех зданий Спасо-Евфимиева монастыря, где был лагерь, самой высокой в Суздале колокольни (Преподобенской). В его коллекции оказался и рисунок небольшой церкви в Вишенках. Кто знает, может быть, этот рисунок итальянца Д. Басси является единственным сохранившимся изображением этого храма. Я других не видел. К сожалению, церковь Великомученика Георгия села Вишенки была разрушена современными вандалами.
Чудом уцелел храм в Кистыше, построенный князем Италийским графом А.В. Суворовым-Рымникским. Но церковь Василия Великого 1782 г. итальянские военнопленные видели уже в запустении, недействующей, разоренной, без колокольни. Если бы они узнали, что этот храм был построен тем самым полководцем, под руководством которого Италия была освобождена от французских захватчиков, то очень удивились бы такому отношению к памятнику. Но они, слава Богу, этого не знали».
С 1965 года — в составе Романовского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 582 чел.; в 1897 г. – 700 чел.; в 1926 г. – 935 чел.; в 2010 г. – 26 муж. и 24 жен., всего 50 человек.

ООО "КХ Тяглецова В.П." действует с 11 октября 1999 г. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Организация ликвидирована 9 ноября 2017 г.

Церковь Василия Великого

Василий Иванович Суворов построил с селе Кистыши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого.
В августе 1799 года за освобождение Италии от французов командующий союзной армии А.В. Суворов был пожалован званием князя Российской Империи с титулом Италийского, который распространялся и на его потомков мужского и женского рода.
В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало».
Кирпичная церковь с колокольней была построена в 1780-1782 гг. на средства А.В. Суворова. В книге Добронравова говорится, что «существующая церковь построена в 1793 году тщанием прихожан; зданием каменная с такой же колокольней». [1]
Разрешение на освящение новопостроенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию.

Соколов Андриан (без отчества). В 1788 году обучался в инфиме. В этом году за ним утверждено место пономаря в селе Кистыш.
Тихомиров Федор Иванович. В 1788 году из грамматики определен дьячком в село Кистыш.
Олерский Ефим Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1820 году, с 1820 по 1831 годы – священник села Кистыш.
Парвицкий Тимофей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1826 году, с 1831 по 1837 годы – священник села Кистыш.
Крутецкий Дмитрий Данилович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1842 году, с 1844 по 1877 годы – священник села Кистыш.
Святухин Григорий Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1858 году, с 1878 по 1883 годы – священник села Кистыш.
Виноградов Андрей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1866 году, с 1883 по 1897 годы – священник села Кистыш; далее переведен в село Бородино.
Орлов Петр Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1893 году, с 1897 года – священник села Кистыш.

Престолов в церкви три: в настоящей – холодной во имя Св. Василия Великого и придел – во имя Св. пр. Илии, в теплой трапезе – во имя Св. Благов. Вел. Кн. Алесандра Невского. [1]
Церковной земли имелось: усадебной 3380 кв. саж., сенокосной 3 дес. 50 кв. саж. и пахотной 30 дес. Плана на землю и межевой книги не было.
К церкви Кистыша и села Торок была приписана церковь села Вишенок, в одной версте.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода на содержание причт получал: от земли 200 руб. сер., за требоисправления 250 руб. сер. и от сбора зерновым хлебом 50 руб., а всего до 500 руб. сер. Кроме того, причт получал половину доходов от прихода села Вишенок; другой же половиной доходов пользовался причт села Торок; дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
В Кистыше числилось 149 дворов, 342 души мужского пола и 411 душ женского пола. [1]

С 1885 г. в селе существовала церковно-приходская школа.
Орлов Егор Егорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1900 году, учитель Кистышской церковно-приходской школы Суздальского уезда.

В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистыши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников». Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта «Ввиду большого археологического интереса, представляемого этой церковью».
Священник села Кистыша, Суздальского у. Петр Орлов 29 декабря 1916 г. умер. Священник с. Иналова, Юрьевского у. Изволенский 11 января 1917 г. перемещен в с. Кистыш Суздальского у.

«Без попа обошлось. (с. Кистыш, Сузд. у). Гр-ка нашего села, тов. Садовникова, беспартийная, похоронила своего умершего ребенка без попа. Как видим, новый быт начинает проникать и в наше захолустье, и крестьянство подходит к простой истине, что они прекрасно обойдутся без попа» («Призыв», 12 февраля 1924 г.).
В 1928 году храм был закрыт, колокольню взорвали в 1932 году.
В 1936 г. неполная средняя школа с. Кистыш Суздальского района занимала верхний этаж двухэтажного здания, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать школе все здание, чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания. Идея безусловно очень хорошая: склады под школой как минимум источник антисанитарии. Но проводить ее решили в духе того времени - закрыв церковь, половину которой предполагалось отдать под склад, а другую половину - под физкультурный зал. 10 апреля 1936 г. на собрании сельсовета решение об этом было принято. Во время прений мнения по этому вопросу разделились: 4 выступающих высказывались в поддержку данного решения, но церковный староста А.В. Сидорычева грозилась поехать в Москву жаловаться, а М.Я. Трусова предлагала купить дом какого-нибудь единоличника, а церковь оставить.
18 апреля 1936 г. Суздальский райисполком, учитывая крайне стесненные условия в школе, ликвидацию с 1936 г. двухсменки и увеличение контингента учащихся на 80 человек, постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада. 26 июня того же года Ивановский облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды», добавив, что ближайшая церковь находится в с. Яневе (3,5 км).
6 июля того же года верующие шлют жалобу во ВЦИК о том, что церковь хотят использовать под склад, с просьбой оставить ее им. 10 июля они шлют уже более подробное письмо, где указывают, что религия не запрещена законом, что должна быть демократия, именно это и будет тем светлым будущим, которое они строят с 1917 г. 17 июля в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК прибыл председатель колхоза Егорычев для обоснования принятого решения: в селе 180 дворов, рядом находятся еще 2 села (300 дворов), в то время как ближайшая церковь находится на расстоянии 3 км в с. Ивановском-Шуйском, кроме того, у колхоза имеется 5 000 рублей на переоборудование. 13 сентября Комиссия утвердила закрытие, добавив, что за него проголосовало 152 человека, а против только 6. А уже 20 октября 1936 г. ВЦИК утвердил постановление Ивановского облисполкома от 26/06. - 36 г. о закрытии церкви в с. Кистыш Суздальского района; церковь использовать под школу.
Тут следует обратить внимание на изменение цели закрытия церкви по принципу «сломанного телефона»: сельсовет предлагает отдать школе помещение склада, а церковь использовать под склад и физкультурный зал; райисполком постановил закрыть церковь под склад, а школе передать помещение склада; облисполком постановил ликвидировать церковь под «культурные нужды»; ВЦИК - под школу. Это сыграло с местными властями злую шутку. В начале декабря 1936 г. верующие пишут во ВЦИК, что согласно постановлению ВЦИК от 20 октября 1936 г. церковь закрыта под школу, а «Суздальский райисполком передал нашу церковь колхозу, который устроил в ней не школу, как было решоно ВЦИКом, а зерновой склад. Иконы, хоругви и другую церковную утварь побили, с икон сняли ризы; шелковые платки, чехлы к подсвечникам и некоторые другие вещи, принадлежащие верующим, но находящиеся в церкви, были тоже изъяты. Верующих не допустили на закрытие. Просим наказать открытое оскорбление нашего религиозного чувства и вернуть церковь». Уже 8 декабря ВЦИК пишет в райисполком, что церковь постановлением ВЦИКа от 20.Х. - 36 г. была закрыта под школу, на личном приеме представитель правления колхоза т. Егорычев подтвердил это, указав, что на переоборудование есть 5 000 рублей, но используется церковь под склад, т.е. ВЦИК введен в заблуждение, и требует дать исчерпывающий ответ. 20 декабря Суздальский райисполком ответил: « В с. Кистыш Суздальского района неполная средняя школа занимала верхний этаж двухэтажного здание, на нижнем этаже которого располагался колхозный склад. Из-за увеличения числа учащихся было решено передать (чтобы не разъединять 1 школу на 2 здания) все здание школе, а церковь использовать: ? под склад и ? под физкультурный зал».
26 августа 1937 г. Комиссией была заслушана докладная записка о выполнении горсоветами и райисполкомами постановлений Президиума ВЦИК о ликвидации и использовании молитвенных зданий под культурные цели. Не трудно догадаться, что закрытие церквей при последующем неиспользовании их служило благодатной почвой для нежелательных настроений среди верующих, наличие таких церквей было самой яркой и выразительной антисоветской и контрреволюционной агитацией. На территории современной Владимирской области среди церквей, закрытых в 1936 г. Президиумом ВЦИК, таких было две: в с. Знаменском Киржачского района и в с. Кистыш Суздальского района. Вторая, закрытая 20 октября 1936 г. под школу; используется под склад хлеба и читальню, т.к. нет средств; в 1938 г. будут отпущены. Комиссией было решено: «Не переоборудованные под указанные в постановлениях об их [церквей] закрытии цели… в ближайшее время использовать по назначению; оказать содействие местным органам власти в получении средств на переоборудование зданий». Согласно отчету Владимирского облисполкома для Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР от 5 февраля 1962 г. в церкви был склад.

Местная Религиозная Организация Приход Святого Василия Великого действует с 6 августа 1999 г.
С июля 2011 года инициативная группа под руководством генерал-майора в отставке Черкасова А.В., получив благословение митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, приступила к восстановлению разрушенной святыни. Митрополит выдал Храмозданную Грамоту и благословил проведение всенародного сбора пожертвований на восстановление Храма на расчетный счет Владимирской Епархии. Начато активное восстановление храма при поддержке "Регионального некоммерческого благотворительного общественного Фонда помощи ветеранами инвалидам силовых структур «ОМОФОР». Трудами и на средства неравнодушных людей был возведен новый купол с крестом - копией того креста, что был изначально. Сам крест суворовских времен теперь хранится на территории Смоленского храма.
С восточной стороны церкви Василия Великого установлен простой деревянный поклонный крест Архистратигу Александру.
Организация МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ликвидирована 27 июля 2010 г.



Храм Святого Василия Великого

С 2015 года в ход восстановительных работ активно включились генерал-майор в отставке Максимчик Олег Константинович и полковник в отставке Верещак Василий Захарович – Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
23 мая 2015 г. в в с. Кистыш Суздальского района в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 215-й годовщины со дня праведной кончины Великого русского полководца Александра СУВОРОВА фондом "ОМОФОР", администрацией Суздальского района и Владимирским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» была проведена акция по посадке гражданских аллей, закладке яблонего сада, а также проведены работы по благоустройству территории вокруг Храма святителя Василия Великого, построенного Александром Суворовым в память о своем отце Василии Ивановиче Суворове, крестнике и сподвижнике Петра I и установлена звонница в ансамбле 6 колоколов.

Музей А.В. Суворова в Кистыше

В Кистыше был и музей полководца с интересными экспонатами, но он сгорел.


Здание музея А.В. Суворова

Восстановление Храма без развития села Кистыш не имеет смысла. Храмы создавались и создаются для людей. При А.В. Суворове село насчитывало около 300 дворов, сейчас едва насчитывается около 25, из которых только 15 постоянно живущих семей. Поэтому инициативная группа основной задачей своей деятельности считает, прежде всего, возрождение села Кистыш как родового поместья семьи Суворовых: газификация, дороги, обустройство территории, создание музея А.В. Суворова. Это, в конечном итоге, привело к идее создания комплекса, а для ее воплощения в жизнь создана Владимирская региональная общественная организация «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В. Суворова» (ВРОО «АИК ГС»).
ВРОО "Архитектурно-Исторический Комплекс Генералиссимуса А.В. Суворова" зарегистрирована 20 марта 2018 г. Председатель правления - Верещак Василий Захарович, президент - Максимчик Олег Константинович. Юридический адрес: село Кистыш, улица Красная Горка, д. 15.
Комплекс будет включать: восстанавливаемый Храм святителя Василия Великого и создаваемый там же музей А.В. Суворова, святой источник, пруд, обустроенную территорию с парковыми зонами, лагерь кадетов для проведения военно-патриотических, спортивных сборов кадетов, суворовцев, военнослужащих Вооруженных Сил России.
В субботу 18 мая 2019 года в день кончины А.В. Суворова в его родовом имении с. Кистыш Суздальского района Владимирской области прошли торжественные мероприятия, в которых приняло участие более 200 человек: кадеты, студенты, руководство Суздальской и Владимирской администрации, сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, духовенство, представители общественных ветеранских организаций: «Наш выбор», «Московские Суворовцы», «ОМОФОР - Суворовский призыв», ВРОО «АИК ГС», местные жители и просто неравнодушные к памяти великого сына России А.В. Суворова люди.
Участники праздника высадили деревья на будущей суворовской аллее у храма Святителя Василия Великого, участвовали в молебне и освещении закладного камня на месте установки памятника Александру Суворову.
Члены Правления организации под руководством Председателя Верещака В.З. провели для гостей экскурсию по строящемуся зданию музея А.В. Суворова и рассказали о планах и задумках.

Сайт музея: https://suvorovkistysh.ru/

Кистош – вотчина Суоврова

/Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная деятельность. Издал Н. Рыбкин. Москва. 1874/
«13 августа 1784 г. Кистош.
Матвеич! Какая ошибка! Взял ты Петрова (военного фельдшера), а я Васильева. Кузьма-Федор Иваныч (доктор немец) из разъезда не бывал. Некому в Ундоле и кровь пустить. Ты тотчас отпусти Петрова в Ундол; а тебе Иван Куракин, который при сем и отправляться должен. Впрочем принял бы ты к себе деньщика из рекрут. Что у тебя за белые чернила? а?
По Рождествену исправляй все. Чини там дом,— иногда к зимнему приезду. Рожь оставить только на обретающихся в Рождествене и в москов. доме, да в запас можно оставлять иногда на мое летовье с небольшою свитою, как она не пропадет или после продана быть может. Токмо на семяна оставлять предовольно. А. Суворов».

«Сентября 25 дня 784 г. Матвеич! Аглицкого пива бочку купи. Я его поделю здесь с соседями. Сию минуту на подводах захотел в тебе съехать Николашка (Николай Ярославцев — лучший музыкант и актер), чтобы сочетаться законным браком с воли и обещает то исполнить чрез месяц; то тако или сяко, а более месяца его не держи и с матерью или Бог даст с супругою отправь его обратно ко мне. А жить ему в московском доме пока где в углу без пустодомства. Сервиз модный белый на 12 персон сорока рублевый в Кистоше не годится. Один калмык (У Суворова было два калмыка, купчею приобретенных в степях у князя калмыцкого, и кажется за проворство и куплены эти калмыки.) недавно у меня там в раз разбил девять тарелок; а лучше в 8 руб. или хоть побольше. Но только чтоб узор не зеленова цвета и с разводами. За птицею хождение иметь в Рождествене кухмистеру Сидору с его супругою, которым производить обыкновенные, не чрезвычайные, рождественские при провианте порционы. Детям и до 5-ти лет половинный провиант, а с 5-ти лет полный для поощрения детородства. Да недослал ты игрушки лотовой и карамболевой игры ящик. В нем костяные марки по многу призов в 4-х коробках — каждая особого цвета белый, желтый, зеленый, алый. Думаю цена около семи рублей. Купи и пришли. Да недослал ты еще дюжину карт и книжку гадательную для резвости и затем хоть недорогую камер-обскуру, купи и пришли мне еще книжку Фонтенелеву о множестве миров. По рецепту Кузьмы-Федора Ивановича (доктора немца) заплати в аптеке и лекарств пришли».

При отбытии из Ундола в другие имения, в мае 1785 г.
«Приказ по Суздальской вотчине с. Кистоши с деревнями.
1. Неимущим крестьянам (вновь прикупленным от г. Ладыженского) пособить миром во всех недостатках, кому в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. При исправлении же их чрез год или более они должны уплатить за эту помощь по цене деньгами (но не работою) или натурою возвратить, а так не дарить.
2. Крестьянские бани нынешней зимой сделать две новые.
3. Овины крестьянские отнести от строений дальше.
4. Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и проч. в саду.
5. Пруды весной вычистить и дом проконопатить.
6. С бурмистра взыскать штраф 20 р. за то, что он не старался смотреть за моими лошадьми и довел, что одна лошадь пала. При сем из села Ундола посылается еще две лошади в с. Кистош. Их содержать на корму, как и прочих.
7. Крестьян, которые самовольно повенчались и были грубы против священника, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филинов пост.
8. Сделать мне на оброчные деньги две укладистые повозки на зимнем ходу. Буде своих мастеров на то нет, то нанять на стороне мастера и все оное прислать в самой скорости».

«Приказ об исправлении пруда в с. Кистоши.
Хлебовский пруд исправить непременно будущею весною, так как ныне (1785) не свободно. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком. Реченный пруд, как только будет вырыт, то на его дно насеять овса, ржи, сенной трухи, а также и разной речной травы, чтобы окоренилось дно для корма рыбы, а потом чрез полгода или как заметно будет, что рыбе есть чем питаться, насадить из прежнего пруда рыбы на развод довольное число, напустив воду».

«Приказ 1785 г. о погребе, саде и колодце в с. Кистоши.
Погреб в Кистоши исправить; понеже в нем была вода и внутрь песку выше подсыпать; також с льдом поступать осторожнее и плотнее набивать, чтобы лед не так, как сего года, скоро растаял, а лежал бы до нового.
От индеек не было приплода. Для того их променять с придачею денег на лучших и остерегаться, чтоб не обманули. Кур содержать только лучших. Примечания о приплодных курах здесь письменные мною приложены. К этому наблюдать опыты и крестьянок, кто из них лучше в уходе знает. Цветников в саду побольше прибавить и засадить хорошими разными цветами. Ягоды размножить и отсюда кусты их к пруду выше в пояс поднять; ибо тут назади всякое дерево по сырости вызябает. Колодец садовый очень запущен и того ради его аршина на два ниже вырыть и сруб в нем исправить, чтоб на поверхности был не выше, как около аршина и сделать над ним крышу. Також прогнать из него желоб к пруду».

Приказ собираться из Ундола в Суздаль.
«На наш поход из Ундола в Кистош пойдут две кареты по 4 лошади … 8 лошадей три тройки с людьми и поварской. … 9 лошад. В остатке 14 лошадей; в том числе две натертых и одна беременная. Оставить в Ундоле беременную; а натертых взять с собою и с ними весьма бережно поступать, равно взять и верховых лошадей. Приборы кухонные на 8 персон; напитков на дорогу; сладкой и горькой, квасу, аглицкого и русского пива; Бордосского вина 3 бутылки, Сантуринского 6 бутылок. После покупать вино в Суздале. Взять в дорогу соленой рыбы для ботвиньи и невод. В чемодан положить 8 рубашек с прибором; в том числе шитых манжет; кафтанов синий 1; зеленый 1; драгунский 1; куртку с приборами. По отъезде моем выбрать старосте в Ундоле караул надежный в моем доме, где будут храниться и драгоценные вещи». А. С.
Гений войны по делам службы скачет на перекладной телеге или верхом на казацкой лошадке, питается сухарями и выносит, как рядовой все тягости походов. Но в вотчинах его торжественно сопровождает целая свита; поезд его в 17 лошадей; кухня снабжается Бордосским, Сантуринским, и всеми запасами, приличными владельцу больших имений. Здесь уже является нам в Суворове совершенно другой человек, который чрез год после, в рядах армии, будет опять и постником, и неусыпающим тружеником без всяких затей барства. Впрочем во всю свою трудовую семидесятилетнюю жизнь, не более, как три года, этому человеку и досталось пожить и отдохнуть в своих вотчинах.
Все источники, какие только можно было добыть ныне, приводят к одному единственному убеждению и заключению, что Суворов был велик и в мелочах, в трудах службы, и в деревне отдыхе, что в оригинальных его поступках везде заключался или великий ум или прекрасное сердце. Все его странности при дальнейшем обсуждении и знакомстве с веком, в котором он жил, уже не кажутся странностями. Первое невыгодное впечатление тотчас проходит и заменяется убеждением даже в том, что Суворов именно так и должен был действовать в той среде, куда попадал он по своим обстоятельствам.


Памятник полководцу Александру Суворову в селе Кистыш

26 сентября 2020 года в селе Кистыш открыли памятник Александру Васильевичу Суворову. Открытие приурочено 290-летию со дня рождения Суворова (родился 13 [24] ноября 1730 г.).
Авторы памятника - архитектор Константин Фомин, скульпторы Андрей Коробцов и Владимир Благовещенский. Они изобразили полководца сидящим в задумчивой позе на походном сундуке.

Почетными гостями церемонии стали Губернатор Владимир Сипягин, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, Помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Валерий Герасимов, главный федеральный инспектор по Владимирской области Сергей Мамеев, руководители органов исполнительной власти и структурных подразделений областной администрации, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, представители Владимирского военного комиссариата и региональной общественной организации "Архитектурно-исторический комплекс генералиссимуса А.В. Суворова".

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
2. Храм в Кистыше - врата в Царствие небесное. Елена Холоднова.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (22.04.2016)
Просмотров: 8077 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru