Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
01:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Вишенки Суздальского района

Село Вишенки

Вишенки — село в Суздальском районе Владимирской области России. Входит в состав Селецкое сельское поселение.
Расположено на территории природного района Владимирское Ополье в слабо холмистой обезлесенной местности. «Село Вишенки находится от Владимира в 44-х верстах, а от Суздаля (Суздальского уезда) в 8-ми верстах, при пруде».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

На территории села находится комплекс памятников археологии: ряд древнерусских селищ (XI—XIII).
Селище “Вишенки-1” (XI-XIII, XIV-XVII вв.), северо-восточная часть с. Вишенки.
Селище “Вишенки-2” (XI-XIII вв.), юго-восточная окраина села Вишенки.
Селище “Вишенки-3” (XI-XIII вв.) расположено в 1,5 км. к ВЮВ с. Вишенки.
Селище “Вишенки-4” (XI-XIII вв.) расположено в 1,8 км ВЮВ с. Вишенки.
Селище “Вишенки-5” (XI-XIII вв.) расположено в 1,15 км В с. Вишенки.
Селище “Вишенки-6” (XI-XIII вв.) расположено в 1,85 км ЮВ с. Вишенки.
Селище “Вишенки-6а” (XI-XIII вв.) расположено в 1,9 км ЮВ с. Вишенки.

В первой трети XVII век Вишенки находились в составе Опольского стана Суздальского уезда, принадлежали княгине Авдотье (Евдокии) Артемьевне Тюфякиной, вдове князя Григория Васильевича Тюфякина (ум. после 1625 г.), с дочерью Марьей. Имелось 13 крестьянский дворов, церковь Страстотерпца Христова Георгия.
В XVIII веке село принадлежало княжескому роду Голицыных. До 1757 г. им владел князь Михаил Михайлович Голицын и его жена княгиня Анна Александровна Голицына урождённая баронесса Строганова.
В 1757 г. передано как приданое княжескому роду Прозоровских. В XIX ст. было вотчиной князей Прозоровых. [1] В селе Вишенки в молодости жила Варвара Ивановна Прозоровская (1750—1806), жена полководца Александра Васильевича Суворова.
Варвара Ивановна родилась в княжеской семье Прозоровских. Сами родители не могли уже похвастаться своим богатством: оно подрастряслось. Зато фамильной гордости в княжеском доме было, хоть отбавляй. Они принадлежали к высшему знатному кругу России. Сватовство 43-летнего Александра Суворова к Вареньке не пришлось Прозоровским особенно по душе: происхождение его было захудалым, богатств за душой не было, но он уже одержал множество громких побед и к нему благоволила Екатерина Великая.
Варвара Ивановна стала Суворовой в январе 1774 года. Ей было 24 года, на 19 лет меньше, чем жениху.


Варвара Ивановна Прозоровская (Суворова)

Несколько лет в семье полководца царили согласие и взаимопонимание, жена сопровождала его в походы, делила все тяготы пути и солдатского быта. В 1775 году на свет родилась дочь - Наталья Александровна. А последующие две беременности Варвары закончились неудачно, во многом были виноваты походные условия жизни.
Вслед за выкидышами в семье произошло охлаждение между супругами. Да и сами супруги были очень разными. Он весь в своих делах, а она хотела роскоши и веселья, с тоской вспоминая время своей жизни в родительском доме.
В 1777 году трещина между супругами стала расти, оба были к тому же очень вспыльчивы и нетерпимы. Постоянно скандалили и ссорились. Варвара, вероятно, имела связи на стороне, во всяком случае муж писал о ней: «отлучаясь своевольно, употребляла развратные и соблазнительные обхождения, неприличные чести её».
А еще через 2 года Александр Васильевич затеял развод с супругой, обвиняя Варвару в неверности. Скандал был грандиозный, знатная родня жены сумела замять дело, призывая обе стороны к примирению. Надо сказать, что для церкви адюльтер не был веской причиной для развода супругов.
В 1780 году Александр и Варвара Суворовы уже вместе отправились к новому месту службы мужа - в Астрахань. Где даже была проведена церковная церемония примирения супругов. В 1784 году Варвара Ивановна забеременела. Но пропасть оказалась непреодолима, даже рождение сына не смогло скрепить их семьи.
Александр Васильевич фактически бросил еще беременную супругу, он искал даже заступничества Григория Потемкина перед Екатериной II, чтобы освободиться от ненавистного брака, но до формального развода дела все же так и не дошло.
Новорожденный сын Аркадий был оставлен с женой, дочь Наталью поместили в Смольный институт для благородных девиц, а Варвара Ивановна получила крохотные алименты - 1200 рублей в год.
Варвара Ивановна поселилась в Москве. Она вынуждена была экономить, не появлялась в свете, с трудом сводя концы с концами на скудное содержание от мужа. Женщина пыталась получить больше, но получала отказ.


Варвара Ивановна Суворова

Муж платить не желал. Сына у нее тоже забрали, мальчик был назначен адъютантом к Великому князю Константину Павловичу. Дочь, которая вышла замуж, с матерью общаться не желала, поддерживая во всем отца.
Увеличить содержание Суворов был вынужден только при Павле I, который Суворова не любил. Варвара Ивановна получила дом в Москве, ее алименты были увеличены до 8000 рублей в год.
В мае 1800 года Варвара Ивановна овдовела, вместе с новым статусом она получила и привилегии, и звания. Но пользовалась ими недолго, в 1806 году ее не стало.

В Ежегоднике Владимирского Губернского Статистического Комитета, 1878 года, есть статья К. Тихонравова «Некоторые народные предания и поверья во Владимирской губернии». Вот какие предания там приводятся:
«В семи верстах от г. Суздаля есть, так называемое, Поганое Озеро; если ехать в Гавриловский посад — оно будет направо от дороги. Об этом озере есть в народе такое предание, что «на этом месте было село, а другие говорят, что даже монастырь; при нашествии татар на Суздаль, безбожные враги бросились грабить храм Господень, — но земля потряслась и все они погибли в бездне; село и храм также обрушились с ними, выступила вода, и на этом месте образовалось озеро, прозванное Поганым, потому что, будто бы, иногда, тела злодеев выплывали на поверхность и заражали воздух смрадом.
Над самым озером был большой курган, распаханный, имевший до 30 сажен в окружности. В нём, во время произведённых здесь в 1852 г. розысканий, открыто до 15 человеческих остовов, лежавших в разных направлениях, и при одном из них найден лопнувший стеклянный браслет с правой руки, а ниже попадались гвозди, небольшие ножи, пряжка, два оселка, ценинная пуговка с железным ушком и тельной крест. Курган этот называется «Панова могила».
В Суздальском же уезде, неподалёку от села Вишенки, есть урочище Свадебки. Это шесть старых сосен, оставшихся, может быть, от прежних лесов, покрывавших страну Суздальскую. Свадебки расположены на гладкой возвышенности и видны со всех сторон издалека — и от Суздаля, и от Юрьева, и Гавриловского посада. Между деревьями правильная круглая площадка; по преданию, на этом месте съехались некогда две боярские именитые свадьбы. Проезд был узкий, ни тот, ни другой поезд не хотел уступить друг другу; передрались, перерубились, и на их-то крови выросли, будто, эти деревья.

Бобылев Андриан Петрович, род. 1877, с. Вишенки Суздальского района. Проживал там же. Председатель сельсовета. Арестован 06.02.1930 г. Осужден на 3 года ссылки.

Статья Юрия Белова в газете «Призыв» 27 апреля 2000 г. «В 40-х годах большую группу итальянских военнопленных привели сюда из суздальского лагеря НКВД №160, размещавшегося на территории Спасо-Евфимиева монастыря, для выполнения сельхозработ. Война с фашистской Германией уже закончилась Великой Победой. Поэтому итальянцы в “колхозе Кистыш” с удовольствием, даже весело, занимались мирным сельскохозяйственным трудом бок о бок с колхозниками, предвкушая скорое возвращение домой. В советском плену к ним относились весьма гуманно. Питались они лучше, чем колхозники.
На постой итальянцев распределили по домам в Кистыше и соседних Вишенках. Взаимоотношения русских и итальянцев были очень хорошими: колхозники обменивали молоко на хлеб у итальянцев, итальянцы сочувственно относились к русским, жалели их детей, угощали сахаром. В одном из домов итальянские военнопленные отмечали свои религиозные праздники; иногда устраивали танцы, на которые приглашали местных девушек и женщин. Об этом мне рассказывала 83-летняя жительница Кистыша А. Чувашова. Глядя на ее лицо, глаза, я высказал предположение, что она была одной из первых красавиц в селе. И угадал.
- Ой, зачем вы так говорите, ну... - смущенно запротестовала Анфиса Дмитриевна. - К молодым девчонкам всегда много ухажеров. Но вспоминаю я случай, происшедший, когда мне было годов 10. В то время ходил по селам дяденька лет сорока, обменивал гребенки, иголки и прочие мелкие товары на продукты питания. Расположился он у тетки моей во дворе. Все дети, около десяти человек, обступили его, а он глядит на меня: «Девчонка-то какая!» Волосы у меня были черные, кучерявые, распущенные. И мужчина привязался ко мне: «Девчонка-то какая!» А тетка моя и говорит: «Ну что ты привязался - девчонка-тo какая... Ну и дал бы ей чего-нибудь!..» И дал мне этот дяденька кусок душистого мыла. Я с куском этим - домой скорее…
Вышла замуж Анфиса Дмитриевна в свое село, за Василия Чувашова, работавшего то налоговым агентом, то в сельсовете, а в последнее время счетоводом колхоза. Родилось трое сыновей. Они были еще маленькими, когда грянула война. Проводила Анфиса на фронт троих братьев и Мужа. Василия Трофимовича взяли в Октябрьскую, а уже в Рождество его убили, товарищ об этом написал в письме жене. Братья тоже с фронта не вернулись. Пришлось молодой женщине воспитывать сыновей одной. Тяжело было, можете себе представить.
- И вот все итальянцы ко мне ходили, - вспоминает А. Чувашова. - Председатель колхоза было, говорит: «Ты, Фиса, давай им посуду, все, чего попросят, мы тебе заплатим за это, а они у тебя еще и детей покормят». Хорошо. Ой, детей жалели! Батюшки! Дети у меня хорошие были - нельзя хвалить своих детей, но... Придет сынок: то сахар у него в кармане, то еще чего-нибудь. «Ты где взял?» - «Мне Марио дал». Я строго: «Дак это ты взял!» - «Я не брал, мама. Он руку в карман - и все, он там. Мальчишкам-то, говорит, папиросину даст, а мне погрозит, и в карман чего-нибудь положит». Хорошие были итальянцы: все учены, культурные такие, плохих слов от них не услышишь. Но вот заболела я однажды. И тут итальянцы, узнав об этом, предложили помощь: «У нас врач есть». – «Не надо». А они настойчиво: «Мы приведем сейчас врача».
Потом у них был праздник, продолжает Анфиса Дмитриевна, а я жила рядом с яслями, где они молились. И вот они меня все просили: «Пойдем к нам. Приходи в праздник-то». Взяла я за руку маленького сына Валерика и пошла к ним. Вошли, и я говорю: «Ты шапку сними». А итальянцев полно, они молятся. А Валерик шепчет мне: «Мама, а я пойду к Марио». А Марио был маленький итальянец. Подошел к нему, ухватился за него и всю службу стоял как вкопанный. Табуреточка была накрыта белой простынкой, распятие Иисуса Христа, как сейчас помню, такое же, как у нас было. Фотографии своих семей, родных нам показывали.
Мы были молодые, говорит А. Чувашова хоть тяжелое время было, но весело жили. Однажды итальянцы пригласили меня с подругами на танцы. Гармонист играл вальс. Нас много стояло, и один все упрашивал меня танцевать, а я не иду. А Август (один итальянец) просит: «Ну станцуй с ним - видишь, как он тебя просит...»
- “Не пойду я - уйдите!» И все-таки я с ним станцевала. Он хорошо танцевал. Один круг мы прошли с ним, охранник подошел и не дал танцевать. А я даже не знала, как его зовут.
С тех пор прошло 50 лет, но помнила еще старушка некоторые имена итальянцев, живших тогда в Кистыше: Марио, Медена, Топуско, Август (Аугусто), Михель (бывший студент), Фуско. Запомнила некоторые итальянские слова, «гари», например, что означает «чулки».
- Помню, когда итальянцы уезжали, мы работали на другой стороне села, - вспоминает А. Чувашова. - И они, прощаясь с нами, запели песню, когда пошли селом. Ведь их много было. Только село прошли - кончили песни петь. А дети у двора плачут: «Мама, а итальянцы-то уехали. Вот они принесли хлеба». Ведь тогда голод был. У них что осталось хлеба, принесли нам...
Весной 1946 года военнопленные уехали домой в Италию. Один из них - Джузеппе Басси - до войны был художником. Влюбленный в красоту архитектурных памятников, он перед отъездом сделал зарисовки со всех зданий Спасо-Евфимиева монастыря, где был лагерь, самой высокой в Суздале колокольни (Преподобенской). В его коллекции оказался и рисунок небольшой церкви в Вишенках. Кто знает, может быть, этот рисунок итальянца Д. Басси является единственным сохранившимся изображением этого храма. Я других не видел. К сожалению, церковь Великомученика Георгия села Вишенки была разрушена современными вандалами.
Чудом уцелел храм в Кистыше, построенный князем Италийским графом А.В. Суворовым-Рымникским. Но церковь Василия Великого 1782 г. итальянские военнопленные видели уже в запустении, недействующей, разоренной, без колокольни. Если бы они узнали, что этот храм был построен тем самым полководцем, под руководством которого Италия была освобождена от французских захватчиков, то очень удивились бы такому отношению к памятнику. Но они, слава Богу, этого не знали».

В книге Мариэтты Чудаковой «Людская молвь и конский топ» (из записных книжек 1950—1990-х годов):
«…Двенадцать верст до села Кистыш. После часа-полутора пешего хода через поля подымается из-за горизонта купол: колокольня — это значит, что пройдено полпути.
Село Кистыш. Большая церковь, поповский дом. Посредине села — памятник погибшим из двух сел, Кистыша и Вишенок (в полуверсте), на доске выбиты фамилии. Почти каждая повторяется несколько раз. Различаются только инициалы: Агаревы — 2 Аристовы — 6 Быченковы — 2 Ганичевы — 2 Гориновы (трое) Демины (четверо) Демьяновы (двое) Ермолаев Евсеевы (двое) Жильцовы (четверо, среди них — мой дядя Рома, муж единственной маминой сестры тети Лены, оставшейся с пятью детьми) Зубаковы (двое) Задворновы (двое) Кошелёвы (двое) Илларионовы (двое) Муратовы — 6 Площадновы — 2 Садовников Самойлов Н. Я. (племянник моей няни) Сидорычевы — 8 Срывковы — 2 Талатёнковы — 2 Тарасовы — 9 Трусовы — 2 Туманов Тяглецовы — 5 Федоровы Фроловы Хахалов Чесноков Чувашов Шибановский Якимовы — 5».

Численность населения: в 1859 г. - 471 чел, в 1897 г. – 506 чел., в 1905 г. – 588 чел., в 1926 г. – 610 чел., в 2002 г. – 20 чел., в 2010 г. – 18 чел.

Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Шумовой Людмилы Николаевны действует с 9 марта 1995 г. Организация ликвидирована 11 февраля 2011 г.
Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Якимовой Ирины Алексеевны действует с 10 декабря 1992 г. Организация ликвидирована 14 октября 2011 г.

Уроженцы Вишенок

- Во времена русско-японской войны в Героической обороне Порт-Артура участвовал уроженец с. Вишенки, Суздальского уезда, А.И. Тарасов.
- Клавдия Васильевна Махова, педагог дошкольного образования, написавшая книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей, мать Мариэтты Омаровны Чудаковой.
- Анатолий Иванович Антонов (род.30.10.1932 г.), журналист, написавший серию книг об участниках Великой Отечественной войны.

Приход села Вишенки

Церковь, в честь Св. Великомученика Георгия, построена в 1835 году тщанием помещицы княгини Татьяны Михайловны Прозоровой; зданием каменная, с такой же колокольней. Престол в ней один — во имя Св. Великомученика Георгия. [1]
2 сентября 1865 г. умер священник с. Вишенок Иоанн Лебедев. 11 сентября 1865 г. зачислено священническое место в селе Вишенках за семейством умершего священника Иоанна Лебедева.
5 ноября 1865 г. определен к временному исполнению священнической должности Ковровского уезда, села Троицкого заштатный священник Тимофей Рулицкий в село Вишенки, в пользу сирот Лебедевых.
Согласно предложению Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского, данному Консистории 6 декабря 1866 г. объявляется праздное священническое место в Вишенках.
22 марта 1867 года определен в священники безместный священник Иоанн Николаевич Кедровский в село Вишенки к временному исправлению. Служил до 20 января 1869 г.
C 1869 г. — викарным священником в с. Вишенках Суздальского уезда был Василий Иванович Ключарев.
К церкви Кистыша и села Торок была приписана церковь села Вишенок. [1] Приход Кистышево-Торко-Вишенковский.
В 1878 г. к церкви с. Вишенок Епархиальным Начальством утвержден в должности церковного старосты – крестьянин Николай Жильцов.
При церкви имелось земли: усадебной около десятины, пахотной 30 дес. 1792 кв. саж. и сенокосной 2 дес. 608 кв. саж. Плана на землю и межевой книги не было. [1]
Церковные документы хранились: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1826 года; опись церковного имущества составлена в 1840 году.
Причта по штату не положено; церковью и приходом заведуют священно-церковно-служители сел: Кистыша и Торок. [1]
На содержание указанных причтов получалось от земли до 175 руб. сер. и за тробоисправление до 70 руб., а всего около 250 руб. сер. в год. [1]
В селе 93 дома, 263 души мужского пола, 285 душ женского пола; расстоянием от Кистыша в одной версте, а от Торок — 4 вер.; препятствий к сообщению с ними не имелось. [1]
С 1886 года в селе существовала земская народная школа.

Бобылев Павел Петрович, род. 1872, с. Вишенки Суздальского района. Проживал там же. Дьякон. Арестован 06.02.1930 г. Осужден на 5 лет ссылки.
Церковь была разрушена в 1937 г. На этом же месте была построена деревянная церковь. В церкви хранили зерно колхоза «Вишенка», затем колхоза и совхоза «Суворовский». Впоследствии церковь была разрушена.
Осенью 1996 года на месте порушенной Георгиевской церкви, жителями села был поставлен большой железный крест, как памятный знак.


Часовня в с. Вишенки

В начале 2000-х гг.(не раннее 2004 г.) на месте железного креста, на окраине сельского кладбища, семьей Шумовых (архитектор - Шумова Людмила; строили: Шумов Владимир Михайлович и Шумов Геннадий) была построена маленькая часовня.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Село Кистыш

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (27.05.2019)
Просмотров: 1676 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru