Кирилл I (II) Блаженный (XII век - лето 1233) - первый русский митрополит, прозванный "философом", митрополит Киевский и всея Руси (1224—1233 гг.).
Патриарх Герман II поставил его митрополитом всея Руси в 1224 г., и в конце того же года в сопровождении русского посольства выходец из греков, прибывший из Никеи, где видимо родился, «приведен бысть» в Киев для торжества вхождения на кафедру в Софийском соборе на Богоявление, что случилось на (6 января) 1225 г. Пустовавшая Киевская кафедра более четырех тому лет, указывает на трудности, которые, возможно, возникли в вопросе каноничности назначения на Русскую митрополию мудрого грека Кирилла.
По летописному отзыву, он был «учителен зело и хитр ученью божественных книг». В пору не дававшего постъязыческой Руси покоя мысли о церковном благоустройстве, митрополит Кирилл стал соавтором епископского "Правила", обрушенного на разгульные игрища славян, пускавшихся в языческие игрища и кулачные бои. В воспоследовавшем авторском труде "поучение к попам" духовный моралист призывал к высоте особого бдения церковного духа. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе. Название митрополита Кирилла в летописях «блаженным» дает возможность предположить, что это был замечательный митрополит, выдающийся из ряда других архипастырей.
Умер Кирилл летом между 10 июня и 15 августа 1233 года.
Иосиф (митрополит Киевский)
Митрополит Иосиф - митрополит Киевский и всея Руси (1236-1240-е гг.).
До назначения на русскую митрополию был епископом в Никее. Грек Иосиф был посвящен в митрополиты всея Руси патриархом Германом II в Никее и прибыл в Киев в 1236 г.
Возможно, на его время приходится учреждение епархии в Луцке, которое состоялось не позднее 1240 г. Неясно, удалился ли Иосиф к себе на родину с началом второго монгольского похода на Русь или погиб при взятии Киева 6 декабря 1240 года. Так или иначе, до 1245 г. из Никеи не могли прислать нового митрополита, так как с 1240 по 1244 гг. митрополичий престол был вакантен.
Кирилл III (митрополит Киевский)
Митрополит Кирилл III (?—27 ноября 1281 г., Переславль-Залесский) - Митрополит Киевский и всея Руси.
Около 1242 г. избран собором епископов на митрополию, пустовавшую после разгрома Киева Батыем при участии и поддержке Даниила Галицкого. С 1243 г. упоминается как митрополит. В 1246—1247 гг. ездил в Никею к Патриарху ставиться на митрополию.
Был близок к ордынскому царю Менгу-Тимуру. В русских летописях записано, что царь Менгу-Тимур и митрополит Кирилл направили сарайского епископа Феогноста к императору Михаилу VIII и патриарху Константинопольскому, как своего совместного посланника, с письмами и дарами от каждого из них. Это посольство, вероятно, состоялось около 1278 г., поскольку Феогност возвратился в Сарай в 1279 г. По всей видимости, отношения с Египтом также обсуждались Феогностом с императором и патриархом. Во всяком случае, примерно в это же время Менгу-Тимур пытался установить прямую дипломатическую связь с Египтом через Константинополь. До 1251 г. был близок к князю Галицкому Даниилу. В 1246 г. по дороге в Никею вел переговоры с венгерским королем Белой IV, закончившиеся браком венгерской принцессы и сына Даниила Галицкого.
Осенью 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл III. Он привез дочь Даниила в жены князю Андрею II Ярославичу Владимирскому. Зимой епископ Кирилл вместе с митрополитом венчал во владимирском Успенском соборе великого князя Владимирского Андрея Ярославича (брата Александра Невского) и дочь могущественного галицкого князя Даниила Романовича, «и много веселья бысть».
Около 1251 г. оставил Даниила Галицкого, который в 1254 г. принял королевскую корону от папы римского. Весной 1251 г. Ростовский епископ Кирилл сопровождал митрополита Кирилла III в поездке в Новгород к князю Александру Ярославичу (Невскому). 25 мая митрополит и епископ поставили на новгородскую кафедру нового архиепископа Далмата. В том же году в Новгороде тяжело заболел князь Александр Ярославич Невский. По словам летописца, болезнь отступила благодаря молитвам «отца его Ярослава и блаженаго митрополита и епископа Кирила». С 1251 г. Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским, постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире-на-Клязьме. В 1252 г. Александр Невский получил ярлык на Владимирское княжение вместо брата Андрея Ярославича, и митрополит торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое Владимирское княжение. Как и князь Александр Невский, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов, и противостояния западной католической экспансии.
Предположительно, около 1252 г. Кирилл получил ярлык у Батыя, гарантирующий неприкосновенность православной церкви. Достоверно сохранился ярлык от 1267 года, выданный ханом Берке. В 1258 г. учредил епископию в Твери.
Бесконечная доброта сердца Александра Невского непрестанно побуждала его заботиться о тех несчастных, «иже бяху племени от безбожных татар». «Милостилюбец, а не златолюбеи» не жалел сокровищ для выкупа пленных, но, конечно, всех его средств не хватило бы для возвращения всех на родину. Много русских постоянно проживали в Орде по торговым делам, но несравненно больше было пленных. Если нельзя было выкупить всех, то, по крайней мере, можно было позаботиться об их духовных нуждах: вера в Бога доставляет лучшее утешение в несчастии. Прискорбна была благочестивому князю мысль, что множество православных христиан живут без освящения таинствами, умирают без христианского напутствия. И вот вместе с митрополитом Кириллом Александр начинает ходатайствовать перед ханом о дозволении устроить епархию в ханской столице - Сарае. Ходатайство великого князя и митрополита было уважено. В 1261 г. поставлен был первым Саранским епископом Митрофан, которому также подчинена была и древняя Переяславская епархия. Впоследствии пределы новой епархии обнимали земли по Нижней Волге и притокам Дона, откуда ее название - «Сарская и Подонская». С учреждением епархии в Орде стали воздвигаться храмы. Скорее всего, богослужение совершалось в Сарай-Берке по «походному варианту» - в шатрах или юртах, так как до сих пор ни одна постройка, подходящая для православного богослужения не были зафиксированы археологами. В таких «храмах» совершалось богослужение: сколько дорогих, отрадных впечатлений ложилось на душу русского человека, принужденного жить вдали от родины! Были примеры обращения в христианство и самих татар.
В 1262 г. в Ростове скончался Епископ Кирилл II Ростовский.
В 1263 году Александр Ярославич (Невский), променяв Великокняжескую мантию на смиренную схиму, а имя Александра на имя Алексия, скончался и погребен Митрополитом Кириллом во Владимирском Рождественском монастыре. В 1274 г. во Владимире Кириллом был созван поместный Собор, по случаю посвящения Архимандрита Печерского Серапиона во Владимирского Епископа и для устройства благочиния церковного, которое, пострадало от бедствий гражданских. Собор упорядочил и восстановил церковное законодательство, была введена Сербская кормчая, наиболее распространенная впоследствии. Серапион был поставлен во Епископа Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду. Он скончался 12 июля 1275 года и погребен во Владимирском Успенском соборе. Неизвестно, с которого времени и почему к этому Епископу имело особенное посмертное почтение, соединенное с благоговением, которое заключалось в служении панихид, заказываемых даже некоторыми лицами отдаленных губерний. Кирилл старался восстановить нормальную жизнь митрополии, нарушеную татаро-монгольским нашествием. Окормляя паству, постоянно разъезжал по Руси. Ставил епископов во Владимир, Ростов, Сарай.
Написал «Правило митрополита Кирилла». С Кириллом связывают составление жизнеописания Даниила Галицкого, ставшее основой Галицко-Волынской летописи.