Главная
Регистрация
Вход
Суббота
19.08.2017
12:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 321

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [591]
Суздаль [228]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [169]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Ворша, Собинского района

Село Ворша

Ворша — село в Собинском районе Владимирской области России, центр Воршинского сельского поселения. Село расположено на правом берегу реки Ворша в 9 км на северо-восток от Собинки, на 145 км автотрассы М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород.

Согласно старой легенде основание села связано с именем великого князя Александра Невского. В легенде говорится, что, когда князь в очередной раз ехал на поклон к татаро-монгольскому хану в Сарай, лошадь, на которой он ехал остановилась, и никто не смог заставить её ехать дальше. В результате князь с дружиной были вынуждены остановиться на этом месте.

До XVIII в. селение не имело церкви и именовалось деревней "Починки".


Фрагмент карты 1859 г.

До революции село являлось центром Воршинской волости Владимирского уезда.
«Воршинское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово). Волостной старшина - кр. Василий Титов. Писарь - Андрей Николаевич Латышев.
Волостной Суд. Председатель - кр. Иван Павлович Годунов. Судьи: кр. Ефим Митрохин; Федор Колосов; Михаил Саболенский» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Курсы пчеловодства в 1913 году

Третьи курсы были в селе Ворше, Владимирского уезда, с 29 мая по 15 июня. Эти курсы прошли в крайне тяжелой обстановке. Начать хотя бы с того, что в таком большом селе я и мой товарищ – инструктор-практикант Тихонов, никак не могли нанять для себя помещения: никто не пускает, один ответ: «мы строились не для квартирантов!» После двухдневных мытарств нас приютил пчеловод – земский фельдшер Корнилов, но у него с семейством всего две малых комнаты и нам для жительства была уделена маленькая терасса-крыльцо со стенами из рваной парусины и протекающей крышей, где мы и были вынуждены выжить две недели при проливных дождях и холоде, доходившем ночью до нуля.
Пасека находится от села в полутора верстах ходьбы по болотистому лугу.
Главное внимание пчеловодов-слушателей на курсах в селе Ворше привлекло искусственное роение.
Улет натуральных роев, несмотря на заботливо устроенные пчеловодами привои – обычное явление, также как и слеты вновь посаженных роев, и, конечно, не в силу особенностей природы или пчел, а просто от незнания самых элементарных правил пчеловождения. Пустые ульи до посадки роев стоят прямо на земле под дождем, причем заплесневевшее дно покрывается улитками и червями, рамки вставляются с гнилой, загаженной, негодной вощиной. Понятно, что пчелы, посаженные вечером в такие ульи, с наступлением утра улетают куда попало, а пчеловоды, выслушивая мое объяснение причин улета роев, только руками разводят, что такая простая истина им в голову не приходила. Они очень были огорчены холодом и дождями, не позволившими произвести во время курсов всех необходимых работ. См. Пчеловодство во Владимирской губернии.

22/9 марта 1917 г. в Воршинской волости, Владимирского уезда, организован волостной временный исполнительный комитет.
В годы Советской власти центр Воршинского сельсовета.


Новый выстроенный мост через реку Колокшу (1932 г.), Воршинского с/совета, при помощи трудового участия населения.

Численность населения: в 1859 г. – 529 чел.; в 1905 г. – 402 чел.; в 2010 г. – 667 муж. и 770 жен., всего 1437 чел.
Село Ворша — центр Воршинского сельского поселения. В состав Воршинского сельского поселения входит 21 населённый пунк:
Астафьево, Афанасьево, Бабаево, Батюшково, Бузаково, Ворша, Дубровка, Елховица, Еросово, Конино, Кузнецово, Кузьмино, Назарово, Новоселка, Столбищи, Тетерино, Угор, Хрястово, Чижово, Юрино, Яковлево.

20 октября 2009 года на въезде в село Ворша в результате ДТП погиб чемпион Европы и бронзовый призёр чемпионата мира по спортивной гимнастике Юрий Рязанов.
В селе Ворша с октября 2009 года работает кондитерская фабрика «Ферреро», выпускающая конфеты Raffaello и Kinder Chocolate.


с. Ворша, ул. Молодежная, д. 20
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации "Волго-Вятский банк Сбербанка России", операционная касса №8611/0193.
Министерство внутренних дел Российской федерации, управление по Владимирской области, отдел по Собинскому району, участковый пункт полиции.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", Управление федеральной почтовой связи Владимирской области, филиал "Петушинский почтамт", отделение федеральной почтовой связи "Ворша".

ул. Молодежная, д. 19
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Собинского района "Воршинский сельский дом культуры"

«Восточная кухня»

Аптечный пункт

«Хижина рыбака»

Церковь Святой Живоначальной Троицы


Церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Ворша

С ближайшими деревнями: Кониной, Овинцевой, Козьминой и Елховицей дер. Починки принадлежала приходом к с. Арбузовоу, в 7 верстах, за р. Клязьмой. Дальность расстояния от села, неудобство сообщения с приходской церковью в половодье, а главное - усердие наших предков к построению храмов Божиих побудили жителей Починок и упомянутых деревень построить свою церковь и основать свой приход.
1 июня 1710 г. они в патриарший казенный приказ писали: "приход наш за рекою Клязьмою того ж монастыря (Владимирский Рождественский монастырь) в вотчине в село Арбузово к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и Святаго великомученника Димитрия Селунскаго от нас в дальном разстоянии через реку Клязьму и для полой великой воды разливной и дальняго разстояния тое деревни Починки с деревнями, нам крестьянам на Святую Пасху и на прточие святые дни ко всякому церковному пению и в иные праздники никогда быти за тем водополием и дальностию не возможно и ко святому пению не поспеваем и бываем по иным селам, кроме своего приходу, такожде и многие потребы всякия и нужды управляют за тем водополием и дальностию у нас иных приходов и причты потому, что у нас многие без потреб всяких церковных помирают, а в той вотчине Арбузовской волости в приходе нашем у церкви Пресвятыя Богородицы - два священника, и просим за такою великою нуждою и за полыми водами построить нам вновь церковь во имя Святаго великомученика Димитрия Селунскаго в деревне Починке и из того нашего прихода Арбузовской волости от церкви Пресвятыя Богородицы быть одному попу у нас в приходе у тое новопостроенныя церкви Святаго великомученика Димитрия... и о том дать благословенную грамоту".
Прошение прислано было в Патриарший казенный приказ под отпиской архимандрита Рождественского монастыря Боголепа. 17 июня 1710 г. крестьянам означенных деревень из приказа выдана была благословенная грамота на строение в деревне Починках церкви во имя Святого Димитрия Солунского. Первый храм был построен деревянный: в устроении его принимал деятельное участие вышеназванный архимандрит - настоятель Владимирского Рождественского монастыря Боголеп.
В новопостроенный храм архимандрит Боголеп, передает местное предание, пожертвовал из Рождественского монастыря иконостас со святыми иконами. Храм был освящен, и деревня Починки стала именоваться селом "Димитриевским, что на реке Ворще", в отличие от других сел Димитриевских, а позднее по имени реки стало называться просто "Ворщею", удерживая в тоже время и прежнее свое название Починки".
Первоначальный причт составляли поп, дьячок и пономарь; на содержание причта в 1714 г. крестьяне отвели из своих земельных дач "пашни 15 четвертей в поле, сенных покосов 15 копен"; но в 1718 г., по распоряжению Патриаршего казенного приказа, последовал новый надел, по которому на содержание причта из крестьянских земель отведено "пашни 20 четвертей в поле, сенных покосов 20 копен". Приход в конце XIX в. состоял из села Ворща (35 дворов), деревень: Овинцевой (13 дворов), Козьминой с Копиной и Елховицей (58 дворов), всего 106 дворов.
На новопостроенную Димитриевскую церковь, по указу Патриаршего казенного приказа, дани наложено: "с дворов и с земли 2 р., заезда гривна, десятильнича доходу 10 алтын, казенная пошлины 5 алтын 4 деньги, всего 2 рубля 19 алтын". "1746 г. церковь Димитрия Солунского в вотчине Владимирского Рождествена монастыря в селе Починке - 2 рубля 40 копеек".
В 1755 г., по благословению Платона, епископа Владимирского и Юрьевского, усердием прихожан был построен другой храм - теплый, тоже деревянный, во имя Святой Живоначальной Троицы. Обе деревянные церкви существовали до 1832 г., а в этот год за ветхостью были разобраны; на месте их поставлена деревянная часовня и два каменных столба.

В 1812 г. к церкви с. Дмитриевского на Ворще был рукоположен во священника из богословского отделения Владимирской семинарии Иван Петрович Приклонский. В 1824 г. его перевели в с. Ельцыно Покровского уезда, в 1859 г. о. Иоанн скончался.
В 1832 г. в с. Ворще была отстроена и освящена каменная церковь - во имя Святой Живоначальной Троицы; около 1839 г. при ней поставлена каменная колокольня. Церковь и колокольня были обнесены каменной оградой. В башнях ограды устроены часовни. Престолов в церкви было три: в холодной - во имя Святой Живоначальной Троицы и в приделах теплых: в честь Святого Димитрия Солунского и князя Александра Невского.

В 1877 г. к церкви погоста Дмитровского был назначен священник Иван Феодорович Орлов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1871 г., всю свою жизнь служил при храме Дмитровского погоста и в 1897 г. вышел за штат. В 1891 г. священником с. Ворщи Иоанном Орловым открыто общество трезвости.

Церковной земли имелось: усадебной - десятина, пахотной 27 десятин и сенокосной 6 десятин. Штат причта состоял из священника, диакона и псаломщика. Содержания от земли и за требоисправления причт получал до 1485 р. Дома причт имел собственные, на церковной земле. Приход состоял из села, сельца Афанасьева и деревень: Демидовой, Овинцевой, Кониной, Козьминой и Елховиц. Всех дворов в приходе в конце XIX в. было 305; душ мужского пола 1062, а женского пола 1183, в том числе две раскольницы беспоповщинского толка. На юго-восток от храма уцелели старинные надгробия окрестных помещиков, например - титулярного советника Александра Ефимовича Палицына (ум. 1838).

В кон. XIX в. иконостасе холодного храма все иконы, кроме иконы святого Димитрия Солунского и некоторых двунадесятых праздников, были поставлены из древней упраздненной Димитриевской церкви, которые, по преданию, были пожертвованы архимандритом Боголепом из Рождественского монастыря; эти иконы греческого письма и довольно искусного. В теплой церкви находится древний образ святого Александра Невского в иконостасе придела его имени, почитаемый народом за чудотворный; на нем святой Александр Невский изображен во весь рост в схимническом одеянии. В народе есть предание, что этот образ прикладывали к святым мощам благоверного князя Александра Невского во время перенесения их из Владимира в Санкт-Петербург.


Образ святого Александра Невского
Икона-скульптура выполнена из кипариса по указу Петра Первого. Император решил перенести мощи святого из Владимира в новую столицу в 1724 г. Когда ковчег достиг моста через реку Ворша, переправа рухнула. Говорят, что таким образом Александр Невский показал свое отношение к переезду. После разорения храма икона-скульптура долгое время хранилась у благочестивых людей. В девяностые годы её вернули в храм. Изображение славится своими чудесными исцелениями. Жители рассказывают, что во времена гонений на церковь один богоборец отрубил иконе-скульптуре руку и ушёл на фронт, а, когда он вернулся с войны, то оказалось, что у него самого как раз на этом самом месте была отрублена рука.

Церковной земли имеется: усадебной десятина, пахотной 27 д. и сенокосной 6 десятин. Особого плана и межевой книги на землю нет; она значится на общем сельском плане.
Штат причта: священник, диакон и псаломщик. Содержание от земли и за требоисправления причт получает до 1485 р. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.
Приход состоял из села Ворщи, сельца Афанасьева и деревень: Демидовой (Крестьяне дер. Демидовой по дальности расстояния и трудности сообщения с приходской села Устья церковью, перечислены по распоряжению Епархиального Начальства 26 марта 1868 года в приход с. Ворщи по близости к оному.), Овинцевой, Кониной, Козьминой и Елховиц. Деревни отстоят от церкви не далее трех верст; препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приходе 305; душ мужского пола 1062, а женского пола 1183, в том числе две раскольницы беспоповщинской секты.

Воршинская церковно-приходская школа

Ворщинская школа — одна из старейших школ во Владимирском уезде. В 1844 г. здесь открыта была школа от Палаты Государственных Имуществ, но потом в 1852 г., она была переведена в дер. Подольное, Баглачевского прихода. Закрытая официально, Ворщинская школа, однако, продолжала существовать неофициально в том своем виде, в каком школы существовали искони на Руси, дети обучались в домах церковного причта. В этом своем виде она просуществовала около 16 лет.
В 1869 г. стараниями священника села Ворщи о. Н.Е. Туторского, при участии церковного старосты Я. Савичева (пожертвовавшего 200 руб.), устроено было на церковные средства каменное двухэтажное здание (внутри 12Х10 арш.) в церковной ограде, в котором, по ходатайству того же священника Туторского, с благословения Высокопреосвященнейшего Антония, и была открыта земская школа 5-го апреля 1871 года.
С первых же годов своего существования в обновленном виде Ворщинская школа, по своим успехам, заняла не последнее место в ряду других подобных школ губернии, получая одобрение за успехи учеников в лице законоучителя школы и учителя.
Первый учитель ее И.Я. Побединский в 1870 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1871 г. .стал учителем в Ворщинской школе. Прослуживший в ней 11 лет, получил серебряную медаль за свое усердие по службе, награда редкая в то время. С 1882 г. - учитель на фабрике Морозова в с. Орехове Покровского уезда, с 1885 г. - псаломщик в с. Орехове Покровского уезда, скончался 25 сентября 1896 г.
В 1876 г. учащихся – 39 муж. Учитель – студент дух. семин. И. Побединский (180 руб. в год), Попечитель – крестьянин Яков Яков. Савичев. Содержание – 180 руб. от земства и 35 руб. от обществ.
В 1892 г. Ворщинская школа, как помещавшаяся в церковном доме, была передана земством в ведение Братства Александра Невского, с отпуском на ее содержание из земства 150 руб. в год, и переименована в церковно-приходскую школу. К этому времени число учеников в школе увеличилось почти вдвое, с 30 — 35 учеников до 95. Это произошло от того, что раньше из большого Ворщинского прихода много детей школьного возраста работало на фабриках (Близ Ворщи находятся несколько фабрик: Собинская, в Ундоле Бажановская, в Ставрове.), с запрещением же работы малолетних на фабриках (закон 26-го января 1890 года), дети оставались при родителях и начали посещать свою школу. И вот теперь у священника села Ворщи о. Н. Туторского снова явилась забота об устройстве более поместительного здания школы. Эта забота нашла отклик и горячее сочувствие в прихожанах села Ворщи, выразивших готовность оказать содействие и материальную помощь в расширении школьного здания.
В ноябре 1896 года был избран новый попечитель школы из местных крестьян М.Е. Шагаев, еще ранее заявивший себя сочувствием к школе через пожертвование для нее книг и учебных принадлежностей. Выбор этот был, как нельзя более, удачен. Это сравнительно не богатый человек, но замечательно преданный делу просвещения, глубоко понимающий пользу его для народа. Хотя он не получил нигде систематического образования, но производит впечатление человека развитого и настолько сравнительно образованного, что трудно и поверить, чтобы это был крестьянин. Будучи человеком почти бессемейным (единственный сын его служит врачом в Оренбургской губернии), он решил посвятить свои силы делу духовного просвещения своих односельчан и отдался этому делу с свойственной ему энергией и увлечением, не жалея ни времени, ни собственных средств. Вступивши в должность попечителя, М.Е. Шагаев деятельно принялся за дело переустройства школьного здания. По роду своих занятий (торговое комиссионерство), он имел не мало знакомых в разных городах России (преимущественно Поволжских). Своих денег я не имею, говорил он, но я имею тысячу друзей, которые дадут на доброе дело тысячу рублей. Ко всем своим знакомым М.Е. Шагаев обращался с просьбой за пожертвованиями и устно и письменно. В отчете по перестройке Ворщинской школы, мы видим пожертвования почти из всех Поволжских городов, начиная с Нижнего и кончая Астраханью. Таким путем было собрано более 400 руб. (435 р. 6 к.). Но главная сумма была собрана с местного населения. Священником Туторским было пожертвовано 200 р. Землевладельцем дер. Афонасьева, Ворщинского прихода, титулярным сов. Н. Павловым было устроено на собственные средства водяное отопление здания, пожертвован лес, известь и другие строительные материалы, всего на сумму 1275 рублей. Крестьянином села Ворщи И.Я. Аферовым — 250 руб. С остальных прихожан села Ворщи было собрано до 500 р. Таким образом, благодаря стараниям священника Н.Е. Туторского и попечителя М. Е. Шагаева, в короткое время было собрано на переустройство школы 5007 р. 41 к. Половину всей этой суммы составляют личные затраты самого Шагаева. Но дороже денег стоили труды и энергия Шагаева по устройству школы. Вся постройка, начиная с выработки плана, была произведена под его непосредственным, опытным наблюдением. Только его неутомимой энергией, опытностью и беззаветной преданностью делу можно объяснить, что в такой сравнительно короткий промежуток времени совершено было переустройство школы.


Каменный дом церковно-приходской школы

Прежнее каменное здание школы увеличено более, чем вдвое. К прежним 13х12 арш. прибавлено каменной кладки 15х12 арш. и каменный коридор в 28x5 арш. Все здание покрыто заново железом, оштукатурено и выкрашено и внутри и извне. В настоящем своем виде это очень внушительное каменное здание, находящееся в средине большого села Ворщи, на церковной площади, двухэтажное, с 9 окнами по фасаду, в 28х16 арш. В верхнем этаже помещается собственно школа. Капитальной каменной стеной она разделена на два класса. Первая классная комната в 11х10 арш. с 7 окнами, а вторая — в 15х10 арш. с 8 окнами. Классы выходят в широкий, светлый, теплый коридор, очень удобный в рекреационном отношении. Коридор этот (28х5 арш.) с удобством может быть обращен в класс, в случае переполнения школы учащимися. Школьная обстановка не оставляет желать ничего лучшего. В первой классной комнате — большая икона, в золоченом киоте, Святителя Николая Чудотворца и Царицы Александры, в память Священного коронования Их Императорских Величеств; во второй комнате, в таком же киоте, икона Воскресения Христова. В обоих классах имеются портреты Государя Императора в массивных золоченых рамах. Стены школы украшены картинами из Ветхого и Нового Завета и портретами Царствующего Дома Романовых. Классная мебель устроена по системе д — ра Эрисмана. Имеются глобус и географические карты. В коридоре помещаются книжные шкафы с библиотекой школы, в которой можно встретить такие ценные сочинения для учителя, как История России Соловьева, Живописная Россия и другие пособия для изучения Истории, Географии и Этнографии России.
Классная обстановка, мебель и библиотека приобретены исключительно на средства попечителя М.Е. Шагаева. В нижнем этаже помещается зал для религиозно-нравственных чтений народу (9х10 арш.), где Шагаевым предполагается устроить потом бесплатную народную читальню с библиотекой. Далее, находятся ночлежная комната для учеников (9х4 арш.) и квартира учителя (8х10 арш.) с 6 окнами, разделенная на три комнаты. Все здание согревается посредством водяного отопления. Для этой цели в нижнем этаже устроен паровой котел, из которого по всему зданию проведены чугунные трубы с горячей водой.
Такова Ворщинская церковно-приходская школа в ее новоустроенном виде. Устройство этой школы, школьная обстановка, подбор учебных пособий свидетельствуют о сравнительно высоком умственном уровне ее устроителя, о его истинном понимании просветительных нужд нашего народа. Дай Бог, чтобы побольше было у нас таких попечителей церковно-приходских школ. Ворщинская школа, без сомнения, займет первое место среди прочих церковно-приходских школ не только Владимирского уезда, но и целой губернии.
Обычная праздничная служба в с. Ворще, в воскресенье, 2-го ноября 1897 г., по случаю назначенного в этот день освящения переустроенного школьного здания, отличалась особенною торжественностью, церковь была переполнена молящимся народом. Впереди стояли рядами ученики школы. На клиросе стройно пел хор из учеников под управлением регента-учителя Ворщинской церковно-приходской школы П.Е. Орлова. В служении принимал участие местный Благочинный священник села Ундола о. В.А. Никольский. В конце литургии о. Заведующий школой обратился к своим прихожанам с поучением, в котором указал на важность религиозно-нравственного воспитания в семье, в связи со школьным обучением, на которое приходится обращать в настоящее время серьозное внимание, в виду заметной порчи нравов, особенно среди молодежи, под влиянием неблагоприятных условий фабричной жизни. Религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения составляет ныне предмет особенных забот и правительства, как об этом свидетельствуют повсюду устрояемыя церковно-приходские школы и школы грамоты. После литургии священно-служащие в преднесении св. икон, в сопровождении многочисленного народа, при колокольном звоне, направились из храма в новое здание школы. К этому времени прибыли из Владимира: Земский начальник Н.А. Рахманов и Член Владимирск. Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета И.В. Малиновский, командированный отделением присутствовать на торжестве освящения школы. В самой большой комнате школьного здания, в верхнем этаже, совершен был водосвятный молебен, а после него провозглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему дому. Св. Синоду, Высокопреосвященнейшему Сергию и Преосвященному Платону, а также попечителю и устроителю школы и всем содействовавшим ее благоустроению.
Затем Заведующим школой, священником о. Н. Туторским был торжественно прочитан и вручен Попечителю школы следующий адрес от прихожан села Ворщи: «Достопочтеннейший и многоуважаемый, Михаил Емельянович! В ноябре прошлого года вам благоугодно было, к общему нашему желанию, принять на себя должность попечителя нашей Ворщинской школы, — должность довольно тяжелую, требовавшую многих жертв, особенно по случаю предположенного тогда нами расширения училищного нашего здания. Но вот не прошло и года, как здание нашей школы, к общему нашему великому удовольствию, так распространено и величественно отделано вами, что приводит всех нас в восторг и удивление. И в этом столь трудном и многополезном деле, вы, не жалея трудов и средств, показали много самопожертвования, опытности, силы, энергии и любви. Своим светлым умом и опытом деловой своей жизни, вы вполне уразумели и поняли, как необходимо стало в наше время образование всего подрастающего поколения. И вот, не жалея сил и собственных жертв, в короткое время устроили такое здание, в котором теперь все дети наши школьного возраста могут свободно помещаться для обучения.
Примите же от нас, за это принятое вами дело и исполненное вами с таким достохвальным успехом, нашу душевную признательность и сердечную благодарность. При сем считаем священным долгом всегда молиться о вашем вожделенном здравии и о продолжении вашей жизни на дальнейшую пользу нашей школы. При этом не можем не высказать вам и того, что переустроенным зданием школы вы воздвигли себе такой долговечный памятник, что потомство наше долгие годы будет помнить вас, благодарить и молиться за вас».
Принимая адрес из рук о. Заведующего школой, Шагаев дрожащим от волнения голосом сказал: «Благодарю вас, Батюшка, и всех, выразивших мне сочувствие, и этот знак благодарности принимаю, как драгоценный подарок, а также благодарю вас и прихожан за помощь, оказанную мне в этой постройке, прошу и на будущее время не оставить меня без помощи».
После этого Член Отделения И.В. Малиновский обратился с следующими словами к ученикам и прочим лицам, участвовавшим в торжестве освящения: «Поздравляю вас, дети, и ваших родителей с такой прекрасной школой, какова ваша школа, ныне освященная и открытая для учения. Счастливы вы, что имеете возможность обучаться в такой хорошей школе. Счастливы и ваши родители, что имеют в своей среде такого человека, который позаботился устроить ее для вас. Желаю вам хороших успехов в ваших занятиях, чтобы эти успехи вполне соответствовали прекрасному внешнему виду вашей школы. Дай Бог, чтобы воспитались вы под кровом ее Создателю во славу, родителям на радость и утешение, Церкви и отечеству на пользу. Учась здесь, не забывайте и тех, кому вы обязаны устройством школы, — отца вашего духовного, а также попечителя, и устроителя этой школы. Поминайте их в своих детских молитвах наряду с именами ваших родителей. Поймите, что только любовью к вам и отеческою заботою о вас устроено это здание».
Затем обратившись к Заведующему Школой о. Н. Туторскому и к Попечителю школы, И.В. Малиновский произнес: «Позвольте вам, достопочтеннейший о. Николай, и вам, почтеннейший Михаил Емельянович, выразить глубокую благодарность от Владимирского Уездного Отделения Епарх. Училищного Совета, уполномочившего меня присутствовать на этом торжестве, — за устройство такой прекрасной школы, которая может составить гордость не только нашего уезда, но и целой губернии. Вам в особенности, М. Е., вашим трудам, энергии, уму и опытности мы обязаны этим прекрасным зданием. Не было бы особенно удивительным, если бы такая школа была устроена при богатой фабрике, на средства богатого человека. Но нам известно, что все это устроено на средства небогатых людей, на копейки, собранные с народа. Только беззаветною преданностью делу народного образования, истинным пониманием нужд его можно объяснить вашу почтенную деятельность. Здесь вы явились достойнейшим выполнителем того великого дела, начало которому положено незабвенной памяти покойным Государем Императором Александром III, вызвавшим к жизни церковно-приходскую школу и положившим твердое основание истинному религиозно-нравственному просвещению русского народа.
В устроении школы Вы явились истинным слугою и Державного Сына Его, Государя Императора Николая Александровича, ныне благополучно царствующего, который, вступивши на прародительский престол, явился осуществителем великих начинаний Своего Отца и взял церковно-приходскую школу под свое высокое покровительство, осыпав ее своими царскими милостями и щедротами. Чрезвычайно отрадно видеть, что наш русский народ глубоко понимает заботы о нем своего Государя и сам идет навстречу им в лице своих лучших представителей, каковым являетесь вы. Доказательством этому служит школа, устроенная вами М. Е.. при содействии народа, — прихожан села Ворщи».
Несколько теплых, прочувствованных слов благодарности сказал Шагаеву и Земский начальник И. А. Рахманов, назвав его самым лучшим и дорогим для него членом своего земского участка.
В заключение всех речей один крестьянин (Т. Романов) попросил позволения высказать слово благодарности устроителю школы от своих односельчан. Это слово своей простотой, искренностью и задушевностью произвело сильное впечатление на присутствовавших. «Искренняя благодарность наша к вам, М.Е., говорил он между прочим, одушевляет нас теперь и всегда будет одушевлять. Ваше благополучие есть наше сердечное желание и предмет нашей постоянной молитвы к Богу: да вознаградит вас Всемогущий щедротами Своими за все, что вы для нас сделали, да сохранит Он ваше здоровье и да пошлет вам все, что может успокоить и осчастливить жизнь вашу. Вот наше желание вам, взысказываемое теперь не по общепринятому обычаю, а по истинному внушению сердца!»
Нельзя не отметить того живого сочувствия и участия, с какими относился народ к торжеству освящения своей школы, густой толпой наполнявший школьное здание, насколько оно могло вместить его. У многих из присутствовавших были заметны на глазах слезы.
По окончании торжества освящения школы, крестный ход возвратился в церковь при пении хором молитв за царя и отечество. В школе остались ученики и лица, приглашенные на торжество освящения, в числе коих были и представители от крестьян Ворщинского прихода. Учениками очень стройно были пропеты: «Боже царя храни», и «Славься, славься наш русский царь»... После этого, по предложению Земского начальника, они дружно и весело прокричали ура Государю Императору и Попечителю своей школы, а затем, получив гостинцы, разошлись по своим домам. Гостям же, приглашенным на торжество, было разнесено шампанское. Первый тост, за здоровье Государя Императора, как Высочайшего Покровителя Церковно-приходских школ, сопровождавшийся громким «ура», был произнесен Земским начальником Н.А. Рахмановым. Второй тост, за здоровье Высокопреосвященнейшего Сергия, ближайшего блюстителя церковно-приходских школ Влад. Епархии, и Преосвященнейшего Платона, как председателя Епарх. Училищного Совета, был предложен о. Благочинным В.А. Никольским и сопровождался пением «многая лета». Наконец, третий тост Член отделения И. В. Малиновский предложил за здоровье попечителя и устроителя школы М. Е. Шагаева. При этом учитель школы И. Е. Орлов прочитал свое стихотворение, посвященное Шагаеву, в котором очень удачно охарактеризовал его деятельность, как попечителя и устроителя школы. Отвечая на стихотворное приветствие учителя, попечитель М. Е. сказал: «Благодарю вас! Вы хорошо поняли меня и оценили мой труд. Трудиться по школе — мое желание, и цель этого труда та, чтобы школа была хорошо устроена к насаждению добра, так как я хорошо знаю, что науки юношей питают, отраду старцам подают».
Торжество закончилось скромной трапезой, любезно предложенной Попечителем, за которой было выссказано немало задушевных пожеланий на дальнейшее процветание Ворщинской школы, особенно в виду высказанного во время трапезы Шагаевым желания открыть при этой школе бесплатную народную читальню и библиотеку.
В период существования Ворщинской школы, с 1871 — но 1897 г.; в ней выдано было 153 свидетельства на льготу по отбыванию воинской повинности. При этом нельзя не отметить и того факта, что и со времени преобразования этой школы в церк.-приходскую, в пяти летний период (1892 — 1897 г.), было выдано 45 таковых же свидетельств. Заведующий школой о. Н. Туторский безусловно преданный своему делу человек, что доказывают его заботы о благоустройстве школьного здания, увенчавшиеся таким блестящим успехом. Учитель ее П.Е. Орлов своим усердным ведением школьного дела и устройством прекрасного хора немало способствовал привлечению общего сочувствия прихожан села Ворщи к школе и, главным образом, ее настоящего попечителя Шагаева. Ворщинский приход находится в центре фабричного района Влад, уезда. Большая часть его прихожан работает на фабриках, поэтому весьма важно, чтобы подрастающее поколение получило здесь основательное религиозно-нравственное воспитание, которое предохранило бы его от обычного неблагоприятного влияния фабричной жизни. Важное значение в этом отношении, конечно, будет иметь предполагаемое устройство при школе религиозно-нравственных чтений и бесплатной библиотеки с читальней для народа.
В 1884 г. «Помещение церковное, каменное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте очень удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11 арш. 4 вер., шириной 10 арш. 3 в., вышиной 3 арш. 14 вер. Учебных пособий недостаточно — на 27 р. 45 к. Библиотеки нет, но книг для чтения 110 экз. Земли нет. Законоучитель священник Николай Туторский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 8-го апреля 1871 г.; учитель Константин Тимофеевский, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 1-го сентября 1882 г. Попечитель крестьянин Яков Яковлевич Савичев, пожертвовал прежде до 300 р., а в 1883 г. до 15 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 50 м. и 21 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 6 дев. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 20 м. и 5 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 62 м. и 20 дев. Учатся все вместе. Возраст 8 — 9 л. - 8, 9 — 10 л. - 30, 10 — 11 л. - 17, 11—12 л. - 15, 12 — 13 л. 1- 2. Из учащихся — 27 из с. Ворши, 24 из дер. Кузьмина (2 вер.), 5 — Демидова (3 ½ вер.), 6 — Елховицы (2 в.), 4 — Овинцева (2 вер.), 5 — Кониной (2 ½ вер.), 7 — Афанасьева (4 вер.), 2 — Столбищ (3 вер.), 1 — Луговской (12 вер.) и 1 — Болдиной (19 вер.). Ночлежный приют есть в одну комнату — длиной 8, шириной 6, вышиной 3 ½ арш.; помещается от 5 до 12 уч. на своем продовольствии. Живут на квартирах 20 уч. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. 1 м., крест. 61 м. в 20 дев. Средства: от земства 321 р., от общества 55 р. 70 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 55 р. 70 к.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 21 р. Посещали классы неисправно 12; меры — извещение родителей. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 11. Учебный год с 20-го сентября по 25-е мая. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 7, по пению - 2. Получили награды 24. Получившие свидетельства учились до 4-х лет. Не окончившие курса учились до 3-х лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).

В 1906 г. в дер. Демидове открыт ночлежный дом на средства деревенского общества.
В 1907 г. в дер. Кузьмине открыт ночлежный дом на средства деревенского общества.
В 1903 г. в дер. Кузьмине открыт приют для малолетних на средства А.Л. Лосева и частных жертвователей. В 1912 г. было – 28 мальч. и 18 дев. В завед. Правления Общества пособия нуждающимся 3-го земск. участка Владимирского уезда.
Приют-ясли в деревнях: Кадыеве (открыт в 1903 г.) и Кузьмине открывались в летние месяцы для детей, родители которых уходили из дома на полевые работы. «Ясли» содержались на средства Общества нуждающихся 3-го земского участка Владимирского уезда.


Башня церковной ограды

Башенка церковной ограды ранее использовалась как часовня, иконная лавка.

В 1891 году священником села Ворщи открыто общество трезвости.

В настоящее время Настоятель Свято-Троицкого храма с. Ворша - священник Георгий Капусткин.
Сайт прихода: http://vorsha.prihod.ru/
Приписной храм – храм Святого пророка Божия Илии в с. Глухово Собинского района.


Церковь Троицы Живоначальной в с. Ворша

Мемориальный комплекс Александра Невского


Часовня св. блг. князя Александра Невского

Каменная Часовня св. блг. князя Александра Невского построена в 2005 г.
Надписи на часовенных столбах:
«Мемориальный комплекс
СВ БЛГ КНЗА
Александра Невского воинов
Владимирской области
за Отечество на брани
живот свой положивших
в войнах и
при исполнении
воинского долга»;
«О воинах и о всех за
Веру Отечество и Народ
на брани убиенных
Господу помолимся
Господи помилуй
Память их из рода в род»;

«Лучше нам умереть
в сражении
нежели видеть бедствия
нашего народа
и святыни»;
«Со святыми упокой Христе души рабъ твоихъ идеже несть болезнь ни печаль ни воздыхание но жизнь бесконечная»;
«Братiя
Молитесь за насъ!».

Бюст Александра Невского в с. Ворша

Бюст Александра Невского точная копия памятника, когда-то установленного во Владимире рядом с планетарием (сейчас стоит у Юридического института).


Бюст Александра Невского у Юридического института во Владимире

Бюст Александра Невского в с. Ворша

Памятник жителям с. Ворша погибшим в ВОВ.

Богадельня в с. Ворше открыта в 1905 г. на средства А.Л. Лосева и частных жертвователей. По штату 14 призреваемых. В 1912 г. – 3 муж. и 10 жен. В заведении Правления Общества пособия нуждающимся 3-го земск. Участка Владимирского уезда.

Мария Ивановна Смирнова

22 мая 1913 года в день отдания Пасхи, в селе Жерехово, Владимирского уезда, было погребение почтенной старушки, вдовы заштатного диакона с. Ворши, Владимирского уезда, Марии Ивановны Смирновой.
Родиной покойной было беднейшее село Кузминское, Юрьевского уезда, где М.И., в многолюдной семье бедного священника, с юных лет воспитывалась в нищете, скорбях и лишениях. Будучи дочерью благоверного иерея Иоанна Руфицкого, она всю жизнь свою благоговела перед Богом, нелицемерно уважала сан иереев, как служителей Божиих. Покойная считала непростительным для себя грехом пропустить литургию, особенно в праздничные дни, понуждая к тому же и всех детей своих. Оставленного дома она заставляла непременно во время литургии прочитать акафист Спасителю или Божией Матери. Стоя в храме, М.И. присматривала за поведением поющих на клиросе своих детей, следила за совершением ими молитвенных поклонов, за истовым осенением себя крестным знамением и в случае замеченного ею недостаточного благоговения, дома строго выговаривала детям. Выходя из храма, считала для себя святым долгом поделиться с нищей братией, разделяя им последние гроши. Особенно внимательна была М.И. к странникам, путешествующим по святым обителям.
Ночлежный дом в с. Ворше открыт в 1906 г.
А так как село Ворша расположено на большой дороге от Москвы к Нижнему, то в таких паломниках, особенно в ее время, недостатка не было. Одного, а иногда и двоих Марья Ивановна на паперти храма непременно приглашала в свой дом, кормила, поила чаем, а иногда и одевала. Были случаи, что из сердечного сочувствия к раздетому, к разутому, делилась чуть не последней парой белья. Вследствие этого Марию Ивановну, как благодетельницу, знали многие странники и странницы разных губерний. Некоторые из них смело заходили во всякое время года, надеясь воспользоваться в доме Воршинской дьяконицы-старушки приютом, покоем и ночлегом, как в странноприимном доме. Редкий год проходил, чтобы и сама Мария Ивановна не посетила святой обители преп. Сергия, Хотьков монастырь и других святынь, к которым она питала особенное благоговение и святую любовь. Бывало, покойная соберет подобных себе благочестивых подруг из крестьянских женщин и вместе с ними, с котомкой на плечах и палкой в руке, отправляется в путешествие по святым обителям, не без опасности возвратиться целой и не обиженной от недобрых людей. Из года в год, проходя знакомыми лесами и полями, М.И., для поддержания в себе религиозного чувства, вместе со своими подругами пела дорогой духовные канты и тропари святым угодникам Божиим. Эти священные канты и духовные песни она любила воспевать и за домашней работой, внушая содержанием их своим детям любовь и благоговение к Богу и преданность Его Небесному Промыслу. Без краткой молитвы: «Господи, благослови» не решалась приниматься ни за какое хозяйственное дело. Любила она священников и диаконов, истово, неторопливо совершающих богослужение и указывая на таковых детям, имеющим священный сан, требовала и от них подражания добрым примерам.
Последние дни своей жизни она доживала в с. Жерехове, в доме зятя своего свящ. П. Лаврова. Здесь она и скончалась 20 мая в день памяти небесного покровителя супруга ее, диакона Алексия Ильича, святителя Алексия, митр. Московского. Кроме указанного зятя, вынос, заупокойную литургию и отпевание покойной совершали собравшиеся дети М. И-ны и священники: Николай (с. Ягренева, Переславского уезда), Андрей (с. Васильевского, Шуйского уезда), диаконы: Михаил (п. Семиновой горы, Владимирского уезда) и (п. Борисоглебского, Покровского уезда). При общем пении радостного тропаря «Христос Воскресе» и других пасхальных песнопений душевная скорбь скорбящих детей много сорастворялась небесною радостию при надежде на отверстыя Христом Жизнодавцем врата рая.
23 мая, в день Вознесения Господня, после литургии тело Марии Ивановны, с разрешения гражданской власти, перевезено было в с. Воршу, где и опущено в могилу, рядом со своим супругом диаконом Алексеем Ильичом и со своими давно схороненными сыновьями Иваном (бывший учитель в с. Перниках, Покровского уезда) и Алексием.
Царство небесное и блаженство со святыми, тебе добрая старица, страннолюбица и примерная мать!
Редактор Н. Малицкий
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 46 (16 ноября 1913 год).

Деревня Кузьмино


Река Ворша

Рядом с деревней Кузьмино протекает р. Ворша.
Численность населения в 2010 году – 42 муж. и 41 жен., всего 83 чел.
Входит в состав Воршинского сельского поселения.


Деревня Кузьмино


Деревня Угор

Стоянка 1 (Ерши 1), мезолит расположена в 1.2 км. к юго-западу от деревни Угор. Всхолмление округлой в плане формы, диаметром ок. 20 м., высота над поймой 2.2 м. Найдены карандашевидный нуклеус, микрорезец на пластине, сечения пластин, пластины и отщепы мезолитического времени.
Стоянка 2 (Ерши 2), мезолит расположена в 1.2 км. к юго-западу от деревни Угор, 0.25 км. к западу от стоянки 1. Занимает два всхолмления, находящихся на расстоянии ок. 20 м. друг от друга. Всхолмления округлой в плане формы, диаметром ок. 20 м., высота над поймой 1.0-1.2 м. Найдены кремневые скребок на конце пластины, пластины и отщепы, мезолитического возраста.
Стоянка 3 (Ерши 3), мезолит расположена в 1.2 км. к юго-западу от деревни Угор, 0.25 км. к западу от стоянки 2. Всхолмление округлой в плане формы, диаметром ок. 50 м., высота над поймой 2 м. Найдены кремневые наконечники стрел из ножевидных пластин с частичной подработкой ретушью пера и черешка, мезолитического облика, пластины и отщепы.
См. Стоянки мезолита Владимирской области.

Культура сетчатой керамики.
Поселение (Ерши 4), эпоха бронзы расположено на северо-восточной окраине д. Угор, уступ склона правого берега р. Колокша. Высота над рекой 6 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, к-ры ранней сетчатой керамики, кремневые отщепы.


Река Колокша в у д. Угор

Фрагмент карты 1859 г.

Деревня Угор в нач. ХХ в. состояла в приходе села Устье.

В 1907 г. в д. Угор на средства сельского общества открыт ночлежный дом.


Бывшая дер. Молетеево

Дома в дер. Угор

Часовня-столп

Кирпичная часовня-столб с восьмискатным завершением в южной части д. Угор, бывшая д. Молетеево. По четырем сторонам и на фронтонах завершения предусмотрены киоты для икон (иконы не сохр.), фасады декорированы фигурной кирпичной кладкой. Предположительно была приписана к Никольской церкви в Устье. Поддерживается в порядке. В конце XX в. ремонтировалась (установлен крест, крыша покрыта железом), в 2011 г. на фасадах застеклены киоты и установлены иконы.


На одном из деревянных щитов сохранился лик

Треугольная часовня кон. XIX - нач. XX в.

Часовня представляет собой в плане равносторонний треугольник. Одним острым углом она ориентирована на восток, к пойме, противоположной плоской стороной обращена к дороге и деревне Угор.
Кирпичная трёхгранная часовня, на фасадах устроены арочные ниши с деревянными киотами для икон, фасады декорированы фигурной кирпичной кладкой. Предположительно была приписана к Никольской церкви в Устье. Ныне заброшена. Утрачено завершение, киоты разломаны.
На одном из деревянных щитов сохранился лик, остались две кованые дужки от лампад, которые неугасимо горели когда то более ста лет назад, видимо она была построена в честь большого и очень значимого события.


«Минимаркет» в д. Угор

Детская площадка в д. Угор

Численность населения в 2010 году – 114 муж. и 107 жен., всего 221 чел.
Входит в состав Воршинского сельского поселения.

Деревня Хрястово


Деревня Хрястово

«Минимаркет» в д. Хрястово

Памятник жителям д. Хрястово погибшим в ВОВ

Водохранилище в д. Хрястово

Колодец на берегу водохранилища в д. Хрястово

Часовня

Часовня распространенной архитектуры выложена довольно скромно, разнородным кирпичом, среди лицевого встречается и рифлёный перегородочный.
Часовня стоит на главной улице деревни.
Численность населения в 2010 году – 38 муж. и 36 жен., всего 74 чел.
Входит в состав Воршинского сельского поселения.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Город Собинка
Собинский район
Село Устье

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Jupiter (14.05.2016)
Просмотров: 1325 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика