Чевкин Константин Владимирович (1802-1875) — генерал от инфантерии и генерал-адъютант русской императорской армии. На гражданской службе — сенатор, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями (1855—1862), Почетный гражданин города Владимира.
Чевкин Константин Владимирович родился в Каменец-Подольске 26 апреля (8 мая) 1803 г. Образование получил в пажеском корпусе. 31 марта 1822 года начал службу прапорщиком в гвардейском Генеральном штабе. Участвовал в 1827 году в персидской кампании. В сентябре 1828 года за отличие при осаде Варны произведен в полковники. Вскоре, по возвращении в столицу, он вступил в брак с фрейлиной графиней Екатериной Фоминичной Томатис.
В 1829 г. полугодовое путешествие по России совершил великий немецкий учёный-естествоиспытатель А. фон Гумбольдт, который предложил российским академикам заняться изучением магнитного поля на территории страны путём создания в различных её районах магнитных обсерваторий. При реализации этого проекта его автор академик А.Я. Купфер обратился за организационной и финансовой поддержкой к Чевкину. Константин Владимирович одобрил проект, прокомментировав необходимость его осуществления следующими словами: «Предмет онаго хоть и не принадлежит собственно горному делу, но с одной стороны уважителен в том отношении, что много может споспешествовать к возбуждению в молодых офицерах горных полезнейшего соревнования к упражнениям учёным, а с другой он столь важен для науки, что отказать ему в содействии неприлично никакому учёному сословию, а тем паче горному». В середине 30-х годов XIX века благодаря предложению Гумбольдта, инициативе Купфера и помощи Чевкина магнитные обсерватории были построены в Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Барнауле, Колывани, Нерчинске и других местах; при Горном институте была создана Главная физическая обсерватория. Гумбольдт, оценивая успехи в реализации своего предложения, отмечал, что нигде в Европе эта отрасль физических наук не была так развита, как в России.
Выдающееся научное и прикладное значение результатов изучения магнитного поля Земли стало понятно спустя примерно полвека. Чевкин этого, конечно, предвидеть не мог, как, впрочем, и никто из учёных. Но его «острый ум» интуитивно угадал, что в данном случае он не должен поступать по принципу «тащить и не пущать», как полицейский Мымрецов из рассказа Г.И. Успенского.
Участвовал в подавлении польского восстания, в 1831 году за штурм Варшавы произведен в генерал-майоры.
В 1834 г. император Николай I начал реформу в горнозаводской промышленности, частью которой стала реорганизация высшей горной администрации с образованием Корпуса горных инженеров, начальником штаба которого по личному выбору императора был назначен К.В. Чевкин. На этом посту Константин Владимирович оставался до 1845 г.
Административные обязанности в новой области деятельности Константин Владимирович исполнял так же ревностно, инициативно и профессионально во благо страны, как и прежде. За десятилетие службы в горном ведомстве он объехал не раз по российскому бездорожью все горнопромышленные районы империи, вникая по сути, а не поверхностно по форме, в проблемы горных заводов, горных округов и промыслов. В марте 1835 г. Чевкин был на Олонецких заводах; с мая 1835 по апрель 1836-го инспектировал Уральские и Сибирские горные округа и заводы; с июня по октябрь 1838 г. объехал Луганский горный округ и Крымские соляные промыслы; повторно, спустя пять лет, в те же месяцы он побывал на горных и соляных промыслах Юга России. А в 1845 г. по Высочайшему повелению Чевкин сопровождал герцога Максимилиана Лейхтенбергского в поездке по уральским заводам и для ознакомления со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва.
Результаты инспекционных поездок Чевкина не оставались втуне. Они служили фактической основой для принятия распоряжений, приказов, законов по совершенствованию горного законодательства, способствовавшего развитию горнозаводской промышленности, экономики страны, её самостоятельности и независимости. В 1837 г., например, по предложению Чевкина был учреждён Горный аудиторах.
Чтобы быть в курсе европейских новаций в горном деле, горной науке и горном образовании, и тем способствовать развитию и совершенствованию отечественного горного дела, Чевкин совершил две поездки за границу: в августе - ноябре 1831 г. (ещё до того, как он стал начальником штаба Корпуса горных инженеров) и в августе - декабре 1840 г. Особенно благотворно эти поездки сказались на положении Горного института. Современники считали работу Чевкина по совершенствованию системы обучения в Горном институте выдающейся. Благодаря Чевкину, опиравшемуся на европейский опыт, в институте был сделан акцент на преподавании специальных дисциплин, минералогии, геологии, палеонтологии, иностранных языков. По поручению Чевкина палеонтологические коллекции отправлялись в Берлин для изучения известному палеонтологу и стратиграфу К.Л. фон Буху. Экспедиционные исследования английского геолога Р.И. Мурчисона в 1840 и в 1841 гг. по изучению геологии Европейской части России и Урала своими выдающимися результатами в организационном отношении в большой степени были также обязаны Чевкину.
В 1834 г. в Россию по приглашению Чевкина приехал из Вены профессор Высшего политехнического института Ф. фон Герстен для ознакомления с горными заводами Урала. В Австрии Герстен был известен как автор первого проекта и концессионер по постройке железно-конной дороги. Путешествуя по России, он пришёл к убеждению, что Россия очень нуждается в железных дорогах и подал об этом соответствующую записку на Высочайшее имя. Содержание записки вызвало противоречивый интерес. Противниками строительства железных дорог были могущественные в государстве люди. Например, министр финансов граф Е.Ф. Канкрин, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями К.Ф. Толь, великий князь Михаил Павлович и другие. Мудрый Канкрин на этот раз оказался плохим футурологом, убеждённо посчитав: «Предположение покрыть Россию сетью железных дорог есть мысль, не только превышающая всякую возможность, но сооружение одной дороги, например, хотя бы до Казани, должно считаться на несколько веков преждевременно <...>. При этом невозможно допустить употребление на дорогах парового движения, так как это привело бы к окончательному истреблению лесов, а между тем каменного угля в России нет <...>. С устройством железных дорог останутся без занятий и средств прокормления крестьяне, ныне занимающиеся извозом». Брат императора великий князь Михаил Павлович предвидел (и он был по-своему прав) социальную угрозу от строительства железных дорог, которые, по его мнению, являли собой «зарождение революционной ячейки, которая могла привести к нивелированию классов» и, следовательно, к народному возмущению, то есть к революции. Последнее слово в этой дискуссии принадлежало императору. И он его сказал. Принимая в Зимнем дворце депутацию в составе 17 купцов, Николай I заявил: «Мне надо было бороться с предубеждениями и людьми; но когда я сам убедился, что дело полезно и необходимо, то ничто уже не могло меня остановить».
В 1842 г. для строительства железной дороги Санкт-Петербург - Москва был создал специальный межведомственный комитет под председательством наследника престола великого князя Александра Николаевича. Членом этого комитета был и К.В. Чевкин; ему, в частности, было поручено составление проекта положения комитета и строительной комиссии по сооружению железной дороги между столицами. Дорога была построена в 1851 г. Она положила начало строительству главных линий государственных железных дорог империи.
В середине 1830-х годов, когда и кто - неизвестно, нашёл в одной из россыпей в Ильменских горах на Южном Урале неизвестный дотоле минерал, который передал капитану Корпуса горных инженеров, управляющему Златоустовской оружейной фабрикой И.Р. Лисенко. Иван Романович, будучи в 1839 г. в Берлине, отдал образец для изучения минералогу Густаву Розе - коллеге Гумбольдта по российскому путешествию. Образец оказался новым минеральным видом «интересного химического состава». Розе назвал его «Чевкинитом». Такова простая история находки и названия этого минерала.
Император Николай I высоко оценил административную мудрость Чевкина. 4 декабря 1843 года за беспорочную выслугу 25 лет награжден орденом св. Георгия 4-й степени (№ 6908 по списку Григоровича — Степанова) и званием генерал-лейтенанта.
В 1843 году Чевкин инспектировал горные и соляные промыслы южной России; в 1845 году уральские заводы.
В июле 1845 года получил звание сенатора, но вскоре отошел от активной государственной деятельности. После восшествия на престол Александра II вернулся на службу. В августе 1855 года стал членом Военного совета. В 1855 г. Император Александр II именным указом назначил Чевкина «исправлять» должность главноуправляющего путями сообщения (на место ненавистного многим графа П.А. Клейнмихеля) и публичными зданиями. Спустя много лет император сказал Чевкину, что не ошибся в своём выборе: «Я нашёл в Вас сотрудника, с горячим сочувствием отозвавшимся на Мой призыв».
При Чевкине железных дорог было проложено 2123 версты. Невиданный для России результат, и оценён он был достойно: званиями генерал-адъютанта и генерала от инфантерии, орденами Св. Александра Невского и Св. апостола Андрея Первозванного. В Высочайшей грамоте при пожаловании ордена Св. Александра Невского было сказано: «Само осуществление мысли о применении по пространству России первой главной сети железных дорог, успешным началом своим много обязано деятельности и просвещённому участию Вашему».
Железная дорога Москва - Нижний Новгород, прошедшая через Владимир, была одной из линий сети государственных железных дорог. Автором проекта и руководителем строительства дороги был французский инженер-путеец Жакелин. Финансировала строительство французская акционерная компания, учреждённая в январе 1857 г., и банк «Кредимобилье» во главе с Карлом Коллиньоном. Для удобства организации строительства трассу будущей дороги разделили на два участка: строительными работами на участке от Москвы до Владимира, протяжённостью в 177 вёрст, руководил французский инженер Жюто, а на участке от Владимира до Нижнего Новгорода, длина которого была равна 233-м вёрстам, - его соотечественник инженер Пеллиссон. Подрядчики оценили повёрстную плату в 21600 рублей. Строительство дороги стало хорошей школой для полутора десятков российских инженеров-путейцев и неплохим, но очень нелёгким заработком для более чем 60-ти тысяч крепостных крестьян Московской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Тверской, Тульской. Смоленской и Могилёвской губерний.
Император при посещении г. Владимира в августе месяце 1858 года повелел сопровождавшему Его Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютанту Чевкину, сообразиться о возможности восстановления в древнем виде церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в прежнем Рождественском монастыре (с 1744 г. Архиерейский Дом), в г. Владимире, в которой покоились мощи преподобного Великого Князя Александра Невского до перенесения их в С.-Петербург.
Строительство ж.д. началось в мае 1858 г. и официально завершилось 2-го августа 1862 г. Именно в этот день из столицы от Чевкина была получена телеграмма с категорическим требованием начать регулярное движение поездов до Нижнего Новгорода. За три года на магистрали было возведено 27 станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские в Москве и Коврове, жилые дома и больницы для рабочих и служащих, ремонтные мастерские в Коврове, в которых не только приводили в порядок подвижной состав, но и разрабатывали новые типы вагонов, пригодных для российских условий, в том числе надолго ставшие знаменитыми «теплушки» на 8 лошадей или сорок человек. Земляное полотно отсыпали с запасом сразу на два пути. Поэтому первоначально однопутная дорога спустя 13 лет, в 1875 г., обрела второй путь.
Строительство дороги до г. Владимира было хоть и трудным, но не драматичным. Этими трудностями были в основном тяжбы между Главным обществом российских железных дорог и крестьянами, которые не доверяли иностранцам и всячески противодействовали строительству, а также владельцами участков земли в черте города, которые у них изымались под дорогу. Тяжбы были естественными. Они сопровождали и сопровождают любое строительство. Общество стремилось уменьшить площади изымаемых земель и их стоимость, а владельцы - напротив, пользуясь благоприятной ситуацией, заламывали цену за свою собственность. Считавшие себя обиженными, горожане апеллировали к владимирским губернаторам П.А. Шатохину и Е.С. Тиличееву, к Чевкину, вплоть до Государственного Совета. Расчёты претензий велись с точностью до копеек и продолжались даже после завершения строительства дороги.
По иному сложилось строительство второго участка дороги. Чевкин настоял, чтобы железнодорожная линия Москва - Нижний Новгород была введена в эксплуатацию к 1 августа 1862 г. Почему? Потому что в этот день должна была начать работу Нижегородская ярмарка. Сообщение об этом было заранее и широко анонсировано газетами. Со всей России и из-за рубежа на ярмарку по новой дороге должно было быть завезено гигантское количество товаров на многие миллионы рублей. Но строители не справлялись. Особенно плохо обстояло дело между станциями Гороховец и Ковров. Назревал международный скандал. Главное общество российских железных дорог уже составило таблицы (расписание) летнего движения поездов с 31 июля. Его опубликовали в газете «Владимирские губернские ведомости»: ежедневно между Москвой и Нижним Новгородом должны были ходить в обе стороны по два постоянных пассажирских поезда, по одному дополнительному и по три товарных. И вот такая докука! К.В. Чевкин и главный инспектор частных железных дорог барон А.И. Дельвиг распорядились немедленно подготовить дорогу к эксплуатации. Строители перешли на круглосуточную работу; ночью трудились при свете костров. Для того, чтобы убедиться в безопасности движения по дороге, Чевкин и Дельвиг проехали на специальном поезде от Нижнего до Владимира. Обошлось. Катастрофы не произошло, и Чевкин уехал в столицу, а Дельвиг ещё раз проинспектировал дорогу и, убедившись, что движение по ней всё же небезопасно, послал об этом телеграмму Чевкину. Но из столицы категорично приказали: «<...> открыть движение 1 августа». Открыли. Из Нижнего в ночь с 1 на 2 августа отправили пробный поезд. Благополучно миновав Ковров, поезд «перешёл долину Клязьмы и вошёл в Ручиевскую выемку, на которой расположено несколько временных путей для земляных работ», соединённых с главным путём тремя стрелками. Одна из стрелок была переведена на землевозный путь и поезд на всём ходу на него и выкатился. Правые колёса паровоза врезались в землю и тендер «наскочил» на паровоз. От этого столкновения пострадал инженер-поручик Михаил Измайлович Захаров. Его ноги были зажаты между паровозом и тендером: одна нога была «раздроблена вовсе, у другой разрезано мясо, кость цела». Поезд и тендер расцепили, освободив ноги несчастного; он был сначала перевезён в Ковров, потом, по распоряжению Дельвига, в Москву. Там в Екатерининской больнице Михаил Измайлович и умер утром 4 августа. 2 августа началось регулярное движение поездов, а потом около двух лет продолжалось устранение недоделок.
Все, кто сомневался в необходимости строительства железной дороги, а она строилась со средней скоростью 82 версты в год, были посрамлены результатами уже первого месяца её эксплуатации: только в августе 1862 г. по дороге было перевезено 69690 пассажиров, 39909 пудов багажа, 1366966 пудов товаров на сумму 419125 рублей 34 копейки.
11 октября 1862 года он ушел с должности главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий с Высочайшей благодарностью за понесённые труды и с оставлением во всех остальных должностях.
К.В. Чевкин
В 1862 году стал членом Государственного совета Российской империи и председателем департамента экономии.
В 1863 году Чевкина назначили председателем департамента экономии Государственного совета и в течение девяти лет он трудился на этом посту.
С 1872 года состоял председателем комитета по делам Царства Польского.
Чевкин Константин Владимирович
"Человек этот достоин нашей памяти". Секретарей, дельцов ему не нужно было: Министр и секретарь - он сам был свой делец; В пере его была и красота и сила, И делу каждому он в миг давал конец!
11 апреля 1872 года на очередном заседании владимирской городской думы было прочитано заявление Ранга М.М.: "М. Г.! 31 марта исполнилось 50 лет достославного служения Члена Государственного Совета, Генерала от инфантерии, Генерала Адъютанта Константина Владимировича Чевкина. Его Императорское Величество почтил юбиляра высшею наградою, - пожаловал ему свой портрет, украшенный бриллиантами, для ношения на груди... Генералу Чевкину Владимир обязан постройкою железной дороги, прошедшей чрез самый город по нижней его части, вопреки первоначальному предположению, по которому дорога эта назначалась на северной стороне Владимира за Юрьевской заставою, - чрез это сообщение с нею городских жителей было бы крайне неудобно и затруднительно, тем более, что станция железной дороги вместо того, чтобы быть как теперь в самом городе, должна была находиться близ Доброго села... Сверх того, сооружение станции внутри города дало возможность многим обывателям весьма выгодно продать свои дома, отошедшие под линию железной дороги и тем поправить своё состояние. При Генерале Адъютанте Чевкине заново исправлено Нижегородское шоссе на счёт Государственных доходов, пришедшее в 1858 году в совершенное разрушение; при нём же и с его содействия окончено постройкою возобновления храм во имя Рождества Богородицы, один из древнейших памятников России по принятии ею христианства». Заканчивалось заявление предложением ходатайствовать о возведении Чевкина в звание "Почетный гражданин города Владимира". Члены городской думы приняли предложение единогласно. 9 марта 1873 года К.В. Чевкин был удостоен почетного звания. Тяжело больного Чевкина - генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, сенатора, члена многочисленных комиссий, председателя комитета по делам Царства Польского и прочая, и прочая, кавалера десяти отечественных орденов, в том числе высшей награды Российской империи - ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами, вряд ли могла обрадовать запоздалая награда владимирцев.
Для города Владимира железная дорога только отчасти сыграла позитивную роль - и всё из-за той же исторической близорукости и узости кругозора городской власти, пошедшей на поводу у обывателей ради их сиюминутного удобства и мизерной выгоды: вместо того, чтобы построить дорогу за Юрьевской заставой, её построили на узкой, шириной около ста метров, береговой полоске реки Клязьмы, лишив тем самым железнодорожное хозяйство города расширения, а следовательно, и развития в будущем. Кроме этого, город навсегда лишился возможности построить набережную, о которой мечтали владимирцы.
В январе 1874 года по состоянию здоровья был вынужден выйти в отставку. В апреле 1875 года выехал на лечение во Францию.
Скончался 3 ноября 1875 года в Ницце. Вместе со своим беспутным сыном Николаем (1830-1857), поручиком лейб-гвардии Уланского полка, он похоронен на окраине Ниццы на русском кладбище Кокад.
К моменту смерти Чевкина, во Владимире уже забыли о своём почётном гражданине. Ибо ни одна газета города не опубликовала известие о его кончине.
Семья
Е.Ф. Чевкина (Томатис)
Жена (с 10.11.1829) — графиня Екатерина Фоминична Томатис (1799-07.12.1879), фрейлина двора (1827), дочь подполковника и георгиевского кавалера Томаса Ивановича Томатиса (1753—1823). В апреле 1860 года была награждена орденом Св. Екатерины (меньшого креста). Она тоже похоронена в Ницце, но на кладбище Сен-Пьер-д’Аренев.
Их единственный сын:
Николай (1830—1857), выпускник Пажеского корпуса, поручик Лейб-гвардии Уланского полка. Скоропостижно скончался во Франции и был похоронен на русском кладбище Кокад. По словам современника, «воспитанный между баловством матери и строгостью отца, он отплатил им обоим своими кутежами, наделал множество долгов, заболел и умер молодым. Обстоятельство это глубоко огорчило его отца, а это гнетущее горе имело несомненное влияние на его расположение духа, придавало ему в старости и при его недугах вид раздраженного человека». С его смертью пресеклась эта ветвь рода Чевкиных.
Память:
- В честь генерала Константина Владимировича Чевкина назван минерал чевкинит-(Ce).