Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
22:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ


Икона князя Андрея Боголюбского

1157-1174 гг. правление во Владимире князя Владимиро-Суздальской Руси Андрея Боголюбского.

Андрей (1111-1174 гг.) - второй по старшенству сын князя Юрия Долгорукого и его жены половецкой княжны, во святом крещении Марии, дочери половецкого хана Аэпы Асеневича.
До крещения Андрея звали Китаем, он вырос и возмужал в Суздале, получил прекрасное образование, которое давали своим сыновьям Рюриковичи по завету князя Ярослава Мудрого (знавшего пять европейских языков, в совершенстве владевшего и воинским искусством, и знанием градостроительной науки, и богословием). Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием. С детства он привык простаивать длинные церковные службы, весь годовой богослужебный круг: святцы знал наизусть. За свое благочестие и получил он наименование Боголюбский. Воспитание юного княжича включало в себя упражнения в воинском искусстве, развитие храбрости, находчивости и других качеств, необходимых для князя-военачальника. Привычка к воинской дисциплине, умение организовать себя и даже при самых неотложных делах найти время для молитвы не раз помогали ему впоследствии в жизни.

Князь Андрей любил Залесский край, свою родину. По достижении совершеннолетия княжеским сыновьям давался обычно город для управления. Андрей получил от отца Владимир, в ту пору незначительный город, населенный ремесленниками, купцами, "мизинными" людьми.
После того, как в 1155 г. Юрий Долгорукий становится князем киевским, он окружает себя своими сыновьями, отдав им соседние киевские уделы. Ближе всего он помещает своего старшего и талантливого сына Андрея, сделав его князем Вышгорода, расположенного от Киева всего в 10 верстах, чтобы тот был всегда "под рукой" отца. Около года княжил Андрей в Вышгороде. Но не по нраву пришлась ему здешняя жизнь. Не любил он ни разгула, ни пиров, не мог он терпеть и постоянных смут и распрей своих родственников. Понимая всю тщетность попыток изменить порядки на юге, князь Андрей начал искать возможность своего отъезда на север, чтобы там организовать жизнь на принципах сильной и мудрой княжеской власти. Еще в юности князь Андрей, достигнув совершеннолетия, предпринял путешествие к святыням Востока. Был в Иерусалиме и Константинополе, где прожил несколько лет, изучая быт и нравы народов Византийской империи. Греческие цари приходились ему родственниками, т.к. по линии своего деда Владимира Мономаха, рожденного от греческой царевны Ирины, он был правнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно тогда, во время пребывания в Византии, у князя Андрея зародилась мысль о создании такого же цельного православного государства с самодержцем во главе на территории раздробленных и разобщенных на тот момент русских земель.

Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол и лучшие города, за братоубийствами и клятвопреступлениями стоит великая угроза и опасность для Руси. В Киеве великокняжеская власть была сильно ограничена влиятельным и изменчивым городским вечем.
Слишком была своевольна родовитая киевская дружина, да и южная граница с неспокойной половецкой степью лежала рядом, поэтому для осуществления замыслов князя Андрея нужна была новая столица. Промыслом Божиим был указан город Владимир.

ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ


Владимирская икона Божьей Матери

Сразу же после начала своего княжения в Вышгороде кн. Андрей стал просить отца отпустить его на родину в Ростово-Суздальский край, но кн. Юрий категорически отказал ему, не желая лишиться своего самого надежного и верного помощника. Кн. Андрей стал молиться, прося, чтобы Господь Сам распорядился его судьбой. В это время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери.

Написанный в Византии около 1130 г. чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались «Елеус», а на Руси это слово перевели как «Умиление». Это название и закрепилось за подобным типом композиции. Эта икона стала национальной святыней земли русской, а название «Владимирская» к ней пришло позднее.

Многие жители рассказывали об этой иконе удивительные вещи: она несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе. Когда икону переставили в алтарь, она и там сошла с места, повернувшись лицом к выходу. Перед этой святыней часто ночами молился набожный князь Андрей, и идущие от иконы чудеса открыли ему волю Господню. Взяв с собой эту и еще несколько икон, семью и малую дружину верных людей, кн. Андрей выехал на родину, тайно, без отчей воли.
Русские люди верили, что Богоматерь «Умиление» способна творить чудеса.


Тайное перенесение иконы Божьей Матери из Вышгорода

В.О. Ключевский говорит, что Боголюбский с иконою из Вышгорода плыл водою до Москвы, через реку Вазузу и Москва-реку, затем "через Рогожские поля на Клязьме во Владимир" (В.О. Ключевский. Соч., т.2, М., 1957, стр.9).
Первозданный городок Москва, как западный пограничный форпост Владимиро-Суздальской земли, являлся, в ХII в., по словам И.К. Кондратьева, неким центром или сборным местом "для проходивших через нее ополчений, потому что князья и воеводы владимирские, новгородские, рязанские и черниговские сходились в нее со своими войсками, направляясь в разные стороны обширной удельной России". (И.К. Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1893, стр.6.)
Далее Боголюбский плыл по Клязьме на ладьях во Владимир-Залесский по течению.
Князь Андрей решил везти чудотворную икону из Владимира в Ростов через Суздаль. Сухопутный путь из Владимира в Суздаль видимо проходил через современный пос. Боголюбово, по нему и поехал князь Андрей.

На пути из Владимира в Ростов, в одиннадцати верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. В летописном тексте говорится: "И оттоле (от Рогожских полей) дошедше близ града Владимеря и егда быша на реце на Клязьме и ту сташа кони со иконою"...

Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Долго за полночь горел свет в княжеском шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы. Князь молился ночью перед чудотворной иконой, когда перед ним в неизреченном сиянии предстала Сама Пречистая Богородица и рекла: "Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави". Андрей в благоговейном трепете упал на колени, готовый в это же мгновение выполнять Небесное повеление.

Тогда же, в память о чудесном явлении ему Богородицы, кн. Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 1 июля. Названная Боголюбской (Боголюбивой) иконой Божией Матери, она прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями.
В связи со всеми этими обстоятельствами новый город на месте явления Пречистой Богородицы был назван Боголюбовым («место богом любимое»), а самого князя прозвали Боголюбским.

Боголюбская икона Божией Матери


Боголюбская икона Божией Матери

К сожалению, живопись этого памятника дошла до нас в очень плохом состоянии. Богородица представлена стоящей и молящейся Христу, а на верхнем поле иконы помещена композиция деисуса, то есть повторена та же тема моления и защиты, - очень популярный во владимирском искусстве XII века сюжет. Судя по уцелевшим остаткам живописи, икона не уступала по своей красоте и выразительности знаменитой Владимирской иконе. Она получила имя Боголюбской.
См. Свято-Успенский Княгинин женский монастырь Владимира.


Икона Боголюбской Божией Матери на наружной алтарной стене Боголюбского собора


Икона Божией Матери "Боголюбская" (Боголюбивая)

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Перед иконой молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры…

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1
Боголюбивая Царице,
Неискусомужная Дево, Богородице Марие,
моли за ны Тебе Возлюбившаго
и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,
подати нам оставление прегрешений,
мирови мир, земли плодов изобилие,
пастырем святыню
и всему человечу роду спасение.
Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи
и от междоусобныя брани сохрани.
О Мати Боголюбивая Дево!
О Царице Всепетая!
Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,
от видимых и невидимых враг защити
и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1
Всепетая и Всеславная Царице Богородице,
Мати всея твари Содетеля,
христианская надеждо и Заступнице,
печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,
молим Тя: милостива буди нам, грешным,
и не остави раб Своих,
и не отрини моления верных,
в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих.
О Владычице, Благая Помощнице!
Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,
да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3
Дева днесь предстоит Сыну,
руце Свои к Нему простирающи,
святый князь Андрей радуется,
и с ним Российская страна торжествует,
нас бо ради молит Богородица
Превечнаго Бога.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.


Боголюбская икона Божией Матери

Существует несколько разнящихся между собой изводов Боголюбского образа. На Московской Боголюбской иконе помимо Спасителя и Богородицы изображены наиболее чтимые святые.


Боголюбская икона Божией Матери

Празднование

1 июля - день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

***

Во время татаро-монгольского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица – явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В 1432 г. князь Московский василий Темный поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Федор Алексеевич Романов часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 г. пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры.

В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля (на самом же деле доктор Иоганн Фридрих Людвиг Каппель приехал во Владимир в 1786 году), лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась.
Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение было получено в 1772 г., и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.
Крестный ход проходил следующим образом.


Константино-Еленинский храм во Владимире

20 мая ст.ст.(2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около 4 часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе, в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых равноапостольских царей Константина и Елены.
Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходило возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в кафедральный Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей, после совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия.


Успенский собор во Владимире

Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Все городские власти и именитые сановники принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.
В течение месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня (1 июля) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.
По вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. Одно из этих чудесных исцелений было описано во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1877 год:
«Во время крестного хода Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, затем взял сына своего седяку (не мог ходить), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее через него с сыном, что и сделали. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда».

«Благодатное исцеление. В 1869 году летом в семействе Шуйского купца Платона Китаева был болен сын, четырех лет мальчик. Болезнь, в начале незначительная, постепенно развиваясь, стала принимать угрожающий характер. Как старший сын в семействе, малютка был любимцем своих родителей. Немедленно были приглашены известные своим искусством врачи Б. и И. Они отнеслись к больному с должным вниманием, но болезнь, при всех, употребленных врачами средствах, усиливалась. Врачи, истощив все знание, предоставили больного воле Божией и предсказали даже день его смерти. Мать безнадежно больного ребенка искала спасения его в одной молитве. В это время в гор. Шуе была чудотворная икона Богоматери из Боголюбова монастыря. Китаевы попросили монахов икону Владычицы принять в свой дом. Отслужили молебен, с трудом поднесли мальчика приложиться к Иконе и Икону из дома вынесли. Мать ребенка, проводя Икону, входит в его комнату. Мальчик, переставший уже несколько времени говорить, потерявший свет в глазах, вдруг узнал мать и подозвал к себе. Мать, к несказанной своей радости, заметила у сына ясный взгляд и спросила: видел ли он икону Богородицы? Мальчик твердо ответил: видел, мама, она такая большая, она дала мне цветок. Больной, не говоривший и не узнававший никого, приговоренный к смерти, после молебна тотчас стал выздоравливать без всяких медицинских пособий и до сих нор пользуется хорошим здоровьем.
Протоиерей Сила Архангельский» (Влад. епарх. вед. Неоф. Часть. 1882 г. № 20).

Принесение чудотворной иконы

В городе Владимире происходила 21-го мая встреча чудотворной иконы Боголюбовской Божией Матери.
Встреча чудотворной иконы в нынешнем — сто тринадцатом году — была самая торжественная. 21-го мая, Владимир был неузнаваем. К 8-ми часам утра все жители высыпали за черту города на встречу Небесной Заступнице и Покровительнице своей; хозяева побросали свои лавочки; присутственные места были закрыты; в церквах с раннего утра начался колокольный звон; улица, по которой должно было совершиться шествие с иконой Богоматери, начисто была выметена, — словом, город приготовился к очень редкому торжеству. Все убогие гостиницы и постоялые дворы за день и за два до 21-го мая переполнились приезжими, преимущественно купцами и торговцами; многие пешком прибыли из дальних мест не только Владимирской, но Ярославской, Нижегородской, Рязанской и Московской губерний.
Дивная картина открылась взору христианина, в майское утро 21 дня! Как бы, окаймленная узкими канавами шоссе, целая река народа в праздничных одеждах виднелась далеко на востоке, и среди этого множества народа, на раменах его неслись и сияли златые иконы Боголюбовской Божией Матери, Покрова Ее и Царя Константина и матери его Елены, медленно спускаясь с высокой Добросельской горы. Торжественное шествие приблизилось к Сергиевской церкви; водворилась тишина и среди ее песнь: «спаси от бед»... глубоко и сильно трогало душу. Из Сергиевской церкви вышел убеленный сединами преосвященный Иаков, бывший Викарий Владимирской епархии, а ныне управляющий Донским ставропигиальным монастырем, нарочито прибывший из Москвы к настоящему 21-му мая и начал совершать молебствие, при совершении коего во множестве и с разных сторон полетели увесистые свитки холста, которым унизаны были все три вышеозначенные иконы и площадка. После молебствия шествие направилось в Успенский собор Воголюбского к нетленному телу Его; это шествие Преосвященный Иаков — маститый старец с посохом в руках сопровождал до собора в следующем порядке: 1) Впереди хода шел ключарь в одной эпитрахили. За ним. 2) Хоругви по две в ряд, одна от другой на расстоянии аршин 4-х и одна за другой на расстоянии аршин 3-х. 3) Между последнею парою хоругвей, по средине пути в прямой линии за ключарем шел псаломщик в стихаре с фонарем. 4) За псаломщиком, несущим фонарь, — псаломщики в стихарях с запрестольными иконами, а по сторонам их 2 псаломщика в стихарях — ассистентами. 5) В прямой линии за хоругвями — архиерейские певчие в своей изящной парадной форме по одному один за другим по правой и левой сторонам. 6) Далее несли св. иконы по 2 в ряд. 7) За ними также по правой стороне и левой шли священники по одному — один за другим. 8) Между последней парой священников шли 2 священника рядом, один нес на блюде, покрытом воздухом, св. евангелие, а другой св. крест. Пред ними впереди: два диакона с кадилами и два диакона с трикирием и дикирием. За ними шествовал Преосвященный Иаков. За Преосвященным — вблизи соборный диакон и позади его диаконы рядами; за ними Вице-Губернатор, Управляющий Синодальной типографией — д. с. советник А. Н. Шишков, нарочито прибывший из Москвы к 21-му мая, военные и гражданские чины и должностные граждане при огромном стечении народа, приблизительно до 20-ти тысяч. — На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, священное шествие было встречено Архипастырем Феогностом с соборным духовенством, Начальником губернии и другими представителями губернской администрации, при оглушительном звуке колоколов, оркестра военной музыки и пения полного хора певчих, — где и совершена была малая лития. Потом, по совершении молебствия, иконы внесены в соборный Успенский храм на время торжественной литургии и молебного пения после оной. В одно время с литургией, совершаемой в Успенском храме, по распоряжению Соборного о. протоиерея, совершалась литургия и в Георгиевском храме. Оба храма, несмотря на их обширность, были переполнены молящимися.
Очевидец. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1885 года).

В нач. ХХ века «Чудотворная икона Боголюбивой Божией Матери находится в новом соборном храме и поставлена на самом видном месте у правого клироса и столпа этого храма… Размер этой иконы в длину 2 ½ арш., в длину 1 ½ арш.; написана она на кипарисной дске. Икона в сребропозлащенной ризе с таким же венцом, украшенным простыми цветными камнями; убрус низан мелким жемчугом, на правом плече звезда из простого камня, на правой стороне иконы крест с надписью: «сей крестъ приложилъ царь и великий князь Феодоръ Алексеевичъ въ лето 1690». Внизу иконы сделана надпись: «Симъ образомъ явися Пресвятая Богородица св. великому князю Андрею Георгiевичу при реце Клязьме въ 1158 г. iюня 18 день на томъ месте, где теперь видима есть основанная имъ белокаменная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, отъ чего Боголюбовъ монастырь начало наименованiя получилъ».
Гробница XVIII века меднопосеребренная, в коей имеется часть св. мощей благоверного князя Андрея Боголюбского, перенесена из Владимирского Успенского собора, с разрешения архиепископа Феогноста».

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны.
«Новая экономическая политика внесла много нового даже в среду религиозных вопросов. Прежде всего бросается в глаза отсутствие гривастых, упитанных «иноков», сопровождающих боголюбскую икону. Ходит с ней захудалый попик в сопровождение такого же дьякона и всякая „помпезность" отсутствует. Если что и осталось от прежнего, так это — бесцеремонность в требовании за „визит" иконы и назойливость „божьих людей", и попросту — нищих, сопровождающих икону.
Теперь уж без всякой дипломатии «батюшка» ведет переговоры с верующими на предает „божией милости":
— Нам молебен с акафистом...
— С акафистом — ворчит поп,— вам пропоешь акафист, а вы две сотни дадите... Меньше миллиона нельзя...
Окончился акафист, батька получил „миллион", за ним дьякон:
— Певчим... хотя он один изображает весь хор.
Получил. За ним другие:
— Добросельскому старосте...
— Носильщикам...
— Нищей братии.
Особенно интересно: Добросельскому старосте. Дело в том, что много лет за Боголюбовой ходит на правах «бедных родственников Константин и Елена» из Добросельской церкви. Большинство верующих совершенно забыли по какому поводу носят этот образ и большинство относятся далеко не дружелюбно к нему, думая:
— Ну, мол, Царица Небесная туда—сюда, а эти что увязались!.. И прием этому образу очень напоминает бедного родственника в богатом доме. А все-таки в конце концов:— Добросельскому старосте... звучит очень настойчиво...
Провозглашенная реформа православной церкви, может быть, сумеет внести нечто более пристойное и в обрядовую сторону церкви, а пока идет спекуляция на чувствах верующих» («Призыв», 24 июня 1922).
После закрытия в 1923 г. Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была оставлена группе верующих с. Боголюбово, но затем конфискована и передана в музей.


Боголюбская икона Богоматери в Успенском соборе Княгинина монастыря

Успенский собор Княгинина монастыря

В Боголюбской же обители, в большом соборе у правой колонны, стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в кон. XIX в.
В 1992 году по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 год) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение.
С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.



Праздничный молебен в Успенском соборе. 30 июня 2007 г.

Чтение акафиста Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской во время молебна совершает владыка Евлогий. 30 июня 2007 г.

С 1993 года по благословению владыки Евлогия ежегодно за месяц до празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери владимирское духовенство по череде каждый день служит молебны с акафистом перед чудотворным образом. 30 июня архиерейским служением перед чудотворным образом в монастырском Успенском соборе совершается малая вечерня с акафистом и торжественное всенощное бдение. А 1 июля, в день празднования иконы, во Владимире проводится крестный ход со списком Боголюбской иконы Божией Матери в седо Боголюбово, в женский монастырь. В самый день праздника перед чудотворным образом не умолкает молитва. Служатся Литургия, молебны. После торжеств большой поток паломников устремляется поклониться Пресвятой Богородице, испрашивая Ее заступничества и помощи, благодаря Ее за неиссякаемый поток щедрот и милостей.
С 1995 г. возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно. На крестный ход выносится одна из копий Боголюбивой иконы.
1 июля в 7:30 утра из храма свв. Константина и Елены в бывшем с. Доброе в Боголюбский монастырь отправляется крестный ход, возглавляемый правящим епархиальным архиереем. Торжественное шествие, сопровождаемое колокольным звоном, входит в арку святых ворот Боголюбского монастыря около 10 часов утра. Тотчас в соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери начинается Божественная литургия, совершаемая правящим архиереем в сослужении кого-либо из гостей-архиереев, приехавших на праздник, и многочисленным сонмом духовенства. Богослужение оканчивается в первом часу дня, после чего духовенство и гости приглашаются на трапезу, а всем богомольцам, по древней монастырской традиции, раздаются пироги и квас. В этот праздник в обители также совершается в 12 часов ночи ранняя литургия в память ночного явления Богоматери св. князю Андрею.
Возрождается также и традиция выноса Боголюбской иконы во град Владимир – первый такой крестный ход был совершен 5 июня 2001 г.


Ежегодный Крестный Ход с Боголюбской иконой Божией Матери от Богородице-Рождественского монастыря к Успенскому собору 3 июня.



Крестный ход в честь иконы Боголюбской Божией Матери. 1 июля 2011 г.

Крестный ход в честь иконы Боголюбской Божией Матери. 30.06.2013 г.

Торжество освящения собора Божией Матери Боголюбской, в Боголюбовом монастыре 20 мая 1866 года.
Общественное молебствие в г. Владимире с 14-го по 31-е августа 1871 г.
100-летие ежегодного принесения во Владимир иконы Божией Матери Боголюбской в 1871 г.
Торжество освящения собора Божией Матери Боголюбской, в Боголюбовом монастыре

Православные Церковные Праздники.

Владимирская икона Божьей Матери - 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Боголюбская икона Божьей Матери - 1 июля.
Феодоровская икона Божией Матери - 27 марта, 29 августа.
Казанская икона Богоматери - 4 ноября, 21 июля.
Муромская чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - 22 ноября.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» - 18 мая.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник» - пятница Светлой Седмицы.
Иверская икона Пресвятой Богородицы - вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» - 16 апреля, 13 января.
Икона Божией Матери «Геронтисса» - 17 апреля.
Икона Божией Матери «Избавительница» - 17 апреля, 17 октября.

Молитвы Пресвятой Богородице


Категория: Святые | Добавил: Николай (22.04.2015)
Просмотров: 5999 | Теги: православие, икона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru