Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
06:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Деревня Аббакумово Петушинского района

Деревня Аббакумово

Аббакумово — деревня в Петушинском районе Владимирской области. Входит в состав Пекшинского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Пекша в 12 км на юг от центра поселения деревни Пекша, в 17 км на восток от райцентра города Петушки, в 5 км на юго-восток от города Костерёво.

Селище (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в 0.5 км. к югу от восточной окраины деревни Аббакумово, мыс правого берега р. Пекша. Протянулось с севера на юг, размеры ок. 300х200 м., высота над рекой 2-3 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.
В 1572 году смердом Иваном Плещеевым приложено было в Троицкий монастырь сельцо Абакумово.
Жигаловский стан
Когда-то в этой местности была весьма тяжелая жизнь, наполненная великим горем и бедствием. Три с половиной века назад она именовалась Жигаловским станом и принадлежала военачальнику войска царя Ивана Грозного - боярину Ивану Плещееву. После смерти Грозного, Русь, ослабленная неурожаями и раздорами бояр, подверглась нападению отбросов польско-литовских народов, собранных Римско-католической церковью.
Обосновавшись в Тушине, под Москвой, они стали разорять и Владимирский край. Шайки панов Сапеги и Лисовского ходили по старей дороге «владимирке» и грабили селения возле нее. Напали они и на Жигаловский стан. Из церковных летописей тех лет можно узнать, сколько мужества и героизма проявили жители нашего края в борьбе с разбойниками. Но трудности борьбы увеличивались тем, что население голодало после неурожайных лет и у него не было руководства, так как его хозяева - бояре либо трусливо переходили на сторону врага, либо убегали в безопасные места. Сбежал в Муром и Иван Плещеев, владевший Жигаловским станом, бросив на произвол судьбы своих людей...
Великое разорение испытали селения этого стана в 1611 году: деревня Новинки превратилась в пустошь, в деревне Желтухине из 11 домов уцелело лишь 6, в Абакумове — из 18 — пять, в Кокушкине - из 15 - только три. За три месяца до нападения все мужчины из этих деревень ушли в первое ополчение, которое сражалось с врагами у Троицкой лавры. Оставшиеся в селениях старики и молодежь все же предприняли попытку оказать сопротивление разбойникам. Жители Абакумова и Желтухина вооружились вилами и топорами, и вступили в тяжелую битву с ними в долине между этими деревнями и пали смертью храбрых. Тела погибших воинов даже некому было нести на погост, находившийся тогда на крутом южном берегу оврага у сожженной врагами деревянной церкви, и поэтому старики и женщины похоронили их на месте битвы. Еще в XIX веке в день поминовения воинов, на поле брани убиенных в долине на месте битвы совершались траурные церемонии. Для удобства схода массы людей к братским могилам в крутом береге оврага со стороны Абакумова был прорыт отлогий сход, сохранившийся вместе с прозвищем «Могильцы» до наших дней.
В летописях 1611—1612 годов имеются данные и о том, как боярин Степан Кочуков, владевший вотчиной на черноземных землях у реки Верши и растерявший «работных» людей, приезжал в Жигаловский стан и забирал из «бобыльских» семей юных сирот для работы в своей вотчине. Так из Абакумова он вывез семью Михайловых, из Желтухина — Шестаковых, из Кокушкина — Юдиных, а также семьи из других деревень этой округи. В наше время в этих селениях нет таких фамилий, а в деревнях бывшей вотчины Кочукова на реке Ворше эти фамилии встречаются.
Но Владимирская земля все же не погибла от страшного разорения, и подлых врагов изгнало с Руси второе ополчение, собранное Мининым и Пожарским в неразоренных краях. И уже через 5-8 лет в летописях отмечено, как уничтоженные селения восстанавливались и в них налаживалась жизнь.
Е. СОЛОВЬЕВ» («Вперед», 4 ноября 1964).
По писцовым книгам 1628 года в Абакумове значился двор монастырский пустой, 14 дворов крестьянских и 1 пустой.
«1710 г. отдана вотчины Троице-Сергиева монастыря деревни Абакумовой крестьянину Ермолаю Афанасьеву из оброка 1 руб. 3 алт. 2 ден.
1714 г. отдана села Абакумова дер. Абакумовой же крестьянину Лазарю Иванову.
1746 г. с Пятницкия земли, в Кривандинской волости, в Осовецком городище, Володимерского уезду, вотчины Троицы- Сергиева монастыря, села Абакумова дер. Абакумова ж на крестьянине Лазаре Иванове 1 р. 30 копеек».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В XIX — начале XX века входила в состав Липенской волость Покровского уезда Владимирской губернии.

С 1921 года — в составе Орехово-Зуевского уезда Московской губернии.
С 1929 года деревня являлась центром Аббакумовского сельсовета Петушинского района Московской области.
С 1944 года — в составе Владимирской области.
С 1949 года — в составе Липенского сельсовета.
«Лучшим магазином в Костерёвском рабкоопе считается универсальный магазин в деревне Абакумове. Коллектив этого магазина всегда перевыполняет план товарооборота. Отличным продавцом этого магазина по праву считается ударник коммунистического труда Надежда Петровна Платонова. План за 10 месяцев она выполнила на 117 процентов. С покупателями очень вежлива. Фотография ее висит на Доске почета в Костерёвском рабкоопе.
В Костёреве много хороших работников торговли. Например, продавщица в молочной палатке Татьяна Наумовна Голубева, буфетчица ресторана Анастасия Ивановна Королева. Лидия Ивановна Спрыкнна — одна из лучших поваров столовой № 2.
В. ХАРЛАМОВ, нешт. корр.» («Вперед», 27 ноября 1964).
С 2005 года — в составе Пекшинского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 206 чел. (38 дворов), в 1905 г. – 406 чел. (63 двора), в 1926 г. – 426 чел. (91 дворов), в 2002 г. – 35 чел., в 2010 г. – 50 чел. (19 муж. и 31 жен.).

Рядом с дер. Аббакумово организован котеджный поселок «Аббакумово». СНТ "Аббакумовский" действует с 29 августа 2000 г. Председатель Лопухов Михаил Иванович. СНТ стало естественным продолжением деревни. Дорога к участкам (вплоть до подъездной) покрыта асфальтом, поэтому приезжать можно в разную погоду. Путь в поселок лежит через город Костерёво.


Рисунок будущего Свято-Никольского Храма

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма Деревни Аббакумово Петушинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 18 июня 2012 г.
Настоятель, председетель приходского совета Шершаков Валерий Анатольевич.
Адрес: Петушинский район, деревня Аббакумово, д. 63.

Деревня Желтухино

Желтухино — деревня в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Пекшинского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Пекша в 13 км на юг от центра поселения деревни Пекша, в 18 км на восток от райцентра города Петушки, в 6 км на восток от города Костерёво.

В 1578 году в Троицкий монастырь Кузьмой Даниловым было приложено сельцо Желтухино. По писцовым книгам 1628 года в Желтухино значилось 6 дворов крестьянских и 4 пустых.
В XIX — начале XX века входила в состав Липенской волость Покровского уезда Владимирской губернии.
В приходе Погоста Федосовского.
В нач. ХХ века открыта Желтухинская земская школа.
«О деятельности яслей-приюта в дер. Абакумове.
Уездная управа имеет честь при сем представить на благоусмотрение земского собрания отчет о деятельности яслей-приюта в дер. Абакумове, и при этом присовокупляет, что в остальных 4 пунктах уезда ясли-приюты не были открыты по независящим от управы причинам.
Справка. Абакумовские ясли-приют содержались на средства попечительницы их М. Д. Карповой.
Докладывая о вышеизложенном земскому собранию, уездная управа полагала бы:
1) попечительнице яслей-приюта в дер. Абакумове М.Д. Карповой, за принятие ею на себя всех расходов по яслям, выразить от лица земского собрания благодарность, и
2) в будущем 1912 г. ясли-приюты открыть на средства от земства в 4 пунктах уезда, на что и внести в смету расходов 600 рублей.
ОТЧЕТ по содержанию яслей-приютов в д. Абакумове. Болдииского врачебного участка в 1911 году (Болдинского врача В.А. Соколова).
Абакумовские ясли-приют для детей на летнее время, по примеру прошлых лет, были устроены при дер. Абакумове, Липенской волости, и помещались в Желтухинской земской школе.
Ясли были открыты 4 июля при самом начале сенокоса и закрыты 13 августа. Всего ясли функционировали 27 дней. Ясли находились под наблюдением местного врача и содержались на средства попечительницы яслей М.Д. Карповой. Служебный персонал состоял из заведующей яслями, местной учительницы, двух нянек и кухарки, которая в свободное время от кухни нянчилась с детьми.
Порядок и условия приема детей в ясли были те же, что и в прошлых годах.
За все 27 дней функционирования яслей, в них перебывало 95 человек, которые дали 1304 посещения.
Дети приносились, главным образом, из близлежащих деревень: Абакумова и Желтухина.
Все дети были осмотрены врачом, некоторым из них было назначено соответственное лечение, которое и производилось под наблюдением заведующей яслями.
За 27 дней функционирования яслей было всего 1304 посещения, что в среднем составит 48 человек ежедневно. Самый малый возраст был 3 недели, а самый старший 8 лет. На содержание яслей было потрачено 137 руб. 81 коп.
Стоимость каждого посещения одного ребенка вместе с содержанием заведующей и прислуги равна 10,5 коп.» (Доклады Покровской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1911 года).
С 1921 года — в составе Орехово-Зуевского уезда Московской губернии.
С 1929 года деревня входила в состав Аббакумовского сельсовета Петушинского района Московской области, с 1944 года — в составе Владимирской области, с 1949 года — в составе Липенского сельсовета.
Дер. Вареево, Липенского сельсовета, решением № 943 от 06.08.1974 г. объединена с д. Желтухино.
С 2005 года — в составе Пекшинского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 98 чел. (15 дворов), в 1905 г. – 168 чел. (25 дворов), в 1926 г. – 156 чел. (32 двора), в 2002 г. – 27 чел., в 2010 г. – 11 чел.


Картина Исаака Левитана «Лунная ночь в деревне»

«В залах Московской Третьяковской галереи собрана масса прекрасных образцов пейзажей и жанровой живописи известных художников. В одном из залов музея взор посетителя привлекает картина «Лунная ночь в деревне», на которой с поразительной точностью передано лунное освещение деревни в ясную летнюю ночь. Справа на ней изображен ряд изб с двухскатными крышами, слева — заборы усадеб и деревья с длинными тенями от них, падающими на голубую дорогу, уходящую в широкое поле с лесом на горизонте.
Картину эту создал великий художник И.И. Левитан в 1892 году, работавший в деревне Городок нашего района. Советский ученый, наш земляк Н.П. Аксенов, занимавшийся в 1926 году изучением творчества Левитана в Городке, установил, что писал эту картину Левитан с западной окраины деревни Желтухино, расположенной возле нынешнего дома отдыха Сушнево № 1 в 3-х километрах от Городка.
Нашлись люди, которые помнили как художник в ясные дни появлялся в Желтухине, когда солнце бросало на дорогу тени от деревьев с южной стороны. Но возникал вопрос: почему Левитан писал этюды для картины лунной ночи с местности освещенной солнцем, загадочным было и следующее: почему годом создания этой картины значится не 1892, когда Левитан работал в Городке, а 1897?
Ответы на эти вопросы были найдены Н.П. Аксеновым после изучения библиографических данных и бесед со старожилами, помнившими художника. Дело в том, что близ Желтухина была расположена дача известного историка В.О. Ключевского, который часто приводил к себе из Городка Левитана и оставлял его у себя ночевать. Желая полюбоваться очаровательной природой у реки Пекша, они часто даже поздно вечером при лунном освещении совершали прогулки. Однажды вечером, придя в деревню Желтухино, Левитан был очарован чудесными тонами лунного света и в своей эскизной тетради сделал карандашом наброски западной ее окраины.
Впоследствии, загоревшись желанием написать пейзаж при лунном освещении, он днем приходил в деревню и делал этюды этого места при свете солнца именно с той стороны, откуда вечером светила луна. По этюду он стал в Городке писать картину «Лунная ночь в деревне».
Летом 1892 года напряженно работал Левитан, но многие из его произведений, созданных в Городке, в библиографии относятся к другим годам. Объясняется это тем, что летом того рокового для него года начались со стороны царской полиции гонения на евреев, чем художник был весьма угнетен и много картин не закончил. Не отделана была и «Лунная ночь в деревне». В каталоге ноябрьской выставки 1892 года указывается, что эта картина не была показана на выставке из-за незаконченности отделки и поэтому именуется в нем «Эскиз картиной». И действительно, написана она была по мотивам Желтухина при солнечном освещении с тем, чтобы после изучения особенностей лунного света, ее солнечные тона переделать на лунные. Но из-за душевного расстройства Левитан в 1892 году так и не осуществил свой замысел. Возможность отделки картины в лунных тонах он получил лишь через пять лет - в 1897 году, когда его друг — врач Трояновский, лечивший его от порока сердца, привез Левитана к себя на дачу в Калужскую губернию, где он и занялся изучением тонов лунного света, после чего и отделал картину.
Костерёвские левитанисты, выезжавшие в Желтухино, на место создания картины, установили правильность определения Н.П. Аксеновым. До сих пор третий с краю дом Карповых сохранился в той форме, в какой он был изображен на картине 72 года назад. Первый дом Пальцевых и второй — Калиберновых в двадцатых годах были перестроены по современному типу.
Местные старожилы, просмотрев фотографию картины, сразу же узнали в ней существовавшие ранее первый и второй дома. В деревне сохранились и заборы, изображенные с левой стороны картины, а за ними и сейчас стоят развесистые тополя, выросшие на месте старых, срезанных 35 лет назад, сохранились там и потомки ив и берез, изображенных Левитаном, и широкие поля с лесом на горизонте.
Костерёвские художники нашли цветную репродукцию этой картины, по которой ими будет создана копия масляными красками для показа ее на стендах местного народного музея вместе с другими копиями картин великого художника, созданных в их родной местности.
Евгений СОЛОВЬЕВ, наш нештатный корреспондент» (газета «Вперед», 19 сентября 1964 г.).
Погост Федосовский
Поселок Болдино

Категория: Петушки | Добавил: Николай (21.06.2017)
Просмотров: 2820 | Теги: Покровский уезд, Петушинский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru