Главная
Регистрация
Вход
Пятница
23.02.2018
13:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 425

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [783]
Суздаль [276]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [213]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [106]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [60]
Гусь [52]
Вязники [170]
Камешково [48]
Ковров [163]
Гороховец [60]
Александров [136]
Переславль [87]
Кольчугино [22]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [79]
Религия [2]
Иваново [32]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [20]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [28]
Учебные заведения [11]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 11
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Деревня Аббакумово Петушинского района

Деревня Аббакумово

Аббакумово — деревня в Петушинском районе Владимирской области. Входит в состав Пекшинского сельского поселения. «До губернского города от погоста Федосеева 50 верст, до уездного 29 (Покровский уезд)».
Численность населения в 2010 г. – 19 муж. и 31 жен., всего 50 чел.

Рядом с дер. Аббакумово организован котеджный поселок «Аббакумово». Поселок стал естественным продолжением деревни. Дорога к участкам (вплоть до подъездной) покрыта асфальтом, поэтому приезжать можно в разную погоду. Путь в поселок лежит через город Костерево.

Селище, XI-XIII, XIV-XVII вв. расположено в 0.5 км. к югу от восточной окраины деревни Аббакумово, мыс правого берега р. Пекша. Протянулось с севера на юг, размеры ок. 300х200 м., высота над рекой 2-3 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.

Аббакумовский приход

Аббакумовский приход имеет разные названия: в старинных актах он называется погостом Федосеевым, называется Липней по имени реки, которая здесь протекает, и Абакумовым от имени деревни Абакумова.
Часть деревень этого прихода до 1764 г. принадлежала Троице-Сергиеву монастырю.
В 1572 г. Смердом Ивановым Плещеевым приложены были в Троицкий монастырь сельцо Абакумово, деревня Кокушкино н Новинская — Старая — Савостьяново тож; в 1578 г. в тот же монастырь Кузьмою Даниловым приложено было сельцо Желтухино; эти поселения в настоящее время (кон. XIX века) входят в состав Абакумовского прихода.
По писцовым книгам 1628 г. в Абакумцове значится двор монастырский пустой, 14 дворов крестьянских и 1 пустой, в д. Кокушкине - 13 дворов крестьянских, 1 бобыльский и 1 пустой, в д. Новинской - 7 дворов крестьянских, 1 бобыльский и 1 пустой в с-це Желтухине — 6 дв. крестьянских и 4 пустых.
По переписным книгам 1678 г. в деревнях Кокушкине, Желтухине и Абакумове числилось 42 двора крестьянских и 3 бобыльских, в коих было 111 душ муж. пола. Другие деревни, входящие ныне в состав Абакумовского прихода, принадлежали разным частным владельцам.
В переписных книгах 1705 г. отмечена целая волость Абакумовская; она состояла из следующих селений: деревня Бармино, в ней 86 дворов крестьянских с населением 186 душ мужского пола, д. Новая, в ней 41 двор и 164 души, д. Липня — 55 дв. крестьянских — 165 душ, д. Кокушкино — 23 дв. крестьянских — 82 души, д. Желтухино — 15 дв. — 45 душ, д. Абакумово — 32 двора — 102 души, д. Новинки — 8 дворов — 36 душ, Горки — 12 дворов — 38 душ и Баранки — 13 дворов — 46 душ муж. пола.
Когда на погосте Федосееве построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось, но она несомненно уже существовала в первой половине XVII столетия; в 163 (1655) г. она была из десятины Троицких вотчин переписана во Владимирскую десятину патриаршей области с такой отметкой: „церковь Воздвижения честнаго Креста Господня на погосте Федосееве в приселке Абакумове, дани 16 алтын с деньгою, десятильничьих 2 алтына 5 денег".
В 1700 г. на погосте была построена новая церковь в честь того же праздника; в церкви сохранился крест с надписью: „освятися олтарь в храме Воздвижения Креста Господня 1700 г. генваря 18 дня в пог. Федосееве", а в патриарших окладных книгах есть под 1700 г. отметка о выдаче антиминса в новопостроенную церковь.
В 1815 г. вместо деревянной церкви построен в Абакумове каменный храм с такою же колокольнею. В 1870 г. трапеза этого храма расширена, в 1879 г. колокольня надстроена.
Первоначально в этом храме было устроено три престола, но с устройством отдельной теплой церкви два престола уничтожены и оставлен один в честь Воздвижения Креста Господня.
Утварью, ризницей, св. иконами церковь была весьма богата. На храмовой иконе Воздвижения Креста Господня — риза серебряная вызолоченная, работы Сазикова, ценою 1400 руб.

В 1836 г. на погосте Федосееве построена другая теплая каменная церковь; внутренние украшения — иконостас, живопись и проч. в 1892 г. переделаны вновь.
Престолов в этой церкви было три: главный во имя св. Живоначальной Троицы, в приделах в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца.
Троицкий храм — особенно после ремонта — украшен весьма благолепно. В Троицком алтаре напрестольный крест серебряный вызолоченный — с клеймом 1765 г., в Казанском и Никольском алтарях кресты напрестольные обложены медью, в них частицы мощей св. Димитрия Ростовского, Евфимия Великого и св. Анны.
Из прежней деревянной церкви до нач. ХХ века хранились: 1) напрестольное Евангелие печ. 1663 г., обложенное бархатом, оклад медный; 2) требник — печати 1658 г.; 8) 12 книг миней месячных печ. 1747 г., приложенные приказчиком Троице-Сергиевой лавры, бывшим тогда в с. Абакумове, Петром Арх. Осиповым в 1748 г.; 4) на колокольне сохранился колокол с надписью: «1700 г. к Воздвиженью на погосте. Архимандрит Евфимий (Троице-Сергиева монастыря)».
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено: три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (6765 р.) - 260 р. 75 к., б) от, земли сенокосной около 50 руб., в) от сбора с прихожан разными продуктами до 300 р., г) от служб и требоисправлений до 2600 руб. Кроме этого на содержание сверхштатного диакона имелся капитал 2492 р., с которого получалось процентов 99 р. 68 к.
Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 дес. 264 саж., пахотной 32 дес., под дровяным лесом 7 дес., под кустарником и болотами 22 десят. и неудобной 26 дес., 2 дес. сенокосной в пустоши Поповке. Земля пахотная недоброкачественна и дохода приносила весьма мало; из церковного леса причт пользовался даровым отоплением; за пользование же строевым лесом взималось по 2 руб. за каждый корень.
Церкви принадлежало несколько деревянных лавок, с которых она пользовалась доходом.
Приход состоял из деревень: Болдина (9 верст от церкви), Абакумова (5 верст), Желтухина (4 вер.), Напутнова (7 вер.), Степанова (10 вер.), Симонова яму (5 вер.), Пекшинского яму (5 вер.), Михейцева (3 вер.), Бармина (60 саж.), Новой (2 вер.), Оксенова (4 вер.), Молодилова (7 вер.), Ильинок (9 вер.), Волосова (8 вер.), Зиновкова (1 ½ вер.), Софонкова (1 ½ вер.), Кокушкина (2 вер.), Новинок (1 ½ вер.), Горок (8 вер.), Барашей (9 вер.), Ючмеря (5 вер.), Ситникова (5 вер.), Антушева (3 вер.), Ваульцева (6 вер.), Липни (1 ½ вер.), сельца Вареева (4 вер.) и сельца Городка (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 3195 душ муж. пола и 3540 женского; из них раскольников-поповцев 90 душ муж. пола и 111 женского.
В д. Горках и д. Ильинках имелись каменные часовни.

В д. Горках с 1896 г. открыта церковно-приходская школа; учащихся поступило 35.
В д. Болдине с 1874 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1895-96 г. было 61.
В д. Липне с 1875 г. также земская школа; учащихся в 1896 г. - 34.
В д.д. Абакумове (с 1889 г.) и Молодилове (с 1894 г.) существовали школы грамоты, учащихся в 1895 г. было 34.
При церкви в с. Абакумове с 1886 г. существовала церковно-приходская школа.
Четыре года школа помещалась в не обширной церковной сторожке,— и это помещение, хотя и не совсем удобное, сперва было достаточно для 27-ми учеников. Но впоследствии количество учеников все более и более увеличивалось, так что к 20-му сентября 1889 года в школе насчитывалось 87 человек,— и помещение, более или менее удобное для 27 человек, оказалось уже совершенно неудобным для 87 учеников. Видя это, церковный староста Тимофей Матвеевич Братский, прихожане Ульян Иванович Матюнин, Аникита Афанасьевич Смирнов с братьями и другие благотворители, в ознаменование чудесного спасения жизни Императора и Его Августейшего Семейства, по предложению местного священника Сергия Альбицкого, решили построить светлое и просторное помещение для местной церковно-приходской школы. Общество прихожан села Абакумова, по приговору в волостном правлении, обязалось платить учителю 150 руб. в год, попечитель школы У. И. Матюнин 30 руб. и штатный диакон И. И. Левинский 30 руб. в год, за обучение детей. В начале сентября 1889 года, с разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Феогноста, было приступлено к постройке школьного здания на месте сухом и ровном, отдельно от прочих строений,— и в полтора месяца постройка была кончена. Здание одноэтажное, деревянное, длиной 20 аршин и шириной 10 аршин, с 15-ю окнами, на каменном фундаменте, и разделяется на два светлых отделения; с северной стороны пристроен коридор в 10 аршин длины и 6 арш. ширины; все это покрыто железом. И училище помещается и квартира для учителя.
21 ноября 1889 года была освящена церковно-приходская школа в селе Абакумове, построенная в память чудесного спасения жизни Императора Александра Александровича и Его Августейшего семейства 17-го октября 1888 года.
Окончив постройку здания, на которое потрачено более 1500 руб. и просушив его двумя контромарковскими печами, выложенными белым кирпичом, приступили и к освящению его. Днем освящения был назначен праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии, о чем и было объявлено прихожанам села Абакумова повестками через волостное правление. В назначенный день, после поздней литургии, был совершен местными священниками с причтом крестный ход в новоустроенное здание. Народу собралось такое множество, что школа не могла вместить всех, а потому многие помещались в коридоре и на улице. Перед началом молебна, как только водворилась тишина, заведующий школой священник Сергий Альбицкий произнес речь, в которой между прочим сказал:
«Воспоминаемое и прославляемое ныне церковью введение во храм Пресвятой Девы Марии дает нам ясный урок, чему родители должны более всего научать детей своих. Легко ли было праведным Иоакиму и Анне расстаться с единственным и малым детищем? Не лучше ли было родителям св. Отроковицы оставить ее при себе, чтобы иметь за нею личный надзор и домашним воспитанием приготовить ее к делам обычной жизни, чем отдавать ее на воспитание и попечение чужим людям. Нет, не так судили и поступили благочестивые родители Пресвятой Девы. Они понимали, что истинное воспитание детей состоит в научении их правилам благочестия и страху Божию, который есть главное начало всей нравственной жизни и деятельности человека и без которого в человеке нет ни веры, ни благочестия, ни любви к ближним,— а потому, не доверяя в столь важном деле даже самим себе, привели свое дитя, согласно заранее данному обету, в храм Божий, который они признавали лучшим, высшим и надежнейшим училищем веры и благочестия. И св. Отроковица Мария, воспитываясь при храме Иерусалимском под руководством благочестивых лиц, посвятивших себя на служение Богу, «уготовилась быти Иисусово вместилище веселое и красное».
И в настоящее время почтя при каждом Православном храме Божием открываются училища, где главным предметом обучения поставлен закон Божий, где обучение состоит не в том только, чтобы научать детей грамоте, по чтобы сообщать им разумное знание истин христианской веры и правил благочестивой жизни.
Следуя примеру праведных Иоакима и Анны, и каждый христианин должен воспитывать своих детей в таком же религиозном направлении. И вот церковно-приходская школа в этом важном деле является для родителей первою помощницею. Воспитываясь под благонадежным и внимательным руководством в этой школе, дети крестьян приобретают здесь правильное познание о Боге, дарующем нам жизнь и все необходимое для нас. Здесь дается детям надлежащее понятие о церкви Божией и ее таинствах, раскрывается история церкви ветхозаветной и новозаветной; здесь внушается детям любовь и благоговение к храму Божию и объясняются все священные действия, совершаемые в нем,— внушается любовь и повиновение к родителям, расположение и уважение к ближним, преданность к Царю и верное исполнение законов. Такая-то школа по милости Божией у нас здесь устроилась и сегодня освящается»....
По окончании речи начался молебен Спасителю, Божией Матери, Равноапостольным Кириллу и Мефодию и всем Святым.
Во время молебна пели певчие из учеников церковно-приходской школы и любители из прихожан.
После водоосвящения и молитв — благодарственной и на обновление дому — было провозглашено обычное многолетие с дополнением — строителям школы. Вслед за тем учащиеся дети стали подходить к святому кресту при пении: «Тебе Бога хвалим».
После молебна учителем школы Николаем Лебедевым была сказана речь о дополнительных в школе занятиях по обучению ремеслам.
По окончании этой речи был пропет гимн св. Кириллу и Мефодию. Освящение окончилось в 12 часов дня.
После вечернего богослужения, того же числа, в новоустроенной школе происходили чтения религиозно-нравственного содержания. Во время чтений показывались теневые картины, а в это время певчие из учеников и любителей пели тропари и другие церковные песнопения.
/Священник Сергий Альбицкий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1-го января 1890 года).
Учащихся в 1895-96 уч. г. было 68.

Соловьев Василий Семенович

19-го января 1915 года, после непродолжительной, но тяжкой болезни гриппозного воспаления легких, скончался, почти 72 лет от роду, протоиерей с. Абакумова, Покровского уезда, Василий Семенович Соловьев. Покойный и как пастырь, и как общественный деятель, и как семьянин, высоко стоял в глазах окружающих. Понятно поэтому, что его смерть произвела на всех близко знавших почившего — не говоря уже о родственниках — самое тяжелое впечатление.

Свою пастырскую деятельность о. Василий начал в 1866 году, когда был назначен в с. Абакумово, где в течение почти 48 лет с честью проходил свое служение. Ревностный проповедник, опытный законоучитель, инициатор и устроитель внешкольных чтений и внебогослужебных собеседований, организатор борьбы, в пределах прихода, со старообрядцами, энергичный администратор, прекрасный семьянин, глубоко религиозный и богословски начитанный человек, любитель истового совершения богослужений, он привлекал к себе симпатию еще сердечным отношением к людям страдающим, нуждающимся в помощи. Всем, близко стоявшим к о. протоиерею лицам, памятна его трогательная заботливость, которую он проявлял даже в период обострения своего недуга, сведшего его в могилу. Как его огорчало тогда, что в делах Комитета по призрению семейств воинов, где протоиерей был председателем, он не может принимать непосредственного участия.
Труды о. протоиерея ценились Епарх. начальством, которое поручало ему почетные и ответственные должности, как, напр., обязанности депутата благоч. круга, катихизатора, благочинного и проч. О. Василий имел одну из самых почетных и высших для священника наград, сан протоиерея; награжден был орденом Анны 3-й степени; 13 лет тому назад по случаю тридцатипятилетия службы в священном сане, с разрешения Епархиального начальства, ему был поднесен прихожанами и родственниками золотой наперсный крест с украшениями и проч.
Господь послал о. Василию мирную, христианскую кончину. Чувствуя приближение смерти, спокойно, как будто собираясь в путь, делал он последние свои распоряжения. За несколько дней до кончины он с благоговением, как всегда, приобщился св. Таин, с истинным сердечным сокрушением принял таинство Елеосвящения. Глубоко верующий, протоиерей в последние дни жизни, можно сказать, пребывал в постоянном общении с Богом: молитва не сходила с уст его.
Чин погребения совершал местный благочинный, протоиерей г. Покрова, Павел Матвеевич Соколов, в сослужении с шестью священниками. Во время причастного стиха и за погребением сказаны были поучения зятем почившего, священником, заступившим место тестя, Малиновским, и другими двумя священниками с. Абакумова: Альбицким и Покровским. О. Альбицкий в своей проповеди выяснил значение пастырского служения. О.о. Покровский и Малиновский сосредоточили внимание на личности о. протоиерея, охарактеризовав его как человека вообще, как семьянина и как пастыря. Последние два поучения, как имеющие непосредственное отношение к личности покойного помещаем здесь полностью. Так священник Малиновский сказал следующее:
«Дорогой папаша! Лежишь ты бездыханный; прервалась нить твоей жизни; перестало биться сердце твое; успокоилось от забот и тревог, а их в твоей жизни было не мало. Вот началась для тебя жизнь самостоятельная в здешнем приходе, а с ней — труды и заботы. Надо было дать образование сиротам, оставшимся после тестя. А потом пошли собственные дети. Не легко было дать воспитание и образование десяти своим птенцам. Сколько бессонных ночей пережито, сколько неприятностей перенесено! Труд — забота без перерыва с самого поступления сюда до последней минуты. Последняя твоя забота — еще не совсем закончивший образование сын; последнее твое горе — другой сын, пропавший без вести на войне.
Не легкую твою жизнь скрашивали дети, успевшие, благодаря твоим неусыпным заботам, хорошо устроиться в жизни. И они трогательною любовью платили тебе за твои заботы о них, прилагали возможные усилия, чтобы облегчить твою жизнь. И ты радовался, видя благополучие своих детей; а о тех из них, которые скончались во цвете лет, ты усердно молился, и эта молитва укрепляла тебя в трудные минуты жизни.
Если кончина всякого человека поучительна, то тем более поучительна твоя кончина, дорогой наш. Сорок восемь лет ты, как верный страж, стоял пред престолом Божиим, с благоговением совершая пред ним божественные службы. И ты был постоянно готов к службе. Ни усталость, ни другие дела — ничто не препятствовало тебе готовиться к литургии, полностью прочитывать положенные правила. Бывало, приедешь из дальней деревни, побеседуешь с нами присными, а потом идешь в свой кабинет и долго-долго читаешь молитвы... Глубокая ночь... Все уже спят в доме, а в кабинете все еще теплится свечка и слышен шепот твоих молитв. И так было неизменно, с начала твоей службы до последних дней. Вообще ты, как натура цельная, не поступался своими убеждениями, не оставлял церковных постановлений и добрых старых обычаев из-за слабости сил или ради скоро—переходящего мнения окружающих, высоко держал знамя пастыря. В последнее время пред праздником Рождества Христова ты чувствовал себя плохо. Здоровье, видимо, тебе изменяло, и родные советовали тебе есть скоромную пищу; но ты и на этот раз не пожелал нарушить установленного поста, не хотел соблазнить «малых сих»...
И службы церковные ты совершал истово, с благоговением, с теплотой сердечной, с любовью, не допускающей торопливости, и этим радовал своих прихожан, неизменно пользуясь с их стороны искреннею любовью и особенным уважением, знаком коих служит поднесенный тебе золотой с украшениями крест.
Человек большого жизненного опыта, сам многое испытывавший в жизни, ты в затруднительных случаях мог подать разумный совет; слово твое, неизменно проникнутое искренней верой в промысел Божий, действовало особенно хорошо. Эта черта особенно ценна в пастыре, к которому за советом обращаются тысячи людей. Глубокая религиозность, постоянное молитвенное настроение особенно проявилось у тебя в дни твоей предсмертной болезни. Постоянно творя крестное знамение, читая слабеющим голосом молитвы, терпеливо переносил ты свою болезнь; в промежутки между молитвой делал последние распоряжения, советовал нам родным жить в мире, успокаивал, насколько возможно, свою, убитую горем супругу... И Господь послал тебе кончину тихую, мирную, безболезненную. Дай Бог всякому так отойти в загробную жизнь. Приобщившись св. Таин, приняв таинство Елеосвящение, тихо отошел ты в вечность, как будто заснул крепким, спокойным сном. Тяжело, горько расставаться навсегда с близким, любимым человеком, хочется запечатлеть в памяти дорогие черты, хочется сделать ему что-нибудь приятное, хорошее. Чем же мы родные и все знаемии можем порадовать тебя, дорогой наш, чем мы можем угодить тебе, сделать приятное?
Не много ты просишь у нас, просишь ты молитв наших. Будем же молиться за почившего протоиерея Василия, поминать его в домашних, а наипаче в церковных молитвах, и мы дерзаем думать, что Господь вселить его в своих светлых обителях. Аминь».
Свящ. С. Покровский сказал следующее слово:
«В иную жизнь, бр., перешел предстоятель св. храма сего, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание»... Почил от дел своих ваш добрый пастырь, который 48 лет трудился на ниве Христовой. Всецело всю жизнь свою он посвятил служению пастве Абакумовской. Бодрым, статным,— каким иные из вас помнят его,— вступил он сюда на паству, полным сил, энергии и пламенного желания послужить вечному спасению вверенных ему Богом духовных чад; не покладая рук, трудился он, верный призванию Божию, без помыслов о передвижении куда-либо к более лучшему в материальном отношении,— доколе под тяжестью трудов, а подчас и невзгод, не согнулся стан его,— доколе неумолимая смерть не занесла свою руку над 72-летним старцем... Лета почтенные! Не далек был для него и тот год, за которым,— еще для людей времен св. пророка и царя Давида,— следуют труд и болезнь... А в наши дни этот год наступает ранее;— таковым оказался нынешний год для почившего во Христе о. Протоиерея...
Все же нельзя удержаться, чтобы не сказать не рано-ли отошел от нас сей муж совета и крепости душевной?! Ведь такие пастыри нужны здесь,— особенно в наше лукавое время. Но воля Божия, благая и премудрая, совершилась о нем! Верно, как нива спелая, он созрел уже для небесной житницы. Господу благоугодно призвать его к Себе в вечные небесные обители, дабы пастырь ваш, упокоеваясь от земных трудов своих, возносил уже там — на небе пред престолом Божиим свои молитвы за паству свою.
Мы же, бр., в настоящую знаменательную минуту, предстоя пред лежащим безгласно во гробе пастырем вашим,— поучимся еще раз тому, чему почивший при жизни учил и вас — пасомых и нас сослуживцев его словом, делом и всею своею жизнью. Воспроизведем посильно духовный образ его.
Почивший о. протоиерей был пастырем глубоко-религиозным, в самом высоком значении этого слова. Всегда благоговейно настроенный, самособранный, сосредоточенный в себе,— он был строгим блюстителем церковного устава и благочиния, усердным богомольцем за свою паству — и в храме, и дома. Часы его уединенного молитвенного стояния, конечно, ведомы одному Богу; а в храме, как мы все знаем, он совершал службу церковную с особым усердием и благоговением, не допускающим поспешности. Совершение богослужений и треб приходских являлось для него не исполнением только служебных обязанностей, а было потребностью его религиозного духа и доставляло ему истинное утешение и радость. Важнейшую обязанность своего пастырского служения почивший о. Протоиерей полагал в проповедании слова Божия с церковной кафедры. Как в дни крепости сил телесных, так и в дни старости, он в свою чреду не оставлял богомольцев без церковного поучения. Составление поучений, особенно катихизических, было для него делом любимым. В этом деле, следует сказать, он приобрел особое умение и опытность; сему способствовало то, что он любил домашнее чтение священных, святоотеческих и других душеспасительных книг, из которых черпал,— как личную благочестивую настроенность, так и опыт проповеднический. Да, о. протоиерей был богословски образованный и начитанный муж. Богатый духовным опытом,— он был, действительно, наставником пасомых, и с церковной кафедры, и в частных беседах. Духовным чадам ведомы его назидания, когда они пред ним открывали на исповеди свои души. Поистине, такие пастыри нужны в наше время,— время легкомыслия в деле веры,— и утрата их составляет глубокую скорбь для паствы!
Так, бр., при жизни своей учил вас почивший, а теперь учит самою кончиною своею, к которой он приготовился истинно по христиански,— учит тому, чтобы мы, как зеницу ока, хранили св. веру православную, — ибо в ней источник нашего вечного спасения и душевной радости, а равно прибежище и утешение во всех делах земных и печалях житейских.
Почивший о. протоиерей был примером всецелой преданности воле Божией во всех событиях его многолетней трудовой жизни. Видел он при жизни своей, как плод благочестия и трудов пастырских, и утешение от внимательных и почтительных духовных чад своих (это золотой наперсный св. крест, поднесенный ему в день 35-летия служения), а равно от членов семьи своей, воспитанной им в правилах благочестия. Но не мало бурь и невзгод житейских,— как служебных, так и семейных, пронеслось над главою его. Разве (приведу для примера) не испытание,— подобное которому несут и иные из вас,— не знать о том, что сталось с сыном, посланным, по военной службе, на великое дело защиты родины от врагов?! Но всегда и во всем почивший передавал себя в волю Божию,— и эта преданность подкрепляла его. Возлагать всегда надежду на Господа учил он и пасомых своих.
Забывая о своих личных невзгодах и огорчениях, о. протоиерей принимал близко к сердцу несчастия и напасти других. И по долгу своего служения, и, более, по сердечному влечению, он старался помочь и облегчить чужое горе и испытание. С каким, например, рвением он в последние дни взялся за дело помощи семействам взятых из запаса на войну! Только слабеющие силы физические полагали предел его сердечному рвению. Великую заповедь Христову о любви к ближним всегда напоминал почивший своим пасомым.
Да, почти полстолетия о. протоиерей был светильником, светящим и горящим; нелестно можно сказать, что он свое дело совершил, веру соблюл и, предавая дух свой Богу, мог,—в месте с праведным и благочестивым старцем Симеоном,— воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!»...
Не забывайте же, бр., вашего доброго пастыря; поминайте его в домашних молитвах своих; запишите имя его в свои синодики; наипаче же запечатлейте память о нем в сердцах своих и делах своих, согласно с его учением и примером.
Почивший о. протоиерей пред смертию всех простил и забыл все, нанесенные ему когда-либо обиды. Просил и всех вас простить ему его прегрешения, вольные и невольные,— неизбежные в жизни всякого человека. При взаимном прощении, вознесем, бр., милосердому Господу Богу свои усердные молитвы о упокоении души усопшего протоиерея Василия в обителях святых!
В молитве да найдут христианское утешение и все близкие по плоти почившего в разлуке с ним, памятуя неложные слова Божии: «Блажени мертвии, умирающие о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих; дела бо их ходят в след с ними» (Апок. 14, 13). Аминь».

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 29-й. 18-го июля 1915 года).
Петушинский район
Владимирская область
Поселок Болдино

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (21.06.2017)
Просмотров: 252 | Теги: Покровский уезд, Петушинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика