Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
20:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Музей «Дом Пейзажа им. И.И. Левитана» в д. Елисейково Петушинского района

Левитан Исаак Ильич

Левитан Исаак Ильич – живописец передвижник, создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций и, как правило, мажорность. Он умел на своих полотнах раскрыть тончайшие состояния природы, оставил великолепную, тонко нюансированную живопись.

Жизнь И.И. Левитана никогда не была легкой. Он родился в Литве, в местечке Кибарты (Кибартай), в семье бедного станционного смотрителя, его дед был раввином. Исаак в детстве жил в еврейской среде, в кругу тех, кто постоянно суетился, занимался ростовщичеством, торговлей, участвовал в темных махинациях и громких скандалах. Затем их страшно бедствовавшая семья переехала в Москву, где, несмотря на их нужду, он ходил в школу (таковы непререкаемые законы еврейских семей, в которых действительно все подчинено интересам детей, где с детства воспитывают их чувство собственного достоинства, осознание их способностей и талантов, тактично напоминают, что во имя их будущих успехов и профессиональных побед, блеска и сопутствующих этому ощутимых доходов, поначалу надо много и терпеливо учиться, уважать учителей, угождать нужным людям).
В 13 лет Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его живописные успехи сразу были по достоинству оценены. Вскоре у него умерли мать, а затем и отец.
К 17 годам он был сиротой и нищим, его за неуплату обучения исключили из училища. Друзья поддержали его материально, а администрация училища позволила продолжить обучение без платы за это. Талантливому юноше много и бескорыстно помогал известный художник А.К. Саврасов, который стал его учителем и наставником в жизни. С первой выставки, в которой он участвовал (1877 г., ему 17 лет), началось широкое общественное признание его неординарного таланта живописца. Ему стали помогать и поддерживать в его творческих исканиях меценаты, в том числе П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов и др. Его пейзажи с успехом продавались, он повсеместно прославился как талантливый пейзажист. Укреплению его таланта сильно мешали его непрактичность, бытовая неустроенность, любовная чувствительность.


В.М. Поленов, «Христос и грешница»

Левитан, несомненно, был по своему красив. У него было благородное лицо с очень выразительными глазами (художник В.М. Поленов, 1844–1927, для его известной картины «Христос и грешница» за образец лица главного персонажа полотна взял именно лицо Левитана). Левитан умел самозабвенно и эффектно ухаживать за женщинами, пользовался большим успехом у дам, сам был необыкновенно влюбчив. Привлекательная внешность, растущий успех как художника, рассказы о его романах делали его неотразимым для женщин.
Он был увлечен художницей С.П. Кувшинниковой (1847–1907), а также Л.С. Мизиновой (1870–1937), М.П. Чеховой (сестра писателя), богатой помещицей А.Н. Турчаниновой, ее дочерями и др. В 35 лет он совсем запутался в своих амурных делах, в период приступа меланхолии даже пытался совершить самоубийство. Он прекрасно понимал, что его жизнь складывается неудачно и шансов создать счастливую семью у него очень мало.
Еврей художник со слабым здоровьем (страдал постоянно неврозами, имел тяжелое заболевание сердца, часто и в разных местах на публике падал в обморок и т. п.), без состояния и надежной профессии, без стабильного жалованья, да и еще с заметными повышенными требованиями к внешней привлекательности и внутренней культуре женщин, не имел радужных перспектив в личных делах. В 1880-е гг. (период его лучшего, плодоносного творчества) многое для его вдохновения и бытового комфорта дала художница Кувшинникова, с которой он совершил многие творческие поездки. Будучи тонкой поэтической натурой, Левитан сразу оценил неброскую, но неотразимую красоту Владимирской земли.


И.И. Левитан. Художник В.А. Серов. 1893 г.

Левитан прожил всего 40 лет, за 23 года своей насыщенной творческой жизни он написал около 1000 картин, этюдов, рисунков, творческие импульсы для создания некоторых из них он получил на Владимирской земле.

Софья Петровна Кувшинникова (1847–1907) была женой небогатого московского полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова. Они жили в скромной казенной квартире под каланчой одной из московских пожарных команд. Чтобы обеспечить достойную жизнь себе и жене, Д.П. Кувшинников с утра до позднего вечера работал, а С.П. Кувшинникова занималась живописью. Кувшинникова была уже совсем не первой молодости, не особенно внешне привлекательной, но по своему интересной. Она обладала безупречным вкусом, прекрасно одевалась (не имея много денег, умела из ничего сшить себе изящные туалеты), могла сделать уютным любое жилье, своим поведением и словами заставить обратить на нее внимание мужчин. На заработанные ее мужем деньги вечерами в их скромной квартире она устраивала своего рода «приемы» для художников, музыкантов, врачей, где всегда не забывала похвалить мужа, отметить его достоинства, в том числе, по ее словам, «выразительное, великолепное, благородное лицо».
Она брала уроки живописи у Левитана, считалась вначале его ученицей, а затем – и близкой подругой. Ее муж, вероятно, об этом догадывался, но не подавал виду, молча переносил страдания. А.П. Чехов, насмотревшись на это, в конце концов написал рассказ «Попрыгунья» (1892), в котором публика узнала и Кувшинникову, и Левитана. Левитан чуть было не вызвал Чехова из за этого рассказа на дуэль, но друзья их помирили; так ими была предотвращена вторая из намечавшихся, но не состоявшихся дуэлей неотразимого художника ловеласа. Кувшинникова умерла раньше мужа, а Левитан и после романа с ней еще долго продолжал свои любовные похождения, всегда заканчивавшиеся весьма непросто для него.

Музей И. Левитана»

Впервые Исаак Ильич Левитан приехал в деревню Городок в мае 1891 г. по приглашению историка В.О. Ключевского, дача которого находилась на берегу реки Пекши.
Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Левитан избегал изображать внешне эффектные места. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.
Во время его недолгого пребывания на территории нынешнего Петушинского района было написано почти два десятка работ. Одна из самых знаменитых — «Владимирка» написана летом 1892 г.


Левитан И.И., "Владимирка". 1892

По воспоминаниям С.П. Кувшинниковой можно представить, как возник замысел его знаменитой «Владимирки». Как-то, возвращаясь с охоты, они вышли на старое Владимирское шоссе. Левитан остановился, поражённый открывшимся видом. Перед ними была широкая светлая полоса дороги, уходящая к самому горизонту. А вокруг поля и перелески, простор неоглядных далей и громадного светлого неба. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: «Да ведь это Владимирка, та самая, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда!» На следующий день он пришёл сюда снова с этюдником, устроился возле придорожного могильного памятника и начал работать. Этюд был написан за несколько дней.
После возвращения в Москву работа продолжалась. Левитан писал «Владимирку» быстро, на одном дыхании. Для современников картина стала важным событием культурной и общественной жизни. В ней угадывались настроения, бродившие в обществе, с ней связывали протест против вековых устоев российской жизни и желание перемен. Левитану была дорога эта картина, продавать её не хотелось, и он просил П.М. Третьякова принять от него подарок: «Владимирка», вероятно, на днях вернётся с выставки, возьмите её и успокойте меня и её.

Вновь Левитан приехал на Владимирскую землю осенью 1892 г., но уже не по своей воле: он был вынужден покинуть Москву в связи с императорским указом о выселении евреев (вернуться домой живописец смог только в декабре).

Факт пребывание И.И. Левитана на нашей земле по достоинству оценили местные краеведы. Был создан левитановский комитет. В него вошли краеведы: Анатолий Иванович Бартенев из Костерёво, Галина Александровна Рычкова, преподаватель Пекшинской школы. Сначала они собирались в школе, в Доме культуры, ходили на место, где раньше стоял дом, в котором проживал Левитан. В Доме культуры ежегодно выставлялись картины местных художников. Одну из них купил московский предприниматель Владимир Иванович Косярумов. Он и предложил эти левитановские встречи устраивать в Елисейково».

С этих тех пор возникла традиция: в третью субботу августа на поляне собирались все, кого интересовало творчество И. Левитана. Особенно, в так называемый, пекшинский период. Приезжали художники, поэты, пели песни под гитару, читали свои стихи. Здесь же проходил концерт. Художники привозили много картин, но вешать их было некуда. На левитановском комитете решили построить музей.

Сначала построить его решили в деревне Городок на том месте, где стоял дом Попковой, в котором проживал Левитан. Привезли сруб, подвели его под крышу, но дом подожгли. И тогда Владимир Иванович Косярумов решил построить Дом-музей на своей территории. Здесь на трёх гектарах земли располагалась его база отдыха от управления механизации.

Теперь музей И.И. Левитана и Дом пейзажа им. Левитана находятся по соседству, и сюда едут отовсюду: «Люди едут и летом, и зимой. Из Москвы приезжают автобусы туристов, которым хочется подышать свежим воздухом и побывать в нашем музее, посмотреть картины местных художников. В книге отзывов много записей».

В период работы Левитана на пекшинской земле, он не уходил далеко от места проживания. Всё, что изображено на его картинах, находится рядом, поэтому каждая из 17 работ написана в двух шагах от другой работы.


«Лунная ночь в деревне», 1897

Исаак Левитан «Поезд в пути»

За несколько месяцев, проведенных в этих местах, Левитан написал 17 картин, этюдов и эскизов (например, «У озера», «Дорога», «Лунная ночь в деревне», «Поезд в пути» и др.), на которых запечатлены окрестности Городка, Елисейкова, Костерёва.

Сохранились записи воспоминаний жителей, которые видели художника, беседовали с ним или возили его на лошади на озеро Кокушкино, где он написал одну из своих работ под названием «У озера». Это озеро Левитан приметил с поезда и попросил местного жителя, чтобы он возил его туда на телеге — утром доставлял на место, а вечером забирал.

Здесь рождались этюды и эскизы к большим работам, например «Шоссе», «Лунная ночь в деревне», «Поезд в пути».

Идея создания в этих краях музея выдающегося русского пейзажиста зародилась в 1980-х годах. Сформировалась группа местных краеведов и художников – так называемый левитановский комитет, который занимался изучением наследия художника и организацией мемориального музея. Был взят под охрану дом Попкова в деревне Городок, в котором И. Левитан жил и работал в 1892 г. (в советское время эта деревня вошла в состав села Пекша, о пребывании здесь художника напоминала улица под названием Городок-Левитановская). В 1990 г. началось создание будущего Дома-музея.
В 1992 г. состоялся первый праздник, посвященный 100-летию со времени пребывания великого пейзажиста в этих местах. Левитановские встречи, которые стали проводиться регулярно, привлекали внимание московских гостей (научных сотрудников Третьяковской галереи, представителей Строгановского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества), художников и краеведов из Владимира и других городов.
К несчастью, в 1999 г. при невыясненных обстоятельствах мемориальный дом в Городке сгорел. Однако подвижники-левитановцы решили открыть музей в соседней деревне Елисейково, где уже проводились мероприятия, посвященные жизни и творчеству Левитана. А кроме музея – создать Дом пейзажа, о котором мечтал и сам художник. В него, как в культурный центр, могли бы приезжать художники, жить здесь, ходить на этюды, писать картины, которые составили бы со временем фонд музея.
Идею поддержали мастера искусства и краеведы. Финансирование и всю работу по строительству Дома пейзажа взял на себя крупный предприниматель, меценат Владимир Иванович Косярумов. Сам любитель творчества И. Левитана, на протяжении многих лет он помогал в организации левитановских праздников, приглашал художников на свою базу отдыха в Елисейково, предоставляя им безвозмездно возможность проживать в добротном здании земской школы начала XX в.
Сегодня в этом доме находится Музей И.И. Левитана, где хранятся копии картин, написанных художником на Владимирской земле, некоторые личные вещи и фотографии.
В музее пока ещё не так много экспонатов, но энтузиасты, которые поддерживают работу левитановского комитета, местные художники надеются, что со временем музей пополнится экспонатами. Сейчас здесь представлены копии картин художника, выполненные местными художниками в натуральную величину. В 2009 году здесь побывали родственники Левитана.

«Дом Пейзажа им. И.И. Левитана» в д. Елисейково

Символично, что рядом с музеем великого пейзажиста Исаака Ильича Левитана находится «Дом пейзажа» его имени. Это большое здание, сложенное из специально обработанных брёвен, разделённое внутри бревенчатыми арками, выстроил В.И. Косярумов в 2008 г.
«Дом пейзажа имени И.И. Левитана» в деревне Елисейково Петушинского района Владимирской области был открыт в августе 2008 г.
Здесь постоянно действуют выставки художников владимирской, петушинской земли. И не только. Здесь выставляют свои работы все, кто полюбил этот уголок русской земли, некогда вдохновивший великого пейзажиста.
На территории музейно-культурного комплекса в Елисейково проводятся левитановские праздники, поэтические фестивали, выставки художников-пленэристов. В планах энтузиастов левитановского движения – восстановление дома Попкова и его интерьера, а также перемещение его в Елисейково.

Возле музея установлен памятник И.И. Левитану, созданный И. Черноглазовым, ведущим скульптором Владимирского отделения Союза художников России.
Музеи Владимирской области

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Jupiter (29.09.2017)
Просмотров: 569 | Теги: Петушинский район, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика