Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
18:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Деревня Липна Петушинского района

Деревня Липна

Липна — деревня в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Пекшинского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Большая Липня в 4 км на запад от центра поселения деревни Пекша и в 11 км на восток от райцентра города Петушки на автодороге М-7 «Волга».

Река Липня — одна из многочисленных речек, притоков Клязьмы, которые «Золотое Кольцо» пересекает на данном отрезке. Гидроним Липня, очевидно, образован от слова липа - название дерева. Это одно из самых мягких поделочных деревьев, которое было неотъемлемой частью крестьянского быта, ремесел и т.д. Об этом можно судить и по предметам материальной культуры, и по пословицам, поговоркам. Вот одна из них «Сосна кормит, липа обувает». В бассейне Клязьмы встречаются целые липовые рощи, липовые леса. Поэтому речка, протекающая по одному из них, вполне могла получить название Липня. Гидронимы такого рода нередки в русских названиях рек: Липка, Большая Липня, Малая Липня, Липовица, Липовка, Липяная и многие другие в бассейне Оки, Липовец, Липовка, Липовый Колодезь и другие в Подсемье, а также на других территориях. Менее вероятна связь этого гидронима с нарицательным липнуть, липкий. Однако высказанная выше гипотеза не окончательна, необходимо дальнейшее исследование, в частности, в плане анализа народных названий растений, трав (на Владимирщине, к примеру, известно растение липица — вереск, рыскун, воробьиная греча).

Первое упоминание деревни Липна имеется в переписных книгах 1705 года в составе Абакумовского прихода, в ней числилось 55 крестьянских дворов и 165 душ.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В списке населённых мест Владимирской губернии 1859 года указаны две деревни: Липня (Сафонково) — 360 жит. и Липня (Зиновково) — 291 жит. В списке населённых мест Владимирской губернии 1905 года имелись деревня Липня и деревня Софонково — 380 жит.

В 1876 г. открыт кирпичный завод ученого рисовальщика Павла Павловича Аксенова, при д. Липня. Рабочие (1890 г.): 8 муж., 1 жен.
Раздаточная контора бумажн. пряжи ученого рисовальщика Павла Павловича Аксенова, в д. Дубках. 2 рабочих (1890 г.).
В 1882 г. построена мельница ученого рисовальщика Павла Павловича Аксенова, в д. Антушевой. 3 водяных колеса.
В 1887 г. открыто плисо-резное заведение ученого рисовальщика Павла Павловича Аксенова, при д. Липня. Рабочие (1890 г.): 10 муж., 22 жен.

Липенское училище, Липенской волости, в деревне Липне, основано обществом 20-го октября 1875 г., благодаря помощи и хлопотам покровского купца Павла Павловича Аксенова. От приходской церкви в 2 вер. Ближайшие училища: Андреевское в 6 вер., Болдинское — 7 вер. и Петушенское — 8 вер.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету о теплоте очень удобное; квартиры учителям есть; классных комнат две: первая — длиной 10, шириной 8, вышиной 3 ½ арш.; вторая - длиной 12, шириной 10, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 224 руб. 75 коп. Библиотеки нет, кроме 30 книг. Земли нет. Законоучитель священник Федор Ставровский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 15-го марта 1876 года; учитель Сергей Альбицкий, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 23-го сентября 1882 года; учительница Евдокия Малиновская, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 22-го сентября 1883 г. Попечитель Покровский купец Павел Павлович Аксенов; пожертвовал несколько учебных пособий. Учащихся к 1-му января 1883 г. 70 м. и 20 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 5 м. и 3 д. Окончило курс со свидетельствами 9 м. и 2 д. Вновь поступило 37 м. и 10 д. К 1-му января 1884 г. состояло 93 м. и 25 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 8, 8 — 9 л. 30, 9 — 10 л. 23, 10 — 11 л. 22, 11 — 12 л. 16, 12 — 13 л. 8, 13 — и выше 11. Из учащихся: 46 из д. Липни, 17 — д. Бармина в 2 ½ вер., 13 — д. Пекши — 4 вер., 2 — д. Антушева — 5 вер., 3 — д. Новой — 6 вер., 3 — д. Ильинок — 7 вер., 4 — д. Новинок — 4 вер., 2 — д. Ситникова — 4 вер., 2 — д. Желтухина — 6 вер., 4 — д. Волосова — 8 вер., 6 — д. Ючмера — 5 вер., 5 — д. Цепляева — 3 вер., 1 — д. Напутнова — 10 вер., 6 — д. Аббакумова — 2 вер. и 2 — д. Кудрявцева — 25 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 41 уч., с платой по 3 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. 1 м. и 4 д., крест. 92 м. и 21 д. Средства: от министерства народного просвещения 20 р., от земства 325 р., от волости 300 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 175 р.; жалованье — законоучителю 36 р., учителю 240 р., ему же наградных 20 р., учительнице 160 р.; на книги и учебные пособия 14 р. Посещали классы неисправно 10 уч.; меры — убеждение. Прием в сентябре; поступили 12 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 23-го сентября по 6-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 2, с 2 группами в каждом. Уроков в неделю: в 1 отд. - по Закону Божию 2, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 2, по арифметике 6; во 2 отд. — по Закону Божию 2, по Русскому языку 16, по Славянскому языку 2, по арифметике 6. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 2 — 4 года. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет, а рукоделию обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1896 г. - 34.

В конце XIX — начале XX века деревня Липня (Сафонково) являлась центром Липенской волости Покровского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Липненского сельсовета в составе Петушинского района.
«Много дел у заведующей Липенской молочно-товарной фермы колхоза «Знамя Октября» Марии Ивановны Сорокиной. С раннего утра до позднего вечера хлопочет она на ферме.
17 лет работает Мария Ивановна на ферме. Еще не так давно сама была рядовой дояркой. Знает, какие трудности иногда могут встретиться в работе. Много труда положила для того, чтобы ее ферма была передовой.
Сейчас здесь доярки надаивают ежедневно от каждой коровы по 12 литров молока. В этом немалая заслуга Марии Ивановны» («Вперед», 13 июня 1964).


Заведующая Липенской фермы М.И. Сорокина.

«В колхозе «Знамя Октября» на Липенской ферме неплохо проводится работа по улучшению дойного стада. Применяется искусственное осеменение. Результат стельности коров высокий и неплохие надои. В августе надаивают по девять литров от коровы. А доярка К. А. Аксенова от четырнадцати закрепленных за ней коров надаивает по одиннадцати литров в сутки. Не намного от нее отстает доярка М. Н. Калыгина и другие. Но у животноводов Липенской фермы есть все условия получать молока больше. Не получают исключительно потому, что коров сейчас ничем не подкармливают. Берегут корм к зиме. Это неоправданный шаг. К зиме, конечно, надо готовить корма. Но сейчас — лучшее время для получения большого молока. Поэтому и не надо жалеть травы для коров. Резервы для заготовки корма на зиму тоже еще далеко не исчерпаны в колхозе. Не все луга выкошены на силос. Пока не начались в школах занятия, можно особенно усиленно заготовлять витаминный корм. Необходимо заботливо убирать солому и приготовиться к разумному скармливанию ее» («Вперед», 28 августа 1964).
«В связи с нерентабельностью были в свое время и ликвидированы водяные мельницы и мелкие ГЭС. Но с ними вместе бесхозяйственно оказались нарушены плотины и водохранилища на указанных реках, оставшиеся дренажные канавы стали только иссушать почву, а не приносить пользу, какую они давали при наличии водохранилищ.
Например, на реке Липна было три плотины, создававших обильное водохранилище длиной до 20 километров. А сейчас нет ни одной. Это лишило долину реки всех указанных преимуществ. А крупный населенный массив деревня Новая— Костерево—Липна, расположенный по реке, лишился надежной противопожарной зашиты, так как река настолько обмелела, что взять из нее воду пожарными машинами стало совершенно невозможно. При пожарах приходится возить ее цистернами с комбината им. Коминтерна или с фабрики «Труд», чем локализовать крупный пожар, безусловно, невозможно. Только благодаря лишь безветренной погоде удалось в 1963 году спасти пос. Костерево и д. Липну от двух опасных пожаров жилых домов» (Газета «Вперед», 8 августа 1964 г.).
«Состоялся также выпускной вечер в Липенской восьмилетней школе. Здесь 30 учащихся получили свидетельства об образовании. Успешно завершили учебу В. Аргунов, В. Рюмин, Л. Ванкова, А. Глотин и другие.
Некоторые ребята будут продолжать учебу в школе, а другие поступят в Суздальский сельскохозяйственный техникум» («Вперед», 20 июня 1964).
«От правления колхоза «Знамя Октября» до производственных корпусов костеревской фабрики «Труд» пролегла широкая, вымощенная камнем дорога. И расстояние близкое – руокй подать. При случае всегда есть возможность лично договориться и помочь друг другу. Кажется, чего бы еще и желать руководителям этих двух больших коллективов. Дружба, да и только… Однако дружбы – то здесь и не хватает…» («Вперед», 14 июля 1964).
Пос. Фабрики «Труд» при торфоразработках подсобного хозяйства, Ларионовского сельсовета, решением № 1086 от 22.09.1965 г. признан, как фактически не существующий.

Администрация Липенского Сельского округа Администрации Петушинского района Владимирской области зарегистрирована 18 декабря 2002 г. Председатель комиссии Курбатов Александр Владимирович. Юридический адрес: деревня Липна, Дачная улица.
Организация АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 31 июля 2017 г.

Численность населения: 1859 г. – 291 чел., в 1905 г. – 96 чел., в 1926 г. – 157 чел., в 2002 г. – 802 чел., в 2010 г. – 704 чел.
В деревне находятся фельдшерско-акушерский пункт, культурно-досуговый центр, отделение федеральной почтовой связи, вдоль автодороги М-7 «Волга» гостиницы, кафе, магазины.
МБУ "ЛКДЦ" действует с 8 апреля 2002 г. Директор Егорова Наталья Викторовна. Юридический адрес: деревня Липна, улица Механизаторов, 127"а". Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИПЕНСКИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР" реорганизована 16 мая 2014 г. Правопреемник - МБУК "МЦКСПР" (г. Петушки).

Предприятия:
ООО "Труд" действует с 12 июля 2001 г. Директор Малюта Виталий Дмитриевич. Юридический адрес: деревня Липна. Основным видом деятельности является «Производство обуви».
Колхоз "Знамя Октября" действует с 19 декабря 1999 г. Конкурсный управляющий Зоров Василий Игоревич. Юридический адрес: улица Механизаторов. Основным видом деятельности является «Разведение крупного рогатого скота». Организация КОЛХОЗ "ЗНАМЯ ОКТЯБРЯ" ликвидирована 11 декабря 2006 г.
СПК Агрокомплекс "Липенский" действует с 4 октября 2000 г. Председатель Кожевникова Татьяна Михайловна. Юридический адрес: улица Механизаторов. Основным видом деятельности является «Разведение крупного рогатого скота». Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ АГРОКОМПЛЕКС "ЛИПЕНСКИЙ" ликвидирована 1 февраля 2016 г.
ООО "Липна" зарегистрирована 25 сентября 2008 г. Генеральный директор Мехтиев Мехти Мелик Оглы. Юридический адрес: город Костерево, улица 40 лет Октября, 15, 91. Основным видом деятельности является «Животноводство». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИПНА" ликвидирована 31 июля 2017 г.

ООО "Винтек" зарегистрирована 29 апреля 2008 г. Генеральный директор Сизова Светлана Федоровна. Юридический адрес: деревня Липна, Колхозная улица, 9. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Димантек" зарегистрирована 1 июня 2009 г. Генеральный директор Вахромеева Анастасия Евгеньевна. Юридический адрес: Колхозная улица, 9. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Кисотек" зарегистрирована 16 апреля 2014 г. Генеральный директор Солдатенкова Екатерина Юрьевна. Юридический адрес: Колхозная улица, 9. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Веста" зарегистрирована 19 апреля 2017 г. Генеральный директор Николаева Оксана Витавтовна. Юридический адрес: деревня Липна, дом 129, офис 1. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Ника-Т" зарегистрирована 14 июня 2016 г. Генеральный директор Николаева Оксана Витавтовна. Юридический адрес: деревня Липна, дом 129. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Юван" зарегистрирована 15 мая 2008 г. Генеральный директор Бельдюгин Виталий Алексеевич. Юридический адрес: деревня Липна, дом 129, офис 2. Основным видом деятельности является «Производство блоков для мощения, стеклоблоков, плит и прочих изделий из прессованного или отформованного стекла, используемых в строительстве; производство стекла для витражей; производство многоячеистого стекла или пеностекла в блоках, плитах и аналогичных формах».
ООО "Рассвет" действует с 19 сентября 1995 г. Генеральный директор Морозов Николай Викторович, директор Морозова Елена Владимировна. Юридический адрес: деревня Липна, 131а. Основным видом деятельности является «Технические испытания, исследования, анализ и сертификация».
ООО "Карьероуправление М-7" зарегистрирована 16 января 2012 г. Генеральный директор Караханян Ашот Варданович. Юридический адрес: Колхозная улица, 5. Основным видом деятельности является «Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина».
ООО "Омега-Сервис" зарегистрирована 11 июля 2017 г. Директор Лоскутова Светлана Анатольевна. Юридический адрес: Колхозная улица, дом 4 этаж 1, помещение 1. Основным видом деятельности является «Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей».

Усадьба Басаргиных

В деревне Липне возле реки того же названия у старинного парка стоит небольшой кирпичный одноэтажный дом с деревянным мезонином. «Велик возраст этого дома и много помнит он из прошлого нашего края. Видел он и славных владимирских ополченцев 1812 года, шедших по Владимирке на защиту отчизны, и вереницы борцов за свободу народа, скованных кандалами, которых царские сатрапы гнали в Сибирь, и многое другое...» («Вперед», 28 августа 1964).
Построен усадебный дом был в 1796 году небогатым помещиком В. И. Басаргиным. Басаргин происходил из старинного дворянского рода, известного уже в начале XIV века. В 1800 г. у Василия Ивановича и его жены Екатерины Карловны, урожденной Бланк (ум. 1815), дочери архитектора К.И. Бланка и сестры публициста и поэта Бориса Карловича Бланка, в д. Липна родился сын Николай Васильевич Басаргин. В этой усадьбе и прошло его детство. Николай Васильевич служил офицером во 2-й армии, где вступил в тайный «Союз спасения», ставивший целью освобождение крестьян от крепостной зависимости и свержение царского самодержавия. Члены этого союза после смерти царя Александра I организовали в декабре 1825 года восстание на Сенатской площади в Петербурге, за что и получили название декабристов. Новый царь Николай I, за деспотизм и жестокость прозванный народом Палкиным, зверски расправился с ними.
Офицер Н. В. Басаргин, тяжело заболевший после внезапной смерти жены и уехавший лечиться к брату во Владимир, вместе с другими членами союза был схвачен царскими сатрапами, отвезен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Его приговорили там к тридцати годам ссылки в Сибирь, куда он был увезен через Вологду в 1827 году.
Лишь через 29 лет, после амнистии 1856 года, 21 февраля 1857 г. выехал с женой — сестрой великого русского химика Д. И. Менделеева и воспитанницей. 20 марта Басаргины были во Владимире и на третий день - в родовом имении отца д. Липне. Навестив родственников, Басаргин стал обустраиваться в родных местах. Он писал в дневнике:
«Приехав в конце февраля месяца в г. Покров, я остановился тут до весны и нашел себе маленькую квартирку. Вскоре двоюродная сестра моя предложила мне купить у нее маленькое имение в 30 верстах от города по Владимирской дороге (район Липни, усадьба называлась Виреево), в этом имении был небольшой домик и необходимая усадьба с садом и всеми службами. Имение это пришлось мне по мыслям, тем более, что в трех верстах от него схоронены были все мои родные. Я согласился на ее предложение и, уговорившись в цене, решил доживать тут остальной свой век. В конце апреля мы приехали сначала в Липню, деревню вдовы брата моего, и потом к сестре, в купленное мною имение. В начале мая вместе с нею поехали во Владимир и там совершили купчую.
Возвратившись, я занялся небольшим хозяйством своим и необходимыми Справками в доме и усадьбе... Это имение, как я уже говорил, прежде куплено было мною у моей родственницы, и я не затруднялся приобресть населенную собственность потому только, что крепостное состояние в России уничтожалось и, следовательно, такое владение не противоречило моим понятиям и моим правилам. Купивши ее в мае месяце, я отправился недели через две в Сибирь, стало быть, не имел времени даже ознакомиться с новым своим приобретением. Приехав теперь на житье, я, разумеется, стал вникать во все подробности моего маленького деревенского хозяйства в отношении крестьян и дворовых людей с помещиком, в образ жизни, нравственность, поведение тех и других, в их обязанности, их занятия, одним словом, во все, что составляло их быт и их значение в общественной, семейной жизни.
Наблюдения эти занимали меня тем более, что, будучи всегда по теории и по нравственным убеждениям противником крепостного состояния, я мог проверить теперь на самом деле справедливость своих прежних суждений. К тому же при предстоящем разрешении современного вопроса об уничтожении крепостного состояния каждому рассуждающему человеку не мешает знать положение, в котором находится большая часть крепостных людей, и вникнуть в те причины, которые поставили их в это положение. Если бы я даже никогда не думал о нравственном положении помещичьих крестьян, то и тогда бы одного - двух месяцев деревенской жизни достаточно было, чтобы сделать из меня пламенного приверженца их освобождения. Надобно еще заметить здесь, что родственница моя и родители ее, от которых она получила это имение по наследству, были люди добрые и далеко не такие, чтобы не заботиться о благосостоянии их человеческой собственности. Не менее того все вообще хозяйство, управление, нравственность и понятия всего этого маленького населения представлялись таким хаосом самых явных противоречий здравому смыслу, самых бестолковых идей, самых унизительных проявлений и пороков рабства.
Начну с крестьян: они были на барщине, но на барщине нисколько для них не отяготительной. Каждое тягло обрабатывало в поле менее чем одну казенную десятину. Других работ почти никаких не было, сами же они пользовались по две десятины на тягло, и, сверх того, летом, во время сенокоса и жнитва, созывались из соседних деревень помочи. Каждый крестьянин при таком порядке управления должен бы был благоденствовать, а выходило напротив. Все они были не скажу бедные, но и не зажиточные. Собственные их пороки были леность, нерадение. в некоторой степени пьянство и в высшей лживость и лицемерии было ни одного, который делал бы что-нибудь охотно, с желанием угодить и исполнить добросовестно. На словах униженность, раболепие, а на деле как бы увернуться от работы, сделать ее кое-как, выйти поздно, уйти рано или совсем не прийти. То, что можно было окончить в день двум-трем человекам, делалось десятью неделю и то скверно, без всякого старания. Расскажу здесь один случай, который всего лучше объяснит их леность и недобросовестность или, лучше сказать, барщинную работу помещичьих крестьян. В мае месяце, вскоре после покупки этого имения, я спросил старосту, что теперь делают крестьяне. Дни летние - сложа руки сидеть было бы безрассудно. Он мне отвечал, что кончили только посев ярового хлеба и что теперь недели две с лишком до возки навоза полевой работы не будет, и каждый займется у себя дома.
Помещику же они обыкновенно в это время исправляли кое-что по усадьбе, вот и теперь надобно было починить и исправить забор около сада. Я сам осмотрел предполагаемые поправки и спросил, во сколько дней они их кончат. Ответ старосты и крестьян был такой, что дай бог всей барщине сделать их в две недели. По-моему же работы тут было двум человекам на пять - на шесть дней. Я велел собрать всех крестьян и предложил им, не хотят ли они на господскую работу нанять, а сами ехать возить лес на кирпичные заводы, что было для меня чрезвычайно выгодно. Они подумали и согласились. Тут же наняли двух человек из своих и дали им за всю работу тринадцать рублей серебром, а сами в течение шестнадцати дней до возки навоза выработали одиннадцать человек с лошадьми 176 р. 50 коп. Вот что значит барщина. Вот сколько пропадает обыкновенно драгоценного для крестьянина времени при невольном, вынужденном труде.
Решившись сколько возможно улучшить их быт, мало-помалу исправить недостатки, вредные для них самих, я оставил, однако же, до разрешения вопроса об уничтожении крепостного состояния прежний порядок, т.е. барщину, чтобы не вводить чего-нибудь нового на короткое только время и чтобы потом с большим знанием дела и всех местных обстоятельств устроить их сколько можно для них выгоднее при новых отношениях между ними и помещиком. Сам же, не входя много в подробности своего хозяйства и не нарушая незавидного прежнего Управления, занялся одним только наблюдением за действиями, поступками, нравственностью и сельскими занятиями лиц, составляющих вселение моего маленького имения.
В самое короткое время я не мог не заметить в крестьянах, и в особенности в дворовых, отсутствия самых простых правил нравственности. Крестьяне не имели к помещику никакого усердия, напротив, старались скорее вредить ему, нежели помогать, даже невзирая на собственный от того ущерб. Так, например, они без спросу и без малейшей пощады рубили небольшой, но единственный в имении лес, который научно оставлен был на всякий случай для их же будущих надобностей.
Так, насилу могли добиться, чтобы они поправили необходимый для них же колодец, на что материал им был дан господский. Так, для каждой бездельной поделки или часовой работы надобно было посылать десять раз, пока придет тот, за кем посылалось. А работали кое как - просто смех и горе. Привыкши в Сибири к вольному труду, я невольно возмущался, смотря на их работу. Мне понадобились один раз две простые форточки в рамах, я дослал за лучшим плотником, который прежде сам брал подряд, и что же - он ровно четыре дня делал эти форточки, по вечерам брал свечи и едва, наконец, кончил их. Между тем как тут всей работы было на два - на три часа, и, сверх того, я ему положил за них полтину серебром. В другой раз я едва в неделю добился, чтобы перевесить дверь, которая неплотно притворялась. Одним словом, грустно и возмутительно было смотреть на все это. Точно также отправлялась и вся сельская барщинная работа.
Земля пахалась дурно. Под малейшим предлогом иные не выходили совсем на работу, а другие приходили позже, а уходили как можно раньше. Ссоры и ругательства со старостой, жалобы его на крестьян и крестьян на него были беспрестанны. Когда же позовешь их и станешь выговаривать, то начнут уверять все в преданности, самая грубая лесть, самые раболепные проявления. Признаюсь, никогда не ожидал я встретить такую полнейшую испорченность в правилах, полное отсутствие всякого понимания честности и своего достоинства как человека, своих даже выгод. Но это я описал только лучшую половину населения, вторая, т.е. дворовые, были во сто раз еще хуже. Я не мог представить себе, проживши половину века со свободной прислугой, на какой жалкой и вместе с тем испорченной ступени стоит эта многочисленная часть крепостного сословия. Расскажу факты, они лучше объяснят, покажут в настоящем виде весь этот мир и вместе с тем наведут и на причины такого нравственного упадка.
В имении, мною купленном, было одиннадцать человек дворовых мужского пола и одиннадцать женского. Чрезвычайно много для такого незначительного поместья, человек пять мужчин и столько же женщин имели определенное занятие, например кучер, повар, человек и мальчик для прислуги и скотник. Из женщин прачка, ключница, скотница и две девушки, остальные были без должностей и исполняли то, что заставляли их делать. Делать было ровно нечего. Все они были на месячине и маленьком жалованье и получали. по-моему мнению, не совсем достаточно.
Правда, что у них оставалось много свободного времени и если бы они были ремесленные люди. то могли бы порядочно зарабатывать, но мне кажется, что не должно этого брать в расчет при назначении содержания прислуги, и потому опять повторяю, что тем, что они получали, довольны быть они не могли. Родственница моя, женщина уже немолодая и несколько старое века, оставляла все, как оно было прежде - тридцать лет тому назад. И потому ей, может быть, не приходило и в голову, что для настоящего времени недостаточно того, что для прежнего было довольно. Впрочем, дворовые хоть и были недовольны содержанием, но не роптали, а хотя иногда и роптали, но самой госпоже не жаловались. Напротив, в глаза превозносили ее до небес. И в самом деле, она действительно была женщина добрая, то они делали, что хотели, и пополняли свои недостатки, чем и как только могли. Господская собственность считалась ими за ничто - вечно смотря на нее как на средство ловко (а иногда даже и очень неловко) отделить от нее для себя частицу. Таким образом укоренился между ними порок, не скажу воровства (потому что они, вероятно, не считали его таковым), но недобросовестности или нечестности.
При продаже этого имения родственница моя объявила мне, что всем дворовым людям даны ею отпускные, которыми, однако, они могут воспользоваться только по ее смерти. Я же уговорил ее дать эти отпускные немедленно, на что она и согласилась. Стало быть, войдя во владение, я нашел дворовых людей не крепостными, а свободными. Их было так много для меня, по моему образу жизни и по маленькому моему хозяйству, что я было хотел сначала оставить только половину, а остальных уволить. Но между ними были люди, которые уже давно служили и которым трудно бы было найти себе место, и потому я решился до времени оставить всех и предложить каждому из них свои условия насчет его обязанностей и содержания. Например, повару кроме достаточной месячины я назначил 4 р. серебром в месяц, двум людям при помещиках по 3 руб. и т.д. Сравнительно с прежним их содержанием это было несравненно более, и я полагал, что они не только будут довольны, но обрадуются такому распоряжению. Вышло, однако же, напротив.
Сейчас у них явилась мысль, что они мне необходимы и что без них я не буду знать, что делать, и потому все почти объявили, что плата эта для них недостаточна. Когда же я сказал им на это, что более Дать не могу и что если они недовольны, то могут приискивать себе Другого хозяина, а что я, со своей стороны, также найду другую прислугу, то они, потолковавши между собою и поразузнавши на стороне о жалованье служителям, явились ко мне через несколько дней с искренней просьбою позволить им остаться с изъявлением полной готовности служить за назначенную им мною плату. Хотя поступок этот доказывал мне ясно их недобросовестность, но, не желая лишать их верного места, а некоторых даже куска хлеба, я оставил у себя не только тех, которые были мне нужны, но даже излишних.
Вскоре потом я заметил, до какой степени была развита между ними зависть и недоброжелательство друг к другу. Те из них, которым по их летам и по их обязанностям и предложено было меньшее жалованье, стали завидовать получавшим более и не упускали случая наговаривать на них. Разумеется, я с первого же раза вывел на чистую воду их сплетни и тем прекратил навсегда это повсеместное обыкновение деревенской дворни. Беспорядочность и лень были отличительными чертами этого жалкого народа. Если случалось, что приказывают кому-либо, все находившиеся тут бросались как сумасшедшие, перепутывали все на изворот и потом оставляли без исполнения до тех пор, пока не повторишь десять раз одного и того же.
Догадаться сделать, исправить что-нибудь и не дожидайся. Самые даже простые обязанности исполнялись медленно, неохотно или так, чтобы только показать свое мнимое усердие. Сколько раз случалось мне заметить, что одну и ту же комнату мели три или четыре человека в продолжение одного часа и в то же время ни один из них без особенного приказания не заботится прибрать в сенях, закрыть порядком ставни или закрыть как следует печь. Неопрятность и неряшество их тоже возмущали меня. Нельзя представить себе, до какой степени понятие о чистоте было далеко от них. Многого мне стоило добиться до того, чтобы они хоть сколько-нибудь соблюдали чистоту и около себя и в том, чем каждый занимался по своей обязанности.
Но все эти недостатки не значили ничего в сравнении их лживостью. Странно, до какой степени порок этот развит в людях крепостного состояния. Это я даже замечал и прежде в так называемых господских домах. Стоит только спросить господину своего дворового служителя о чем бы то ни было, можно быть наперед уверенным, что в ответе необходимо будет большая или меньшая ложь.
Ему, вероятно, сейчас представляется, что вы спрашиваете его с какой-нибудь целью, и он ответит вам так, чтобы вы не могли узнать истины. И это даже не в каком-либо важном, до него касающемся обстоятельстве, а так при каждом незначительном вопросе. Сколько раз я мог поймать свою прислугу в этой лжи, но мне совестно было обличать их, и я молчал, подавляя в себе неприятное чувство, а они, кажется, думали, что нет ничего легче, как меня обмануть. Если что изломается, разобьется, то уже не ищите виновника, хотя все и уверены, что не только взыскания, но даже выговора не будет.
Если же станете доискиваться, боже упаси, поднимется шум, глупые уверения в усердии, укоризны друг на друга и общее недовольствие, а все-таки вы не добьетесь истины, и выйдет, что вещь разбилась или изломалась сама. Не мог я тоже привыкнуть к их образу выражаться и говорить со мной. Привыкнув обходиться с людьми свободными, я был в Сибири для служителей моих никто более, как старший в доме, т.е. хозяин, с которым они заключили взаимно-обязательные условия: с одной стороны, служить и исполнять все в разумной мере то, что от них требуется, а с другой стороны, получать за то положенное вознаграждение и удовлетворительное содержание. Если стороны были друг другом довольны, то не расставались десятки лет, в противном случае очень полюбовно рассчитывались и расходились.
В отношениях наших соблюдались только такие формы, которые для них не были унизительными, а в отношении меня в должной степени вежливы и благопристойны. Здесь же, напротив того, их способ выражаться и вообще образ их сношений со мной был до того унизителен и раболепен, что я не раз возмущался им, и мне многого стоило, чтобы, наконец, приучить их к простой обходительности со мной. Например, господская рука была не рука, а ручка, не нога, а ножка, господин не ходит, не ест, не пьет, а изволит ходить, изволит кушать, изволит забавляться, изволил занемочь и т.д. Как-то раз я заметил одной женщине, что ее выражения неправильны, что ручки только у детей и что слово «изволил» не идет к такому действию, которое совершилось против желания, например: упасть и ушибиться. Она с удивлением посмотрела на меня и отвечала, что я, конечно, изволю шутить, что рука у простонародия, а у господина ручка и что нельзя про них говорить иначе, как с прибавлением изволил ко всему, что они делают и что с ними случается.
Признаюсь, я долго не знал, как приступить к изменению в них этих форм, а надобно было начинать с этого, чтобы дойти, наконец, и до постепенного уничтожения их нравственных недостатков. Решившись жить в деревне и находясь по своим летам и своему расстроенному здоровью вне круга общественной деятельности, я считал обязанностью своей принести хоть маленькую пользу человечеству, действуя с благонамеренной целью на крошечную его частицу, меня окружающую. Задав себе задачу улучшить их вещественное благосостояние и нравственные качества, я ни на минуту не уклонялся от этой цели и согласовал с нею свои действия. В этом отношении мне помогло одно обстоятельство: мы привезли с собой из Сибири девушку, которая у нас жила с самого малолетства и так к нам привыкла, что сама просилась ехать с нами в Россию. Она почти выросла в нашем доме и была, так сказать, нами воспитана. Мы обходились с нею не как с простою служанкою, а как с верным и преданным существом. Ее же обращение с нами было самое простое, ровное, без всякого раболепства и унижения. Сначала моя новая прислуга с удивлением смотрела на наши отношения с этой девушкой.
Им было странно, непонятно, как могла она сидеть, когда я или моя жена входили в комнату, как она при каком-нибудь поступке не целовала руки и не затрудняясь просила, что ей было нужно, а главное, как могла она быть с нами откровенной в случае какой-либо неосторожности или даже ветрености. Их изумляло то, что мы никогда на нее не сердились и если и приходилось делать иногда выговор, то делали его покойно и ласково. Привыкши к своим понятиям, они пытались, хотя и неудачно, сбить ее с толку и Лгать также, как лгали сами. Но она благоразумно отвечала им, что так вести себя с нами не привыкла, да этого и не было нужно, потому что мы легко извиняли ей всякую ошибку, ложью же и неправдою можно и огорчить и потерять наше доверие. Такой очевидный пример не мог нам них не подействовать благодетельно, хотя первоначально и смешивая их понятия. Не прошло и трех месяцев, как я стал замечать в них видимую перемену к лучшему, сплетни и наговоры друг на друга прекратились, уменьшились и наклонности к вину.
Появилось непритворное желание угодить, исполнить порядочно то, что требовалось от них, и, наконец, стала заметна некоторая искренность. С моей стороны в этом случае не было употреблено не только каких-либо строгих мер, но никогда не было даже выговора. Я только старался показать им, что обман и всякие недостатки я замечаю и хотя с неудовольствием, но снисходительно переношу все как необходимое следствие их прежних обычных наклонностей. С крестьянами я вел себя с большей обдуманностью и желал развить в них чувство справедливости, старался даже в самых обыкновенных случаях соблюдать строгое беспристрастие. Так, например, несмотря на то, что они были на барщине, я не употреблял их, кроме определенных занятий, ни на какие произвольные господские работы.
А если и случалось иногда прибегать к их труду, то платил им как вольным.
Вместе с тем я требовал от них, чтобы то, что они должны были делать, делалось хорошо и чтобы никто без особенной причины не уклонялся от своих обязанностей. Вместе с тем явным образом отличал тех, которые вели себя добросовестно. Каждая их добровольная мне услуга не оставалась без заметки и вознаграждения.
До поездки моей в продолжение весны и части лета я занимался улучшением моей усадьбы и переправками в доме. Работали большей частью свои крестьяне, но я им платил за все по высокой цене, а как в этот год по случаю сооружения железной дороги заработная плата была очень высока, мне же откладывать постройку было невозможно, ибо в доме почти нельзя было жить, то и приходилось платить очень дорого. Плотник, даже посредственный, получал в сутки не менее 80 копеек серебром. Крестьяне сначала было не совсем охотно нанимались на мою работу, опасаясь, что я не дам им настоящей Цены и буду засчитывать барщину. Но когда увидели, что я поступаю добросовестно и выгода вся на их, а не на моей стороне, то упрашивали даже меня не нанимать посторонних, а оставлять работы за ними.
Жизнь моя в деревне была чрезвычайно приятна и покойна. Занятия на постройке, в саду, по маленькому моему хозяйству, переписка с родными, знакомыми и друзьями, чтение книг и журналов, которые по случаю важных событий, совершавшихся в России, и по дозволенной им правительством свободе говорить и рассуждать обо всем без большого стеснения не могли не быть занимательны. Кое-какая работа умственная и, хотя не частые, посещения родных и соседей - все это наполняло время и не допускало скучать... Крестьянский вопрос также подвигается к окончанию... Все... с нетерпением ждут окончательной развязки, которая совершенно преобразует наше сельское хозяйство. Даже у меня в маленьком имении моем в ожидании этой развязки все остановилось в самом вредном для хозяйства положении. Перемену к улучшению делать нельзя, потому что было бы неблагоразумно вводить что-либо новое на несколько дней, а между тем старое до того дурно, что из рук вон. Сверх того, при настоящем ожидательном положении оно сделалось еще хуже. Крестьяне и дворовые, смотря на свой теперешний быт как на временный и ожидая конца теперешнему порядку, нисколько не заботятся об исполнении своих обязанностей. Конечно, можно бы принудить их к тому, но для этого надобно вмешивать местную власть и принимать меры, которые противны моим правилам, а потому я и смотрю на все сквозь пальцы, стараясь кое-как поддерживать хозяйство миролюбивыми и кроткими убеждениями, весьма часто не ведущими ни к какому удовлетворительному результату. Говорят, что в январе последует окончательный манифест о крестьянском деле.
Помоги бог доброму государю нашему совершить это дело на благо России». Перенесенные житейские невзгоды воспитали в Басаргине христианские верования и нравственные идеалы. Верный им, Басаргин в самой старости, хотя и сознавал себя отставшим «от нового во всем, что входит в круг современного образования», тем не менее питал горячее сочувствие к «успехам не мнимого, а настоящего просвещения, основанного на справедливости».
В своих отношениях к людям он руководствовался тем принципом, что в человеческой природе не может быть исключительного преобладания зла над добром; поэтому на дурные поступки людей он взирал как на нравственные болезни и верил тому, что даже закоснелым преступникам, как людям нравственно больным, перестанут преграждать пути к выздоровлению, а из уголовных законодательств постепенно исчезнет правило возмездия.
Но его здоровье уже было подорвано ссылкой и, прожив в Липне всего 5 лет и написав там свои воспоминания, декабрист Басаргин умер в 1861 году.
После его смерти дом Басаргиных приобрел покровский мещанин П.П. Аксенов. Дом помнит, как его новый хозяин в мае 1861 года привозил из Сушнева великого художника И.И. Левитана и знаменитого писателя А.П. Чехова, приехавших туда на праздники с историком Ключевским. Помнит он и другие приезды Левитана в 1892 году, когда художник жил и творил в деревне Городок, в четырех километрах от Липны.
С 1896 года при деревне располагался кирпичный завод Капитолины Ивановны Аксеновой. По данным на 1900 год, на заводе работало 8 рабочих. В год завод производил около 200 000 кирпичей.
После смерти П.П. Аксенова в начале ХХ века хозяином дома стал его сын Николай Павлович, в советское время работавший в ВСНХ и МВТУ. В первые годы после установления Советской власти он передал дом под школу, а пианино, возле которого слушали любимые мелодии Левитан и Чехов, отдал клубу фабрики «Труд». Н.П. Аксенов был советским ученым, профессором, орденоносцем и лауреатом Государственной премии. Он создал ряд научных трудов по металлургии. Его младший сын Алексей, умерший в 1962 году, был членом Союза советских композиторов и написал много музыкальных произведений.
«В Костеревском музее, создаваемом при клубе на общественных началах, будут показаны липенские записки декабриста Басаргина, изданные по его рукописям в 1917 году, а также произведения Н. П. и А. Н. Аксеновых, созданные ими частично и в Липне, где они всегда проводили отпускное время. В музее будут использованы и данные о творчестве великого художника Левитана в окрестностях Костерева, собранные Н. П. Аксеновым в 1926 году. В то время он выявил много людей, помнивших деятельность Левитана в Городке, беседовал с ними и ходил на те места, где творил этот художник. К собранным данным он приложил также и свои юношеские воспоминания 1891—1892 годов. Все это он передал друзьям, которые сохранили их до наших дней» (Е. СОЛОВЬЕВ, член оргкомитета Костеревского общественного музея. Газета «Вперед», 28 августа 1964).


Дом Басаргиных в Липне

До 1963 г. в нем находилась восьмилетняя школа, переведенная потом в новое здание.
В 1963 году в этом доме разместился комбинат бытового обслуживания.
«В деревне Липна, в помещении б. школы, вновь открыта парикмахерская (дамский и мужской залы) и сапожная мастерская. В дамском зале производится горячая и холодная укладка волос, перманент и маникюр. Парикмахерская работает по вторникам, четвергам и субботам с 10 до 18 часов с перерывом с 14 до 15 часов.
В деревне Малая Пекша парикмахерская работает в понедельник и среду. При бане фабрики «Труд» — в пятницу.
Сапожная мастерская в д. Липна открыта ежедневно с 10 до 18 часов с перерывом на обед с 14 до 15 час. Выходной день — понедельник» («Вперед», 16 июня 1964).
До сих пор цел липовый парк родового поместья Басаргиных. Сохранился и одноэтажный кирпичный дом с мезонином, принадлежавший Басаргиным.
Город Костерево
Пос. Труд
ООО «УРЕТАН». Петушинский р-н, пос. Труд, Профсоюзная ул., д. 3а.
Костеревский катушечно-челночный комбинат им. Коминтерна
Деревня Аббакумово

Категория: Петушки | Добавил: Николай (19.03.2019)
Просмотров: 2986 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru