Бланк Карл Иванович (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма.
Карл Иванович Бланк, известный архитектор, родился в 1728 году в Санкт-Петербурге в семье архитектора Ивана Яковлевича Бланка.
Профессиональное обучение получил у отца, а после его смерти — у архитектора И.К. Коробова, ведавшего всеми казёнными зданиями и сооружениями Москвы. Предположительно по рекомендации Ф.Б. Растрелли К.И. Бланк был направлен в «команду» архитектора А.П. Евлашева, занимавшуюся строительством императорских дворцов. В 1755 году К.И. Бланк получил звание архитектора. При коронации Екатерины II в 1762 году он был представлен ей как главный архитектор Москвы.
К.И. Бланк много строил и в Москве, и в Подмосковье. Храм великомученицы Екатерины на Большой Ордынке, церковь Николы в Звонарях, ряд других московских храмов и гражданских зданий в стилях барокко и раннего классицизма были возведены по его проектам. Под его руководством шли строительные работы в имении Кусково под Москвой. Он руководил строительством центрального и западного корпусов Воспитательного дома на набережной Москвы-реки близ Кремля - крупнейшего сооружения в Москве. К.И. Бланк пользовался большой известностью, его талант достиг наибольшего расцвета в 1760-е годы, очевидно благодаря тому, что в своём творчестве он смог соединить классические общеевропейские основы архитектуры с русскими традициями.
Карл Бланк владел во Владимирской губернии имением в деревне Вичкино Меленковского уезда. А его дочь Екатерина вышла замуж за помещика В.И. Басаргина — владельца усадьбы в селе Липна Покровского уезда. Их сын - известный декабрист Н.В. Басаргин - является, таким образом, внуком К.И. Бланка.
Манифест 18 февраля 1762 года, предоставивший «всему российскому благородному дворянству вольности и свободы», закрепил за помещиками право выбора между службой и отставкой, дал им возможность стать «сельскими жителями» - местными администраторами и образцовыми хозяевами своих имений. Во второй половине XVIII века в обеих столицах (Петербург и Москва) и в провинции были выстроены многочисленные дворянские усадьбы. Некоторые из них являются творениями замечательных европейских и русских архитекторов - Д. Кваренги, Ч. Камерона, Н.А Львова, И.Е. Старова, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова или К.И. Бланка.
Имя крупного московского зодчего Карла Ивановича Бланка было широко известно в русской провинции второй половины XVIII столетия. Он пользовался репутацией опытного архитектора и знатока строительного дела, который к тому же умел вести художественный диалог с заказчиком. К.И. Бланк мог предложить «сельскому жителю» всевозможные типы усадебных строений высокого качества и на любой вкус. Причем, в отличие от В.И. Баженова, который «<...> хорош, да черта в нем: целуй, лижи, улаживай, как в бане пар <...>», он неизменно проявлял внимание к заказчику в его стремлении экономить средства и вносить всевозможные изменения в проект уже в ходе производства строительных работ. «Сельские жители» ценили такое отношение архитектора к делу, обеспечивая его многочисленными заказами и своим покровительством. Например, в письме К.И. Бланку из Симбирска от 25 октября 1774 года граф П.И. Панин писал: «<.. .> Сколь бы ни велики были мои недосуги, однако получение писем от толико почитаемой мною особы, каковый есть ваше превосходительство, всегда оные облегчать и услаждать будут <...>».
К.И. Бланк много работал по заказам столичной знати - Воронцовых, Шереметьевых, Голицыных, Паниных и т.п., проектируя и строя для них усадебные дома и церкви, служебные и хозяйственные постройки, парковые «затеи». К числу лучших работ зодчего относятся господские дома (посл. четв. XVIII в.) в Белкине (Тамбовская губ.) и Филисове (Костромская губ.), а также усадебные храмы в «подмосковных» - Воронове (вт. пол. XVIII в.), Спас-Косицах (1761) и Даниловском (1768-1771). В творчестве К.И. Бланка причудливо и вместе с тем органично соединялись изысканность барочных мотивов с ясностью ордерного построения, свойственного раннему классицизму.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Омофорово
Влияние творчества К.И. Бланка обнаруживается в ряде усадебных храмов Владимирского края, выстроенных в 1760-1770-е годы. В 1769 году в усадьбе Дубровских (Омофорово) была возведена церковь Покрова, по композиции и деталям приближающаяся к кругу московских построек зодчего (церкви: Св. Екатерины на Большой Ордынке (1766 -1767); Св. Кира и Иоанна на Солянке (1765 -1768). В Покровском храме проявились типичные черты, свойственные культовой архитектуре мастера: выразительность силуэта и уравновешенность архитектурных масс, устремленных вверх; преобладание целостности внутреннего пространства над его расчлененностью; пластичность декоративного убранства. Влияние творчества К.И. Бланка ощущается и в архитектуре центрично-ярусных храмов, воздвигнутых в усадьбах Сабуровых (с. Воспушка) и Апраксиных (село Клины).
Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в с. Воспушка
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Клины
Однако, если Иерусалимская церковь (Воспушка. 1771) представляет собой характерную композицию - прямоугольный в плане с боковыми полукруглыми выступами несколько тяжеловесный объем, на который был поставлен высокий восьмерик, завершенный крутым граненным куполом с люкарнами и световым барабанчиком, то церковь Покрова (Клины. 1777) отличается оригинальной композицией. Здесь массивное основание храма, которое включает овальный в плане объем и окружающую его пониженную галерею с прямоугольными в плане выступами по сторонам света, образующими крест, смягчал восьмерик, завершенный повышенным куполом с люкарнами и компактным световым барабанчиком. Внутри храм Покрова был мастерски декорирован стукковой лепниной исключительно высокого качества.
К сожалению пока не удалось обнаружить архивные материалы о работе К.И. Бланка в этих сельских дворянских усадьбах Владимирского края. Однако, есть ряд косвенных свидетельств, подтверждающих это предположение. Во-первых, это родственные связи архитектора - брак его дочери Екатерины с местным помещиком надворным советником В.И. Басаргиным, владельцем небольшой усадьбы в дер. Липна. Во-вторых, свидетельство М.В. Сабашникова о сходстве наружного архитектурного убранства старого господского дома в его усадьбе Костино и Воспитательного дома в Москве, главный корпус которого в 1771-1781 годах был построен К.И. Бланком по проекту петербургского зодчего КХМ. Фельтена; причем зодчий внес значительные изменения в общее композиционное построение здания, его планировку и особенно в наружное и внутреннее убранство. М.В. Сабашников писал в своих мемуарах: «<.. > Каменный двухэтажный дом с крутой крышей в четыре ската и с характерными узкими, высокими окнами, напоминающими своими формами окна Воспитательного дома в Москве. По бокам - два каменных флигеля с деревянными надстройками. Пропорции дома, в общем, легкие <...>».
Здание Присутственных мест. Ул. Б. Московская, д. 58
Кроме того, известно, что К.И. Бланк принимал участие в проектировании здания Присутственных мест в городе Владимире.
Составили несколько проектов; один из них «поверил» советник Карл Иванович Бланк. В документах говорится, что Н.П. фон Берк составил смету на строительство по чертежам, «поверенным» К.И. Бланком.
Торжественная закладка Губернских Присутственных мест произошла в четверг, 28 августа 1785 г. Наблюдение за строительством вёл Н.П. фон Берк.
Умер К.И. Бланк 26 октября (6 ноября) 1793 года в Москве.