Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Деревня Воспушка Петушинского района

Деревня Воспушка

Воспушка — деревня в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Петушинского сельского поселения.
Деревня расположена в 18 км на север от райцентра города Петушки.
Село получило название по речке Воспушке, на которой оно стоит. «Село Воспушка на речке того же имени находится в 65-ти верстах от губернского города и в 22-х от уездного (Покровский уезд)».[1]

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Жаровской волости Покровского уезда.
С 1929 года и вплоть до 2005 года деревня являлась центром Воспушкинского сельсовета Петушинского района.

Совхоз «Россия» — центральная усадьба в д. Воспушке, образован в 1963 г. на базе нескольких колхозов. Основное направление — откорм скота. Сельхозугодья занимали 3612 га. В совхоз входило 15 нас. пунктов.
«В СОВХОЗЕ «РОССИЯ»
Наш совхоз «Россия» самое молодое хозяйство в управлении. Он сoздан весной 1963 года. Его назначение — дать государству дополнительное мясо за счет откорма и нагула скота. Совхоз, как говорится, молодой да ранний. В минувшем году труженики его за счет нагула и откорма получили привес 60 тонн мяса.
Хозяйство полностью обеспечило себя грубыми и сочными кормами, посевными материалами, более чем вдвое перевыполнен план взмета зяби. А это значит сев будем вести по готовой земле. Дружно идет в совхозе вывозка удобpeний.
В новом 1964 году хозяйство будет держать на нагуле и откорме 1000 голов крупного рогатого скота да 1000 свиней. А за счет откорма и нагула добьется привеса 1500 центнеров мяса.
Будет проведена реконструкция производственных помещений.
Культурней и зажиточней заживут рабочие совхоза. Для них оборудуется отличный клуб, столовая, строятся благоустроенные квартиры.
С Новым годом, животноводы, полеводы и механизаторы совхоза «Россия»!
Б. Москаль, директор совхоза» («Вперед», 1 января 1964).

Администрация Воспушинского Сельского округа Администрации Петушинского района Владимирской области действует с 28 июня 2002 г. Организация ликвидирована 31 июля 2017 г.

Численность населения: в 1859 г. – 299 чел.; в 1905 г. – 248 чел.; 1926 г. – 283 чел.; в 2002 г. – 668 чел.; в 2010 г. – 606 чел.
МБОУ "Воспушинская ООШ" действует с 20 декабря 2000 г. Директор Горшкова Светлана Анатольевна. Юридический адрес: деревня Воспушка, улица Круглова, 1а. «Образование основное общее».
МБДОУ Детский Сад №27 "Улыбка" д. Воспушка действует с 14 ноября 2000 г. Заведующий Можаев Александр Борисович. Юридический адрес: деревня Воспушка, улица Ленина, 6. «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 "УЛЫБКА" д. ВОСПУШКА ликвидирована 24 декабря 2015 г.
ООО "ПК "Прибой" зарегистрирована 11 ноября 2010 г. Генеральный директор Молодцова Наталья Михайловна. Юридический адрес: деревня Воспушка, Школьная улица, 1г. Основным видом деятельности является «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков».
ООО "ПКП"Прибой" зарегистрирована 10 декабря 2014 г. Генеральный директор Савка Михаил Иванович. Юридический адрес: деревня Воспушка, Школьная улица, 1г. Основным видом деятельности является «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков».
ООО "Источник" зарегистрирована 24 января 2005 г. Генеральный директор Аманов Алексей Валентинович, генеральный директор Аманов Алексей Валентинович, генеральный директор Поверинова Евгения Ивановна. Юридический адрес: деревня Воспушка, Лесная улица. Основным видом деятельности является «Выращивание однолетних кормовых культур». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИСТОЧНИК" ликвидирована 10 января 2018 г.
Войсковая Часть 38551 действует с 4 декабря 1984 г. Командир части Коломиец Руслан Анатольевич. Юридический адрес: деревня Воспушка, Лесная улица. Основным видом деятельности является «Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности». Организация ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 38551 ликвидирована 29 января 2018 г.
КСП "Россия" действует с 4 ноября 1994 г. Конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна. Юридический адрес: деревня Воспушка, Лесная улица. Организация КОЛЛЕКТИВНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОССИЯ" ликвидирована 10 февраля 2009 г.
ООО "Сириус" зарегистрирована 21 июня 2012 г. Генеральный директор Школа Александр Александрович. Юридический адрес: улица Круглова, 11, 2. Основным видом деятельности является «Найм рабочей силы и подбор персонала». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИРИУС" ликвидирована 17 марта 2015 г.
ИЧП "Алена" зарегистрирована 22 августа 2007 г. Юридический адрес: деревня Воспушка, Лесная улица. Организация ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЛЕНА" ликвидирована 22 августа 2007 г.
ТОО "Виктория" действует с 22 сентября 1992 г. Директор Циклаури Анатолий Григорьевич. Юридический адрес: деревня Воспушка, Лесная улица. Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИКТОРИЯ" ликвидирована 23 мая 2007 г.

Воспушковский приход

Когда построена на Воспушке первая церковь, точных сведений о том не сохранилось. Известно только, что в половине XVIII столетия здесь была уже деревянная церковь, построенная местной помещицей Кузьминой, но год построения неизвестен.
В 1771 году деревянная церковь сгорела и другой уже вотчинник Андрей Дмитриевич Сабуров построил вместо нее каменный храм с главным престолом в честь Иерусалимской иконы Божией Матери с приделом во втором этаже во имя Святого Николая Чудотворца.
В «Ведомости о церкви Иерусалимской Божией Матери, что Покровского уезда в с. Воспушке за 1853 г.» сообщается: «Церковь построена в 1772 г. тщанием помещика лейб-гвардии Андрея Дмитриевича Сабурова зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Иерусалимской Богородицы; в приделе тёплом во имя Иоанна Многострадального; над трапезою тёплою во втором ярусе во имя Святителя и Чудотворца Николая. Утварью достаточна. Причта положено по штату: священник, диакон и дьячок. Земли при сей церкви усадебной сколько десятин не известно; пашенной и сенокосной 33 десятины, плана и книги на оную землю не имеется; оною землёю сами священно-церковнослужители не владеют; а получают за оною от помещика генерал-адъютанта Сергея Павловича Шилова в год 100 рублей. Дома у священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле».
В трапезе храма у западных дверей похоронен храмоздатель А. Д. Сабуров.

В 1804-1806 гг. священником церкви с. Воспушка был о. Василий Петров, дьяконом – Пётр Ефимов, пономарём - Николай Иванов. Отец Пётр скончался 25 октября 1806 г.
В метрической книге написано: «Означенного приходу священник Василий Петров по исповеди и святых Тайн причастия скончался и погребён при церкви по церковному чиноположению октября 27 числа священником с. Кароваева Николаем Егоровым, диаконом того с. Воспушки Петром Ефимовым, дьячком Григорием Ивановым и пономарем Николаем Ивановым». Отцу Василию было 60 л., умер от «горячки».
С 1807 г. настоятелем становится о. Петр Ефимов. Уже в январе 1807 г. дочь о. Василия выходит замуж. «1807 г. Январь. Владимирской семинарии ученик бывшего Риторического класса Василий Соколов с девкой после умершего священника с. Воспушки Василия Петрова по добровольному их согласию и поучению о них из церкви указанного обыска... оба 1 браком; сие таинство совершено было по церковному чиноположению в церкви; при венчании сего брака были поежане: той же Губернии и Епархии Юрьевской округи с. Луженского дьячок Николай Андреев. Таинство брака совершал священник с. Воспушки Пётр Ефимов с причетчиками своими».
С 1828 по 1833 гг. священником в храме с. Воспушка был о. Петр Ефимов.
Иоанн Сергиевич Давыдовский, сын дьячка, в 1832 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда, в 1834 г. рукоположен во священника ко храму с. Воспушки Покровского уезда. С 1853 г. низведен в причетники, с 1855 г. -священник с. Караваева, скончался в 1861 г.

Усадьба Воспушка

Владелец с. Воспушки Сергей Павлович Шипов (5 февраля 1789 - 25 июля 1876) - генерал от инфантерии (с 1843), генерал-адъютант (с 1825). Старший сын богатого помещика, солигаличского уездного предводителя дворянства, надворного советника Павла Антоновича Шипова (1762 - после 1835) от брака с Елизаветой Сергеевной Шулепниковой… В 1846-м году – назначение сенатором одного из московских департаментов Правительствующего Сената. Именно тогда, перебравшись на необременительную сенаторскую службу в Москву, Шипов и приобрел усадьбу в селе Воспушка на речке Подберезье тогдашнего Покровского уезда Владимирской губернии. Там генерал обустроил двухэтажный господский дом посреди обширного парка с тенистыми аллеями. Туда Сергей Павлович со своей супругой Анной Евграфовной часто выбирался из первопрестольной, особенно в летнюю пору. Порой в Воспушке Шиповы жили целыми месяцами.


План усадьбы Воспушка из каталога «Владимирские усадьбы»

Из документов Госархива Владимирской области следует, что при шиповском доме в Воспушке состоял обширный штат прислуги. Например, по состоянию на начало 1850-х гг. там значилось 35 дворовых людей: лакеи и горничные, садовники, кучера, повар, буфетчик, швейки, лесной объездчик, кухонный мужик и конюхи. При господском доме находились людская изба, кухня, конюшня с десятком лошадей, скотный двор с дойными коровами, каретный сарай с колясками и экипажами, погреба, ледник и амбары. В своем имении Шиповы завели школу для крестьянских ребятишек, больницу, богадельню при храме и ссудную кассу для крестьян.
В Воспушке генерал собрал большую библиотеку. Он с молодости отличался любовью к чтению. Еще одним невоенным увлечением боевого генерала стало земледелие и животноводство. Он превратил свое имение в образцовое хозяйство. Некоторое время Шипов даже состоял вице-президентом Московского общества сельского хозяйства.


Главный усадебный дом в Воспушке. 1980-е годы. Сайт «Карты России»

По отзывам современников, Шипова отличали редкая доброта, разумное отношение ко всякому делу, которое ему поручалось. Он был гуманным помещиком: в своих имениях в Тульской и Владимирской губернии он заводил школы, больницы и богадельни, сельские ссудные банки и т. п. Граф С.Д. Шереметев писал, что в последние годы жизни Шипов «был поглощен составлением бесчисленного количества проектов на всевозможные вопросы. Это была своего рода мания, но все уже знали его слабость и терпеливо его выслушивали, иногда, однако, прибегали к сноровкам, чтобы их миновала подобная напасть. Очень маленького роста, с круглыми глазами и седыми фельдфебельскими бакенбардами, он покачивал головою, за что А.Н. Муравьёвым был прозван Снегирем». От брака с графиней Анной Евграфовной Комаровской (1806-1872), дочерью сенатора, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта графа Е.Ф. Комаровского, детей не имел. Скончался в Москве на 88-м году жизни и похоронен в московском Донском монастыре.

1859 год: число дворов - 48; число жителей: мужского пола - 147; женского пола - 152.
Приход села Воспушка 1857 года:
Воспушка, село помещичье: число дворов - 41; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 169; женского пола - 177; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 126; женского пола - 138; действительное население: мужского пола - 135; женского пола - 137; при каменной Иерусалимской с двумя приделами церкви священник – 1, дьякон – 1, причетников – 2; вотчинное правление г. Шипова; каменный господский дом г. Шипова; кузница – 1.
При нем деревни:
Евдокимцево, помещичья: число дворов - 22; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 51; женского пола - 59; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 53; женского пола - 64; действительное население: мужского пола - 55; женского пола - 67. «1859 год: число дворов - 17; число жителей: мужского пола - 54; женского пола - 63.»
Ивачи, помещичья: число дворов - 12; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 27; женского пола - 26; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 39; женского пола - 40; действительное население: мужского пола - 41; женского пола - 44. «1859 год: число дворов - 13; число жителей: мужского пола - 40; женского пола – 41».
Кобяки, помещичья: число дворов - 28; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 79; женского пола - 86; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 104; женского пола - 112; действительное население: мужского пола - 108; женского пола - 117. «1859 год: число дворов - 34; число жителей: мужского пола - 108; женского пола – 112».
Норкино, помещичья: число дворов - 34; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 60; женского пола - 64; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 80; женского пола - 104; действительное население: мужского пола - 83; женского пола - 108. «1859 год: число дворов - 25; число жителей: мужского пола - 83; женского пола – 104».
Рождество, казенная и помещичья: число дворов - 40; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 110; женского пола - 121; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 147; женского пола - 162; действительное население: мужского пола - 154; женского пола - 167. «1859 год: число дворов - 45; число жителей: мужского пола - 132; женского пола – 156».
Становцово (у Тихонравова – Станцово), помещичья: число дворов - 28; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 82; женского пола - 99; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 95; женского пола - 108; действительное население: мужского пола - 98; женского пола - 112. «1859 год: число дворов - 32; число жителей: мужского пола - 95; женского пола – 111».
Стенино (прописано Степино), помещичья: число дворов - 20; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 64; женского пола - 61; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 76; женского пола - 86; действительное население: мужского пола - 80; женского пола - 91. «1859 год: число дворов - 25; число жителей: мужского пола - 79; женского пола – 87».
Санино, помещичья: число дворов - 15; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 34; женского пола - 38; число душ по 9 ревизии: мужского пола - 38; женского пола - 37; действительное население: мужского пола - 39; женского пола - 40. «1859 год: число дворов - 12; число жителей: мужского пола - 39; женского пола – 41».

В 1842 году к каменной церкви с южной стороны пристроен был теплый придел во имя преподобного Иоанна Многострадального и с того времени храм не изменял своего наружного вида, иконостас же и вообще внутренние украшения изменялись не однажды.
В церкви с. Воспушка с 1854 г. служил священник Сперанский Василий Платонович (1822-1905). Он окончил Владимирскую духовную семинарию в 1844 г., и в том же году был рукоположен во священника ко храму с. Лыкова Владимирского уезда. В Воспушках он служил до своего выхода за штат в 1897 г.
В 1894 г. в Воспушках праздновали 50-летие служения о. Василия Сперанского в священном сане. В 1896 г. о. Василий Сперанский возведен в сан протоиерея.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами Иерусалимская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе; икона вставлена в серебряный ковчег; также особенно чтилась прихожанами резное изображение Распятия Иисуса Христа. Местные храмовые иконы в ризах серебряных вызолоченных. Напрестольное Евангелие в дсках серебряных вызолоченных; крест напрестольный серебряный вызолоченный; кадило серебряное. Всеми этими украшениями храм обязан главным образом вотчинникам Сабуровым. [1]
В церковном архиве хранились: храмозданная грамота, данная Иеронимом, Епископом Владимирским и Муромским, копии с метрических книг с 1804 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта по штату положено: священник, псаломщик, дьякон и псаломщик. На содержание их получалось: а) от земли пахотной и сенокосной – до 50 рублей; б) процентов с причтового капитала (625 рублей) – 24 рубля; в) от хлебного сбора – до 30 рублей; г) от служб и требоисправлений – до 1020 рублей; а всего – до 1100 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
На устройство церковных домов для причта имелся капитал 1924 рубля.
Земли при церкви: усадебной – 1 десятина 30 кв. сажень, пахотной – 32 десятины, сенокосной – 1 десятина, 4 десятины кустарника, который отчасти расчищен под покос. [1]
Приход состоял из села Воспушка, сельца Рождество и деревень: Старое Стенино (2 версты от церкви), Становцово (3 версты), Норкино (6 верст), Кобяки (6 верст), Ермолино (деревня помещичья; 1859 год: число дворов – 32; число жителей: мужского пола - 99; женского пола – 92) (6 верст), Ивачи (5 верст) и Евдокимцево (8 верст), в коих по клировым ведомостям числилось 1000 душ мужского пола и 1150 – женского; все православные. [1]
В селе Воспушка с 1884 года существовала церковно-приходская школа, учащихся в 1896 году было 78. [1]
Учителем Воспушкинской церковно-приходской школы был Николай Гаврилович Сперанский. В 1890 г. он окончил Владимирскую семинарию и был назначен в Воспушкинскую школу. Но преподавал недолго, скончался в октябре 1892 г.
Алексей Владимирович Протодиаконов в 1893 г. окончил Владимирскую семинарию, и был назначен в церковно-приходскую школу с. Воспушка. После преподавания в с, Воспушка, А.В. Протодиаконов - диакон в Екатеринбургской епархии.
В деревне Ермолино с 1889 года – земская народная школа, учащихся в 1895 году было 45. [1]
В сельце Рождество, по преданию, в старину была церковь, о чем свидетельствуют и остатки кладбища. [1]

В 1897 г. к церкви с. Воспушка был рукоположен во священника окончивший Владимирскую семинарию в 1896 г. Александр Михайлович Руфицкий (р. 1874). Он был арестован 3 февраля 1930 г. и приговорен к 3-м годам концлагеря. Его сестры продолжали учительствовать в Воспушинской школе.

В 1890-х гг. Николай Агискритович Балин купил имение при с. Воспушка. Николай Асигкритович Балин, известный благотворительной деятельностью, более 30 лет он был директором-распорядителем «Товарищества мануфактуры А.Я. Балина». За 30 лет руководства товариществом Николай Асигкритович увеличил его капитал вдвое. Н.А. Балин имел звание мануфактур-советника, был членом Московского торгового банка и Совета Российского взаимного страхового союза, выборный Московского биржевого общества, почетный попечитель школ Покровского уезда Владимирской губернии и член попечитель Московского технического училища Комиссарова, губернский и уездный земский гласный владимирской губернии.
Он сразу же обратил внимание на тесноту и храма и решил пристроить новый придел, вместительностью на 1 600 человек, и расширить существовавший придел, сравняв его по величине и форме с новым.
Во Владимирских епархиальных ведомостях в 1901 г. сообщалось, что «16 июля 1900 г. происходила закладка придела во имя Святителя и Чудотворца Николая при храме в селе Воспушке, Покровского уезда. Воспушкинская местность, с окружавшими ее деревнями, принадлежала раньше приходу села Короваева, находясь в 10 верстах от него, и терпела большие нужды, не имея вблизи ни храма, ни священника для исполнения необходимых церковных треб. В виду всего этого помещица села Короваева П.В. Кузьмина подала просьбу о дозволении ей выстроить деревянный храм. По получении этого дозволения, она в 1759 году, действительно, выстроила храм, но этому храму суждено было простоять только до 1771 года, потому что он 15 мая сего года сгорел. В следующем году, по просьбе помещика Сабурова, выдана была ему установленная законом грамота на сооружение нового, каменного храма, из собственных денежных средств. К концу 1774 г. храм был готов, а в 1775 году, января 10 дня, он был освящен, вместе с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1841 году, по благословению Высокопреосвященного Парфения, Архиепископа Владимирского и Суздальского, на церковные и добровольные пожертвования, выстроен был новый придел, во имя Св. Иоанна Многострадального, и 11 декабря того же года был освящен. Основание этого придела, как передают старожилы, было положено одним из крестьян, деревни Кобяков, который с своей семьей приготовил довольно кирпича и своими руками и руками своей семьи выложил стены храма и тем дал серьезное побуждение к продолжению начатого дела. Кроме сего, число прихожан из года в год увеличивалось, а в последнее время оно возросло более, чем в два раза. Небольшой храм не мог вмещать всех, желавших помолиться, особенно это чувствовалось во дни Великих праздников. Но вот в лице владельца здешнего имения, именно Н.А. Балина явился добрый человек, который понял необходимость расширения храма и, задумав исполнить желаемое, с дозволения Высшего духовного начальства, приступил к делу. Своей цели он положил достигнуть через прибавление бокового придела во имя Святителя и Чудотворца Николая, потому что через эту пристройку храм увеличивался на 600 человек и тем самым давал возможность всем верующим посещать храм Божий и возносить в нем свои молитвы ко Господу.
Торжество, по случаю закладки придела, началось накануне Всенощным бдением, а на другой день, 16 июля, местным духовенством и Благочинным села Короваева, при пении хора Н.А. Балина, была совершена Божественная литургия, а после литургии, к месту закладки придела двинулся крестный ход. Впереди был животворящий крест, за ним фонарь, 8 хоругвей, запрестольные иконы, а также иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Иоанна Многострадального, наконец, руками детей несен был особенно чтимый образ Иерусалимской Божией Матери. За иконами следовали дети приюта попарно и ряд певчих; за певчими шло духовенство, с о. Благочинным во главе. Все шествие сопровождали многочисленные толпы народа. Весь путь был усыпан зеленью и цветами, а место закладки было красиво убрано деревьями, венками, гирляндами и задрапировано материей. Перед началом молебного пения местным священником о. Руфицким было сказано соответствующее случаю поучение. После молебного пения, совершена была закладка храма в установленном для сих случаев порядке и провозглашено многолетие Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему Сергию и строителю храма. Церковное торжество закончилось речью о. Благочинного, в которой он просто и назидательно выяснил великое значение храма Божия в связи с тем благоговейным чувством, которое мы должны питать ко Господу Богу во все дни своей земной жизни, и поблагодарил устроителя и руководителя совершившегося торжества. После сего, при благовесте церковных колоколов, крестный ход тем же порядком возвратился в церковь. По окончании всей церемонии, был предложен участникам ее скромный обед».
Во «Владимирских епархиальных ведомостях» (№ 9 1900 г.) в разделе «Правительственные известия» говорится о награждённых орденом Св. Анны III степени попечителя церковно-приходской школы с. Воспушки , Покровского уезда, потомственного почётного гражданина Николая Асигкритовича Балина за учреждение в 1889 г. в с. Воспушкинска церковно-приходской школы и содержание её с того времени, с употреблением на это из собственных средств 6 640 р».

В селе существовало «Убежище для детей имени Н.А. Балина», открытое в 1901 году.
«Отчет о состояния убежища для детей, учрежденного потомственным почетным гражданином Николаем Асигкритовичем Балиным при его имении близ села Воспушки, Покровского уезда, Владимирской губернии, за 1911 год.
Убежище для детей, что близ села Воспушки — единственный приют для малолетних девочек сирот крестьянского состояния в Покровском уезде. 22 мая текущего года исполнилось 10 лет, как это благотворительное учреждение официально открыло свои действия, находясь под ведением министра внутренних дел. Население Покровского уезда охотно отдает своих детей сирот на воспитание в Воспушенское убежище. Попечительный совет ежегодно получает не одну просьбу о принятии той или другой девочки в убежище, но за неимением свободных мест в приюте, ему часто приходится отказывать.
С 1901 по 1912 год в убежище воспитывалось 29 девочек: 8 из них были выданы замуж, 2 умерли и 3 выбыли из убежища во своему желанию по достижении шестнадцатилетнего возраста, как способные своим трудом добывать себе пропитание, так что в настоящее время в приюте находится 16 девочек от 4 до 15-летнего возраста. Две главные причины, вызывающие переполнение убежища: 1) это единственный приют для детей сирот Покровского уезда и 2) в нем дается детям правильное религиозно-нравственное, умственное и физическое воспитание, соответствующее потребностям крестьянской среды.
Забота о воспитании детей убежища вверена попечительному совету, в состав которого входят: председатель мануфактур советник Николай Асигкритович Балин и три члена: священник села Воспушки Александр Михайлович Руфицкий, Шуйский мещанин Иван Михайлович Цыганов и член Покровской уездной земской управы крестьянин Кузьма Яковлевич Батарейский. Для постоянного наблюдения за призреваемыми и для ведения хозяйственной части убежища имеется смотрительница мещанская вдова Александра Акимовна Кругликова с годичным окладом жалованья в 240 руб. при готовой квартире и столе.
В убежище дети с раннего возраста приучаются к ежедневному, строго для них обязательному исполнению молитв в известное время, через что они приобретают себе благочестивый навык к молитве и, не исполнив ее, чувствуют себе неспокойными. Во все воскресные и праздничные дни неопустительно бывают за церковной службой, где стоят с благоговением под наблюдением смотрительницы приюта. Здесь в убежище детям постоянно внушается понятие о том, что грешно, чем прогневляется Бог и за что Он наказывает грешника. Дети, достигшие школьного возраста, обучаются в местном начальном училище, где наряду с крестьянскими ребятами приобретают элементарные научные знания: изучают Закон Божий, географию, русскую отечественную историю, приучаются к правильному чтению, письму и счету. При воспитании призреваемых не мало обращается внимания на физическое развитие и на приучение к труду. Дети под руководством смотрительницы сами для себя готовят пищу, наблюдают за чистотой в здании убежища, занимаются рукоделием, шьют для себя платья и другую носильную одежду. Приучаются к уходу за домашними животными: в распоряжение приюта предоставлены три дойных коровы. Летом дети принимают участие в сенокосных и полевых работах. Трудами их в отчетном году запасено до 500 пудов сена. Все это направлено к тому, чтобы дети по выходе из убежища честным трудом могли приобресть себе средства к жизни. Дети пользуются в убежище сытым столом и снабжаются прочною простою, применительно к крестьянской, одеждою. На содержание их идут % с капитала в 50000 руб., положенные на хранение вечным вкладом в государственный банк (40000 руб. на содержание убежища и 10000 руб. на приданое для девочек при выходе замуж) и 20 десятин пахотной и луговой земли.
Десятилетняя деятельность убежища дает нам твердую уверенность в том, что дело это не заглохнет; благодаря обеспечению его капиталом в 50000 руб. и удачной постановке воспитания детей, оно должно окрепнуть и развиваться на пользу населения Покровского уезда» (Доклады Покровской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1913 года).
«5 августа сего года от статского советника Николая Асигкритовича Балина поступило в управу заявление следующего содержания: «Желая передать в ведение Покровского земства в виде дара учрежденное мною при бывшем моем имении близ села Воспушки, Покровского уезда и действующее на основании устава, утвержденного мин. вн. дел 14 декабря 1900 года, убежище для детей с принадлежащим ему имуществом, заключающимся в деревянном доме с надворной постройкой на подаренной исключительно для него земле в количестве 300 кв. сажен с участками пахотной и луговой земли в количестве 19 десятин 2100 кв. сажен, более или менее, сколько в натуре окажется, и капиталом, внесенным на имя убежища вечным вкладом в Московское отделение государственного банка в сумме пятидесяти тысяч рублей, из коего сорок тысяч внесены на содержание убежища на проценты с означенного капитала и десять тысяч специально на выдачу из процентов его приданого девочкам, имею честь просить уездную управу настоящее мое заявление доложить предстоящему очередному земскому собранию. При этом считаю долгом поставить при получении Покровским земством означенного дара следующие условия: 1) в убежище должно содержаться не менее 25 девочек, из коих 10 девочек должны считаться моими, Балина, стипендиатками, причем за неимением моих кандидаток означенные 10 мест могут замещаться кандидатками Покровского земства; 2) управление убежищем должно быть применительно к существующему утсаву, утвержденному министром внутренних дел 14 декабря 1900 года; 3) смотрительница данного убежища Александра Акимовна Кругликова должна занимать означенную должность до тех пор, пока сама не пожелает ее оставить; 4) участок земли в количестве 19 дес. 2100 кв. сажен должен быть продуктивно использоваться на агрономические мероприятия под руководством земских специалистов в этой области» (Доклады Покровской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1913 года).
В 1914 г. попечительский совет убежища постановил: «в целях улучшения постановки воспитательной части в убежище просить уездную управу войти с ходатайством перед предстоящим земским собранием о разрешении иметь в убежище вторую опытную смотрительницу, с образованием не ниже среднего, которая могла бы вполне ориентироваться в деле воспитания призреваемых. В настоящее время смотрительницей убежища состоит А. Крутикова, которой, за неимением образовательного ценза, понятно трудно одной следить за правильным ходом воспитания детей. Кроме того, попечительный совет ходатайствует о предоставлении девицам, вышедшим из убежища, по достижении ими 18 летнего возраста, подходящих для них занятий, как, например, в больницах и на телефонных станциях».

С 1930 по 1932 г. в с. Воспушка служил священник Иоанн Тихомиров (будущий священномученник). Он родился 13 августа 1876 г. в г. Владимире в семье мелкого чиновника Петра Тихомирова. В 1897 г. Иван Петрович окончил Владимирскую духовную семинарию и вскоре был рукоположен во священника. До 1930 г. он служил в Покровском соборе г. Меленки, который входил тогда в состав Ивановской промышленной области. В 1926 г. о. Иоанн был удостоен сана протоиерея, а в 1932 г. награжден палицей.
В апреле 1930 г. о. Иоанн был переведен в с. Воспушка Петушинского района Московской области, а 17 декабря 1932 г. был вновь назначен в Покровский собор в Меленки. С 17 апреля 1933 г. по март 1936 г. протоиерей Иоанн служил в с. Власовском Коробовского района Московской области, потом, до июня 1936 г., - в с. Новоселебное. Последним местом его служения, куда он был определен 1 июня 1936 г., был Казанский храм с. Петровское Шатурского района Московской области. Настоятелем этого храма в течение 40 лет являлся протоиерей Александр Сахаров. Во время начавшихся в 1937 г. массовых гонений на Церковь о. Александра Сахарова в ночь с 15 на 16 ноября арестовали, а 3 декабря расстреляли на полигоне Бутово под Москвой. Власти готовились арестовать и о. Иоанна. В январе 1938 с следователь Шатурского районного отделения НКВД Сироткин допросил нескольких лжесвидетелей, которые дали такие показания: «Поп Тихомиров враждебно настроен к существующему советскому строю. будучи попом в церкви в с. Петровское, Тихомиров группировал вокруг себя антисоветский и церковный элемент, совместно с коими проводил контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву советской власти.
В ноябре 1937 г. он среди колхозников, сожалея об арестованном за контрреволюционную деятельность попе Сахарове, с которым Тихомиров поддерживал близкие взаимоотношения, распространял контрреволюционную клевету на неправильные, по его заявлению, аресты и говорил: «Большевики мучают попов. Вот попа Сахарова арестовали и мучают ни за что. В день выборов будут голосовать не только за депутатов, но и за закрытие церкви, поэтому на них ходить не следует». В 1937 г. поп Тихомиров неоднократно у себя на квартире укрывал всяких бродячих попов и контрреволюционных церковников». В 1957 г. один из свидетелей, который в то время занимал должность начальника жилищного управления при городском совете, был передопрошен и рассказал, как развивались события в 1937-1938 гг. «На основании указаний горкома партии Петровский актив решил закрыть церковь. При наличии попа это сделать было очень трудно.
Одного попа Сахарова убрали, через некоторое время по ходатайству граждан прислали второго, Тихомирова. Я и мой друг Кирсанов решили зайти посоветоваться со следователем Сироткиным, каким образом его убрать. Он сказал нам, что все оформит, только вы зайдите распишитесь. На следующий день мы к нему зашли и расписались в протоколах. Что в них было написано, мы не читали, не придавали этому особого значения, поскольку надо было любой ценой закрыть церковь.
После того, как мы расписались, попа арестовали». Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 и на следующий день допрошен, 11 февраля приговорен к расстрелу и 17 февраля расстрелян на Бутовском полигоне. 6 июня 1937 г. был арестован священник с. Воспушка Владимир Петрович Рассудовский (род. 1877), приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Местный житель рассказывал, как разрушали усадьбу и храм. После революции 1917 г. в усадьбе была размещена коммуна, состоящая из людей пришлых. В течение последующих 15 лет они растаскивали и разрушали усадьбу. А к началу коллективизации все они уехали неизвестно куда. Окончательно же здания усадьбы и церкви были разрушены в 1930-е гг., с созданием МТС. В церкви оборудовали ремонтную мастерскую, в алтарной части установили электродвижок, а ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В тот день, когда ломали и снимали колокола, возле церкви собралось много народу.
Пришли даже из других деревень... Конечно, в основном в толпе стояли дети и старики, взрослые были заняты на работе в колхозе. К этому времени священника - о. Рассудовского - с семьёй и старосты Ивана Петровича Балашова уже не было в деревне. В одну из ночей их увезли в район органы НКВД. У старосты остались в деревне жена и двое детей, без средств к существованию. Позднее её взяли на работу санитаркой в бывшую земскую больницу здесь же, в Воспушке. На это судное жалование она и поднимала детей. Колокола сбрасывали поочерёдно, сначала те, что поменьше. Большие же предварительно разбивали. Руководил всей этой работой наш деревенский потомственный молотобоец- кузнец, в ту пору ещё совсем молодой парень. Некоторое время спустя из церкви стали выбрасывать и растаскивать книги и церковную утварь. Иконостас разрушили, когда сооружали МТС. Это были мои односельчане, парни 18-19 лет. Ну, а довершили разрушение представители следующих поколений, уничтожив кладбище, расположенное около церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов».
30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» священнике. Воспушка Борис Сергиевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священника Троицкой церкви на Пятницком кладбище Сергия Симеоновича Недумова, окончил Заиконоспасское духовное училище в 1907 г., Московскую духовную семинарию в 1914 г. Ко времени ареста «не имел определенного места жительства». Расстрелян 13 октября 1937 г. на Бутовском полигоне.
27 октября 1937 г. арестовали воспушинского священника - Ивана Петровича Ситнова (род.1881). Он получил 10 лет концлагеря.
4 декабря 1937 г. по обвинению «в контрреволюционной пропаганде, дискредитации советской власти и проводимых ею мероприятий и антисоветской пропаганде» был арестован священник церкви с. Воспушка Михаил Васильевич Малиновский (1883-1937, иеромонах Осия) и 10 декабря того же года расстрелян. Михаил Васильевич родился в Петербурге, из рабочих, рукоположен без специального образования, имел только начальное. В 1914-1918 гг. был монахом Валаамского монастыря. В 1918-1921 гг. - в тыловом ополчении г. Москвы. С 1919 по 1930 гг. был иеродиаконом подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Москве. 8 июля 1930 г. арестован за «антисоветскую агитацию».
Освобожден и вновь арестован 7 октября того же года по обвинению в «ведении среди церковников антисоветской работы и распространению слухов о предстоящем свержении советской власти, входил в состав нелегального монастыря». Приговорен к 10 годам с конфискацией имущества. Виновным себя не признал. Отправлен в Бутырскую тюрьму, затем переведен в Соловецкий лагерь особого назначения. Вновь арестован в с. Воспушка, 4 декабря 1937 г., осужден "тройкой" при УНКВД СССР по Московской области и приговорен к высшей мере наказания, расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Церковь была закрыта в 1937 году. В помещении церкви оборудовали ремонтную мастерскую тракторов. В алтарной части установили электродвижок, ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В один из дней с храма сняли колокола при большом скоплении народа. Уничтожили кладбище, которое находилось возле церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов.

В Воспушке были спущены фигурные пруды, в середине которых были два острова. В парке погибли ценные породы деревьев.
В 1956 г. в Воспушке был писатель В. Солоухин. Вот что он увидел: «Воспушки - село длинное, построенное в две улицы. Видно, как торопливо оно латается, подрубается, обновляется, строится, навёрстывая упущенное за свои лучшие годы. В каждом доме что-нибудь было новое.(...) На выходе из села открылись направо и налево чудесные виды: большие пруды, зарастающие травой, кувшинками, осокой, рогозом, остролистом. И по берегам прудов, на островах росли развесистые деревья.
Пруды эти вернее было бы назвать болотами, но всё же сверкали белизной облаков и синевой небес открытые участки воды. Мы замедлили шаг, и скоро нас догнала молодая женщина. Она рассказала, что здесь были пруды с водопадами, беседками и лебедями. Достались селу после барина(вон его дом на горе), и был, ещё до войны, некий председатель сельсовета, который принял «мудрейшее» решение разрушить плотину и спустить воду. То ли он считал пруды гнилым наследием проклятого прошлого, то ли имел далёкую мысль реконструировать данный объект на новый лад - история умалчивает, так или иначе, ничего роме болота не получилось. Председателя этого мало кто и по-мнит(сколько их сменилось за это время!), а вот дело рук его живёт.
Впрочем, не поздно было бы и теперь заняться той же МТС, что размещается в барском доме, вычистить пруды, поставить плотину, вернуть земле и людям её красоту, оздоровить место, что вот-вот и станет очагом малярии. Над прудами - парк. Тоже руки некому приложить, каждый считает, что не его это дело. В парке деревья со всего света, говорят, шестьдесят видов. Мы сунулись было в него, но как скоро попали 8 заросли крапивы, то и вернулись обратно. Барский дом, где МТС, ещё исправен, но видно, что и он не ремонтируется. Каменные службы, которые могли быть весьма полезны машинно-тракторной станции, совершенно разрушены, как бы подверглись бомбардировке. Сами собой разрушиться они не могли,- значит, их разрушали. Но зачем?»


Усадебный дом усадьбы Сабуровых (XVIII-XIX век)

В Воспушке сохранился перестроенный усадебный дом Сабуровых, построенный в начале XIX в., остатки парка и пруд.
Усадьба была включена в список памятников регионального значения решением Законодательного Собрания Владимирской области «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» № 5 от 13.01.1995 г.
В феврале 2018 г. на основании выводов строительнотехнической экспертизы, по результатам которой здание находится в аварийном состоянии было принято решение о приостановлении его эксплуатации. Осенью того же года было решено реставрировать усадьбу, о чем незамедлительно было направлено обращение в государственную инспекцию охраны объектов культурного наследия за получением задания на реставрацию усадьбы. В январе 2019 г. задание было получено. Ведутся работы по подготовке пакета документов для заказа проектно-сметной документации. Средства на проект были заложены в бюджет МО «Петушинское сельское поселение» на 2019 г. в сумме 2 000 000 рублей.


Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Иерусалимской Иконы Божией Матери Деревни Воспушка Петушинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 12 мая 2003 г.
В 2004 году приходу передано здание храма. Церковь на тот момент находилась в аварийном состоянии: отсутствовали оконные проемы, кровля и полы, была разрушена кладка стен, не говоря о декоре и внутреннем убранстве. Вместо пола в помещении находились груды мусора, в алтарной части виднелись следы пожарища на закопченных стенах. И на этом фоне выделялся пролом в стене сделанный для заезда тракторов. Ныне храм полностью отреставрирован и является несомненной достопримечательностью и ориентиром старинного села Воспушка.
Настоятель, председатель приходского совета Кузин Владимир Николаевич.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С.65-67.
Фролов Н. Превосходительный владелец Воспушки // Призыв. – 2015. – 24 июня. – С. 30.
Владимирская область
Город Покров

Категория: Петушки | Добавил: Николай (09.02.2018)
Просмотров: 3365 | Теги: Петушинский район, Покровский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru