Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Поселок Болдино Петушинского района

Поселок Болдино

Болдино – поселок в Петушинском районе Владимирской области. Входит в состав Пекшинского сельского поселения.
Посёлок расположен в 3 км на юго-восток от центра поселения деревни Пекша и в 18 км на восток от райцентра города Петушки, железнодорожная станция Болдино на линии Москва — Владимир.

Возник как посёлок при железнодорожной станции Болдино при строительстве в 1858 году Московско-Нижегородской дороги. Участок Московско-Нижегородской железной дороги от Владимира до Москвы открыт 14 июня 1861 года.

«В 17 верстах от Ундольской станции находится Балдинская станция, при казенной д. Балдино Покровского уезда, расположенной по линии шоссе; в д. Балдине 40 дворов; крестьяне кроме земледелия занимаются ямской гоньбой, кузнечным и плотничным мастерством и содержанием постоялых дворов» («Владимирские Губернские Ведомости» Неофициальная часть, № 34, 1861 года.).
26 ноября 1869 г. «Читан доклад губернской управы о переводе почтовой станции из деревни Болдино на Болдинскую станцию линии Московско-Нижегородской железной дороги. В этом докладе управа сообщила, что управляющий почтовою частью Владимирской губернии при отношении от 12 марта сего года за № 9 препроводил заявление почто-содержателя Болдинской станции, помещика Покровского уезда Н. А. Поливанова, следующего содержания. В настоящее время на Болдинской почтовой станции, для отвозки корреспонденции на эту станцию и приема оной оставлены четыре лошади, расходуется на этот предмет земством 580 р.; почтовое ведомство расходует прогонов в год около ста тридцати рублей на провоз корреспонденции из деревня Болдина на железную дорогу. В видах сокращения расходов земства и почтового ведомства и в виду того, что на Болдинской станции постоянно бывает народ из всех окрестных селений, Поливанов предлагает построить на его земле близ самой Болдинской станции помещение удобное для почтовой конторы с тем, чтобы в продолжение 12 лет за помещение конторы он пользовался бы платой по четыреста рублей в год. Земство имело бы таким образом в выгоде 180 р. в год. Почтовое ведомство также нашло бы в этом свои удобства. Независимо от этого заявления губернский предводитель дворянства при отношении от 26 марта за № 117 препроводить в губернскую управу полученное им от управляющего почтовой частью заявление окрестных жителей Болдинской станции, в котором они ходатайствуют об устройстве почтовой станции не в селе Болдине, а на Болдинской станции Нижегородской железной дороги. Докладывая изложенное, губернская управа выразила мнение, что желание почто-содержателя Болдинской станции Поливанова и окрестных жителей Болдинской станции об устройстве почтовой станции не в селе Болдине, а на Болдинской станции Московско-Нижегородской железной дороги подлежит удовлетворению на том основании, что с проведением железной дороги все сношения окрестных жителей и стечение народа сосредоточиваются на станциях железной дороги, а потому губернская управа полагала ходатайствовать об устройстве почтовой станции на Болдинской станции Московско-Нижегородской железной дороги.
Единогласно постановлено: заключение этого доклада утвердить».

В конце XIX — начале XX века посёлок входил в состав Копнинской волости Покровского уезда.

«Об учреждении должности 2-й акушерки при Болдинском приемном покое.
Вдова действительного статского советника Анна Тимофеевна Карпова в феврале месяце 1902 года обратилась в управу с следующим заявлением.
«В виду того обстоятельства, что при Болдинской земской больнице имеется родильное отделение, деятельность которого постоянно увеличивается,— наличность одной фельдшерицы-акушерки при Болдинском врачебном пункте является вполне недостаточной. Стоя близко к делу Болдинской больницы, я могу удостоверить, что бывали случаи, когда в родильное отделение привозили роженицу и не заставали ни врача, ни акушерки, которые оба были на практике по участку.
Сознавая безусловную необходимость, чтобы при родильном отделении была постоянная фельдшерица-акушерка, я предлагаю управе не найдет-ли она возможным назначить на Болдинский врачебный пункт вторую акушерку-фельдшерицу, при чем половину ее содержания принимаю на себя, а также даю ей квартиру и отопление.— В случае, если управа не найдет возможным произвести означенный расход в настоящем году, я готова принять на себя полное содержание добавочной акушерки в настоящем 1902 году с тем, чтобы в будущем акушерка эта была оставлена на условиях как мною указано выше.
О последующем решении управы прошу меня уведомить и предоставить мне право предложить кандидатку для замещения новой должности при Болдинском пункте».
Представляя вышеизложенное благоусмотрению собрания управа имеет честь доложить, что вторая акушерка определена в Болдинский врачебный участок с апреля месяца 1902 года и получает содержание исключительно из средств А.Т. Карповой и что необходимость в учреждении должности второй акушерки настоятельно ощущается, так как число приходящих больных на Болдинском участке значительно увеличивается, что видно из следующих цифр, взятых из отчетов врача: в 1899 г.—10106, 1900—9657, а в 1901 году уже 11979 человек.
Надлежащая сумма на содержание второй акушерки при Болдинском участке в будущем году управою внесена в смету 1903 года.
К этому управа считает необходимым прибавить, что по ее мнению следует выразить от лица собрания благодарность А.Т. Карповой за новое проявление заботливости ее о Болдинском приемном покое, а также и за принятый ею на себя расход по содержанию Болдинского приемного покоя и родильного отделения, выражающийся: в содержании больных, отоплении и освещении здания приемного покоя и родильного приюта, содержании, отоплении и освещении помещений для медицинского персонала, жалованья сторожу и двум нянькам, отправке новорожденных детей, в случае надобности, в Московский воспитательный дом и всех духовных треб» (Журналы очередного Покровского уездного земского собрания 1902 года).
«О постановке керасино-калильных фонарей при Болдинской больнице. Уездной управой получено от врача Болдинской больницы В. А. Соколова отношение от 8 сего августа за № 162, в котором он просит поставить при вновь выстроенной Болдинской больнице 2 керасино-калильных фонаря в виду того, что площадь, занимаемая в настоящее время постройками больницы, равна ¾ дес. и простых фонарей необходимо поставить не менее 10 штук.
Означенное ходатайство врача Болдинской больницы В. А. Соколова обсуждалось на совещании врачей совместно с управой 20 сего августа, причем совещание признало необходимым поставить керасино-калильные фонари и при других больницах, а именно: при Покровской — 1, Киржачской — 1, Воспушенской — 1, Завалинской — 1, Мележской — 1, Коробовщинской — 2 и Болдинской — 2.
На приобретение означенных 10 керасино-калильных фонарей потребуется 1200 руб., каковая сумма управой внесена в смету расходов 1912 г.
О вышеизложенном уездная управа имеет честь доложить земскому собранию» (Доклады Покровской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1911 года).
Болдинская областная противотуберкулезная больница (1949-2000) ликвидирована 1 июля 2000 года.

«Болдинский кирпичный завод. Заведующий нашим заводом тов. Никифоров что-то не так, как надо относиться к своим обязанностям. Выдал он раз порядовщикам 300 руб. аванса в мае и на тем успокоился. Кроме того, почему-то помалкивает о прогульных днях по вине предприятия. Продукты выдаются с тухлятиной. До сего времени порядовщики не состоят членами профсоюза. Это тоже не дело» («Призыв», 13 июля 1923).
«В июле болдинский ВИК выхлопотал в свое ведение бездействовавший два года кирпичный завод, принадлежащий ГСНХ. Завод находился в полуразрушенном состоянии: один сарай завалился, другой требовал капитального ремонта, общежитие для рабочих полуразрушено и т.д. При заводе имелось 148000 кирпича, который два года мок под дождем и часть его совсем пропала.
ВИК сумел этот завод, несмотря на безденежье, привести в порядок. Уже приступлено к выработке нового кирпича. К 15 сентября будет готово сырца до 100 тысяч.
На будущий сезон предполагается поставить еще несколько сараев, делается заготовка глины на зиму, выработка будет доведена до одного миллиона.
Затруднение имеется только в деньгах. т. к. губсельбанк отказывает в кредите. А надо бы ВИК-у в этом помочь.
Старый кирпич рассортирован по сортам и продается исключительно крестьянам по низким ценам.
Пример этот показывает, что можно сделать при энергичной работе.
Все такие бездействующие предприятия нужно передавать волисполкомам, которые сумеют извлечь из них пользу как для своего бюджета, так и местного населения» («Призыв» 26 августа 1925).

«(Болдинский л/завод, Влад. у.). Бывший директор завода М.И. Прямухин переведен на должность инспектора Черустинского района. Здесь же, на заводе, он оставил печальную память о себе. Например, проводил по ведомостям деньги рабочим, а брал себе, поставы ставил на 7 штук тесин, а записывал 6, почему был большой процент браку. Отдавал крестьянам распиливать кряжи исполу. Был и такой случай — разрезал 700 кряжей, а записал 18. Нe церемонился также с лесным материалом и распоряжался, как собственным, так он продал т. Николаеву из 42 квар. дачи Сушневской кряжи. Жил он помещиком, выстроил себе хороший дом, конюшню 40 аршин, развел пчел, а пчел ему возили из Перников — Зинин, а из Болдино — Камышев. Помощником его был Ф. Панин, он и его не забыл — выстроил тоже хороший дом. Теперь он хочет перевести его к себе на новую должность, вполне естественно — спелись» («Призыв», 9 сентября 1924).
«В 2-х верстах от ст. Болдино, Влад. у., расположен лесопильный завод, принадлежащий Владим. Г. С. Н. Х. Работает на нем 50 человек.
Как же протекает жизнь рабочих в стенах его?
Культпросвет. работа. Культурно-просвет. работы не ведется никакой. Даже газет на январь не выписывалось, за исключением одного экземпляра «Призыва».
Охрана труда. Охрана труда спит... При заводе имеется общежитие, которое находится в антисанитарном состоянии. Возьмем хотя бы куб... Чего только в нем нет. Даже майские жучки плавают. Откуда взялись? - Неизвестно.
Председатель завкома. Председатель завкома у нас тов. Рябинов, молодой человек, который в профессиональных организациях до сих пор и не работал, а поэтому и не знает о работе и задачах завкома. Получаются, например — какие-то 2 % с зарплаты... А для чего она, кому должны идеи? — Завком и не знает. Не знает и не имеет понятия о содержании колдоговора. А рабочие тем и паче...» (Газета «Призыв», 1 февраля 1923 года).
«Заведующий Болдинской больницей врач Соколов и фельдшер Старостин, во время производства операции одному из больных, сломали иглу. Конец иглы был вшит в тело пациента, который извлек ее, к счастью благополучно, через 9 дней сам. Райисполком объявил врачу и фельдшеру строгий выговор» («Призыв», 30 июля 1930).

Исполнительный комитет Болдинского сельского Совета образован в 1928 году, входил в состав Болдинской волости Владимирского уезда Владимирской губернии. В 1929 году Болдинская волость была ликвидирована и сельский Совет перешел в состав Собинского района Владимирского округа Ивановской области. В 1930 году Владимирский округ был ликвидирован. С образованием Владимирской области 14 августа 1944 года Болдинский сельсовет вошел в состав Петушинского района Владимирской области.
В 1954 году в Болдинский сельсовет вошел Близнецовский сельсовет.
В сельский Совет входили селения: пос. Болдино, Бабанино, Близнецы, Черкасово, Малая Пекша, Большая Пекша, Степаново, Лопыри, Суковатово, Филатьево, пос. Сушневского дома отдыха, Метенинское торфопредприятие с центром поселок Болдино.
В 1974 году Болдинский сельсовет был переименован в Пекшинский.
Вновь Болдинский сельский Совет был образован в 1979 году и в его состав вошли селения: Сушнево-1, Сушнево-2, Степаново, Метенинское торфопредприятие в поселке Метенино, Болдино - с центром поселок Болдино.

Администрация Болдинского Сельского округа Администрации Петушинского района Владимирской области действует с 28 июня 2002 г. Председатель комиссии Курбатов Александр Владимирович. Адрес: поселок Болдино, улица Мира, 35. Организация АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 31 июля 2017 г.

Численность населения: в 1905 г. – 68 чел. (13 дворов), в 1926 г. – 246 чел., в 2002 г. – 408 чел., в 2010 г. – 417 чел. (183 муж. и 234 жен.).

Закладка храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери, при станции Болдино

В праздник Преображения Господня, 6-го августа 1888 года, при станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги, совершена закладка храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Событие для местных жителей было настолько важное и торжественное, что описание его может представить не безынтересную страницу в Епархиальной хронике.
Станция Болдино состоит в приходе села Абакумова, Покровского уезда. Близ станции находится усадьба Сушнево и несколько деревень, населенных весьма несостоятельными крестьянами. Так как местность эта значительно (верст 7—10) удалена от приходского храма, то давно сознавалась нужда в устройстве здесь, хотя приписного к селу Абакумову, храма. Жители окрестных селений, за дальностью расстояния, не могли часто посещать свой приходский храм, тем более, что нередко препятствием к тому служила река Пекша, выше имеющая на себе несколько мельниц. Часто бывало, что на какой-либо верхней мельнице спустят воду, и вода быстрым течением разрушит мосты и испортить переправы в брод. В особенности же река эта много препятствует жителям посещать приходский храм весною и осенью.

В 1878 году усадьбу Сушнево, прежде принадлежавшую помещику Поливанову, купил действительный статский советник Геннадий Федорович Карпов. Супруга его, дочь известного фабриканта, Тимофея Саввича Морозова, перешедшая из старообрядчества в православие и, по своему глубокому благочестию, искренно полюбившая церковную православную Службу, желала как можно чаще бывать с своим семейством в приходском храме села Абакумова, но не могла всегда удовлетворять своему желанию по вышеизложенным причинам. И вот, в семействе гг. Карповых возникло благое намерение построить храм в недальнем расстоянии от усадьбы Сушнева и станции Болдино, чтобы в него всегда был беспрепятственный путь как для этого семейства, так и для жителей станции Болдина и окрестных селений. Место для храма, по совету с архитектором Карицким, избрано на земле, принадлежащей Г.Ф. Карпову, в двух верстах от Сушнева и ста саженях от станции Болдино, на сухом ровном грунте.
Вскоре испрошено было благословение на это святое дело от Высокопреосвященнейшего Феогноста. Чтобы ускорить дело и иметь под рукой материал в достаточном количестве для построения храма, г. Карпов устроил на своей земле кирпичный завод. Осенью 1887 и весной 1888 года произведены были предварительные работы: выкопаны рвы под стены храма и забучены, а равно приготовлен материал для постройки. Храм строится по плану, составленному Владимирским епархиальным архитектором Н.Д. Карицким, в форме правильного греческого креста, вместимостью до 500 человек. Стены храма снаружи не будут штукатурены, а останутся открытыми кирпичными; только цоколь и карнизы будут положены из белого Егорьевского и Касимовского камня.
Так как храм предположено устроить в честь Боголюбской иконы Божией Матери, которую ежегодно приносят к 6-му августа в приход села Абакумова, то г. Карповым испрошено было Архипастырское благословение совершить закладку именно в праздник Преображения Господня, С молебствием перед сей благоговейно чтимою иконой.
Утром 6-го августа в храме села Абакумова из окрестных деревень собралось значительное число прихожан. По окончании литургии из храма открылся крестный ход с св. иконами и хоругвями по направлению к Болдинской станции, через дер. Липню. Ненастная, дождливая погода несколько препятствовала торжественности хода; но когда он прибыл на место закладки, погода прояснилась, засияло солнце, которое уже не скрывалось до окончания торжества. До прибытия крестного хода, была принесена к месту закладки из Сушнева, на руках домашних гг. Карповых и в сопровождении всего их семейства, икона Боголюбивой Божией Матери. Несмотря на ненастную до этого времени погоду, к торжеству закладки храма собралось огромное количество народа. Кроме прихожан трехштатнаго прихода села Абакумова, сюда прибыло множество богомольцев и из соседних приходов; среди православных находились здесь и старообрядцы, а в числе гостей храмоздателя г. Карпова в общей молитве участвовали Тимофей Саввич Морозов, супруга его Мария Федоровна и другие родственники Анны Тимофеевны Карповой. На освящение закладки приглашен был местный благочинный, села Орехова протоиерей Лев Егорович Левшин.
Когда все уже приготовлено было к священно-действию, когда к местному причту присоединились в облачениях и иеромонахи, сопровождавшие Боголюбскую икону Божией Матери, священник села Абакумова Василий Соловьев произнес речь следующего содержания:
«Благочестивые христиане! По изволению Божию, на месте сем будет созидаться храм во славу имени Божия, в честь иконы Божией Матери, именуемой Боголюбовой. Собрались мы сюда, чтобы с молитвою к Всеблагому Богу положить основание сему храму. Всякое дело человеческое, совершаемое с благою целью, приятно Богу; тем более, без сомнения, угодно Ему созидание храмов, в которых совершаются таинственные священнодействия и Богослужение. — Храм Божий созидается здесь, во-первых, для молитвы. Молитвы наши везде сильны, когда мы молимся с верою и упованием на Бога; но нигде они так сильны не бывают, как в церкви, потому что нигде не можем иметь столько побуждений и средств к молитвенному настроению, как в храме: здесь люди, силою общей молитвы, становятся ближе к Богу, и вездесущий Бог особенною благодатью присутствует среди собрания молящихся. — Храм Божий устрояется, во-вторых, для чтения слова Божия. Здесь оно читается при совершении Богослужения, а потому сильнее действует на слушателей; ибо в храме все благоприятствует внимательному слушанию и назиданию: и действия, и предметы, и пение, и молитвы. К чтению св. Евангелия все присутствующие в храме приготовляются молитвою, чтобы Господь сподобил их слышать, разуметь и запечатлеть в сердцах глаголы живота вечного, — для чего священнодействующий преподает им благодатный мир. Самое чтение св. Евангелия предваряется и сопровождается славословием Бога. Только в храме, при церковном Богослужении, можем мы достойным образом слышать святое благовестие,— и здесь оно с особенною силою влияет на нас. Равным образом чтения пророческих и апостольских Писаний, расположенные в церковном чине, применительно к празднуемым событиям, входят в состав церковного Богослужения, как необходимая часть его, — и поэтому уже производят на слушающих особенное действие. — Храм сей, в-третьих, созидается для приношения в нем бескровной жертвы Богу, а также для совершения других таинств и священнодействий, очищающих нас от греха и освящающих, приводящих к Богу и приготовляющих к наследию царствия небесного.
Итак здесь создается храм Божий — дом нашей общественной молитвы, нашего просвещения и освящения, — а потому устроение сего храма есть дело поистине спасительное и благоугодное перед Господом. Особенную же цену в очах Божиих, уповаем, будет иметь это святое дело потому, что окрестные жители, за дальним расстоянием от святых храмов, лишены были возможности так часто присутствовать при церковном Богослужении, как требовало их благочестивое усердие христианского долга. С устройством же сего храма, все православные христиане, жительствующие здесь, беспрепятственно будут посещать сей святой дом Божий; для них откроется полная возможность чаще прибегать к Богу в скорбях и радостях, просить Его в нуждах, благодарить и славить за благодеяния, чаще поучаться здесь в истинах веры и правилах благочестия. Да возрадуются сердца всех православных христиан, которые будут пользоваться благами от сего храма, и да наполнятся искреннею благодарностью к Богу, вложившему святую мысль рабам своим, Геннадию Федоровичу и Анне Тимофеевне Карповым, устроить здесь дом Божий во спасение людей, во славу Господа и Пречистой Его Матери
Помолимся же братие, чтобы Господь осенил сие место своею благодатью, положил основание сему храму твердое и незыблемое, чтобы помог строителям храма беспрепятственно и успешно привести благое их намерение к совершению. Помолимся, чтобы Господь ниспослал свои милости на благочестивых храмоздателей и на все семейство их, а также и на всех добрых христиан, которые своими жертвами и трудами будут споспешествовать к совершению сего святого дела.
Боже! Дело рук наших, к славе Твоей начинаемое, Твоим благословением успешно исправи и силою Твоею в совершение скоро произведи, яко един всесилен и человеколюбец!»
По окончании речи началось священнодействие и сопровождалось довольно стройным и приятным пением певчих семинарского хора — детей местного причта и их родственников, прибывших погостить на каникулярное время в село Абакумове. Когда первенствовавший в совершении священнодействия о. протоиерей Левшин прочел молитву на основание храма, храмоздатель г. Карпов с супругой и семейством, приблизясь к месту, где должен бить св. престол, начали брать кирпичи и класть в основание с золотыми и серебряными монетами последнего чекана. Трогательно было смотреть, как многочисленные дети храмоздателей, даже самые маленькие, благоговейно крестясь и кланяясь до земли, дрожащими руками клали кирпичи в основание.
В конце священнодействия о. протоиерей Левшин произнес речь, в которой прежде всего указал на отличие настоящего общественного молебствия от подобных молебствий на полях, в домах и при основании обыкновенных жилищ и построек. Кратко упомянув, затем, что на пустынном некогда, необитаемом месте, среди лесистой местности, благочестивым усердием верных рабов Божиих предположено воздвигнуть храм Божий, и теперь общею молитвою уже призвано благословение Божие на основание сего храма, предстоятель подробно выяснил значение настоящего, торжественно совершенного, священнодействия и смысл составляющих его молитв и песнопений. В заключение высказал приветствие храмоздателю с благословенным началом благочестивого дела.
Торжество освящения закончилось многолетием.
Богослужение при закладке храма, как событие, редко бывающее, произвело глубокое впечатление на присутствовавших; молитвенное благоговение видно было на лицах молящихся,- а сочувствие к святому делу выразилось в жертвах, во время закладки и после нее, деньгами и вещами, особенно же в подаянии холста, который перебрасывали к месту алтаря, через головы молящихся. Некоторые женщины, не имея чем другим поусердствовать, снимали с себя платки и кофты в жертву Царице Небесной, в честь которой устраивается храм.
Нет сомнения, что настоящее торжество не останется без доброго влияния и на старообрядцев, бывших при закладке храма, которые расходясь по домам вместе с православными, высказывали свое удовольствие от всего виденного и пожелание храмоздателям доброго успеха.
По окончании всего, радушными хозяевами и виновниками торжества, гг. Карповыми, для священнослужащих, родных гостей и знакомых предложен был обед, сопровождавшийся здравицами за Государя Императора и Царствующему Дому, Преосвященнейшего Феогноста, храмоздателя с семейством и за гостей.
В заключение скажем: дай Бог храмоздателям, Геннадию Федоровичу и Анне Тимофеевне, привести начатое святое дело в исполнение благополучно, в добром здравии, на спасение им самим и многим душам христианским!
Священник Василий Соловьев.


Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Иллюстрированное прибавление к газете "Московский Листок" 1895 г.

24-го апреля 1890 года, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался в Москве известный в ученом мире доктор Русской истории, действительный статский советник, Геннадий Федорович Карпов 51 года. Будучи истинно Русским по своим воззрениям и симпатиям, Геннадий Федорович был также истинным сыном православной церкви, имея глубоко верующую спутницу жизни.
Г. Ф. Карпов при жизни своей вывел все каменное здание храма и колокольни. Оставалось внутри его оштукатурить стены, настлать полы и устроить иконостас; но смерть не дала ему докончить доброе дело, которое он производил со свойственной ему энергией. Карпов рассказывал, что еще в молодых летах, будучи болен, он дал обет, если Господь возвратить ему здоровье, употребить все силы и дарования, при материальной возможности, на устройство храма Божия. Религиозное настроение еще в семействе родителей насаждено было в душе его. Он родился в уездном городе Угличе Ярославской губернии в 1839 году и был сын смотрителя местного Угличского уездного училища Феодора Васильевича Карпова; воспитывался сначала в Борисоглебском духовном училище, затем в Ростовском уездном училище, откуда поступил в Ярославскую гимназию; по окончании в ней курса, он довершал свое высшее образование в Демидовском лицее и затем в Московском университете, в котором он кончил курс с отличием в 1861 г. Оставленный здесь для приготовления к профессорской кафедре, он скоро сдал магистерский экзамен и, защитив диссертацию, поступил профессором Русской истории в Харьковский университет и здесь ревностно предался ученым занятиям по Русской истории. Через несколько лет он оставил Харьковский университет, будучи уже донором истории, и, возвратившись в Москву, начал заниматься разработкой древних исторических памятников, состоя секретарем археографической комиссии. Благодаря его трудам, фотолитографически был издан «Изборникъ Святослава» и другие драгоценные памятники. В последние годы он занимался изданием древних актов, относящихся к истории дипломатических сношений России с западными державами в XV-XVII веках. Избранный в действительные члены Император. Общества истории и древностей Российских 15 октября 1866 г., он исполнял должн. казначея оного в течение почти 12 л., с 1878 г. по день своей кончины. Быль он членом и других обществ и учреждений. На школьной скамье Г.Ф. испытал много нужды, как сын бедных родителей; но вынесши прочное религиозное настроение из верующей православной семьи, он остался верующим навсегда, и не забыл данный в юности обет, когда, чрез женитьбу на дочери известного фабриканта Т.С. Морозова, сделался человеком богатым. Теперь, когда открылась возможность выполнить свое давнее желание — построить храм Божий, Г.Ф. Карпов, при содействии глубоковерующей супруги своей, расположил и богатых родственников ее к участию в святом деле. Известно, что в устройстве храма немалое участие принимали мать Анны Тимофеевны Карповой Мария Федоровна Морозова, братья Савва и Сергий Тимофеевичи Морозовы и сестры их.
Оставя лучшую память о себе, почивший Геннадий Федорович удостоился от своих почитателей самых лучших проводов в загробную жизнь. По словам «Московского Листка», в доме почившего, в Москве, 26 апреля в десятом часу утра собрались родные, друзья и знакомые и, после совершения здесь краткой заупокойной литии, обитый белым глазетом гроб с прахом почившего был перенесен в приходскую церковь и поставлен посреди храма (в честь Иверской иконы Божией Матери) на катафалк, покрытый дорогими покровами из золотой и серебряной парчи; кругом его были положены на шести подушках из белого глазета — ордена, медали и другие знаки отличия, которые имел Геннадий Федорович. На гроб покойного были возложены венки: роскошный фарфоровый, имеющий форму креста, от Императорского Общества истории и древностей Российских,— несколько лавровых венков и из живых цветов.
В 10-м часу утра началась божественная литургия, которую совершал Преосвященный Александр, Епископ Можайский, в сослужении многочисленного Московского духовенства. В храме за богослужением присутствовали многочисленные почитатели усопшего: профессора университета, представители ученых обществ, где почивший состоял членом, именитое купечество и родственники. В начале 12-го часа утра началось отпевание, которое совершал тот же Преосвященный Александр с собором духовенства. После прочтения Преосвященным разрешительной молитвы, началось трогательное прощание осиротевшей многочисленной семьи, родных и знакомых с дорогим покойником; затем на тело почившего Преосвященный Александр возлил крестообразно елей и посыпал землею; крышка металлического гроба, по совершении литии, была закрыта и залита. Присутствующие были приглашены в дом почившего к номинальному столу.
Между тем металлический гроб был отправлен на станцию Моск.-Нижегородской железной дороги, чтобы с особым экстренным поездом отправить его в Болдино. На следующий день, 27 апреля, составлен был экстренный поезд из нескольких вагонов, в которых проводить тело умершего Г. Ф., кроме многочисленных родственников, поместились друзья и почитатели его, представители ученых обществ, духовенство Георгиевской церкви, что на Всполье, с хором певчих.
Во время следования от Москвы поезд останавливался в Орехове-Зуеве, где встретила его масса народа, более тысячи человек. Здесь, как зять Т. С. Морозова, почивший имел много друзей и знакомых, по желанию которых местным причтом, при хоре отличных певчих, совершена была панихида.
В час дня 27 апреля, когда поезд с почившим приближался к станции Болдино, массы народа уже занимали почти все пространство от станции до ново-построенной церкви; духовенство села Абакумова, состоящее из трех причтов, дожидалось в облачениях, стоя у полотна железной дороги. После литии, отслуженной местным духовенством с прибывшими из Москвы певчими, гроб до новой церкви был несен на руках друзьями и почитателями почившего, причем, по желанию весьма многих, духовенство постоянно, через несколько шагов, останавливалось для служения литий.
С разрешения Высокопреосвященнейшего Феогноста, в трапезе строящегося храма, на южной стороне, еще заранее приготовлен был склеп, перед которым на паперти поставлен был гроб для служения последней панихиды, в конце которой священником села Абакумова В. Соловьевым сказана была обращенная к усопшему следующая речь:
«Блажен путь, в оньже идеши днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения» (проким. Ап. на погреб.)… По окончании речи гроб был опущен в склеп, над которым сделан свод, и положены все венки от почитателей. Прибывшие из Москвы, после поминального обеда в Сушневе, с тем же экстренным поездом возвратились в Москву. Местные очевидцы печального торжества разошлись под грустным впечатлением о преждевременной кончине доброго, умного человека, православного христианина и отца многочисленного семейства.


Церковь Боголюбовской Богоматери при станции Болдино. 1893–1896 гг. Автор: Д.Д. Нестеровский

Церковь Боголюбовской Богоматери при станции Болдино. Нестеровский Дмитрий Демьянович. 1890-1896 гг. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"

По смерти мужа заботами Анны Тимофеевны, с помощью ее еще несовершеннолетних тогда сыновей, устроен Московским мастером Спиридоновым иконостас резной, дубовый, весьма искусной работы; иконы написаны в древнем Греческом стиле, на золоте, мастером Постниковым; приобретено несколько перемен богатых облачений, серебряных и вызолоченных сосудов с эмалевыми украшениями работы Овчинникова, а также и все прочее, что необходимо иметь, даже с избытком, для совершения богослужения.
Освящение храма предположено было совершить 6-го июня 1893 г., по окончании экзаменов учащимися детьми А.Т. Карповой, и освятить его приглашен был Высокопреосвященнейший Сергий, который принял приглашение.
Торжество освящения началось с вечера 5-го июня. Прибывшими в этот день благочинным прот. села Орехова Елпатьевским и ключарем Владимирского собора священником Евгеновым первоначально осмотрено было: все ли нужное для освящения приготовлено и установлено на подобающих местах. В седьмом часу вечера в этот день начали благовестить ко всенощной. В первый раз раздавшийся звон к Богослужению в окрестности, где едва-ли когда слышен был он из соседних дальних приходов, производил на всех отрадное впечатление. Так как заранее было известию окрестным жителям об освящении, то еще с вечера народу собралось довольно,— храм был наполнен богомольцами. Всенощное бдение совершал старший священник села Абакумова Василий Соловьев, при весьма стройном и приятном пении певчих с Ореховской фабрики Морозовых. На литию и величание выходило пять священников, в главе с благочинным протоиер. Елпатьевским, при чем особенное впечатление произвело совершение литии на открытом воздухе, пред дверьми храма. Всенощное бдение продолжалось более трех часов.
Утром 6-го числа 1893 г., после благовеста в перезвон совершено соборне водоосвящение, а после него стали готовиться к встрече Владыки, Высокопреосвященнейшего Сергия, обещавшего прибыть с товаро-пассажирским поездом, который приходись в Болдино около 10 часов утра. Еще за час до приезда Высокопреосвященного начали благовестить в большой колокол. Через час трезвон во все колокола возвестил о его приезде, и при выходе из вагона он был встречен благочинным, ключарем и храмоздательницей с семейством. При встрече были так же ректор семинарии архимандрит Никон и священник гор. Владимира Боголюбов, прибывшие вместе с Владыкой на освящение.
Чин освящения храма совершен по уставу, благолепно. Каждое слово Высокопреосвященнейшего Сергия ясно слышно было для всех присутствующих в храме.
Освящение закончено было многолетиями Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Архипастырю Владимирскому с Богоспасаемой паствой, возглашением вечной памяти храмоздателю боярину Геннадию и многолетия храмоздательнице с семейством и благотворителями храма.
Во время совершения освящения и на литургии на правом клиросе пели архиерейские певчие, а на левом — во время литургии участвовали в пении и певчие с фабрики Морозова. Стройное и приятное пение певчих, новое и никогда невиданное местными жителями священнодействие при освящении храма в связи с служением самого Владыки Архиерея, как говорил простой народ, производило глубокое впечатление на присутствующих. Об этом свидетельствовало тихое, благоговейно сосредоточенное стояние в храме, а также вне его молящихся. Усердие же простого народа к Царице Небесной, в честь которой устроен храм, ясно выражалось в устилании холстом дороги для священно-служителей, во время крестного хода с мощами вокруг церкви. За литургией, после причастного стиха, благочинным Елпатьевским сказано было поучение следующего содержания:
«Заветное было желание покойного Геннадия Федоровича устроить новый каменный храм. И вот это доброе желание, по милости Божией, приведено в исполнение: храм устроен новый каменный, хорошей архитектуры, благолепно украшен, и вообще нельзя не признать, что храм сей, по богатству украшения своего, далеко не из обыкновенных. А что всего важнее,— он ныне освящен благодатию Св. Духа для Богослужения и священнодействия.
Первое — благодарение Господу, исполнившему во благих желание строителей храма! Слава Ему — мудрому Зиждителю! Затем сердечная признательность почившему строителю храма — болярину Геннадию Федоровичу и супруге его Анне Тимофеевне, свято исполнившей завет своего мужа! Сердечная благодарность и всем доброхотным дателям, кои положили свои пожертвования ко алтарю сего храма! Господь с небесе да призрит на труды строителей, созидателей и у красителей св. храма сего и неоскудно воздаст за них воздаянием временным и вечным!
Итак, счастливы должны быть и вы, православные христиане, живущие вблизи сего храма! В деле спасения, в деле самоисправления, как нельзя лучше, пособляет нам св. церковь, или храм Божий.
В храме Божием предлагается нам Божественное учение. В храме Божием удобнее и благоговейнее мы можем молиться Господу Богу. Все предметы и действия в храме: св. иконы, горящие светильники, каждение фимиама, чтение и пение настраивают наш дух и располагают к молитве. Сам Господь Бог называет храм домом молитвы.
В храме Божием, при совершении Божественной литургии, на святом престоле приносится бескровная жертва тела и крови Христа Спасителя во очищение грехов наших. Здесь — в святом храме струится неиссякаемый источник благодати Божией. Сколько-бы кто ни был огорчен, стеснен греховностью, - обратись к таинству покаяния и получишь прощение от грехов,— приступи затем к чаше Господней, вкуси тела и крови Христовых, и ощутишь в себе мир, отраду и утешение! Не даром же все святые Угодники, при жизни своей, горели духом ко храму Божию. Не даром же и Пресвятая Дева Мария, Божественная Отроковица, готовясь быть Материю Господа, двенадцать лет провела под сению Иерусалимского храма.
А потому создание храмов Божиих есть дело самое Богоугодное, и Сам Бог нередко видимо и дивно помогает этому делу. Святому Григорию, епископу Неокесарийскому, пришла благая мысль — построить храм на одном красивом месте, близь горы. Когда уже положено было основание храма, место оказалось тесным. Святый муж усердно помолился Богу и повелел горе двинуться и уступить места столько, сколько нужно было для храма. И совершилось поразительное чудо: гора отодвинулась далеко и образовалось обширное, удобное для храма место (Ноября 17).
Создание храма есть дело спасительное. Из жития преподобного Александра Свирского известно, что когда заложил он храм в пустынной обители своей, во имя богоматери, Царица Небесная явилась ему и сказала, что всякий, кто принесет даже один малый камень на создание Ея храма, не будет Ею оставлен без наград небесных («Душеполезн. Чтение» 1869 г. ч. 3-я).
Нe забудем и того, что в церкви Божией молится купно с нами и небесные наши заступники — Святые Божии. Так, один из учеников преподобного Сергия, инок Игнатий, после кончины Угодника Божия, видел, что св. Сергий, во время всенощного бдения, стоял на своем месте и участвовал с братией в церковной молитве. Да восчувствуем и мы важность церковного богослужения, на которое и с неба приходят молитвенники!
Итак, почивший благочестивый храмоздатель! Ты совершил самое богоугодное и спасительное дело и для себя самого. Самый ценный и прочный памятник, который ты поставил при своей могиле, это — храм Божий. Так прощаются с землею только людие Божии. Мы знаем, что доброму и за гробом хорошо. Дай Бог, чтобы и тебе там было хорошо! Господь правосудный да скажет тебе: «Добрый рабе, благий и верный! Вниди в радость Господа твоего! Ты устроил Мне рукотворенную обитель на земле: за это введу Я тебя в нерукотворенную обитель Свою на небе!» Да будет же имя твое, раб Божий Геннадий, благословенно и да поминается из рода в род в этом храме!
Матерь Божия, Боголюбивая Царица, да покроет и всех принявших участие в построении и благоукрашении святого храма сего, честным Своим омофором!»
По окончании же литургии Высокопреосвященнейший Сергий, в полном облачении архиерейском, с амвона обратился к присутствующим с следующими словами назидания:
«Аще вы пребудете в словеса моем, воистину ученицы мои будете и уразумеете истину», сказал Господь наш Иисус Христос (Иоан. 8, 32).
Не подлежит сомнению, что Божественное Откровение проливает свет свой на все науки и что всякая, основательно и верно понимаемая, наука о мире и роде человеческом не только не отводит от Бога, и напротив приводит к Нему нанимающихся ею. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные примеры верующих знаменитых ученых. К числу глубоко верующих ученых принадлежал и почивший досточтимый труженик исторической науки болярин Геннадий Феодорович. В судьбах России, история которой была любимым предметом его занятий, он ясно видел дивные пути Промысла Божия, чрез многия и продолжительныя испытания приведшаго ее к тому высокому положению, какое она теперь занимает среди народов востока и запада.
По воле премудраго и всеблагаго Промыслителя вселенной пред кончиною усопшаго послана была ему продолжительная и тяжелая болезнь для большаго очищения души его и для лучшаго перехода в другой мир. Он твердо веровал в будущую загробную жизнь и в силу и действенность молитв св. Церкви за усопших, и потому, почувствовав ослабление своих телесных сил, со всею горячностью верующей души начал заботиться о построении храма, в котором бы на месте погребения его возносились молитвы об упокоении души его. Желание его исполнилось. Воздвигнутый им храм окончательно устроен и освящен, и в нем в первый раз ныне принесена бескровная жертва о почившем телом от земных трудов создателе его. Веруем, что в сей знаменательный день дано ему присутствовать здесь и духом.
Да стоит сей святой храм долго, долго, и да служит он местом утешения для близких сердцу усопшего и домом общей молитвы для всех живущих близ него христиан. Самое лучшее средство общения живущих с приставленными от земли — это общение молитвы. По силе этой молитвы Господь даст преставльшемуся возможность сделать ко благу его семейства более, чем мог бы он сделать, если бы жил с ним на земле.
Заключим общия молитвы наши, в сем храме ныне вознесенныя, молением об упокоении души раба Божия Геннадия в месте вечного света и блаженства».
Служение в церкви закончилось краткой литией, соборне отслуженною Высокопреосвященнейшим Сергием со всем духовенством на могиле храмоздателя, находящейся на южной стороне в храме.
Небывалое в Болдинской местности торжественное архиерейское служение собрало на станции Болдино весьма значительное количество народа, не только из своего Абакумовского прихода, но и из соседних. Вместе с православными были и старообрядцы, которых немало около Болдина. Вслед Владыки уезжавшего после литургии в Сушнево, усадьбу Карповых, звон колоколов долго раздавался по окрестности, и во все это время народ не уходил от церкви, обозревая ее внутренность и наружность, желая унести с собою самое полное и цельное представление о ной. Здесь, в толпе богомольцев, слышно было искреннее, душевное пожелание всего хорошего храмоздательнице с семейством и царства небесного усопшему храмоздателю.
В Сушневе, после литургии, радушной хозяйкой и виновницей торжества г-ой Карповой для Высокопреосвященнейшего Сергия, духовенства, родных и знакомых предложен быль обед, сопровождавшийся оживленной беседой гостей, а в конце его здравицами. Первый тост за здравие ГосударяИмператора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома произнес Высокопреосвященнейший Сергий. После громогласного «ура», всеми гостями пропето было: «Боже, Царя храни». Затем один из гостей, известный ученый Е. В. Барсов, после краткой речи, относившейся к событию освящения храма и Его Высокопреосвященству, предложил тост за здравие Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергии. Ответом было общее продолжительное пение многолетия Высокопреосвященнейшему. Вслед за сим, сам Владыка провозгласил тост на здравие ее превосходительства Анны Тимофеевны, семейства ее и родственников ее, сопровождавшийся пением многолетия.
После того профессор Московского университета В.О. Ключевский произнес следующую речь:
«Высокопреосвященнейший Владыко!
С Вашего благословения скажу несколько слов в память покойного храмоздателя. Это был ученый исследователь Русской истории. Помню: водя гостя по пескам своего Сушнева, он любил заводить речь о том далеком времени, когда здешний Владимирский край быль еще дикой финской пустыней и когда кн. Андрей Боголюбский, одно из наиболее излюбленных покойным лиц нашей истории, вместе с отцом начал строить здесь Русскую землю. Строение христианской земли началось созиданием церквей, и старинная летопись изображает кн. Андрея усердным храмоздателем. Прошло семь веков, финская пустыня стала одной из коренных Русских областей и ее земское строение продолжается доселе. Изучая ход этого строения, покойный и задумал дело, которое с Божией помощью и при содействии досточтимых сотрудников и сотрудниц начинателя ныне доведено до желанного конца и завершилось торжественным освящением нового храма, ставшего на Владимирской Сушневской земле. Этот храм и освящен во имя той самой Боголюбской иконы, которая служила кн. Андрею путеводительницей в устроении и обороне Владимирской земли. Свое изучение созидания Русской христианской жизни покойный учений завершил тем-же, чем начинали свое дело ее первые строители: новопостроенный храм — один из поздних камешков в великом здании, ими заложенном. Когда, при освящении престола в этом храме, Ваша рука, Владыко, зажгла от дымящегося кадила первую свечу, от которой загорелись другие, призывая всех предстоящих к общей молитве, хотелось мысленно сказать покоящемуся под помостом храма основателю его: так и твоя мысль, Геннадий Феодорович, которую ты долго согревал в своей душе, наконец зажглась, превратилась в храм, т.е. в общественную молитву, которая с этой минуты будет здесь возноситься к небу, как подымается дым кадильный к церковному своду, и твой загробный вздох будет сливаться с молитвенным шепотом собравшихся в этом храме: да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою.
Христианское общежитие строится праведниками и держится памятью строителей, хранимой его ревнителями. Владыко! Вы, чье имя блестит на одном из лучших ученых трудов, посвященных восстановлению и поддержанию памяти строителей христианского общежития, благословите еще раз возгласить вечную память одному из его ревнителей, «создателю храма сего», ныне Вами освященного».
Это и было исполнено одним из диаконов Владимирского собора. После того провозглашены были многие тосты за здоровье участников построения и торжества освящения храма.
Время обеда прошло почти незаметно. После обеда Владыка наш, Высокопреосвященнейший Сергий, отдохнув в приготовленном для него помещении и преподан семейству Карповых и всем гостям святительское благословение, отбыл с своею свитою в 7 час. вечера с поездом железной дороги обратно во Владимир, напутствуемый благожеланиями хозяйки Карповой и гостей. В 8 час. вечера с экстренным поездом, на котором приехали от Москвы ее гости и родные, почти все бывшие на освящении и в доме Карповой уехали обратно, унося приятное впечатление.

Движимые чувством признательности к устроительнице храма А.Т. Карповой, жители ближайших к Болдинской станции деревень, а также служащие на самой станции пожелали почтить храмоздательницу поднесением ей иконы Боголюбивой Божией Матери, во имя которой освящен новосозданный храм. И вот на собранные по добровольной подписке деньги заказана была и устроена известным Московским мастером Овчинниковым серебро-позолоченная икона. Так как поднесение иконы предположено было совершить публично, в самом храме, то заблаговременно было испрошено благословение на это у Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Сергия.
29-го августа 1893 г. храм наполнен был богомольцами значительно более обыкновенного, служба совершена торжественно, при пении очень хорошего, хотя и небольшого, хора певчих — любителей. Пред Божественной литургией отслужен был водосвятный молебен для освящения иконы, которая на время литургии положена была на аналой, перед местной иконой Боголюбивой Божией Матери.
По окончании литургии настоятель Абакумовского прихода обратился к стоявшей против амвона храмоздательнице с следующей речью:
«Ваше превосходительство, милостивая государыня Анна Тимофеевна!
Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, будучи уведомлен о желании здешних жителей выразить Вам чувство признательности, за приведение к окончанию устройства сего храма, поднесением иконы Боголюбивой Божией Матери, благословил нас в нынешний день, здесь в храме, приподнести Вам сию св. икону Богоматери. Вместе с тем, милостивейший Архипастырь поручил мне передать от него Вам и всему семейству Вашему благословение Божие. Исполняя сие Архипастырское поручение, я как служитель здешнего храма приятным долгом почитаю для себя выразить чувство радости при виде сего благоустроенного храма, в котором пришлось нам, в Вашем присутствии, совершить уже несколько богослужений. Чувство радости еще более усиливается, когда видишь здесь таких богомольцев, которые прежде, за дальностью, по нескольку лет не бывали в своем приходском храме и лишались душеспасительного участия в общественной молитве. И вот Вы своими заботами, средствами и трудами сделали то, что имя Божие в здешней веси стало торжественнее и больше прославляться, что отныне и старый и малый из окрестных селений не затруднятся придти в храм Божий. Да почиет же на Вас и семействе Вашем благословение Божие и милость Царицы Небесной».
По окончании речи, свящ. В. Соловьев взял св. икону из рук уполномоченного от общества деревни Болдина крестьянина С.М. Соловьева и благословил ею храмоздательницу. Вслед за тем уполномоченный от общества прочел адрес следующего содержания:
«Ваше превосходительство, милостивая государыня Анна Тимофеевна!
Мы, ближайшие жители к новосозданной церкви во имя Боголюбивой Божией Матери, просим Вас принять сию святую икону, приносимую в память по Вашем покойном супруге и в знак нашей глубокой к Вам признательности. Вникая в духовные нужды своих Сушневских соседей, Ваш покойный супруг начал строить храм в местности, удаленной от приходских церквей. Вечная за то ему память! Движимые заветом покойного и собственным благочестивым усердием, Вы довершили богоугодное начинание, докончили построение храма и благолепно его украсили. Окрестные обыватели не забудут этого доброго Вашего дела. Всякий раз, когда мы слышим отрадный для нас близкий благовест, призывающий на молитву, мы с крестным знамением и благодарным чувством поминаем покойного Геннадия Феодоровича и призываем Божие благословение на Вас и Ваше семейство. Сию св. икону, приносимую от имени многих и многих искренно Вам благодарных соседей Ваших, примите, досточтимая Анна Тимофеевна, как новый крепкий залог связей доброго соседства, нас с Вами соединяющих!»
По прочтении адреса, храмоздательница, поклонившись и приложившись к св. иконе, со слезами на глазах, благодарила всех за выраженные чувства признательности и просила не оставить ее в своих молитвах, чтобы Господь помог ей пожить в благочестии, воспитать и устроить свое многочисленное семейство.
Чествование храмоздательницы закончено было служением молебна Боголюбивой Божией Матери, многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Владимирскому, с Богоспасаемою его паствою, и наконец создателям и украсителям новосозданного храма.
Свящ. Василий Соловьев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 15-го октября 1893 года).
Служба в церкви совершалась причтом села Абакумова по воскресным и праздничным дням.
В этой церкви было погребено тело храмоздателя.
«Сушневский дом отдыха раньше принадлежал теще двоих министров, Кривошеина в Ненарокова. Теперь им пользуются трудящиеся. Любопытная справка: Лет десять тому назад, да и теперь еще вероятно, на станции Болдино была церковь, выстроенная владелицей Сушнева, Карповой. Иконостас и живопись выдержаны в строго византийском стиле и только на одной иконе «благословение детей» пара купеческих детских мордашек говорила о современности. Сторож церкви тут же давал пояснение:
— Это вот, у господа на руках Катенька, а рядышком, под ручкой у него Варенька.
Оказывается, художник скопировал дочек Карповой и потом, в виде медальонов, вклеил в образ.
— Ну, думается каждому, Карпиха с своим потомством не только на земле, а и в «царстве небесном» все тепленькие места захватила...» («Призыв», 18 июня 1924 г.).
В ночь с 15 на 16 мая 1925 г. неизвестные злоумышленники взломали решетку в окне церкви при ст. Болдино, пробрались в церковь, взломали свечной ящик и забрали деньги и все более или менее ценные вещи, которые попали им под руку. На месте кражи они оставили топор.
8-го октября 1932 года договор с общиной верующих Боголюбовской церкви расторгнут, церковь в с. Болдино, как молитвенное здание, стало считаться ликвидированной.

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Боголюбской Иконы Божией Матери Посёлка Болдино Петушинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 3 августа 2001 г.
Между 2005 и 2008 гг. по инициативе частного лица рядом с тем местом, на котором когда-то была церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери, была построена часовня. Участок выделен оградой.
Кроме самой часовни на участке земли возведена искусственная насыпь с крестом, как бы декоративно имитирующая Голгофу. Крест украшает лампада, в которую встроена электрическая лампа, запитанная электроэнергией от осветительных столбов вдоль улицы посёлка Болдино. В вечерние часы и на ночь электрофицированная лампада включается с общим освещением улицы.
Настоятель, председатель приходского совета - Брылеев Вячеслав Владимирович (с 16 мая 2013 г.).


(Личный архив Г.В. Хрушковой)
Выезд актива ж.д. клуба им 9 января станции Петушки на станцию Болдино, 1935 г. И.И. Платонов второй справа (с галстуком) во втором ряду сверху. Ниже рядом с ним стоит ребенок - племянник Юрий Крашенинников (в кепке).

Карта мест, где рисовал И. Левитан

«Организация пионерского лагеря комбината им. Коминтерна в этом году на новом месте в районе станции Болдино потребовала больших трудовых затрат. Конечно, одни работники строительного отдела не могли бы справиться со всеми хлопотами. Вот почему партийный комитет, администрация и профсоюзная организация комбината обратились к общественности. И товарищи очень хорошо поработали. На протяжении мая активисты регулярно проводили работы по благоустройству лагеря. В этом нужном деле участвовали рабочие всех цехов. Но особенно хорошо потрудились наши пенсионеры, люди, которые находятся сейчас на заслуженном отдыхе. Они показали пример организованности, коммунистического отношения к труду.
Коллектив работников пионерского лагеря от всего сердца благодарит наших старших товарищей и желает им долгих лет жизни, счастья и молодости духа» («Вперед», 8 июня 1963).
«В живописном месте, на берегу реки Пекши, раскинулся пионерский лагерь Костерёвского комбината им. Коминтерна. Для ребят здесь созданы все условия для отдыха. Любители спорта могут поиграть в волейбол, баскетбол, теннис. На летней эстраде постоянно демонстрируются художественные фильмы, выступают участники художественной самодеятельности, организуются встречи с ударниками коммунистического труда.
Ребята не только весело и разнообразно отдыхают, но и оказывают помощь совхозу «Петушинский» в заготовке веточного корма.
В Пекшинском пионерском лагере сейчас отдыхает 206 ребят. Они находятся под наблюдением опытных воспитателей, среди которых много молодежи. Взять, например, студентку третьего курса педагогического института Людмилу Халявку. Ее очень уважают ребята за то, что она, не жалея энергии и сил, много внимания уделяет досугу детей в лагере.
Веселый отдых, правильный режим питания и постоянные занятия помогут ребятам укрепить здоровье, набраться сил перед новым учебным годом» («Вперед», 29 июля 1964).
Деревня Болдино

Категория: Петушки | Добавил: Николай (11.12.2016)
Просмотров: 4994 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru