День тезоименитства Архиепископа Антония 17 января 1868 г. 17 января 1868 года, в день тезоименитства Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Антония, трудящегося у нас. В прошлый год, на первых порах прибытия Архипастыря на Владимирскую кафедру, ему не угодно было открыть день своего тезоименитства; но ныне, настоятельные перед Владыкой просьбы нашего представительного духовенства, дали нам возможность ознаменовать этот день особенным празднеством, и тем выразить перед добрым и любимым всеми Архипастырем одушевляющих все духовенство чувства любви и благодарности к Нему.
17-го числа во всех городских церквях совершены были поздние литургии. В крестовой Архиерейской церкви литургию совершал сам Высокопреосвященнейший, а в церкви семинарской, соборне с о. Ректором семинарии, служили семинарские наставники-священники. После благодарственного Господу Богу молебна о здравии и благоденствии своего Архипастыря начальники и наставники семинарии поспешили в крестовую Архиерейскую церковь, где благодарственный молебен был совершен всем градским духовенством, при предстоятельстве Архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря о. Досифея. На молебне присутствовали представители нашего городского общества, некоторые из гражданских и военных чинов, и многие уездные о. благочинные, прибывшие во Владимир с своими годичными отчетами, нарочито ко дню тезоименитства своего любимейшего Архипастыря, чтобы в этот именно день изъявить ему чувства благодарности духовенства всей епархии за Его неутомимую деятельность и отеческую заботливость о благе своей паствы. По окончании молебна все духовенство г. Владимира вместе с прибывшими о.о. благочинными, начальствующие и наставники семинарии и училища, представители городского общества и светские лица, в количестве более 100 человек, встретили Архипастыря в Его покоях и искренно приветствовали Его со днем Ангела. О. Ректор семинарии, Архимандрит Павел от лица всего собрания приветствовал речью высокого именинника и в заключение ее поднес Ему в дар от начальников и наставников семинарии серебряную, украшенную разноцветными камнями панагию, на обратной стороне которой изображен Препод. Антоний Великий и сделана следующая надпись: «Антонию, Архиепископу Владимирскому – от начальников и наставников семинарии, 17-го января 1868 года». В это же время Кафедральный о. протоиерей Ф.М. Надеждин, от лица духовенства, поднес Владыке св. икону Божией Матери Владимирской, а градский Покровский голова Г.С. Хохлов от своего общества приветствовал Владыку хлеб-солью. Не забудем при этом сказать, что Архипастырь со смирением слушал не льстивую, но вполне достойную Его, одушевленную, от сердца исходившую речь о. Ректора, а все окружавшие высокого Именинника слушали ее с восторгом. И мы с полной благодарностью к о. Ректору, сообщившему нам свою речь, помещаем ее здесь для всех наших читателей.
«Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! В недрах Церкви Христовой издревле был обычай, сделавшийся потом общим, чтобы каждая паства отличала и достойно чтила те дни из жизни своих святителей, которые Промысел Божий благоволили ознаменовать или естественным рождением, или возрождением благодатным, или поставлением их в сан святительский. И этот благочестивый обычай имеет себе основание в слове Апостольском, по которому надлежит не только знать, но и сугубой чести сподоблять духовных отцов – Пастырей, трудящихся в слове и учении. В руководстве пасомых по пути истины и добра и вообще устроении Церкви Божией. Следуя внушению слова Апостольского. Подражая благому примеру Христовой древности и Владимирская паства с нарочитой торжественностью чтит и торжествует настоящий, благознаменитый день новолетия своего Иерарха. Воздав в святилище храма славу и хвалу Богу о Тебе, Иерарх церкви нашей, мы предстали теперь пред лице Твое, чтобы в честь настоящего торжества повергнуть к святительским стопам Твоим одушевляющие нас ныне чувства радости. И наша радость исходит из глубины души и от чистого сердца. Мы глубоко и сердечно убеждены, что Тот, во власти Коего времена и веки, отверзая Тебе ныне врата нового лета, вводит и нас как бы в новую область утешительных надежд. Мы уверены, что дарование Тебе новолетия есть благо даруемое небом не для Тебя только. Богоизбранный Архипастырь, но паче для нас – чад Твоих, Тобой вразумляемых и руководимых по пути истины и добра. Мы уверены, что Твое долгоденствие – наше благоденствие. И высота цели, ради которой Дух Божий облек Тебя благодатию первосвященства, и собственная доблесть Твоя,- Твоя неусыпная заботливость о благе вверенной Тебе паствы, Твоя ревность о распространении между пасомыми духа мира и любви, Твои чрезмерные труды в устроении паствы Владимирской невольно возбуждают в каждом из нас радостные движения души и неудержимо движут нас излить их перед Тобой в минуты настоящего торжества. Мы – скромные делатели духовного вертограда, воспитатели и руководители духовного юношества, мы особенные чувствуем еще побуждения к радости в настоящий день, потому что в Тебе стяжали и всегда имеем чадолюбейшего отца, и мудрого руководителя, и особенного благодетеля и многотерпеливого начальника. Благослови же нам, Владыко святый, в день новолетия Твоего принести Тебе исходящую от искренно любящих Тебя сердец нашу радость, как лучшую жертву благодарности за Твою отеческую любовь к нам. И благоволи принять сию жертву с обычной тебе благостию, с полным доверием истине наших слов и искренности наших чувств. А во свидетельство духовной любви, связующей сердца наши, благоволи принять и сей священный и освященный уже символ (Панагия – дар поднесенный Архипастырю – имениннику от семинарии, была освящена в семинарской церкви.). Пусть он будет для Тебя всегда живым свидетелем нашей постоянной, сыновней Тебе преданности, а для нас – видимым знанием и залогом исполняющей Твою душу отеческой любви к нам. С любовью поднося Тебе этот священный символ нашей искренней любви, со смирением сердца прося принять его, с сыновним дерзновением уповаем встретить Твое отеческое сочувствие и удостоиться Твоего Архипастырского благословения».
В ответ на эту, вполне выразившую чувства духовенства и особенно семинарского общества речь о. Ректора, Высокопреосвященнейший Архипастырь, сколько мы помним, изволил сказать: «если я что либо и успел сделать полезного и доброго, не только для одного духовенства, но и для всей своей паствы, то это было дело не моих сил, а благодати Божией, всегда восполняющей человеческие немощи. И как прежде, так и на будущее время, в успехах своего делания, я единственно уповаю на помощь Божественной Благодати, о ниспослании мне которой и прошу всегда молитв своей паствы». При этом Владыка особенно обратился к о. Ректору и наставникам семинарии, и с теплым чувством благодарил их за выраженные ими чувства и поднесенный Ему дар.
Общим, единодушным и искренним тостом за здравие и благоденствие Архипастыря, закончилось наше празднество в честь Его тезоименитства.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 3 (1 февраля 1868 год).
17-е января 1869 г. во Владимире
Праздник тезоименитства Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского и в 1869 году отпразднован Владимирской паствой, как духовенством, так и светским обществом, с прежними и всегдашними чувствами любви и преданности к своему доброму и любимому Архипастырю. Даже более: неутомимые, неоднократные и продолжительные путешествия Владыки, сделанные им в нынешнее лето и осень по епархии, еще более сблизили Архипастыря с паствой; они дали духовенству осязательные основания и доказательства познать в своем настоящем Владыке радетельного и близкого ко всем начальника, мудрого правителя и доброго, неустанно попечительного отца. Это-то и высказалось со стороны духовенства в день Ангела Владыки. Кроме многих, прибывших во Владимир с годичными отчетами о. о. благочинных, некоторые из уполномоченных от духовенства на епархиальный съезд по преобразованию семинарии и духовных училищ, вместо 20-го января — дня начала съезда — нарочно поспешили во Владимир к 17-му числу, чтобы в день Ангела достоуважаемого Архипастыря, вместе с о. о. благочинными, изъявить ему чувства признательности духовенства своих училищных округов за благоплодную деятельность и заботливость Архипастыря о благе и нуждах своей паствы. От избытка сердца нам хочется сказать: счастлива паства, имеющая такого Архипастыря, — и благодарность и благо Архипастырю в немногие годы святительства в пастве, так полно и искренно привязавшему ее к себе! Уверены, что это повторят с нами и все, сознающие все бремя лежащих теперь на нас трудов, забот и жертв, которые нам нужно понести особенно ныне, когда пред лицом нашим стоят вопросы и дела относительно великого и трудного дела улучшения быта духовенства и преобразования духовно-учебных заведений, имеющего совершиться в нашей епархии, в половине наступающего года. Лик добро и мудро делающего начальника-Архипастыря - этот светлый лик, присущий взору каждого, на половину облегчает бремя забот, трудов и жертв...
17-го числа после совершения литургии в своих церквах, к благодарственному Господу Богу молебствию о здравии и благоденствии Архипастыря, все духовенство, начальствующие и наставники семинарии и духовного училища собрались в крестовую Архиерейскую церковь, где, после совершенной самим Архипастырем литургии, о. ректором семинарии, Архимандритом Павлом со всем духовенством и отслужен молебен за высокого именинника. Представители городского общества и некоторые из гражданских и военных чинов также присутствовали на молебне, по окончании которого все отправились приветствовать Владыку с днем Ангела в его покоях. Как и в прошлом году, замечательно владеющий даром слова о. ректор семинарии от лица всего духовенства и в частности от семинарии сказал Владыке речь, в заключение которой от начальства и наставников семинарии поднес ему в дар серебро-позлащенное, настольное изображение распятия Господня с приличною надписью на нем. По нашему разумению, весьма умно придуман был семинарской корпорацией именно этот, а не другой подарок. Он вполне отвечает времени и обстоятельствам как того, кому его дарили, так и тех, которые поднесли дар, что и выяснил о. ректор в своей следующей речи: «Высокопреосвященнейший Владыко,
Любвеобильнейший наш Архипастырь и отец!
Время молчати, и время глаголати, — снизал один мудрец священной древности. Имея всегда в памяти это мудрое слово и сличая между собою времена и годы, годы и дни жизни человеческой, убеждаемся, что есть, точно, годы и в году дни, когда душа наша от полноты своих чувств неудержимо стремится сказаться в них тому, кому они принадлежат; когда, по закону природы нашей, от избытка сердца уста говорят. И такие дни бывают не только в жизни каждого человека, но — и в жизни целого общества. Мы почтим истину и произнесем сущую правду, если скажем, что такой день есть и у нас, у всех здесь собравшихся, у всей паствы Владимирской. Это день новолетия твоего, возлюбленный наш Архипастырь! Знаменателен для нас день сей, как начальный день твоей жизни; торжествен он и как новый день жизни всей паствы твоей. Почему так? Мы глубоко убеждены, что жизнь святителя церкви Христовой, составляя его личное достояние, есть вместе достояние и церкви; что новый год пастыря церкви, принадлежа ему, как год его жизни, принадлежит и пастве, как год его пастырского служения. По премудрому устроению Верховного Пастыреначальника — Великого Архиерея Иисуса, в епископе сокрыты, так сказать, судьбы целого общества верующих; в нем источник небесных благословений для пасомых; в нем залог надежной будущности паствы, порядка и благоустройства в ней. Потому-то новое движение дней в жизни иерарха церкви начинает собою, так сказать, новый ряд дней в жизни паствы; со дня новолетия пастыря наступает новый ряд его забот, трудов и подвигов, каких могут потребовать нужды пасомых; с этого же дня и вся паства как бы вступает в новое лето жизни, с этого дня начинается новая пора и для пасомых, которые ждут от пастыря в будущем своих судеб... Здесь-то скрывается тайна тех чувств, какими одушевляются пасомые при тех или других переменах и событиях в жизни их пастыреначальников. Здесь тайна и нашей радости в настоящий день новолетия твоего, возлюбленный наш Архипастырь!.. По нравственной связи, связующей нас — твоих пасомых с тобою — нашим пастырем, по силе взаимных отношений наших, по любви соединяющей сердца наши, мы невольно чувствуем радостное движение души в настоящие минуты; новолетие в твоей жизни есть для нас великий праздник и составляет предмет особенной радости. И мы, необинуясь, торжественно свидетельствуем ныне нашу радость, как, несомневаясь, верим, что Господь, отверзая тебе врата нового лета, вводит и всю тобою руководимую паству в область новых надежд и лучшей будущности…
Но при этом да позволено будет, Владыко, обратить твой святительский взор на некоторые особенности нашей радости и особые побуждения к ней. По указанию Державной мысли и воли, духовно учебные учреждения, служащие рассадником религиозного просвещения должны вступить на новый и лучший путь, и стать в новые лучшие условия своего существования. Реформа сих учреждений, совершившаяся уже в иных местах, не замедлит последовать и у нас. По новости предстоящего дела, наша неопытность легко может встретить много, тяжелых сомнений, тяжких недоразумений и больших трудностей; возможны, если не сказать неизбежны, — возможны здесь с нашей стороны, разного рода ошибки и увлечения, которые в свою очередь могут грустно отозваться на судьбе наших питомцев, на детях духовенства епархии. В виду возможных в будущем случайностей невольно иногда вторгаются в душу смутные мысли и овладевают ею тревожные опасения, погружая нас в тяжелое раздумье... Но когда, среди смущений и опасений предносится взору нашему светлый и спокойный образ нашего мудрого и благостного иерарха, то и мы с спокойным видом и радостным чувством начинаем взирать на свое будущее... Да! мы уповаем, что ты, наш Архипастырь, своею мыслью, умудренною долгим опытом жизни, предусмотришь всевозможные случайности, своею благостию отвратит все ошибки нашей неопытности, своею благою мудростию и мудрою благостию укажет самый лучший исход из всех трудностей, возбуждаемых новостию дела и нашею неопытностию. Нельзя не сознаться - и мы ясно сознаем и живо это чувствуем, что своими надеждами возлагаем, так сказать, тяжелый крест на рамена твои и терновый венец на главу твою, Святитель наш и Отец!.. Но, — свидетель Сердцеведец, — что в это же самое время мы от глубины души молим и всегда будем молить Подвигоподвижника Иисуса, да Сам Он своею силою понесет с тобой возлагаемый на тебя крест и венец во славу Его св. имени, к чести твоей и к благу всей твоей паствы. И молясь уповаем, уповая радуемся, радуясь торжественно приносим тебе нашу радость, как лучший дар сердец любящих и от полноты любви радующихся в настоящий день твоего новолетия.
Прости нас однако, Владыко, что мы с такою откровенностию изъясняемся пред тобою в наших чувствах и надеждах, которые и для нас самих долго составляли тайну сердца покрытую печатью молчания: эта откровенность есть живой голос истины и любви. Она — то, истинная и искренняя любовь внушила нам еще смелость запечатлеть нашу радость каким-либо внешним видимым знамением на память прошедшему и будущему времени...
И вот символ, в котором сказались мысли и чувства настоящего дня. Пусть это св. знамение креста свидетельствует тебе о тяжести наших радостных надежд, возлагаемых на твою отеческую любовь среди предстоящих трудностей; а образ Распятого на кресте да будет успокоением и утешением для тебя среди многих и многих забот и тяжких трудов. Прими же, Владыко, прими от нас в дар этот малоценный, но священный и знаменательный символ, как по силе сокрытых в нем наших чувств, так, и тем более, по величию Того, Кого он изображает. Нас же всех удостой твоего Архипастырского благословения, да радость наша будет совершенна...»
После речи о. ректора семинарии, кафедральный протоиерей о. Ф.М. Надеждин, при кратком приветствии, поднес Владыке хлеб-соль от духовенства; и затем Владыка отвечал приветствовавших его в самых теплых и искренних словах, в которых выразил, что он всегда и везде глубоко ценил добрые отношения к нему духовенства, так как при этих только отношениях и возможна успешная во благо общее деятельность. Тем более, заключил Владыка, эти добрые отношения нужны теперь, когда не в виду уже только, но самым делом предстоит нам не малая работа, потребны не малые жертвы при преобразовании училищ!
После этих слов дорогой именинник и радушный хозяин пригласил всех присутствовавших к закуске, которую закончил общий, и искренний тост за здравие и благоденствие любимейшего Архипастыря на многие и многие годы в славу и пользу служения его св. церкви, всему отечеству и Владимирской пастве.
С — кий.
Архиепископ Антоний (Павлинский)Copyright © 2016 Любовь безусловная |