Леонид Иванович Сахаров, по определению А.С. Гацисского, даровитый областной писатель, две трети своей жизни провел в родной ему Нижегородской губернии и только последние 20 лет посвятил Владимирской, где и скончался. Если Нижегородская губерния имеет все права называть его своим уроженцем и деятелем, то и Владимирская не может вычеркнуть его из списка своих деятелей.
Сахаров Леонид Иванович
Сын священника (после протоиерее) Леонид Иванович родился в гор. Арзамасе, Нижегородской губернии, 10 марта 1825 года. Как сын священника, Сахаров был довольно основательно подготовлен для поступления в школу и в 1834 году был принят в низшее отделение Нижегородского духовного училища, откуда в числе лучших учеников перешел и в местную семинарию.
В 1840-х годах в духовных семинариях существовало желание тогдашнего времени, чтобы семинаристы вступали в жизнь не с пустыми руками, не с одними только теоретическими и отвлеченными знаниями, а чтобы они действительно были полезными — по мере возможности — советниками для народа, в те времена еще более некультурного, чем теперь. Дубенский Николай Яковлевич был послан семинарским начальством в Горыгорецкую земледельческую школу. Одновременно с ним был послан туда же, в 1843 году, в число воспитанников высшего разряда, и Нижегородскою семинариею Л. И. Сахаров, где слушали они курсы: сельского хозяйства по всем отраслям его, ветеринарии, естественной истории, физики, химии, прикладной математики, механики, географии, сельской технологии и архитектуры, энциклопедии камеральных наук, положительного русского законоведения, русской словесности и немецкого языка. Как видим, курс был очень обширен, на прохождение его полагалось только три года и — что главное — курс так должен быть усвоен, чтобы по окончании курса в школе, сейчас же занять в семинарии место преподавателя этих предметов. Что выходило от такого своеобразного приготовления преподавателей — сказать определенно не решаемся, но во всяком случае как Дубенский, так и Сахаров своими примерами доказывают нам, что казенный хлеб ели они в школе не даром: оба они явились на своих родных местах такими полезными деятелями, что им товарищи по учению в семинарии могли только завидовать.
По окончании курса в Горыгорецкой земледельческой школе, Л. И. Сахаров в августе 1846 г. был назначен преподавателем сельского хозяйства в Нижегородскую духовную семинарию. Всего в родной семинарии Леонид Иванович прослужил 12 лет, при чем два года он преподавал латинский язык и четыре года был экономом семинарии. Преподавание сельского хозяйства и естественной истории, помимо сообщения воспитанникам полезных сведений, обогатило библиотеку семинарии собранными Сахаровым коллекциями насекомых, гербарием местной флоры, несколькими чучелами животных и моделями земледельческих орудий. За эту же службу в семинарии Л. И. был награжден от Св. Синода годовым окладом жалованья.
Занятия в семинарии сельским хозяйством, естественно, натолкнули его на исследование разных отраслей сельско-хозяйственной промышленности родного края, а это в свою очередь повело и к литературной деятельности. Здесь прежде всего отметим напечатанное им в «Трудах Императорского Вольно-Экономического Общества»: «О пользе возделывания у нас ярицы» — 1850 г., т. III, отд. IV, стр. 34 и след.; «Село Кичанзино в хозяйственном отношении» — 1851 г., т. II., отд. II, стр.
18 и след. Эта статья обратила на себя внимание Вольно-Экономического Общества, которое и наградило автора малой серебряной медалью. «Мак и масляники» - в 1856 г., т. III; за эту статью автор получил благодарность от того же Общества, со внесением этого обстоятельства в формуляр. Кажется, в том же 1856 г. напечатана и статья — «Разведение Шараповского табаку» (точной даты, к сожалению, дать мы не можем).
Появление трудов Сахарова в издании Вольно-Экономического Общества не было началом литературной деятельности Леонида Ивановича: как он сам в свое время сообщил Гацисскому, он начал печатать свои статьи с 1848 г. в «Нижегородских Губернских Ведомостях» (по 1857 г.), где и поместил: «О пользе разведения ярицы в Нижегородской губернии»; «Беседы о Нижегородском сельском хозяйстве», «О повивальных бабках»; «О посвящении татар в муллы и азанчеи», и «Доля бедняка — чиновника, подражание Кольцову». К сожалению, указателя к этим губернским ведомостям до сего времени еще не издано (хотя и обещано), а самые ведомости трудно находимы, и потому приходится ограничиться одним глухим указанием самого Сахарова.
Служба в семинарии дала повод к тому, что в 1857 г. бывший нижегородский губернатор А. Н. Муравьев, с согласия местного епископа Иеремии, командировал Л. И. Сахарова в 7 уездов Нижегородской губернии для обозрения их в статистическом, хозяйственном и промышленном отношениях, а после этой командировки был приглашен Сахаров в помощь распорядителю по устройству в Нижнем Новгороде сельско-хозяйственной выставки; за все эти труды, по ходатайству министра государственных имуществ, Леонид Иванович получил денежную награду в 200 руб.
Оставив службу в семинарии, Леонид Иванович пристроился к Нижегородскому статистическому комитету, и уже с этого времени положение его становится неопределенным, мало устойчивым. Работа в комитете — прежде всего — плохо обеспечивала в материальном отношении. Правда, он принимал различные меры к улучшению своего положения, — так в 1858 — 1859 гг. он начал было усиленно сотрудничать в «Ярмарочном Справочном Листке», где писал передовые статьи, фельетоны (народные сцены), вел театральную хронику и т. п., но он не был и не мог быть постоянным газетным работником, и потому сотрудничество в «Листке» должен был скоро бросить; в самом Комитете работы сравнительно было мало, особенно интересной для него работы, и потому служил он там вообще не долго.
В 1862 г. Сахаров был командирован для нахождения при квартире чрезвычайного посланника и уполномоченного министра двора Его Величества Шаха персидского, но эта командировка в сущности ничего не давала и только в конце концов была изъявлена благодарность со внесением в формуляр.
В 1865 г. Леонид Иванович поступил опять на службу, именно помощником правителя канцелярии Нижегородского губернатора, но в судьбе его уже начался поворот к худшему: в канцелярии он прослужил только 8 месяцев, с 12 января по 1 сентября 1865 г., когда бил уволен но
случаю сокращения штатов Высочайшим повелением, изъясненным в предписании министра внутренних дел от 29 июля 1865 г. и согласно положению комитета министров, при чем за усердную службу был награжден единовременно 80 р. из сумм государственного казначейства.
Видимое дело, жизнь в Нижнем Новгороде уже не сулила Л. И. Сахарову ничего хорошего, там начали преследовать его неудачи (так, он лишился первой жены, оставившей ему 4 детей; женат он был всего три раза), и Леонид Иванович решил попытать счастья во Владимирской губернии, где у него были родные со стороны матери (она была родом из Озяблицкого погоста, Муромского уезда).
Однако Владимирская губерния встретила «чужака» недружелюбно: долго пришлось ему странствовать по губернии, и все таки ничего добиться не удалось. Приютил его на первых порах, надо думать, родной дед, поступивший из Озяблицкого погоста в монахи и бывший ко времени переселения Сахарова во Владимирскую губернию уже игуменом в Болотниковской пустыне. Думаем, что это был родной дед, в монашестве под именем Вассиан, а прежде бывший Василий Петрович Доброхотов. Пребывание в Золотниковской пустыне, хотя бы и у родственника, конечно, могло быть только временным, так как сама пустынь не представляла совершенно никакого интереса для человека все же довольно развитого, образованного, можно сказать — видавшего виды на своем веку. На счастье Леонида Ивановича в ноябре 1867 г. был переведен из Нижегородского Печерского монастыря в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь настоятелем архимандрит Досифей, знавший Сахарова и в Нижнем. Состоялось свидание земляков и Леонид Иванович остался у Досифея сначала так погостить, а потом, когда все выяснилось, архимандрит пригласил Сахарова в свои домашние секретари. Вполне понятно, что секретарствовать у архимандрита было нечего, так как единственная письменная работа архимандрита, как коменданта крепости, была в сущности очень несложна и требовала только нужной в том или ином направлении отписки.
Но делать что-нибудь нужно было и Л. И. Сахаров занялся собиранием материала для описания того монастыря, где жил, тем более, что и монастырский архив представлял очень много интересного материала, которым все таки — надо правду сказать — Леонид Иванович не сумел воспользоваться, хотя бы в пределах возможного. Известно только, что он сообщил в редакцию «Русской Старины» материалы о Кондратии Селиванове, бывшем коноводе скопцов. Занятия историей монастыря все же двигались вперед довольно успешно, и в 1869 г. Л. И. Сахаров имел уже возможность напечатать во «Владим. Епарх. Ведом.» — «Из истории Спасо- Евфимиева Суздальского монастыря», 1869, № 19, стр. 920 — 928, и № 20, стр. 975 — 984, а в 1870 году на средства архимандрита Досифея было издано «Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Собрано из разных материалов Л. Сахаровым». Это издание в 1878 г. было повторено, после исправления и дополнения.
Обстоятельства в то время вообще благоприятствовали Сахарову. И сам архим. Досифей, с большою вероятностью надо полагать, попал в Суздаль не без ходатайства тогдашнего Владимирского архиепископа Антония (Павлинского), который в 1857 — 1860 гг. был епископом Нижегородским и, стало быть, хорошо знал Досифея. Приехав в 1866 г. во Владимир с Волыни, архиепископ Антоний не привез с собой оттуда секретаря, а на первых порах обходился услугами различных лиц, которые старались крепко держать в руках свою власть. Но архиеп. Антоний был не таков, чтобы делить свою власть с другими: добродушный, милостивый к духовенству, настоящий образец старинного архипастыря, он не выносил присутствия около себя этих алчущих и жаждущих поживиться и нажиться, и потому не прочь был всегда сменить своего секретаря, раз он переходил положенные пределы. В среде тогдашнего черного духовенства были у архиепископа особые любимцы, — это архимандриты Даниил в Боголюбове и Досифей в Суздале. Вероятно, в одну из бесед Досифей и указал Антонию на Л. И. Сахарова, которого владыка знал несколько и по Нижнему. Таким путем, думаем, и состоялся переход Леонида Ивановича из Суздаля в секретари к архиепископу Антонию.
Прослужил Леонид Иванович в должности секретаря при архиерее около 9 лет. Место это для многих очень завидное, желательное; для Сахарова оно было только приличное, — ушел он с этой должности почти с тем, с чем и пришел. Так было в характере Леонида Ивановича, да и обстоятельства не приучали к чему-нибудь другому.
Во время службы Л. И. изредка и сотрудничал во «Влад. Eпapx. Ведом.», — так в 1873 г. он поместил — «Открытие гор. Иваново-Вознесенска и соборного в нем храма» — № 18, стр. 553 — 558; в 1878 г. — «Освящение теплаго храма в Введенской пустыне, Покровского уезда», № 19, стр. 594 — 599 (тоже и в отд. отт. Владимир. 1878, 19 стр.).
Архиепископ Антоний скончался в апреле 1878 г., а новый епископ Феогност (Лебедев) прибыл во Владимир в конце декабря того же года. Новый преосвященный привез с собою своего секретаря, впоследствии столь памятного П. И. Талепоровского. Леониду Ивановичу без всяких объяснений было отказано от места, даже не дали дослужить полгода, чтобы
иметь право на получение пенсии. Можно было подумать, а после — пожалуй — и вполне убедиться, что новые лица приехали с каким-то предубеждением против прежде существовавших порядков. На деле, кажется, так и было. Епископ Феогност, насколько после стало известно, был человек совершенно другого покроя, при нем в церковной жизни появилось много нового, чего ни архиепископ Антоний, ни его приближенные, может быть, и не подозревали. Естественно поэтому, что Л. И. Сахаров был совершенно не подходящий человек. Всякому овощу свое время!
Выбитый из колеи, Сахаров все же на первых порах скоро нашел покровителя в лице памятного во Владимирской губернии Андрея Николаевича Шишкова, который, будучи управляющим акцизными сборами по губернии, дал Леониду Ивановичу должность помощника акцизного надзирателя по Суздальскому уезду. С этого времени Сахаров окончательно поселяется в Суздале. Местное общество очень скоро полюбило Леонида Ивановича, как добряка, как опытного устроителя музыкальных и литературных вечеров, семейных спектаклей, как отзывающегося тепло на нужды и просьбы каждого.
За это время Л. И. Сахаров напечатал несколько статей во «Вл. Еп. Вед.», как напр. — «Пребывание во Владимирской епархии преосвященного Паисия, митрополита Апамийского» — 1879 г., № 8, стр. 196 — 204; «Некролог. Игуменья Евлампия» — 1883 г., № 13, стр. 400 — 405; «Три старца» — 1884 г., № 3, стр. 01 — 09.
В конце 1884 г. Владимирское акцизное управление, как самостоятельное, было уничтожено, Шишков был переведен в Рязань, а Л. И. Сахарову пришлось остаться совсем без места. После этого он прожил с небольшим два года, испытывал всю беспомощность своего положения. Условия жизни в это время наступили для пего самые тяжелые: средств не было, а семья прибавлялась. В это тяжелое время постоянно приходил к нему на помощь уже раньше тепло пригревший Сахарова архим. Досифей. Он снабжал Леонида Ивановича всем необходимым.
Чтобы закончить невеселую повесть о жизни Сахарова, скажем несколько слов о литературной деятельности его. Обстановка, конечно, нисколько не благоприятствовала этому: полная необеспеченность заставляла думать совсем о другом, а не о творчестве, да и страсть к писательству у Леонида Ивановича — в общем надо сказать — была очень слаба. Во «Влад. Епарх. Вед.» Сахаров напечатал еще только «Стихотворение на открытие и освящение памятника кн. Д. М. Пожарскому» — 1885 г. № 13. стр. 418 — 419.
Леонид Иванович в последний период жизни в Суздале изредка сотрудничал в «Современ. Известиях». Это сотрудничество вовсе не носило того острого, полемического, обличительного задора, какой, правда, появлялся тогда в некоторых корреспонденциях вообще из Владимирской губернии, — во всяком случае Л. И. тут был не причем. Но — замечательно — лица, прежде относившиеся к нему с великим почтением, почитавшие его мнения непреложными, теперь — при новом курсе, когда Леонид Иванович был разбит на всех путях, эти лица всякое жесткое слово в «Современ. Известиях» приписывали Сахарову и свои домыслы — ничтоже смутяся — находили возможным и даже уместным печатать в своем услужливом органе; эти домыслы были, как говорят теперь, прямо-таки провокационного характера. И все это было несправедливо: Л. И. печатал в газете сравнительно очень мало, и при том почти все без подписи. Указать его статьи там теперь нет никакой возможности, — известны только две его статейки: «Освящение памятника» — кн. Пожарскому в Суздале — «Современ. Изв.» 1885, № 136, и «Торжество открытия памятника» — № 137. Чтобы покончить со списком его трудов, отметим еще — «Суздальско- Нижегородское торжество наших дней», по поводу того же открытия памятника кн. Пожарскому, напечатанное в «Нижегород. Губ. Ведом.» 1885 г., 20 и 21.
Скончался Л. И. Сахаров в Суздале 11 января 1887 года; все заботы по его похоронам взял на себя его неизменный благодетель, архим. Досифей.