Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.04.2018
04:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 456

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [849]
Суздаль [295]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [217]
Музеи Владимирской области [57]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [109]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [71]
Вязники [174]
Камешково [49]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [142]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Граффити Золотых ворот в г. Владимире

Граффити Золотых ворот в г. Владимире

С.Н. Вахтанов

К настоящему времени тема граффити Золотых ворот остаётся малоизученной. В 1940—1960-е годы Н.Н. Ворониным были опубликованы некоторые граффити, расположенные в разных местах памятника. Среди них: два княжеских знака из пятой (с востока) наружной ниши южной стены ворот, стреловидные знаки — производственные метки мастеров, процарапанные на камнях лестницы, а также крестообразные и похожие на буквы рисунки, косые перекрещивающиеся линии и кресты (в т.ч. крест с надписью «Гюргич»), имеющиеся на западном косяке перехода на боевую площадку. Говоря о последних, исследователь отмечает, что это «древние граффити преимущественно в виде крестов, похожих на переславские и боголюбовские граффити». По предположению Н.Н. Воронина, они были процарапаны выходившими на площадку воинами.
Кроме рисунков, на белых камнях перехода сохранились и древние надписи-граффити, в том числе домонгольского периода. В последние годы их прочтением и датировкой занимается доктор исторических наук А.А. Медынцева.
В наше время, после расчистки стен реставраторами, эти рисунки и надписи стали более доступны. Как показали исследования последних лет, граффити обильно покрывают не только западный косяк двери, а вернее, западную стену (длиной около двух метров) этого перехода, но и поверхности целого ряда камней на его восточной стене. Внутри здания новые граффити были обнаружены большей частью на стенах данного перехода, соединявшего несуществующую ныне боевую площадку (которая в древности находилась под сводами самих ворот) и лестницу, устроенную в белокаменном массиве их южной стены. Ещё несколько процарапанных на камне изображений были найдены на поверхности северной стены этой лестницы. Осмотр наружных стен древнего памятника граффити пока не выявил, что связано, прежде всего, с плохой сохранностью самой поверхности белого камня стен и наличием на них толстого слоя обмазок и побелок.
Все найденные рисунки-граффити по своему содержанию можно распределить по трём сюжетно-смысловым группам. К первой, наиболее многочисленной, относятся изображения, имеющие религиозную направленность. Вторую группу составляют несколько рисунков бытового и символического характера. К третьей принадлежат строительные метки.
Рассматривая граффити первой группы, прежде всего, следует отметить большое количество самых разных крестов: от едва заметных, процарапанных на камне пересекающихся линий до вырезанных очень тщательно и достаточно глубоко. Общее количество крестов, имеющих более или менее чёткие очертания, насчитывается 48. Из них 31 находится на западной стене перехода на боевую площадку, 13 — на её восточной стене и 4 — на камнях северной стены лестницы.
Точная датировка этих крестов затруднена отсутствием достаточного сопутствующего палеографического материала. Опираясь же только на их форму и вид (бытовавшие без существенных изменений иногда по нескольку столетий), на технические приёмы и художественные особенности, можно датировать эти изображения лишь приблизительно.


Ил. 1
Кресты-граффити перехода на боевую площадку:
а) на пилястре западной стены;
б) на западной стене.

Достаточно архаично выглядит ряд крестов (ил. 1а, б) типа латинского и греческого с углублениями на концах лопастей (в том числе в виде треугольников). Они во многом аналогичны крестам, имеющимся на камнях церкви Бориса и Глеба в Кидекше и суздальского Рождественского собора, датированным (по относящимся к ним надписям) ХІІ-ХІІІ веками.


Ил. 2
Процветший крест на пилястре западной стены перехода на боевую площадку.

Несколько необычно построена композиция процветшего креста с отрогами (размер по вертикали — 21 см.) на пилястре западной стены перехода. Его рисунок проходит по двум смежным, поставленным один на другой блокам кладки (ил. 2). Достаточно глубоко врезанные в камень линии, симметричность композиции и определённая соразмерность деталей обнаруживают не только большое старание автора рисунка, но и значительные художественные навыки. Стебли побегов, произрастающих из основания четырёхконечного креста, изгибаясь, направляются не только вверх в виде отрогов, но в большей степени вниз и в стороны. При этом они напоминают одновременно и гибкие ветви, и длинные мощные корни некоего Древа Жизни, которое в данном случае, вероятно, и символизирует этот крест. В самом основании креста побеги образуют круглую область, трактованную А. А. Медынцевой как Голгофа.


Ил. 3
Рисунок шатрового храма на пилястре западной стены перехода на боевую площадку.

Кроме крестов, изображённых воинами в качестве молитвенного обращения к Богу за благословением и защитой, к этой группе граффити относится также рисунок шатрового храма (ил. 3). Его венчает четырёхконечный крест, укреплённый растяжками (от крыши к центру креста). Фасад украшен окном-розеткой, а по краю боковых стен и крыши пущен фриз городкового орнамента, указывающего, по мнению А.А. Медынцевой, на бревенчатую конструкцию здания.


Ил. 4
Рисунок поражённого копьём воина на западной стене перехода на боевую площадку.

Из рисунков-граффити второй группы наиболее интересно изображение поражённого копьём воина (ил. 4). Воин в шлеме, плаще, со щитом за правым плечом получил удар копьём (возможно, дротиком) в верхнюю часть корпуса, сохранив при этом своё вертикальное положение и какую-то своеобразную невозмутимость. Рядом с ним со стороны его левой руки находится его собственное копьё. Изображение самой руки, также, как и левой ноги, не обнаружено по причине нечёткости рисунка и плохой сохранности белокаменной поверхности. Данный рисунок расположен на западной стене перехода и имеет значительный размер: по вертикали — 35 см.
Ряд рисунков, не относящихся ни к религиозной тематике, ни к знакам технологического значения, пока не поддаются объяснению. Таково, например, изображение фигуры ромбовидной формы, заполненное штриховкой в виде решётки. Эта фигура расположена слева от головы воина и, может быть, каким-то образом имеет к нему отношение.

Третья группа рисунков-граффити представляет собой строительные метки, оставленные зодчими при возведении здания. Вероятно, поэтому не будет ошибкой датировать их XII веком, тем более, что они имеют аналоги на стенах церкви Бориса и Глеба в Кидекше и Дмитриевского собора во Владимире. Прежде всего, это изображения стрел, о которых упоминал Н.Н. Воронин, и несколько линий-диагоналей, слабо прочерченных по лицевой поверхности некоторых блоков кладки, и на северной стене лестницы, и на обеих стенах указанного перехода. Такие диагонали, к примеру, отчётливо видны на камне с надписью XIII в.: «Господи помози рабу своему Андрею», опубликованной А.А. Медынцевой в 2008 г. (ил. 5). Возможно, что зодчие помечали таким образом определённые грани подготовленных для кладки блоков.


Ил. 5
Строительная метка в виде пересекающихся линий-диагоналей на блоке с надписью XIII в. на западной стене перехода на боевую площадку.

В заключение необходимо отметить, что, с одной стороны, граффити Золотых ворот вполне отражают широко распространённую в Древней Руси традицию писать на стенах каменных зданий. С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что в Золотых воротах отмечается их очень большая концентрация на достаточно ограниченном пространстве: имеется в виду переход на боевую площадку. И объяснение этому видится не только в том, что по этому переходу за многие годы пришлось пройти огромному количеству людей — воинов, защищавших город, и для многих эта рукописная молитва была последним обращением к Богу. Но видимо, ещё и потому, что эти помещения не были церковными, и следовательно, авторы данных рисунков могли пользоваться в своём творчестве гораздо большей свободой.
Данное исследование граффити Золотых ворот является частью работы по выявлению и изучению древних граффити, сохранившихся на памятниках белокаменного зодчества Владимира и Суздаля. Его результаты, наряду с уже обследованными и опубликованными рисунками и надписями Рождественского собора в Суздале, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Дмитриевского собора во Владимире, позволяют расширить уже имеющийся фактический материал, способствуют его дальнейшему изучению, систематизации и более точной датировке, а также создают необходимую базу для дальнейшего исследования этого исторического феномена на других белокаменных памятниках Владимиро-Суздальской земли.

Используемая литература:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» Выпуск 16. 2010.
Золотые Ворота Владимира
Граффити Успенского собора города Владимира
Граффити XII – нач. XV в. церкви Покрова на Нерли
Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (30.03.2018)
Просмотров: 37 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика