Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.11.2017
22:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [717]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [181]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Онисим (Фестинатов), архиепископ Владимирский и Суздальский

Владыка Онисим (Фестинатов)

История Владимиро-Суздальской епархии начиналась в далеком XIII веке. С тех пор на владимирской кафедре сменилось несколько десятков епископов, но только двое из них являлись уроженцами Владимирского края. Среди них — Владыка Онисим (Фестинатов), который возглавил епархию в самый, пожалуй, трудный период ее истории. Занимая Владимиро-Суздальскую кафедру с 1944 по 1970 гг., он выполнял нелегкую задачу ее восстановления после ликвидации в 1930-е гг. Личность владыки Онисима замечательна для нас еще и тем, что 17 лет он являлся священником одного из сельских ковровских храмов.

Архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) происходил из духовной семьи. Его прадед Иродион Фестинатов в начале XIX века служил причетником в одном из владимирских храмов. По сравнению со священниками, низшему духовенству жилось намного тяжелее. В то время быт псаломщика или дьячка мало чем отличался от крестьянского. Мизерный доход, который получал церковник от храма, не позволял ему содержать семью. Поэтому и вынуждены были дьячки, как и крестьяне, работать на земле, держать скотину, заниматься ремеслами. Конечно, каждый родитель для своих детей желал лучшей доли. Для церковника наибольшим счастьем считалось, когда его сыновья становились священниками. Однако это было нелегким делом. Во-первых, для сына церковнослужителя требовалось хорошее начальное образование, чтобы он смог вначале поступить в духовное училище, а затем в семинарию. А во-вторых, за учебу в семинарии, а только ее выпускник мог стать священником, родители отрока должны были платить деньги, которых и так у бедных псаломщиков не хватало.
По-видимому, в семье Фестинатовых желание выучить детей стояло на первом месте, так как уже дед Сергея Николаевича Иван Иродионович в 1854 г. закончил Владимирскую духовную семинарию. Тогдашний владимирский владыка Иустин (Михайлов), сам сын дьячка, считал, что каждый выпускник семинарии, прежде чем стать священником или диаконом, должен несколько лет прослужить церковником. По мнению епископа, это было необходимо, чтобы семинаристы на себе испытали все тяготы подобного жития, и в будущем более снисходительно относились бы к своим подчиненным. После окончания семинарии Иван Фестинатов три года прослужил псаломщиком сначала в Омутец-Пестьянском погосте Владимирского уезда, а затем в селе Устье того же уезда.
Вероятно, к этому времени у бывшего семинариста возникли мысли о пострижении в монашество, и в 1857 г. он поступает послушником в Боголюбовский монастырь. Два года Иван пробыл в обители, обучая послушников нотному пению. Но видно не судьба была стать Ивану Фестинатову монахом. В 1859 г. он женился и занял место диакона Николо-Златовратской церкви во Владимире. Став диаконом, он продолжил свою учительскую деятельность. За обучение русскому языку и Закону Божиему солдат 46-го пехотного резервного батальона Иван Иродионович получил признательность владимирского архиепископа.
В 1864 г. у Ивана и Надежды Фестинатовых родился сын Николай, будущий отец архиепископа Онисима. Как и Иван Иродионович, Николай окончил семинарию во Владимире, после чего три года прослужил псаломщиком и учителем церковно-приходской школы в селе Петровское на Уводи Ковровского уезда. Эта школа, открытая в 1884 г., считалась одной из лучших благодаря ее создателю и заведующему священнику Михаилу Григорьевичу Златоустову. Николай Фестинатов быстро подружился с семьей настоятеля Петровского храма. Особенно ему приглянулась одна из младших дочерей о. Михаила Вера. В 1889 г. Николай и Вера повенчались. Тогда же молодой священник был рукоположен во священника Преображенской церкви села Булгаково Суздальского уезда.

21 апреля 1890 г. у Фестинатовых родился первенец — сын Сергей.
Булгаково, хотя и находилось всего лишь в 10 верстах от Суздаля, считалось небогатым приходом, да к тому же в селе не было хорошей школы. Поэтому, как только Сергею исполнилось шесть лет, родители отправили его учиться к дедушке, протоиерею Михаилу Златоустову в село Петровскоме, в 60 км. от города Иваново-Вознесенска (ныне входит в состав Лежневского района Ивановской области). Позднее сам архиепископ Онисим в своей автобиографии писал по этому поводу: «Первоначальное образование получил в церковно-приходской школе села Петровское на Уводи под руководством дедушки, благочинного II округа Ковровского уезда протоиерея Михаила Златоустова, в семью которого меня по своей бедности отвез отец в 1896 г., когда мне было семь лет от роду».
Знания, полученные Сергеем в сельской школе, позволили ему в 1904 г. окончить Суздальское духовное училище, а в 1910 г. — Владимирскую семинарию.
После учебы Сергей Николаевич Фестинатов уже в свой черед три года прослужил учителем в церковно-приходских школах Меленковского уезда: сначала в селе Домнино с 10 октября 1910 года, а затем с 2 октября 1911 года учитель и законоучитель в школе при стеклозаводе купцов Федоровских в большом торговом селе на Оке Дмитриевы Горы. 12 декабря 1912 г. Сергея Фестинатова назначили старшим учителем четырехклассной церковно-приходской миссионерской школы имени архиепископа Варшавского Иеронима и помощником епархиального противосектантского миссионера. Эта школа была устроена и содержалась на средства уроженца села Дмитриевы Горы владыки Иеронима (Экземплярского). После кончины архиерея в 1905 г. школа в Дмитриевых Горах получила его имя.
В 1913 г. учительская деятельность Сергея Фестинатова прервалась — 20 марта 1913 г. в селе Новом Судогодского уезда (ныне оно находится в Ковровском районе, недалеко от села Павловские дворики) скончался его отец священник Николай Иванович Фестинатов. Место настоятеля Никольского храма села Нового он занял летом 1907 г., когда прежний священник Сергей Иванович Орлов выбыл на учебу в Московскую духовную академию. Можно сказать, что эта замена произошла по родству. Супруги Сергия Орлова и Николая Фестинатова Александра и Вера Михайловны были родными сестрами. Через шесть лет иерейства в ковровском селе Николай Фестинатов скончался от чахотки в возрасте 50-ти лет. Отпевали его в местной церкви священники села Сарыево Гавриил Сперанский, Санкт-Петербургского Александро-Мариинского института Сергей Орлов (бывший священник села Новое), погоста Саварня Василий Постников, а также диакон Успенского кафедрального собора г. Владимира Михаил Златоустов (шурин о. Николая). Погребли Николая Ивановича Фестинатова у алтаря Никольского храма села Новое.
Желая занять место скончавшегося отца, Сергей Николаевич обратился с просьбой к владимирскому владыке о рукоположении его во священника. В этом же году после брака Сергея Фестинатова с дочерью псаломщика Клавдией Федоровной Быстрицкой будущий владыка стал настоятелем храма в селе Новом. Нелегко пришлось молодому священнику на первых порах своего служения. Кроме семьи, у него на содержании осталась еще мать с шестью детьми, причем младшему из братьев исполнился всего лишь год. Но, несмотря на трудности, Ковровское село оставило неизгладимые впечатления на всю жизнь у будущего архиерея. Здесь у о. Сергия рождались дети, здесь он в 1914 г. повенчал свою сестру Катю с семинаристом Аркадием Невским, здесь он встретил 1917-й год и испытал на себе и своей семье первые гонения новой власти на Православную Церковь.
Настоятелем Никольской церкви в Новом Сергей Николаевич оставался семнадцать лет до 1930 г. И хотя в 1920-е гг. сельский храм еще не закрыли, не устроили в нем ремонтную мастерскую, но уже тогда Новосельский священник с семейством был записан во враги и лишен избирательных прав, стал, как тогда говорили, «лишенцем». Несмотря на то, что в семействе о. Сергия было пять сыновей, старшему из которых — 14 лет, а младшему — 6 лет, сельская советская власть конфисковала у священника весь скот, в том числе корову-кормилицу, и наложила на батюшку трудовую повинность. Работал священник в селе... лесорубом.
Препятствия, чинимые священнику, не могли остановить его основную деятельность. Служба в храме продолжалась. Замечательным событием сельской истории 1920-х гг. стало Рождество 1926 г. В этот день в Никольском храме села Нового вместе с о. Сергием Фестинатовым служил епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), только что временно освобожденный из заключения.
И все же постоянные гонения и столкновения с местной властью привели к тому, что в 1930 г. Сергей Николаевич вынужден был перевестись в другое село.


Священник Сергей Фестинатов в селе Заястребье Судогодского района. Фото 30-х годов.

Новым местом его служения стало с. Заястребье, находившееся в глухих судогодских лесах. Здесь для о. Сергия жизнь была безопаснее, и не столько для него, как для его детей. В Заястребье Сергей Николаевич прослужил десять лет. Своего дома у Фестинатовых здесь не было, и они вынуждены были квартировать по нескольким крестьянским домам. Батюшка понимал, что его сыновей, как детей священника, ожидает при новой власти несладкая жизнь. Поэтому и не держал он их при церкви, а помогал устраивать на работу в новые органы. Так, недалеко от Заястребья находился лесозаготовительный участок Московского управления НКВД. Для служебных, хозяйственных и специальных построек всесильного ведомства леса требовалось немало. Вот туда-то грузчиком и поступил второй сын священника Иван, родившийся еще в 1916 г. в селе Новом. Силой его Бог не обидел, поэтому и назначили его вскоре старшим грузчиком, а потом и бригадиром. Удостоверение служащего НКВД хоть как- то прикрывало иерейского сына от внимания этой самой организации.
В конце 1930-х гг. Сергея Николаевича Фестинатова все же репрессировали «как служителя культа». Несколько лет он провел в заключении. Это время стало наиболее тяжелым для Русской Православной Церкви. Поводом для усиления гонений послужили результаты всенародной переписи, проведенной в конце 1930-х гг. Оказалось, что, несмотря на долгую атеистическую пропаганду коммунистов, верующими себя по-прежнему считали ¾ населения страны. В это время упраздняется Владимирская епархия, закрываются почти все оставшиеся действующие храмы и арестовываются их служители. Лишь с 1943 г. меняется отношение официальной власти к верующим. Для победы над фашистской Германией был необходим союз государства и Церкви. Тогда небольшую часть «служителей культа» выпустили на свободу, в том числе и о. Сергия Фестинатова.
Вернулся батюшка в опустевший дом. Матушка его Клавдия Федоровна к этому времени уже скончалась, а сыновья воевали на фронте. Все свои труды Сергей Николаевич сразу же направил на восстановление храмов. Вскоре по возвращении в 1943 г. указом Московской Патриархии о. Сергия назначили благочинным церквей Собинского, Ковровского, сел Селивановского и Гусь-Хрустального районов. Это означаю, что теперь в его ведении находилось все духовенство этих территорий. В марте 1944 г. С. Н. Фестинатов общим собранием верующих города Владимира был избран настоятелем вновь открывшегося Успенского собора. Трудами и заботами о. Сергия собор был открыт и освящен на праздник Благовещения — 7 апреля 1944 г.


Архиепископ Онисим

4 мая 1944 года Патриарх Сергий на приёме у председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова поставил вопрос о назначении Фестинатова «в качестве епископа Владимирской и Ивановской епархий», и тот заявил, что «со стороны совета возражений нет».
24 августа 1944 года в Крестовой Патриаршей церкви Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) был пострижен в монашество с именем Онисим.
27 августа 1944 года в зале заседаний Московской Патриархии хиротонисан в епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве совершали: Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский; Николай, митрополит Крутицкий; Кирилл, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский. Вместе с кафедрой владимирской владыке Онисиму было поручено временно управлять и Ивановской епархией. Эту обязанность он исполнял с 1944 по 1946 гг.
25 февраля 1956 года возведён в сан архиепископа, а 5 октября 1958 года, в ознаменование 800-летия Успенского собора, награждён правом ношения креста на клобуке. Более 25 лет занимал Владимирскую кафедру Высокопреосвященный Онисим.
В годы повторных гонений на Церковь при Хрущеве, во Владимирской епархии от закрытия были спасены все храмы. В этом огромная заслуга архиепископа Онисима.
За свое архипастырское служение он получил две награды — советскую медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.» и в 1963 году церковный орден святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Будучи владыкой, архиепископ Онисим не терял связи с Ковровской землей. Не раз приезжал он в село Новое, где когда-то начинал служить священником, встречался с его жителями, которых помнил еще детьми. Не отказывал владыка землякам, когда те обращались к нему за помощью. По воспоминаниям сына Ивана Сергеевича, нуждающимся ковровчанам архиепископ купил 18 коров, 20-ти погорельцам дал пособие на обзаведение новым домом. Даже помощницу вести хозяйство в доме во Владимире, где поселился владыка, он взял из Коврова. Более 20-ти лет помогала архиерею по дому ковровчанка матушка Татьяна Кислякова.


Архиепископ Онисим (Фестинатов) у персонального ЗИМа. Фото 60-х годов.

Владыка Онисим дожил до глубокой старости и мирно скончался 31 октября 1970 г. в возрасте 80-ти лет во Владимире. До отпевания панихида у тела почившего архиепископа Онисима была совершена архиепископом Ивановским и Кинешемским Феодосием (Погорским). Отпевание совершил митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Погребен он был на Князь-Владимирском кладбище у южной части алтаря Князе-Владимирского храма города Владимира.

/Ковровский исторический сборник. Выпуск 2. Авторы-составители: Фролов Н.В., Фролова Э.В. 2001/

Владимирские и Суздальские

Онисим (Фестинатов) с 27 августа 1944 г. по 31 октября 1970 г.
Иоанн (Вендланд) с 31 октября по 1 декабря 1970 г. (в/у, митр. Ярославский)
Николай (Кутепов) с 1 декабря 1970 г. по 16 апреля 1975 г.
Владимир (Котляров) с 17 апреля 1975 г. по 24 апреля 1980 г.
Серапион (Фадеев) с 24 апреля 1980 г. по 11 мая 1987 г.
Валентин (Мищук) с 12 мая 1987 г. по 27 октября 1990 г.
Евлогий (Смирнов) с 11 ноября 1990 г.
Владимиро-Суздальская епархия
Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.
Владимирская Епархия во 2-й пол. 40-х – конце 80-х гг. ХХ века

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (28.08.2017)
Просмотров: 75 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика