Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов)

Архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов)

История Владимиро-Суздальской епархии начиналась в далеком XIII веке. С тех пор на владимирской кафедре сменилось несколько десятков епископов, но только двое из них являлись уроженцами Владимирского края. Среди них — Владыка Онисим (Фестинатов), который возглавил епархию в самый, пожалуй, трудный период ее истории. Занимая Владимиро-Суздальскую кафедру с 1944 по 1970 гг., он выполнял нелегкую задачу ее восстановления после ликвидации в 1930-е гг. Личность владыки Онисима замечательна для нас еще и тем, что 17 лет он являлся священником одного из сельских ковровских храмов.

Архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) происходил из духовной семьи. Его прадед Иродион Фестинатов в начале XIX века служил причетником в одном из владимирских храмов. По сравнению со священниками, низшему духовенству жилось намного тяжелее. В то время быт псаломщика или дьячка мало чем отличался от крестьянского. Мизерный доход, который получал церковник от храма, не позволял ему содержать семью. Поэтому и вынуждены были дьячки, как и крестьяне, работать на земле, держать скотину, заниматься ремеслами. Конечно, каждый родитель для своих детей желал лучшей доли. Для церковника наибольшим счастьем считалось, когда его сыновья становились священниками. Однако это было нелегким делом. Во-первых, для сына церковнослужителя требовалось хорошее начальное образование, чтобы он смог вначале поступить в духовное училище, а затем в семинарию. А во-вторых, за учебу в семинарии, а только ее выпускник мог стать священником, родители отрока должны были платить деньги, которых и так у бедных псаломщиков не хватало.
По-видимому, в семье Фестинатовых желание выучить детей стояло на первом месте, так как уже дед Сергея Николаевича Иван Иродионович в 1854 г. закончил Владимирскую духовную семинарию. Тогдашний владимирский владыка Иустин (Михайлов), сам сын дьячка, считал, что каждый выпускник семинарии, прежде чем стать священником или диаконом, должен несколько лет прослужить церковником. По мнению епископа, это было необходимо, чтобы семинаристы на себе испытали все тяготы подобного жития, и в будущем более снисходительно относились бы к своим подчиненным. После окончания семинарии Иван Фестинатов три года прослужил псаломщиком сначала в Омутец-Пестьянском погосте Владимирского уезда, а затем в селе Устье того же уезда.
Вероятно, к этому времени у бывшего семинариста возникли мысли о пострижении в монашество, и в 1857 г. он поступает послушником в Боголюбовский монастырь. Два года Иван пробыл в обители, обучая послушников нотному пению. Но видно не судьба была стать Ивану Фестинатову монахом. В 1859 г. он женился и занял место диакона Николо-Златовратской церкви во Владимире. Став диаконом, он продолжил свою учительскую деятельность. За обучение русскому языку и Закону Божиему солдат 46-го пехотного резервного батальона Иван Иродионович получил признательность владимирского архиепископа.
В 1864 г. у Ивана и Надежды Фестинатовых родился сын Николай, будущий отец архиепископа Онисима. Как и Иван Иродионович, Николай окончил семинарию во Владимире, после чего три года прослужил псаломщиком и учителем церковно-приходской школы в селе Петровское на Уводи Ковровского уезда. Эта школа, открытая в 1884 г., считалась одной из лучших благодаря ее создателю и заведующему священнику Михаилу Григорьевичу Златоустову. Николай Фестинатов быстро подружился с семьей настоятеля Петровского храма. Особенно ему приглянулась одна из младших дочерей о. Михаила Вера. В 1889 г. Николай и Вера повенчались. Тогда же молодой священник был рукоположен во священника Преображенской церкви села Булгаково Суздальского уезда.

21 апреля 1890 г. у Фестинатовых родился первенец — сын Сергей.
Булгаково, хотя и находилось всего лишь в 10 верстах от Суздаля, считалось небогатым приходом, да к тому же в селе не было хорошей школы. Поэтому, как только Сергею исполнилось шесть лет, родители отправили его учиться к дедушке, протоиерею Михаилу Златоустову в село Петровскоме, в 60 км. от города Иваново-Вознесенска (ныне входит в состав Лежневского района Ивановской области). Позднее сам архиепископ Онисим в своей автобиографии писал по этому поводу: «Первоначальное образование получил в церковно-приходской школе села Петровское на Уводи под руководством дедушки, благочинного II округа Ковровского уезда протоиерея Михаила Златоустова, в семью которого меня по своей бедности отвез отец в 1896 г., когда мне было семь лет от роду».
Знания, полученные Сергеем в сельской школе, позволили ему в 1904 г. окончить Суздальское духовное училище, а в 1910 г. — Владимирскую семинарию.
После учебы Сергей Николаевич Фестинатов уже в свой черед три года прослужил учителем в церковно-приходских школах Меленковского уезда: сначала в селе Домнино с 10 октября 1910 года, а затем с 2 октября 1911 года учитель и законоучитель в школе в большом торговом селе на Оке Дмитриевы Горы. 12 декабря 1912 г. Сергея Фестинатова назначили старшим учителем четырехклассной церковно-приходской миссионерской школы имени архиепископа Варшавского Иеронима и помощником епархиального противосектантского миссионера. Эта школа была устроена и содержалась на средства уроженца села Дмитриевы Горы владыки Иеронима (Экземплярского). После кончины архиерея в 1905 г. школа в Дмитриевых Горах получила его имя.
В 1913 г. учительская деятельность Сергея Фестинатова прервалась — 20 марта 1913 г. в селе Новом Судогодского уезда (ныне оно находится в Ковровском районе, недалеко от села Павловские дворики) скончался его отец священник Николай Иванович Фестинатов. Место настоятеля Никольского храма села Нового он занял летом 1907 г., когда прежний священник Сергей Иванович Орлов выбыл на учебу в Московскую духовную академию. Можно сказать, что эта замена произошла по родству. Супруги Сергия Орлова и Николая Фестинатова Александра и Вера Михайловны были родными сестрами. Через шесть лет иерейства в ковровском селе Николай Фестинатов скончался от чахотки в возрасте 50-ти лет. Отпевали его в местной церкви священники села Сарыево Гавриил Сперанский, Санкт-Петербургского Александро-Мариинского института Сергей Орлов (бывший священник села Новое), погоста Саварня Василий Постников, а также диакон Успенского кафедрального собора г. Владимира Михаил Златоустов (шурин о. Николая). Погребли Николая Ивановича Фестинатова у алтаря Никольского храма села Новое.
Желая занять место скончавшегося отца, Сергей Николаевич обратился с просьбой к владимирскому владыке о рукоположении его во священника. В этом же году после брака Сергея Фестинатова с дочерью псаломщика Клавдией Федоровной Быстрицкой будущий владыка стал настоятелем храма в селе Новом. Нелегко пришлось молодому священнику на первых порах своего служения. Кроме семьи, у него на содержании осталась еще мать с шестью детьми, причем младшему из братьев исполнился всего лишь год. Но, несмотря на трудности, Ковровское село оставило неизгладимые впечатления на всю жизнь у будущего архиерея. Здесь у о. Сергия рождались дети, здесь он в 1914 г. повенчал свою сестру Катю с семинаристом Аркадием Невским, здесь он встретил 1917-й год и испытал на себе и своей семье первые гонения новой власти на Православную Церковь.
Настоятелем Никольской церкви в Новом Сергей Николаевич оставался семнадцать лет до 1930 г. И хотя в 1920-е гг. сельский храм еще не закрыли, не устроили в нем ремонтную мастерскую, но уже тогда Новосельский священник с семейством был записан во враги и лишен избирательных прав, стал, как тогда говорили, «лишенцем». Несмотря на то, что в семействе о. Сергия было пять сыновей, старшему из которых — 14 лет, а младшему — 6 лет, сельская советская власть конфисковала у священника весь скот, в том числе корову-кормилицу, и наложила на батюшку трудовую повинность. Работал священник в селе... лесорубом.
Препятствия, чинимые священнику, не могли остановить его основную деятельность. Служба в храме продолжалась. Замечательным событием сельской истории 1920-х гг. стало Рождество 1926 г. В этот день в Никольском храме села Нового вместе с о. Сергием Фестинатовым служил епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), только что временно освобожденный из заключения.
И все же постоянные гонения и столкновения с местной властью привели к тому, что в 1930 г. Сергей Николаевич вынужден был перевестись в другое село.


Священник Сергей Фестинатов в селе Заястребье Судогодского района. Фото 30-х годов.

Новым местом его служения стало с. Заястребье, находившееся в глухих судогодских лесах. Здесь для о. Сергия жизнь была безопаснее, и не столько для него, как для его детей. В Заястребье Сергей Николаевич прослужил десять лет. Своего дома у Фестинатовых здесь не было, и они вынуждены были квартировать по нескольким крестьянским домам. Батюшка понимал, что его сыновей, как детей священника, ожидает при новой власти несладкая жизнь. Поэтому и не держал он их при церкви, а помогал устраивать на работу в новые органы. Так, недалеко от Заястребья находился лесозаготовительный участок Московского управления НКВД. Для служебных, хозяйственных и специальных построек всесильного ведомства леса требовалось немало. Вот туда-то грузчиком и поступил второй сын священника Иван, родившийся еще в 1916 г. в селе Новом. Силой его Бог не обидел, поэтому и назначили его вскоре старшим грузчиком, а потом и бригадиром. Удостоверение служащего НКВД хоть как- то прикрывало иерейского сына от внимания этой самой организации.
В конце 1930-х гг. Сергея Николаевича Фестинатова все же репрессировали «как служителя культа». Несколько лет он провел в заключении. Это время стало наиболее тяжелым для Русской Православной Церкви. Поводом для усиления гонений послужили результаты всенародной переписи, проведенной в конце 1930-х гг. Оказалось, что, несмотря на долгую атеистическую пропаганду коммунистов, верующими себя по-прежнему считали ¾ населения страны. В это время упраздняется Владимирская епархия, закрываются почти все оставшиеся действующие храмы и арестовываются их служители. Лишь с 1943 г. меняется отношение официальной власти к верующим. Для победы над фашистской Германией был необходим союз государства и Церкви. Тогда небольшую часть «служителей культа» выпустили на свободу, в том числе и о. Сергия Фестинатова.
Вернулся батюшка в опустевший дом. Матушка его Клавдия Федоровна к этому времени уже скончалась, а сыновья воевали на фронте. Все свои труды Сергей Николаевич сразу же направил на восстановление храмов. Вскоре по возвращении в 1943 г. указом Московской Патриархии о. Сергия назначили благочинным церквей Собинского, Ковровского, сел Селивановского и Гусь-Хрустального районов. Это означаю, что теперь в его ведении находилось все духовенство этих территорий. В марте 1944 г. С. Н. Фестинатов общим собранием верующих города Владимира был избран настоятелем вновь открывшегося Успенского собора. Трудами и заботами о. Сергия собор был открыт и освящен на праздник Благовещения — 7 апреля 1944 г.


Архиепископ Онисим

4 мая 1944 года Патриарх Сергий на приеме у председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова поставил вопрос о назначении Фестинатова «в качестве епископа Владимирской и Ивановской епархий», и тот заявил, что «со стороны совета возражений нет».
24 августа 1944 года в Крестовой Патриаршей церкви Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) был пострижен в монашество с именем Онисим.
27 августа 1944 года в зале заседаний Московской Патриархии хиротонисан в епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве совершали: Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский; Николай, митрополит Крутицкий; Кирилл, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский. Вместе с кафедрой владимирской владыке Онисиму было поручено временно управлять и Ивановской епархией. Эту обязанность он исполнял с 1944 по 1946 гг.
25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа, а 5 октября 1958 года, в ознаменование 800-летия Успенского собора, награжден правом ношения креста на клобуке. Более 25 лет занимал Владимирскую кафедру Высокопреосвященный Онисим.
В годы повторных гонений на Церковь при Хрущеве, во Владимирской епархии от закрытия были спасены все храмы. В этом огромная заслуга архиепископа Онисима.
За свое архипастырское служение он получил две награды — советскую медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.» и в 1963 году церковный орден святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Будучи владыкой, архиепископ Онисим не терял связи с Ковровской землей. Не раз приезжал он в село Новое, где когда-то начинал служить священником, встречался с его жителями, которых помнил еще детьми. Не отказывал владыка землякам, когда те обращались к нему за помощью. По воспоминаниям сына Ивана Сергеевича, нуждающимся ковровчанам архиепископ купил 18 коров, 20-ти погорельцам дал пособие на обзаведение новым домом. Даже помощницу вести хозяйство в доме во Владимире, где поселился владыка, он взял из Коврова. Более 20-ти лет помогала архиерею по дому ковровчанка матушка Татьяна Кислякова.


Архиепископ Онисим (Фестинатов) у персонального ЗИМа. Фото 60-х годов.

В мае 1957 г. владыка Афанасий в письме архиепископу Онисиму выражал беспокойство о том, как будет проведено празднование 800-летия владимирского Успенского собора, думал, какую дату лучше выбрать для празднования. Он пришел к выводу, что наиболее подходящий день для этого - 21 сентября по старому стилю (4 октября по новому) - день, когда в 1164 г. Владимирская икона Божией Матери была перенесена из Боголюбова во Владимир и впервые внесена в Успенский собор.
Епископ Афанасий тщательно продумал и разработал подробнейший порядок служб на время празднования юбилея собора, этот план, по словам архиепископа Онисима, произвел на него очень сильное впечатление.
По благословению патриарха Алексия епископ Афанасий был приглашен участвовать в торжествах. Совместное служение во время юбилейных торжеств 3 и 4 октября 1958 г. в связи с 800-летием Успенского кафедрального собора было наилучшим проявлением церковного единства. Торжественное богослужение совершали вместе с епископом Афанасием архиепископ Онисим и архиепископ Пимен (Извеков).
Духовная дочь святителя Афанасия Н.А. Пазухина писала в своих воспоминаниях: «В 1958 г. исполнялось 850 лет городу Владимиру и 800 лет Успенскому собору. И Владыке уполномоченный по делам религий с большим скрипом разрешил (поскольку в 20-х гг. Владыка был епископом Ковровским и викарием Владимирским) принять участие в торжественных богослужениях, только чтобы он - “быстро, быстро, никого не благословляя, из собора - в машину”. Я была на работе. Ольга Александровна [Остолопова] рассказывала: “Все кинулись, просто кинулись к нему под благословение”».

Об отношении архиепископа Онисима к епископу Афанасию говорит тот факт, что владыка Онисим «с соизволения Святейшего Патриарха» представил отзыв о труде святителя «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», в котором ходатайствовал о присвоении епископу Афанасию не только ученой степени магистра, но и сана архиепископа. В письме управляющему делами Московской патриархии архиепископу Тульскому и Белевскому Пимену (Извекову) сам епископ Афанасий умолял убедить патриарха Алексия этого не делать. По смирению он не считал свой труд соответствующим магистерской диссертации.
На отпевании епископа Афанасия в 1962 г. архиепископ Онисим сказал слово, в котором вспоминал годы борьбы с обновленчеством, говорил о том, как владыка Афанасий своим мудрым и убедительным словом предупреждал отпадение в этот раскол многих из духовенства; говорил о доброте и ласке, которые оказал епископ Афанасий когда- то его семье и ему самому, тогда еще священнику.
Архиепископ Онисим писал о владыке Афанасии: «Это действительно была исключительно светлая личность».

В годы хрущевских гонений архиепископ Онисим сумел уберечь от закрытия почти все храмы своей епархии.

Владыка Онисим дожил до глубокой старости и мирно скончался 31 октября 1970 г. в возрасте 80-ти лет во Владимире. До отпевания панихида у тела почившего архиепископа Онисима была совершена архиепископом Ивановским и Кинешемским Феодосием (Погорским). Отпевание совершил митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Погребен он был на Князь-Владимирском кладбище у южной части алтаря Князе-Владимирского храма города Владимира.



Захоронение архиепископа Онисима (Фестинатова) у алтаря Князь-Владимирской церкви

Источник: Ковровский исторический сборник. Выпуск 2. Авторы-составители: Фролов Н.В., Фролова Э.В. 2001

Владимирские и Суздальские

Онисим (Фестинатов) с 27 августа 1944 г. по 31 октября 1970 г.
Иоанн (Вендланд) с 31 октября по 1 декабря 1970 г. (в/у, митр. Ярославский)
Николай (Кутепов) с 1 декабря 1970 г. по 16 апреля 1975 г.
Владимир (Котляров) с 17 апреля 1975 г. по 24 апреля 1980 г.
Серапион (Фадеев) с 24 апреля 1980 г. по 11 мая 1987 г.
Валентин (Мищук) с 12 мая 1987 г. по 27 октября 1990 г.
Евлогий (Смирнов) с 11 ноября 1990 г.

Из переписки Епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) с архиепископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым)

О.В. Косик. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 12.
Подлинники и копии публикуемых писем хранятся в Церковно-историческом архиве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в Москве и в архиве Владимирской епархии. Письма с указанием мест хранения оригиналов публиковались в сборниках: Молитва всех вас спасет: материалы к жизнеописанию святителе Афанасия, епископа Ковровского. М., 2000; Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001; Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). Кн. 2. М., 2014.
Подчеркивания и разрядка принадлежат авторам писем.

№ 1. Архиепископ Онисим - епископу Афанасию
26 мая 1956 г.
<...>. Посылаю Вашему Преосвященству фотоснимок с иконы Боголюбской Божьей Матери, находящейся в настоящее время в фондах Владимирского краеведческого музея. Образ этот, как Вы и говорили, очень поизносился, так что краски его почти полностью стерлись. Что же касается фотоснимка с иконы Божьей Матери Максимовской, его сделать не пришлось. Причиной сему было запрещение директора музея, сказавшего, что этот образ находится в консервации, залит кругом стеарином, и чтобы раскрыть его, надо обращаться за разрешением в Главмузей и Методический совет Академии наук СССР. К этому директор добавила, что едва ли упомянутые учреждения дадут разрешение снять стеарин и сфотографировать самый образ.
В свою очередь, сам я хочу просить Вас, не найдете ли возможным дать мне подробные сведения о жизни св[ятого] благоверного князя Глеба, св[ятые] мощи коего почивают в нашем Успенском соборе.
Сведения о жизни князя Глеба у меня спрашивает один мой добрый знакомый, бывший главный врач нашей 1-й Советской больницы г. Владимира Михаил Михайлович Мелентьев. <...>.
№ 2. Епископ Афанасий - архиепископу Онисиму
19 мая 1957 г.
<...>. В будущем году - 800-летний юбилей нашего Успенского Собора. Юбилейная дата будет отмечена в Православном Календаре на 58 г. Юбилейное празднование во Владимире, вероятно, будет приурочено к одному из летних Владимирских праздников. Но хотелось бы в первых №№ Журнала Патриархии поместить одну, а может быть, и несколько статей о нашей древней святыне, выдающемся памятнике Русской архитектуры. Не найдете ли Вы возможным поручить кому-либо из Владимирского духовенства заблаговременно приготовить соответствующие статьи. Дело это не особенно трудное, материала достаточно. История Собора - прот. А. Виноградова, вероятно, есть у Вас. А в музее можно достать «Историю Русского искусства» И. Грабаря, т. 1. Архитектура. Вы, вероятно, знакомы с Н.Н. Ворониным, знатоком Владимирской старины. Может быть, можно его попросить написать для нашего Журнала юбилейную статью.
Нужно будет поместить и фотографические снимки с нашего Собора, - только не тот, самый неудачный, который был в календаре на (19)56 г. - на котором древнего Собора почти не видно, его закрывает новейшая, безвкусная, бесстильная колокольня. Как будто у Виноградова есть снимки с восточной, южной и западной сторон. Такие же снимки, помните, есть у Грабаря.
Очень досадно, что даже «областной отдел по делам архитектуры» вводит в заблуждение: на своем издании подписывает: «Успенский Собор 1158 г.» под снимком, где на первом плане колокольня конца 18 - начала 19 столетия. У Вас, вероятно, есть знакомые в отделе по делам архитектуры, - не найдете ли возможным шепнуть им, чтобы они перестали обманывать публику. <...>.
Р. S. Позвольте высказать мои мысли о дне празднования юбилея Собора. Естественнее всего было бы приурочить это празднование к храмовому Празднику Успения. Но этот день всегда торжественно празднуется, и соборное празднование не выделится так рельефно, как хотелось бы. Успенский Собор создан св[ятым] кн[язем] Андреем как ковчег для хранения святой иконы Богоматери, принесенной из Вышгорода. Но три праздника Владимирской иконы - это дни, в которые Владимир отдал свою святыню Москве, ставшей под покровом Богоматери сердцем России. Не следует ли юбилейное празднование приурочить к тому дню, в который святая икона, остававшаяся в Боголюбове, была впервые внесена в Успенский Собор. Как будто это было 21 сентября 1164 г. Кажется, в древние времена этот день праздновался во Владимире. В частности, в этот день, кажется, праздновала свой праздник и Сретенская Церковь, построенная на месте сретения иконы, привезенной из Боголюбова по Клязьме. Впоследствии Сретенская церковь была перенесена на теперешнее ее место в Солдатской слободе, а сентябрьское празднование забылось. Может быть, приспело время восстановить сей праздник.
И еще одна мысль в связи с юбилеем. Нельзя ли поднять вопрос о возвращении в собор святых останков его создателя и украсителя?..
№ 3. Епископ Афанасий - архиепископу Онисиму
[17 июля 1957 г.]
<...>. Пользуюсь случаем сообщить Вам об одной детали, касающейся нашего Успенского Собора, о которой, по-видимому, Вам неизвестно.
В начале 1920 года указом Святейшего Патриарха и Священного Синода было предоставлено право ношения митры не в качестве награды, а по должности настоятелям соборов: Киевского Софийского, Новгородского Софийского, Владимирского Успенского и Московского Покровского - Василия Блаженного.
Как объяснял тогда митрополит Владимирский, впоследствии Патриарх, Сергий, теперь вновь назначенный епархиальным архиереем настоятель Успенского Собора, хотя бы он не имел других наград, по возведении в сан протоиерея, непосредственно, без всякого представления Высшей Церковной Власти, получает право возлагать на себя митру. Но это право сохраняется за ним только во время служения его в должности настоятеля Успенского Собора. В случае перехода его на службу в какой-либо другой храм он не может более пользоваться этим правом, пока не получит его в качестве личной награды.
Совершая сегодня праздник святого благоверного великого князя Андрея, создателя и украсителя нашего Успенского Собора, я счел своим долгом сказать о всем вышеизложенном, дабы не забвено было и сие украшение, дарованное нашему Собору почившим Патриархом Тихоном.
№ 4. Архиепископ Онисим - епископу Афанасию
19 июля 1957 г.
<...>. С большим интересом прочитал сообщение ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА о праве ношения митры настоятелями Успенского собора г. Владимира.
В ближайшее время буду принимать меры к розыску упомянутого в ВАШЕМ письме постановления СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и СВЯЩЕННОГО СИНОДА и возможного претворении его в жизнь.
Сейчас настоятелем Успенского собора назначен МНОЮ протоиерей Громов Алексей, который удостоен награждения палицей, а митры не имеет. Для собора и для Громова право ношения митры во время служения будет весьма важным и показательным событием. <...>.
№ 5. Архиепископ Онисим - епископу Афанасию
[Не ранее 27 марта 1958 г.]
<...>. Приношу Вам большую сердечную благодарность за составление порядка служб церковных, имеющих быть в дни празднования 800-летнего юбилея Успенского собора г. Владимира в сентябре месяце текущего года.
Скажу от себя, что начертанный Вами порядок служб церковных в дни празднования юбилея со всеми литургическими особенностями произвели на меня очень сильное впечатление.
Вы, Ваше Преосвященство, по моему мнению, остались одним из немногих литургистов нашего времени, так хорошо знающих особенности служб церковных, устав богослужения и прочее чино- последование, способствующее как можно яснее отобразить святость и величие праздников, оттенить особенности торжества и наиболее важные моменты священнодействия.
По поводу выполнения всей программы, начертанной Вами для проведения служб в соборном храме в дни юбилея, я беседовал с Уполномоченным и в ответ от него получил предложение: как можно поскромнее.
Я ему на это стал возражать, говоря, что мы предполагаем видеть участниками торжества юбилея высших иерархов нашей Православной Церкви, Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Карпова Георгия Григорьевича22 или его заместителя Середу, представителей Министерства культуры и прочих начальников, о чем мы уже ведем переговоры, не говоря о большом числе верующих из всех областей и желаем сохранить порядок служб, Вами указанный. <...>.
№ 6. Епископ Афанасий - архиепископу Онисиму
[1 июля 1958 г.]
<...>. Представляя при сем составленную мной службу ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ СВЯТЫЯ РАДИ ИКОНЫ ЕЯ, ИМЕНУЕМЫЯ МАКСИМОВСКАЯ, усерднейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять на себя труд рассмотрения сей службы и в случае, если найдете соответственным ввести ее в употребление во Владимирском Кафедральном Соборе, представить означенную службу с Вашим отзывом на благоусмотрение ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА.
По поводу представляемой службы считаю необходимым сообщить, что она в большей части своей не является совершенно оригинальной, но составлена на основе церковных песнопений, употребляющихся уже в Богослужении и, следовательно, уже одобренных Церковной Властию. Разумеется, составленные мной песнопения несколько приспособлены к воспоминаниям, связанным с воспоминаниями об обстоятельствах, послуживших поводом к написанию МАКСИМОВСКОЙ иконы Богоматери. <...>.
№ 7. Архиепископ Онисим - епископу Афанасию
17 сентября 1958 г.
<...>. Вкупе с братским приветствием посылаю ВАМ мое усердное приглашение принять участие в богослужении в день празднования 800-летнего юбилея Успенского кафедрального собора в г. Владимире, на каковое приглашение я имею указание СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО и всея РУСИ АЛЕКСИЯ, выраженное в ЕГО резолюции от б сентября с/г на моем рапорте.
Юбилейное служение, согласно постановлению Священного Синода, будет совершено 3 и 4 октября с/г (21 сентября ст. ст.). <...>.
№ 8. Епископ Афанасий - архиепископу Онисиму
[8 октября 1958 г.]
Оставляя град Владимир, считаю своим долгом выразить Вам самую искреннюю и сердечную благодарность за то, что Вы дали мне возможность принять участие в юбилейном богослужении в родном мне Успенском Соборе, что доставило мне великое утешение и великую радость. В частности, я особенно радуюсь тому, что мое сослужение с Вашим Высокопреосвященством должно теперь рассеять совершенно неосновательное мнение некоторых ревнителей, имеющих ревность не по разуму, которые, уклоняясь от посещения православных храмов, состоящих в ведении Московского Патриарха, оправдывают свое уклонение тем, что и епископ Афанасий не служит в храмах якобы потому, что считает их неправославными. Теперь эта неправда опровергнута со всею очевидностью. И если до сих пор лишь немногие знали, что, хотя по немощи я и не хожу в храмы, но на своей келейной молитве всегда поминаю как «великого господина и отца НАШЕГО Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ», так и «господина НАШЕГО преосвященнейшего архиепископа ОНИСИМА», то теперь, когда Господь дал мне возможность пред всем всенародным множеством владимирцев, собравшихся в нашем Соборе в день празднования юбилея, громогласно исповедать мое общение с Святейшим Патриархом и с Вашим Высокопресвященством, теперь у сомневающихся и колеблющихся и ссылавшихся на меня должен отпасть этот повод к уклонению от посещения православных храмов, в коих возносятся моления о Святейшем Патриархе. Ради этого я особенно стремился принять участие в служении с Вашим Высокопреосвященством и за предоставление мне возможности осуществить это мое желание приношу Вам мою глубокую и сердечную благодарность.
Но вместе с тем не могу сокрыть от Вашего Высокопреосвященства и о некоей моей великой скорби.
Когда я собирался во Владимир на юбилейное празднество, я решил к этому празднеству принести в родной мне Собор в качестве скромного дара имевшийся у меня «Чиновник архиерейскаго священнослужения» в бархатном переплете с серебряными украшениями и дорогой мне по некоторым личным воспоминаниям.
К сожалению, когда я передавал Вам сей чиновник, по-видимому, я не совсем ясно сказал Вам о моем желании, чтобы он отдан был Вами в ризницу Собора. И то обстоятельство, что мой «чиновник» не поступил по назначению, а остался у Вас (хотя я никогда не предполагал дарить его кому-либо персонально и расстался с ним только ради Успенского Собора) и что он даже не был употреблен на юбилейной литургии, я понял это в том смысле, что Царице Небесной и Чудотворцам Владимирским не угоден мой дар. Это меня чрезвычайно расстроило и огорчило, это было причиной моего заболевания, это продолжает волновать меня, и я не могу успокоиться. Посему усерднейше прошу Ваше Высокопреосвященство простить мне то, что я, может быть, ввел Вас в заблуждение. Усерднейше прошу Вас покрыть любовию и исправить происшедшую по моей вине ошибку и передачею моего чиновника согласно моему желанию в ризницу Успенского Собора утешить и успокоить меня, ибо это будет для меня свидетельством того, что Царица Небесная и Чудотворцы Владимирские, вмале наказавшие меня временным в день юбилейного празднества отвержением моего приношения, паки умилосердились о мне, прияв из рук Вашего Высокопреосвященства принесенный в их храм мой скромный дар.
Льщу себя надеждой, что об удовлетворении моей просьбы Вы соблаговолите поставить меня в известность. <...>.
№ 9. Архиепископ Онисим - епископу Афанасию
16 октября 1958 г.
<...>. Питая к Вам издавна чувство искреннего расположения, я всегда далек был от мысли о возможности причинить Вам даже малейшее огорчение, а тем более - быть виновником Вашего нездоровья.
Все, о чем Вы пишете, явилось результатом печального недоразумения, которое мною уже ликвидировано.
Получивши от Вас письмо, я на другой же день сделал распоряжение о[тцу] настоятелю собора протоиерею Громову, чтобы он этот великолепный «Чиновник архиерейского богослужения» принял в дар собору от Вашего Преосвященства, записал бы его в инвентарную опись собора и поблагодарил Вас за этот ценный дар.
Примите, Ваше Преосвященство, мое извинение за невольно причиненное Вам огорчение и верьте, что «Чиновник» передан по назначению.
Не могу обойти молчанием и мнения Вашего относительно совместного нашего служения в Успенском соборе в день юбилея.
Это совместное наше служение действительно рассеяло у верующих то ложное, неизвестно кем распространяемое мнение относительно непризнания Вами патриаршей церкви и главы ее Святейшего Патриарха Алексия. <...>.

31 октября 2020 года, в день памяти Апостола и евангелиста Луки, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира в сослужении сонма духовенства Владимирской епархии.
В этот день полвека назад скончался архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов). Заупокойное богослужение совершил внук покойного владыки - ключарь Свято-Успенского собора протоиерей Сергий Фестинатов.
Высокопреосвященнейший митрополит Тихон преподал всем свое архипастырское благословение и обратился к верующим со словом назидания.
В этот же день Владыка посетил Князь-Владимирский храм, где вместе со священниками помолился у места захоронения архиепископа Онисима у южной части алтаря храма.


Владимиро-Суздальская епархия
Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.
Владимирская Епархия во 2-й пол. 40-х – конце 80-х гг. ХХ века

Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.08.2017)
Просмотров: 2585 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru