Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
03:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [398]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [29]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Гатиха, Камешковский район

Село Гатиха

В писцовых книгах 153 (1645) г. деревня Гатиха значится пустошью, в которой было пашни «худые земли 36 четвертей в поле, перелога 4 четверти, лесом поросло 64 четверти в поле, сена 5 копен, лесу 1 кв. верста» (Доброхотов, Боголюбов., стр. 133). Эта пустошь принадлежала Боголюбову монастырю и могла запустеть во время Литовского разорения.
Гатиха – помещичья деревня: расстояние от губернского (он же уездный) города – 29 верст.
1859 год: число дворов - 94; число душ мужского пола - 329; женского пола - 360.
Деревня Гатиха входила в состав Пенкинской волости.
В 1888 году прекратили свое существование: 1) Мелочная лавка в деревне Гатиха отставного рядового Василия Давыдовича Куканова; 2) Маслобойное заведение в деревне Гатиха Павла Петровича Трунева; 3) Винная лавка на общественной земле в деревне Гатиха.
В 1897 году прекратило свое существование трактирное заведение Дмитрия Артемьева, деревня Гатиха Пенкинской волости.
В 1904 году фельдшером Гатихинского приемного покоя был – Рябаков (призван на военную службу).

Село Гатиха входит в состав Пенкинского сельского поселения.
Население в с. Гатиха в 2010 г. – 294 муж. и 399 жен.

Деревня Гатиха от Омутец-Пестьянского погоста была разделена речкой Пестьянкой (сейчас это пруд недалеко от церкви).


Пруд в с. Гатиха

«Омутец-Пестьянский погост (погост Николо-Пестьянский) находится в 29 верстах от г. Владимира (Владимирский уезд)».
1859 год: число дворов - 4; число душ мужского пола - 21; женского пола - 15. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами.

Численность населения в селе Гатиха в 2010 году – 294 муж. и 399 жен., всего 693 чел.
Входит в состав Пенкинского сельского поселения.


Дома в селе Гатиха

Кирпичные двухэтажные дома в с. Гатиха

Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

Церковь Николая Чудотворца
Церковь во имя Пресвятой Троицы

Церковь в этом погосте существовала уже в начале XVII столетия, как это видно из патриарших окладных книг под 136 (1628) г.: «церковь Николая Чудотворца на Песье речке села Омутца… дани два рубля 4 алтына две денги, наместничьих гривна, тиунских алтын, заезда алтын». В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольского с этой церкви положено было дани «7 рублев 10 алтын, завезда гривна». Такая сравнительно с другими приходскими церквями большая дань положена на Омутецкую церковь птому, что приход при ней был очень многолюдный. Он заключал в себе не только приход села Омутца, но и приход соседнего села Ковалева (Патакино).
В 161 (1653) г. было три священника: «Петр Петров, Семен Иванов и Ефтифей Сергеев, 402 приходских двора, церковной земли по 24 четверти в поле и сенных покосов на 40 копен».
В 181 (1673) г. часть прихода отделилась: в селе Ковалеве была выстроена особая церковь. Была уменьшена дань с Омутецкой церкви: приказом патриаршим сбавлена полтина и осталось дани и заезда шесть рублей 30 алтын.
По переписным книгам 1703 г. при Николаевской церкви села Омутца было 7 священников: Федор, Симеон, Борис, Яков, Терентий, Максим и Яков, церковной пахатной земли столько же, что и в 161 (1653) г., сенных покосов на 30 копен, приходских дворов 359. В 1710 г. при этой церкви были священники: Максим Кирилов, Василий Федоров, Симеон Ефтихиев, у него зять Федор Дмитриев, Яков Иванов, Яков Кирилов, Терентий Кирилов, Борис Васильев и диакон Афанасий Борисов.

В начале XVIII ст. в Омутце, кроме Николаевской церкви, существовала теплая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1719 г. обе церкви сгорели. В 1720 г. теплая Троицкая церковь построена была вновь, холодная же церковь построена и освящена была только в 1738 г.
В 1763 г. холодная церковь сгорела еще раз и на месте ее в том же году построена была опять деревянная церковь с престолом во имя Николая чудотворца. В 1836 г. на средства прихожан она возобновлена, но к 60-м годам она пришла в ветхость и богослужение в ней было прекращено.
В 1875 г., когда отведено было в Омутецком приходе новое кладбище, Никольская церковь была перенесена туда и в 1877 г. освящена уже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Троицкая же теплая деревянная церковь, построенная в 1720 г., существовала до конца XVIII столетия и посему обветшала.
В 1790 г. с разрешения епископа Владимирского Виктора начата постройка каменная церковь, которая и была окончена и освящена в 1802 г.


Колокольня церкви

В 1842 г. к этой церкви была пристроена каменная колокольня.
Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 г. начата постройка нового обширного каменного храма, соединившего в себе теплую и холодную церковь; в 1868 г. он отделан окончательно.

16 декабря 1866 г. определен в священники воспитанник Семинарии Петр Постников в погост Омутец-Пестянский.

В кон. XIX века «престолов в церкви три: в холодной церкви – во имя Пресвятой Троицы (освящен 18 августа 1868 г.); в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1855 г.) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1855 г.).
Из святых икон особенным уважением пользуются в приходе и почитаются за чудотворные: икон Божией Матери, именуемой Смоленской и икона св. Николая Чудотворца. Достойно замечания также резное изображение Спасителя, сидящего в темнице; внизу изображения подписан следующие стихи:
Зри, кия терплю тебе ради страсти
Да адски ятя свобожду напасти,
Ты же мя грехи прободаешь на всякой день,
Тыы мя умерщвляешь, чадо: велми
Крест, смерть терпети, нежели грехами твоими присно болети.
В церковной библиотеке хранится очень любопытный синодик неизвестного времени с прдварительным увещанием о поминовении усопших, несколькими лицевыми изображениями и стихами, относящимися к загробной жизни.
Всех лицевых изображений – 37, каждое с соответствующей подписью: 1) Крещение св. ап. Иаковом язычников; 2) Св. Василий Великий,- внизу изображения стихи:
Свят Архиерей Божий Василий Великий
Отшедшим душам повествует свет толикий:
Егда в церкви поминавшей душе быти
Оных вечных мук может тамо избыти.
3) Изображение Григория Богослова; 4) Иоанна Златоуста; 5) Афанасия Великого; 6) Иакова, брата Божия,- под всеми этими изображениями подобные же стихи; 8) Изображение ангела хранителя, охраняющего спящего пламенным оружием, под постелью представлен повергнутым диавол; 9) Изображение преп. Макария, встречающего в пустыне череп; 10) Изображен человек, сидящий на гробе, над головой его череп, по бокам два скелета, правый ударяет копием в этого человека, а левый вонзает копье в череп, повыше его нарисован гроб с умершим, несомый к погребению, затем богач мучимый адским пламенем, над ним Лазарь на лоне Авраама, далее жрец, приносящий жертвыы и тем пролагающий путь к Раю (изображен холст от жертвенника до Рая), и внизу всего стихи, увещающие помнить смертный час; 11) Изображение человека, стоящего у гроба и плачущего; 12) Гроб умершего, оплакиваемый знакомыми; 13) Погребение умершего; 14) Заупокойная литургия; 15) Состояние души по смерти; 16) Состояние души в 9-й день по смерти; 17) Лицевое изображение повести преп. игумении, «како заповеда сестрам своим до четыредесяти дней трапезу нищим поставляти; оне же точию до девятин сотвориша», а внизу и сама повесть; 18) Восхождение души по смерти; 19) Различная участь душ по смерти; 20) Польза усопшим от подания за них милостыни; 21) Изображение прелюбодейцы, мучимой в адском пламени и отсюда изъятой ради сыновних молитв и милостыни; 22) Изображение умершего богача; 23) Изображение худоумного Ионы, стоящего за столом и сундуками с золотом; 24) Изображение того же Ионы, поучаемого демоном сребролюбия; 25) Изображение того же Ионы, употребившего «на неподобная» свое имение; 26) Смерть его и завещание; 27) Лукавое распоряжение оставшимся после Ионы имением и нарушение его завещания; 28) Брак жены его, роскошная жизнь и гибельная участь; 29) Бедственное положение детей, под изображениями 23-29 написана и соответствующая повесть; 30) Изображение человека пленного, постепенно из плена освобождаемого, когда за него приносится бескровная жертва; 31) Возвращение того пленного и его рассказ; 32) Изображение чуда Пресв. Богородицы над разбойником Домицелом; 33) Зерцало грешного, на этом зарцале представлен грешник, сидящий на стуле, ножки которого означают четыре стихии, над кладезем гиенским, по краям которого написано: «на сети паутинной сидит», снизу же: «стихия некогда временем и теплотою рушится». Сверху зерцала висит меч над головой грешника, обвитый лентой, с надписью: «меч отмститель беззаконий», под мечом – сзади головы грешника слова: «и ведутся в студенец истления», а спереди: «тело похотствует на дух», затем со всех четырех сторон в грешника вонзаются мечи с надписями: на мече, вонзенном в грудь - «грех мой пред мною есть выну», на мече в спине – «сатана стоит одесную мене», в правый бок – «обыдоша мя болезни смертныя», в левый – «червь мой не умрет», внизу этой картины написано увещание к грешнику богачу, забывающему смертный час; 34) Изображение черепа на двух костях, как символ ничтожества человеческого; 35) Изображение святителя, приносящего безкровную жертву за усопших; 36) Изображение святителя, чтоящего в церкви среди сонма апостолов; 37) Изображение черепа с следующими под ним стихами:
Зряй, человече, сию главу. Сердцем умилися
И помшляя псаломскую речь в себе прослезися.
Человек яко трава, и век исчезает
Якоже цвет на селе скоро отцветает,
Ибо духу изшедшу из него не бывает,
К тому места своего в мире не познает.

Церкви принадлежат следующие здания: двухэтажный дом церковно-приходской школы; торговые деревянные лавки; дом, сдаваемый под трактирное заведение. Лавки дают дохода до 100 руб. в год, из коих 25 руб. идут в пользу причта; с трактирного заведения в 1890 г. получено 190 руб., из них 63 руб. получил причт, 63 руб. церковь и 64 руб. церковно-приходская школа.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1830 г.
Земли при церкви имеется: усадебной 3 дес., пахатной 25 дес. и сенокосной 15 дес., неудобной 6 дес.
Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание их составляет: из процентов с капитала 2400 руб., вложенного разными лицами за вечное поминовение, из доходов от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход состоит из деревень: Гатихи, Гаврильцева, Пахирева (Пахарево значится в писцовых книгах 153 г.; в ней тогда было 9 человек крестьян. Да 1 бобль, пашни худые земли 20 четвертей в поле, лесом поросло 10 четв. в поле, сена несколько пожен и рыбныя ловли по озерам и реке Клязьме), Пожарниц, Елакова, Сынкова, Хохлова (В деревне Хохлово по писцовым книгам 153 г. значится 6 человек крестьян да 4 бобыля, пашни худые земли 56 четв. в поле, лесом поросло 4 четв., сена на 80 коп.), Чешкова, Папулова, Андрейцева, Курова, Юрятина, Куршенева, Городка и Близнина, в коих по клировым ведомостям числится 1680 душ муж. пола и 1790 душ жен.


Здание бывшей церковно-приходской школы

В приходе есть церковно-приходская школа, открыта в 1885 г., и школа земская, открыта в 1878 г.»
/В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г./

В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1) крестьянину дер. Гатихи Ивана Александровичу Матвейцеву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме села Омутец Пестьянского; 2) крестьянину дер. Хохлова Ивану Викторову Токареву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме с. Омутец Пестьянского.
Преподано Архипастырское благословение: 1) крестьянину Андрею Иванову Грязнову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме; 2) крестьянам дер. Гатихи Якову Баташеву и Андрею Куранову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме.

Церковь Грузинской иконы Божией Матери

Центральный храм выполнен в форме двухэтажного четверика с рядом стрельчатых фронтонов над венчающим карнизом, на котором возвышаются пять луковичных глав на восьмигранных световых барабанах.
Помещение трапезной располагается с западного торца и примыкает к пятиярусной колокольне, украшенной декоративными колоннами и кокошниками.

В июне и августе 1937 г. верующие дд. Второво, Гатиха и Юрятино Владимирского района несколько раз просили во ВЦИКе и лично у Сталина открыть церковь в Николо-Песьянах, вместе со сторожкой (собрано 560 подписей, недоимок нет). Церковь была ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище, но не использовалась под склад - их достаточно. После недолгой переписки между ВЦИКом и облисполкомом, ходатайство группы верующих отклонено, т.к. … «церковь ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 699. Л. 86-95) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 99-100

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под мастерские Второвской ЛМС [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 121].


Церковь Грузинской иконы Божией Матери

В настоящее время церковь Грузинской иконы Божией Матери пустует, состояние здания удовлетворительное, серьезных повреждений нет, частично сохранились фрагменты фресок и росписей внутреннего объема.
Церковь пытаются восстановить местные жители. По праздникам приглашают священника. В момент богослужения была гроза и молния подожгла купол колокольни. На данный момент идет сбор средств на восстановление.


Озеро Малое Тиморское

Озеро Долгое

Озеро Долгое

Озеро Глянцевое

Озеро Малое Новоскворецкое

Озеро Школьное

Вид на д. Андрейцево

Я.В. Смирнов


Яков Васильевич Смирнов

Яков Васильевич Смирнов, автор многих известных руководств по латинскому языку, «Московский Цицерон», родился 9 октября 1806 г. в пог. Омутце-Пестянском, Владимирского уезда и губернии, где его отец был дьяконом.
В силу различных неблагоприятных обстоятельств, проведя раннее детство в бедности и почти полном невнимании к нему со стороны отца, Яков Васильевич, согреваемый только ласками матери, по особому настоянию последней был отдан учиться в 1818 году во Владимир. Исключительность положения в детстве наложила на него особую печать,- он был не по-детски сосредоточен в себе, избегал дружб с ровесниками и знал только преподаваемые в училище предметы; от природ даровитый, он учился хорошо и в числе первых перешел из училища в семинарию, где за смиренность и дана была ему фамилия «Смирнов». Начальство любило прилежного и скромного ученика, и в 1829 г., когда Я.В. закончил только первый год обучения в богословском классе, нашло возможным отправить его в Педагогический Институт в С.-Петербурге. Из Института Я.В. вышел в 1836 году с серебряной медалью и тотчас по окончании курса назначен был на место старшего учителя латинского языка в 1-й Московской гимназии.
Печальное детство, жизнь впроголодь во Владимирском училище и семинарии и строгая дисциплина в Институте сделали свое дело,- вышедший на общественную деятельность в возрасте 30 лет Я.В. Смирнов вступил в самостоятельную жизнь уже со сложившимися убеждениями. По образу жизни – это был чистый аскет,- он поставил себе целью – полное самоотвержение в целях служения Богу и людям; каждый день посещал он все церковные службы, постился и кроме установленных дней, а дома проводил время в молитве и чтении аскетического характера. Изнуряя себя постом и молитвой, Я.В. в то же время болел душой о людях, и особенно любил он нищих, для которых часто устраивал в своей квартире обеды; все получаемые деньги он раздавал бедным и нищим.
Как учитель – Я.В. был образцовый: он был примерным исполнителем своих обязанностей, к ученикам относился самым сердечным образом, с полной любовью и снисходительностью; для малоуспешных он открыл бесплатно особый вечерний класс; бедные всегда пользовались его помощью.
Я.В. Смирнов был выдающимся знатоком латинского языка, его многие называли «Московским Цицероном». Написанные им пособия к изучению латинского языка («Руководства к переводам», «Руководства к изучению латинского языка» пространное и краткое и др.) пользовались громадным успехом и долгое время были принятыми учебниками во многих учебных заведениях.

Последние годы своей жизни Смирнов провел в отставке; подвижнический образ жизни надорвал его силы, перед смертью он совершенно ослеп и скончался в Москве 7 июня 1868 года.

Деревня Андрейцево

Помещичья деревня Андрейцова. Число дворов - 38; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 113, женского пола - 152; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 134, женского пола - 159. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами.
1859 год: число дворов - 36; число душ мужского пола - 128; женского пола - 140.

Дер. Андрейцево входит в состав Пенкинского сельского поселения.
Население д. Андрейцево в 2010 г. – 1 муж. и 1 жен.


Часовня в дер. Андрейцево

Часовня построена на рубеже XIX-ХХ веков. В 90-е годы ХХ в. оштукатурена и побелена в белый цвет, также вместо утраченного завершения водружён восмиконечный деревянный крест.


Вид на Андрейцево с юга

Андрейцевская плотина


Деревня Юрятино

Юрятина, помещичья деревня: число дворов - 28; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 112, женского пола - 119; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 107, женского пола - 132. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами.
1859 год: число дворов - 30; число душ мужского пола - 110; женского пола - 113.
Деревня Юрятино входила в состав Патокинской волости.
В 1897 году прекратили свои действия ветряная мельница и маслобойня Тимофеева Павла Егоровича, деревня Юрятино Патокинской волости.

Дер. Юрятино входит в состав Второвского сельского поселения.
Население д. Юрятино в 2010 г. – 2 жен.


Часовня в Юрятино. По одним источникам она была построена местными жителями в 1870 году, по другим в 1910 г. Иногда ее называют Часовней Николая Чудотворца.


Деревня Курменёво

Курменева, помещичья деревня: число дворов - 17; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 49, женского пола - 50; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 66, женского пола - 75. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами; 2 ветряных мельницы.
1859 год: число дворов - 23; число душ мужского пола - 73; женского пола - 78.

Дер. Курменёво входит в состав Второвского сельского поселения.
Население д. Курменёво в 2010 г. – 2 муж. и 2 жен.


Часовня в Курменёво, нач. ХХ века.

Погибшим в ВОВ жителям Курменево

Часовня в Курменево представляет собой шатер, с утратами кладки. Рядом с часовней стоит щит с именами погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


Город Камешково.
Камешковский район.
Мокеева гора. Деревня Мокеево.
Село Давыдово.
Деревня Кижаны.
Село Мостцы.
Село Патакино
Село Леонтьево

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Камешково | Добавил: Jupiter (28.08.2016)
Просмотров: 235 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика