Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
23:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Гатиха, Камешковский район

Село Гатиха

Гатиха - село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Пенкинского муниципального образования. Село расположено в 6 км на северо-запад от центра поселения деревни Пенкино, в 21 км на юго-запад от райцентра Камешково и в 2 км от федеральной автодороги «Волга».

В писцовых книгах 153 (1645) г. деревня Гатиха значится пустошью, в которой было пашни «худые земли 36 четвертей в поле, перелога 4 четверти, лесом поросло 64 четверти в поле, сена 5 копен, лесу 1 кв. верста» (Доброхотов, Боголюбов., стр. 133). Эта пустошь принадлежала Боголюбову монастырю и могла запустеть во время Литовского разорения.
Она в прежнее время принадлежала Акинфовым и князьям Голицыным.
1859 год: число дворов - 94; число душ мужского пола - 329; женского пола - 360.
В XIX и первой четверти XX века дер. Гатиха входила в состав Пенкинской волости Владимирского уезда.
В 1888 году прекратили свое существование: 1) Мелочная лавка в деревне Гатиха отставного рядового Василия Давыдовича Куканова; 2) Маслобойное заведение в деревне Гатиха Павла Петровича Трунева; 3) Винная лавка на общественной земле в деревне Гатиха.
В 1897 году прекратило свое существование трактирное заведение Дмитрия Артемьева, деревня Гатиха Пенкинской волости.
В 1897 г. там насчитывалось 182 двора и 1132 жителя.
В 1904 году фельдшером Гатихинского приемного покоя был – Рябаков (призван на военную службу).

«Ужасы жизни встречаются на каждом шагу. Так, 21 июня 1917 г. в нашей деревне случилась драма, о которой до сих пор не могут забыть. Крестьянка Матрона Прудова отправилась к дочери, выданной в д. Огородниково и…пропала. 8 июля ее нашли близ Владимирского шоссе, в лесу, в яме, прикрытой прутьями. Нашли ее разложившийся труп. Сноха Матрены, Варвара, 23 июня заявляла волостному комитету о скрывшейся Матрене и просила принять меры к ее отысканию. По слухам, волостное начальство не оказало должного содействия» («Старый владимирец», 13 июля 1917).
«В деревне Гатихе, Второвской волости, при избе-читальне есть драмкружок. У этого кружка имеются средства в сумме 50 рублей, находящиеся у избача Смеловского.
Но вот избача перебрасывают. Он «тишком» сдает дела своему заместителю. Члены драмкружка узнают, однако, об отъезде Смеловского и обращаются с вопросом: сдал-ли Смеловсекий находящиеся у него деньги кружку. Оказалось новый избач получил наличными лишь 8 р. 40 к., да расписку Смеловского на 19 р. 76 коп. Эти 19 р. 76 к. он потратил на ботинки, а об остальных 21 руб. 84 коп. и совсем никакого отчета не дал» («Призыв», 30 июня 1925).
«Весь Гатихинский сельподрайон Владимирского района, объединился в один колхоз. … Семфонд ссыпан полностью. Волей колхозников закрыта гатихинская церковь, 12 февраля ней взвился красный флаг клуба.
Колхоз объединяет 1928 трудоспособных членов, из коих 800 мужчин и 1128 женщин.
В колхозе имеется 383 лошади, до 1000 голов рогатого скота, из коего 680 дойных коров.
Хозяйственное направление колхоза— молочно-животноводческое. Земельная территории разбивается на 8 полей. Землеустроительные работы уже начались.
Сейчас колхоз организует рыболовную артель, которая на-днях приступает к созданию рыболовного и рыбоводного хозяйства по реке Клязьме и озерам соседней поймы.
Председателем правления (директором колхоза) единогласно избран тов. Козлов Михаил Иванович, посланный на колхозную работу владимирской организацией железнодорожников в счет «25000».
Тов. Козлов член партии с 1917 г. Работал в производстве машинистом и в то же время по выборам в учпрофсоже, владимирском комтресте и др. организациях и учреждениях гор. Владимира и Коврова» («Призыв», 20 февраля, 1930).

«В аппарате гатихинского сельсовета неблагополучно. Канцелярская работа ведется небрежно и неряшливо. Архив хранится в большом непорядке. Нужных справок никогда не отыщешь.
Канцелярскую работу ведет секретарь. Фамилия его: Федор Алексеевич Димаков — комсомолец — активист, член бюро комсомольской ячейки.
Три месяца тому назад он был изгнан из сельсовета (oн работал секретарем сельсовета) за систематическое пьянство. Парень дошел до определенного нахальства: на работу в сельсовет являлся вдрызг пьяный. Население потребовало его убрать. Убрали. Парень перекочевал во Владимир, где сумел устроиться в окрпрокуратуре, в качестве экспедитора. В связи с ликвидацией округа, он очутился без работы, но со справкой, как сокращенного. Он вновь появляется на горизонте гатихинского сельсовета, где вновь поступает на должность секретаря.
Стоило ему появиться на секретарской должности, как снова он взялся за старое. Систематически опаздывает на работу. На работу является с похмелья. Ночью пьянствует с кем попало. Вот был случай 15 октября. Парень так крепко «наложился», что не сумел добрести до своей квартиры, и был вынужден ночевать у гр. Тихомировой. На утро он не досчитался фуражки и галош, а физиономия была украшена солидным синяком.
Димаков не достоин звания комсомольца. Он разложился.
Oн первый гость деревенских вечеринок с выпивками. В пьяном виде он не раз хвалился, что многие девушки деревни Гатиха служили ему постелью. Это отчасти правильно. Не так давно, деревня была живым свидетелем такой сцены: две обманутые им девушки (случай происходил на домовнике), напоенные до пьяна, обещали покончить жизнь самоубийством.
Предсельсовета т. Бугров прекрасно знает, что секретарь пьянствует — доверяет ему печать и всю денежную кассу.
Печатью Димаков определенно злоупотребляет. 19 октября в 12 часов ночи он вваливается к себе в квартиру в сопровождении гражданина Власова. Садится и пишет ему справку о не лишении его избирательных прав.
Мы требуем от райкома комсомола показательного суда над комсомольцем Димаковым, а от РИК-а немедленного снятия его с работы» («Призыв», 5 ноябр. 1930).
«Тов. Макаров — представитель гатихинского колхоза, вот как отчитывался недавно перед единоличниками — крестьянами Гатихи.
Живем мы с вами по-соседски и работаем почитай на одном поле, а как говорится, друг друга плохо знаем. Вот часть из вас весной нынешнего года уверяла, что у нас в колхозе ничего не выйдет. От всей нашей работы колхозники получат по ложке хлеба. Сегодня давайте говорить открыто. Кройте нас за промахи, указывайте на наши недостатки, да не забудьте указать, как их исправить. Так дельнее будет. Рассказывать историю возникновения колхоза не буду. Она вам известна.
Что мы имеем на сегодняшний день?! Пашни колхоз в настоящий момент имеет 256 га, луговых угодий—112 га, озимого клина—61 га и яровых посевов - 134 га. В колхозе состоит 84 хозяйства с общим количеством едоков в 357 человек.
Вот некоторые из вас кричат на всех перекрестках, что в колхоз идет беднота голоштанная, а середняка, мол, на аркане не затащишь. Так ли это? Совсем не так. В прошлом году в колхозе было всего 9 середняцких хозяйств, а теперь их 57. Пришли они в колхоз с рабочим скотом и с полным набором сельскохозяйственных машин и дороже всего — в колхоз принесли многолетний опыт.
Колхоз растет. Если в прошлом году у нас имелся озимой клин на 12 га, то в нынешнем году он равен 61 га. Вас интересует наш урожай? Ржи собрано с колхозных полей 57 тони и 288 килограмм. С каждого га в среднем колхоз получил урожая 736 килограмм. По точным проверенным данным агронома урожайность ваших полей ниже наших на 50 килограмм. Некоторые из вас попытаются сказать, что земля в колхозе лучше, чем у единоличников. Чтобы было яснее, я приведу такой факт, который вы не сумеете оспорить. Зимой прошедшего года к нам в колхоз прибыло ровно 66 хозяйств. Они сдали в колхоз свои озимые посевы. Их полосы находились по соседству с вашими и урожай был одинаков, что и у вас. Откуда же у колхоза получилась такая урожайность? А вот откуда. Зимой нынешнего года в колхоз влилась коммуна. Сами знаете, поля коммуны обрабатывались под наблюдением агронома. Строго мы соблюдали разного рода пары, клали удобрения по совету агронома, сеяли рядовой сеялкой. Вот на этих-то полях урожай с га достиг 1376 килограмм» («Призыв», 6 ноября 1930).

«Гатихинский сельсовет. Работа по коллективизации не развернута. С 30 января начали доводить план сева до двора. С беднотой с декабря месяца проведено 3 собрания. Стенгазета была выпущена в декабре месяце приезжими студентами, с тех пор выпусков больше не было» («Призыв», 7 февраля 1931).

«Деревня Гатиха к настоящим дням целиком коллективизирована. На последнем сельском собрании были ликвидированы земельные общины.
Кулак и подкулачники, пытаясь помешать сплошной коллективизации села, организовали группу из 32 человек и объявили себя товариществом по совместной обработке земли. В товарищество были втянуты и некоторые бедняки.
Благодаря широко приведенной работы партийной ячейки эта группа была разбита.
Вот руководители группы: Власов Дмитрий Иванович — бывший торговец дер. Гатиха. Марья Степановна — его жена, дочь бывшего подрядчика. Задорина Нина Николаевна — со средним образованием, имевшая связь с бандой Махно. Касаткина Мария — служитель религиозного культа. Жестков Иван Иванович — церковный староста, бывший барышник. Арефьев Алексей Михайлович — бывший эсер.
Все эти лица попытались еще сделать шаг и подали заявления о приеме их в члены колхоза. Этим самым они хотели прикрыть свое социальное лицо и развернуть подрывную работу в колхозе.
Но и тут классовый враг нашел должный отпор. Колхоз отказал им в приеме» («Призыв», 24 марта 1931).
«Организованная при колхозе им. Сталина (гатихинский сельсовет) МТФ имеет 84 головы. Кормление скота нормальное и кормами он обеспечен. Ухаживают за скотом определенные работники. Другое положение с тяговой силой. Хотя имеется ответственный за состояние тяговой силы, но ввиду того, что лошади до сих пор не сведены на общий двор кормление их производится из рук вон плохо.
Общий недостаток — и вопиющий — не ведется борьба за экономию кормов. Они расходуются безобразно, т.к. нет кормушек и дворы до сих пор не отеплены.
С этим бесплановым, бестолковым расходованием кормов надо покончить срочно» («Призыв», 6 января 1932).
«Ha-днях на собрание колхозников гатихинского колхоза обсуждался вопрос о результатах ревизии. Ревизионная комиссия выявила преступные действия со стороны завхоза Колесова. Так, по зерновым культурам оказался излишек в 9981 килограмм и недостача по клеверным семенам и кукурузе. Излишки зерна получились потому, что завхоз Колесов обвешивал колхозников при получении ими продукции за выработанные трудодни. Украденную, таким образом, продукцию у колхозников Колесов присваивал себе.
Социальное лицо Колесова — сын бывшего крупного подрядчика. Сейчас он арестован. Как на все действия Колесова реагирует руководитель колхоза товарищ Осипов? Он вместо разоблачения подрывной работы этого кулацкого предателя, выдал жене Колесова такую справку, что «за время работы Колесова в колхозе я ничего плохого за Колесовым не замечал».
И это в то время, когда факты вредительства со стороны кулака Колесова налицо.
Колхозники возмущены подрывными действиями кулака Колесова в их колхозе, а также и действием председателя колхоза Осипова, прикрывающего вредительские действия кулака Колесова.
Они требуют от органов прокуратуры и суда немедленного выездного показательного суда над вредителем - кулаком Колесовым» («Призыв», 18 января 1933).
«Для проведения политдня гатихинской партячейкой были прикреплены к колхозам партийцы. В колхозы они выходили с утра проверяли работу по подготовке к весне, выполнению устава, выявляли чуждых и т. д., а вечером проводили собрания. В этот же вечер было совещание всех прикрепленных с их докладами об итогах политдня.
Как выяснилось, устав с.-х. артели нарушается почти во всех колхозах, главным образом, по линии обобществления сараев, амбаров и других подсобных построек.
В гатихинском колхозе эти постройки было решено обобществить, но правление во главе с бывшим председателем Осиповым, вынесло решение: «ввиду того, что за обобществленные постройки нужно уплатить 300 тыс. рублей налога, постройки не обобществлять».
Когда строился скотный двор, то материал возился издалека. Вполне же можно было имевшиеся обобществленные сараи большей частью употребить на постройку двора» («Призыв», 27 января 1933).
«В Гатихе имеется изба-читальня, новый выстроенный клуб. Выписываются газеты, журналы. Имеется богатая библиотека. Но культурно-политико-массовая работа развернута недопустимо плохо. Изба-читальня часто бывает на замке. Совета при избе-читальне не организовано. Коллективные читки газет и журналов, беседы, лекции не проводятся. Книги, а их не мало в библиотеки, остаются лежать на полках, в шкафах и к читателям-колхозникам не продвигаются.
— Да, у нас с культурно-массовой работой плохо, — заявляет зав. избой-читальней тов. Тараканов. — Я вот думаю скоро развернуть paботу в избе-читальне. Будем выдавать книги по библиотеки, обратимся к шефу (служба тяги) за помощью в деле развертывания культурно-массовой работы. Готовим очередной выпуск стенгазеты, посвященный дню урожая и коллективизации.
Тараканов пока только все еще думает. А колхозники-ударники, по-большевистски выполнявшие сельскохозяйственные работы и первоочередные обязательства перед государством по сдаче продукции, не находят себе культурного отдыха в стенах избы-читальни и клуба.
Пора, давно пара Тараканову взяться по-боевому за развертывание культурно-политики-массовой работы в избе-читальне и клубе, по подготовке их к дню урожая и коллективизации» («Призыв», 10 октября 1933).
«С утра в новом клубе собирались колхозники колхоза имени Сталина, гатихинского сельсовета. Все были одеты по праздничному. В клубе работал буфет, в котором колхозники получали папиросы и печенье.
Еще сумерки не сели над колхозной Гатихой, как открылось собрание. Большой клуб к этому времени был переполнен. Слушали отчет председателя.
5-го октября сталинцы подписали рапорт. Своей ударной работой, сжатыми сроками борьбы за окончание сельхозработ колхоз завоевал мандат на заключительное заседание конференции. Победители добились высокого качества своей работы. На кустовой выставке во Второве колхоз получил вторую премию по полеводству и первую премию по животноводству.
Лучшие из лучших колхозников на собрании премируются. Звеньевые — Красулина Ксения и Панина Марфа получают по отрезу сукна; пахаря — Димаков и Куканов премируются сукном на брюки. Всего было премировано 27 лучших колхозников-ударников на сумму 300 рублей.
Пятую по счету премию получила за время своей работы в колхозе престарелая колхозница Шарова. Ей 55 лет, но она считается лучшей ударницей. Добросовестная работа в колхозе дала возможность колхознице Шаровой лучше жить. Раньше ей даже оброки нечем было платить, а в колхозе она купила новый дом, держит две коровы, поросенка и кур. Большими шагами идет ударница Шарова к зажиточной жизни.
Долго не расходились колхозники по домам, празднуя день урожая и коллективизации. После собрания был устроен сытный обед, выступление школьников и художественная постановка» («Призыв», 18 октября 1933).

Деревня Гатиха от Омутец-Пестьянского погоста была разделена речкой Пестьянкой (сейчас это пруд недалеко от церкви).


Пруд в с. Гатиха

«Омутец-Пестьянский погост (погост Николо-Пестьянский) находится в 29 верстах от г. Владимира (Владимирский уезд)». [1]
По данным VIII ревизии в 1834 г. там значилось 17 мужского и 20 женского пола душ в 8 дворах, в погосте имелось две церкви Троицкая и Никольская, при которых состояли 2 священника с причтом.
1859 год: число дворов - 4; число душ мужского пола - 21; женского пола - 15. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами.
В 1905 г. — 5 дворов и 23 жителя.


Дома в селе Гатиха

Кирпичные двухэтажные дома в с. Гатиха

Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

«Владимирцы беспощадны в бою
В нашем подразделении в качестве наводчика орудия служит боец из Владимирского района Гатихинского сельсовета, Арефьев Константин Федорович. В период битв он показал себя верным сыном нашей Родины и беспощадно громил врага из своего орудия. Стреляя прямой наводкой, в январе 1943 года т. Арефьев уничтожил противотанковую пушку с прислугой, разбил 3 вражеских блиндажа с пулеметами.
Когда противник пошел в контрнаступление, Арефьев, будучи один у орудия, в упор расстреливал немцев, которые после каждого орудийного выстрела, как плахи, летели на землю, а те, которые еще оставались в живых, орали благим матом, а т. Арефьев продолжал их громить в упор на расстоянии 20-30 метров. Своим орудием он уничтожил большую группу немцев и полностью отбил контратаку противника.
В последнем бою т. Арефьев в битве с врагом был ранен, но он поле боя не покинул, а продолжал громить врага до конца сражения.
Вот как дерутся наши земляки и воспитанники владимирцев. Тов. Арефьев сейчас находится на излечении в нашей части и снова скоро встанет в строй и будет продолжать громить врага.
Товарищ Арефьев представлен за боевые успехи к правительственной награде.
Гвардии капитан А. Калмазнин» («Призыв», 23 февраля 1943).
«У нас в Гатихе заведует фельдшерским пунктом Клавдия Георгиевна Демакова. Хороший и душевный человек она. К ней население идет не только лечиться, но и просто за советом. Но главное — К.Г. Демакова внимательна к больным.
У нас недавно заболел сын. В 12 часов ночи мы обратились к Демаковой. Она тут же пришла и оказала помощь, рассказала, как надо ухаживать за ребенком, дав ценные советы. Много сил приложила наш фельдшер и к тому, чтобы девочки - близнецы у Красулиной чувствовали себя хорошо.
Мы сердечно благодарим К.Г. Демакову и желаем ей дальнейших успехов на благородном поприще.
Ю. Каратанова» («Знамя», 15 февраля 1962).
«ВЕЧЕР ПО АТЕИЗМУ
Недавно в Гатихинском сельском клубе состоялся тематический вечер на тему: «Как наука разоблачает «чудеса» религии». С большим вниманием был прослушан доклад учительницы Гаврильцевской восьмилетней школы Александры Федоровны Емельяновой.
У книжной выставки, озаглавленной «Среди тайн и чудес», был проведен обзор представленной на ней литературы. В обзор были включены книги: Л.Т. Пинчук «Чудеса религии», Е. Андреева «Разоблаченные чудеса», Н.И. Рязанцев «Есть ли у человека судьба» и другие.
К этому же вечеру были оформлены специальные библиотечные плакаты: «Без бога шире дорога», «Правда о религии», «Религиозные суеверия и их вред».
В заключение вечера присутствующие просмотрели художественный фильм «Тучи над Борском». Всего на вечере присутствовало около ста человек.
В настоящее время библиотека готовит читательскую конференцию по книге Г.П. Никифорова «Попадья».
И. ИВАНОВА, заведующая Гатихинской сельской библиотекой» («Знамя», 1 марта 1966).
«Село Гатиха. Здесь расположена сельская библиотека, которая обслуживает рабочих совхоза «Пенкинский». Заведует ей Надежда Федоровна Иванова.
Уже при входе в библиотеку вас поражает обилие ярких плакатов, диаграмм, стендов, книжных выставок. Более 300 читателей записано на библиотечном абонементе. Это животноводы, полеводы и механизаторы совхоза. Каждого из них Надежда Федоровна встречает приветливой улыбкой.
Это для них заботливые руки библиотекаря создали уют и непринужденную обстановку. И читатели по достоинству оценили проявленную заботу. Они с большой охотой приходят в небольшой светлый зал, чтобы почитать свежий номер газеты или журнала, выбрать интересную книгу, узнать о новостях совхозной жизни, о своих товарищах по труду, о том, каких результатов они добились и за что борются сейчас.
Все книги о передовых методах труда в сельском хозяйстве, новые производственные журналы сосредоточены в уголке передового опыта. Здесь же красочно оформленные плакаты «Новое, передовое — в практику совхоза», «Претворим в жизнь решения XXIII съезда КПСС», рекомендательные списки книг для тружеников села, папка газетных вырезок «Человек славен трудом».
Есть здесь и плакаты «За что борется совхоз «Пенкинский» в 1966 году» и «Совхозная пятилетка». Из них узнаешь, какие задачи предстоит решить труженикам совхоза в первый год пятилетки, а также планы на будущее. Многолюдно всегда в этом уголке.
Надоить 2050 литров молока на одну фуражную корову, получить среднесуточный привес молодняка крупного рогатого скота 500 граммов, сохранить весь приплод молодняка - таковы социалистические обязательства совхозных животноводов.
— Тут уж без книги не обойдешься, — говорит лучшая доярка совхоза Мария Дмитриевна Лапшова. Она страстная любительница книг о передовиках совхозного производства, о их методах труда, обо всем прекрасном на земле.
Библиотека систематически организует в бригадах и на фермах передвижки, книжные выставки, которые пользуются успехом у читателей. Надежда Федоровна знакомит рабочих совхоза с Директивами XXIII съезда партии, с новой пятилеткой хозяйства, рассказывает о достижениях лучших людей района, области и страны. Нередко заходит интересный разговор о литературе, помогающей лучше работать.
Оживленные разговоры у читателей вызывает стенд «Коммунизм — наш труд и вдохновение». В нем показаны контрольные цифры развития народного хозяйства страны на 1966 - 1970 годы, а также как возрастет экономика хозяйства, как поднимется культура села.
— Надежда Федоровна всюду успевает. Она частый гость и на полевом стане механизаторов, и на фермах. Одному даст добрый совет, другому порекомендует хорошую книгу, — говорят о своем библиотекаре ее земляки.
И эта характеристика — лучшее свидетельство ее авторитета у читателей.
Библиотека насчитывает более 7000 экземпляров книг. В них отражен человеческий опыт, накопленный за много веков. Человеку надо взять из этого необъятного моря знаний те, которые нужны для жизни, которые помогают ему организовать свою жизнь, свой труд. И библиотекарь Иванова постоянно ищет, выдумывает, пробует и находит верные пути к сердцам читателей.
— Надежда Федоровна, — говорит секретарь партийной организации совхоза Виктор Михайлович Емельянов, — много потрудилась над тем, чтобы книга стала верным спутником хлеборобов в их труде и учебе. Она сделала библиотеку нашей опорной базой и надежным помощником во всей массово-политической работе на селе.
Н. КАЛАШНИКОВА» («Знамя», 8 октября 1966).
«По Гатихинскому избирательному округу № 73 кандидатом в депутаты районного Совета зарегистрирован главный мелиоратор Второвской ММС Николай Александрович Невский» («Знамя», 20 февраля 1969).
«Село ГАТИХА. Красный уголок Второвской машинномелиоративной станции переполнен. Сюда собрались рабочие, служащие и инженерно-технические работники станции. Они пришли на собрание, посвященное выдвижению кандидатов в депутаты областного Совета. Выступает бригадир механизированного отряда И.П. Февралев.
— Вношу предложение, — говорит он, — выдвинуть кандидатом в депутаты Владимирского областного Совета по Второвскому избирательному округу № 140 лучшего тракториста станции Юрия Степановича Сапогова.
Это предложение горячо поддержали директор ММС З.Л. Анджелло, главный мелиоратор Н.А. Невский, секретарь jпартийной организации Л.В. Иванова и другие.
Участники собрания единодушно постановили: выдвинуть кандидатом в депутаты Владимирского областного Совета по Второвскому избирательному округу № 140 Юрия Степановича Сапогова.


Юрий Степанович Сапогов

«САПОГОВ Юрий Степанович - Кандидат в депутаты Владимирского областного Совета депутатов трудящихся по Второвскому избирательному округу № 140
Юрий Степанович Сапогов родился в 1930 году в селе Леонтьево Камешковского района. Свою трудовую деятельность он начал в 1945 году рядовым колхозником колхоза «Заря новой жизни» Камешковского района. С 1949 года по 1950 год учился в энергомеханическом техникуме, затем служил в рядах Советской Армии. После демобилизации он три года работал трактористом на Владимирском тракторном заводе им. А.А. Жданова, а с февраля 1956 года работает трактористом Второвской ММС. Опытный и добросовестный механизатор, Сапогов Ю.С. сменные нормы выработки систематически выполняет на 115—120 процентов при хорошем качестве работы, является ударником коммунистического труда.
По итогам социалистического соревнования механизаторов и специалистов машинно-мелиоративных станций области за 1968 год он занесен на областную Доску почета и награжден Почетной грамотой обкома КПСС и облисполкома.
Сапогов Ю.С. — член КПСС, является депутатом областного Совета депутатов трудящихся, добросовестно относится к своим депутатским обязанностям, настойчиво выполняет наказы избирателей.
Трудящиеся Второвского избирательного округа № 140 Камешковского района единодушно выдвинули Юрия Степановича Сапогова своим кандидатом в депутаты областного Совета депутатов трудящихся» («Знамя», 6 марта 1969).

Численность населения: в 1859 году в д. Гатиха — 689 чел., в Пестьянский погост — 36 чел.; в 1897 г. в д. Гатиха — 1077 чел., в с. Гатиха в 2010 г. – 294 муж. и 399 жен., всего 693 чел.

МДОУ Детский Сад "Колосок" с. Гатиха зарегистрирована 12 октября 2004 г. Заведующий - Тарасова Ольга Николаевна. Юридический адрес: Шоссейная ул., д. 5а.
МУК ДК с. Гатиха зарегистрирована 8 сентября 2003 г. Директор - Камашева Марина Леонидовна. Юридический адрес: Новая улица, д. 2.

ООО "Просторы" зарегистрирована 9 апреля 2013 г. Генеральный директор - Сапогова Ольга Николаевна. Юридический адрес: Шоссейная улица, д. 5, кв. 6. Основным видом деятельности является «Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей».
ООО "Воскресенское" зарегистрирована 30 марта 2011 г. Директор - Самсонов Владимир Вячеславович. Юридический адрес: село Гатиха, 19 "б", 18. Основным видом деятельности является «Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина».
КФХ "Воскресенское" действует с 30 июня 1992 г. Глава - Самсонов Вячеслав Михайлович. Юридический адрес: село Гатиха, 19"б", 10. Основным видом деятельности является «Выращивание овощей».
ООО "Агра-Зем" зарегистрирована 23 ноября 2016 г. Генеральный директор - Сапогова Ольга Николаевна. Юридический адрес: Садовая ул., д. 2. Основным видом деятельности является «Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей».

Советское хозяйство (совхоз) "Пенкинский" с. Гатиха образовано 20 марта 1965 года на базе укрупнения двух колхозов "Красный пахарь" д. Симоново и "им. Жданова" д. Дворики, подчиняется Камешковскому производственному районному управлению сельского хозяйства.
Совхоз имел мясо-молочное направление и состоял из двух отделений : 1-ое отделение - д. Дворики, 2-ое отделение - д. Симоново.
Площадь сельхозугодий составляла 5052 га. На территории совхоза 17 нас. пунктов.
С 1970 года носит название Камешковский совхоз-техникум (постановление Министерства сельского хозяйства от 27.10.1969 г. № 633).
С 26.06.1992 года товарищество с ограниченной ответственностью "Пенкинское". Основание: решение Малого Совета Камешковского районного Совета народных депутатов Владимирской области от 26.06.1992 г. № 99/7 "О государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью "Пенкинское".
СПК "Пенкинский" действует с 11 марта 2001 г. Председатель - Мамонтова Ирина Ивановна. «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Адрес: село Гатиха, д. 4. Организация ликвидирована 19 декабря 2016 г.
ООО СП "Пенкинское" зарегистрирована 10 июля 2003 г. Директор - Попов Михаил Владимирович. Юридический адрес: Новая улица, д. 4. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Организация ликвидирована 20 июня 2017 г.
К/Х "Ленко" действует с 31 мая 1993 г. Руководитель юридического лица - Невмержицкий Григорий Николаевич. Юридический адрес: Шоссейная улица, д. 11, 1. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Организация ликвидирована 18 декабря 2017 г.
К/Х "Гадоне" действует с 2 марта 1991 г. Глава - Мишуткин Анатолий Михайлович. Юридический адрес: Садовая ул., д. 13. Основным видом деятельности является «Распиловка и строгание древесины».
ООО "Надежда" зарегистрирована 20 мая 2005 г. Директор - Осипова Ольга Николаевна. Юридический адрес: Садовая улица, д. 62. Основным видом деятельности является «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных не длительного хранения». Организация ликвидирована 30 мая 2017 г.

ООО "Донус" зарегистрирована 23 января 2018 г. Директор - Гозиев Исматилла Абдувалиевич. Юридический адрес: Новая улица, д. 1а. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».
ООО "Восток" зарегистрирована 27 марта 2014 г. Директор - Гозиев Исматилла Абдувалиевич. Юридический адрес: Новая улица, д. 1а. Основным видом деятельности является «Производство прочей верхней одежды».

Церковь Николая Чудотворца
Церковь во имя Пресвятой Троицы

Церковь в этом погосте существовала уже в начале XVII столетия, как это видно из патриарших окладных книг под 136 (1628) г.: «церковь Николая Чудотворца на Песье речке села Омутца… дани два рубля 4 алтына две денги, наместничьих гривна, тиунских алтын, заезда алтын». В писцовых книгах Юрьевского уезда 1645—1647 гг. об Омутец-Пестьянском погосте говорится так: «погост Николы чудотворца на Песьянском потоке, а на погосте церковь Николы чюдотворца древяна вверх, да церковь Живоначальной Троицы, да предел святой великомученицы Парасковеи нарицаемые Пятницы древяна клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение приходных людей, а на погосте во дворе поп Сергей Михайлов, во дворе поп Петр Петров, во дворе поп Семен Иванов, во дворе дьячек Андрюшка Агеев, во дворе просвирница Оксиньица, да на погосте ж бобылей 3 двора питаются от церкви Божии, пашни паханы середние земли 22 чети, да перелогом 2 чети в поле, сена меж поль и по заполью и на пойме на Осиновском истоке 40 копен, лесу поймы в длину на полверсты, а поперек на четверть версты». В писцовых книгах упоминалось, что погост стоит «в Опольском стану на государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича земле».
В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольского с этой церкви положено было дани «7 рублев 10 алтын, заезда гривна». Такая сравнительно с другими приходскими церквями большая дань положена на Омутецкую церковь потому, что приход при ней был очень многолюдный. Он заключал в себе не только приход села Омутца, но и приход соседнего села Ковалева (Патакино).
В 161 (1653) г. было три священника: «Петр Петров, Семен Иванов и Ефтифей Сергеев, 402 приходских двора, церковной земли по 24 четверти в поле и сенных покосов на 40 копен».
В 181 (1673) г. часть прихода отделилась: в селе Ковалеве была выстроена особая церковь. «181 г. сей церкви оклад велено сбавить полтину и впредь оклад у сей церкви дани и заезда шесть рублев тритцать алтын, потому что поставлена другая церковь, приход учинился особой, и сбавочные деньги полтина положены в оклад новопостроенной церкви Пресвятыя Троицы в селе Ковалеве, и февраля в 20 день с церкви Николая чудотворца отдельные деньги 6 руб. 30 алтын взято, платил староста поповской Вознесенской поп Аврамий».
«204 (1696) г. генваря 9 по подписной челобитной дан антиминс на старой престол церкви Николая чудотворца в Волод. уезд в Боголюбовской стан в село Омутец, тоя же церкви поп Иван Васильев взял и росписался».
По переписным книгам 1703 г. при Николаевской церкви села Омутца было 7 священников: Федор, Симеон, Борис, Яков, Терентий, Максим и Яков, церковной пахатной земли столько же, что и в 161 (1653) г., сенных покосов на 30 копен, приходских дворов 359. 1710 г. при церкви Николая чуд. в селе Омутцах, погосту Песьянского: «попы: Максим Кириллов, Василий Федоров, Симеон Евтихиев, у него зять поп Федор Дмитриев, Яков Иванов, Яков Кириллов, Терентей Кириллов, Борис Васильев, диакон Афонасий Борисов».

В начале XVIII ст. в Омутце, кроме Николаевской церкви, существовала теплая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1719 г. обе церкви сгорели. В 1720 г. теплая Троицкая церковь построена была вновь. «1720 г. марта 11 запечатан указ о строении церкви по челобитью Волод. уезда патриарша села Омутца Троицкого попа Семиона Евтифиева велено в том селе Омутце на прежнем церковном погорелом месте построить вновь теплую деревянную церковь во имя Живон. Троицы, пошлин гривна».
«1738 г. апреля 21 Волод. уезда церкви Николая чуд., что в Омутце Песьянском на погосте, попы: Стефан Яковлев, Василий Максимов в синод. казен. приказ писали «в прошлом 719 г. во оном погосте настоящая церковь во имя Николая чуд. древянная сгорела и с того времени вновь церкви на месте сгоревшия и поныне непостроено, а ныне приходские той церкви люди по обещанию своему желают на том же месте построить вновь церковь во имя Николая же чуд. древянную, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб повелено было о строении оные церкви дать указ». И против сей челобитной в синод. казен. приказе выписано: «в окладных прошлых и сего 738 г. книге по Володимирской десятине написано: церковь Николая чуд., что на Песье реке, в селе Омутце, дани 7 руб. 20 коп., казен. пошлин 17 коп., а в писцовой Володимирской книге 161 и 162 гг. у вышепоказанной Николаевской церкви написано: попы Петр Петров, Семен Иванов, Ефтифей Сергеев, в приходе 402 двора, пашни церковные земля 24 четверти в поле, а в дву потомуж сенных покосов 40 копен; а в переписной 703 г. книге у той же церкви написано: попы Федор, Симион, Борис, Яков, Терентий, Максим, Яков, пашни церковные земли 24 четверти в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен, в приходе 359 дворов».
Подписание Преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту 1738 года мая 1 дня». Отмечено: «указ дан».

1738 г. мая 1 выдан указ о строении церкви Волод. уезда церкви Николая чуд., что на погосте Песьянском попам Стефану Яковлеву, Василью Максимову по их прошению велено показанный храм Николая чуд. вместо сгоревшей церкви на прежнем же месте построить вновь церковь во имя Николая чуд., пошлин 10 коп., нужнейших 1/8 взяты (кн. 413 л. 27).
Холодная же церковь построена и освящена была только в 1738 г.
В 1763 г. холодная церковь сгорела еще раз и на месте ее в том же году построена была опять деревянная церковь с престолом во имя Николая чудотворца. В 1836 г. на средства прихожан она возобновлена, но к 60-м годам она пришла в ветхость и богослужение в ней было прекращено.
В 1875 г., когда отведено было в Омутецком приходе новое кладбище, Никольская церковь была перенесена туда и в 1877 г. освящена уже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Троицкая же теплая деревянная церковь, построенная в 1720 г., существовала до конца XVIII столетия и посему обветшала.
В 1790 г. с разрешения епископа Владимирского Виктора начата постройка каменная церковь, которая и была окончена и освящена в 1802 г.


Колокольня церкви

В 1842 г. к этой церкви была пристроена каменная колокольня.
Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 г. начата постройка нового обширного каменного храма, соединившего в себе теплую и холодную церковь; в 1868 г. он отделан окончательно.

16 декабря 1866 г. определен в священники воспитанник Семинарии Петр Постников в погост Омутец-Пестянский.

28 февраля 1885 года в погосте Николо-Песьянском Владимирского уезда в семье Василия Владимировича и Екатерины Антоновны Поспеловых родился Поспелов Николай Васильевич (1885-1938) – будущий протоиерей, Священномученик.

В кон. XIX века престолов в церкви три: в холодной церкви – во имя Пресвятой Троицы (освящен 18 августа 1868); в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1855) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1855).
Из святых икон особенным уважением пользовались в приходе и почитаются за чудотворные: икона Божией Матери, именуемой Смоленской и икона св. Николая Чудотворца. Достойно замечания также резное изображение Спасителя, сидящего в темнице; внизу изображения подписан следующие стихи:
Зри, кия терплю тебе ради страсти
Да адски ятя свобожду напасти,
Ты же мя грехи прободаешь на всякой день,
Ты мя умерщвляешь, чадо: велми
Крест, смерть терпети, нежели грехами твоими присно болети.
В церковной библиотеке хранится очень любопытный синодик неизвестного времени с прдварительным увещанием о поминовении усопших, несколькими лицевыми изображениями и стихами, относящимися к загробной жизни.
Всех лицевых изображений – 37, каждое с соответствующей подписью: 1) Крещение св. ап. Иаковом язычников; 2) Св. Василий Великий,- внизу изображения стихи:
Свят Архиерей Божий Василий Великий
Отшедшим душам повествует свет толикий:
Егда в церкви поминавшей душе быти
Оных вечных мук может тамо избыти.
3) Изображение Григория Богослова; 4) Иоанна Златоуста; 5) Афанасия Великого; 6) Иакова, брата Божия,- под всеми этими изображениями подобные же стихи; 8) Изображение ангела хранителя, охраняющего спящего пламенным оружием, под постелью представлен повергнутым диавол; 9) Изображение преп. Макария, встречающего в пустыне череп; 10) Изображен человек, сидящий на гробе, над головой его череп, по бокам два скелета, правый ударяет копием в этого человека, а левый вонзает копье в череп, повыше его нарисован гроб с умершим, несомый к погребению, затем богач мучимый адским пламенем, над ним Лазарь на лоне Авраама, далее жрец, приносящий жертвыы и тем пролагающий путь к Раю (изображен холст от жертвенника до Рая), и внизу всего стихи, увещающие помнить смертный час; 11) Изображение человека, стоящего у гроба и плачущего; 12) Гроб умершего, оплакиваемый знакомыми; 13) Погребение умершего; 14) Заупокойная литургия; 15) Состояние души по смерти; 16) Состояние души в 9-й день по смерти; 17) Лицевое изображение повести преп. игумении, «како заповеда сестрам своим до четыредесяти дней трапезу нищим поставляти; оне же точию до девятин сотвориша», а внизу и сама повесть; 18) Восхождение души по смерти; 19) Различная участь душ по смерти; 20) Польза усопшим от подания за них милостыни; 21) Изображение прелюбодейцы, мучимой в адском пламени и отсюда изъятой ради сыновних молитв и милостыни; 22) Изображение умершего богача; 23) Изображение худоумного Ионы, стоящего за столом и сундуками с золотом; 24) Изображение того же Ионы, поучаемого демоном сребролюбия; 25) Изображение того же Ионы, употребившего «на неподобная» свое имение; 26) Смерть его и завещание; 27) Лукавое распоряжение оставшимся после Ионы имением и нарушение его завещания; 28) Брак жены его, роскошная жизнь и гибельная участь; 29) Бедственное положение детей, под изображениями 23-29 написана и соответствующая повесть; 30) Изображение человека пленного, постепенно из плена освобождаемого, когда за него приносится бескровная жертва; 31) Возвращение того пленного и его рассказ; 32) Изображение чуда Пресв. Богородицы над разбойником Домицелом; 33) Зерцало грешного, на этом зарцале представлен грешник, сидящий на стуле, ножки которого означают четыре стихии, над кладезем гиенским, по краям которого написано: «на сети паутинной сидит», снизу же: «стихия некогда временем и теплотою рушится». Сверху зерцала висит меч над головой грешника, обвитый лентой, с надписью: «меч отмститель беззаконий», под мечом – сзади головы грешника слова: «и ведутся в студенец истления», а спереди: «тело похотствует на дух», затем со всех четырех сторон в грешника вонзаются мечи с надписями: на мече, вонзенном в грудь - «грех мой пред мною есть выну», на мече в спине – «сатана стоит одесную мене», в правый бок – «обыдоша мя болезни смертныя», в левый – «червь мой не умрет», внизу этой картины написано увещание к грешнику богачу, забывающему смертный час; 34) Изображение черепа на двух костях, как символ ничтожества человеческого; 35) Изображение святителя, приносящего безкровную жертву за усопших; 36) Изображение святителя, чтоящего в церкви среди сонма апостолов; 37) Изображение черепа с следующими под ним стихами:
Зряй, человече, сию главу. Сердцем умилися
И помшляя псаломскую речь в себе прослезися.
Человек яко трава, и век исчезает
Якоже цвет на селе скоро отцветает,
Ибо духу изшедшу из него не бывает,
К тому места своего в мире не познает.

Церкви принадлежали следующие здания: двухэтажный дом церковно-приходской школы; торговые деревянные лавки; дом, сдаваемый под трактирное заведение. Лавки давали дохода до 100 руб. в год, из коих 25 руб. шло в пользу причта; с трактирного заведения в 1890 г. получено 190 руб., из них 63 руб. получил причт, 63 руб. церковь и 64 руб. церковно-приходская школа. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1830 г.
Земли при церкви имелось: усадебной 3 дес., пахотной 25 дес. и сенокосной 15 дес., неудобной 6 дес.
Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание их составляло: из процентов с капитала 2400 руб., вложенного разными лицами за вечное поминовение, из доходов от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из деревень: Гатихи, Гаврильцева (Деревня Гаврильцево принадлежала помещикам Авдулиным, в 1897 г. там насчитывалось 18 дворов и 97 жителей. Сегодня это небольшая деревенька рядом с Московско-Нижегородским шоссе.), Пахирева (Пахарево значится в писцовых книгах 153 г.; в ней тогда было 9 человек крестьян. Да 1 бобль, пашни худые земли 20 четвертей в поле, лесом поросло 10 четв. в поле, сена несколько пожен и рыбныя ловли по озерам и реке Клязьме), Пожарниц (Деревня Пожарницы, принадлежавшая князьям Щербатовым, находится напротив села Леонтьево, по другую сторону шоссе. Когда-то она была примечательна своей ветряной мельницей. В 1873 г. там значилось всего 48 жителей.), Елакова (Деревня Еляково Владимирского уезда Пенкинской волости, в приходе Николо-Пестьянского погоста, а 27 верстах от Владимира, а 1834 г. по данным VIII ревизии там значилось 36 мужского и 35 женского пола душ в 12 дворах, в деревне имелись ветряная мельница и кузница. В 1873 г. проживало всего 39 человек, принадлежала пяти различным помещикам. Там прежде тоже имелась ветряная мельница, была и своя кузница. В 1905 г. — 23 двора, 94 жителя. Она находилась в полутора километрах южнее Нижегородского шоссе.), Сынкова (Деревня Сынково, казенного ведомства, в километре севернее шоссе, в 1897 г. состояла из 27 крестьянских дворов.), Хохлова (В деревне Хохлово по писцовым книгам 153 г. значится 6 человек крестьян да 4 бобыля, пашни худые земли 56 четв. в поле, лесом поросло 4 четв., сена на 80 коп. Деревня Хохлово, бывшая казенная, сегодня оказалась на самом шоссе и около нее находится поворот на Камешково. В прежние времена, в середине XIX века, там имелось две кузницы и почтовая станция, деревня состояла из 19 крестьянских дворов. В 1897 г. там насчитывалось 29 дворов и 199 жителей.), Чешкова (Деревня Чешково находилась поблизости от села Лаптево и принадлежала князьям Щербатовым и помещикам Бутурлиным. В 1897 г. там проживало 198 человек в 31 дворе. Сегодня эта деревня не существует.), Папулова (Деревня Папулова находилась поблизости от Омутец-Пестьянского погоста, рядом с Гатихой. Она принадлежала помещикам Никулиным и Лихачевым, там находилось две ветряные мельницы и кузница. К 1904 г. там в 20 дворах проживало 100 человек. Сегодня эта деревня не существует.), Андрейцева, Курова (Деревня Курово, в 6-ти верстах к югу от Пенкина, принадлежала князьям Щербатовым. В 1897 г. там значилось население в 227 человек в 34-х дворах, имелась кузница и были две ветряные мельницы. Сегодня этой деревни нет.), Юрятина, Куршенева, Городка (Большая, многонаселенная деревня Городок прежде была владением пяти помещиков: князей Грузинских, Бутурлиных, Ромейковых, Чистяковых и Карташевых-Паниных. В 1904 г. там проживало 428 человек в 60 дворах, имелись две ветряные мельницы и кузница. Сегодня деревня Городок стоит при шоссе Хохлово-Камешково и Близнина (Близнино примыкает к шоссе в полутора километрах от Хохлова. Прежде это было имение господ Ладыженских. В 1904 г. там насчитывалось 325 жителей и 78 крестьянских дворов.), в коих по клировым ведомостям числилось 1680 душ муж. пола и 1790 душ жен. [1]


Здание бывшей церковно-приходской школы

В приходе была церковно-приходская школа, открыта в 1885 г., и школа земская, открыта в 1878 г.
«Гатихинская школа кройки, шитья и рукоделий. В Гатихинской школе кройки, шитья и рукоделий обучалось в 1914 г. 12 девочек. За короткий срок учения в течение 1 ½ месяцев девочки научились шитью и кройке простых детских вещей: 3 детских платья, 3 фартука, 2 детских пальто, 1 детская мужская рубашка, 1 вышитая салфетка и 1 вязанный письменник» (Журналы очередного Владимирского уездного земского собрания 1914 года).
Климов Алексей Иванович (08.08.1902, д. Папулово Владимир. уезда Владимир. губ., впоследствии Камешковского р-на Владимир. обл. - 29.05.1989, г. Горький) в 1924-1926 гг. работал учителем начальных классов в сельской школе д. Гатиха Владимирского уезда.

В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1) крестьянину дер. Гатихи Ивана Александровичу Матвейцеву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме села Омутец Пестьянского; 2) крестьянину дер. Хохлова Ивану Викторову Токареву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме с. Омутец Пестьянского.
Преподано Архипастырское благословение: 1) крестьянину Андрею Иванову Грязнову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме; 2) крестьянам дер. Гатихи Якову Баташеву и Андрею Куранову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме.

Церковь Грузинской иконы Божией Матери

Центральный храм выполнен в форме двухэтажного четверика с рядом стрельчатых фронтонов над венчающим карнизом, на котором возвышаются пять луковичных глав на восьмигранных световых барабанах.
Помещение трапезной располагается с западного торца и примыкает к пятиярусной колокольне, украшенной декоративными колоннами и кокошниками.

В июне и августе 1937 г. верующие дд. Второво, Гатиха и Юрятино Владимирского района несколько раз просили во ВЦИКе и лично у Сталина открыть церковь в Николо-Песьянах, вместе со сторожкой (собрано 560 подписей, недоимок нет). Церковь была ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище, но не использовалась под склад - их достаточно. После недолгой переписки между ВЦИКом и облисполкомом, ходатайство группы верующих отклонено, т.к. … «церковь ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 699. Л. 86-95) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 99-100

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под мастерские Второвской ЛМС [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 121].


Церковь Грузинской иконы Божией Матери

В настоящее время церковь Грузинской иконы Божией Матери пустует, состояние здания удовлетворительное, серьезных повреждений нет, частично сохранились фрагменты фресок и росписей внутреннего объема.
Церковь пытаются восстановить местные жители. По праздникам приглашают священника. В момент богослужения была гроза и молния подожгла купол колокольни. На данный момент идет сбор средств на восстановление.


Озеро Малое Тиморское

Озеро Долгое

Озеро Долгое

Озеро Глянцевое

Озеро Малое Новоскворецкое

Озеро Школьное

Вид на д. Андрейцево

Я.В. Смирнов


Яков Васильевич Смирнов

Яков Васильевич Смирнов, автор многих известных руководств по латинскому языку, «Московский Цицерон», родился 9 октября 1806 г. в пог. Омутце-Пестянском, Владимирского уезда и губернии, где его отец был дьяконом.
В силу различных неблагоприятных обстоятельств, проведя раннее детство в бедности и почти полном невнимании к нему со стороны отца, Яков Васильевич, согреваемый только ласками матери, по особому настоянию последней был отдан учиться в 1818 году во Владимир. Исключительность положения в детстве наложила на него особую печать,- он был не по-детски сосредоточен в себе, избегал дружбы с ровесниками и знал только преподаваемые в училище предметы; от природы даровитый, он учился хорошо и в числе первых перешел из училища в семинарию, где за смиренность и дана была ему фамилия «Смирнов». Начальство любило прилежного и скромного ученика, и в 1829 г., когда Я.В. закончил только первый год обучения в богословском классе, нашло возможным отправить его в Педагогический Институт в С.-Петербурге. Из Института Я.В. вышел в 1836 году с серебряной медалью и тотчас по окончании курса назначен был на место старшего учителя латинского языка в 1-й Московской гимназии.
Печальное детство, жизнь впроголодь во Владимирском училище и семинарии и строгая дисциплина в Институте сделали свое дело,- вышедший на общественную деятельность в возрасте 30 лет Я.В. Смирнов вступил в самостоятельную жизнь уже со сложившимися убеждениями. По образу жизни – это был чистый аскет,- он поставил себе целью – полное самоотвержение в целях служения Богу и людям; каждый день посещал он все церковные службы, постился и кроме установленных дней, а дома проводил время в молитве и чтении аскетического характера. Изнуряя себя постом и молитвой, Я.В. в то же время болел душой о людях, и особенно любил он нищих, для которых часто устраивал в своей квартире обеды; все получаемые деньги он раздавал бедным и нищим.
Как учитель – Я.В. был образцовый: он был примерным исполнителем своих обязанностей, к ученикам относился самым сердечным образом, с полной любовью и снисходительностью; для малоуспешных он открыл бесплатно особый вечерний класс; бедные всегда пользовались его помощью.
Я.В. Смирнов был выдающимся знатоком латинского языка, его многие называли «Московским Цицероном». Написанные им пособия к изучению латинского языка («Руководства к переводам», «Руководства к изучению латинского языка» пространное и краткое и др.) пользовались громадным успехом и долгое время были принятыми учебниками во многих учебных заведениях.

Последние годы своей жизни Смирнов провел в отставке; подвижнический образ жизни надорвал его силы, перед смертью он совершенно ослеп и скончался в Москве 7 июня 1868 года.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Деревни Андрейцево, Юрятино, Курменево
Мокеева гора. Деревня Мокеево.
Село Давыдово.
Деревня Кижаны.
Село Мостцы.
Село Патакино
Село Леонтьево
Категория: Камешково | Добавил: Николай (28.08.2016)
Просмотров: 6268 | Комментарии: 3 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 aplaneton • 16:32, 01.02.2022
Зачем на сайте помещена статья из газеты Призыв от 5 ноября 1930 года о Димакове Ф.А. Младший лейтенант Федор Демаков геройски погиб на фронте. Он был танкистом, служил в 214 отдельном танковом батальоне 65 отдельной танковой бригады, участвовал в боях под Сталинградом, а также в операциях Марс и Кутузов. Федор погиб в боях под Навлей Брянской области 12 августа 1943 года. При наступлении на Старый Хутор его танк попал под перекрестный огонь фашистской противотанковой артиллерии, весь экипаж погиб. Мне как уроженцу деревни Гатиха, советскому офицеру и племяннику Федора этот пасквиль о герое войны, отдавшем жизнь за свободу нашей Родины. читать очень неприятно, уберите его с сайта, никакого отношения к истории Гатихи он не имеет. Полковник в отставке Демаков Александр Иванович, в Гатихе многие меня знают и помнят.
avatar
1
2 aplaneton • 22:57, 01.02.2022
Наша местность с давних пор была освоена людьми, а точнее народностью МЕРЯ и многие деревеньки имеют названия, в основу которых положены мерянские понятия  Прежде всего это Ёляково и Пахирево– ныне не существующие. Основой этих названий являются мерянские слова ЁЛЯЙ (живой, резвый) и ПАХЫ́РА (куколь (сорноерастение)). На территории центральной России (территория расселения народности МЕРЯ) эти названия не единичны и даже есть их вариации (всего 10 и 11 названий, соответственно), вариации, например, такие как Рделяково, Приляково, Иляково, Омляково, Оляково; Пахрино, Пахари, Пахра. Название центра муниципального образования д. Пенкино происходит от слова ПЕНЯ (собака), по-русски она называлась бы Собакино. В целом по центральному региону у д. Пенкино двойников и вариаций гораздо больше, чем у предыдущих названий.
Мерянская основа имеется также у Неверкова (ВЕР – место), Сынкова (СЫН - вид, облик, образ, цвет) и у других ближайших селений: Лаптево (ЛАП – низкий, низина), Марьинка (МАРЯ – ягода),  Краснораменье (РАМ, РЯМ - не очень топкое болото, поросшее чахлой сосной), Патрикеево (ПАТР - сильный), Симоново (СИМА - семя), Пирогово (ПИРИГЕ - волчонок), Юрятино (ЙУР – степь), Тереховицы (ТЕР - сани; санный). Возможно, что и прежнее название Гатихи – Омутец, происходит от мерянскоой основы МУТ – слово.
Название главной водной артерии Владимирской области тоже мерянское и возможно происходит от слова КОЛЫЗО – рыбак, например, из первоначального – КОЛЫЗМА или КЛЫЗМА оно превратилось в современное – КЛЯЗЬМА.
В данной местности мерянские названия носят и другие водные объекты, например озера в Давыдовской пойме: Вохро и Войхра.
О мерянском происхождении говорят и фамилии некоторых коренных жителей Гатихи  и других близлежащих деревень: Панины (ПАН, ПАМ – предок, великан), Курановы (КУРАН - лубочный, лубяной; сделанный из луба), Кондратьевы (КАНДРА, КОНДРА - верёвка), Лукановы (ЛУКА́Н - имеющий угол, жилье), Лупоновы (ЛУПО - куча хвороста, валежника), Лушины (ЛУШ - свободно, легко, вольно), Задорины (ДОР – починок, хутор), Лапшовы (ЛАПША́КА - малодушный, слабовольный, нерешительный), Лашины (ЛАШКА – похлёбка), Колчины (КОЛЧА - кольцо), Колчановы (КОЛЧА - кольцо), Кузины (КУЖ, КУЗ, КУЗЬ - ель), Кузьмины (КУЖ, КУЗ, КУЗЬ - ель), Гундоровы (УНДОР, УНДУР,- бобёр), Серовы (СЕР – берег), Сонины (СОН анат. - жи́ла,), Асоновы (СОН анат. - жи́ла,), Шемякины (ШЕМЯТАЙ –небольшого роста, коротышка).
avatar
0
3 metall327 • 13:54, 10.08.2022
кто нибудь вычитывает написанное? Тов. Козлов член партии с 1017 г. Работал в производстве машинистом ... с 1017г! это какой партии то? в домино?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru