Главная
Регистрация
Вход
Вторник
16.04.2024
13:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [132]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская Епархия во 2-й пол. 40-х – конце 80-х гг. ХХ века

Владимирская Епархия во 2-й пол. 40-х – конце 80-х гг. ХХ века

Границы Владимирской епархии совпадали с административными границами Владимирской области, воссозданной в 1944 году. В 1944-1962 гг. Владимирская область состояла из 25 районов и пригородных зон. Во всех районах области имелись действующие храмы, распределение которых было крайне неравномерно. Так, одни приходы объединяли территорию в радиусе 5-10 км от храма, другие же - в 15-20, а то и 30 км.
По данным переписи 1959 г. во Владимирской области, совпадавшей в своих границах с одноименной епархией, проживало свыше одного миллиона человек.

Управление Владимирской епархией осуществляли управляющие епархией - архиепископ Онисим (Фестинатов) в 1944-1970 гг., временно-управляющий митрополит Иоанн (Вендланд) с 1 по 30.11. 1970 г., архиепископ Николай (Кутепов) в 1970-1975 гг., архиепископ Владимир (Котляров) в 1975-1980 гг., архиепископ Серапион (Фадеев) в 1980-1987 гг., архиепископ Валентин (Мищук) в 1987-1990-е годы.

Первым из послевоенных архиереев Владимирскую кафедру возглавил архиепископ Онисим (Фестинатов).
Владыка Онисим родился 21 апреля 1890 г. в священнической семье в с. Булгаково Владимирской губернии. По окончании Владимирской духовной семинарии стал помощником епархиального миссионера. В 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем рукоположен во диакона, а затем священника. Свое пастырское служение он проходил на различных приходах Владимирской епархии. В годину гонений будущий владыка Онисим исповеднически нес крест своего церковного служения. 17 марта 1944 г. общим собранием верующих г. Владимира его избрали на должность настоятеля Владимирского Успенского кафедрального собора. Указ Святейшего Патриарха Сергия от 19.04. 1944 г. подтвердил это назначение. 14.06. 1944 г. указом Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) священнику Сергию Николаевичу Фестинатову, по пострижении в монашество, было определено стать епископом Владимирским и Суздальским, а также временно-управляющим Ивановской епархией. 25.08. 1944 г. состоялось его пострижение в монашество, которое проводил митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. В зале заседаний Московской Патриархии 20.08. 1944 г. совершилось наречение Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротония во епископа состоялась 27.08. 1944 г. Кроме управления Владимирской епархией на владыку Онисима возложили и управление Ивановской епархией (до 1946). 25.02. 1956 г. он был возведен в сан архиепископа. На Владимирской кафедре архиепископ пребывал до самой кончины в 1970 году. Погребен владыка Онисим у южной части алтаря Князе-Владимирского храма г. Владимира.
Деятельность Владимирской Епархии по открытию приходов в 1943-1953 гг.

Дело владыки Онисима по устроению Владимирской епархии продолжил архиепископ Николай (Кутепов), управлявший епархией в 1970-1975 годы. О нем и о последующих архиереях приводим справки, составленные протодиаконом Александром Ивановичем Киреевым.
«МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ (в миру Николай Васильевич Кутепов) родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Больше-Калмыцкого сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина.
По окончании средней школы в г. Туле он был призван в ряды Советской Армии и зачислен в Тульское военное училище, из которого выбыл на фронт в 1942 году. Оттуда с обмороженными конечностями обеих стоп он был направлен в госпиталь. В 1943 году он возвратился из госпиталя в г. Тулу и в сентябре 1944 года поступил на первый курс Тульского механического института. В Туле он прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона, а в октябре 1946 года был назначен секретарем Тульского архиепископа.
В 1947 году Николай Кутепов выбыл из числа студентов Механического института. Вскоре он начал подготовку для поступления в семинарию и в сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 году. В 1952 году Николай Васильевич уволился от должности секретаря Тульского архиепископа и в следующем году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе, а 12 июля того же года рукоположен в сан диакона с назначением к Казанской церкви г. Устюжины. В 1954 году молодой диакон был отпущен из клира Вологодской епархии для продолжения богословского образования и поступил на первый курс Ленинградской Духовной академии, которую окончил в июне 1958 года.
По окончании академии со званием кандидата богословия диакон Николай в августе 1958 года был назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской Духовной семинарии, а в ноябре 1959 года рукоположен в сан священника.
В декабре 1959 года о. Николай принял монашество и был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 10 сентября 1961 года постановлено быть иеромонаху Николаю (Кутепову), инспектору Саратовской Духовной семинарии, епископом Мукачевским и Ужгородским.
В субботу, 9 сентября 1961 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Николая (Кутепова) во епископа Мукачевского и Ужгородского.
Чин наречения совершали: митрополиты Крутицкий и Коломенский ПИТИРИМ (Свиридов; †1963), Херсонский и Одесский БОРИС (Вик; † 1965), архиепископы Эдмонтонский и Канадский ПАНТЕЛЕЙМОН (Рудык; † 1968). Ярославский и Ростовский НИКОДИМ (Ротов; † 1978), епископы Подольский КИПРИАН (Зернов; † 1987), Костромской и Галичский НИКОДИМ, Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ (будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
Архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского в воскресенье, 10 сентября 1961 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении.
В 1963 году Преосвященный НИКОЛАИ назначен епископом Омским и Тюменским; в 1969 году - Ростовским и Новочеркасским; в 1970 году - Владимирским и Суздальским; в 1972 году возведен в сан архиепископа; в 1975 году - Калужским и Боровским; в 1977 году - Горьковским и Арзамасским; с 1990 года - Нижегородским и Арзамасским. В 1991 году возведен в сан митрополита. 20 июня 2001 года скончался. Отпевание совершил с сонмом духовенства митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир».
В 1975-1980 гг. Владимирской епархией управлял архиепископ Владимир (Котляров) - один из старейших и уважаемых иерархов Русской Православной Церкви.
«МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР (в миру Владимир Саввич Котляров).
Родился в 1929 году в городе Актюбинске в семье диакона. В 1948 году закончил Джамбульский статистический техникум и поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1952 году по первому разряду. С августа 1952 года служил псаломщиком в Никольском кафедральном соборе г. Алма-Ата. 22 мая 1953 года архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским НИКОЛАЕМ рукоположен в сан диакона, а 24 мая - в сан иерея и оставлен при этом же соборе. В конце 1953 года отец Владимир зачислен студентом в заочный сектор Ленинградской Духовной академии, в сентябре 1954 года перешел на стационар и в 1958 году окончил Ленинградскую Духовную академию по первому разряду. За курсовое сочинение по истории Русской Церкви на тему «Троице-Сергиева Пустынь Петроградской епархии» был удостоен ученой степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1959 по 1962 годы отец Владимир преподавал в Ленинградской Духовной семинарии сначала Литургику, а затем Священное Писание Ветхого Завета и, будучи студентом, а затем преподавателем, пять лет служил священником в Крестовой церкви митрополита Ленинградского и Ладожского. В феврале 1962 года отец Владимир принял монашеский постриг и был назначен на должность заместителя Русской Духовной Миссии во Иерусалиме. В октябре 1962 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ назначил отца Владимира одним из наблюдателей от Московского Патриархата на Втором Ватиканском Соборе в Риме. В это же время он был возведен в сан архимандрита. В ноябре 1962 года архимандрит Владимир был призван Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ и Священным Синодом к епископскому служению.
29 декабря 1962 года в патриаршем Крестовом храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Владимира (Котлярова) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Чин наречения совершили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ, митрополит Ленинградский и Ладожский ПИМЕН, архиепископ Ярославский и Ростовский НИКОДИМ и епископ Венский и Австрийский ФИЛАРЕТ. Архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Звенигородского 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонию совершили: Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ и те же архиереи, принимавшие участие в наречении, а также архиепископ Сурожский АНТОНИЙ. В том же заседании Священного Синода от 29 ноября 1962 года определено заместителю начальника Русской Духовной Миссии во Иерусалиме архимандриту Владимиру быть Представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа. 30 марта 1964 года назначен епископом Воронежским и Липецким: 15 февраля 1965 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, Постоянным Представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске. 19 октября 1966 года назначен епископом Кировским и Слободским; 7 октября 1967 года назначен епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом в Средней Европе, а 20 октября 1967 года возведен в сан архиепископа. 12 ноября 1970 года назначен архиепископом Ростовским и Новочеркасским. С 31 мая 1973 года - архиепископ Иркутский и Читинский; с 17 апреля 1975 года - архиепископ Владимирский и Суздальский. А 24 апреля 1980 года назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским. В 1987 году перемещен на Псковскую и Порховскую кафедру. В 1992 году возведен в сан митрополита. В 1993 году вторично назначен на Ростовскую кафедру, а в конце 1995 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и постоянным членом Священного Синода».
В течение семи лет, в 1980-1987 гг., Владимирскую кафедру занимал архиепископ Серапион (Фадеев). По его благословению он был погребен по кончине в 1999 г. в храме св. мч. Параскевы (там же, где служил праведный Петр Великодворский) в с. Пятница Гусь- Хрустального р-на (возле с. Великодворье).
«МИТРОПОЛИТ СЕРАПИОН (в миру Николай Сергеевич Фадеев).
Родился 27 мая 1933 года в Москве. Окончил среднюю школу. В 1951 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. С 1952 по 1955 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1957 году пострижен в монашество с именем Серапион наместником архимандритом Пименом (Извековым) (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; †1990). В 1957 году архиепископом (бывшим Костромским и Галичским) ИОАННОМ (Лавриненко; † 1985) рукоположен во иеродиакона, а в 1965 году Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ I - во иеромонаха. В 1966 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, полученной за курсовое сочинение «Православное учение о Воплощении Сына Божия». Учился в аспирантуре при Московской Духовной академии. С 1969 по 1971 год был референтом Отдела Внешних Церковных сношений Московского Патриархата. В 1968 году сопровождал наместника Лавры архимандрита Платона (Лобанкова) (впоследствии епископ Воронежский и Липецкий; 11975) в поездке во Францию, Бельгию и Голландию. В 1969 году в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви (штат Керала, Индия). С марта по май 1971 года нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио, Япония. Затем был назначен Святейшим Патриархом ПИМЕНОМ на должность помощника наместника Троице Сергиевой Лавры. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПИМЕНА и Священного Синода от 2 февраля 1972 года насельнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Серапиону (Фадееву) определено быть епископом Подольским, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском.
4 марта 1972 года в Белом зале Московской Патриархии Святейший Патриарх ПИМЕН с митрополитами Ленинградским и Новгородским НИКОДИМОМ, Крутицким и Коломенским СЕРАФИМОМ († 1979), архиепископами Волоколамским (будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский) ПИТИРИМОМ, Дмитровским (будущий митрополит Минский и Слуцкий, Экзарх Белоруссии) ФИЛАРЕТОМ, Тульским и Белевским (будущий митрополит Крутицкий и Коломенский) ЮВЕНАЛИЕМ, епископом (будущий митрополит Ставропольский и Владикавказский) ГЕДЕОНОМ совершили наречение архимандрита Серапиона во епископа Подольского. 5 марта 1972 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе в Москве Святейший Патриарх ПИМЕН с иерархами, участвовавшими в наречении, совершил хиротонию архимандрита Серапиона во епископа Подольского. В 1975 году назначен епископом Иркутским и Читинским с временным управлением Благовещенской епархией: в 1979 году возведен в сан архиепископа; с 1980 года - архиепископ Владимирский и Суздальский, с 1987 года возведен в сан митрополита Кишиневского и Молдавского, в 1989 году назначен митрополитом Тульским и Белевским. Скончался 19 ноября 1999 года».
В 1987-1990 гг. Владимирскую кафедру занимал архиепископ Валентин (Мищук).
«АРХИЕПИСКОП ВАЛЕНТИН (в миру Тимофей Адамович Мищук) родился 14 октября 1940 года в г. Бресте в семье рабочего. В 1957 году по окончании средней школы поступил в первый класс Минской Духовной семинарии. Затем служил в рядах Советской Армии. Осенью 1963 года поступил во второй класс Московской Духовной семинарии и окончил ее в 1966 году по первому разряду. В 1970 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре византологии и истории славянских церквей «Святитель Григорий Палама и Николай Кавасила» (обозрение жизни и трудов). 30 марта 1969 года был пострижен в монашество с именем Валентин в честь святого мученика Валентина. Митрополитом ПИМЕНОМ 20 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, 18 июля во иеромонаха. В 1971 году возведен в сан игумена. С 1972 года был преподавателем семинарии и помощником инспектора. В 1973 году отец Валентин закончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В ноябре 1975 года он был назначен ответственным за прием иностранных гостей в Троице-Сергиевой Лавре и в Московской Духовной академии. Постановлением Святейшего Патриарха ПИМЕНА и Священного Синода от 19 июля 1976 года преподавателю Московской Духовной семинарии, старшему помощнику инспектора игумену Валентину (Мищуку) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Уфимским и Стерлитамакским. 20 июля 1976 года игумен Валентин был возведен в сан архимандрита. 20 июля 1976 года в зале заседаний Священного Синода Московской Патриархии Святейший Патриарх ПИМЕН, митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ, Патриарший Экзарх Западной Европы, митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ, митрополит Тульский и Белевский ЮВЕНАЛИЙ, митрополит Минский и Белорусский АНТОНИЙ и архиепископ Волоколамский ПИТИРИМ совершили наречение архимандрита Валентина во епископа Уфимского и Стерлитамакского. 25 июля 1976 года за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе в Москве Святейший Патриарх ПИМЕН, иерархи, принимавшие участие в наречении, а также архиепископ Дмитровский ВЛАДИМИР совершили хиротонию архимандрита ВАЛЕНТИНА во епископа.
16 ноября 1979 года епископ ВАЛЕНТИН был назначен епископом Звенигородским, постоянным представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. В 1985 году назначен епископом Тамбовским и Мичуринским, с 1987 года - епископ Владимирский и Суздальский, в том же году возведен в сан архиепископа. В 1990 году назначен архиепископом Корсунским. С 1992 года - архиепископ Гродненский и Волоковысский. В 1993 году назначен ректором Ставропольской Духовной семинарии с титулом архиепископ Бакинский, викарий Ставропольской епархии. С 1995 года - на покое. 26 декабря 1999 г. назначен архиепископом Корсунским. С 1992 года - архиепископ Гродненский и Волоковысский. В 1993 году назначен ректором Ставропольской Духовной семинарии с титулом архиепископ Бакинский, викарий Ставропольской епархии. С 1995 года - на покое. 26 декабря 1999 г. назначен архиепископом Оренбургским и Бузулукским».

Приходы Владимирской епархии являлись основными очагами церковной жизни. В годовом отчете Владимирской епархии за 1953 г. епископ Онисим отмечал, что «Основная часть населения старших возрастов исповедует Православную веру, значительная часть молодого поколения получила крещение в Православной Церкви. К таинству крещения и обряду погребения население относится аккуратно. Что касается таинства брака, то к нему молодое поколение обращается не всегда... В сельских местностях еще сильна традиция хождения духовенства в престольные и двунадесятые праздники с молебнами по домам верующих. Прихожане к этим посещениям относятся не только благосклонно, но и с любовью». В ряде приходов в с. Палиши Гусь-Хрустального р-на и с. Тащилово практически все браки среди местной молодежи были освящены таинством венчания. В отчете за 1956 г. отмечается увеличение числа верующих и среди них молодежи, увеличение числа крещений и погребений. Об увеличении числа верующих свидетельствовало и то, что в 1959 г. общая доходность приходов Владимирской епархии повысилась по сравнению с предыдущим годом на 3,7%.
В 1952-1954 гг. во Владимирской епархии было 72 храма. Из них 8 храмов располагались в городе и 64 храма в сельской местности. В 1955 г. 7 приходов было закрыто и в 1955-1959 гг. их количество составляло 65. Из них - 7 городских и 58 сельских. В 34 приходах, по данным за 1958 г., имелись дома для священнослужителей.
В связи с новым атеистическим нажимом центральных и местных властей количество приходов с 1960 г. начинает неуклонно сокращаться. Всего к 1962 г. во Владимирской епархии находилось 346 закрытых в годы советской власти храма. Их них большинство (330 храмов) было закрыто до 1941 года. С 1941 по 1960 гг. закрыли еще 12 храмов. Далее погодно закрывалось: в 1960 г. - 2 прихода, в 1961 г. - 2, в 1962 г. - 4 прихода, в 1963 г. - 5. Таким образом, общее количество приходов Владимирской епархии сократилось. В 1963 г. оно составило 52 прихода, т.е. на 20 меньше в сравнении с 1952 г. (уменьшение на 27,8%). Из общего числа недействующих храмов (346) 117 значились в списке памятников архитектуры. Из них только 44 здания приспособили для культурно-просветительских нужд, что свидетельствует о крайне пренебрежительном отношении властей в указанный период к вопросу о сохранении культурно-исторического наследия русского народа. 79 храмов (из общего числа недействующих) подлежали по мнению властей вообще к сносу.
Храмы с. Окташово Ляховского р-на и с. Осипово Ковровского р-на в 1960-е гг. по решению Владимирского облисполкома использовались соответственно под клуб и склад. Церковные здания в с. Сновицы Суздальского р-на и с. Черкутино Ставровского р-на разобрали как аварийные. По данным правящего архиерея за 1962 г. в городских храмах средняя посещаемость в воскресные дни составила около 300 человек, в сельских приходах от 40 до 80, а в дни двунадесятых праздников число молящихся достигало до 120-600 человек. Владимирская епархия в это время была поделена на 5 благочиний. Самостоятельной единицей являлся Владимирский Успенский кафедральный собор. По данным годового отчета епархии в 1969 г. посещали: в воскресные дни - от 1000 до 2000 человек, а в дни Пасхи - от 6000 до 7000 человек.
В 1954 г. в жизни Владимирской епархии произошло важное событие. Завершились реставрационные работы во Владимирском Успенском кафедральном соборе, продолжавшиеся на церковные средства 4 года. Общая сумма затраченных на реставрацию средств составила два с половиной миллиона рублей. После государственной приемки правительственной комиссией 11 июня 1954 г. при стечении верующих епископ Онисим совершил чин освящения собора. В ноябре 1955 г. Успенский собор посетили представители Московской Патриархии и Совета по делам Православной Церкви при Совете Министров СССР в лице И.И. Иванова. Было принято решение включить собор в число достопримечательностей для показа зарубежным делегациям. Но еще до того, т.е. 10 февраля 1955 г. Успенский собор впервые после революционного переворота принял своих первых зарубежных гостей. Ими оказалась делегация из ГДР в составе 20 специалистов химической промышленности. Они с жадным вниманием осматривали интерьеры великой святыни русского народа.
В 1962-1964 гг. на средства Владимирской епархии реставраторами В.Е. Брагиным и С.С. Чураковым проводилась реставрация фресок преподобного Андрея Рублёва. В связи с настоятельной необходимостью проведения общей реставрации в 1974 г. Успенский собор вновь закрылся. Проведение служб перенесли в Георгиевский придел собора.
В 1970-1979 гг. Владимирская епархия насчитывала 51 приход. Для управления территорию Владимирской епархии разделили на 4 благочиния - Владимирское, Эдемское, Киржачское и Муромское. При этом Успенский кафедральный собор во Владимире являлся самостоятельной единицей и в состав благочиний не входил.
В 1980-1986 гг. во Владимирской епархии количество приходов не изменилось и по-прежнему составляло 51 единицу. Епархия также была разделена на 4 благочиния - Владимирское (12 приходов). Эдемское (13), Киржачское (10), Муромское (15) и Успенский собор г. Владимира как самостоятельная единица.

Празднование 1000-летие Крещения Руси совпало с изменением положения Церкви, что проявилось и в открытии новых приходов. По данным за 1989 г. Владимирская епархия, имея то же деление на благочиния, увеличила в некоторых из них количество своих приходов.

Возвращение Успенского собора Церкви в 1944 году Владимирской епархии стало радостным и значительным событием для всей Русской Церкви. Собор возвращался властью по договору…

Духовенство Владимирской епархии было предметом особой заботы правящего архиерея, которого прежде всего волновала проблема состава и образовательного уровня церковно-священнослужителей. Говоря об этом, епископ Онисим указывал: «Серьезную тревогу вызывает вопрос с кадрами священнослужителей... За неимением кандидатов в священники пришлось в отчетном году (1953г.) приостановить работу семи приходов» . Общее количество духовенства Владимирской епархии составило в 1953 г. 88 человек, в т.ч.: 71 священник и 17 диаконов и протодиаконов. В 1954-1955 гг. количество священнослужителей было увеличено до 93 человек. В 1956 г. оно составило 97 человек, а общее количество церковно-священнослужителей - 100 человек. В 1957 г. общее количество церковно-священнослужителей Владимирской епархии включало 104 человека, в т.ч.: 83 священника, 19 диаконов и протодиаконов, 2 псаломщика. Таким образом, с 1953 по 1957 гг. общее количество священнослужителей выросло с 88 человек до 102-х, т.е. на 15,9%. С 1958 г. количество духовенства снижается и составляет в итоге 100 человек.
К 1963 г. общее количество духовенства составило всего 72 человека. Таким образом, в сравнении с 1957 г. оно уменьшилось на 30 человек, или 29,4%. Самый низкий уровень по количеству священнослужителей в клире Владимирской епархии - 68 человек зафиксирован в годовом отчете за 1964 г. С 1965 г. наблюдается медленный рост количественного состава клира Владимирской епархии, который достигает 72 человек. В 1966-1968 гг. количество духовенства в клире составляет 71 человек. В целом такое положение характерно для количественной характеристики клира Владимирской епархии в 70-е гг. XX века. Оно колеблется в пределах от 69 человек в 1970 г. до 74 человек в 1979 году. В 80-е гг. XX в. количество духовенства начинает расти и составляет в 1983 г. 84 человека, в 1986 г. - 91 человек. В 1986 г. было совершено 13 хиротоний.
1988 г. стал во многом переломным. Общее количество клира выросло до 98 человек, достигнув в следующем 1989 г. 112 человек.
С кадровой проблемой непосредственно был связан вопрос образовательного уровня священнослужителей Владимирской епархии, отраженной в годовом отчете так: «Образовательный уровень духовенства Владимирской епархии может быть признан удовлетворительным только, принимая во внимание безвыходное и безнадежное положение в отношении притока новых священнослужительских кадров с соответствующим образованием. Из имеющегося налицо состава священнослужителей нет ни одного священника с высшим богословским образованием. Более половины священников имеет законченное среднее образование». В 1957 г. из 104 священнослужителей Владимирской епархии более половины не имели богословского образования. В то же время наметились позитивные перемены. В 1957 г. в состав клира вошли 12 молодых священнослужителей, имевших академическое или семинарское богословское образование. Кроме этого, 9 человек учились по заочной форме в духовых школах - Ленинградской академии и семинарии. В 1973 г. из 70 священнослужителей, входивших в клир Владимирской епархии, не имели духовного образования 21 человек.
Возрастной состав клира Владимирской епархии отражал сложное положение, в котором находилась Церковь в данный период. В 1956 г. 52% (52 чел.) клира были в возрасте свыше 60 лет и только 13% (13 чел.) в возрасте до 40 лет. К 1960 г. происходит постепенное омоложение клира Владимирской епархии. В 1960 г. духовенство в возрасте до 40 лет составило уже 26,4% (25 чел.) от общего состава клира, а в возрасте свыше 60 лет - 44,2% (42 чел.).
По национальному составу клир Владимирской епархии был представлен, прежде всего, выходцами из Великороссии (74%) и Малороссии (20,8%).
К середине 1960-х гг. ситуацию с клиром Владимирской епархии можно назвать катастрофической. В годовом отчете за 1966 г. архиепископ Онисим отмечал:
«Создалось очень тревожное положение с кадрами. По отношению к своей Епархии я смело могу констатировать оскудение священства. Нет источника пополнения убыли: окончивших Академию и Семинарию на приходах у нас очень мало; приходится мириться с кандидатами, не имеющими соответственной квалификации и даже общего образования...».
Особую сложность представлял собой вопрос о кадрах церковнослужителей - регентов и псаломщиков,- «Квалифицированных регентов и псаломщиков очень мало. Эти должности занимают в основном самоучки». В то же время были исключения. Так, в Благовещенском соборе г. Мурома левый хор состоял из монахинь и послушниц Серафимо-Дивеевского монастыря, подготовивших, в свою очередь, немало ценных кадров-псаломщиков и других служителей для Церкви. Особенно отличалась усердием к клиросному делу и делам милосердия молодая послушница Мария Шульга, впоследствии переведенная владыкой Онисимом на служение во Владимир. Бывшие насельницы женских монастырей несли и другие церковные послушания в храмах Владимирской епархии. В частности, архиепископ Онисим отмечал, «что порядком и чистотой отличаются те храмы, в которых к уборке привлечены бывшие насельницы..., которые своим примером приучают и посетителей храмов к аккуратности и бережливости в обращении с церковным имуществом».
В арсенале средств борьбы с Церковью у государства имелась налоговая политика. В соответствии со статьей 19 подоходный налог у священно-церковнослужителей взимался в размере 50% (максимально) как у «некооперированных кустарей». Если певчие-пенсионеры получали вознаграждение от прихода, то они попадали под налоговый пресс, лишающий их последних средств к существованию. Это также являлось одной из причин неудовлетворительного положения дел с церковным пением. В отчете за 1969 г. благочинный протоиерей Тарановский отмечал:
«Последние старухи, исполняющие обязанности псаломщиков и регентов, вымирают, а замены им нет. Никто об этом не проявляет заботы, хотя всем ясно, что без псаломщика совершать богослужение в храме невозможно. Школа псаломщиков нужнее аспирантуры».
Церковь обеспечивала содержание пенсионеров из своего пенсионного фонда. В 1963 г. на содержании Владимирской епархии находился 101 пенсионер - священнослужители и церковнослужители, вдовы и сироты священников, монахини.
Свой вклад в укрепление позиций Церкви на владимирской земле внес в первые послевоенные годы и будущий Патриарх Пимен, служивший в сане иеромонаха в 1945-1946 гг. в Муромском Благовещенском соборе.

Борьба против Церкви в 1950-е гг. принимала свои особые формы. Настоящим злом церковной жизни стала крайнее распространение жалоб и анонимных кляуз. Управляющий епархией - епископ Онисим дает оценку подлинным мотивам, движущим авторами кляуз:
«В этих фиктивных документах кляузники не щадят никого и ничего. Некоторым из них, видимо, доставляет особое удовольствие нанести оскорбление Управляющему Епархией. Тут уже ясно чувствуется рука врагов Церкви Православной, которые не смеют сейчас выступать открыто с обычной для них грубостью, но пользуются приемом - уязвить из-за угла».
Середина 1950-х гг. представляла собой период относительно спокойного существования Церкви, «когда ослабел террор, возвращались лагерники, шла десталинизация, но Хрущев еще не захватил полноты власти и не было признаков нового нажима на Церковь...». Тем не менее, и в это время на местах не прекращалось «давление» на верующий народ. В 1957 г. при проведении электричества в с. Палищи существовавшего тогда Курловского р-на по указанию районного совета было отказано в подключении к электросети частных домов, принадлежащих членам церковного причта. После обращения Епархиального управления к Д.С. Токареву - уполномоченному по делам Церкви дискриминация верующих была устранена. В 1958 г. возник конфликт с представителями местных органов власти из-за посещения священниками сел Тащилово и Палищи домов верующих с молебнами. Кроме этого, Церковь испытывала сильное давление властей при проведении подписки на государственный заем. Приходы нередко обязывали вносить денежные суммы, не соответствующие их общим денежным доходам. В 1962-1963 гг. в Фонд мира Владимирская епархия перечислила по 50 тыс. рублей.
С конца 1950-х гг. начинается новый период гонений на Церковь. Введение в 1961 г. «Положения об управлении Русской Православной Церковью» отражало это беспрецедентное давление со стороны атеистического государства. Священника по этому Положению по сути превратили в наемного «служителя культа», нанятого исполнительным органом прихода. Архиепископ Онисим отмечал в годовом отчете за 1968 г.:
«Настоятели храмов не вмешиваются в хозяйственно-финансовую жизнь прихода. Они не являются членами религиозной общины и на собраниях обезглавленных общин не присутствуют. Хозяйством храма ведает исключительно исполорган церкви, каковой мало разбирается в церковном хозяйстве. Следует, что некоторые исполорганы мало заботятся о благолепии храма».
Благочинные также не имели возможности следить за положением приходов и состоянием церковного имущества. «Положение» привело к ограничению власти Епархиального архиерея над приходами. Благочинные благочиннических округов Владимирской епархии указывали в своих годовых отчетах о негативных последствиях в жизни приходов при введении данного Положения. В частности, это связано с ухудшением «состояния хозяйственно-финансовых дел в приходах. Настоятели отстранены от этих дел, а неопытные исполорганы и возглавители их, состоящие из малограмотных людей, подчас и нецерковных, не в состоянии ведать церковным хозяйством».
В 1961 г. было запрещено совершение служений и треб на дому у верующих, в том числе, совершение отпеваний и панихид на кладбищах. Особенно тщательно за соблюдением этого запрета власти следили в дни родительских суббот и Радоницы. Художественное описание этого явления оставил писатель Владимир Солоухин в автобиографическом рассказе о хлопотах по отпеванию своей матери. Многие председатели колхозов запрещали выделять транспорт для похорон, если было совершено отпевание умершего.
Согласно устному распоряжению районных и городских властей таинство крещения ребенка могло быть совершено только при условии обязательного присутствия матери и отца ребенка, написании ими письменного заявления о своем согласии на крещение и предъявлении своих паспортов и свидетельства из ЗАГСа. Таким образом, власти имели информацию о крещении детей и могли оказать давление на родителей по месту их работы. Это привело к сокращению числа крещений во всех приходах Владимирской епархии. В годовом отчете за 1965 г. указывается, что «из паспортов родителей выписываются точные данные: кто они, кем выдан паспорт, где проживают. Затем эти сведения попадают в Горсовет или Райисполком, откуда сообщают по месту работы родителей о крещении ими такого-то числа и в такой-то церкви их ребенка. После всего этого начинается игнорирование достоинства личности родителей». В 1964 г. в с. Ликино Судогодского р-на председатель сельсовета запретил совершать таинства крещения над младенцами.
В «неофициальном» письме от 16.07. 1962 г. управляющему делами Московской Патриархии епископу Киприану владыка Онисим пишет «о новом приеме борьбы атеистов города Владимира с религией». Поводом к письму явился инцидент возле Успенского кафедрального собора, происшедший 8 июля 1962 года. У центрального входа в собор расположились восемь человек, имевших поручение Владимирского горкома КПСС отбирать детей у родителей, пришедших молиться в собор со своими детьми. Детей намеревались на время церковной службы препровождать в детскую комнату Дворца пионеров, расположенного рядом на площади Свободы (ныне Соборной). Здесь для детей были приготовлены «игрушки, книжки с картинками и проч.». Подобного рода самоуправные действия вызвали решительный отпор со стороны православных родителей. Перед собором собралась толпа «с большим задором и гневом кричавших и нападающих на других лиц». При появлении владыки шум и крики умолкли. Архиепископ Онисим, выяснив причину волнения, попросил через председателя приходского исполнительного органа Паршенкова спросить у «активистов» документ, «уполномачивающий этих людей на отбирание детей у благочестивых и религиозных родителей». В связи с тем, что соответствующего документа у них не было, «активистам-антирелигиозникам» было предложено удалиться с территории собора.
В годовом отчете за 1964 г. впервые встречается упоминание о нападениях и ограблениях храмов Владимирской епархии. В этом году злоумышленники совершили нападения на церкви в селах Эдемское, Великодворье, Нагуево, Спас-Беседы, Санино, Эрлекс, в погостах Николополье, Вознесенье и г. Покрове. При этом, ограбление храмов сопровождалось осквернением и поруганием церковных святынь. В погосте Вознесенье разбойниками были разбиты Царские врата. Так политика государственного атеизма и гонений на Церковь сомкнулась с уголовным миром. Верующий народ защищал свои святыни. В с. Великодворье бандиты, проникшие ночью в храм, не сумели похитить ничего ценного, так как настоятель унес святыни храма на ночное хранение к себе на квартиру. В приходе Нагуево преступники покалечили сторожа храма, но так и не добились своего.
В 1965 г. Владимирский областной исполнительный комитет (Владоблисполком) ходатайствовал в Совете по делам Русской Церкви при Совете Министров СССР об ограничении колокольного звона Успенского собора. Новая волна гонений против Церкви привела к сокращению действующих приходов Владимирской епархии. От верующего народа поступали прошения об открытии приходов, в том числе, обращались непосредственно к инициатору гонений Н.С. Хрущеву. Так жители деревень Машки, Каменково и других Камешковского р-на в 1959 г. обратились в преддверии Нового гражданского года к Хрущеву с поздравлениями и просьбой: «Милый наш Никита Сергеевич! У нас к тебе, милый, просьба: открой нам храм Божий для нас старушек. Кроме тебя, наш милый, не откроют. Не вредим. Только взойти и служить. Милый наш Никита Сергеевич, откликнись нам радостной весточкой, открой нам, старушкам, храм Божий - Троицкий погост». От имени «милого» Н.С. Хрущева пришел ответ из Владимирского облисполкома об отказе в прошении верующих 17 деревень Камешковского района. Писали прошения и в другие адреса от облисполкома до Владимирского уполномоченного по делам религий А.И. Макарова: «... откройте нам храм. До другого храма при нашей старости лет мы дойти не можем и сердце наше заливается слезами. Александр Иванович, помогите нам, утешьте наши горькие слезы при нашей старости лет, откройте нам храм. Все наше кладбище убрано хорошо, особенно хорошо убраны братские могилы. И на братских могилах наши сыны. Очень хочется сходить и помянуть их, но сходить не приходится, храм закрыт».

К этому же времени относится и волна переименований многих населенных пунктов, в названиях которых явственно прослеживалась связь с их культовым происхождением. Предлог для этого, как всегда, был один и тот же: по «просьбе трудящихся», или, как «не отражающие новых политических реальностей советской эпохи».
В 1960-е гг. соотношение открытых и закрытых приходов во Владимирской епархии было 1:6. При этом, в сравнении с другими епархиями РПЦ Владимирская епархия (как и многие другие епархии Центральной России) пострадала относительно меньше от атеистической кампании властей по закрытию приходов. За десятилетие с 1952 по 1963 гг. количество приходов Владимирской епархии сократилось с 72 до 52, т.е. на 27,8%. В СССР за указанный период было сокращено до 10 000 приходов, т.е. более половины от общего числа всех действовавших после войны храмов. Кроме этого, власти отказывали приходам в проведении ремонта в храмах или всячески препятствовали в этом. При этом, власти под предлогом плохого состояний церковных зданий ставили вопрос о их закрытии. Так в с. Порецком храм по решению райисполкома закрыли на длительный срок (5 лет) за, якобы, «аварийное» состояние.

Праздничные и юбилейные даты торжественно отмечались верующим народом, получавшим в дни гонений духовное утешение в чествовании святых угодников Божиих и воспоминании важных церковно-исторических событий.
21 сентября (ст. стиля) 1957 г., в день памяти встречи владимирцами образа Владимирской иконы Божией Матери при князе Андрее Боголюбском, было торжественно отмечено 800-летие Успенского кафедрального собора. Архиепископ Онисим в сослужении епископа Дмитровского Пимена и епископа Афанасия (Сахарова) провел юбилейное богослужение. Был переполнен народом не только собор, но и вся прилегающая к собору площадь. На подготовку к юбилею (проведение реставрационных работ, золочение центральной главы собора и крестов на пяти главах) израсходовали около миллиона рублей церковных средств.
23 ноября (ст. ст.) 1963 г. в Успенском соборе торжественным Архиерейским богослужением при большом стечении народа было отмечено 700-летие со дня кончины святого благоверного великого князя Александра Невского.
1 сентября 1969 г. владимирская паства отмечала 25-летний юбилей архипастырского служения архиепископа Онисима - воссоздателя Владимирской епархии.
В 1982 г. по Благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование Собора Владимирских святых. На рапорт архиепископа Серапиона (Фадеева) об установлении празднования Собору Владимирских святых Святейший Патриарх Пимен наложил резолюцию: «Установить день празднования 23 июня/6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника». 6 июля 1982 г. Владимирский край впервые, в день Владимирской иконы Божией Матери, торжественно чествовал святых, в земле Владимирской просиявших. На службе звучали песнопения Владимирским святым - святителям, благоверным князьям, мученикам, преподобным отцам и матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским Святым, составленной архимандритом Алексием (Кутеповым).
3 марта 1987 г. архиепископу Серапиону после его обращения во Владимиро-Суздальский музей-заповедник были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского «на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора».
В 1988 г. Владимирская епархия стала местом проведения общецерковных торжеств в гг. Владимире и Суздале, исторически связанных с празднованием 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Владимирская епархия при стечении большого числа гостей из многих уголков Русской земли и зарубежных стран - от патриархов Православных церквей, иерархов и священнослужителей отечественной Церкви до простых богомольцев-паломников торжественно отметила 1000-летие Крещения Владимиро-Суздальской земли.

/Священник Сергий Минин. Очерки по истории Владимирской Епархии Х-ХХ вв. г. Владимир, 2004 г./
1. Владимирская епархия 1214 г. - XIX в.
2. Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.
3. Владимирская Епархия во 2-й пол. 40-х – конце 80-х гг. ХХ века.
4. Владимирская Епархия в 90-е годы ХХ – нач. ХХI вв.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.08.2017)
Просмотров: 1813 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир, епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 11:37, 29.10.2022
Приложение 1

23.01.1918 г. принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Функции государственного контроля за соблюдением, правильным применением и исполнением на всей территории страны законов, гарантирующих свободу совести, а также всех других законодательных актов, относящихся к религиям, выполняли местные власти под руководством специального отдела, образованного в составе НКЮ РСФСР, позднее переименованного в Отдел культов и претворявшего в жизнь политику Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.
С 25 августа 1924 г. центральным государственным органом, занимающимся вопросами, связанными с деятельностью религиозных организаций являлся Секретариат по делам культов при председателе ВЦИК, ликвидированный в апреле 1929 г. С этого времени при президиуме ВЦИК была образована Постоянная центральная комиссия по рассмотрению религиозных вопросов в составе представителей НКВД РСФСР, НКЮ РСФСР, НКП РСФСР и ВЦСПС.
В 1934 г. при президиуме ЦИК СССР была учреждена Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов – общесоюзный государственный орган коллегиального характера, призванный обеспечивать единообразное разрешение вопросов, связанных с существованием религий и применением действующего в этой области законодательства.
В 1943 – 1944 гг. были созданы два новых государственных органа: Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР и Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, имевшие своих уполномоченных в союзных и автономных республиках, краях и областя. Уполномоченные Советов по делам русской православной церкви и по делам религиозных культов при СНК СССР осуществляли контроль за соблюдением и правильным применением законодательства о культах местными религиозными организациями и служителями культа, а также местными советскими органами, должностными лицами и всеми гражданами, рассматривали заявления и жалобы граждан и решали в пределах своей компетенции иные вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций. Для выполнения такого рода функций уполномоченный был наделен необходимыми правами: он мог проверять деятельность всех местных религиозных организаций в части соблюдения ими законодательства о свободе совести и в случае выявления нарушений давать обязательные предписания по их устранению. Уполномоченный имел право получать от местных советских органов необходимые сведения, материалы и справки по вопросам своей компетенции и давать разъяснения относительно применения законодательства о культах.
Согласно сведениям Паспорта ведомственного архива отдела уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Владимирской области данный отдел при Владимирском облисполкоме был образован в 1944 г. Должность уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Владимирском облисполкоме утверждена решением облисполкома № 53 от 25 января 1945 г. В соответствии с директивным письмом председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР от 26.02.45 за № 211 и решением облисполкома № 172 от 08.03.45 должности уполномоченного Совета по делам русской православной церкви и уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР были объединены.
В декабре 1965 г. на основе двух государственных контролирующих органов был образован единый орган – Совет по делам религий при СМ СССР с институтом уполномоченных при нем. На местах уполномоченные Совета продолжали осуществлять функции по обеспечению контроля и надзора за соблюдением законодательства о культах, являясь связующим звеном во взаимоотношениях различных государственных органов с религиозными организациями.
Совет по делам религий при Совете Министров СССР с институтом уполномоченных был образован в мае 1966 г. по Указу СМ СССР от декабря 1965 г. Этот орган относился к числу специальных ведомств при СМ СССР, призванном осуществлять государственный контроль за соблюдением, правильным применением и исполнением на всей территории СССР законов, гарантирующих свободу совести, а также всех других законодательных актов, относящихся к религиям.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru