Устье – село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Колокшанского сельского поселения. Село расположено в 1 км на юг от центра поселения посёлка Колокша, в 19 км на северо-восток от райцентра города Собинка.
Поселение, эпоха бронзы (35/33 — 13/11 вв. до н.э.) расположено в 0,35 км. к югу от села Устье, первая надпойменная терраса лев. берега р. Клязьма, лев. берег руч., впадающего в сев. протоку р. Клязьмы. Размеры памятника не определены, высота над руч. 6 м. Культурный слой – темно-серый гумусированный песок толщиной 0.12 м. Керамика лепная, без орнамента, предположительно эпохи бронзы, кремневые наконечник стрелы, сверло, отщепы. [2]
Во времена великого княжения дорога от Колокши, что близ устья реки Колокши, через село Ставрово и Черкутино шла на г. Юрьев-Польский.
Курган располагался в 0.3 км. к северо-востоку от деревни Афанасьево, правый берег р. Колокша. Местное название - "Батарея". Насыпь овальной в плане формы, высотой до 1.5 м., размерами в основании 7х5 м., повреждена грабительской ямой. [2] Селище (11-13 вв.) расположено в 0.5 км. к югу от села Устье, северный берег левобережной протоки р. Клязьма, близ места впадения в нее безымянного ручья. Высота над протокой 8-9 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом. [2]
В XVII веке, в шестнадцати верстах от города Владимира указом царя были выделены земли на строительство погоста. Этот погост был назван в честь Святого Николая – «погост Николая Чудотворца, что на устье реки Колокши». Со временем селение около церкви значительно выросло и получило название село Устье, так как оно находилось недалеко от места впадения реки Колокша в реку Клязьма. В прежние времена Колокша впадала в Клязьму возле села.
В последующее время село Устье стало дачным селом богатых мещан города Владимира.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Воршинской волости Владимирского уезда. В с. Устье в 1870-х - начале 1880-х гг. проводил лето писатель - прозаик, публицист, мемуарист Николай Николаевич Златовратский (1845-1911). Со своим отцом в с. Устье в детские годы бывал известный скульптор Александр Николаевич Златовратский (1878-1960), выпускник Императорской Академии художеств.
С 1929 года село входило в состав Колокшенского сельсовета Владимирского района, с 1945 года и вплоть до 2005 года в составе Колокшанского сельсовета Собинского района.
Село Устье
Памятник жителям села, погибшим в ВОВ. Фамилии односельчан процарапаны на поверхности.
Численность населения: в 1859 г. – 174 чел., в 1905 г. - 131 чел., в 1926 г. – 193 чел., в 2002 г. – 38 чел., в 2010 г. – 38 чел. (19 муж. и 19 жен.).
ООО "Агротур" зарегистрирована 9 апреля 2010 г. Генеральный директор - Шипилова Юлия Игоревна. Основным видом деятельности является «Смешанное сельское хозяйство».
ООО ПСХ "Слободинка" действует с 5 мая 1997 г. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПОДСОБНОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "СЛОБОДИНКА" ликвидирована 20 мая 2003 г.
Церковь Святителя и Чудотворца Николая Церковь во имя святого пророка Илии
Собинское благочиние. Местная православная религиозная организация Приход Свято-Никольский села Устье Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Дата регистрации - 17 декабря 1999 г. Руководитель религиозной организации - Шейн Рудольф Рейнтгольтович. Юридический адрес - 602212, с. Устье, д. 36, п/о Колокша.
По книгам патр. Каз. Приказа, в XVII в. в селе существовали две отдельные церкви: одна в честь Святителя и Чудотворца Николая и другая во имя святого пророка Илии, обе были деревянные. В 1731 г. за ветхостью была разобрана церковь святого пророка Илии и поставлена новая во имя того же святого. Обе церкви существовали до 1802 г.; в этом году Николаевская церковь сгорела, а Ильинская, вероятно, была разобрана за ветхостью. На место их в 1802 г. была заложена каменная церковь и освященная в 1805 г., при ней была построена каменная колокольня.
Церковь Святителя и Чудотворца Николая
Основной объем храма в виде трехсветного неравногранного восьмерика перекрыт купольным сводом с главкой. К нему примыкают пониженные объемы алтаря, притворов и трапезной с Рождество-Богородицким и Ильинским приделами, соединяющей храм с колокольней.
Церковь Святителя и Чудотворца Николая
Главка Никольского храма
Дом при Никольском храме
Врата церковной ограды
В 1814 г. ко храму с. Устье был рукоположен во священника Неофит Иванович Протопопов. С 1842 г. священником в с. Устье был Петр Семенович Малышев. Он был рукоположен во священника ко храму с. Устье в год окончания Владимирской семинарии. В 1855 г. священником с. Устье был сын о. Неофита Протопопова, Андрей Неофитович Протопопов, который в 1852 г. окончил Владимирскую семинарию. В 1858 г. у него родился сын Протопопов Николай Андреевич (1858 - 1891), будущий врач. 22 февраля 1868 г. умер села Устья священник Андрей Протопопов.
29 февраля 1868 г. Муромского уезда, села Шульгина священник Евфим Протопопов перемещен в село Устье.
В 1854 г. причетником в храм с. Устье был переведен Иван Иванович Соколов. В 1846 г. он был священником в с. Овчухи Владимирского Уезда, в 1852 г. - в с. Забелине Юрьевского уезда, за проступок низведен в причетники.
Сокольские
В 1874 г. священником в с. Устье был определен Николай Иванович Сокольский (Владимирскую семинарию он окончил в 1860).
Устьенское училище, Воршинской волости, открыто 26 сентября 1876 г. на средства, изысканные священником о. Иоанном Серебряковым от частных жертвователей. Директором народных училищ Владимирской губернии заблаговременно сообщено было строителю училищного помещения о дне приезда Чеховича и Тюрикова в с. Устье для формального открытия школы. К назначенному времени собрались к училищному помещению дети, мальчики и девочки, около 50 человек, желающие учиться, а также и родители их; прибыл сюда и попечитель училища, купеческий сын Василий Иванович Петров. По приезде ожидаемых посетителей, все стоявшие на воле двинулись в ново-устроенное помещение для школы, и, как день тот был воскресный, в короткое время собралось народа в помещении довольно много. По принесении из храма в училищную залу св. икон, было совершено молебствие «на начатие учения отроков», во время которого все присутствовавшие тут, усердно молились, внимательно выслушивая эктении и молитвы (неслыханные народом), составляющие содержание этого молебно-служения. При окончании молебствия местный священник Иоанн Серебряков обратился к детям и родителям их с следующей речью: «Вот наконец и у нас, Слава Богу, ныне по настоящему открывается народная школа для детей нашего прихода! До сего времени наш приход, состоящий из 1960 душ мужского пола, лишен был такого блага, которое для него весьма дорого. Мне хорошо известно,- народ немало скорбел об этом, но без руководства, он до сих пор ничего не мог сделать для себя. Почтенные родители детей сих! Кто иной, как не пастырь ваш, должен облегчить скорбь вашу? И что он мог сделать более благодетельного для вас, как не употребить стараний и ходатайства о введении в приходе народной школы? Из сочувствия к приходу я решился взяться за это дело,- но как и чем? На первых порах решение этих вопросов ставило меня в немалое затруднение. Тем не менее, находя необходимым устроить в своем приходе школу, постепенно стал я изыскивать средства на сей предмет. И что же? Бог не без милости – при благом начинании, и мир не без добрых людей. Скоро нашлись и благодетели и средства на благое учреждение. Благодаря Шелковскому, Зяблову и Петрову, училищное здание теперь готово к открытию учения, и по милости Божией, быстро наполнено детьми, желающими образования. От сего времени остается на долю вашу, дети, неопустительно посещать школу и охотно учиться, безропотно повинуясь наставникам вашим,- а на долю вас, родители, не удерживать детей дома для своих хозяйственных занятий, и, справляясь об успехах детей, поощрять их усердие. Можно надеяться, что при этих условиях плоды школьного обучения обнаружатся в детях в непродолжительное время; за это могу даже ручаться вам, опытом дознавши, что всего более требуется для успеха школы, так как я сам лет пять тому назад состоял в должности учителя народной школы. Считаю излишним говорить вам. Родители, о пользе науки, надеясь, что и вы сами знаете это, так как нередко твердите совершенно верную поговорку: ученье – свет, а неученье – тьма. Одно хочу напомнить вам, что ваши понятия о грамотности еще очень скудны и сбивчивы. По вашему понятию, тот грамотей, кто умеет читать и писать, но этого мало. От человека грамотного требуется, чтобы он не только мог прочитать и написать, а чтобы хорошо сам понимал и другим мог толково объяснить прочитанное, чтобы умел написать и разумно и верно, а главное – чтобы научился быть человеком религиозно-нравственным, т.е. знал закон Божий и исполнял заповеди Божии. В таком случае грамотей поистине может назваться человеком грамотным, так как он может быть истинным христианином, добрым и рассудительным гражданином общества, и хорошим семьянином. Такова цель настоящего учреждения. А что, посмотришь, за грамотей, который выходит из-под выучки деревенского парня или старой крестьянской девы! Он с трудом читает одну книгу, которую зубрил несколько зим, разбирая по складам другую вновь попавшуюся ему; не может со смыслом написать письма к своим родителям и прочесть письма чужой руки; не в силах свести счета. Прихода и расхода, на два-три рубля; совершенно незнаком с верой Христовой и требованиями закона Божия,- не знает даже ни одной христианской молитвы. Говорю это, на основании своих наблюдений за крестьянскими детьми, без преувеличения, сущую правду, что вы и сами конечно можете подтвердить. А между тем дети приобретают такие ничтожные сведения в грамоте в довольно продолжительное время, что составляет немалый убыток для их родителей, так как от них требуется во все время этого обучения и расход на книги и плата за выучку. Надеюсь. Что теперь и с этой стороны будет облегчено положение нашего прихода. Наше учреждение основано в видах несомненной пользы для здешнего прихода – не в настоящем только времени, но и для будущего поколения. Если благо и счастье общества во всякое время имеет своею опорой мудрость и рассудительность, добродетель и благочестие тех людей, из которых оно состоит, то счастье потомства, очевидно, зависит от степени и характера образования, какое сообщено будет современному нам юношеству. Обученные хорошо теперь будут впоследствии времени помогать школе, передавая своим детям те познания и правила жизни, которым научены сами. То. Что делает вначале одна только школа, со временем будет делать каждая семья,- и благочестивое образование народа сделается его жизнью. Как видите, настоящим учреждением очень много сделано для нашего прихода, за что мы сердечно должны благодарить тех лиц, которые содействовали основанию нашей школы. Не явись на помощь при сооружении сей школы Шелковский, Зяблов и Петров,- нашему приходу может быть еще долго пришлось бы ожидать открытия ее. Они явились в этом случае и великими благодетелями для нашего общества и достойными подражания христианами, так как они здесь действовали без всякого своекорыстного расчета, по одной любви к ближним. Петров не только жертвовал своими средствами. Но и очень часто посещал постройку, отвлекаясь от своих коммерческих дел, быть может, не без ущерба для них; к тому же и на будущее время он обещается содействовать успеху нашей школы. Дай Бог, чтобы между здешними прихожанами нашлось побольше людей, готовых поревновать доброму делу этих благотворителей!» Затем произнесено было многолетие Государю Императору и всему царствующему Дому, преосвященнейшим – архиепископу Антонию и епископу Иакову, а равно и всем заботящимся о деле народного образования. После чего присутствовавшие в зале приложились к св. кресту, дети и само помещение окроплены святой водой. По окончании молебствия Тюриков говорил народу о значении образования – при новом положении воинской повинности, и о важности его в жизни хозяйственной и семейной; внушал детям неопустительно и своевременно посещать школу, а родителям – не удерживать детей дома, представляя это необходимым для успеха детей. Затем Тюриков и Чехович, пожелав учителю и детям полного успеха в добром их начинании, отправились, по приглашению, к Петрову на чай, а оттуда через час на Колокшанскую станцию железной дороги (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть № 20, 15 октября).
В 1884 г. «Помещение собственное, полукаменное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 13, шириной 7, вышиной 4 ар. Учебных пособий достаточно — на 107 р. 98 к. Библиотеки нет, но книг для чтения 96 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Серебряков, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1876 г.; учитель Василий Клюев, воспитывался в Киржачской учительской семинарии, но курса не окончил, имеет звание учителя, преподает с 1880 г., а в настоящем училище с 1-го августа 1883 г. Попечитель крестьянин Степан Федорович Дунаев, пожертвовал всего до 450 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 57 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. и 3 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. и 1 д. Вновь поступило 23 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 65 м. и 10 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 18, 9 — 10 л. - 22, 10 — 11 л. - 20, 11 — 12 л. - 5, 12—13 л. - 6, 13 — и выше - 1. Из учащихся — 12 из с. Устья, 29 из д. Иваньковой (1 вер.), 5 — Малетеевой (3 вер.), 5 — Боковиной (3 вер.), 7 со ст. Колоши (1 вер.), 5 из д. Угора (5 вер.) и 5 — Иевлевой (1 ½ вер.). Ночлежного приюта нет. Некоторые живут на квартирах с платой по 2 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м. и 2 д., куп. 1 д., крестьян 64 м. и 8 д. Средства: от земства 360 р., от частных лиц 100 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 300 р. Посещали классы все исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков по инструкции. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учительница – Мария Соколова с 1896 года. Законоучитель – отец Сергиевский с 1903 года. В 1910 году на купеческом собрании было решено собрать средства на строительство новой школы. Деньги собирали всем миром. Самый большой вклад в строительство внесла семья московских купцов Петровых Василия Ивановича и Анны Сергеевны. Петровы похоронены на Устьевском кладбище, у стен Свято-Никольского храма. Местные жители сохранили память об этих замечательных людях. Навещают их могилы и школьники.
Петрова А.С.
Петров В.И.
В результате напряжённой работы в 1913 году среди зелёных лугов выросло красивое здание из красного кирпича. В этой школе были открыты три класса, и за парты сели 70 учеников. По названию села, в котором находился храм, школа стала называться Устьевской. Это название по традиции сохранилось до наших дней. «В 1908 году в управу поступило заявление от учительницы Устьинской школы г-жи Сокольской о желательности открыть второй комплект в виду тесноты помещения. Поданное ею заявление тотчас же было проверено управой и подтвердилось, судя по отметке управы; в 1912 году управа приступила к постройке этой школы, но уже без всякой проверки сведений на месте, доверившись сведениям, данным 4 года назад. Выстроив школу на болоте, в то время как рядом пригорок песка, управа выстроила ее не сообразуясь с соседними селениями, откуда учеников более, чем из села Устья. При том выстроила доверчиво на 2 комплекта. Не прошло года, как выяснилось, что и для одного то комплекта не хватает учащихся. И вот второй комплект в настоящее время закрыт, а вторая учительница переведена в Колокшанскую школу. Таким образом затрачены земские суммы, затрачены неосмотрительно и выстроенное здание в своей половине должно стоить, чуть ли не заколоченным, т. к. приспособить его для одного большого класса возможности не представляется. Этому мешает выстроенная внутри капитальная перегородка, вместо раздвижной, рекомендуемой всюду по вновь строящихся школах. Такие убытки, в которые земство входит, ревизионная комиссия считает недопустимыми и определяет их как результат смешения власти допущенной, как известно собранию, в прежние года, когда компетенция техника не была ограничена от вмешательства управы к технику строительства. Разглядывая это сооружение по существу, т. е. ту же Устьинскую школу, приходится удостовериться, что в квартирах учительниц, удобных по размеру и совершенно непригодных по плану, как проходных комнатах, жить учительницам к сожалению нет возможности, так как подпочвенная вода, заключенная фундаментом в кольцо, проникает изнутри через пол в виде страшного зловония. Когда же отверстия, сделанные для вентиляции, забивают ватой, то вынимают эту вату полную какой то зеленоватой слизи. Где же спрашивается была предусмотрительность управы при подобной постройке, где те данные, являющиеся результатом совещания управы с врачом и техником». В 1917 году, после Октябрьской революции, школа стала Устьевской начальной, и в ней стали учиться дети со всей округи, в том числе и из бедных крестьянских семей. Все желающие разместиться в школе уже не могли, и под школу был отдан бывший дом купца Крашенинникова. До 1921 года переполненные классы обучали две учительницы: Мохова Мария Николаевна и Сокольская Мария Алексеевна (родственницы священника Сокольского). В 1921 г. приехали в школу ещё две учительницы: Воронина Елена Константиновна и Радостина Анна Никитична. Они не только учили детей, но и проводили большую работу со взрослыми по ликвидации безграмотности населения.
«Руководители УСТЬЕВСКОЙ ШКМ (заведующий АРХАНГЕЛЬСКИЙ) и руководитель кустового методобъединения КРАСНОЩЕКОВА считали решения партии не обязательны и проводили свою политику воспитания, в корне извращая методы воспитания, что нетерпимо в условиях советской школы. Архангельский и Краснощекова были воспитанниками старой дореволюционной школы и несмотря на продолжительность их работы в условиях советской школы до конца остались старыми дореволюционными «воспитателями», вставшими на рельсы классового врага — кулака. Учитель Архангельский, как отпрыск отжившего класса (Архангельский сын попа), понял силу и могущество нового строя в деревне и, поняв это, встал на сторону своего разгромленного, но еще недобитого класса — кулачества, действуя «тихой сапой», осторожно обходя все возможности быть обвиненным. Вопросы коммунистического отношения к труду и навыки коллективизма Архангельскому были не по-нутру. Но чтобы не быть обвиненному, он начинает ходить, «хлопотать» о помещении для рабочей комнаты (мастерской), и когда с помощью РОНО помещение было предоставлено (вопрос заключался только o его передачи) Архангельский сумел сделать хитрый маневр — неофициально отказался от помещения, мотивируя тем, что нет оборудования. Не случайно также и то, что план работы по труду в подготовке к весенне-посевной кампания прорабатывался школьниками шестой группы, которую ведет Архангельский, только 26 февраля. Не случайно и то, что этот урок получился совершенно оторванным от вопросов классовой борьбы в колхозах и организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Укрепление сознательной дисциплины должно проходить по линии ДСУ (детское самоуправление), но оно подменялось голым администрированием со стороны Архангельского и Краснощековой. Так к отдельным учащимся применялись меры антипедагогического характера: ученики ставятся в угол, их берут за шиворот, выталкивают в холодный коридор, бьют по щекам и таскают за нос, называя гадами, свиньями, собаками и т.д. Этот метод «поднятия» дисциплины привел к тому, что на уроках происходит невероятный шум, усвояемость по обществоведению по журналам учета считается 69 процентов, но она скорее всего равняется нулю. На уроках обществоведения и истории можно слышать антисоветские выкрики. Обществовед Смирнова на этот выкрик не реагировала никак. На ее уроках дисциплина тоже сильно расхлябанная и существуют осужденные ЦК ВКП(б) постоянные ученические бригады. Все это видела и знала председатель селькома тов. РАДОСТИНА, но она являлась лишь наблюдателем и вместо быстрого и своевременного вмешательства в творившиеся вокруг ее безобразия занималась склокой, сведением личных счетов с Краснощековой и развивала антогонизм между обществоведом Смирновой и руководителем куста Краснощековой. Вся эта работа классового врага, направленная на срыв политехнизации школы и учебной программы вообще, имеющая явно выраженный политический классовый, характер, проходила под носом у сельского совета и партийной ячейки. За все время учебного года зав. школой перед сельсоветом отчитывался только один раз. Но и здесь Архангельский сумел обойти сельсовет, давая завышенные требования зарплаты учительству. Так за три месяца перерасход зарплаты выразился в 212 р. Марксистско-ленинское воспитание учительства со стороны партячейки не развернуто. Секретарь партячейки ЛОВАЧЕВ о безобразиях в ШКМ не знал до 16-го февраля, но и после этого ячейка серьезных выводов не сделала. Это говорит о притуплении классовой бдительности ячейки и нежелании (недооценка) работать на этом фронте. Пусть, мол, занимаются этим другие организации, а нам некогда. Мимо такого безобразного факта игнорирования решений партии и правительства и проведения антибольшевистского - кулацкого воспитания школьников райОНО и райпрос не должны пройти. Архангельского и Краснощекову с работы немедленно снять и отдать под суд!» («Призыв», 4 марта 1933).
Школьные учителя тех лет всё свое время и душевные силы отдавали ученикам. Елена Константиновна Воронина, проработавшая в школе не один десяток лет, за работу по ликвидации безграмотности награждена Орденом Ленина. Позже школе был отдан дом купца Борисова Ф.И., в котором сегодня размещён спортивный зал. В суровые годы Великой Отечественной войны школа продолжала учить детей. Многие ученики военных лет вспоминают, что учителя делились с ними последним: одеждой, ручками и тетрадями, куском хлеба или картошкой. Да и тетрадей часто не было, писали в старых, исписанных, между строк. После войны количество детей быстро растет, поэтому в 60-е годы к ней пристраивают ещё 3 класса. В 50-80-е годы школа живёт единой жизнью со всей страной. В ней существуют октябрятская, пионерская, комсомольская организации. Пионерская дружина носит имя Героя Советского Союза лётчика Николая Францевича Гастелло. Дети советского времени собирают и сдают макулатуру и металлолом, занимаются краеведением, помогают совхозу «Колокшанский» (дер. Рукав) в уборке урожая. Сами выращивают свёклу на отдельном поле, а на заработанные деньги совершают интересные экскурсии в г. Волгоград, Таганрог, Киев, Ленинград и другие. Долгое время директором школы была Тамара Александровна Мусатова. Под её руководством в школе сложился замечательный коллектив талантливых педагогов. В эти годы в школе работают Серафима Николаевна Воронина, Софья Федоровна Баринова, Валентина Захаровна Сорокина, Александра Алексеевна Фролова, Антонина Константиновна Гончарова, Галина Васильевна Русакова, Ирина Юрьевна Заузина, Наталья Владимировна Козина, Евгений Анатольевич и Ольга Павловна Евдокимычевы, Наталья Ивановна Шукина, Татьяна Михайловна Никитова, Елена Константиновна Станкеевич и многие другие талантливые педагоги. Этот коллектив не раз добивался высоких результатов. Многие педагоги работают в школе и сегодня. В 1997 г. после окончания университета в школу приходит молодой учитель истории Алексей Викторович Квасов, который проработал здесь 12 лет, 6 из них – в должности директора. Алексей Викторович сумел сохранить школьные традиции и организовать жизнь школы так, чтобы она развивалась и шла в ногу со временем. МБОУ Устьевская ООШ действует с 15 февраля 2001 г. Адрес - село Устье, Школьная улица, д. 1.
В начале 2003 г. в школу приходят грамотные и компетентные учителя: Поповы Наталья Юрьевна и Артур Викторович, Кулиш Людмила Владимировна. Еще студентом 3 курса физико-математического факультета ВГПУ приступил к работе в школе молодой учитель математики Купцов Владислав Владимирович. Теперь это наш директор. Сегодня в ней работает много молодых интересных учителей. Каждый их них уже стал необходимым. Двое из педагогов – Щукина Н.И. и Арефьева О.А – являются выпускниками школы. Среди выпускников также есть врачи и медицинские сёстры, воспитатели и учителя, офицеры, продавцы, сотрудники правоохранительных органов и МЧС, бизнесмены и рабочие, водители и повара – всех не перечислить. Устьевская школа и сегодня продолжает своё важное дело – учит и воспитывает колокшанских детей. Пожелаем ей успехов, удачи и благодарных учеников! Директор - Попова Наталья Юрьевна. Сайт школы: http://ustieschool.ru/
С 1872 г. священником с. Устья Владимирского уезда состоял Иоанн Николаевич Серебряков, в 1868 г. окончивший Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. С 1897 г. в храме с. Устье служил священник Михаил Васильевич Сергиевский. В 1895 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и в 1897 г. был рукоположен во священника ко храму с. Устья Владимирского уезда.
В церкви три престола: в холодной – в честь святителя и чудотворца Николая и в теплых приделах: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь святого пророка Илии. Из святых икон была замечательна по древности икона святителя и чудотворца Николая, пользующаяся особенным почитанием прихожан. Замечателен напрестольный сребропозлащенный восмиконечный крест с частицами святых мощей; на нем изображения: на лицевой стороне вверху – Господь Саваоф, у распятого Спасителя под руками стоят ангелы и собирают истекающую кровь, по сторонам Его Божия Матерь и святой Иоанн Богослов, при подножии Мария Магдалина и сотник Лонгин; по рукояти выведены листы и травы. Изображения обронной работы. На задней стороне креста надпись: «сей святый крест со святыми мощами церкви Николая Чудотворца, что в Володимирском уезде, на устье реки Колокши, вклад тоя ж церкви бывшаго иерея Иоанна Гаврилова, состроен Благовещенскаго собора, что у великих государей на сенех, ключарем Иоанном Владимирцом в вечное поминование оного иерея Иоанна и супруги его Евдокия и чад их и сродников. В лето 7202 (1694) месяца марта в 25 день». [1] Церкви принадлежали: две каменные часовни, в деревнях Парфеньеве и Большом Иванькове, и каменный двух-этажный дом, крытый железом, в верхнем этаже которого помещается земское народное училище, открытое в 1876 г. [1] Приход составляли: село (25 дворов) и деревни: Старое Иваньково, Новое Иваньково, Иовлево, Хрястово (деревня Иовлево и Христово упоминаются в «уставной грамоте 1537 г. июля 16 Володимерскаго уезда, Ильмехотскаго стана, бобровикам», которой царь Иоанн Грозный повелевает крестьянам этих деревень, занимающихся бобровым промыслом, пойманных ими бобров в реке Клязьме, Колокше и Судогде доставлять в Москву в царскую казну «шерстью».), Баранниха, Угора, Молетьево, Парфеньево, Колокша, Рукав, Одирихино, Боковино, Танково, Алфёрово, Мещеры, Ременники, Артюшино и Запрудье. Деревни отстоят от церкви не далее 7 верст; особых препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в приходе 694; душ муж. пола 2092, и жен. пола 2181. [1]
Награжден Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. набедренником – села Устья священник Михаил Царицын. «Я, гр. с. Устье. Ларионов П.Г., исполнял должность псаломщика, но в настоящее время отказался от этой службы» («Призыв», 31 янв. 1930).
Церковь никогда не закрывалась.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Устье Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 декабря 1999 г.
В нач. 2000-х гг. начался ремонт, который затянулся, судя по строительным лесам, которые стоят уже лет пятнадцать.
Настоятель, председатель приходского совета - Шейн Рудольф Еригольтович. Адрес - Собинский район, село Устье, 36.
У алтаря церкви с. Устье похоронен протоиерей Сергий Евгеньевич Андреев (1902-1991). Он родился в г. Владимире. Отец его был полковником Царской армии. У Сергея были старшие братья Иван и Евгений. Евгений - поручик 10-го Гренадерского малороссийского полка, погиб в 1915 г. До революции Сергей учился в классической гимназии, окончил 5 классов, после революции доучивался в советской школе. С 1919 г. работал во Владимире в Губсовнархозе, в 1920-1921 гг. учился в военной радиошколе, в 1922-1923 гг. работал в Губпросветсовете. Женился на Зинаиде Алексеевне Крыловой. В конце 1923 г. был посвящен в священники обновленческим епископом Лавровым. С 1924 по 1925 г. служил в с. Оликове, с 1925 по 1929 г. - в с. Кистыш, с 1929 по 1932 г. - в Волосове, с 1932 по 1940 г. - в Ставрове. В мае 1940 г. ушел за штат. В 1943-1945 гг. был на трудовом фронте и в Красной армии. В 1945 г. принят в общение Русской Православной Церковью и назначен священником к церкви с. Снегирево, где служил до 1980 г. В 1933 г. награжден набедренником, в 1936 г. - скуфьей, в 1950 г. - наперсным крестом, в 1970 г. - крестом с украшениями, в 1975 г. - митрой. В 1980 г. вышел за штат и переехал к дочери в д. Рукав, где и жил до своей кончины в 1991 г.
В деревне Хрястово сохранилась каменная часовня кон. XIX – нач. XX в. Вторая каменная часовня, необычной треугольной формы, сохранилась в д. Угор.
Вид на остров со стороны детского лагеря «Дружба»
Переправа на остров.
В километре ниже современного устья Колокши Клязьма разветвляется на два протока - левый (шириной 25-30 м) и правый (шириной 55-75 м), которые сливаются ниже села Устья. Длина левого протока 3 километра, правого протока (основного русла) - 3,75 километра. Река Исток впадает в протоку Клязьмы. Между протоками расположен очень живописный Остров с дубравами, небольшими озерцами и лугами с богатым разнообразием трав и обилием земляники зелёной (полуницы). Полунина является ценным лекарственным растением, применяемым, как считают в народе, «при всех болезнях и недугах». На острове летом много малины, земляники. Так что в ягодную пору на Остров начинается самое настоящее "паломничество". На острове разводили благородных пятнистых оленей. Устроена мощная изгородь, построены кормушки, домик. Охотничье хозяйство «Устье» расположено на живописном острове, окруженном водами старого русла реки Колокши. С острова открывается прекрасный вид на храм Николая Угодника, расположенном в селе Устье. Попов брод - это название брода на реке Старица (старое русло р. Колокша) под селом Устье. Ранее (до середине XX века) это было место переправы на Остров, куда люди ходили за ягодами. В настоящее время - просто мелкое место на реке. Название брода, по утверждению местных жителей, появилось потому, что неподалеку находится церковь Николая Чудотворца, и жители села, благополучно переправляясь через реку, благодарили за это Бога, обращая свой взор к храму (связь «церковь – поп» чисто ассоциативная). Подмишка - один из самых выразительных и необычных микротопонимов в этих местах. Так называется омут, расположенный на реке Старица. Когда-то давно на берегу реки стоял домик лесника Михаила, которого все в округе звали просто Мишка. Домик стоял на высоком берегу, а к воде вел крутой обрыв. Под этим обрывом (то есть «под Мишкой», т.е. буквально - под его домом) и протекала река, в русле которой было много омутов. Здесь хорошо клевала рыба. Местные рыбаки, возвращаясь с рыбалки, сообщали друг другу, что ловили рыбу «под Мишкой», то есть под обрывом около его дома. Со временем предлог «под» и существительное «Мишка» слились и по смыслу, и в произношении, и образовалось новое существительное «подмишка».
Родник у реки Клязьмы, напротив острова
Река Исток, привольно петляя, протекает в 50 м. от храма, а устье реки находится в 450 м от него. Река Исток впадает в протоку Клязьмы.
Сразу же за Устьем воздвигнут стальной мост через реку Исток, за которым с послевоенных времён сформировалась особая рекреационная зона в пригороде Владимира. Сначала это были пионерские лагеря «на Колокше» (хотя в действительности четыре пионерских лагеря владимирских заводов и строительного треста № 94 протянулись вдоль Клязьмы).
Дачи, расположенные перед лагерем «Дружба»
Детско-юношеский центр отдыха "Дружба"
Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеский центр отдыха «Дружба»
В начале сентября 1945 года в селе Устье открылся пионерский лагерь Тракторного завода. «Праздник пионеров Устье Колокши, где она впадает в Клязьму — замечательный уголок природы. Здесь прекрасный сосновый бор сочетается с цветистыми лугами колокшанской поймы, с отлогими песчаными берегами рек. В этой местности расположен пионерский лагерь нашего завода. Коллектив лагеря провел большую работу по подготовке к открытию лагерей: переоборудована линейка, очищены аллеи, разбиты площадки. Для детей создано хорошее питание, строгий режим дня, намечен план работы: беседы, походы, экскурсии. Первая очередь детей в 200 человек с 10 июня уже отдыхает. Ребята пробыли в лагере всего несколько дней, а сколько у них радости и впечатлений. Пионеры Валя Сорянина, Шура Костюров, Гена Муравкин, Валя Хвалебнова, Юра Волков и другие рассказывают в «боевых листках» о своих впечатлениях о жизни в лагере, где солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. В прошлый выходной день в лагере был большой праздник. К 10 часам утра начали прибывать автобусы и легковые машины с родителями и гостями на открытие лагеря. В 11 часом состоялась торжественная линейка. Старшая пионервожатая Таисия Васильевна Шиллер открыла линейку. Один за другим отдают рапорт председатели советов отрядов. Затем под звуки барабана пионеры выносят Знамя. Торжественно замерли ряды пионеров, когда председатель совета дружины пионерка Серова поднимала флаг. Начальник лагеря Нина Михайловна Оришева поздравила ребят с открытием лагеря. Зам. секретаря парткома тов. Туляков, комсорг ЦК ВЛКСМ тов. Шагов, зав. отделом пионеров тракторозаводского райкома ВЛКСМ тов. Мироном пожелали им набраться новых сил и энергии для отличной учебы в новом учебном году. Весь день был наполнен радостью и весельем: художественная самодеятельность клуба, декламации, массовые танцы и физкультурные номера пионером, игры, аттракционы. Когда над лагерем нависли сумерки, зажгли традиционный костер. Сколько было радости у ребят. Их глаза искрились счастьем, их улыбки освещало пламя костра, а они все танцевали, пели о своем счастливом детстве, о Великом Сталине. В 11 часов вечера горнист дал отбой ко сну. К. Петров» («Тракторостроитель», 18 июня 1948).
«…тракторного завода, который расположен на живописном берегу Клязьмы возле села Устье Собинского района. Гостей радушно встретила давняя знакомая Сергея Васильевича начальник лагеря Вера Петровна Нагорная. Она провела нас по детскому городку, представила пионервожатым и другим работникам. - А с пионерами поговорите после ужина, - уточнила Вера Петровна, - они ждут встречи с вами с большим нетерпением. В тот вечер Сергей Васильевич не только читал ребятам свои чудесные произведения о природе, но и рассказал о работе над книгой «Мирная крепость». И нужно было видеть восторженные лица детей, слушающих писателя-летописца. Еще бы! Ведь их гость говорил не о чем-то отвлеченном, а об известном им тракторном заводе, где трудятся их родные. Ларин, видимо, специально называл имена и фамилии многих работников ВТЗ. Ведь эти люди наверняка были родителями или бабушками и дедушками сидящих перед ним ребятишек. Все это вызвало живой интерес. Дети задавали множество вопросов. Встреча тогда затянулась надолго. Естественно, что мы уже не успевали на вечернюю владимирскую электричку и остались ночевать в лагере. Утром после завтрака Сергей Васильевич предложил: - Давай переправимся через Клязьму и пешочком прогуляемся до Собинки…» (Сидоров Николай Данилович. Литературно-художественный и краеведческий сборник «Годова Гора». 2002 г.).
Позже "Дружба" стал пионерлагерем Владимирского тракторного завода. В муниципальную собственность лагерь был приобретен в 2004 году. Сегодня это детский оздоровительный лагерь – «Дружба», в котором на протяжении трех летних смен может отдохнуть 1200 человек. Лагерь мало чем отличается от пионерского лагеря советских времен: одноэтажные бревенчатые спальные корпуса (умывальные комнаты и туалеты расположены рядом в отдельно стоящих зданиях), стадион, спортивные площадки, клуб, столовая. Разве что открытый бассейн прибавился. В жаркие летние дни дети могут поплавать в бассейне. Природа изменилась в лучшую сторону: лагерь расположен на берегу реки в сухом сосновом бору, где сосны с годами становятся все мощнее и выше. Другие пионерские лагеря, как и большинство пионерских лагерей в стране, прекратили свое существование. Работа муниципальной «Дружбы» не раз высоко оценивалась. В 2018 году центр отдыха «Дружба» был признан лучшим загородным лагерем области. В том же году вожатый отряда «Рассвет» получил премию «Признание» как лучший вожатый на международном конкурсе «Вожатское сердце планеты». В 2019 году на том же конкурсе «Дружба» получила награду за лучшее фото лета. Коллектив «Дружбы» неоднократно получал благодарности городской и областной администрации за активное участии в жизни города и области. Лагерь «Дружба» в 2021 году отметил свое 75-летие.
Администрация г. Владимира сообщает: За последние годы мэрия выполнила в «Дружбе» значительный объем ремонтных и благоустроительных работ. В частности, проведен демонтаж аварийного клуба, обеспечена подача горячей воды в уличных умывальниках и туалетах, модернизированы душевые, полностью обновлены кровати и другая мебель в спальных помещениях, в каждой жилой комнате установлены электрические конвекторы. В столовой лагеря обновлена мебель, модернизировано оборудование пищеблока, установлена вентиляция. Полностью заменены опоры освещения и электрические сети, в помещениях отремонтированы полы, произведена обшивка корпусов. Кроме того, закуплено и установлено новое световое и аудио оборудование.
Ежегодно участниками летних оздоровительных смен на базе «Дружбы» становятся более тысячи детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Директор - Ляс Алевтина Ефимовна.
«Колокшинский истукан» расположен между лагерем «Дружба» и отелем «Рублёвские Зори»
«Колокшинский истукан» построен в 2011 году владельцами отеля на берегу Клязьмы в качестве приветствия для гостей гостиничного комплекса.
По соседству с «Дружбой» построен элитный отель «Рублёвские зори».
Отель «Рублёвские Зори»
Отель «Рублёвские зори» начал свою работу в 2011 году. Отель расположен в живописном месте на берегу реки Клязьмы, в сосновом бору. Это нетронутый разрушительной силой цивилизации уголок природы, находящийся в устье реки, бесконечных лесных массивов и зрелищных ландшафтов. Данный район считается одним из экологически чистых во Владимирской области. Прилегающий к территории комплекса лес богат грибами и ягодами. Для комфортного проживания гостей предлагается 3-этажная гостиница на 12 номеров и гостевые дома по 4 номера. Интерьер, выполненный в европейском стиле, завораживает духом старины, охотничьими трофеями и старинной мебелью ручной работы. Особая гордость комплекса – кухня. Гости обеспечиваются высококачественным питанием, возможен выбор домашней и охотничьей кухни. Работает бар с широким ассортиментом напитков. Предлагается гостям широкий спектр услуг: охота (охотничье хозяйство «Устье»), финская и русская баня, тайский массаж, йога, бассейн под открытым небом, бильярд, снегоходы, велосипедные и лыжные прогулки, полеты на вертолёте над Владимиром и окрестностями, и даже «трансфер домой на вертолёте». Конно-спортивный клуб «Рублёвские зори» может взять на постой и лошадей клиентов. Есть и пасека «Рублёвские зори».
Один день в «Рублёвских зорях» – это полноценный отдых и телом, и душой, который поможет вам убежать от городской суеты. Сайт Отеля: http://rublevskye-zori.ru/
Лагерь «Чайка»
Недостроенный в советское время лагерь «Чайка» расположен в 1 км. от лагеря «Дружба». В 2000-е годы его пытались перестроить в базу отдыха, но работы приостановились. На территории нет тропинок, корпуса однотипные, на замках, окна целы, открыты только подвалы.
Санаторий «Строитель»
Санаторий «СТРОИТЕЛЬ», самое молодое поселение в округе, получил своё название в связи с тем, что первоначально был построен в 1981 г. для рабочих строительного треста № 94 г. Владимира. В советское время здесь хоть раз побывали едва ли не все строители города Владимира. По тем временам это было типовое (но должного качества) оздоровительное учреждение, расположенное на берегу Клязьмы в сосновом бору.
Санаторий приватизирован и функционирует лишь в летнее время как детский оздоровительный центр.
Дубки - название части леса на берегу реки Клязьмы около санатория «Строитель». Здесь растут одни дубы. Место это заповедное, потому что дубрав на берегу Клязьмы осталось немного. Поляна любви - название места отдыха молодежи в лесу на берегу реки Клязьма, недалеко от санаторий «Строитель». Название объясняется тем, что здесь часто назначались свидания. Возникло не ранее 1981 года (когда был построен санаторий «Строитель»).
Парк-отель «Жемчужина Золотого кольца»
В трёх километрах от санатория «Строитель» на озере Ревяки расположен парк-отель «Жемчужина Золотого кольца». До открытия «Рублёвских зорь» парк-отель на Ревяках был «самым элитным» в этих местах. Правда, подъезд к нему на автомобилях со стороны санатория «Строитель» невозможен. Лесную дорогу пересекают два ручья. Перед первым ручьём редкие грибники (обилием грибов старые леса не отличаются) оставляют свои автомобили: мосток хилый. Перед вторым ручьём продолжением лесной дороги является лесная тропа. Подъезд к Ревякам осуществляется от трассы М 7 «Волга».
Сайт отеля: https://www.perlotel.ru/
Озеро Ревяки является старицей реки Клязьмы. Длина озера 1,35 километра, максимальная ширина 115 м. Вблизи северного берега озера, на котором расположен парк-отель, проходит новая граница города Владимира. Таким образом, озеро находится на территории Собинского района, а парк-отель примыкает к черте города. Но на девственности окружающей парк-отель природы это не сказывается.
Исток озера впадает в Клязьму. Так как юго-восточная оконечность озера близко подходит к реке, длина истока составляет всего 150 м. Зато впадающий в озеро ручей, продолжением которого являются магистральный мелиоративный канал, имеет совместную с каналом длину 4,5 километра и тянется до железной дороги Москва - Нижний Новгород.
Вид на Никольскую церковь со стороны д. Ивлево
Деревня Ивлево
Поселение, эпоха бронзы расположено в 0.2 км. к востоку от д. Ивлево, левый берег левобережной протоки р. Клязьма. Высота над протокой 8 м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, со штриховкой на внешней и внутренней поверхности, с орнаментом из оттисков гребенчатого штампа или неорнаментированная, поздняковской к-ры.
Деревня Ивлево возникла в начале XVIII века и названа по имени помещика Иовлева, которому она когда-то принадлежала. Сейчас деревня в основном дачная, идет интенсивный захват земельных участков в сторону села Устье, рано или поздно всё поле застроят. Близость живописной реки Клязьмы весьма привлекательный фактор. Численность населения в 2010 году – 6 муж. и 8 жен.
р. Клязьма. Вид на д. Ивлево.
Дома в деревне Ивлево
Колодец в д. Ивлево
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Поселок Колокша Село Ворша Пос. Ставрово Село Бабаево