Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
05:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Устье, Собинский район

Село Устье

Устье. Поселение, эпоха бронзы (35/33 — 13/11 вв. до н.э.). 0,35 км. к югу от села, первая надпойменная терраса лев. берега р. Клязьма, лев. берег руч., впадающего в сев. протоку р. Клязьмы. Размеры памятника не определены, высота над руч. 6 м. Культурный слой – темно-серый гумусированный песок толщиной 0.12 м. Керамика лепная, без орнамента, предположительно эпохи бронзы, кремневые наконечник стрелы, сверло, отщепы.

Во времена великого княжения дорога от Колокши, что близ устья реки Колокши, через село Ставрово и Черкутино шла на г. Юрьев-Польский.

- Деревня Афанасьево. Курган. 0.3 км. к северо-востоку от деревни, правый берег р. Колокша. Местное название - "Батарея". Насыпь овальной в плане формы, высотой до 1.5 м., размерами в основании 7х5 м., повреждена грабительской ямой.
- Село Устье. Селище, 11-13 вв. 0.5 км. к югу от села, северный берег левобережной протоки р. Клязьма, близ места впадения в нее безымянного ручья. Высота над протокой 8-9 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.

В XVII веке, в шестнадцати верстах от города Владимира указом царя были выделены земли на строительство погоста. Этот погост был назван в честь Святого Николая – «погост Николая Чудотворца, что на устье реки Колокши».
Со временем селение около церкви значительно выросло и получило название село Устье, так как оно находится недалеко от места впадения реки Колокша в реку Клязьма.
В последующее время село Устье стало дачным селом богатых мещан города Владимира.

Николай Николаевич Златовратский

В с. Устье в 1870-х - начале 1880-х гг. проводил лето писатель - прозаик, публицист, мемуарист Николай Николаевич Златовратский (1845-1911). Родился он во Владимире. Его отец, Златовратский Николай Петрович, окончив духовную семинарию, служил письмоводителем канцелярии предводителя дворянства; мать - Марья Яковлевна (урожд. Чернышева). Фамилия Златовратский идет от его деда - диакона Николо-Златовратской церкви во Владимире. Первоначальное образование было домашнее; в 1864 г. Николай Златовратский окончил Владимирскую гимназию, посещал также землемеро-таксаторские классы (получил звание землемера-таксатора, участвовал в обмере земель при проведении крестьянской реформы 1861 г.). Сильное воздействие на Николая оказала семья, ее «религиозно-семинарский романтизм», демократические убеждения отца, который принимал деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, был инициатором и организатором общедоступной библиотеки (1859).
Помогая взрослым в составлении каталогов, размещении и выдаче книг, Николай Златовратский, по его признанию, пережил духовное «преображение», приохотился к чтению. Большое впечатление на юношу произвело посещение их дома в 1861 г. Н.А. Добролюбовым (однокурсник дяди, Александра Петровича, по Главному педагогическому институту), заезжавшим во Владимир для переговоров о сотрудничестве в проектируемой братьями Златовратскими неофициальной газете «Владимирский вестник» (издание не было разрешено). Златовратский рано познакомился с сочинениями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, с «Колоколом». Уже в гимназии проявились его литературные склонности: он выпускал рукописный журнал «Наши думы», «...писал стихи и по Кольцову и по Некрасову, писал рассказы по Тургеневу и Помяловскому, написал даже по Островскому целую драму из народного быта в подражание его "Грозе"». В 1864-1865 гг. Златовратский -студент историко-филологического факультета Московского университета. В 1865-1866 гг. обучался на механическом отделении Петербургского технологического института (покинул институт из-за крайней нужды). Свои «столичные мытарства» - скитания по «углам» и ночлежкам, голод - он описал впоследствии в рассказе «В артели». В 1866 г. Златовратский работал корректором в газете «Сын отечества» и дебютировал в «Отечественных записках» рассказом «Чупринский мир».
В 1868-1871 гг. Николай Златовратский печатал в «Искре», «Будильнике», «Неделе» многочисленные очерки и рассказы, написанные «по наблюдениям... почерпнутым... из землемерской практики», носившие «резко обличительный характер». Он прекратил сотрудничество из-за конфликта с цензурой. В1872 г. Златовратский после тяжелой болезни возвратился во Владимир, где начал работать над первым крупным произведением - повестью «Крестьяне-присяжные»; рукопись он по главам посылал Салтыкову-Щедрину (опубликована в "Отечественных записках" в 1874-1875 гг.). В повести проявились характерные черты творчества писателя - апология общинной жизни, поэтизация «мира», крестьянской души и в то же время критическое изображение пореформенной деревни. Осенью 1876 г. Златовратский женился на дочери владимирского врача Стефании Августиновне Яновской (1850-1936). Зиму он прожил в Москве, 1877-1882 гг. - в Петербурге, наездами бывал в Москве; лето проводил в селах вблизи Владимира (Добрынское, Устье), где изучал современную деревню, общался с крестьянами. На основе этих наблюдений был создан роман «Устои» (опубликован в журнале "Отечественные Записки" с 1878 по 1882 г.), посвященный пореформенной деревне, вступившей в стадию борьбы двух «правд»: новой, исповедуемой хищниками-кулаками, и старой - патриархально-Демократической, утверждаемой хранителями «дедовских заветов». Апологеты новой «правды» (Пётр, Пимен Савельич и др.), «необузданные деспоты, безжалостные и неумолимые», обрисованы Златовратским резко критически.
Им противопоставлены персонажи, вобравшие в себя все «чистое, любовное, мирное, устойчивое, что только выработал народный романтизм». Образы Мосея, Ульяны Мосевны - идилличны, благостны, по типу и языку сходны с героями русских сказок. Уже Салтыков-Щедрин обратил внимание Златовратского на искусственность приподнято-возвышенного стиля речи «общинных мужичков»: «В последних главах вы употребляете язык вполне неудобный, а в отношении к крестьянскому быту даже немыслимый». Критики указывали писателю на то, что он «не изучает народную жизнь... а фантазирует по поводу ее и приписывает народу такие качества, такие идеи и чувства, которые составляют внутренний мир самого Златовратского», обвиняли писателя в «идолопоклонстве перед народом». Но все же ему удалось запечатлеть драматические коллизии, вызванные кризисом «старого порядка» и появлением поколения хищников-кулаков. Широкий круг проблем освещен в публицистике Златовратского, и прежде всего в цикле очерков «Деревенские будни» - наиболее значительном из его «народоведческих» произведений, в котором он на богатом материале из жизни русского крестьянства хотел показать «крепость традиционных начал в народе»: «народная критическая мысль, разрушая ...временные формы, в сущности стремится к охранению и воплощению в новые формы тех же начал...»
В циклах «Очерки деревенского настроения», «Очерки крестьянской общины (Деревенские будни)» писатель высвечивает приметы свершившейся «колупаевской революции», ознаменованной не только появлением «грубого, грязного, утробного кулака», на и пробуждением в кротком и терпеливом мужике духа бунтарства, протеста и сопротивления. С.А. Венгеров по поводу «Деревенских будней» писал, что Златовратского принято считать «идеализатором «народного быта», но затруднительно указать, в чем собственно заключается эта идеализация». Н.К. Михайловский отметил, что Злаговратский был «не только апологет общинных устоев, но и правдивый летописец их разложения».
В 1876-1884 гг. писатель был тесно связан с редакцией «Отечественных записок», «... даже то немногое, что я успел еще сделать лично, было исполнено при неослабном участии ко мне редакции "Отечественных записок"», - писал он Салтыкову-Щедрину 6 апреля 1882 г. Салтыков-Щедрин сочувствовал Златовратскому, поддерживал его, неоднократно выплачивал ему авансы под незавершенные произведения, помог в издании сборника «Деревенские будни». В 1879 г. Златовратский входил в состав артели для издания журнала «Русское богатство», стал его редактором, под псевдонимом Н. Оранский опубликовал программную статью «Народный вопрос в нашем обществе и литературе» (1880, № 3), в которой наряду с сочувствием борьбе «народных заступников», людей с «золотыми сердцами», проявились его сомнения в возможности общины противодействовать формированию «класса сельской буржуазии... и пролетариата».
Выдвигаемый Златовратским идеал «нового человека» был близок типу народника-семидесятника (образ доктора Башкирова в повести «Золотые сердца»). Писатель участвовал в изданном народовольцами сборнике «Отклик» (СПб., 1881), где опубликовал рассказ «Старый грешник». Еще в 1866 г. Златовратский сблизился с Ф.Д. Нефедовым, ставшим его другом и литературным наставником. В Петербурге он входит в круг публицистов-народников (С.Н. Кривенко, В.В. Воронцов, A.M. Скабичевский), знакомится с В.М. Паршиным, А.И. Эртелем; в феврале 1880 г. устроил встречу молодой редакции «Русского богатства» с И.С. Тургеневым. В 1884 г. Златовратский переехал в Москву (летние месяцы 1882-1885 гг. он проводил в д. Лемешки Владимирской губернии). К октябрю 1883 г. относится его знакомство с Л.Н. Толстым, продолжавшееся до 1891 г. Златовратский участвовал в обсуждении проекта издательства «Посредник». В январе 1889 г. Толстой предложил Златовратскому стать редактором задуманного им журнала «Сотрудник», но его кандидатуру отверг издатель журнала И.Д. Сытин. Идейные искания, сомнения в прежних верованиях вызвали у Н. Златовратского интерес к социально-нравственной философии Толстого. Под ее влиянием написаны несколько рассказов. В них действуют мужицкие правдоискатели, проповедующие «любовь да совет» в духе и стиле народных рассказов Толстого.
Сочувствуя толстовской социальной критике, Златовратский, однако, не смог принять его философию непротивления и утопические надежды на нравственное «воскресение» человека. «Больше всего развивал он передо мной свою теорию христианства и усовершенствования общественного путем личной нравственности. Я возражал...», - писал он в октябре 1883 г. В повести «Барская дочь» отражена драма интеллигентных героев, тоскующих по положительным верованиям и убеждающихся вместе с тем в иллюзорности теорий Толстого. Со 2-й половины 1880-х гг. Златовратский писал очерки, рассказы и повести об «умственных пролетариях», их идейных исканиях, горькой судьбе и повседневной борьбе за существование. Обостряется интерес писателя к городским «низам», к их проблемам и настроениям. В очерке «Город рабочих» Златовратский изобразил характеры и судьбы недавних деревенских жителей, ставших работниками фабрик, кустарных мастерских, их страшный быт. Очерк проникнут пессимизмом: «нет выхода», «нет проводника из заколдованного города», гибнущего от нового рабства. Позднее он создал образ рабочего-бунтаря, протестующего против социальной несправедливости. В рабочих Златовратский видел тогда силу, способную осуществить идеалы христианского социализма.
В статье «Три легенды» (1913) он характеризует пролетарских борцов как «новых крестоносцев», которые воплотят «царство Божие на земле... во имя братства, свободы и справедливости». Ф. Фидлер писал в своих воспоминаниях о внешней стороне жизни Златовратского в Петербурге в 1892 — 1894 гг.: «За ужином сидел рядом с Н.Н. Златовратским. Петербург нравится ему гораздо больше, чем Москва, где вообще нет литературной! жизни... Пессимизм Ибсена не найдет, по его словам, ни малейшего понимания у русских: даже самый большой пессимист в России не теряет оптимистических надежд... Никуда не ездит без сопровождения, потому что подвержен обморокам...
Он пил водку, пиво и вино, и танцевал кадриль... Васюков (прозаик. - О.П.) был близко знаком с Златовратским (до сих пор страдающим боязнью пространства)». Д.Н. Мамин-Сибиряк о нем говорил: «Златовратский одно время нищенствовал и был арестован за бродяжничество... В том, что касается выпивки, он был некогда неподражаем; впрочем, еще и сегодня не всякий юнея сумеет его перепить... Это идеально добрый человек; он предложил мне денег, чтобы я обзавелся имением рядом с его собственным... Златовратский... он настоящий писатель, но и он пишет не по-русски». Скиталец о Златовратском, на вопрос о том, как он живет: «Весьма одиноко, в маленькой убогой квартирке». - «Но говорят, он богат». - «Нет, у него лишь маленький участок земли». В 1890-1900 гг. Златовратский редко публиковал художественные произведения; он сотрудничал в журналах «Семья и школа», «Вестник воспитания», составлял биобиблиографические заметки для Настольного энциклопедического словаря (изд. А. Гранат и Ко; здесь опубликованы его биографические заметки: Н.В. Гоголь, В.М. Гаршин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Решетников, М.Е. Салтыков, Г.И. Успенский). Со 2-й половины 1880-х гг. писатель усиленно работал над автобиографическими рассказами; 1898 г. - начало работы над воспоминаниями «Детские и школьные годы» (1908), «В шестидесятых годах» (1910). Златовратскому принадлежат также воспоминания о писателях: «А.И. Левитов» (1895), «Тургенев, Салтыков и Гаршин» (1897), «Из воспоминаний о Н.А. Некрасове как поэте 60-х годов» (1903), «Воспоминания о Ф.Д. Нефёдове» (1903), «Из воспоминаний о Н.А. Добролюбове» (1910). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в квартире Златовратского находился штаб одной из боевых дружин. Последние годы писатель жил уединенно, часто болел. В 1909 г. он был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1910-1911 гг. занимался подготовкой к изданию собрания сочинений в 8 томах.
См. Николай Николаевич Златовратский.


Фрагмент карты 1859 г.

Со своим отцом в с. Устье в детские годы бывал известный скульптор Александр Николаевич Златовратский (1878-1960), выпускник Императорской Академии художеств.


Село Устье

Памятник жителям села, погибшим в ВОВ. Фамилии односельчан процарапаны на поверхности.

Село Устье входит в состав Колокшанского сельского поселения.
Численность населения в 2010 году – 19 муж. и 19 жен., всего 38 чел.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая
Церковь во имя святого пророка Илии

Собинское благочиние.
Местная православная религиозная организация Приход Свято-Никольский села Устье Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.
Дата регистрации - 17 декабря 1999 г. Руководитель религиозной организации - Шейн Рудольф Рейнтгольтович. Юридический адрес - 602212, с. Устье, д. 36, п/о Колокша.

По книгам патр. Каз. Приказа, в XVII в. в селе существовали две отдельные церкви: одна в честь Святителя и Чудотворца Николая и другая во имя святого пророка Илии, обе были деревянные. В 1731 г. за ветхостью была разобрана церковь святого пророка Илии и поставлена новая во имя того же святого. Обе церкви существовали до 1802 г.; в этом году Николаевская церковь сгорела, а Ильинская, вероятно, была разобрана за ветхостью. На место их в 1802 г. была заложена каменная церковь и освященная в 1805 г., при ней была построена каменная колокольня.


Церковь Святителя и Чудотворца Николая

Основной объем храма в виде трехсветного неравногранного восьмерика перекрыт купольным сводом с глакой. К нему примыкают пониженные объемы алтаря, притворов и трапезной с Рождество-Богородицким и Ильинским приделами, соединяющей храм с колокольней.


Церковь Святителя и Чудотворца Николая

Главка Никольского храма

Дом при Никольском храме

Врата церковной ограды

В 1814 г. ко храму с. Устье был рукоположен во священника Неофит Иванович Протопопов.
С 1842 г. священником в с. Устье был Петр Семенович Малышев. Он был рукоположен во священника ко храму с. Устье в год окончания Владимирской семинарии.
В 1855 г. священником с. Устье был сын о. Неофита Протопопова, Андрей Неофитович Протопопов, который в 1852 г. окончил Владимирскую семинарию. 22 февраля 1868 г. умер села Устья священник Андрей Протопопов.
29 февраля 1868 г. Муромского уезда, села Шульгина священник Евфим Протопопов перемещен в село Устье.
В 1854 г. причетником в храм с. Устье был переведен Иван Иванович Соколов. В 1846 г. он был священником в с. Овчухи Владимирского Уезда, в 1852 г. - в с. Забелине Юрьевского уезда, за проступок низведен в причетники.


Сокольские

В 1874 г. священником в с. Устье был определен Николай Иванович Сокольский (Владимирскую семинарию он окончил в 1860 г.).
Устьинское земское народное училище открыто 26 сентября 1876 г.
Директором народных училищ Владимирской губернии заблаговременно сообщено было строителю училищного помещения о дне приезда Чеховича и Тюрикова в с. Устье для формального открытия школы. К назначенному времени собрались к училищному помещению дети, мальчики и девочки, около 50 человек, желающие учиться, а также и родители их; прибыл сюда и попечитель училища, купеческий сын Василий Иванович Петров. По приезде ожидаемых посетителей, все стоявшие на воле двинулись в ново-устроенное помещение для школы, и, как день тот был воскресный, в короткое время собралось народа в помещении довольно много. По принесении из храма в училищную залу св. икон, было совершено молебствие «на начатие учения отроков», во время которого все присутствовавшие тут, усердно молились, внимательно выслушивая эктении и молитвы (неслыханные народом), составляющие содержание этого молебно-служения. При окончании молебствия местный священник Иоанн Серебряков обратился к детям и родителям их с следующей речью:
«Вот наконец и у нас, Слава Богу, ныне по настоящему открывается народная школа для детей нашего прихода! До сего времени наш приход, состоящий из 1960 душ мужского пола, лишен был такого блага, которое для него весьма дорого. Мне хорошо известно,- народ немало скорбел об этом, но без руководства, он до сих пор ничего не мог сделать для себя.
Почтенные родители детей сих! Кто иной, как не пастырь ваш, должен облегчить скорбь вашу? И что он мог сделать более благодетельного для вас, как не употребить стараний и ходатайства о введении в приходе народной школы? Из сочувствия к приходу я решился взяться за это дело,- но как и чем? На первых порах решение этих вопросов ставило меня в немалое затруднение. Тем не менее, находя необходимым устроить в своем приходе школу, постепенно стал я изыскивать средства на сей предмет. И что же? Бог не без милости – при благом начинании, и мир не без добрых людей. Скоро нашлись и благодетели и средства на благое учреждение. Благодаря Шелковскому, Зяблову и Петрову, училищное здание теперь готово к открытию учения, и по милости Божией, быстро наполнено детьми, желающими образования. От сего времени остается на долю вашу, дети, неопустительно посещать школу и охотно учиться, безропотно повинуясь наставникам вашим,- а на долю вас, родители, не удерживать детей дома для своих хозяйственных занятий, и, справляясь об успехах детей, поощрять их усердие. Можно надеяться, что при этих условиях плоды школьного обучения обнаружатся в детях в непродолжительное время; за это могу даже ручаться вам, опытом дознавши, что всего более требуется для успеха школы, так как я сам лет пять тому назад состоял в должности учителя народной школы.
Считаю излишним говорить вам. Родители, о пользе науки, надеясь, что и вы сами знаете это, так как нередко твердите совершенно верную поговорку: ученье – свет, а неученье – тьма. Одно хочу напомнить вам, что ваши понятия о грамотности еще очень скудны и сбивчивы. По вашему понятию, тот грамотей, кто умеет читать и писать, но этого мало. От человека грамотного требуется, чтобы он не только мог прочитать и написать, а чтобы хорошо сам понимал и другим мог толково объяснить прочитанное, чтобы умел написать и разумно и верно, а главное – чтобы научился быть человеком религиозно-нравственным, т.е. знал закон Божий и исполнял заповеди Божии. В таком случае грамотей поистине может назваться человеком грамотным, так как он может быть истинным христианином, добрым и рассудительным гражданином общества, и хорошим семьянином. Такова цель настоящего учреждения. А что, посмотришь, за грамотей, который выходит из-под выучки деревенского парня или старой крестьянской девы! Он с трудом читает одну книгу, которую зубрил несколько зим, разбирая по складам другую вновь попавшуюся ему; не может со смыслом написать письма к своим родителям и прочесть письма чужой руки; не в силах свести счета. Прихода и расхода, на два-три рубля; совершенно незнаком с верой Христовой и требованиями закона Божия,- не знает даже ни одной христианской молитвы. Говорю это, на основании своих наблюдений за крестьянскими детьми, без преувеличения, сущую правду, что вы и сами конечно можете подтвердить. А между тем дети приобретают такие ничтожные сведения в грамоте в довольно продолжительное время, что составляет немалый убыток для их родителей, так как от них требуется во все время этого обучения и расход на книги и плата за выучку. Надеюсь. Что теперь и с этой стороны будет облегчено положение нашего прихода.
Наше учреждение основано в видах несомненной пользы для здешнего прихода – не в настоящем только времени, но и для будущего поколения. Если благо и счастье общества во всякое время имеет своею опорой мудрость и рассудительность, добродетель и благочестие тех людей, из которых оно состоит, то счастье потомства, очевидно, зависит от степени и характера образования, какое сообщено будет современному нам юношеству. Обученные хорошо теперь будут впоследствии времени помогать школе, передавая своим детям те познания и правила жизни, которым научены сами. То. Что делает вначале одна только школа, со временем будет делать каждая семья,- и благочестивое образование народа сделается его жизнью.
Как видите, настоящим учреждением очень много сделано для нашего прихода, за что мы сердечно должны благодарить тех лиц, которые содействовали основанию нашей школы. Не явись на помощь при сооружении сей школы Шелковский, Зяблов и Петров,- нашему приходу может быть еще долго пришлось бы ожидать открытия ее. Они явились в этом случае и великими благодетелями для нашего общества и достойными подражания христианами, так как они здесь действовали без всякого своекорыстного расчета, по одной любви к ближним. Петров не только жертвовал своими средствами. Но и очень часто посещал постройку, отвлекаясь от своих коммерческих дел, быть может, не без ущерба для них; к тому же и на будущее время он обещается содействовать успеху нашей школы. Дай Бог, чтобы между здешними прихожанами нашлось побольше людей, готовых поревновать доброму делу этих благотворителей!»
Затем произнесено было многолетие Государю Императору и всему царствующему Дому, преосвященнейшим – архиепископу Антонию и епископу Иакову, а равно и всем заботящимся о деле народного образования. После чего присутствовавшие в зале приложились к св. кресту, дети и само помещение окроплены святой водой.
По окончании молебствия Тюриков говорил народу о значении образования – при новом положении воинской повинности, и о важности его в жизни хозяйственной и семейной; внушал детям неопустительно и своевременно посещать школу, а родителям – не удерживать детей дома, представляя это необходимым для успеха детей. Затем Тюриков и Чехович, пожелав учителю и детям полного успеха в добром их начинании, отправились, по приглашению, к Петрову на чай, а оттуда через час на Колокшанскую станцию железной дороги.
Учительница – Мария Соколова с 1896 года.
В училище на уроках дети изучали церковнославянскую азбуку, Закон Божий, молитвы. Обучал детей священник. Школу посещали 30 детей из состоятельных семей. Вскоре она получила статус начального народного училища, и маленькое здание перестало вмещать всех.
Законоучитель – отец Сергиевский с 1903 года.
В 1910 году на купеческом собрании было решено собрать средства на строительство новой школы.
Деньги собирали всем миром. Самый большой вклад в строительство внесла семья московских купцов Петровых Василия Ивановича и Анны Сергеевны. Петровы похоронены на Устьевском кладбище, у стен Свято-Никольского храма. Местные жители сохранили память об этих замечательных людях. Навещают их могилы и школьники.


Петрова А.С.

Петров В.И.

В результате напряжённой работы в 1913 году среди зелёных лугов выросло красивое здание из красного кирпича. В этой школе были открыты три класса, и за парты сели 70 учеников. По названию села, в котором находился храм, школа стала называться Устьевской. Это название по традиции сохранилось до наших дней.
В 1917 году, после Октябрьской революции, школа стала Устьевской начальной, и в ней стали учиться дети со всей округи, в том числе и из бедных крестьянских семей. Все желающие разместиться в школе уже не могли, и под школу был отдан бывший дом купца Крашенинникова.
До 1921 года переполненные классы обучали две учительницы: Мохова Мария Николаевна и Сокольская Мария Алексеевна (родственницы священника Сокольского).
В 1921 году приехали в школу ещё две учительницы: Воронина Елена Константиновна и Радостина Анна Никитична. Они не только учили детей, но и проводили большую работу со взрослыми по ликвидации безграмотности населения.
Вскоре школа стала семилетней. Школьные учителя тех лет всё свое время и душевные силы отдавали ученикам. Елена Константиновна Воронина, проработавшая в школе не один десяток лет, за работу по ликвидации безграмотности награждена Орденом Ленина.
Позже школе был отдан дом купца Борисова Ф.И., котором сегодня размещён спортивный зал.
В суровые годы Великой Отечественной войны школа продолжала учить детей. Многие ученики военных лет вспоминают, что учителя делились с ними последним: одеждой, ручками и тетрадями, куском хлеба или картошкой. Да и тетрадей часто не было, писали в старых, исписанных, между строк.
После войны количество детей быстро растет, поэтому в 60-е годы к ней пристраивают ещё 3 класса.
В 50-80-е годы школа живёт единой жизнью со всей страной. В ней существуют октябрятская, пионерская, комсомольская организации. Пионерская дружина носит имя Героя Советского Союза лётчика Николая Францевича Гастелло. Дети советского времени собирают и сдают макулатуру и металлолом, занимаются краеведением, помогают совхозу «Колокшанский» в уборке урожая. Сами выращивают свёклу на отдельном поле, а на заработанные деньги совершают интересные экскурсии в г. Волгоград, Таганрог, Киев, Ленинград и другие.
Долгое время директором школы была Тамара Александровна Мусатова. Под её руководством в школе сложился замечательный коллектив талантливых педагогов. В эти годы в школе работают Серафима Николаевна Воронина, Софья Фёдоровна Баринова, Валентина Захаровна Сорокина, Александра Алексеевна Фролова, Антонина Константиновна Гончарова, Галина Васильевна Русакова, Ирина Юрьевна Заузина, Наталья Владимировна Козина, Евгений Анатольевич и Ольга Павловна Евдокимычевы, Наталья Ивановна Шукина, Татьяна Михайловна Никитова, Елена Константиновна Станкеевич и многие другие талантливые педагоги.
Этот коллектив не раз добивался высоких результатов. Многие педагоги работают в школе и сегодня.
В 1997 г. после окончания университета в школу приходит молодой учитель истории Алексей Викторович Квасов, который проработал здесь 12 лет, 6 из них – в должности директора. Алексей Викторович сумел сохранить школьные традиции и организовать жизнь школы так, чтобы она развивалась и шла в ногу со временем.
В начале 2003 г. в школу приходят грамотные и компетентные учителя: Поповы Наталья Юрьевна и Артур Викторович, Кулиш Людмила Владимировна.
Еще студентом 3 курса физико-математического факультета ВГПУ приступил к работе в школе молодой учитель математики Купцов Владислав Владимирович. Теперь это наш директор.
Школа не раз меняла свой статус. С 2012 года она называется Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьевская основная общеобразовательная школа Собинского района.
Сегодня в ней работает много молодых интересных учителей. Каждый их них уже стал необходимым. Двое из педагогов – Щукина Н.И.и Арефьева О.А – являются выпускниками школы.
Среди выпускников также есть врачи и медицинские сёстры, воспитатели и учителя, офицеры, продавцы, сотрудники правоохранительных органов и МЧС, бизнесмены и рабочие, водители и повара – всех не перечислить.
Устьевская школа и сегодня продолжает своё важное дело – учит и воспитывает колокшанских детей. Пожелаем ей успехов, удачи и благодарных учеников!
Источник

С 1872 г. священником с. Устья Владимирского уезда состоял Иоанн Николаевич Серебряков, в 1868 г. окончивший Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда.
С 1897 г. в храме с. Устье служил священник Михаил Васильевич Сергиевский. В 1895 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и в 1897 г. был рукоположен во священника ко храму с. Устья Владимирского уезда.

«Въ церкви три престола: въ холодной – въ честь святителя и чудотворца Николая и въ теплыхъ приделахъ: въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы и въ честь святаго пророка Илии. Изъ святыхъ иконъ замечательна по древности икона святителя и чудотворца Николая, пользующаяся въ настоящее время особеннымъ почитаниемъ прихожанъ. Замечателенъ напрестольный сребропозлащенный осмиконечный крестъ съ частицами святыхъ мощей; на немъ изображения: на лицевой стороне вверху – Господь Саваофъ, у распятаго Спасителя подъ руками стоятъ ангелы и собираютъ истекающую кровь, по сторонамъ Его Божия Матерь и святый Иоаннъ Богословъ, при подножии Мария Магдалина и сотникъ Лонгинъ; по рукояти выведены листы и травы. Изображения обронной работы. На задней стороне креста надпись: «сей святый крестъ со святыми мощами церкви Николая Чудотворца, что въ Володимирскомъ уезде, на устье реки Колокши, вкладъ тоя жъ церкви бывшаго иерея Иоанна Гаврилова, состроенъ Благовещенскаго собора, что у великихъ государей на сенехъ, ключаремъ Иоанномъ Владимирцомъ въ вечное поминование оного иерея Иоанна и супруги его Евдокия и чадъ ихъ и сродниковъ. Въ лето 7202 (1694) месяца марта въ 25 день».
Церкви принадлежатъ: две каменныя часовни, въ деревняхъ Парфеньеве и Большомъ Иванькове, и каменный двухъ-этажный домъ, крытый железомъ, въ верхнемъ этаже котораго помещается земское народное училище, открытое въ 1876 г.
Приходъ составляетъ: село (25 дворовъ) и деревни: Старое Иваньково, Новое Иваньково, Иовлево, Хрястово (деревня Иовлево и Христово упоминаются в «уставной грамоте 1537 г. июля 16 Володимерскаго уезда, Ильмехотскаго стана, бобровикамъ», которой царь Иоанн Грозный повелевает крестьянам этих деревень, занимающихся бобровым промыслом, пойманных ими бобров в реке Клязьме, Колокше и Судогде доставлять в Москву в царскую казну «шерстью».), Баранниха, Угора, Молетьево, Парфеньево, Колокша, Рукавъ, Одирихино, Боковино, Танково, Алферово, Мещеры, Ременники, Артюшино и Запрудье. Деревни отстоятъ отъ церкви не далее 7 верстъ; особыхъ препятствий къ сообщению съ ними нетъ. Всехъ дворовъ въ приходе 694; душъ муж. пола 2092, и жен. пола 2181».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Награжден Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. набедренником – села Устья священник Михаил Царицын.

Церковь никогда не закрывалась. В нач. 2000-х гг. начался ремонт, который затянулся, судя по строительным лесам, которые стоят уже лет пятнадцать.

У алтаря церкви с. Устье похоронен протоиерей Сергий Евгеньевич Андреев (1902-1991). Он родился в г. Владимире. Отец его был полковником Царской армии. У Сергея были старшие братья Иван и Евгений. Евгений - поручик 10-го Гренадерского малороссийского полка, погиб в 1915 г. До революции Сергей учился в классической гимназии, окончил 5 классов, после революции доучивался в советской школе. С 1919 г. работал во Владимире в Губсовнархозе, в 1920-1921 гг. учился в военной радиошколе, в 1922-1923 гг. работал в Губпросветсовете. Женился на Зинаиде Алексеевне Крыловой. В конце 1923 г. был посвящен в священники обновленческим епископом Лавровым. С 1924 по 1925 г. служил в с. Оликове, с 1925 по 1929 г. - в с. Кистыш, с 1929 по 1932 г. - в Волосове, с 1932 по 1940 г. - в Ставрове. В мае 1940 г. ушел за штат. В 1943-1945 гг. был на трудовом фронте и в Красной армии. В 1945 г. принят в общение Русской Православной Церковью и назначен священником к церкви с. Снегирево, где служил до 1980 г. В 1933 г. награжден набедренником, в 1936 г. - скуфьей, в 1950 г. - наперсным крестом, в 1970 г. - крестом с украшениями, в 1975 г. - митрой. В 1980 г. вышел за штат и переехал к дочери в д. Рукав, где и жил до своей кончины в 1991 г.

В деревне Хрястово сохранилась каменная часовня кон. XIX – нач. XX в. Вторая каменная часовня, необычной треугольной формы, сохранилась в д. Угор.


Старое место впадения Колокши в Клязьму

Старица. Вид на остров со стороны детского лагеря «Дружба»

Переправа на остров.

Остров – небольшой участок земли, расположенный между новым руслом реки Клязьмы и Старицей реки Колокша (река Старица). На острове летом много малины, земляники и часто встречающейся в этих местах душистой ягоды – полоники (полуники). Так что в ягодную пору на Остров начинается самое настоящее "паломничество".
На острове разводили благородных пятнистых оленей. Устроена мощная изгородь, построены кормушки, домик.
Охотничье хозяйство «Устье» расположено на живописном острове, окруженном водами старого русла реки Колокши. С острова открывается прекрасный вид на храм Николая Угодника, расположенном в селе Устье.
Попов брод - это название брода на реке Старица (старое русло р.Колокша) под селом Устье. Ранее (до середине XX века) это было место переправы на Остров, куда люди ходили за ягодами. В настоящее время - просто мелкое место на реке. Название брода, по утверждению местных жителей, появилось потому, что неподалеку находится церковь Николая Чудотворца, и жители села, благополучно переправляясь через реку, благодарили за это Бога, обращая свой взор к храму (связь «церковь – поп» чисто ассоциативная).
Подмишка - один из самых выразительных и необычных микротопонимов в этих местах. Так называется омут, расположенный на реке Старица. Когда-то давно на берегу реки стоял домик лесника Михаила, которого все в округе звали просто Мишка. Домик стоял на высоком берегу, а к воде вел крутой обрыв. Под этим обрывом (то есть «под Мишкой», т.е. буквально - под его домом) и протекала река, в русле которой было много омутов. Здесь хорошо клевала рыба. Местные рыбаки, возвращаясь с рыбалки, сообщали друг другу, что ловили рыбу «под Мишкой», то есть под обрывом около его дома. Со временем предлог «под» и существительное «Мишка» слились и по смыслу, и в произношении, и образовалось новое существительное «подмишка».


Родник у реки Клязьмы, напротив острова

Дачи, расположенные перед лагерем «Дружба»

Река Исток, впадающая в Старицу около лагеря

Детско-юношеский центр отдыха "Дружба"


Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеский центр отдыха «Дружба»

Бывший пионерлагерь Владимирского тракторного завода "Дружба".
Адрес: ул. Михайловская, д. 24. Телефон: 33-41-99.
Директор - Ляс Алевтина Ефимовна.
Лагерь «Дружба» расположен в экологически чистой загородной зоне, живописном уголке Собинского района. Это современный оздоровительный комплекс, где созданы все условия для полноценного отдыха детей. На территории лагеря имеются уютные бревенчатые корпуса, спортивные площадки и стадион. В жаркие летние дни детям будет особенно приятно поплавать в открытых бассейнах.
В муниципальную собственность лагерь был приобретен в 2004 году. В летних лагерных сменах принимают участие около 1200 человек.


Великан, расположен между лагерем «Дружба» и отелем «Рублёвские Зори»

Отель «Рублёвские Зори»

Отель «Рублёвские зори» начал свою работу в 2011 году.
Отель расположен в живописном месте на берегу реки Клязьмы, в сосновом бору. Это нетронутый разрушительной силой цивилизации уголок природы, находящийся в устье реки, бесконечных лесных массивов и зрелищных ландшафтов. Данный район считается одним из экологически чистых во Владимирской области. Прилегающий к территории комплекса лес богат грибами и ягодами.
Для комфортного проживания гостей предлагается 3-этажная гостиница на 12 номеров и гостевые дома по 4 номера. Интерьер, выполненный в европейском стиле, завораживает духом старины, охотничьими трофеями и старинной мебелью ручной работы.
Особая гордость комплекса – кухня. Гости обеспечиваются высококачественным питанием, возможен выбор домашней и охотничьей кухни. Работает бар с широким ассортиментом напитков.
Предлагается гостям широкий спектр услуг: охота (охотничье хозяйство «Устье»), финская и русская баня, бассейн под открытым небом, бильярд, снегоходы, велосипедные и лыжные прогулки и многое другое.
Один день в «Рублёвских зорях» – это полноценный отдых и телом, и душой, который поможет вам убежать от городской суеты. Внимательный и радушный персонал сделает всё, чтобы ваш отдых был незабываемым.
Сайт отеля: http://rublevskye-zori.ru/

Лагерь «Чайка»

Недостроенный лагерь «Чайка» расположен в 1 км. от лагеря «Дружба». На территории нет тропинок, корпуса однотипные, на замках, окна целы, открыты только подвалы.

Санаторий «Строитель»

Санаторий «СТРОИТЕЛЬ», самое молодое поселение в округе, получил своё название в связи с тем, что первоначально был построен в 1981 г. для рабочих строительного треста № 94 г. Владимира. В настоящее время он уже не принадлежит строительному тресту, и отдыхают в нём не только строители, а название сохранилось.
Дубки - название части леса на берегу реки Клязьмы около санатория «Строитель». Здесь растут одни дубы. Место это заповедное, потому что дубрав на берегу Клязьмы осталось немного.
Поляна любви - название места отдыха молодежи в лесу на берегу реки Клязьма, недалеко от санаторий «Строитель». Название объясняется тем, что здесь часто назначались свидания. Возникло не ранее 1981 года (когда был построен санаторий «Строитель»).


Вид на Никольскую церковь со стороны д. Ивлево

Деревня Ивлево

36. Ивлево. Поселение, эпоха бронзы. 0.2 км. к востоку от д., левый берег левобережной протоки р. Клязьма. Высота над протокой 8 м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, со штриховкой на внешней и внутренней поверхности, с орнаментом из оттисков гребенчатого штампа или неорнаментированная, поздняковской к-ры.

Деревня ИВЛЕВО возникла в начале XVIII века и названа по имени помещика Иовлева, которому она когда-то принадлежала.
Сейчас деревня в основном дачная, идет интенсивный захват земельных участков в сторону села Устье, рано или поздно всё поле застроят. Близость живописной реки Клязьмы весьма привлекательный фактор.
Численность населения в 2010 году – 6 муж. и 8 жен.


р. Клязьма. Вид на д. Ивлево.

Дома в деревне Ивлево

Колодец в д. Ивлево


Поселок Колокша

За рекой Клязьма находилось много деревень и сел. Люди из них, отправляясь по делам в город Владимир, проходили через село Устье, а затем шли по грунтовой дороге. В 1860 г. строятся станции и мосты по железной дороге Москва-Нижний, одна из станций была названа КОЛОКША. Ж.д. была открыта в 1861 году.

Колокша — железнодорожная станция Горьковской железной дороги на линии Москва — Владимир в посёлке Колокша Собинского района Владимирской области.
Помимо посёлка Колокша, станция обслуживает жителей деревень Иваньково, Устье, Ивлево, расположенных южнее.

Среди местных жителей существует одна очень интересная легенда о происхождении названия КОЛОКША. Эта легенда записана со слов коренной жительницы посёлка Любови Ивановны Арсентьевой:
"Данным - давно по этим местам , где протекает нынешняя река Колокша, шел со своим войском один значительный человек". Путь его был долог и труден. Путники устали и остановились отдохнуть около реки. Места привлекли их своей красотой и богатством. Вокруг прекрасный лес. В лесу много дичи, грибов и ягод. В реке полно рыбы. Воздух чист и свеж. Чего же ещё желать? И стоит ли идти дальше, когда здесь так хорошо? Воткнул этот человек в землю кол (колышек, маленький "колок", как говаривали в деревнях), остановил обозы и сказал: "Ша! Дальше не пойдём! Здесь будем обустраиваться!". Из этих слов "КОЛ" ("КОЛОК") и "ША" путем их слияния и было в дальнейшем образовано слово "КОЛОКША".
Есть и ещё одна версия происхождения этого названия. Некоторые жители считают, что в основу его легло "какое-то татарское слово".

1912 г. завод Смолокуренный Петрова Николая Васильевича, при ст. Колокша. Производил смолу, скипидар и колесную мазь. 16 рабочих.

Весной 1934 г. организована МТС с обслуживанием колхозов 9 сельсоветов (Ямской, Спасский, Боголюбовский, Новосельский, Семеновский, Красносельский, Сеславский, Богословский, Колокшанский).
В МТС имелось: тракторов ХТЗ-16, СТЗ-2 и ФП-1. Кроме того МТС имело 4 автомашины (из них две грузовых), 7 сложных молотилок и значительное количество других сельско-хозяйственных машин.
В августе 1934 г. на ст. Колокша было начато строительство сажевого завода с капиталовложением 877 тыс. руб., с расчетом окончания работ в 1935 г.

Пос. Колокша – центр Колокшанского сельского поселения Собинского района. Колокшанское сельское поселение образовано 6 мая 2005 года.
Колокшанское сельское поселение расположено в северо-восточной части Собинского района. На севере поселение граничит с муниципальным образованием Толпуховское сельское поселение, на востоке с муниципальным образованием городской округ город Владимир, на юге с муниципальным образованием Асерховское сельское поселение, на западе с муниципальным образованием Воршинское сельское поселение, на юго-востоке с муниципальным образованием Вяткинское сельское поселение Судогодского района.
Территория муниципального образования занимает площадь 6266 га, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения – 4471,98 га, земли населённых пунктов – 556 га, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны и пр. – 182,8 га, земли лесного фонда – 988 га, земли особо охраняемых территорий и объектов – 7,78 га, земли водного фонда – 58 га, земли запаса – 1,44 га
Территория сельского поселения имеет вытянутую форму с севера на юг, пересеченную в этом же направлении реками Клязьма и Колокша. Поэтому территория имеет общий уклон к поймам рек. Протяженность реки Клязьма на территории поселения составляет 686 м., ширина русла достигает 25 м., глубина 2,5-5 м. Протяженность реки Колокша на территории поселения – 22 км., ширина русла 3-7 м., глубина 0,5 м.
Состав сельского поселения:
1. Дер. Баранники (численность населения в 2010 году – 6 чел.); 2. Дер Большое Иваньково (численность населения в 2010 году – 68 чел.); 3. Дер. Брянцево (численность населения в 2010 году – 0 чел.); 4. Дер. Владимировка (численность населения в 2010 году – 13 чел.); 5. Дер. Головино (численность населения в 2010 году – 0 чел.); 6. Дер. Ивлево (численность населения в 2010 году – 14 чел.); 7. Дер. Колокша (численность населения в 2010 году – 31 чел.); 8. Пос. Колокша - административный центр (численность населения в 2010 году – 420 муж. и 487 жен., всего 907 чел.); 9. Дер. Одерихино (численность населения в 2010 году – 85 чел.); 10. Дер. Парфентьево (численность населения в 2010 году – 98 чел.); 11. Дер. Роганово (численность населения в 2010 году – 0 чел.); 12. Дер. Рукав (численность населения в 2010 году – 129 чел.); 13. Село Семеновское (численность населения в 2010 году – 185 чел.); 14. Дер. Струково (численность населения в 2010 году – 12 чел.); 15. Село Устье (численность населения в 2010 году – 38 чел.).


Ж.д. переезд на станции Колокша

Памятник жителям Колокши, погибшим в ВОВ

Магазин «Продукты»


Город Собинка.
Собинский район.
Село Ворша
Пос. Ставрово
Село Бабаево

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Jupiter (03.05.2016)
Просмотров: 519 | Теги: Родник, Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика